Что аристократично ницше кратко

Обновлено: 05.07.2024

Детские годы

В 1844 году в небольшом провинциальном городке Восточной Пруссии на свет появился будущий ученый – Фридрих Ницше. До настоящего времени точно не известны предки философа: одна точка зрения – его предки имели польские корни и фамилию Ницке, другая – немецкие и баварские корни, имена и происхождение. Некоторые исследователи считают, что свое польское происхождение Ницше просто нафантазировал, чтобы покрыть свое происхождение флером таинственности и возбудить интерес вокруг своего происхождения.

Но очень хорошо известно, что оба его дедушки (и по стороне матери, и отца) были лютеранскими священнослужителями, ровно, как и его отец. Но уже в пятилетнем возрасте мальчик остался на воспитании у матери из-за преждевременной смерти отца. Кроме того, на воспитание ребенка оказала огромное влияние его сестра, с которой Фридрих был очень близок. В семье царило взаимопонимание и горячая привязанность друг к другу, но уже в то время ребенок показывал незаурядный ум и желание отличаться от всех и быть особенным во всех отношениях. Может быть, именно эта его мечта и заставляла действовать не так, как того ожидают окружающие.

Классическое образование

В возрасте 14 лет юноша отправился на учебу в классическую гимназию города Пфорта, которая славилась преподаванием античных языков и истории, и кроме того классической литературы.

Изучая языки и литературу, будущий философ добился огромных успехов, но всегда имел проблемы с математикой. Он много читал, увлекался музыкой и сам пытался писать, пока его произведения еще незрелые, но он, увлекаясь германскими поэтами, пытается им подражать.

В 1862 году выпускник гимназии отправляется в центральный университет города Бонна и поступает на кафедру теологии и философии. С детства он чувствовал сильную тягу к изучению истории религии и мечтал пойти по следам своего отца и стать пастором – проповедником.

Неизвестно, к сожалению или к счастью, но во времена студенчества взгляды Ницше кардинально изменились, и он стал воинствующим атеистом. Кроме этого у него не сложились доверительные отношения ни с однокурсниками, ни с преподавательским составом Боннского университета и Фридрих перевелся на учебу в Лейпциг, где сразу же был оценен по заслугам и его пригласили преподавателем греческого языка. Под влиянием своего учителя Ричли, он дал согласие на эту службу ещё будучи студентом. Через весьма непродолжительное время Фридрих сдал экзамен и получил звание профессора филологии и место преподавателя в Базеле. Но его не удовлетворяла эта работа, поскольку он никогда не видел себя только преподавателем и профессором.

Формирование убеждений

Молодого человека поразило умение Шопенгауэра сказать людям правду в лицо, не оглядываясь на социальные законы и условности. Ницше с детства мечтал выделяться из толпы и рушить устои, поэтому книга философа произвела эффект разорвавшейся бомбы. Именно этот труд заставил Ницше стать философом и публиковать свои взгляды, смело бросая людям в лицо, настоящую правду, от которой они трусливо прячутся.

Во время франко-прусской войны (1870-1871 гг) Ницше работал санитаром и видел много грязи и крови, но это, как ни странно, не отвратило его от насилия, а наоборот, заставило думать, что любые войны необходимы как оздоравливающе общество процессы, и поскольку люди алчны и жестоки по своей природе, то во время войны утоляют жажду крови и само общество становится здоровее и спокойнее.

Состояние здоровья Ницше

С самого детства будущий философ не мог похвастаться хорошим здоровьем (кроме того, сказалось наследство психически больного отца), его плохое зрение и физическая слабость частенько подводили молодого человека и не давали возможности засиживаться подолгу за работой. Интенсивная учеба в университете привела к тому, что у юноши начались сильнейшие мигрени, бессонница, головокружения и тошнота. Все это в свою очередь привело к снижению жизненного тонуса и появлению затяжного депрессивного состояния.

В более зрелом возрасте он заразился от женщины легкого поведения нейросифилисом, который в то время еще не могли полностью излечивать. В тридцатилетнем возрасте здоровье еще более пошатнулось: стало резко падать зрение, изматывающие головные боли и хроническая усталость привели к крайнему истощению психики.

В 1879 году из-за проблем со здоровьем Ницше пришлось уволиться из университета и серьезно взяться за лечение. В это же самое время его учение полностью оформилось, и творческий труд стал более продуктивным.

Любовь на жизненном пути

Личную и интимную жизнь философа никак нельзя назвать счастливой. В ранней юности у него были сексуальные отношения с сестрой, с которой он даже хотел создать семью. Опять же в юности он пережил насилие со стороны женщины, много старше него самого, что надолго отвратило юношу от секса и любви.

Достаточно долгие отношения у него были с женщинами легкого поведения. Но поскольку философ ценил в женщине не сексуальность, а интеллект и образование, то и наладить длительные отношения, перерастающие в крепкие узы, ему было очень трудно.

Философ сам признавался, что только дважды в своей жизни он делал предложение женщинам, но в обоих случаях получил отказ. Довольно долгое время он был влюблен в жену Вагнера, затем сильно увлекся врачом – психотерапевтом Лу Саломе.

Апогей творчества

Этот труд нельзя назвать философским, в обычном и привычном смысле этого слова, в книге содержатся изречения, поэзия, отвлеченные яркие идеи, нетривиальные размышления о жизни в обществе. В течение двух лет после ее выхода в свет, Ницше стал самым известным человеком не только в своей стране, но и за рубежом.

Философское учение Ницше

Взгляды Фридриха Ницше можно назвать все отрицающими и крайне радикальными. Став воинствующим атеистом, он критиков христианскую основу общества и христианскую мораль. Хорошо им изученную культуру Древней Греции, он считал идеалом человеческого существования, а дальнейшее развитие общества характеризовал как регресс.

Смысл жизни в понимании Ницше

Главным философским вопросом является: в чем смысл жизни человека? Для чего человечество пришло в этот мир? Какова цель исторического процесса?

В своих трудах Ницше полностью отрицает существование смысла жизни, он отрицает христианскую мораль и доказывает, что церковь обманывает людей, навязывая им ложные концепции счастья и выдуманные цели в жизни.

Именно в этот случае и проявится человек: как величайшее создание природы или человек – животное, агрессивное и жестокое. Кроме этого, каждый мужчина должен стремиться к власти и победе любой ценой, только из-за данного ему природой желания доминировать.

Объяснение концепции Сверхчеловека

Именно потому, что мир заполнен такими ненужными истории и прогрессу людьми, войны и есть благо, очищающее пространство для новых людей, новой расы.

Поэтому концепция Ницше и была положительно принята Гитлером и ему подобными и положена в основу расовой теории. По этим причинам труды философа были под запретом в СССР.

Влияние философии Ницше на мировую культуру

Последние годы жизни

Упорный умственный труд пошатнул и без того слабое здоровье философа. Кроме того, наследственная склонность к психическому заболеванию могла проявить себя в любой момент.

В 1898 году, увиденная философом публичная сцена жестокого издевательства над лошадью, спровоцировала неожиданно начавшийся приступ душевного заболевания. Медики не могли предложить другого выхода и отправили его на лечение в психиатрическую лечебницу. Несколько месяцев философ находился в палате с мягкими стенами, чтобы не повредить себе конечности из-за вспышек агрессии.

Но в результате лечения он стал более спокойным и уравновешенным. Тогда врачи позволили забрать его домой, где за них самоотверженно присматривала престарелая мать.

Но спустя несколько месяцев она умерла, и заботы о тяжелобольном человеке легли на плечи сестры Элизабет. Перенеся два апоплексических удара, Фридрих Ницше умер 25 августа 1900 года в возрасте 55 лет.

Похоронен он в родном городе Реккене в могильном склепе, принадлежавшем его семье.

Ницше собственной концепцией сверхчеловека стремится придать свежий импульс продвижению человека и общества. Он говорит: да, существующий человек слаб и ничтожен, и хуже во время чего течение итоге то, что он во время чего данном и самодоволен, старается не знать о собственной ничтожности. Hо самый честные и свободные возненавидят собственную слабость и объявят ей жестокую войну. Это и будет движением к сверхчеловеку человеку будущего.

Все существа до сих пор создавали что-нибудь ранее себя, - говорит Ницше. Что такое обезьяна при бытность отношении человека? Посмешище либо мучительный позор. И тем же самым обязан быть человек для сверхчеловека: посмешищем либо мучительным позором. Сверхчеловек - соль земли. Человек - это канат, натянутый во время чего среде животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. Опасно прохождение, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. Во время чего человеке важно то, что он мост, а не назначение, он переход и гибель.

Сверхчеловек обязан стать задачей, движение к которой направляется презрением человека к самому себе.

Однако метод к сверхчеловеку предполагает разрушение всех прежних ценностей - представлений о добре и зле. Заратустра говорит о том, что он пришел разрушить старые скрижали ценностей.

У духа нет своих желаний, он может хотеть в продолжение целом всего лишь того, чего хочет тело. Его свобода от тела была иллюзией и самообманом. Дух - не всадник, а тело - не лошадь. Во время чего общем необходимо забыть об данной двойственности. Нет никакого независимого от тела духа. Есть в целом всего лишь в итоге всего лишь тело - хотящее, стремящееся, чувствующее боль либо радость, видящее, слышащее, думающее. Оно думает для того, с тем в частности для того чтобы удовлетворять собственные желания. Однако как же тогда быть с философией, моралью, религией? Неужели эти творения духа были созданы для удовлетворения низких желаний тела? Нет творений духа. Творит тело. Слабое и больное тело создает рациональную мораль и религию. Они нужны для защиты от мощных. Мощное и мужественное тело не думает о морали и религии. Оно сражается и побеждает. Оно жаждет господства и власти.

_____________________________________________________________________________________________. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. //Западная социология. СПб., 1997

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|аристократ, концепция]
[music |Игорь Тальков - "Господа демократы"]

Здесь Ницше, по сути, пытается сформулировать теорию менталитетов. Он даже перечисляет те самые стереотипные признаки. "Трудолюбивые скопидомы, скромные в вожделениях и добродетелях", буржуа. Варваров и аристократов ("хищников") Ницше объединил в одну группу, так как в большинстве версий эти два менталитета генетически связаны, но при этом "привычные повелевать", скорее, аристократы, а "склонные к грубым удовольствиям и грубым обязанностям" (пилить, мочить, крышевать) - варвары. Аристократы как-то больше по утончённым удовольствиям специализируются. Ну а "отказавшиеся от привилегий рождения ради служения высшей идее" - это, конечно, интели. (В концепции Переслегина, как и у Ницше, они произошли от аристократов - что кажется мне не таким уж однозначным).
Заметьте, что, по мнению Ницше, менталитет передаётся через родителей. У Переслегина это лишь один из факторов. Впрочем, во времена Ницше не было кинематографа.
И да, певец сверхчеловека практически признаётся, что он не аристократ, а интель, медитирующий на аристократию, ведь он родился в семье потомственного священника.

Группы ощущений, которые могут наиболее быстро пробудиться в глубине души, заговорить и давать приказания, имеют решающее значение для всей табели о рангах ее ценностей и в конце концов определяют скрижаль ее благ. Оценка вещей данным человеком выдает нам до некоторой степени строение его души и то, что она считает условиями жизни, в чем видит подлинную нужду. Положим теперь, что нужда сближала издревле лишь таких людей, которые могли выражать сходными знаками сходные потребности, сходные переживания, тогда в общем оказывается, что легкая сообщаемость нужды, т. е. в сущности переживание только средних и общих явлений жизни, должна быть величайшею из всех сил, распоряжавшихся до сих пор судьбою человека. Более сходные, более обыкновенные люди имели и всегда имеют преимущество, люди же избранные, более утонченные, более необычные, труднее понимаемые, легко остаются одинокими, подвергаются в своем разобщении злоключениям и редко распложаются. Нужно призвать на помощь чудовищные обратные силы, чтобы воспрепятствовать этому естественному, слишком естественному progressus in simile, этому постепенному преобразованию человечества в нечто сходное, среднее, обычное, стадное - в нечто общее!

Ницше опять пытается отрефлексировать концепцию менталитета. "Более сходные, более обыкновенные" - это буржуа, антиподы аристократов, удивительно живучий типаж. При всей своей внутренней силе, аристократы подобной живучестью похвастаться не могут, чем отличаются от тех же варваров. [Вообще, буржуа слабые, но живучие; крепко скроенные варвары являются экспертами по выживанию в агрессивной среде; а интели объединяют в себе и хлипкость, и неумение жить.]

Что касается разобщённости и одиночества аристократов, то об этом мы сегодня уже говорили:

. Изначально, да, аристократический статус был именно формальным, очевидным. Если человек с оружием и на коне, значит, он благородный. И с ним нужно взаимодействовать в рамках тех или иных правил.

Сущность здоровой аристократии заключается в том, что она чувствует себя не чьей-либо функцией, а смыслом и наилучшим оправданием существующего строя, принимая на этом основании со спокойной совестью жертвы сотен людей.

Фридрих Ницше

Цитаты об аристократии

Нет беды страшнее, чем гражданская смута. Она неизбежна, если попытаться всем воздать по заслугам. Глупец, взошедший на трон по праву наследования, тоже может причинить зло, но всё-таки не столь большое и неизбежное.

Блез Паскаль

Если бы сегодня кто-нибудь смог доказать, что является потомком Спартака, то был бы он явно не левым деятелем, а украшением римской аристократии.

Е. Лец

Аристократия это лига, коалиция тех, кто желает потреблять, не производя, жить, не работая, занимать все должности, будучи не в состоянии их исполнять, пользоваться всеми почестями, не заслужив их, — вот что такое аристократия!

Г. Фуа

В аристократических государствах культурные люди вынуждены защищать свои привилегии от простонародья и в ходе этой борьбы сами перестают быть культурными и благородными.

Бертран Рассел

Духовной аристократии, возвышающейся над всякой общественно-классовой и групповой нравственностью, должны принадлежать первые толчки к дальнейшему прогрессу, без неё наступило бы царство застоя и стадности.

Николай Бердяев

Аристократия проходит через три последовательных возраста: возраст превосходства, возраст привилегий, возраст тщеславия, она вырождается во втором и угасает в третьем.

Франсуа Шатобриан

Аристократия, как управление и господство лучших, как требование качественного подбора, остаётся на веки веков высшим принципом общественной жизни, единственной достойной человека утопией.

Николай Бердяев

Монархия образ правления, основанный на идее, что безопаснее вручать власть случайному человеку, чем тому, кто к ней прорывается.

Александр Круглов

Аристократизм презирает мещанство, как высший чин может презирать низший — но чины-то одной иерархии.

Александр Круглов

Человек — аристократ среди животных.

Генрих Гейне

Читайте также: