Чичагов что открыл кратко

Обновлено: 05.07.2024

Русский выдающийся флотоводец екатерининской эпохи. Единственный моряк - кавалер ордена Святого Георгия 1-й степени. Один из выдающихся сподвижников Екатерины II. Вошел в историю как известный мореплаватель - исследователь Арктики, прославленный победами флотоводец и энергичный организатор реформ в интересах укрепления Российского флота.

Василий Чичагов родился 11 марта 1726 года. Происходил из дворянского рода Чичаговых. Учился первоначально в Школе навигацких наук, после чего получил дополнительное образование в Великобритании на королевском флоте. Обучение завершил в 1742 году, после чего 16-ти лет поступил на службу в российский флот.

Впоследствии Чичагов занимал пост главного командира Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов. Во время Русско-турецкой войны в 1772 - 1774 годах Чичагов командовал одним из отрядов Донской флотилии, которая обороняла Керченский пролив. В 1782 году получил звание адмирала.

После смерти адмирала Грейга, Екатерина II назначила Чичагова командующим флотом во время войны со шведами. В этой должности он одержал победы над превосходящими силами противника в Эландском, Ревельском и Выборгском сражениях, взяв при этом в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, в том числе шведского контр-адмирала. Эти победы принудили шведского короля Густава III к скорому заключению мира.

Вышел в отставку в 1797 году. Скончался 16 апреля 1809 года, был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Надпись на надгробной памятнике, сочинённая лично Екатериной II, гласит:

С тройною силою шли шведы на него. Узнав, он рек: Бог защитник мой. Не проглотят они нас. Отразив, пленил и победы получил.

Награды Василия Чичагова

Орден Святой Анны ( октябрь 1772 );
Орден Святого Георгия IV класса ( 26 ноября 1773 ) - за проведение 18 кампаний;
Орден Святого Александра Невского ( 24 ноября 1782 );
Орден Святого апостола Андрея Первозванного ( 1790 ) - за победу в Ревельском сражении;
Орден Святого Георгия I класса ( 26 июля 1790 ) - за победу в Выборгском сражении.

Память о Василии Чичагова

В честь Василия Чичагова названы:
Гора Чичагов ( 55°43′ с. ш. 160°12′ з. д. H G Я O ), на п-ове Аляска ;
Гора Чичагов (367 м), на острове Западный Шпицберген , архипелага Шпицберген ;
Залив Чичагова ( 55°39′ с. ш. 160°15′ з. д. H G Я O ), в Тихом океане , на южном побережье п-ова Аляска ;
Залив Чичагова, в Тихом океане , остров Нуку-Хива в Южной Полинезии , Маркизский архипелаг;
Мыс Чичагов ( 58°22′ с. ш. 157°32′ з. д. H G Я O ), на северо-западном берегу п-ова Аляска ;
Мыс Чичагов (Сата), на западном берегу острова Кюсю , Япония;
Мыс Чичагов, на острове Нуку-Хива , Маркизский архипелаг;
Мыс Чичагов, на острове Западный Шпицберген ;
Набережная Адмирала Чичагова в Выборге ;
Остров Чичагова( 57°52′ с. ш. 135°47′ з. д. H G Я O ), в Тихом океане , Александровский архипелаг , Аляска ;
О-ва Чичагова ( 81°32′ с. ш. 56°48′ в. д. H G Я O ), в архипелаге Новая Земля ;
Пролив Чичагова ( 56°21′ с. ш. 132°29′ з. д. H G Я O ), между островами Этолина на юге и Воронковского на севере в Александровском архипелаге , Аляска .

Чичагов изображён на почтовом блоке марок Республики Чад .

14 августа 2017 в деревне Старово Нейского района Костромской области состоялось открытие памятника Василию Чичагову .

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Кнопка Об блоге
Кнопка главной страницы
Кнопка раздела календарь
Кнопка карта блога

Адаптация к смартфонам

Декор

Адмирал В.Я. Чичагов – флотоводец и исследователь Арктики

В.Я. Чичагов


В.Я. Чичагов

28 февраля (11 марта) 1726 года — день рождения В.Я. Чичагова. Василий Яковлевич был одним из выдающихся сподвижников Екатерины II. Он вошел в историю как известный мореплаватель — исследователь Арктики, прославленный победами флотоводец и энергичный организатор реформ в интересах укрепления Российского флота. За заслуги перед Отечеством Василий Яковлевич был удостоен ордена Св. Андрея Первозванного — высшей награды Российской империи, а также ордена Св. Георгия 1-й степени – высшей военной награды.

Поразительно, что, несмотря на столь впечатляющие заслуги, с восшествием на престол императора Павла I Чичагов впал в немилость и очень редко появлялся в свете. Зато враги не щадили его. Не признавая объективную обоснованность его оборонительной тактики, они обвиняли его в нерешительности, излишней осторожности, а порой и в злом умысле. После смерти, имя В.Я. Чичагова почти не упоминалось, а при советской власти было и вовсе забыто.

Арктическая эпопея адмирала Чичагова

В 1763 году М.В. Ломоносов совместно с президентом Адмиралтейств-коллегии И.Г. Чернышевым и известным навигатором А.И. Нагаевым подготовил план первой русской научной высокоширотной арктической экспедиции по поиску кратчайшего пути из Северной Европы в Тихий океан. Он основывался на предположении Ломоносова о том, что летом сильные ветра отгоняют ледовые поля от северного побережья Шпицбергена и открывают свободное море, по которому суда смогут пройти между Шпицбергеном и Гренландией через Полярный бассейн и Берингов пролив к Камчатке.

Маршрут полярной экспедиции Чичагова


Маршрут полярной экспедиции Чичагова

Дважды — в 1765 и 1766 годах — экспедиция Чичагова выходила в океан. Но льды не позволили ей пройти далее 80 градусов 30 минут северной широты. Во время этих плаваний Чичагов свершил два великих океанографических открытия. Во-первых, он доказал, что центральная часть Арктики, с вершиной у Северного полюса покрыта сплошным, паковым льдом (в то время многие ученые считали, что в районе Северного полюса есть обширная область с чистой водой). Во-вторых, Чичагов определил, что в Северном Ледовитом океане ледяные массы постоянно дрейфуют с востока на запад.

На турецком направлении

В 1768 году его назначили главным командиром Архангельского порта. В этом же году началась русско-турецкая война. Срочно потребовались новые корабли, и Чичагов реорганизует работы так, чтобы вместо четырех можно было одновременно строить шесть новых кораблей. За заслуги на этом поприще В.Я. Чичагов был произведен в контр-адмиралы и отозван в Петербург. Ему поручили подготовку экипажей судов Балтийского флота к переходу в Средиземное море и к боевым действиям против турок. В 1772 году одну из подготовленных им эскадр Чичагов перевел на Средиземное море, а по возвращении был главным командиром сначала, Ревельского, а затем Кронштадтского портов.

Флотоводческое искусство В.Я. Чичагова впервые проявилось на Черном море. Его взгляды на тактику морского боя коренным образом отличались от взглядов многих наших выдающихся адмиралов. Он считал, что в определенных условиях гораздо выгоднее не атаковать, а занять хорошую оборонительную позицию, на которой можно будет разгромить гораздо более сильного атакующего противника. Эта тактика полностью оправдала себя в боях как с турецким, так и со шведским флотами.

Весной и летом 1774 года эскадра Азовской флотилии под его флагом охраняла вход в Керченский пролив и 9 июня вступила в бой с многократно превосходившими ее силами турецкого флота. В течение двух дней турки пытались пробиться в пролив, но наш отряд заранее занял очень выгодную позицию. Три наших фрегата и несколько малых судов героически отражали атаки 5 линейных кораблей, 9 фрегатов и множества гребных судов турок. В результате турецкая эскадра покинула поле боя.

Решающие победы на Балтике

Летом 1788 года шведский король Густав III объявил войну России. Весной 1789 года Екатерина II назначила вице-адмирала В.Я. Чичагова командующим Балтийским флотом. Его эскадра вышла в море 2 июля, а 6 июля вступила в сражение со шведами у острова Эланда. Следуя своей тактике, Чичагов не атаковал неприятеля, а вел перестрелку и ожидал подхода подкреплений. Но шведские корабли ушли в Карлскрону. Затем наш гребной флот одержал убедительную победу в первом Роченсальмском сражении (О Роченсальмской победе Читайте подробнее ). В результате этих побед господство на море перешло к русским.

Ревельское сражение


Ревельский бой 2 мая 1790 года
С картины А.П. Боголюбова

Выборгское сражение


Выборгское сражение 22 июня 1790 г.
С картины М.В. Петрова-Маслакова

Вновь адмирал добился полного поражения противника ценой относительно небольших потерь, которые были восполнены трофеями. Оборонительная тактика В.Я. Чичагова была вынужденной и хорошо обдуманной. Она позволяла компенсировать недостатки в подготовке экипажей и невысокие мореходные качества русских кораблей. После Выборгского сражения В.Я. Чичагов стал первым и единственным российским моряком, удостоенным ордена Св. Георгия I-степени. Когда он шел получать эту награду, то Императрица Екатерина II встречала его у входа в Зимний дворец, что было высшей формой уважения флотоводцу — победителю!

После этой войны Чичагов вышел в отставку и жил в своем имении. Он умер 4 апреля 1809 года и был похоронен на кладбище в Александро-Невской лавре.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

Победы Чичагова на Балтике были настолько впечатляющими, что сразу же привели к завершению войны. Екатерина II высоко оценила их, а вот в обществе были и критические суждения, затем имя В.Я. Чичагова просто забыли. Как Вы думаете, уважаемый читатель, не пора ли нам воздать должное заслугам этого выдающегося флотоводца и поставить его в один ряд с нашими прославленными адмиралами парусного флота. Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

В._Я._Чичагов.jpg

Василий Яковлевич Чичагов (1726 — 1809) — русский флотоводец екатерининской эпохи,чин адмирала носил с 1782 года.Проводил в жизнь хитрую тактику: принимал атаку противника на выигрышной позиции, чтобы одерживать победы с малой потерей. При Екатерине II был назначен командующим флота во время войны со шведами.Умер 4 июня 1809 года, был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Содержание

Биография

Ранние годы

Родился адмирал 28 февраля 1726 года в бедной семье под Костромой. Воспитание и образование было домашнее. После поступил и окончил Навигацкую школу в Москве. Дополнительное образование юный Чичагов получил в Великобритании. Обучение завершил в 1742 году, после чего начал свою службу в российском флоте.

Начало карьеры

Свою службу начал гардемарином, прошел все малые офицерские чины на Балтийском флоте, отличился в Семилетней войне, выполняя важные поручения. Затем он служил в Архангельске. В 1765—1766 годах В. Я. Чичагову руководил специальной экспедицией, которая дважды пыталась пройти через Северный Ледовитый океан к Алеутским островам между Гренландией и Шпицбергеном. Русские моряки достигли 80 градусов 26 минут северной широты, побив рекорд Г. Гудзона. Сплошные льды не позволили продвинуться далее. Разумеется, плавания в те годы не могли привести к успеху. Чичагову можно поставить в заслугу уже то, что он без потерь вернул свои суда с экипажами от холодных ледников к родным берегам. Более того, капитан бригадирского ранга доказал, что такая задача невыполнима для кораблей того времени.

Став главнокомандующий Архангельского порта, Чичагов боролся с плохими привычками среди моряков и чиновников. После начала русско-турецкой войны 1768—1774 годов он стремился увеличить характеристики верфей, предложив закладывать вместо 4 сразу по 6 кораблей. Построенные архангельцами флот шёл прямиком на Балтику. В 1770 году туда же вызвали произведенного в контр-адмиралы Чичагова. Он обучал экипажи для кораблей Балтийского флота, в 1772 году одну из подготовленных эскадр смог провести без потерь на Средиземное море. Вернувшись, стал главнокомандующий сначала Ревельского, затем Кронштадтского порта. Благодаря его стараниям и последняя ушедшая на Средиземное море эскадра благополучно достигла цели.




После смерти адмирала С. К. Грейга, Екатерина II назначила Чичагова командующим флотом во время войны со шведами. В этой должности он одержал победы над превосходящими силами противника в Эландском (1789 год), Ревельском (1790 год) и Выборгском сражениях, взяв при этом в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, в том числе шведского контр-адмирала. Эти победы принудили шведского короля Густава III к скорому заключению мира.

Последние годы

В последующие годы В. Я. Чичагову не довелось командовать в сражениях, потому что на Балтике у русского флота соперников не осталось. Одно движение эскадр, выводимых адмиралом в море, было настолько внушительным, что никто не решался противодействовать им.



При Павле I Василий Яковлевич выступил против самодурства самодержавного генерал-адмирала, вышел в отставку и прожил в имении под арестом. Император запретил В. Я. Чичагову приезжать в столицу. Умер адмирал 4 апреля 1809 года.Из десяти его сыновей большинство служило на флоте, а Павел Васильевич Чичагов стал морским министром, немало сделавшим для флота той эпохи.

Память

В честь Василия Чичагова названы:

  • Гора Чичагов (55°43′ с. ш. 160°12′ з. д.), на п-ове Аляска;
  • Гора Чичагов (367 м), на острове Западный Шпицберген, архипелага Шпицберген;
  • Залив Чичагова (55°39′ с. ш. 160°15′ з. д.), в Тихом океане, на южном побережье п-ова Аляска;
  • Залив Чичагова, в Тихом океане, остров Науку-Хив в Южной Полинезии, Маркизский архипелаг;
  • Мыс Чичагов (58°22′ с. ш. 157°32′ з. д.), на северо-западном берегу п-ова Аляска;
  • Мыс Чичагов (Сата), на западом берегу острова Кюсю, Япония;
  • Мыс Чичагов, на острове Науку-Хив, Маркизский архипелаг;
  • Мыс Чичагов, на острове Западный Шпицберген;
  • Остров Чичагов (57°52′ с. ш. 135°47′ з. д.), в Тихом океане, Александровский архипелаг, Аляска;
  • О-ва Чичагова (81°32′ с. ш. 56°48′ в. д.), в архипелаге Новая Земля;
  • Пролив Чичагова (56°21′ с. ш. 132°29′ з. д.), между островами Этолина на юге и Воронковского на севере в Александровском архипелаге, Аляска.

Награды

  • 26 ноября 1773 года за проведение 18 кампаний награждён орденом Святого Георгия IV класса.
  • За победу в Ревельском сражении награждён орденом Андрея Первозванного.
  • 26 июля 1790 года за победу в Выборгском сражении награждён орденом Святого Георгия I класса.

Литература

Галерея



Чичагов, Василий Яковлевич


Скульптурная группа на пьедестале памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге


Чичагов Василий Яковлевич (1726 - 1809, Петербург) - военно-морской деятель. Происходил из древнего дворянского рода. Учился в Школе навигацких наук, после которой продолжил образование в Англии. Начал службу на флоте в 1742. В 1752 произведен в штабс-офицеры. Возглавил экспедицию 1765 - 1766 по отысканию Северного морского пути через Арктический бассейн к берегам Камчатки, организованную по инициативе М.В. Ломоносова. Две предпринятые попытки Чичагова из-за тяжелых льдов не увенчались успехом, но экспедиция собрала большой материал о природе Гренландского моря, составила подробные карты. Во время русско-турецкой войны 1768 - 1774 командовал отрядом Донской флотилии, оборонявшей Керченский пролив. За совершенные 20 морских кампаний в 1775 был произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегий. В 1782 стал адмиралом. Командовал Балтийским флотом во время русско-шведской войны 1788 - 1790. С 1797 находился в отставке. Чичагов - отец адмирала П.В. Чичагова.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.


Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005.


Чичагов Василий Яковлевич - единственный моряк - кавалер ордена Св. Георгия I степени. В.Я. Чичагов проводил в жизнь необычную тактику: принимал атаку противника на выгодной позиции, чтобы одерживать победы малой кровью.

Родился будущий адмирал 28 февраля 1726 года в небогатой семье под Костромой. Получил домашнее воспитание и образование. Потом окончил Навигацкую школу в Москве. Морскую службу начал гардемарином, прошел все младшие офицерские чины на Балтийском флоте, отличился в Семилетней войне, выполняя ответственные поручения. Затем он служил в Архангельске. В 1765-1766 годах моряк руководил секретной экспедицией, которая на трех небольших судах дважды пыталась пройти через Северный Ледовитый океан к Алеутским островам между Гренландией и Шпицбергеном. Русские моряки достигли 80 градусов 26 минут северной широты, побив рекорд Г. Гудзона. Сплошные льды не позволили продвинуться далее. Разумеется, плавания в те годы и не могли привести к успеху. Чичагову можно поставить в заслугу уже то, что он без потерь вернул свои суда с экипажами от кромки вековых льдов к родным берегам. Более того, капитан бригадирского ранга доказал, что такая задача невыполнима для деревянных парусников.

Боевое крещение в качестве флагмана контр-адмирал Чичагов получил на Черном море. Весной 1774 года эскадра Азовской флотилии под его флагом крейсировала у входа в Керченский пролив. 9 июня с русской эскадры из 3 фрегатов и 2 “новоизобретенных” плоскодонных кораблей увидели турецкий флот. Чичагов пошел на сближение и обнаружил, что к охраняемому им проливу направляются 5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 галер и шебек, несколько меньших судов под командованием адмирала. Заметив русскую эскадру, турки двинули на нее отряд из 7 фрегатов, 6 шебек и 4 галер. Остальные пытались прорваться в Керченский пролив. Контр-адмирал не поддался обману, повел отряд наперерез и преградил противнику путь, открыв огонь. Турки после перестрелки в сумерки отстали. Русские корабли развернулись в проливе. Вернувшаяся турецкая превосходящая по силам эскадра заняла позицию у входа, пыталась атаковать, но ее нападения были отражены.

Уже 6 марта два шведских фрегата совершили набег на Балтийский порт (Палдиски), высадили десант, уничтожили запасы, заклепали пушки недостроенной крепости и ушли ранее, чем прибыли подкрепления из Ревеля. Это предупреждение Чичагов воспринял весьма серьезно, ибо Ревельский порт не имел иной защиты, кроме боевых кораблей. Пользуясь бездействием главных сил вражеского флота, адмирал принял меры для отражения возможного нападения. Посты на маяках, высланные в море отряды предупредили о приближении противника, и когда 1 мая шведский флот появился у Ревеля, Чичагов был готов к встрече с ним.

Недостаток людей исключал сражение в открытом море, тем более против вдвое превосходящих сил противника. Адмирал решил принять бой на якоре, превратив корабли в деревянные бастионы. Он построил эскадру в три линии. Первую составили 10 кораблей и фрегат, за ее разрывами встали 2 бомбардирских корабля и 4 фрегата, третью линию составили 7 катеров; кроме того, из ворот гавани могли действовать канонерские лодки, а в ее глубине оставались 2 брандера и вспомогательные суда. Правый фланг линии опирался на отмели, левый - на орудия Ревельской крепости. Обойти с фланга и взять в два огня русские корабли, стоявшие на небольших расстояниях, шведы не могли, и им пришлось напасть с фронта.

Шведское командование решило атаковать русскую эскадру, не вставая на якорь. Предстояло линию из 21 корабля и 6 линейных фрегатов ввести на рейд в направлении русского левого фланга, поворачивать на восток и проходить вдоль всего фронта, обстреливая его на ходу. Но качка привела к тому, что большинство шведских снарядов не достигало цели, а русские моряки стреляли как на учениях. В итоге боя несколько шведских кораблей получили значительные повреждения, один сел на камни и был сожжен шведами, а второй сдался. Потери ревельской эскадры составили только 9 убитых и 27 раненых. Увидев безуспешность атаки, герцог Карл приказал отвести еще не бывшие в бою корабли. Его флот крейсировал у Наргена, не решаясь повторить нападение, пока не последовал приказ короля идти для прикрытия гребного флота у Выборга.

Чичагов после Ревельского сражения принял меры для подготовки соединения с кронштадтской эскадрой вице-адмирала А.И. Круза, чтобы нанести удар с двух сторон противнику, угрожавшему столице. 17 мая ревельская эскадра вышла к Наргену, а 23 мая, получив указание императрицы, отправилась на соединение с Крузом. В случае встречи с превосходящими неприятельскими силами адмирал предполагал занять позицию между островами и принять бой на якоре. В ночь на 26 мая он так и поступил, а утром соединился с Крузом, который в двухдневном Красногорском сражении 23-24 мая сдержал натиск превосходящих сил шведского флота. Русские эскадры заблокировали шведский флот, по приказу короля укрывшийся в Выборгском заливе. Вновь противник был изгнан с моря. Но его необходимо было добить.

Из залива, где стояли шведские корабельный и гребной флоты, несколько фарватеров между островами и мелями вели на запад, юг и восток. Флот Чичагова развернулся против шведского. Почти месяц адмирал сжимал блокаду, хотя из столицы его и торопили. Русские корабли оттеснили шведские вглубь залива. Отдельные отряды заняли все проходы на юге и западе, наблюдали за Березовым зундом, в котором должны были действовать задерживавшиеся гребные суда вице-адмирала К.Г. Нассау-Зигена. Чичагов рассчитывал атаковать с фронта, тогда как гребной флотилии следовало напасть с востока, а гребным судам Т.Г. Козлянинова из Выборга - ударить в тыл. Однако подготовленное наступление сорвалось по вине Нассау-Зигена, который достиг Березового зунда только 21 июня и сразу перешел в наступление, не предупредив Чичагова и не дав отдыха гребцам. К ночи 22 июня, когда установился удобный для шведов ветер, его команды прекратили натиск.

Оказавшийся в безвыходном положении Густав III решился на отчаянный прорыв. Он направил через западный фарватер кильватерную колонну кораблей и фрегатов. Путь ей должны были расчистить брандеры. Вслед за кораблями ближе к берегу должны были самостоятельно прорываться в шхеры гребные суда. Утром, пока уставшие гребцы Нассау-Зигена отдыхали, шведские гребные суда отошли к своим главным силам, а часть их демонстративно атаковала правый фланг русской линии, отвлекая внимание от фланга левого, где корабельный флот с потерями прорывался сквозь отряды контр-адмиралов И.А. Повалишина и П.И. Ханыкова в западном проходе. Больше всего потерь шведам нанесли их брандеры: от их огня погибли корабль и фрегат. Несколько судов сели на мель и сдались.

Чичагов первоначально наблюдал, в какую сторону направятся шведы. Он дал сигнал Козлянинову начать атаку с тыла, затем подкрепил отряды Ханыкова и Повалишина и, наконец, когда шведы прорвались, повел главные силы в преследование. Первоначально он приказал своим легким судам атаковать и брать вражеские гребные суда, оказавшиеся в море беспомощной добычей. Увидев, что из-за Березовых островов появляется гребная флотилия, адмирал решил, что Нассау-Зиген и Козлянинов возьмут на себя пленение королевского гребного флота. Он собрал все парусные корабли и устремился за уходившим к Свеаборгу шведским флотом. Несмотря на то что адмирал вышел из Выборгского залива в числе последних, он оказался среди передовых преследующих. За время погони были взяты два шведских корабля, а остальные укрылись под батареями Свеаборга. Чичагову оставалось только организовать наблюдение за портом, чтобы в нужный момент вывести главные силы. Вновь адмирал добился нейтрализации противника с относительно небольшими потерями, которые с лихвой компенсировали трофеи.

Тактика В.Я. Чичагова в известной степени была вынужденной. Постоянная острая нехватка опытных матросов заставляла избегать решительного боя. Более того, адмирал порицал С.К. Грейга за то, что тот с неподготовленной эскадрой атаковал шведов у Гогланда. Последнее свидетельствует, что оборонительная тактика не была случайностью, а вполне обдуманным методом, позволявшим компенсировать с помощью местных прикрытий недостатки подготовки экипажей. В частности, занимая позицию между островами, Чичагов готовился к нападению всего неприятельского флота; если бы шведы направились к Кронштадту, он был готов применить второй тактический прием: зажать противника между двумя эскадрами и разгромить, уже обладая превосходством в силах и положении.

За Ревельское сражение Чичагова наградили орденом Св. Андрея Первозванного. После Выборгского - он стал первым моряком, удостоенным ордена Св. Георгия 1-й степени. Императрица одарила его поместьями в Белоруссии. Это было хоть и запоздалым, однако достойным признанием заслуг В.Я. Чичагова.

В последующие годы В.Я. Чичагову не довелось командовать в сражениях, ибо на Балтике у русского флота соперников не осталось. Одно движение эскадр, выводимых адмиралом в море, было настолько внушительным, что никто не решался противодействовать им.

При Павле I Василий Яковлевич выступил против самодурства самодержавного генерал-адмирала, вышел в отставку и жил в имении как под арестом. Император не разрешал опальному флотоводцу приезжать в столицу. Умер адмирал 4 апреля 1809 года и торжественно похоронен на кладбище при Александро-Невской лавре. Из десяти его сыновей большинство служило на флоте, а Павел Васильевич Чичагов стал морским министром, немало сделавшим для укрепления флота.

Чичагов Василий Яковлевич [28.2(11.3). 1726 — 4(16). 4. 1809, Петербург], рус. мореплаватель адмирал (1782). Учился в школе математич. и навигац. наук, продолжил образование в Англии. На флоте с 1742. С 1764 нач-к экспедиции для отыскания мор. пути из Архангельска через Сев. Ледовитый ок. к берегам Сев. Америки, затем на 3. и через Берингов прол. (где экспедиция должна была встретиться с отрядом П. К. Креницына) к Камчатке. В 1765 экспедиция достигла 80°26' с. ш. к С.-З. от Шпицбергена, но из-за тяжёлых льдов возвратилась в Архангельск. Во время второй попытки в 1766 рус. морякам удалось достичь 80°30' с. ш. В рус.-тур. войне 1768—74 Ч. в 1772—74 командовал отрядом кораблей Донской флотилии, оборонявшей Керченский прол. С 1775 чл. Адмиралтействколлегий. В период рус.-швед, свойны 1788— 1790 командовал Балт. флотом, руководя его действиями в сражениях при Эланде, Ревеле и Выборге, С 1797 в отставке. Именем Ч. названы: острова в архипелаге Новая Земля, остров в архипелаге Александры у берегов Сев. Америки, залив и мыс о. Науку-Хива в Юж. Полинезии, мыс на о. Кюсю и гора на о. Шпицберген.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии. Том 8: Ташкент – Ячейка стрелковая. 688 с., 1980.

Исторический анекдот:

— Виноват, матушка, Ваше императорское Величество.

— Ничего, — кротко сказала императрица, не дав заметить, что поняла непристойные выражения, — ничего, Василий Яковлевич, продолжайте; я ваших морских терминов не разумею.

Она так простодушно говорила это, что старик от души поверил, опять сел и докончил рассказ. Императрица отпустила его с чрезвычайным благоволением.

Русская Старина, 1874. Т. X, с. 775—776.

Литература:

Архив адмирала П.В. Чичагова. СПб., 1885. Вып. 1;

Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 1. М., 1956;

Соколов А. Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова. Спб., 1854.

Скаченко Н.Г. О неизвестной карте В.Я. Чичагова 1765 г.// Вестник Моск. ун-та. Сер. 5: География. 1961. N 5.

Читайте также: