Что дает детский сад для развития личности ребенка

Обновлено: 04.07.2024

родителями встает вопрос о необходимости в жизни ребенка детского сада.

Многие мамы могут позволить себе находиться дома со своим чадом до 6-7

лет. Некоторые предпочитают оставлять детей с бабушками, дедушками.

Часть родителей пользуются услугами няни. Каждый из вариантов имеет

свои плюсы и минусы.

Прежде всего, следует понять, что

дает детский сад, чего он лишает.

Первое, с чем сталкивается

ребенок, попадая в детское

учреждение – это стресс. Исчезает

привычный уклад жизни, нет рядом

опоры, поддержки со стороны

родителей. Как переживают этот

стресс дети зависит от родителей.

Решив о необходимости посещения

ребенком садика, следует его

готовить заранее. Рассказывать о садике, о том, как там хорошо, весело детям,

о различных мероприятиях, занятиях проводимых в саду. Такие разговоры

помогут вызвать нужный интерес, желание посещать детский сад. Не следует

в присутствии детей сомневаться в необходимости сада, указывать на

негативные стороны. Они очень чувствуют настрой родителей, их эмоции.

Имея изначально негативный настрой, родители такое отношения

обязательно передадут детям. Как результат радости и пользы от посещения

детского сада дети не получат.

Второе, что отличает садик от дома – строгое соблюдение дисциплины.

Ребенок учится слушаться взрослого, выполнять и уважать его требования.

Очень полезно ребенку жить по режиму. Польза режима есть для родителей.

Очень удобно планировать маме свое время, зная, когда ребенок спит, гуляет,

Следующее, что дает садик ребенку – там проводятся целенаправленные,

разносторонние мероприятия. Занятия регулярные, приучающие ребенка к

потребности знаний. А также являющиеся первой ступенькой подготовки к

школе. Они приучают к дисциплине, произвольному поведению. Но самое

главное – это то, что мама, бабушка, няня не сможет дать своему чаду того

общения, которое необходимо для его возраста, гармоничного развития.

Садик предоставляет среду сверстников, умение общаться с ними, навыки

утверждения, лидерства. Но не только положительное влияние оказывает

садик. Следует помнить, ребенок попадает в коллектив, где собраны разные

дети. Эти дети из разных семей. Первое время может копироваться

негативное, недопустимое поведение, слова. Это требует от родителей

терпения, мудрости научить дитя не копировать отрицательное поведение.

Следующее – это влияние воспитателя на личность детей. Не все может

устраивать родителей в обоих воспитателях. Всегда есть то, чему не будут

рады родители. Но это жизнь, мы не можем подбирать социальное окружение

под себя. Нужно учить детей адекватно адаптироваться в нем. А садик –

самое первое место для такого научения.

Последняя неприятность, которую приносит садик – частые болезни

ребенка. Хотя, можно предположить, благодаря болезням иммунитет ребенка

Так, отдавать или не отдавать ребенка в сад каждый родитель решает сам. Это имеет много плюсов и много минусов. Но для того, чтобы ребенок развивался гармонично, соответственно своему возрасту ему необходимо находиться среди сверстников, учиться общаться, выполнять требования старших.

Малыш подрос и перед родителями встает глобальный вопрос: нужно ли ребенку ходить в детский сад и зачем? Конечно, посещение этого дошкольного учреждения не обязательно для всех. Альтернативу могут составить центры развития, куда детей приводят лишь на определенное время для занятий и игр. Но многие папы и мамы традиционно отдают предпочтение детскому саду, где занимаются всесторонним развитием личности ребенка, в детях воспитывается самостоятельность и формируются первые дружеские взаимоотношения.


Чем мог закончиться такой семейный спор? Важно исходить из интересов своего чада. Все дети разные. Родители, лучше всего зная своего ребенка, сами принимают решение, нужно ли его отдавать в детский сад. Если есть затруднения, разобраться в этом вопросе поможет детский психолог.

Первый детский садик был открыт в Шотландии в начале XIX века. Это была так называемая школа для маленьких детей. Подобные учреждения должны были заменять и продолжать воспитание, которое давалось в семье. Целью была подготовка детей к жизни, освоение навыков гигиены, уборки дома, начальное обучение чтению и письму. Сегодня дошкольные заведения существуют в большинстве стран мира и предназначены для того, чтобы родители имели возможность работать, даже имея маленьких детей. Поэтому график работы садов такой же, как у большинства предприятий: с утра до вечера.

В 2–3 года ребенку бывает мало только мамы. Она также остается очень важным человеком в его жизни, но все больше вызывают интерес окружающие: сверстники, друзья родителей, соседи, продавцы в магазинах и другие. Малыш с удовольствием идет на контакт даже с малознакомыми людьми.

В дошкольный период у ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Расширяются границы окружающего мира, который растущий человечек старается узнать и исследовать. И от того, в каких условиях он будет расти, развиваться, зависит его будущее.

Поговорим о положительных сторонах пребывания малыша в группе одногодок.

Общение
В детском саду у ребенка происходит формирование дружеских взаимоотношений, он учится общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Это необходимый этап взросления, который поможет благополучно влиться в школьный коллектив. Домашние детки обычно лишены такого полноценного опыта.

Дисциплина и порядок
Обучение дисциплинированности начинается в семье, а продолжается в саду, где более четко регламентирован распорядок дня. Соблюдение режима помогает вырабатывать полезные привычки. Еще одной положительной стороной детского садика является формирование культуры поведения, что, к сожалению, практикуется не во всех семьях.

Подготовка к школе
Это не только об умении писать палочки и крючочки. Главным является психологическая подготовка воспитанников к урокам: умение контролировать свое поведение, взаимодействовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, следование режиму и прочее. Важна и мотивация к обучению в школе. Чтобы малыш легко, с желанием перешел из выпускной группы в начальные классы.

Всестороннее развитие
В детском садике с ребятишками занимаются квалифицированные педагоги, логопеды, психологи, которые помогают развивать мышление, воображение, формируют правильную и грамотную речь и многое другое. Также учреждение обладает определенным оборудованием и средствами, помогающими сделать занятия и игры интересными, наглядными.

Нужен ли детский садик?

В прошлый раз я рассказала о своем неудачном опыте устройства младшего сына в детский сад. Естественно, я задалась вопросом, а нужен ли ребенку садик вообще? Какие плюсы и минусы у садика в сравнении с домашним воспитанием?

Разумеется, я изучила кучу информации на эту тему, научной и не очень. Делюсь выводами и моими мыслями о том, что дает ребенку садик, и зачем он ему нужен. Устраивайтесь поудобнее, статья получилась большая.

Связь между матерью и ребенком - это плохо?

Ребенку нужен режим. Где-то я это слово уже слышала. Точно! - "колония строгого режима". Преступников наказывают режимом и верят, что он способствует их исправлению. Обычно не способствует, но наш вопрос не в этом. Дети-то в чем провинились? И от чего их нужно исправлять? Похоже, я догадываюсь, от чего.

Когда мы устраивались в садик, то и врачи, и воспитатели мне говорили: "У вас с ребенком слишком сильная связь. Вы вредите этим ребенку. Пока вы это не переборете, ничего не получится". Видите, какая аномалия - связь ребенка с матерью, от этого непременно нужно исправляться! Да, трудно и больно - но что поделаешь.

Вот интересно, с каких это пор связь между матерью и ребенком стала вредной и ненормальной?! Что может быть естественней родительской и детской привязанности? Что может быть прекрасней любви матери и ребенка? И как же это раньше-то люди жили, выросшие в семьях без садиков?! Все были инфантилами? Сдается мне, что как раз наоборот - это сейчас количество отклонений на душу населения зашкаливает.

Да, я знаю, что бывает такое отклонение у мамочек, как "гиперопека". Детки у них растут несамостоятельными и с проблемами. Но, во-первых, это точно не мой случай - я не имею привычки детей контролировать, и по самостоятельности они у меня вообще впереди планеты всей. :) А во-вторых, если отношения матери с ребенком и нуждаются в коррекции, то из этого не следует, что их нужно разрывать.

Да, ребенок растет и постепенно отдаляется от матери. Но всему свое время - каждый этап взросления происходит естественно. Этот процесс не остановишь, - но зачем его форсировать? Давно ведь известно в педагогике, что развивать что-то не по возрасту возможно только за счет того, что по возрасту должно развиваться, и эти потери потом невосполнимы.

Начиталась я страшных историй и полезных советов про "адаптацию ребенка к садику". Резюмирую: "Поплачет, поистерит - и привыкнет". Представляете, что происходит в его маленькой душе, пока он вот так плачет?! Как ему приходится смиряться с тем, что мама его бросила и привыкать к месту лишения свободы, которое ему совсем не нравится? И не просто не нравится, а до слез, до истерики!

Привыкнет и понравится? Да, человек ко всему привыкает - он скотинка живучая и адаптивная. Но какой ценой?! И в тюрьме люди смеются и находят что-то интересное. Но, все-таки, я не думаю, что кто-то считает, что тюрьма человеку непременно нужна, полезна и способствует развитию, как это считают о садике.

Ведь все эти мучения ребенка устраиваются это ради его же блага! В чем благо-то, может кто-нибудь объяснить? Ради чего лишать ребенка мамы и детства, и что он такого приобретает, что было бы важнее того, что по его личному мнению важнее всего? Посмотрим.

Для чего ребенку нужен садик, как считается

Садик нужен ребенку для социализации

Сдается мне, что социализация тут от слова социализм, а не социум. Научиться общаться с другими людьми и усвоить правила поведения в обществе (что и есть социализация) ребенок отлично может и дома. Он ведь там общается, причем с первого дня. Дружить со сверстниками - на площадке. С теми, кто ему нравится, и никак не 10 часов в день.

В советском государстве отнятие ребенка от матери как можно раньше было оправдано. Системе нужны были послушные винтики. Если ребенок будет расти в семье, где его любят и помогают развиваться так, как ему лучше, то он вырастет другим человеком. Человеком, способным на творчество и личностные отношения, самостоятельно мыслящим и имеющим достоинство. А такой человек никудышный объект идеологической обработки и плохой строитель коммунизма.

Ценности коллективизма эффективнее впитываются в младенчестве и с одновременной травмой. Привыкнуть, что ты - "ноль без палочки", никому твои желания и мысли не интересны. Коллектив выше и важнее личности. Заменить воспитание дрессировкой. Будь добр слушаться, ходить строем и делать только то, что скажут, так, как скажут и тогда, когда скажут. Шаг вправо / влево считается побегом и карается расстрелом наказанием. Как там в садике наказывают?

Садик нужен ребенку для подготовки к школьной дисциплине

Серьезно? В 7 лет, когда пора в школу, ребенок будет уже совсем другой. Он будет уже способен к самоконтролю и к выходу в мир - вот тогда он готов воспринять дисциплину. Но не раньше! И эта самая связь с семьей к 7 годам у него тоже естественным образом ослабляется.

Мой старший сын, не имевший понятия ни о какой дисциплине, в первом классе сам вставал по будильнику, собирался и шел в школу. В то время, как садиковских детей собирали родители - и не только в первом классе.

Дисциплина нужна самому ребенку

Зачем? Родителям она, да, удобна - но не ребенку. Вот возможность мир познавать так, как ему хочется, ему нужна. Еще семья нужна, любовь и ласка, мама нужна, которая ушибленную коленку поцелует. Кушать нужно, когда проголодался и спать, когда устал. А дрессировка дисциплина не нужна!

Потом, когда подрастет, будет нужна самодисциплина. Но внешняя дисциплина тут вообще ни при чем, коме того, что она мешает формированию этого навыка.

Человек, привыкший с детства, что его все время контролируют, что его жизнь уже расписана, и это расписание выполняется за него другими, не имеет никакой базы для формирования самодисциплины. Он таким образом учится не самоконтролю, а тому как выжить в условиях стороннего контроля, то есть как его обходить.

Когда же он остается один на один с необходимости самодисциплины, он теряется и не знает что делать. Есть большая вероятность, что он так и будет оглядываться в поисках "прапорщика", даже взрослый. Встречали мужчин, которые (в поисках спутницы жизни) признавались, что им нужно, чтобы их "кто-то держал в руках"? Я встречала много.

Наша педиатрия уже дожила до того, что кормить грудью нужно ребенка по требованию. Раньше это делалось по часам. Во имя "блага ребенка" которому "нужен режим", орущего от голода малыша не кормили - пока время не подойдет. И на ручки не брали - "чтобы не привыкал".

Кормить по требованию - уже дожили. Кормить грудью не один год, а два и больше - дожили. Говорить о важности связи между матерью и новорожденным ребенком - тоже. А до того, чтобы признать естественной и полезной связь между матерью и ребенком после 3-х лет - почему-то, еще нет.

Пережитки советской системы так просто не проходят. Система умерла, но дело ее живет. И садики, которые дедушка Ленин называл "ростками коммунизма", продолжают растить винтики системы.

Мне кажется, что оторванный от семьи ребенок теряет что-то очень важное. Теряет теплые отношение и доверие, теряет заботу лично о нем. И эту потерю в таком возрасте потом очень трудно будет компенсировать. Он входит в мир не через ту дверь, и жизнь его в этом мире получается не та, какой могла бы быть.

А потом мы удивляемся, почему же столько проблем у людей в отношениях? Откуда столько разводов и абортов, почему столько невротиков, алкоголиков и прочих? Почему даже "порядочные" люди не могут счастье свое построить и вынуждены обращаться в психологам?

В садике ребенок развивается

Почему-то считается, что групповые занятия в садике ребенка развивают. Мне кажется, что скорее наоборот. Развивает самостоятельное исследование мира и размышление над результатами этого исследования. Обучающий процесс в садике поставлен так же, как в школе - думать там не учат и не дают. И результаты должны быть соответствующие.

Ребенок, познающий мир естественным путем и сам размышляющий, и способности свои выявляет, и интеллект развивает достаточно, чтобы потом легко усваивать и обрабатывать любую информацию. Это уже не говоря о том, что дети очень разные. Каждому на данный момент интересно и нужно для развития свое и в своем темпе. А это предполагает строго индивидуальный подход, который возможен только дома.

Научные данные о том, нужен ли ребенку садик

Поскольку я девушка дотошная, то я полезла искать научные подтверждения или опровержения своим ощущениям и выводам. И нашла! Оказывается, я угадала - все так и есть. Кому скучно, можете пропустить эту часть:

Как раз постоянная организованная смена деятельности не дает ребенку сосредоточиться ни на чем. У него нет времени обработать информацию, его задача — ее просто пассивно усваивать. Ребенку нельзя думать, ему нужно только воспринимать.

Но процесс мышления у ребенка построен на активном восприятии. То есть когда органы чувств насыщены своей информацией (главным образом кинестетический канал, как мы помним), тогда запускается процесс мышления. При традиционном дошкольном обучении получается наоборот: ребенку уже сообщают готовый вывод, который нужно усвоить за счет механической памяти. А размышлять когда? Некогда, переходим к следующему занятию!

Выходит, что ребенок даже не успевает задаться вопросом, как тут же получает готовые ответы. К тому же, если постоянно перескакивать с одного на другое, некогда сосредоточиться на чем-то одном, поэтому у детей не могут сформироваться стойкие интересы и теряется любознательность. У воспитателей есть поурочный план — сегодня дети обязаны усвоить такие-то сведения и выполнить такие-то поделки. У них есть "расписание познания", как раз в том возрасте, когда это необходимо проходить в спонтанном режиме.

Дошкольный период — время спонтанных игр и творчества. Ребенок не может сконцентрироваться долго на какой-то информации, но это не значит, что он ее забыл и перестал об этом думать! Нужна свобода восприятия окружающего мира, когда ребенок по возможности сам находит объекты для изучения и перерабатывает информацию столько, сколько необходимо.

Кстати, там прекрасный цикл из 3 статей педагога-психолога, посвященный как раз тому нужен ли ребенку садик и домашнему воспитанию. Очень рекомендую!

Выводы: вреда от садика много, а пользы нет

Если обобщить вышеприведенные современные научные данные, то получается, что и социализированы домашние дети оказываются лучше, и развиты больше и проблем в отношениях у них меньше. При этом они еще и менее, чем детсадовские, подвержены влиянию дурной компании коллектива, а так же у них легче проходит подростковый возраст - без конфликтности и тяги к чему не стоит, типа алкоголя, сигарет, наркотиков.

На вопросы читателей о подростках я обычно отвечаю, что главное для успешного прохождения этого периода - заранее построить и сохранить отношения доверия с ребенком. Вот что, оказывается, нарушается в садике - эти самые отношения доверия! И потом, когда под влияние гормонов подавленные эмоции обостряются, подросток "мстит" родителям за то, что они предали его в раннем детстве.

Получается, что те, кто говорит о пользе садика для ребенка, просто неосознанно транслируют старую советскую мифологию?! Ну, или они "враги", засланные для уничтожения нации :)

А еще я поняла, почему некоторые люди не могут принять мои речи о личностном подходе в воспитании, отстаивают авторитаритаризм, не видят отношений без иерархии. Откуда у нас столько домашних тиранов и жертв, столько стереотипов и проблем с нравственными ценностями. Ростки коммунизма дают плоды!

Действительно, трудно говорить о уважении к личности с человеком, впитавшим с детства, что личность - ничто перед коллективом. О свободе - с тем, кто "отбывал" почти с пеленок. Не хочу никого обидеть. Мне грустно это. Я и не подозревала, что все так запущено, что корни того, с чем я спорю, берут начало не столько в семье, сколько в садике.

Таким образом, я для себя вопрос нужен ли ребенку садик? решила. Я предпочту сохранить "вредную" связь со своим ребенком и вырастить его в доверии. И ради его будущего блага, и ради себя - зачем мне подростковые проблемы? А вы как думаете? Может, вы покажете мне незамеченную пользу от садика? До встречи в комментариях и в следующих статьях !


Все эти мнения имеют полное право на существование, потому что — не побоимся повториться — все дети разные, все сады разные, жизненные обстоятельства у родителей — тоже разные, а потому не существует универсального решения по вопросам детского сада, которое подошло бы всем. Наша задача здесь — помочь вам принять информированный выбор, если для вас отдавать ребенка в детский сад или нет — это вообще выбор.

Так, например, недавно российские ученые выяснили, что дети, которые в детском саду получают меньше внимания воспитателей и имеют доступ к меньшему количеству игрушек и развивающих материалов, быстрее адаптируются к разным условиям и лучше умеют разрешать конфликты. Такая вот суровая закалка. Теперь хотим рассказать вам о другом исследовании, на этот раз — от американских ученых.

В рамках исследования наблюдатели изучали опыт посещения детского сада каждым из детей. Особое внимание они уделяли манере общения воспитателей с маленькими воспитанниками. С определенной периодичностью ученые мониторили процесс социального, эмоционального, интеллектуального и поведенческого развития детей, проводили опросы, тесты, брали интервью и вели протоколы наблюдений.

Вот некоторые выводы относительно детского сада, к которым пришли исследователи.


Чем лучше сад, тем лучше последствия. Посещение более качественных детских садов (те, в которых воспитатели общались с детьми внимательно, ответственно, сочувственно, а также реагировали на их запросы и стимулировали познавательную деятельность) приводит к получению более высоких оценок за выполнение языковых и когнитивных заданий. Этот эффект сохранялся и в подростковом возрасте.


Если ребенок ходит в сад, где о нем хорошо заботятся, улучшаются его социальные навыки. Дети, которые ходили в не очень хорошие детские сады, в более старшем возрасте чаще склонны проявлять агрессию и вести себя асоциально.


Время, проведенное в саду, влияет на реакцию матери на ребенка. Анализ взаимодействия матерей с детьми показал, что чем больше времени ребенок младшего возраста (до трех лет) проводил в саду, тем менее чувствительна была мать к его нуждам.


Чем больше времени ребенок проводит в саду, тем хуже он себя ведет. Исследование показало, что чем больше ребенок в возрасте до четырех с половиной лет проводит в детском саду, тем более агрессивным и непослушным он становится. При этом качество образовательной среды, в которой он находится, не имеет значения. По мере того, как количество часов, проведенных в саду увеличивалось от 0-9 до 45 в неделю, увеличивался и шанс ребенка попасть в группу риска. Эта проблема сохранялась и во время обучения в школе.


Количество часов, проведенных в саду, влияет на поведение ребенка в подростковом возрасте. Дети, которые проводили больше времени в саду в возрасте до четырех с половиной лет, с большей вероятностью вступали в беспорядочные половые связи, пробовали наркотики и вели себя рискованно в подростковом возрасте.


Маленькие группы лучше, чем большие. Дети, которые посещали группы детского сада с небольшим количеством других детей, в будущем оказывались более успешными, чем те, кто ходил в группы с большим количеством детей.


Семья важнее, чем сад. Исследователи обнаружили, что воздействие, которое на развитие детей оказывает качество детского сада или количество времени, проведенного в нем, на самом деле очень мало. В прогнозировании того, какое влияние раннее детство ребенка окажет на его подростковый возраст, теплая, любящая и крепкая семья оказалась куда важнее, чем детсадовский опыт.

Что в итоге получилось?

Исследователи отметили, что время, проведенное в детском саду, в раннем возрасте ребенка, оказывает на него большее влияние, чем качество самого сада (чем больше времени ребенок в саду — тем хуже). Однако даже это не самое важное — куда важнее атмосфера в семье, которая ежедневно встречает ребенка после возвращения домой.

На первый взгляд результаты исследования кажутся очень страшными и невольно заставляют родителей, отдавших своих детей в сад с раннего возраста, чувствовать себя виноватыми. Но в этих же результатах кроется и противоядие от этого чувства вины — да, для малышей нет особой пользы от полного дня, проведенного в садике. Но если, когда он приходит домой, его ждут любящие, внимательные и понимающие родители, все потенциально негативные эффекты сада нивелируются — по крайней мере, в долгосрочной перспективе.

Ещё почитать по теме

Родительская адаптация: что делать с тревогой и волнением из-за того, что ребенок пошел в сад?

влияние детсада на развитие ребенка

Дошкольное общеобразовательное учреждение выполняет важную функцию в развитии каждого малыша. Именно в ДОУ начинается планомерный процесс формирования личности. В садике организованы условия, при которых малыши могут обучаться новому и применять знания на практике, находясь под контролем опытных специалистов. Значение детского сада в развитии детей невозможно переоценить: дошкольный возраст – это важный период, во время которого формируется умение общаться, появляется склонность к сравнению и познанию окружающего мира. Пребывание среди сверстников, но под контролем воспитателя, позволяет развить качества полноценной личности; сделать малыша психологически целостным интеллектуально и физически развитым.

Развитие ребенка в возрасте от 1 до 6 лет

Роль детского сада в развитии

Пребывание ребенка в детском саду значительно влияет на его развитие. Именно в этом учреждении развиваются основные психологические процессы малыша, происходит его становление, как личности; обновляются и дополняются знания, получаемые от родителей.
Основные направления развития детей в детском саду – речевое, социальное, интеллектуальное, физическое, эмоциональное и творческое. Каждая из этих сфер способствует всестороннему детскому развитию у ребенка:
• Основных знаний, необходимых для пребывания в социуме.
• Творческого потенциала.
• Способности контролировать эмоции, правильно их выражать.
• Физической формы, которая предопределяет хорошее самочувствие, полноценную активность органов.
• Элементарных навыков, которым находится ежедневное применение на практике.
Совместно методы, которые применяют во время обучения малышей в детских садах, выполняют несколько большую функцию, чем просто подготовка к поступлению в школу. Ребенок учится общению, правильному поведению, адекватной реакции на события, дисциплине, ответственности, соблюдению режима дня.

Речевое развитие детей в детском саду

Развитие речи детей в детском саду предполагает формирование навыков общения, ведения диалога. Задача воспитателей – поспособствовать пополнению словарного запаса малыша, помочь ему правильно выстраивать предложения, мотивировать к коммуникации.
Обмен репликами – диалог, служит неотъемлемой частью общения: кроме устного произношения слов, он предполагает усвоение новых знаний, передачу информации. Воспитатели детсада помогают детям освоить правильное ведение устного общения. Для этого используют 3 методики: неподготовленный диалог; чтение литературы, где отражается общение героев произведения; подвижные игры, предполагающие наличие сюжета/инсценировки.

Важный момент в том, что воспитатели не только обеспечивают речевое развитие детей в детском саду, но и проводят контроль соответствия его уровня установленным нормам.

Социальное развитие ребенка в детском саду

Посещая детсад, дошкольник адаптируется к пребыванию в обществе, усваивает ценности, культуру, традиции, правила и нормы поведения. Методы, которые используют для того, чтобы адаптировать детей социально:

  • Наблюдение.
  • Анкетирование.
  • Индивидуальная или групповая беседа.
  • Приучение к конкретному действию.
  • Коррекционная работа, выполняемая на индивидуальной основе.
  • Создание ситуаций воспитывающего типа.
  • Поощрение, эмоциональное влияние.

Работники ДОУ организуют для воспитанников дошкольного возраста специальные развивающие занятия, применяют социализирующие программы. Такой подход направлен на то, чтобы каждый малыш освоился в социуме, научился правильно общаться со сверстниками и взрослыми. Познавательное развитие ребенка в детском саду происходит за счет рисования/АРТ-терапии, сказко-, музыкотерапии. Малыша приобщают к социально полезной деятельности, мотивируют к участию в сюжетно-ролевых играх. Кроме того, благодаря перечисленным методикам, воспитатели выявляют асоциальную или антисоциальную тенденцию, определяют психологическую обстановку внутри семьи малыша.

Поскольку в дошкольном возрасте происходит первичное формирование самооценки, перечисленные направления и методики способствуют ее сохранению на уровне нормы. Кроме того, социальное развитие ребенка в детском саду направлено на понимание добра и зла, четкого разграничения этих двух понятий. Правильно развитый дошкольник на этапе пребывания в ДОУ имеет сформированное мировоззрение, морально-этические ценности, навык коммуникации с людьми разного возраста.

Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду

Дошкольный возраст – это период формирования обобщенных норм мышления, интенсивного прогрессирования и расширения спектра воображения. Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду – это целенаправленный процесс, который преследует одновременно 2 цели: совершенствование ума и мотивацию к получению новых знаний. Дошкольнику недостаточно иметь только базовую способность: например, умение читать или писать.

Влияние детского сада на развитие ребенка, в частности, его интеллектуальных способностей, заключается в выполнении нескольких задач – воспитатели:
1. Формируют правильное представление об окружающей среде, социуме.
2. Помогают развить познавательные психические процессы (память, воображение, восприятие, мышление).
3. Формируют элементарные способы интеллектуальной деятельности.
4. Способствуют развитию любознательности, интеллекта.
5. Мотивируют к приобретению умственных навыков, умений.

Чтобы развивать у ребенка умственные способности, воспитатели ДОУ используют 3 тактики: эмоциональную, логическую и речевую модель.
Первый вариант предполагает обеспечение дошкольника психологически комфортной обстановкой – атмосферой заботы, поддержки, понимания.
Логическая модель предполагает формирование у дошкольника задатков к построению причинно-следственных связей, развитию мышления. Для совершенствования этой способности с воспитанником решают задачи, приобщают его к собиранию конструктора.

При выполнении речевой модели дошкольнику помогают сформировать способность к запоминанию информации, полученной за счет ее прослушивания. Чтобы улучшить эту способность, с воспитанниками изучают стихи и песни, читают сказки.
Эффективное направление интеллектуального развития – логические игры и головоломки. Эти методы способствуют правильному, стимулирующему воздействию на детское сознание.

Физическое развитие в детском саду

Физическое развитие в детском саду представляет собой мотивацию к совершенствованию ловкости, быстроты действий, силы, выносливости, гибкости. Благодаря правильной организации занятий, у дошкольника формируется правильная осанка и полноценная физическая форма, соответствующая его возрасту.

Дополнительная задача, которую решают воспитатели, развивая у ребенка физическую форму – мотивируют его к ведению здорового образа жизни, выполнению упражнений. Основные формы взаимодействия с детьми: прогулки, элементарные упражнения физкультуры, гимнастика с элементами закаливания (при условии отсутствии противопоказаний). Также используют подвижные игры, оздоровительный бег на свежем воздухе.

Дополнительно физическому развитию дошкольников способствует обеспечение здорового питания в детских садах. Оно организовано таким образом, чтобы обогатить растущий организм минералами, витаминами.
Мероприятия, проводимые в ДОУ для физического развития дошкольников, эффективны тогда, когда и родители ребенка поощряют ведение здорового образа жизни.

Эмоциональное развитие ребенка в детском саду

Особенность работы воспитателей детских садов заключается в обеспечении правильного эмоционального развития малышей. Дошкольник не может сдерживать свои чувства, что отражается на его поведении, препятствует полноценному развитию.

Работа воспитателя направлена на то, чтобы помочь малышу:

  • Сформировать уверенность в себе.
  • Избавиться от тревожности, страхов.
  • Овладеть языком эмоций.
  • Избавиться от агрессивной реакции на определенные события.
  • Предотвратить появление негативных эмоций в ответ на воздействие различных факторов.
  • Сделать ребенка эмоционально здоровым.
  • Развить стремление к сопереживанию, состраданию, сочувствию.

Эмоциональное развитие ребенка в детском саду предполагает формирование нравственного сознания, стремления к установлению дружеских взаимоотношений. Результат деятельности воспитателей ДОУ должен закрепляться созданием в семье благоприятной психологической обстановки. Ее неотъемлемые составляющие – похвала, сопереживание, взаимопонимание.

Творческое развитие детей в детском саду

Творческое развитие детей в детском саду направлено на формирование навыков рисования, лепки, пения, танцев. Дошкольник уже имеет достаточный словарный запас. В это же время активно развивается его умение анализировать, обобщать, запоминать, фантазировать. Чтобы развить ребенка творчески и облегчить нагрузку, которую вызывает образовательный процесс, воспитатели детских садиков включают в ежедневные занятия задания креативного типа. К ним относятся такие направления:

  • Развивающие игры.
  • Лепка.
  • Рисование.
  • Изучение окружающего мира посредством обсуждений.
  • Занятие музыкой.
  • Танцы.
  • Инсценировки (непродолжительные театральные постановки).

Чтобы развить детей, занятия проводят группой, а не индивидуально. Во время творческого процесса дошкольники учатся применять на практике свои знания, выражают свое психологическое состояние. Малышей, которые демонстрируют стремление к изучению новой сферы (изобразительного искусства, музыки, танцев), нельзя ограничивать. Поскольку в дошкольном возрасте творческие занятия – это не только времяпрепровождение, но и эффективный способ выражения эмоций.

Развитие детей в детском саду – это важный этап становления полноценной личности. Воспитатели имеют соответствующее педагогическое образование, наличие которого позволяет сделать ребенка ответственным, дисциплинированным, развитым (психологически, интеллектуально, физически, творчески). Воспитание в детском саду и в семье – это не взаимозаменяемые действия, но их можно и нужно дополнять друг другом. Методы, применяемые в ДОУ, обеспечат еще больший эффект, если они одобряются и реализуются в семье дошкольника.

Читайте также: