Чему учит роман обломов кратко

Обновлено: 28.06.2024

Роман состоит из 4 частей, каждая из которых поделена на главы. В первой части Гончаров описывает один день из жизни главного героя. Ленивый Обломов проводит на своём диване весь день, не вставая даже чтобы принять гостей. К нему заходят Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев и Тарантьев – это называют парад гостей. Стоит сказать, что каждый гость – это некий двойник Обломова.

Вторая часть посвящена прибытию Штольца, лучшего друга Обломова. Андрей вытягивает героя из праздной жизни, возит по гостям и мероприятиям. Благодаря этому Илья Ильич встречает Ольгу Ильинскую и влюбляется в неё, а у девушки рождаются взаимные чувства. Вторая часть завершается признаниями героев друг другу и планами на дальнейшее будущее.

В третьей части писатель рассказывает о развитии отношений Ильи Обломова и Ольги Ильинской. В их отношениях описаны как моменты радости и расцвета любви, так и трудности. В конце части отношения заканчиваются, так как герои понимают, что идеализированные образы друг друга не соответствуют реальности.

В четвёртой части описано развитие жизней Ольги и Ильи раздельно. Ещё в конце 3 части Обломов встречает Агафью Пшеницыну, в которой видит что-то родное. Он начинает жить с ней и возвращается в то же состояние, в котором был в начале романа – ленивый, безынициативный. Агафья создаёт для него Обломовку. Ольга же выходит замуж за Андрея Штольца. В конце главы главный герой умирает.

4 части романа можно сравнить с 4 сезонами жизни Обломова: зима, весна, лето, осень соответственно, именно поэтому каждый период жизни сопровождается описанием пейзажа.

Изначально автор задумывал Обломова как полностью отрицательного героя, а Штольца – как полностью положительного. Но в итоге мнение автора не выражено чётко, а главный герой получился ленивым, но с большим добрым сердцем. Суть романа можно понять через анализ героев. Казалось бы, Илья Ильич ничего не делает и не стремиться ни к чему, но в его голове идут сложные мыслительные процессы. Его лень – протест обществу, жизнь которых строится на чинопочитании и связях. Герой мечтает о счастливой семейной жизни, какую он видел в детстве в Обломовке.

Андрей Штольц – антипод Обломову. Он энергичный, трудолюбивый, знает, чего хочет от жизни. Ему чужды пустые размышления, он привык действовать, осуществлять практическую деятельность. Несмотря на полное отличие, Андрей и Илья дружат с детства, первый помогает второму во всём и уважает в нём доброту и открытое сердце.

Ольга Ильинская – возлюбленная Ильи Обломова, а в последствии жена Андрея Штольца. Она решительная девушка с твёрдыми убеждениями, именно она мотивирует Обломова меняться. Она старается превратить его в волевую личность, соответствующую её желаниям. Потерпев поражение, девушка заканчивает отношения и выходит замуж за Штольца, с которым она обретает счастье.

Роман заканчивается смертью Ильи Ильича от апоплексического удара. Финал довольно мрачен, но он показывает результат лени и безвольности, главный герой просто потерял себя в праздной жизни. Он даже перестал мыслить о будущем, так как жизнь его мечты уже наступила.

Критика

Анализ романа Обломов

Анализ романа Обломов

Популярные сочинения

Свобода – достаточно широкое понятие, которое нужно рассматривать с разных сторон. Она бывает разная, и люди по-разному трактуют и понимают смысл свободы. Однако многие согласятся с тем, что человек считается свободным тогда

С древних времен людям нужна музыка. Она управляет эмоциями и настроением человека и часто влияет на его образ мышления. Многие из нас не могут представить свою жизнь без музыки. В эпоху новых технологий компании пытаются

Макар Чудра — главный герой одноимённого рассказа М. Горького. Он является цыганом, у которого есть дочка Нонка. Макар путешествует вместе со своим табором, повидал на свете не мало

Чему учит произведение Гончарова

Смысл книги

Добрейший Илья Ильич Обломов — из тех героев русской классики, имена которых давно стали нарицательными. Хотите намекнуть своему родственнику или знакомому, что он погряз в лени и безделье? Назовите его Обломовым, но только не удивляйтесь, если он обидится. Ведь мало кому понравится сравнение с молодым даже по меркам 19 века мужчиной (Обломову нет и тридцати пяти), который то дремлет, то мечтает на своем любимом диване, в то время как его ровесники делают карьеру и обзаводятся семейством. Обломов, как и положено настоящему барину, не пачкает холеных рук даже самыми простыми домашними делами — все за него делает его слуга Захар, почти такой же лентяй, как и его барин.

Ольга не только влюбляется в Илью — она хочет, чтобы ее возлюбленный стряхнул свой сон, тем более что она видит в нем по-настоящему доброго и благородного человека, который должен развить свои таланты. Но Ольге это не удается — в конце концов Илья снова (интересное созвучие имени главного героя и фамилии героини, не правда ли?) впадает в апатию и опускается. Влюбленные расстаются, Ольга в конце концов становится женой Штольца, Илья женится на добродушной и хозяйственной женщине из самой простой среды, живет в ничегонеделании и умирает от инсульта, не дожив и до сорока, а заботу об его осиротевшем маленьком сыне берут на себя Андрей и Ольга.

История создания

  1. Гончаров признавался, что образ Обломова во многом автобиографичен. Писатель сам был довольно ленивым человеком, предпочитавшим покой и размышления беспокойному шуму жизни.
  2. Образ Ольги Ильинской вобрал в себя сразу нескольких женщин, с которыми был знаком Гончаров.
  3. Андрей Штольц был вдохновлён отцом жены брата писателя.

Направление и жанр

Композиция и конфликт

  1. Начало повествования приходится на зиму, когда герой погружён в себя и оторван от остального мира.
  2. Начало пробуждения Обломова совпадает с весной.
  3. Кульминация романа и любовной линии происходит летом.
  4. В финале композиция замыкается в кольцо. Герой возвращается в своё замкнутое состояние с началом осени.

В произведении раскрыто несколько конфликтов. Первый повествует о конфронтации между героем и обществом, которое он не принимает. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя со своей собственной природой. Также можно отметить традиционное для русской литературе противопоставление равнодушного и суетливого города душевной деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами.

Сюжет открывает сцена пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Главному герою становится известно о плачевном состоянии его родового имения – Обломовки, и о недостатке денег, однако Обломов так и не решается что-либо предпринимать.

Внезапно героя навещает его старый друг Андрей Штольц – успешный предприниматель и деятельный человек. Штольц предпринимает попытку расшевелить Обломова, познакомив его с красивой девушкой – Ольгой Ильинской.

Между Ильёй Ильичом и Ольгой начинается роман. Герой временно избавляется от апатии и лени и искренне влюбляется.

Однако со временем Обломов остывает и начинает возвращаться в состояние духовной спячки.

Переезжая из своей старой квартиры, Обломов становится жертвой мошенников и едва не теряет все свои деньги, однако в последний момент его спасает Штольц, который берёт имение Обломова под своё управление.

Спустя некоторое время главный герой сблизился с мещанкой Пшеницыной, у них родился сын. Окончательно отстранившийся от реального мира Обломов умирает от апоплексического удара, опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  • Лишний человек – Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.
  • Обломовщина – Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.
  • Образ жизни Обломова – Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца.
  • Смысл жизни – Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей.
  • Причины лежания Обломова – Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.
  • Лень показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.

Основная идея

  1. С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему.
  2. С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег.

Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.

Чему учит?

Художественные особенности и детали

Художественное своеобразие романа заключается, прежде всего, в неторопливости и внешней простоте основного действия, скрывающей под собой комплексную философскую и социальную дилемму.

Весьма любопытную роль выполняет эпизод, в котором Обломову снится его детство в семейном имении. Этот эпизод – ключевой во всём романе. Он обнажает конфликт героя и мира, показывает то основание, на котором покоится характер Обломова. Такова роль сна в романе.

Критика

Роман был восторженно принят и читателями, и критиками, и породил множество споров. Обломов в русской литературе стал универсальным поводом для обсуждения разных социальных проблем.

Литературный критик Дмитрий Писарев, оценил роман за ювелирный образ Обломова, который, по его мнению, выражал тяжёлую болезнь русского общества. В то же время Писарев очень негативно оценил образы Штольца и Ильинской, не увидев в них жизни и достоверности.

Знаменитый русский публицист – Герцен, напротив, увидел в романе лишь попытку сыграть на образе лишнего человека, популяризированного Пушкиным и Лермонтовым. Он утверждал, что в новом российском обществе нет и не может быть лишних людей.

Обломов в русской критике стал едва ли не самым любимым персонажем для анализа. Каждого рецензента зацепила его вызывающая лень:

Особенно трепетно Обломова защищал Дружинин, ведь он разглядел в ленивом и праздном барине глубокую натуру:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 08.12.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 17.04.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 02.01.2022

комментариев 15

Да, Ольга была воспитана под влиянием предрассудков того времени и едва ли могла разобраться в себе. Но гениальность автора в том и состоит, что он не стал отвечать на все поставленные вопросы, а изобразил женщину во всей ее противоречивой наготе. Он предвосхитил свое время и дал почту многим другим авторам, которые и после него не оставляли попыток разобраться в женской душе.

Ну — напоследок — стихи…

***
Не знаю прав ли ты. Ах, если и не прав,
То разве я смогу уйти к правдивым?
От перемены жизненной устав,
Хочу я быть не правой, а счастливой.

И даже если я сама ошибкой
Люблю тебя, стремлюсь к тебе… к Тебе,
И даже если мое счастье зыбко,
Могу ли я уйти к иной судьбе?

Так как же быть? С тобой ли оставаться?
Иль пересилив… Нет, уж лучше так!
Я тоже не хочу пожара страсти,
Но разве я могу иной воздвигнуть знак?

Я просто утверждаю – даже если
Ты все ж неправ, я – тоже неправа!
И пусть осудят эту мою песню,
Могу ль иные подобрать слова?

…Но знаешь, милый, в чем моя беда?
Я так хочу со всеми поделится
К тебе любовью, как дождем пролиться.
Но им нет дела… Будет ли когда?
И я не вижу прока в истине такой:
Я правду видела — иной.
Она дороже, коль идет от сердца.
Но от любви мне никуда не деться.
Нет, пусть бы даже вовсе очернили,
Но искренно! Не просто повторили
За кем-то перед. Даже Добролюбов
Его от сердца ненависть была.
А я оправдываю… Кто-то в пересудах
Мне пояснил, что правда, как скала,
Она посередине пропастей,
Двух крайностей: чернить или белить.
Но мне дороже их проповедей
Вот этот взгляд, что видела во сне. И все забыть
Я за него безтрепетно готова.
Его и наяву я сохраню всегда.
Пускай твердят, что чувство уж не новость.
Но знаешь, милый, в чем моя беда?…

***
Ну зачем мне читать сочинения школьные,
Ну зачем мне статьи, ну зачем разговоры?
Ведь опять будет странно и больно
Снова слышать с очевидностью споры.

А душа порывается – нет, все не так!
Неужели так человеческая жизнь несложна,
Что никак не признать человеческие права,
Искать самому свое счастье, свой собственный знак?

А у него рассыпаются волосы по подушке,
А он даже не знает сколько пишут о нем.
И так тепло, так в этой комнате душно,
Летним и безмятежным днем…
А потом раздадутся мятежные звуки
И запросится сердце любить и страдать.
И признание, письма, а после разлука.
Но пока ему так хорошо об этом не знать.

Если б все это назвать, обозначить,
Определение выискать верное.
А пока только шаг от смеха до плача,
Робкий луч сквозь оконце наддверное.

Эти строки станут прекрасным эпилогом для наших критических изысканий) Там, где запутывается разум, проливает свет душа, которая живет именно в поэзии.

… в поэзии, которая питается — Любовью. Хотя бы просто — к человеку, я не говорю о других родах, это не для всех. Вы вот — мужчина, например. Но как к человеку ведь вы можете к нему относиться.

История создания

Композиция

Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.

Можно подытожить, что сам по себе сюжет предельно прост, несмотря на то, что растянут на шестьсот страниц. Ленивый добрый мужчина средних лет (Обломов) обманывается друзьями-стервятниками (кстати, стервятники они — каждый в своей области), но на помощь приходит добрый любящий друг (Штольц), который спасает его, но уводит предмет его любви (Ольгу), а следовательно и основную подпитку его богатой духовной жизни.

Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.

  • Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.
  • Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).

О чём роман?

Главные герои и их характеристика

Как говорит Дмитрий Быков:

Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.

Проблемы

Чем закончился роман?

Чему учит?

Обломов — это не просто персонаж, это стиль жизни, это культура, это любой современник, это каждый третий житель России, каждый третий житель всего мира.

Критика

Виссарион Григорьевич Белинский видел истоки апатии во влиянии целого общества, так как считал, что человек изначально – чистый холст, созданный природой, поэтому некое развитие или деградация той или иной персоны находятся на весах, принадлежащих непосредственно социуму.

Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек. На тепличное растение, не ознакомившееся в детстве не только с волнениями действительной жизни, но даже с детскими огорчениями и радостями, пахнуло струёй свежего, живого воздуха. Илья Ильич стал учиться и развился настолько, что понял, в чем состоит жизнь, в чем состоят обязанности человека. Он понял это умом, но не мог сочувствовать воспринятым идеям о долге, о труде и деятельности. Роковой вопрос: к чему жить и трудиться? – вопрос, возникающий обыкновенно после многочисленных разочарований и обманутых надежд, прямо, сам собою, без всякого приготовления, во всей своей ясности представился уму Ильи Ильича — писал критик в своей известной статье.

Что расчетливость и продуманность не ведут к счастью. И что не всегда те, которые ведут себя не так, как нам хочется, дураки и бездельники. И что погоня за прибылью убивает нормальные человеческие чувства. И что переделать человека насильно, в короткий срок невозможно. И женщине нефиг этим заниматься, если в результате она не хочет выйти по расчету старой девой замуж за первого, кто ее, несчастную, пожалеет, а потом мучиться всю жизнь и воспитывать чужого ребенка. И что люди, подобные Обломову, с кристальной чистоты сердцем и возвышенным умом, в современной автору России (а тем более в наше время) никому не нужны, им нет места, кроме как лежать на диване и строить воздушные замки, а потом тихо помереть.

Обломов был настолько ленив !(не быть ленивыми) читать надо напиши что типа есть болезнь обломовщина -когда люди ленивые

Читайте также: