Как обеспечить рост благосостояния общества в условиях ограниченности экономических благ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономика и ее роль в жизни общества. Обществознание. 8 класс. Потребности, блага, ресурсы.

Конспект урока обществознание

Автор - Огиенко Яна Викторовна

ГОУ ЛНР Семейкинская СОШ – ДС № 31


Тема: Экономика и её роль в жизни общества

Цели урока:

- обучающая: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора;
- развивающая: продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;

- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: потребности, ресурсы, ограниченность ресурсов, свободные блага, экономические блага, кооперация, выбор.

Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Актуализация знаний.

Какие ассоциации у вас возникают в связи с воспоминаниями мультфильма о Винни Пухе, когда он пришел в гости к Кролику. Приведя соответствующие ассоциации, вытекающие из воспоминаний мультфильма, учитель и сообщает тему и цели предстоящего урока обществознания в 8 классе.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня мы начинаем новый раздел. И будем говорить об экономике, о роли экономики в жизни общества.

Потребности и ресурсы.

Свободные и экономические блага.

Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Что же такое потребность?

Потребность – это нужна человека в чём-либо для нормальной его жизнедеятельности.

Вот экономика и занимается решением важного вопроса: как при ограниченных ресурсах удовлетворить максимум человеческих потребностей.

Экономика это сложная система. И давайте разбираться по порядку. Что такое потребности мы выяснили.

Существует три типа потребностей они составляют основу нашей жизни, жизни общества.



Все эти потребности создают нам жизнь, которая воспринимается как достойная. Потребности меняются. Это их общая характеристика. С течением времени или с изменением климатических условий потребности меняются. Например, для человека, живущего в горах будут характерны одни потребности, а для людей, живущих в пустыне совсем иные. Будет меняться и система ценностей. В пустыне это будет вода. Будут меняться потребности духовные и социальные.

Блага – это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей (снова ребята создают кластер).

Свободные блага (общедоступные). Эти блага не требуют производственных затрат и люди могут пользоваться ими бесплатно. Но таких благ мало и порой они бывают условны. Можно поехать в горы, путешествовать по лесам. Например, в перенаселённом Токио жителям могут предложить очищенный воздух за плату. Но эти блага не могут удовлетворить все наши потребности.


Большинство благ создаёт себе сам человек. И порой эти потребности появляются с изменением общества и прогрессом. Разве есть, какая то потребность играть в компьютерные игры? Да нет. Появилась возможность,- появилась и потребность. Вся человеческая индустрия направлена на удовлетворение этих потребностей, этих вызовов. И поэтому вторая группа благ – это экономические блага. Да мы смогли обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что мы создали, облегчил нашу жизнь. И это процесс не остановим. И этот процесс создания человеческих благ будет продолжаться всегда.

Вывод: Как это ни парадоксально, но жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Всё время что-то человеку нужно. Ему то холодно, то жарко. Ему то хочется есть, то пить. Ему хочется как то по другому одеваться. Ему хочется по другому выглядеть. Ему хочется передвигаться на новом автомобиле. Или жить в другом доме. Что это всё такое? Каким образом экономика влияет на наши желания?

Всё то, что мы с вами назвали, называется потребностями.

Естественно, что меняется общество, меняется время. Но рост человеческих потребностей всегда опережает количество ресурсов. В чём здесь секрет? Давай те возьмём стандартный пример: допустим вы хотели какую то вещь. Допустим мобильный телефон, компьютер и т.д. Но приобретя эту вещь, вам хочется дополнение к этой вещи, либо нечто новое. Мне нужна ручка. К ручке мне нужен костюм. К костюму автомобиль, к автомобилю дом, затем загородный дом. К загородному дому мне хорошо бы вертолётную площадку и т.д. Наши потребности не остановить.

А как же соотнести наши потребности с ресурсами?

Что такое ресурсы?

Ресурсы – (от франц. Ressourse – вспомогательное средство) - ценности, запасы, возможности.

Вот этих вспомогательных средств, к сожалению, всегда не хватает.

Возникает такое понятие как ограниченность ресурсов.

Самостоятельная работа с текстом учебника: стр. 145 найдите и запишите в тетрадь это определение.

Ресурсы делятся на две не совсем равные части (снова ребята создают кластер):

А вот ресурсы восполняются медленнее. Вообще, ресурсы (от фран. ressource – вспомогательное средство) – это ценности, запасы, возможности. И ресурсов всегда не хватает. Природные ресурсы делятся на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые. При этом исчерпаемые ресурсы делятся ещё на невозобновляемые (минеральные и земельные ресурсы), возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира), не полностью возобновляемые, то есть скорость восстановления этих ресурсов ниже уровня хозяйственного потребления. К таким ресурсам относят пахотно-пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы.


Рис. Ресурсы растительного и животного мира

К неисчерпаемым ресурсам относятся, например, климатические (ветер, солнечная энергия).


Рис. Примеры использования ветровой и солнечной энергии

Что же нам делать? Ведь наступит момент, когда потребности перегонят ресурсы и тогда наша экономика просто встанет.

Как же обеспечить рост благосостояния общества в условиях ограниченности ресурсов?

Понимая под задачей экономики – максимальное удовлетворение потребностей людей при использовании ограниченных ресурсов, необходимо подвести обучающихся к выводу, что проблему ограниченности ресурсов можно пытаться разрешать посредством их грамотной экономии.

В качестве примера подобной экономии ресурсов берем потребление воды, о способах экономии которой учащиеся почерпают из предложенного в разработке приложения. Ребятам предстоит выполнить практическое задание по вычислению ежемесячной экономии оплаты за воду семьей, установившей водяной счетчик.

Закрепление изученного материала.

Какова роль экономики в жизни общества?

1. Обеспечивает людей материальными условиями их существования (продуктами, одеждой, жилищем)

2. Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству

3. Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству

Является основой научно-технического прогресса, поскольку именно в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые идеи и изобретения.

Учитель проверяет правильность составления кластеров (можно организовать взаимопроверку)

Комментированное домашнее задание.

Прочитать параграф 17, заучить понятия

выполнить практическое задание по вычислению ежемесячной экономии оплаты за воду семьей, установившей водяной счетчик

Читайте также: