Что дает философия для познания истины ответы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Развитие философии вдохновляла вера в то, что истиной выс­шего порядка целостности является истина философская и, стало быть, философия есть наиболее адекватный способ постижения истины, орган выражения ее и путь к ней.

Философия, по Аристотелю, есть знание об истине вечной. Суть философии, по мнению Гуссерля, в возникновении нового вопроса

об истине — не о повседневной истине, связанной с локаль­ной традицией, а об истине общезначимой, об истине в себе. Это истина, которой подчиняют жизнь, которой жертвуют всем. Ключ к пониманию философской системы дает определение истины е ней, и философия начинается, по Гуссерлю, там, где возникает вопрос об истине-идеале.

Урок подлинной философии — в убеждении: ни у кого нет монополии на истину, но каждому обеспечена свобода ее поиска.

1 Цит. по: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи­
лософов. — С. 216.

2 Там же. - С. 233.

3 Там же. — С. 113.

4 Марк Аврелий. Размышления. — II, 17.

5 Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — С. 263.

6 Там же. - С. 270.

Философия — это рациональный поиск способа жизни и ориен­тации в мире.

Философия и философии

В основе человеческой деятельности лежат определенные фи­лософские взгляды, которыми сознательно или неосознанно, сво­бодно или под давлением внешних обстоятельств руководствуется человек. На протяжении 2500 лет философия была духовным ор­ганом человечества. Все феномены культуры, будь то теория отно­сительности или романы Достоевского, имеют глубокие фи­лософские корни. За логическими и психологическими причина­ми лежат причины духовные, которые можно назвать философ­скими, поскольку философия выявляет их. Методология филосо­фии как раз и состоит в том, чтобы за физическими причинами открывать духовные.

С какого бы вопроса мы ни начинали, задавая в ответ на него более глубокий, неизбежно придем к проблеме: что есть бытие, каково назначение человека и т. п. Философия определяет духов­ное состояние общества, даже если мы это не осознаем. Общество вырастает из духовных плодов национального характера. Какова нация, таковы ее философия и жизнь. Состояние философии оп­ределяет не только нравственный потенциал общества, но его экономические и политические характеристики. Мы живем в та­ком состоянии и в таком обществе, потому что у нас такая фило­софия. Кризис философии порождает экономико-политический кризис общества и человека.

1 Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — Т. 1. — С. 80.

2 Джемс У. Прагматизм. — С. 9.

Но все ли, что называют философией, относится к истинной философии, истинной не как дающей объективную абсолютную истину, хотя истинная философия к этому стремится, а, скорее, в смысле понимания истины Гегелем — как соответствующей идее? Для того чтобы разобраться в данном вопросе, надо классифици­ровать все то, что называет себя философией. Истинную филосо­фию следует отличать от недофилософии — направлений, которые представляют собой нефилософский тип мышления либо ставят разум на роль слуги опыта; антифилософии — направлений, кото­рые агрессивно настроены против философии и культуры вооб­ще, вплоть до полного отрицания возможности постижения ис­тины разумом, и которые ставят разум на положение слуги теле­сной деятельности человека; лжефилософии — направлений, ко­торые сознательно выдают за философию идеологические систе­мы; и, наконец, псевдофилософии — всего того, что качественно не дотягивает до истинной философии. Сложность классифици­рования заключается в том, что системы могут одновременно попадать в разные разделы, и многие из тех, кто называют себя философами и кого называют так, — философы на три четверти, наполовину, треть и т.д.

Трагедия философии в том, что к ней стремятся и в ней мечта­ют проявить себя люди, не обладающие соответствующей подго­товкой и даже просто склонностью и вкусом к философским раз­мышлениям. Им нужна философия для оправдания амбиций, или из тщеславия, или родом занятий они приводятся к философии, но по недостатку времени, желания или способностей не могут разобраться в ней. Забывают, что философией нельзя заниматься походя, а надо отдать ей себя целиком.

Ницше Ф. Поли. собр. соч.: В 15 т. — Т. 2. - С. 199.

Проясняя желания, философия способствует индивидуальной духовной свободе. Став духовно свободной, личность получает возможность осознать и создать себя как вечное Я. Когда не было свободы, философия давала ее; когда свобода была, давала муд­рость. Она давала то, в чем в данный момент нуждались люди, и чем на более высоком духовном уровне находился человек — тем больше. Философия делает человека свободным, потому что осво­бождает его дух от засилья обыденности и предрассудков века, а только в духе человек и может быть по-настоящему свободен.

Философия учит думать о смысле существования и целостного бытия. Она утверждает ценность не обладания, а вопрошания, которое есть постоянный духовный поиск на пути к горизонту.

Философия и жизнь

Несмотря на, казалось бы, отвлеченный характер, философия ближе других отраслей культуры к жизни, поскольку дает ответ на вопрос, как жить. Искусство порой погружается в грезы. Наука отгораживается от жизни решеткой формул. Ученый, решающий какой-либо частный вопрос и понимающий относительность до­бываемой им истины, в лучшем случае помощник искателя исти­ны абсолютной. Философ отвечает на важнейшие вопросы жизни теперь и здесь.

Когда определяют философию как дисциплину, помогающую людям жить, возникает возражение: все, что может сказать об этом философия, известно. Но философия позволяет четко пред­ставить по-новому в данной ситуации сгруппированный материал. Главное, не узнать, как себя вести, и не заучить наизусть, а осо­знать это в такой степени, чтобы информация нашла отклик в душе и через это воплотилась в реальность.

Любой житейский вопрос может быть последовательно поднят до философского уровня. Когда спрашивают, где же здесь фило­софия, — это значит, что ум скользит по поверхности вещей, потеряна способность удивляться причудливости и непостижимо­сти бытия; значит так погрязнуть в колее общепринятого стерео­типа, что трудно из нее выбраться.

Рационалисты говорят о лучшем в разуме — способности к критике и достижению взаимопонимания; иррационалисты ука­зывают на худшее в нем — способности к рациональному самооп­равданию с целью заглушения голоса совести. Человек может быть хорош или плох, развивая какую-либо одну свою сторону — ра­зум или чувства в отдельности. Но идеал человека — целостная гармонически развитая личность. Для его осуществления необхо­дим синтез идеи о великом назначении разума, известной еще со времен стоиков и получившей полное развитие в эпоху Просве­щения (но понимая разум не как безликий, а как индивидуаль-

ный и имея в виду не разум как сознательное начало, а как един­ство сознания и индивидуального бессознательного в человеке — здесь уместно использовать достижения индийской мысли и евро­пейской постклассической, включая психоанализ); идеи о важ­ности индивидуальности, известной также давно и вновь во весь рост поставленной экзистенциализмом (модифицировав ее, что­бы экзистенция понималась преимущественно в духовном пла­не); и, наконец, идеи целостной личности (в том смысле, что целостность образуется вокруг душевно-духовного ядра человека). Продвигаясь по этому пути, философия выполняет гуманисти­ческую функцию, помогая людям обрести человеческое достоин­ство, растоптанное в век тоталитаризма и фетишизма.

В теоретическом плане философия обеспечивает целостное пред­ставление о мире и человеке, в практическом — умение мыслить. Первое вместе со вторым формирует мировоззрение. Философия показывает величие мысли и учит вопрошать об основных про­блемах бытия и человеческого существования.

Сова Минервы — символ философии — становится наиболее активной в полночь. Это значит, что философия нужна в самые трудные периоды жизни общества. Тогда ей тяжелей всего и при­ходится.

Философия как учение о целостной личности

Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убежде­ниям. Так вели себя философы Древней Греции — родины фило­софии. Более свежее определение философии гласит, что это на­ука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Здесь схвачена фундаментальная черта философии — стремление к целостному познанию бытия, хотя многие филосо­фы и не думали открывать всеобщие законы или вообще считали, что их нет.

Платон. Федон. — 82, с (любое изд.).

освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизи­рована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведе­ния. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия.

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостно­сти, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль под­спудно живет во-всех философских сочинениях. Как философ по­могает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумав­шись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места). Они должны ве­рить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в преди­словии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон при­влекает людей на протяжении 2500 лет, скорее, не своей концеп­цией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдава­ли за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и ее ценят даже скептики.

Философия выполняет помимо познавательной, мировоззрен­ческой, критической также интеграционную функцию. По отно­шению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отно­шению к обществу и природе — в создании социальной и косми­ческой гармонии.

Будущее философии

Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратить­ся по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою глав­ную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут филосо­фами, а философствование — обычным делом каждого. Филосо­фия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-

видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

Контрольные вопросы

1.Что дает философия для познания истины?

2. Что такое философская истина?

3. Что отвечали на вопрос о значении для них философии античные философы?

4. Каково соотношение между философией и метафизикой?

5. Что дает философия для определения смысла жизни?

6. В чем мировоззренческое значение философии?

7. В чем специфика отношения к философии современного человека

8. В чем различие между философией и тем, что выдает себя за фило­софию?

9. Каково значение философии для становления целостной гармони­чески развитой личности?

10. В чем проблема будущего философии?

Рекомендуемая литература

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи­лософов. — М., 1986.

Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1989.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века / Сост. Р. А. Гальцева. — М., 1991.

Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убеждениям. Так вели себя философы Древней Греции — родины философии. Более свежее определение философии гласит, что это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Здесь схвачена фундаментальная черта философии — стремление к целостному познанию бытия, хотя многие философы и не думали открывать всеобщие законы или вообще считали, что их нет.

Платон. Федон. — 82, с (любое изд.).

фия освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизирована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведения. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия.

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостности, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль подспудно живет во всех философских сочинениях. Как философ помогает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумавшись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места). Они должны верить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в предисловии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон привлекает людей на протяжении 2500 лет, скорее, не своей концепцией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдавали за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и ее ценят даже скептики.

Философия выполняет помимо познавательной, мировоззренческой, критической также интеграционную функцию. По отношению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отношению к обществу и природе — в создании социальной и космической гармонии.

Будущее философии

Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратиться по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою главную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут философами, а философствование — обычным делом каждого. Философия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-

видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

Контрольные вопросы

1. Что дает философия для познания истины?

2. Что такое философская истина?

3. Что отвечали на вопрос о значении для них философии античные
философы?

4. Каково соотношение между философией и метафизикой?

5. Что дает философия для определения смысла жизни?

6. В чем мировоззренческое значение философии?

7. В чем специфика отношения к философии современного человека?

8. В чем различие между философией и тем, что выдает себя за философию?

9. Каково значение философии для становления целостной гармонически развитой личности?

10. В чем проблема будущего философии?




Рекомендуемая литература

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М., 1989.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века / Сост. P.A. Гальцева. — М., 1991.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделаем четыре основных вывода.

1. Философия возникла примерно 2500 лет тому назад в Древней Греции. Отраслью культуры, которая предшествовала ей и на основе которой она возникла, была мифология. Философия взяла у нее свое содержание, т.е. вопросы: каково происхождение и устройство мира? Что такое человек и в чем смысл его жизни? Что такое истина, добро, красота? И другие. Философия взяла самое важное и от других отраслей культуры, предшествовавших ей. Как геометрия на аксиомах, философия зиждется на интуиции, имевшей первостепенное значение для мистики. От искусства философия почерпнула жанр, стиль, воображение и способы передачи чувств. В результате синтеза достижений предыдущих отраслей культуры возникло новое качество — первая в истории рациональная отрасль культуры. В дальнейшем философия вбирала в себя и то, что было характерно для возникших после нее отраслей культуры, в становлении которых она сама играла важную роль: веру — основополагающую черту религии; проверку, лежащую в основании науки; социальный интерес, на котором зиждется идеология.

2. В развитии философии можно выделить три этапа. Первый — античный — этап можно назвать мифологическим, и на нем философия возникает из мифологии в стране с самой развитой мифологической системой — Древней Греции. Второй — средневековый — этап можно назвать религиозным, поскольку в его пределах философия занимается в основном обоснованием религиозных истин. Третий этап, начавшийся в Новое время, можно назвать научным в том смысле, что главной задачей философии становится помощь науке, ставшей лидирующей отраслью культуры. Каждый из этапов делится на три части: становление, создание философских систем, скептицизм по отношению к достигнутым результатам.

3. Результаты философской деятельности можно разделить на
системы, направления, учения, идеи. Философской системой
можно назвать такую концепцию, которая строится на основе

синтеза всего предшествующего материала и отвечает на все основные философские вопросы. В истории философии можно выделить четыре основные системы: объективный идеализм Платона, объективный реализм Аристотеля, субъективный идеализм Канта и субъективный реализм Гегеля. Каждая из них строилась на основе синтеза и модификации предыдущих, так что вместе они представляют собой развивающееся диалектическое целое.

4. Первоначальной формой изложения результатов философского исследования был диалог, воспроизводивший допечатные способы развития философии и достигший расцвета в творчестве Платона. Затем была создана наиболее популярная в философии форма трактата, вершиной которой стали произведения Аристотеля. У практичных римлян в эпоху империи, когда заниматься философией было не столь престижно, да и небезопасно, достигли расцвета такие формы, как письмо и дневник. В Средние века, особенно в арабском мире, были популярны произведения в виде комментария, а также проповедей. В Новое время, когда философия широко преподавалась в университетах, стала обычной публикация курсов лекций, а с появлением научных журналов — публикация статей. В современных условиях используются самые разнообразные формы философских жанров, включая монографии — большие по объему исследования, написанные одним человеком (современный вариант философского трактата), и учебные пособия, одно из которых в ваших руках.

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975—1977. — Т. 1.

Дао дэ цзин. Лунь юй. Мо-цзы // Древнекитайская философия: В 2 т. — М., 1972.-Т. 1.

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Кант И. Пролегомены // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1965. — Т. 4. — Ч. 1.

Платон. Апология Сократа. Критон. Горгий. Пир. Федр. Федон // Соч.: В 3 т. / Под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. — М., 1968 — 1972. — Т. 1,2.

Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Соч.: В 2 т. — М., 1976.-Т. 2.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977.

Сократ. Аристипп. Диоген. Эпикур. Демокрит. Пиррон //Диоген Лаэрт-ский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

Упанишады // Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. — М., 1972.

Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Гераклит. Парменид. Зенон. Эмпедокл. Анаксагор // Фрагменты ранних греческих философов / Сост. А. В. Лебедев. — М., 1989.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии / Сост. П.С. Гуревич. — М., 1988.

Дополнительная

Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре / Сост. М.А. Маслин. — М., 1990.

Бхагавад-гита. — СПб., 1994.

Дхаммапада. — М., 1960.

Лосский И.О. История русской философии. — М., 1991.

Монтень М. Опыты: В 3 кн. — М., 1992.

Соловьев B.C. Смысл любви // Соч.: В 2 т. — М., 1988. — Т. 2.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.

Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2 т. — М., 1965.-Т. 2.

Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убеждениям. Так вели себя философы Древней Греции — родины философии. Более свежее определение философии гласит, что это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Здесь схвачена фундаментальная черта философии — стремление к целостному познанию бытия, хотя многие философы и не думали открывать всеобщие законы или вообще считали, что их нет.

Платон. Федон. — 82, с (любое изд.).

фия освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизирована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведения. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия.

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостности, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль подспудно живет во всех философских сочинениях. Как философ помогает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумавшись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места). Они должны верить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в предисловии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон привлекает людей на протяжении 2500 лет, скорее, не своей концепцией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдавали за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и ее ценят даже скептики.

Философия выполняет помимо познавательной, мировоззренческой, критической также интеграционную функцию. По отношению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отношению к обществу и природе — в создании социальной и космической гармонии.

Будущее философии

Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратиться по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою главную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут философами, а философствование — обычным делом каждого. Философия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-

видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

Контрольные вопросы

1. Что дает философия для познания истины?

2. Что такое философская истина?

3. Что отвечали на вопрос о значении для них философии античные
философы?

4. Каково соотношение между философией и метафизикой?

5. Что дает философия для определения смысла жизни?

6. В чем мировоззренческое значение философии?

7. В чем специфика отношения к философии современного человека?

8. В чем различие между философией и тем, что выдает себя за философию?

9. Каково значение философии для становления целостной гармонически развитой личности?

10. В чем проблема будущего философии?

Рекомендуемая литература

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М., 1989.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века / Сост. P.A. Гальцева. — М., 1991.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделаем четыре основных вывода.

1. Философия возникла примерно 2500 лет тому назад в Древней Греции. Отраслью культуры, которая предшествовала ей и на основе которой она возникла, была мифология. Философия взяла у нее свое содержание, т.е. вопросы: каково происхождение и устройство мира? Что такое человек и в чем смысл его жизни? Что такое истина, добро, красота? И другие. Философия взяла самое важное и от других отраслей культуры, предшествовавших ей. Как геометрия на аксиомах, философия зиждется на интуиции, имевшей первостепенное значение для мистики. От искусства философия почерпнула жанр, стиль, воображение и способы передачи чувств. В результате синтеза достижений предыдущих отраслей культуры возникло новое качество — первая в истории рациональная отрасль культуры. В дальнейшем философия вбирала в себя и то, что было характерно для возникших после нее отраслей культуры, в становлении которых она сама играла важную роль: веру — основополагающую черту религии; проверку, лежащую в основании науки; социальный интерес, на котором зиждется идеология.

2. В развитии философии можно выделить три этапа. Первый — античный — этап можно назвать мифологическим, и на нем философия возникает из мифологии в стране с самой развитой мифологической системой — Древней Греции. Второй — средневековый — этап можно назвать религиозным, поскольку в его пределах философия занимается в основном обоснованием религиозных истин. Третий этап, начавшийся в Новое время, можно назвать научным в том смысле, что главной задачей философии становится помощь науке, ставшей лидирующей отраслью культуры. Каждый из этапов делится на три части: становление, создание философских систем, скептицизм по отношению к достигнутым результатам.

3. Результаты философской деятельности можно разделить на
системы, направления, учения, идеи. Философской системой
можно назвать такую концепцию, которая строится на основе

синтеза всего предшествующего материала и отвечает на все основные философские вопросы. В истории философии можно выделить четыре основные системы: объективный идеализм Платона, объективный реализм Аристотеля, субъективный идеализм Канта и субъективный реализм Гегеля. Каждая из них строилась на основе синтеза и модификации предыдущих, так что вместе они представляют собой развивающееся диалектическое целое.

4. Первоначальной формой изложения результатов философского исследования был диалог, воспроизводивший допечатные способы развития философии и достигший расцвета в творчестве Платона. Затем была создана наиболее популярная в философии форма трактата, вершиной которой стали произведения Аристотеля. У практичных римлян в эпоху империи, когда заниматься философией было не столь престижно, да и небезопасно, достигли расцвета такие формы, как письмо и дневник. В Средние века, особенно в арабском мире, были популярны произведения в виде комментария, а также проповедей. В Новое время, когда философия широко преподавалась в университетах, стала обычной публикация курсов лекций, а с появлением научных журналов — публикация статей. В современных условиях используются самые разнообразные формы философских жанров, включая монографии — большие по объему исследования, написанные одним человеком (современный вариант философского трактата), и учебные пособия, одно из которых в ваших руках.

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975—1977. — Т. 1.

Дао дэ цзин. Лунь юй. Мо-цзы // Древнекитайская философия: В 2 т. — М., 1972.-Т. 1.

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Кант И. Пролегомены // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1965. — Т. 4. — Ч. 1.

Платон. Апология Сократа. Критон. Горгий. Пир. Федр. Федон // Соч.: В 3 т. / Под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. — М., 1968 — 1972. — Т. 1,2.

Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Соч.: В 2 т. — М., 1976.-Т. 2.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977.

Сократ. Аристипп. Диоген. Эпикур. Демокрит. Пиррон //Диоген Лаэрт-ский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

Упанишады // Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. — М., 1972.

Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Гераклит. Парменид. Зенон. Эмпедокл. Анаксагор // Фрагменты ранних греческих философов / Сост. А. В. Лебедев. — М., 1989.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии / Сост. П.С. Гуревич. — М., 1988.

Дополнительная

Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре / Сост. М.А. Маслин. — М., 1990.

Бхагавад-гита. — СПб., 1994.

Дхаммапада. — М., 1960.

Лосский И.О. История русской философии. — М., 1991.

Монтень М. Опыты: В 3 кн. — М., 1992.

Соловьев B.C. Смысл любви // Соч.: В 2 т. — М., 1988. — Т. 2.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.

Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2 т. — М., 1965.-Т. 2.

Платон и Аристотель

Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира, объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого. Так возникла гносеология – наука, изучающая познание. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, что изучает, какова её структура и какие принципы она использует.

Что такое гносеология?

Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.

Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.

Существует смежное понятие – эпистемология. Иногда её отождествляют с гносеологией, но это не совсем правильно. Основное различие между ними состоит в том, что гносеология изучает познание, а эпистемология – знание.

Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.

Что изучает гносеология?

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.

Интересно, что до недавнего времени гносеология была преимущественно теоретической наукой, поскольку люди мало что знали о том, как устроен и как работает наш мозг. Но в 20 веке понимание того, что такое гносеология поменялось, поскольку она получила мощный фундамент, обеспеченный новыми знаниями о когнитивной деятельности. Кроме того, она активно пользуется знаниями из психологии, позволяющими лучше понять, как и почему возникают заблуждения. Сегодня гносеология активно взаимодействует с современными науками, но несмотря на это, сохраняет свою специфику философской дисциплины.

История зарождения и развития гносеологии

Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания. Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.

В средневековой философии знание рассматривалось как благодать, исходящая от Бога. Поскольку основное внимание гносеологии того времени было направлено на поиск истины в религиозных писаниях, на её основе возникла герменевтика – учение о толковании текстов (в современной философии герменевтика рассматривается как инструмент интерпретации не только текстов, но и других произведений и символов).

Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.

Разделы гносеологии

В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Гносеологический оптимизм

Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.

Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.

Гносеологический пессимизм

Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:

  1. Скептицизм. В рамках данного направления подвергается сомнению возможность надежно отличать истину от вымысла. Сомнение считается принципом мышления, необходимым для получения информации.
  2. Агностицизм. Эта философская концепция строится на утверждении, что познать мир невозможно, и люди не могут получить достоверных знаний о его устройстве, поскольку его природа выше нашего понимания.

Направления гносеологии

Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:

  • интуиция (иррациональный механизм);
  • рассудок (рациональный);
  • инстинкт (эмпирический);
  • сенсуальное познание (чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях).

На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.

Иррационализм

Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.

Рационализм

В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.

Эмпиризм

Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:

  • идеалистический – опирающийся на инстинкты и чувства;
  • материалистический – основанный на теориях материалистов 18 века.

Сенсуализм

В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:

  • ощущение – проекция структуры, формы и характеристик предмета в человеческое сознание через органы чувств;
  • восприятие – образ предмета, формирующийся в сознании во время наблюдения;
  • представление – образ предмета, который формируется в памяти с помощью двух предыдущих форм, сохраняется там и может быть вызван в любое другое время.

Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.

Принципы познания в гносеологии

В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:

  • принцип диалектики (поиск истины основывается на анализе противоречий, возникающих в процессе познания);
  • принцип историзма (предметы и явления рассматриваются с точки зрения истории их возникновения и становления);
  • принцип практики (практическое взаимодействие человека с окружающим миром является главным способом познания);
  • принцип познаваемости (уверенность в том, что познание возможно);
  • принцип объективности (признание того, что предметы существуют в материальном мире, независимо от воли и сознания);
  • принцип конкретности истины (достоверная истина всего одна, не может существовать двух истин, противоречащих друг другу).

Заключение

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая познание, его структуру и особенности его функционирования. Когда-то она была лишь разделом философии, но сегодня является самостоятельным учением, тесно связанным с многими другими научными дисциплинами, такими как методология, психология, логика и другие. Задача гносеологии в современном научном мире состоит в том, чтобы контролировать целостность и объективность всех наук.

Ответ

полное или частичное копирование материалов сайта разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки

Ответ


Обозначим одну часть за х , тогда получится 56 = 5х+2х
56 =7х отсюда следуют х =8 , значит это числа 16 и 40.

Ответ


Напишу хоть что-нибудь, а то дурацкие правила наличия 20 букв в ответе

Ответ


13,5 = 13500г
21,20= 21200г
32,25 = 32250г

Читайте также: