Черный монах чехов анализ произведения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Прямого ключа к разгадке автор не дает. Он умышленно не договаривает. О том, что предшествовало болезни героя, говорится глухо; ясно одно – он был благополучен, не переносил каких-либо тяжелых потрясений, как Громов, и не встречался с непониманием, как Треплев. Правда, он рано лишился родителей, но детство его проходило безмятежно, в прекрасном саду Песоцкого, который в нем души не чаял. Социальные причины психического надлома заранее исключаются. Коврин уже в молодости получил звание магистра, значит, препятствий его научной деятельности не чинилось. Мы узнаем, что он отдавался занятиям философией со страстью, что в них была вся его жизнь. Но неизвестно, кто он как философ – позитивист или спиритуалист, какие мысли развивал в своих сочинениях. Тема его диссертации не названа.

В произведениях Чехова героями часто являются люди искусства. Но, кажется, впервые он делает главным лицом философа. Профессия уже сама по себе несколько таинственная; в старину ее представители отважно решали не частные, а общие проблемы мироздания, уподоблялись пророкам. Были среди философов и духовидцы. Наделяя героя этой профессией, Чехов тем оправдывает фигуру умолчания: неуместно было бы излагать философские концепции на языке беллетристики.

С тех пор встречи и беседы с монахом возобновляются раз или два в неделю. Все это время молодой философ переживает состояние эйфории, работает с необычайным подъемом, все чувства его обострены, дружеская привязанность к Тане переходит в страстную любовь. И после женитьбы эйфорическое вдохновение не покидает Коврина, он много работает, постоянно возбужден, мало спит и не испытывает потребности в сне (характерные признаки маниакального психоза). Кроме тайных бесед с призраком, его психическое расстройство ни в чем не проявляется, даже Таня с ее повышенной чувствительностью о нем не догадывается. Только через несколько месяцев она начинает замечать, что муж как-то странно улыбается, иногда сам с собой говорит. Застигнув его однажды ночью за оживленной беседой с пустым стулом, она приходит в смятение. Глядя на нее, пугается и Коврин, вдруг осознав опасность своего положения. С его покорного согласия его везут к врачу, начинают лечить – маниакальные психозы лечению поддаются.

Финал построен, как музыкальная композиция: повторяется, почти дословно, тема первой части, но те же слова звучат по-новому, торжественно и прощально.

Коврин хочет говорить, ему мешает хлынувшая из горла кровь, хочет позвать свою спутницу, которая спит за ширмой, но вместо этого зовет Таню.

Опять-таки, с точки зрения медицины нет ничего удивительного в возвращении призрака: маниакальные состояния излечиваются, но могут возобновляться, особенно при нервных потрясениях. В данном случае потрясение от письма Тани вызвало и приступ сильного кровотечения, от которого Коврин умирает. Однако это простое трезвое объяснение заслонено апофеозом, венчающим повесть:

Кто же этот таинственный фантом? Если символ – то какой силы, какой воли? И если он обманывает молодого философа ложными посулами, то с какой целью?

Подвижниками не рождаются, ими становятся. Нужны вера и упорная воля, нужен настойчивый внутренний голос, зовущий к подвигу. Он олицетворен в черном монахе. Этот вселенский скиталец не ангел и не Мефистофель, хотя в нем есть нечто и от того, и от другого. Его функцию можно понять как функцию вербовщика в Божье воинство.

Только один современник и соотечественник Чехова мог послужить отдаленным прообразом философа Коврина вкупе с его таинственным наставником – знаменитый философ и поэт Владимир Соловьев.

Солнце играет над дикою Тосною,

Берег отвесный высок.

Вижу знакомые старые сосны я,

Белый сыпучий песок…

В повести Чехова наружность реального героя, Коврина, не описана, зато описан облик его духовного вожатого. В нищенском черном одеянии, худой; бледное лицо аскета, резко чернеющие на нем густые брови и при этом ясные умные глаза, приветливая и лукавая улыбка – почти портрет Владимира Соловьева.

Убежденный христианин, Соловьев был широко открыт всему спектру человеческой мудрости, накопленной за века на Западе и на Востоке, в древности и в Новое время. Вслед за Лейбницем он считал, что каждая философская доктрина несет зерно истины в своих утверждениях и наиболее слаба в своих отрицаниях.

Блестящий анализ!Писала по поводу "Черного монаха" свое эссе - нечаянно попала на вашу статью и была покорена исчерпывающей и глубокой трактовкой. Спасибо, выкинула все свои заметки, какой смысл повторяться, если все уже написано. Шла примерно той же стезей))) Нет, просто здорово!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

da4e979a4a0a4a039b94fbbf650ecdb41

Давайте взглянем на рассказ Чехова со стороны психолога и проведем небольшой анализ! Чехов не выдумывал свои рассказы, он брал идеи из жизни. Не имея психологического образования, но имея природную наблюдательность и эмпатию, он глубоко понимал души людей и это чувствуется в его произведениях.

Немного о Чехове

Антон Павлович Чехов в 1884 году окончил курс медицинского университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. По воспоминаниям П. А. Архангельского (врач):

"Без вас, служителей высшему началу, живущих сознательно и свободно, человечество было бы ничтожно; развиваясь естественным порядком, оно долго бы еще ждало конца своей земной истории. Вы же на несколько тысяч лет раньше введете его в царство вечной правды — и в этом ваша высокая заслуга. Вы воплощаете собой благословение божие, которое почило на людях".

Человек здоровый (не невротик) не боится правды, более того, он не боится ее говорить, он не боится быть откровенным и открытым. И это не невротичная правда, когда кто-то кричит с пеной у рта обвиняя всё и всех вокруг, и кричит, то, о своей правде и кричит то не взрослый, а его маленький, испуганный и израненный внутренний ребенок.

А Коврин работал с прежним усердием и не замечал сутолоки. Любовь только подлила масла в огонь. После каждого свидания с Таней он, счастливый, восторженный, шел к себе и с тою же страстностью, с какою он только что целовал Таню и объяснялся ей в любви, брался за книгу или за свою рукопись. То, что говорил черный монах об избранниках божиих, вечной правде, о блестящей будущности человечества и проч., придавало его работе особенное, необыкновенное значение и наполняло его душу гордостью, сознанием собственной высоты. Раз или два в неделю, в парке или в доме, он встречался с черным монахом и подолгу беседовал с ним, но это не пугало, а, напротив, восхищало его, так как он был уже крепко убежден, что подобные видения посещают только избранных, выдающихся людей, посвятивших себя служению идее.

Здесь мы видим скорее представителя с маниакальным типом личности, но не в крайнем ее, т.е. болезненном, проявлении, а в нормальном, конструктивном виде. Коврин работает над своим любимым делом, в то же время он может гулять, отдыхать, осознает себя в мире, осознанно влюбляется и вполне осознанно, как бы со стороны, смотрит на свои галлюцинации и размышляет о своей психической болезни.

Любой, кто прочитает это произведение будет согласен с тем, что Коврин психически болен. А я вот не соглашусь!

На мой взгляд, Коврин и есть прекрасный пример человека психически здорового, освободившегося от неврозов. Заметим, что он рано остался без родителей, но это не нанесло ему психологическую травму, так как была компенсация (его воспитание у Егора Семеновича, который заменил ему отца), он лишь испытывает любовь и огромное чувство благодарности к вырастившему его, Егору Семеновичу. И осознанно проявляет эту любовь и понимает, что это его два самых близких человека на свете.
Здоровое, искреннее чувство благодарности, может испытывать только здоровый человек! Невротик же, либо будет считать, что ему недостаточно дали, либо дали слишком много, либо дали не то, либо не вовремя, либо не те и т.п., т.е. он никогда по-настоящему не испытывает это замечательное чувство – благодарности, а о любви и говорить нечего.

- Здравствуй, — сказал монах и, помолчав немного, спросил: — О чем ты теперь думаешь?
- О славе, — ответил Коврин. — Во французском романе, который я сейчас читал, изображен человек, молодой ученый, который делает глупости и чахнет от тоски по славе. Мне эта тоска непонятна.
- Потому что ты умен. Ты к славе относишься безразлично, как к игрушке, которая тебя не занимает.
- Да, это правда.
- Известность не улыбается тебе. Что лестного, или забавного, или поучительного в том, что твое имя вырежут на могильном памятнике и потом время сотрет эту надпись вместе с позолотой? Да и, к счастью, вас слишком много, чтобы слабая человеческая память могла удержать ваши имена.

Как мы видим, здоровый человек даже к славе, которая приносит деньги и власть, относится спокойно, осознано, по-взрослому.

Читаем далее, признаки здорового человека.

- Понятно, — согласился Коврин. — Да и зачем их помнить? Но давай поговорим о чем-нибудь другом. Например, о счастье. Что такое счастье? Когда часы били пять, он сидел на кровати, свесив ноги на ковер, и говорил, обращаясь к монаху:
- В древности один счастливый человек в конце концов испугался своего счастья — так оно было велико! — и, чтобы умилостивить богов, принес им в жертву свой любимый перстень. Знаешь? И меня, как Поликрата, начинает немножко беспокоить мое счастье. Мне кажется странным, что от утра до ночи я испытываю одну только радость, она наполняет всего меня и заглушает все остальные чувства. Я не знаю, что такое грусть, печаль или скука. Вот я не сплю, у меня бессонница, но мне не скучно. Серьезно говорю: я начинаю недоумевать.
- Но почему? — изумился монах. — Разве радость сверхъестественное чувство? Разве она не должна быть нормальным состоянием человека? Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. Сократ, Диоген и Марк Аврелий испытывали радость, а не печаль. И апостол говорит: постоянно радуйтеся. Радуйся же и будь счастлив.

Многие психологи, такие как В. Франкл, А. Янов, М. Литвак и др. в своих трудах так или иначе затрагивают тему скуки и радости. Если подытожить и обобщить, то всё сводиться опять к тому, что здоровый человек (не невротик) в принципе очень мало времени испытывают скуку или другие негативные эмоции. Здорового человека невозможно обидеть, оскорбить, он всегда знает, чем заняться, а в моменты отдыха не испытывает беспокойства, тревоги или чувства вины. Он наполнен энергией творчества, созерцания этого мира, осознанного существования в нем, понимает на что он способен, а на что нет, не прыгает выше головы, не страдает, а наслаждается одиночеством и т.д. Ведь причина скуки – тревога, внутренний конфликт.

- Ты не бойся, Андрюша, — говорила Таня, дрожа как в лихорадке, — не бойся. Папа, это всё пройдет. всё пройдет.
Коврин от волнения не мог говорить. Он хотел сказать тестю шутливым тоном:
- Поздравьте, я, кажется, сошел с ума, — но пошевелил только губами и горько улыбнулся. В девять часов утра на него надели пальто и шубу, окутали его шалью и повезли в карете к доктору. Он стал лечиться.

Окружающие невротики не понимают таких людей, навязывают им свои страхи и в конечном счете считают их сумасшедшими и заставляют лечиться. Скажу более, даже на собственном примере, когда я еженедельно прорабатывала свои неврозы лично и два раза в группе (на обучении), я стала меняться, мне нравилась эта новая, настоящая Наталья, я полюбила своего внутреннено ребенка, а значит полюбила себя.

Со временем, мои родные приняли меня обновленную, но это было тяжело, это была борьба за свои границы, своё право на автономию, право на быть собой!

Опять наступило лето, и доктор приказал ехать в деревню. Коврин уже выздоровел, перестал видеть черного монаха, и ему оставалось только подкрепить свои физические силы. Живя у тестя в деревне, он пил много молока, работал только два часа в сутки, не пил вина и не курил.
Под Ильин день вечером в доме служили всенощную. Когда дьячок подал священнику кадило, то в старом громадном зале запахло точно кладбищем, и Коврину стало скучно. Он вышел в сад. Не замечая роскошных цветов, он погулял по саду, посидел на скамье, потом прошелся по парку; дойдя до реки, он спустился вниз и тут постоял в раздумье, глядя на воду. Угрюмые сосны с мохнатыми корнями, которые в прошлом году видели его здесь таким молодым, радостным и бодрым, теперь не шептались, а стояли неподвижные и немые, точно не узнавали его. И в самом деле, голова у него острижена, длинных красивых волос уже нет, походка вялая, лицо, сравнительно с прошлым летом, пополнело и побледнело.
По лавам он перешел на тот берег. Там, где в прошлом году была рожь, теперь лежал в рядах скошенный овес. Солнце уже зашло, и на горизонте пылало широкое красное зарево, предвещавшее на завтра ветреную погоду. Было тихо. Всматриваясь по тому направлению, где в прошлом году показался впервые черный монах, Коврин постоял минут двадцать, пока не начала тускнуть вечерняя заря.
Когда он, вялый, неудовлетворенный, вернулся домой, всенощная уже кончилась. Егор Семеныч и Таня сидели на ступенях террасы и пили чай. Они о чем-то говорили, но, увидев Коврина, вдруг замолчали, и он заключил по их лицам, что разговор у них шел о нем.
- Тебе, кажется, пора уже молоко пить, — сказала Таня мужу.(это не забота о близком – это нарушение границ взрослого человека)
- Нет, не пора. — ответил он, садясь на самую нижнюю ступень. — Пей сама. Я не хочу.(естественно Коврин отвечает с позиции ребенка, так как Таня обратилась к нему с позиции Родителя. Можно так же рассмотреть его ответ, как защита собственных границ).
Таня тревожно переглянулась с отцом и сказала виноватым голосом:
- Ты сам замечаешь, что молоко тебе полезно.

- Поздравляю вас: после пятницы во мне прибавился еще один фунт весу. — Он крепко сжал руками голову и проговорил с тоской: — Зачем, зачем вы меня лечили? Бромистые препараты, праздность, теплые ванны, надзор, малодушный страх за каждый глоток, за каждый шаг — всё это в конце концов доведет меня до идиотизма. Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. Теперь я стал рассудительнее и солиднее, но зато я такой, как все: я — посредственность, мне скучно жить. О, как вы жестоко поступили со мной! Я видел галлюцинации, но кому это мешало? Я спрашиваю: кому это мешало?
Присутствие людей, особенно Егора Семеныча, теперь уж раздражало Коврина, он отвечал ему сухо, холодно и даже грубо и иначе не смотрел на него, как насмешливо и с ненавистью, а Егор Семеныч смущался и виновато покашливал, хотя вины за собой никакой не чувствовал. Не понимая, отчего так резко изменились их милые, благодушные отношения, Таня жалась к отцу и с тревогой заглядывала ему в глаза; она хотела понять и не могла, и для нее ясно было только, что отношения с каждым днем становятся все хуже и хуже, что отец в последнее время сильно постарел, а муж стал раздражителен, капризен, придирчив и неинтересен. Она уже не могла смеяться и петь, за обедом ничего не ела, не спала по целым ночам, ожидая чего-то ужасного, и так измучилась, что однажды пролежала в обмороке от обеда до вечера. Во время всенощной ей показалось, что отец плакал, и теперь, когда они втроем сидели на террасе, она делала над собой усилия, чтобы не думать об этом.
- Как счастливы Будда и Магомет или Шекспир, что добрые родственники и доктора не лечили их от экстаза и вдохновения! — сказал Коврин. — Если бы Магомет принимал от нервов бромистый калий, работал только два часа в сутки и пил молоко, то после этого замечательного человека осталось бы так же мало, как после его собаки. Доктора и добрые родственники в конце концов сделают то, что человечество отупеет, посредственность будет считаться гением и цивилизация погибнет. Если бы вы знали, — сказал Коврин с досадой, — как я вам благодарен!

Заметим какие слова зарактеризуют теперь чувства и поведение "здорового, вылечившегося" человека. Как похоже на нас и окружающих нас людей!

Жил он уже не с Таней, а с другой женщиной, которая была на два года старше его и ухаживала за ним, как за ребенком. Настроение у него было мирное, покорное: он охотно подчинялся, и когда Варвара Николаевна — так звали его подругу — собралась везти его в Крым, то он согласился, хотя предчувствовал, что из этой поездки не выйдет ничего хорошего.

Почерк на конверте напомнил ему, как он года два назад был несправедлив и жесток, как вымещал на ни в чем не повинных людях свою душевную пустоту, скуку, одиночество и недовольство жизнью. Кстати же он вспомнил, как однажды он рвал на мелкие клочки свою диссертацию и все статьи, написанные за время болезни, и как бросал в окно, и клочки, летая по ветру, цеплялись за деревья и цветы; в каждой строчке видел он странные, ни на чем не основанные претензии, легкомысленный задор, дерзость, манию величия, и это производило на него такое впечатление, как будто он читал описание своих пороков; но когда последняя тетрадка была разорвана и полетела в окно, ему почему-то вдруг стало досадно и горько, он пошел к жене и наговорил ей много неприятного. Боже мой, как он изводил ее! Однажды, желая причинить ей боль, он сказал ей, что ее отец играл в их романе непривлекательную роль, так как просил его жениться на ней; Егор Семеныч нечаянно подслушал это, вбежал в комнату и с отчаяния не мог выговорить ни одного слова, и только топтался на одном месте и как-то странно мычал, точно у него отнялся язык, а Таня, глядя на отца, вскрикнула раздирающим голосом и упала в обморок. Это было безобразно.

Как же страдают невротики! Сколько внутренних конфликтов, вызывающих негативные эмоции и нецверенность в себе!

Что было далее, вы узнаете, прочитав рассказ до конца. Но после этой статьи, вы уже будете его читать по-другому, более осознанно.
Да, Чехов гениальный писатель и человек, я не знаю, где он подсмотрел свою историю, однако она написана до крайности правдоподобно. И такие истории случаются сплошь и рядом.

Друзья мои, кто встал на путь к здоровому человеку (не невротику), хочу предупредить! Вам будет трудно, очень трудно жить в обществе невротиков, еще труднее найти себе пару, а наибольшим испытанием станет для вас, опять не стать невротиком, так как так жить в невротичном мире, проще, но не лучше.
Не сдавайтесь, дерзайте, развивайтесь, быть здоровым - это прекрасная, наполненная, продуктивная, насыщенная, интересная, полная любви, понимания и причастия миру, жизнь!

Читайте также: