Чему учат былины кратко

Обновлено: 05.07.2024

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Поэтому приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.

В этой ситуации в работе с детьми стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции. Особая роль в познании культуры предков принадлежит былинам. Именно это национальное богатство является базой для изучения традиций своей Родины, своего края. Былины рассказывают нам о лучших примерах – как надо Родине служить, ее защищать, как готовить себя ратному подвигу, как воспитать в себе выносливость и храбрость.

Цель работы – развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским былинам как источнику народной мудрости, формирование у детей интереса к устному народному творчеству и истории России.

Реализовать поставленную цель помогли задачи:

- формировать первоначальные представления об особенностях русской былины как о жанре русского фольклора;

- дать детям элементарные исторические сведения о жизни наших предков в эпоху древнерусского государства;

- развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию былин, учить улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность русских былин;

- воспитывать в детях лучшие качества, присущие русскому народу : доброту, великодушие, справедливость, скромность, трудолюбие, патриотизм.

Учитывая возраст т возможности детей с общим недоразвитием речи, мы сами определили объем текста былины, который будем читать детям. На первоначальном этапе воспользовались лишь отрывками из каждого варианта былины.

Подводя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы: у детей расширен запас знаний об особенностях русской былины, у них сформированы представления о жизни наших предков в эпоху древнерусского государства, у детей формируется устойчивое, заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития общечеловеческих нравственных ценностей.

1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. : Мозаика – синтез, 2011.-80с.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. 6 Детство – Пресс. 2015.-304с.

3. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М. : ЦГЛ, 2005.-128с.

4. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошколного возраста. –М. : Аркти, 2004.-72с.

Русские народные игры для детей 4–7 лет

Русские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Русские народные игры с мячом для детей старшего возраста Игра с мячом - самая простая и популярная игра. В такие игры любят играть и дети, и взрослые. Предлагаю несколько народных игр с мячом на.

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге "Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге". Элизабет.

Былины - русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.
В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как "детские". А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.
Собственно народное название былины - старина, т. е. повествование о старинных событиях. Слово "былина" впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И. П. Сахаров.
Традиционно выделяются два цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев:

1. Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.) .
2. Новгородские былины (Герои - Садко и Василий Буслаевич) .

Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.
Былинные богатыри
Главные герои былин - богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко - своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
Среди богатырей принято выделять "старших" и "младших". К "старшим", как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича.
"Старшие" богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли.
Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.
Часто повторяющийся в былинах сюжет - сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов. Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством.
Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить "богатырско сердце" героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям - похищают, убивают - и ведут себя нечестиво.
Садко и Василий Буслаевич
Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет "могучих богатырей", "полениц удалых", сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен - Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.
Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения.
Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что все происходящее в песне, все, что приходится выполнять ее персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила - Бог, судьба - решает, что должно случиться!

Число страниц: 240

Жанр: сказка, былина.

Главные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Никита Кожемяка.

Характеристика главных героев сборника:

Илья Муромец — Самый сильный и добрый богатырь. Честный и прямой.

Решительный и смелый. Защищает народ, а не князя.

Добрыня Никитич — Могучий и находчивый богатырь.

Не теряется в сложных ситуациях, может драться даже шапкой с песком.

Алёша Попович — Самый хитрый богатырь. Находчивый, но трусоватый.

Никогда не лезет на более сильного соперника.

Садко — Богатырь и гусляр. Купец.

Хвалился своим богатством, но исправился и стал добрым и честным.

Никита Кожемяка — Очень сильный богатырь. Простой человек из народа.

Пожалел деток и женщин. Победил змея не только силой, но и хитростью.

Много великих богатырей родила русская Земля.

Тридцать три года лежал Илья, но встал на защиту Родины и много подвигов совершил.

Победил Добрыня Змея хитростью, а потом и силой своё взял.

Отправился Садко в подводное царство и спас от бури корабли.

Заступился за деток малых Никита Кожемяка и победил огромного змея.

Много других подвигов совершали русские богатыри во славу народа.

Краткое содержание отдельных былин и сказок сборника:

1. Вольга Всеславьевич.

С детства Вольгу учили понимать язык зверей, биться с мечом и прочим наукам.

Вскоре создал Вольга свою дружину и отправился в чистое поле.

Никто не мог сравниться с Вольгой силой и умением добывать зверя.

Узнал Вольга, что собирается на Русь Салтан Бекетович и отправился в его лагерь.

Испортил Вольга луки, мечи, подпруги у коней.

Напал Вольга с дружиной на лагерь и убил Салтана Бекетовича.

2. Микула Селянинович.

Встретил Вольга в поле оратаря, и никто из его дружины не смог поднять сохи пахаря.

Оказалось, что зовут пахаря Микула Селяниович, и одной рукой он соху выдёргивал.

Отправились Волга и Микула вместе в город Ореховец, подати собирать.

А лихие люди, купцы, мост через реку подломили.

Но перепрыгнули богатыри через реку и наказали строго купцов-лиходеев.

3. Святогор-богатырь.

По высоким горам скакал Святогор, с вершины на вершину перепрыгивал.

Увидел он странника с сумой, и долго догонял его.

А догнав, попытался суму поднять, да только сам по пояс в землю ушёл.

Был то Микула Селянинович, а в суме у него тяга земная лежала.

Предсказал Микула Святогору невесту и нашёл богатырь больную девушку.

Но выздоровела девушка чудесным образом и стала женой Святогора.

4. Алёша Попович и Тугарин Змеевич.

Отправился Алёша в Киев с посольством и увидел за столом Тугарина.

Плохо вёл себя Тугарин, богатырей оскорблял, с княжной рядом сидел.

Не стерпел Алёша, вызвал Тугарина на бой, а княжна ругала его.

Летал Тугарин на крыльях бумажных, но Алёша помолился, и дождь пошёл.

Упал Тугарин на землю, и срубил его голову Алёша Попович.

5. Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.

Купался раз Добрыня в реке, и налетел на него Змей Горыныч.

Подобрал Добрыня шапку, песком наполнил и сшиб Змея Горыныча.

Обещал Змей Горыныч на Киев не летать, но княжну Забаву похитил.

Отправился Добрыня к Змею Горынычу и потоптал его змеёнышей.

Долго дрались богатырь и змей, и убил Добрыня Горыныча.

Не хотела земля кровь змеиную принимать.

Но ударил Добрыня землю плёточкой, и ушла кровь.

6. Первый бой Ильи Муромца.

Наказал Илье отец всегда за правду стоять и родину защищать.

Отправился Илья в Киев, а по дороге гору каменную в реку скинул.

Увидел Илья под Черниговым полчища татарские, и схватил дуб столетний.

Стал Илья дубом недругов бить, и до царевичей татарских добрался.

Стали царевичи милости просить, и отпустил их Илья.

А благодарные черниговцы просили Илью воеводой стать, но спешил богатырь в Киев.

7. Илья Муромец и Соловей-разбойник.

Скакал Илья в Киев прямой дорогую, и встретился ему Соловей-разбойник.

Засвистел Соловей, но выстоял Илья и сшиб разбойника стрелой.

Привязал Илья Соловья к коню, и в Киев повёз.

Дочери разбойника хотели отца спасти, но запретил им Соловей вмешиваться.

Привёз Илья Соловья в Киев, а князь требует доказательств.

Засвистел Соловей, все попадали, а Илья ему голову отрубил.

8. На заставе богатырской.

Стояла в степи застава богатырская и сторожили воины границы Руси.

Увидел Добрыня след чужой, и стали богатыри думать, кого послать за нахвальщиком.

Поехал следом Добрыня, но увидел силу страшную и назад повернул.

Поехал Илья Муромец, удивился силе нахвальщика, но не отступил.

Долго дрались Илья и нахвальщик, и помогла богатырю родная земля.

Одолел Илья нахвальщика и отправил его восвояси.

9. Три поездки Ильи Муромца.

Ехал Илья Муромец по дороге, и на развилке камень-указатель увидел.

Поехал Илья туда, где убитым быть, и разбойников встретил.

Победил Илья разбойников, вернулся к камню и надпись исправил.

Поехал туда, где женатому быть, и девицу коварную встретил.

Победил Илья девицу, выпустил пленников, вернулся к камню и исправил надпись.

Поехал Илья, где богатому быть, нашёл золото и раздал бедным.

10. Садко в подводном царстве.

Понравился бедный гусляр Садко морскому царю, и помог он ему богатым стать.

Заносчивым стал Садко и всё своё богатство проспорил.

Одумался Садко, стал корабли по морю водить, а морской царь его к себе позвал.

Отправился Садко к морскому царю, играть стал, а на море буря поднялась.

Помог Садко советом святой Микола, и вернулся гусляр в Новгород.

11. Бой на Калиновом мосту.

Стало разорять землю русскую чудо-юдо, и три брата отправились на бой с чудищем.

Остановились они у Калинова моста и по очереди караулили.

Но старшие братья спали, а Иван с чудищами сражался и двух убил.

Третье чудо-юдо одолевать стало, и разбудил Иван коня. Помог конь Ивану победить чудо-юдо.

Жёны чудовищ хотели отомстить богатырям, но Иван подслушал их замыслы.

В дороге изрубил Иван ковёр, колодец и яблоню, а потом и свинью победил, мать чудовищ.

11. Никита Кожемяка.

Повадился змей девиц в Киеве похищать, а однажды царскую дочь похитил.

Не хотел Никита в бой идти, ведь не богатырём он был, но пожалел детей и женщин.

Обмотался Никита верёвкой, придушил змея, а тот предлагает землю разделить.

Запряг Никита змея, стал землю делить, а потом и море.

Там и утонул змей.

12. Медное, серебряное и золотое царства.

Похищает колдовской вихрь царицу, а её сыновья отправляются на поиски.

Иван-царевич находит стеклянную гору, на которой расположены три царства.

Он находит Елену Прекрасную и свою мать, которая подсказывает, как справится с вихрем.

Иван побеждает Вихрь, но коварные братья бросают его на стеклянной горе.

Иван находит волшебную палочку и оказывается дома.

Елена Прекрасная узнаёт своего спасителя, Иван прощает братьев, и все женятся на царевнах.

Героические сказки:

Главная мысль сказок и былин в том, что богата богатырями земля русская.

Основная идея сборника в том, что всегда есть кому защитить Родину в трудные годы.

Чему учит сборник

Былины и сказки этого сборника учат мужеству и решительности.

Учат любить свой народ и родную землю.

Учит защищать Родину и не отступать ни перед каким врагом.

Учит проявлять смекалку и хитрость в бою.

Учит быть честными, добрыми и отзывчивыми.

Прочитав этот сборник, я поняла, что мне очень нравятся богатырские былины и сказки русского народа.

Их герои — настоящие богатыри, которые не думая встают на защиту простых людей, а честно выполняют свой долг и часто ссорятся с мелочным и завистливым князем.

Больше всего мне нравится могучий Илья Муромец, самый великий русский богатырь, для которого не было ничего не возможного.

Илья никогда не думал о себе, он служил не князю, а народу, и ради счастья простых людей совершал свои подвиги.

Я всем советую прочитать произведения этого сборника и подумать о том, что мало любить свою Родину, надо уметь её защищать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Играл Садко сутки, играл и другие

Да играл ещё Садко и третии —

А всё пляшет царь морской во синем море.

Во синем море вода всколыбалася,

Со жёлтым песком вода смутилася,

Стало разбивать много кораблей на синем море,

Стало много гибнуть именьицев,

Стало много тонуть людей праведных.

Показать родителям необходимость использования былинного материала для познавательного и нравственного развития детей.

ВложениеРазмер
Былины детям 22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем читать былины?

Русские былины для многих детей, особенно мальчиков, становятся первой школой жизненной мудрости

В центре былин всегда были образы богатырей, защитников Отечества, наделенных силой, смелостью и честью. Например, в образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына, который стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. В сюжеты былин вплетены не только героические мотивы, но и темы труда и быта. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец после исцеления, — это корчевание пней и расчистка поля для пашни. В былинах о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче отразилась народная мечта о легком и радостном труде, обеспечивающем жизнь крестьян на Руси.

На сон грядущий

Былинные сказания имеют особый поэтический язык, а их содержание иррационально. Но эта иррациональность понятна малышам и очень им нужна.

Современные детские авторы при всем желании не могут приблизиться к духовной высоте и образности русской героической былины. Недаром их рассказывали веками и передавали из поколения в поколение.

Былины были нужны народу, и прежде всего детям, для формирования и сохранения своей самобытности в тяжелейших, порой беспросветных условиях борьбы с многочисленными врагами нашей Родины. Их рассказывали на сон грядущий, и они закладывались в подсознание ребенка, запоминались на всю жизнь. Сказания формировали детскую личность на положительных примерах богатырских подвигов, победы добра над злом.

В былинах содержатся ростки той жизненной мудрости, которая обязательно должна быть впитана с детства. И они непременно прорастут независимо от того, что потом будет читать и смотреть малыш. Это как вакцина от пошлости, камертон духовной и нравственной жизни.

Русская былина насквозь пронизана духом и традициями православия. Былины, конечно, — не жития святых, но святость жизни русских защитников Отечества народ описал в образе смерти Ильи Муромца:

Интересно, что богатыри в сказаниях — не обязательно самые сильные и могучие. Защитникам требуются не только сила, но и ловкость, хитрость и смекалка. Самый могучий богатырь в русском фольклоре — Микула Селянинович. Именно его образ — образ мирного пахаря, скромного, ленивого на ратные дела, является идеалом народа. Это означает, что коли нет нужды защищать свою землю от врагов, то наши предки жили бы мирным трудом.

Ребенок еще не может расшифровать для себя смысл былин, воспринять их содержание критически, поэтому его душа открыта идеалам былины как никогда более. Былины закладывают главную мысль: свою землю надо любить, трудиться на ней в поте лица и при необходимости — защищать ее.

Воспитанный сказками и былинами, укрепленный верой, народ становится способным переносить невероятные испытания и возрождаться после поражений.

1. Когда читать детям былины?

2. Как читать русские былины?

Чтение поэтических былин или целых циклов сказаний может оказаться делом непосильным не только для маленького слушателя, но и для его родителейиз-за непривычностиизложения.

Справедливости ради хочется заметить, что дети порой плохо слушают поэтический вариант былины не потому, что им трудно воспринимать такую форму, а потому, что обычно рассказчик просто плохо ею владеет.

3. Зачем читать былины?

Былина — замечательное противоядие для наших детей от подражания персонажам современных мультипликационных сериалов.

  1. Детская душа в определенный период своего становления нуждается в образе человека-героя, и лучше заполнить эту нишу образами былинных богатырей, чем суперменов, несущих сомнительные ценности.
  2. Если вы видите, что ребенку трудно сориентироваться в жизни, например он не понимает, как относиться к грубости, агрессии, несправедливости, начните читать ему былины.
  3. Сравнение былины с любым современным псевдогероическим чтивом (детективы, боевики, комиксы) показывает ее бесспорное преимущество по стилевому, лексическому и уж тем более нравственному признаку. Поэтому былина и сказка просто необходимы для становления речи.
  4. Былинные герои интересны не только мальчикам, но и девочкам. Образ благородного, сильного, доброго, трудолюбивого, щедрого душой мужчины закладывается в девичьем сердце. Да и пример женской силы (той, которая в мудрости и терпении) нашел выражение в сказаниях о Василисе Микулишне.

На игровом подтексте былины малыш усваивает важный репертуар человеческих ролей, переживаний и отношений. Здесь можно вспомнить практически весь арсенал умений вашего ребенка.

  1. На тему сюжетов былины можно делать с малышом разнообразные аппликации, лепить чудо-героев из пластилина, рисовать и даже ставить театрализованные представления.
  2. Захватывающей игрой для ребенка может стать построение плана или карты. На листе ватмана дети рисуют (лепят, клеят. ):
    1. Деревню и дом, где жил богатырь;
    2. Дорогу;
    3. Место встречи с другими персонажами и их жилище (дворец князя, замок Змея, лес, где живут разбойники, лагерь вражеских солдат).
    План можно дорабатывать многократно, вводя новые сюжетные линии. Работа с планом развивает у малыша средства моделирования (конструирование, макетирование), помогает осознавать существенные отношения сказочных персонажей, развивает устную речь, формирует предпосылки собственного словесного творчества (сочинение своих собственных сюжетов). Если ребенка увлечет ваш совместный проект по моделированию русской былины, он может стать замечательным психотерапевтическим средством (сказко- или былинотерапия). Например, увлекшись построением новых сюжетов, малыш может начать вводить в них персонажи телевизионных мультсериалов (каких-нибудь монстров) или главных героев игр с друзьями (пиратов, трансформеров, черепашек ниндзя и других). Но включение этих существ в былинный сюжет позволяет быстро перерабатывать эти образы и избавляться от их навязчивости.
  3. И, конечно, чтобы такая игра захватила и увлекла ребенка, родителям важно суметь самим искренне отдаться игре. Сначала от вас потребуется достаточно активная игровая позиция, которая с возрастанием активности малыша постепенно уступит место детской инициативе, а затем и исчезнет вовсе (когда ребенок может играть сам с собой, одновременно разыгрывая роли нескольких персонажей).

Задача родителя — не учить (прямо), не вести за собой, но идти рядом с ребенком.

Тогда былина, объединяющая в себе познавательное, речевое и нравственное развитие, становится настоящим источником личностного развития малыша. Это целый мир, который приобщит детей только к хорошему.

Читайте также: