Чему научил современников и потомков сергий радонежский краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной ступени воздействовало на всю отечественную духовность, ибо он занес в нее наиглавнейшие для всего российского государственного сознания религиозно-философские идеи.Проповедуя высочайшее житие, Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов богатства, власти, нелюбви, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. А ни о чем напрасном не необходимо беспокоиться, но следует уповать и взирать на Господа, Который может подкармливать нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ждать всего, что необходимо добросердечного и полезного душам и телам нашим, говорил Сергий.
Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от приватной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нужды или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Господа, и которое человек обязан соблюдать. Потому троицкие иноки практиковали ежедневный общий труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители близлежащих сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они поначалу совершали мольбу во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в заключительную очередь сами приступали к


Начало беспримерному в истории размаху православного подвижничества, случившегося в XIV-XV вв. было положено под Москвой, в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским.

Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322 — 1392) не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь.

Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.

Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.


sv05

Суть этой идеи в следующем. Человек, под действием благодати Святого Духа, способен познать Божию истину и вступить на путь спасения. Познание истины убеждает человека в бессмысленной суетности мирских забот, но, одновременно, многократно укрепляет его духовные силы. Следовательно, овладевший истиной человек оказывается свободным по отношению к окружающему миру и ко злу, которое этот мир наполняет. Более того, он начинает противостоять злу.

Единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители — это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову Любовь на земле и подают пример остальным людям. Для общества — это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.

И совсем неслучайно то, что обитель, основанная преподобным Сергием, была посвящена Святой Троице. Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви, ибо ипостаси Святой Троице единосущны, не разделены отношениями старшинства и младшинства, не знают ненависти, но исполнены Любви.


Но впервые в русской религиозно-философской мысли преподобный Сергий придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства, того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Таким образом, Святая Троица это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество, в частности.

По сути дела, образ Святой Троицы показал всей Руси возможную и реальную дорогу спасения государства. В религиозно-философском смысле, этот образ, как идеал земного бытия, открывал путь для снятия самой дилеммы — национальное или вселенское. Путь этот был связан с освоением опыта Вселенской Церкви через укрепление и развитие собственных национальных начал в Русской Церкви. Ведь в иноческом подвиге Сергия Радонежского нашли свое единство давние русские традиции радостного, оптимистического восприятия православной веры, и принципы более мистического восточного христианства. Более того, объединенные воедино, они стали основой всего дальнейшего духовного развития Руси. Идея особого пути Руси и особого замысла Божиего в отношении Руси постепенно стала завоевывать все большее место в сердцах и сознании русских книжников. И недаром именно грядущие XV-XVI века стали самыми яркими временами русской святости. Осознавая и признавая святость своих молельников, и вся Русь приобретала постепенно святость.

Символическая основа видений лежит в Библии, которая вся проникнута идеей божественных видений и знамений (так, фундаментальный образ Троицы, ставший основой тринитарного догмата, свое начало берет, как уже говорилось, в библейском рассказе о явлении трех муже Аврааму). Большое значение мистическому языку познания Божиих тайн придается в трудах Отцов Церкви, особенно в сочинениях Дионисия Ареопагита. Позднее эта традиция получает особое развитие в Византийской Церкви.


По сути дела, в этом внимание к мистическому познанию Божиих тайн, столь ярко представленному Житием Сергия Радонежского, можно видеть новый и плодотворный опыт освоения русской религиозно-философской мыслью традиций Византийской Церкви. Однако дело не только в освоении восточных традиций, но и в том, что эти традиции наполнялись и дополнялись собственным, русским, прочтением самих чудесных явлений. И отечественная религиозно-философская мысль шла по пути впитывания в себя восточного религиозного мистического опыта.

Сами по себе причины видений и богоявлений могли быть разными. В первую очередь, богоявления совершались чудесным образом, без какого-либо волеизъявления со стороны человека, но по воле Самого Бога. В то же время, в монашеских общинах разрабатывались специальные методики достижения мистического транса. Начало этому было положено еще древними египетскими и сирийскими отшельниками III-VII вв.

Важно в данном случае и то, что явление Богородицы было уникальным в монашеской практике той поры. Сам факт видения преподобному Сергию Божией Матери — это первое свидетельство явления Богородицы русскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господь стал уделять Руси, и именно Московской Руси, свое особое покровительство.

В целом же, мистический опыт преподобного Сергия, поведанный его Житием, свидетельствует, что на рубеже XIV-XV веков перед русской религиозно-философской мыслью уже в полном объеме вставала задача освоения опыта христианской Церкви во всем его многообразном объеме. Стремясь найти себя на путях Божиего Промысла, Русь стремилась к символическому единению с Богом. И роль именно Сергия Радонежского в этом более чем велика.

Немаловажное значение имеет и то, что преподобный Сергий стал одним из тех, кто придал византийскому христианству уже национальное звучание, преобразив его в поистине народную религию. Во многом благодаря именно Сергию Радонежскому, русское православие приобрело те духовно-нравственные и практические составляющие, которые и сегодня сохраняют свою живительную силу.


Вскоре после смерти, в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей.


Чему же нам учиться у Сергия Радонежского? Нам надо учиться христоподражательному нраву! Учиться тому, как благодатный отрок становится благодатным старцем.


Будем учиться у Сергия Радонежского целомудрию.

Целомудрие не только и не столько состояние физическое, сколько духовная структура. Внутреннее устроение. Целостное мудрое отношение к жизни. Оно должно быть прочным.

Человек в продолжение жизни либо возвышается духовно, либо умаляется как личность.

Масс-медиа в своей вихреобразной суете где-то на крутых поворотах потеряли понятие нравственности. Разрушая духовную структуру человека и человечества, не ведают, что творят. Виртуальный мир разрывает у нашей молодёжи связь с реальностью.

России дан Богом совершенный в добродетелях человек, подражатель совершенства Отца нашего Небесного. Сергий Радонежский не кумир, а реальный идеал. Господь подаёт нам возможность приблизиться к этому образцу. И на этом пути нас ждёт божественная поддержка.

Идёт сражение культур, цивилизаций. И учителю необходимо соответствовать своему высокому предназначению: каждым словом, каждым действием побуждать воспитанника к духовной работе над собой.

Что день грядущий нам готовит? Возврат к национальным истокам. Встреча с Богом происходит в храме. Замечательная традиция нашей церкви – проводить молебен для школьников на начало учебного года. Много ли на нём учителей? А ведь учителю недостаточно только профессионального совершенствования, ему необходимо духовное. И духовное прежде профессионального. В современной образовательной концепции воспитание на первом месте.

Учимся на исторических примерах.


Великий князь Дмитрий Донской, готовясь выступить в поход против татарских полчищ Мамая, счёл первым долгом воздать смиренное поклонение Господу сил в обители Живоначальной Троицы и получить благословение святого игумена. По окончании Божественной литургии преподобный Сергий окропил освящённой водой великого князя и всех бывших с ним князей, бояр, воевод, дружину воинскую и осенил святым крестом. Теперь и слабые духом воодушевились мужеством и бесстрашно пошли в кровавый бой. Куликовская битва закончилась полным поражением татар и решила участь России.

Слово молитвы святого старца сильнее всякой власти. Богодарованная победа!


Святая Церковь достойно и праведно величает его, Угодника Божия, избранным воеводой земли Русской. Монах и воевода в одном лице! Сознание современного человека не вмещает такого размаха личностного роста. Но это русский человек, живший 700 лет назад.

Наши святые, наши герои должны стоять перед нашим мысленным взором и служить образцом для подражания нам и нашим детям.

Телевидение прилагает неимоверные усилия, привлекает огромные финансы, чтобы превратить нашу жизнь в нескончаемое шоу. В социальных сетях информационно-психологическая война посягает на каждую душу. Какие резервы необходимы юным умам и сердцам, чтобы переплавить весь хаотический соблазн и выработать иммунитет против нравственного падения.

Сергий Радонежский, краса Церкви Православной, учит нас целеполаганию. Будучи отроком, он поставил себе великую цель: облечься в ангельский образ и достичь недостижимого, невзирая ни на какие препятствия!

Соединение теории с практикой – один из педагогических принципов обучения – плохо даётся современным педагогом. Мы пытаемся соединить теорию с будущей профессиональной деятельностью. А духовное совершенствование, пронизывающее жизнь обучающегося, остаётся, к сожалению, за пределами нашего влияния.

Сергий Радонежский принадлежал к аристократии, почитал своих родителей, благочестивых бояр, ни в чём не выходил из их воли: как кроткий и послушный сын, он был истинным утешением для них. Они уважали его выбор. Идеальные отношения. После смерти родителей уходит в пустынную нищету. Духовную жизнь делает доминантой, и она преображает человеческую жизнь!

Мы, современные христиане, даже самые лучшие из нас, – младенцы веры. С верой связывается преображение человеческой личности.

Чему учиться современному учителю у Сергия Радонежского?


Отеческому увещеванию! Слово Божие преобразует жизнь человека. Но, пребывая в сане игумена, он учил не столько словом, сколько своим примером трудолюбия, по-прежнему продолжал служить братии в домашних делах: сам скатывал свечи, сам варил кутью, сам приготовлял просфоры, сам же для них молол пшеницу, сам шил одежду и обувь не только для себя, но и для братии. Но строго наблюдал за исполнением монастырского устава. От начальствующих он требовал быть кроткими и милостивыми к подчинённым, а подчинённым заповедовал быть в беспрекословном послушании у начальствующих. Учил правильному поведению. Поступь у всех должна быть тихая и спокойная, с наклонённой головой, чтобы наружность соответствовала внутреннему смирению.


Сергий Радонежский – великий образец истинного смирения – Державу Российскую укрепил! Казалось бы, христианское смирение не должно способствовать развитию государственного мышления. Однако пример угодника Божьего показывает обратное. Следовательно, надо изменить мировоззрение и картина мира предстанет пред нами в новом свете.

Нам надо ежесекундно помнить, что Бог создал человека по образу и подобию Своему для сотворчества, для сотрудничества. Сейчас многие испытывают духовное сиротство. Классическая литература и классическое искусство помогают, но не спасают… Нам не надо тосковать о России посреди России.

На вопрос: в чём смысл жизни? сегодняшний студент, не задумавшись и не смутившись, отвечает: в развлечениях. Основная тема студенческих разговоров в стенах учебного заведения – иномарки. Как мы, христиане, допустили такое перепрограммирование? Мы ещё можем выиграть информационную войну, обратившись к духовному опыту святых отцов церкви.


Сергий Радонежский был великим учителем. В беседах с ним в убогой келье ученики находили для себя и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам в близком примере святой жизни, и ограждение от искушений в его руководстве, и подкрепление сил в его молитве, и райское утешение в общении. Кроткие ученики кроткого старца. Они с любовью и благоговением взирали на своего учителя. Каждый старался смирять себя перед смиреннейшим, забывал свои права и во имя любви думал только о своих обязанностях. Благословенное время! Что мы потеряли?

Мы потеряли смирение, кротость и терпение, которые наполняли избранный сосуд Духа Божия – Сергия Радонежского, сопровождали каждый его поступок.


Заслуженный учитель РФ
Лидия Алексеевна Вишнякова,
доклад на Свято-Тихоновских чтениях, 2013 г.

И действительно, чему нас таких – много знающих, прогрессивных и компьютеризованных – может научить древнерусский инок?

Может быть, кто-то считает, что брать пример с инока приличествует исключительно инокам, а нам, живущим в миру, этот опыт не подходит. Очередное и весьма распространенное в наши дни заблуждение. Пусть мы не являемся монахами, но разве это отменяет наше христианство? Все мы призваны к аскетической жизни, к борьбе с грехом, поэтому нам есть чему поучиться у Игумена земли русской.

В таком ключе житие аввы Сергия может рассматриваться представителями всех слоев современного общества. Есть чему поучиться у него взрослым и детям, мужам и женам, богатым и бедным, славным и безвестным, вне зависимости от рода занятий и образа жизни, лишь бы это не противоречило Заповедям Божиим.

5. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.7 – 105.

9. Колесов В.В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.319 – 336.

11. Устав преподобного Венедикта. // Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. – М., Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892 (репринт). – С.587 – 653.

[2] Колесов В.В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.324.

[3] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.22.

[7] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.41.

[13] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.29.

[18] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.29.

[20] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.41.

[23] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.42.

[26] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.29.

[28] Устав преподобного Венедикта. // Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. – М., Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892 (репринт). – С.628.

[32] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.57.

[35] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.59.

[42] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.42.

[43] Варфоломей спрашивал брата о том, в честь какого праздника или святого освятить новопостроенную церковь [5, с.32].

[44] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.32.

Читайте также: