Чему можно научиться у базарова кратко

Обновлено: 28.06.2024

“Если мы сможем быть Рудиными, Базаровыми, если мы будем неустанно пропагандировать идею разрушения старого, то в будущем появятся люди настоящего дела или мы сами приобретем большой опыт”.

Вот и закончено чтение последних страниц романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Невольно вспоминаются слова В. Г. Белинского, памяти которого посвящен роман: “…отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, ошибаясь с твоим, извлекает искры”.

Эти слова, сказанные о Тургеневе, вполне можно

отнести в адрес главного героя романа “Отцы и дети” Евгения Базарова. Этот человек с первых страниц приковал мое внимание. Если сначала бросается в глаза лишь экстравагантная манера поведения, то дальше начинаешь убеждаться, что перед тобой действительно человек с неординарным образом мыслей и жизненными принципами. Я понимаю, что у каждого отдельного читателя свое личное отношение к Базарову.

Одни не понимают его и поэтому резко критикуют его убеждения, другие – идеализируют и во всем соглашаются.. Но и те и другие сочтут Базарова интересной личностью. А подлинный интерес может вызвать лишь что-то

Я хочу написать о том, о чем Базаров заставил задуматься лично меня, и о моем к нему отношении. Разумеется, первый вопрос – это учение нигилизма, которому следовал Евгений.

У меня двойственное отношение к нигилизму Базарова. До определенной степени нигилизм, безусловно, полезен, но мне претят крайности во всем, а Базаров порой кажется фанатиком, не знающим пределов. Я могу признать, что если бы не появились люди, подобные Базарову, сомневающиеся во всем, не свершилось бы множество научных открытий. Существующий мир должен быть разрушен до основания – иначе Россия никогда не выйдет из порочного круга механических перемен, которые лишь внешним образом перестраивают ее жизнь, не обновляя и не улучшая ее.

Такова логика Базарова, и она очень современна в наши дни. Ведь все, что происходит последние пятнадцать лет, направлено на то, чтобы вывести Россию из этого порочного круга.

Я согласна, что нужно разрушение, ломка стереотипов, но причислять к отжившему любовь, музыку, красоту природы, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность? Нет, с этим я не могу согласиться. Отрицание всего – это недостойно трезвого, здравомыслящего ума.

И Базарову пришлось самому в этом убедиться, когда он – человек, отвергающий любовь – попался в “сети” Анны Сергеевны Одинцовой. И в этом, я считаю, первое противоречие Евгения Базарова.

Второе противоречие, на мой взгляд, проявляется в его отношении к русскому народу. Базаров – человек из народа, который может найти общий язык с любым его представителем. Но наряду с этим Евгений подтверждает слова Павла Петровича Кирсанова: “А вы говорите с ним и презираете его в то же время”.

Да, Базаров действительно презирает народ, но одновременно гордится им…

И третье противоречие – в самой натуре героя. Базаров, переживший любовь, страдания уже не может быть цельным и последовательным разрушителем, безжалостным, ломающим других просто по праву сильного. Но смириться, подчиняя свою жизнь идее самоотречения, или искать утешения в искусстве, в самозабвенной любви к женщине Базаров тоже не может – для этого он слишком горд, слишком необузданно, по-дикому свободен.

Единственно возможным разрешением этого противоречия оказывается смерть…

Но, несмотря на все это, личность Евгения Базарова представляется как нечто органически целое, где все вытекает одно из другого. И лично мне он, несмотря ни на что, глубоко симпатичен, такие люди помогают рождению чего-то нового, лучшего в борьбе с отжившим, консервативным. И мне хотелось бы закончить словами Н. А. Добролюбова: “Если уже г. Тургенев тронул какой-нибудь вопрос в своей повести, если он изобразил какую-нибудь новую сторону общественных отношений – это служит ручательством в том, что вопрос этот действительно поднимается или скоро поднимется к сознанию образованного общества”.

У главного героя романа — Евгения Базарова — удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие. В некоторых моментах Базаровым нельзя не восхищаться. Он говорит, что не желает зависеть от времени — пусть время зависит от него. Это человек, который сам, без чьей-либо помощи, получил образование и воспитал себя. Он поразительно работоспособен: все время, которое провел у Кирсановых, Евгений Васильевич был занят делом. Он мужествен: во время дуэли с Павлом Петровичем вел себя так, что даже его противник вынужден был признать, что “господин Базаров вел себя отлично”. Он горд, не может принять милостыню Одинцовой: жалость — это не для него.
Роковая странность противоречивого характера Базарова проявляется в картине его гибели, где он показывает образец мужества. Сколько благородства и презрения к смерти слышим мы в его последнем монологе! Базаров — это сильная, яркая личность.

Мне б его трудолюбие. Все развлекаются, а он опыты ставит.
По-моему, и уму.

Характеристика Базарова


Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Полное имя — Евгений Васильевич Базаров.

Возраст — точно не указан, примерно 27–30 лет.

Род занятий — студент-медик, будущий доктор.

Семья — отец Василий Иванович Базаров, мать Арина Власьевна Базарова.

Социальное положение — разночинец.

Происхождение — отец — полковой лекарь, мать — дворянка.

Воспитание — получил достойное воспитание, характерное для интеллигентных семейств.

Образование — получив домашнее образование, поступил в Петербургский университет на медицинский факультет.

Внешность — высокий худощавый молодой человек с продолговатым лицом, большими зелёными глазами и длинными светлыми волосами.

Характер — сильный, умный, трудолюбивый, настойчивый, циничный, самоуверенный, амбициозный, бескомпромиссный.

Положительные черты — независимый, деятельный, справедливый, умный, волевой; способен повести за собой.

Отрицательные черты — честолюбивый, высокомерный, циничный, отрицающий искусство и романтизм.

Автор — Иван Сергеевич Тургенев.

Цитатная характеристика

Описание Базарова с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Базарова основан на том, что он студент, будущий врач.

Евгений Базаров — человек неблагородного происхождения, не дворянин. Его отец — простой человек, полковой лекарь, а мать мелкопоместная дворянка.

Источник: отец Базарова, Глава 21

Дед Базарова со стороны матери был дворянином, военным, а дед со стороны отца — скромным церковнослужителем в небольшой деревеньке.

Евгений — единственный сын четы Базаровых.

Родители Базарова живут в небольшом имении, доставшемся матери Евгения в наследство.

День ангела, то есть день своего крещения, Базаров отмечает 22 июня.

Базаров является приятелем Аркадия Кирсанова, с которым тот совсем недавно завёл дружбу во время учёбы.

Евгений Базаров — бедный молодой человек. Особенно остро он понимает свою бедность, влюбившись в богатую аристократку Одинцову.

Евгений — холостяк, одинокий человек, у которого нет жены и детей.

Внешность

Источник: Одинцова, Глава 26

Источник: Базаров, Глава 23

Базаров — высокий, стройный молодой мужчина.

У Базарова красные, обветренные руки, так как он, презирая роскошь, не носит перчатки.

Портретная характеристика Базарова позволяет сделать вывод о значительных умственных способностях героя.

Лицо Базарова весьма выразительное.

У Базарова тёмные брови, длинные густые волосы светлого цвета, он носит бакенбарды.

Внешний вид Базарова весьма неряшлив, поскольку герой не придаёт большого значения тому, какое впечатление он производит на окружающих. Его одежда не отличается ни модным покроем, ни добротностью.

На балу Базаров не танцует.

Евгений Базаров курит трубку.

Базаров немногословен, при разговоре он зевает. Голос героя несколько ленивый, но в нем чувствуется твёрдость.

Смертельная болезнь разительно меняет внешность Базарова.

Черты характера и поступки

Базаров — простой, скромный человек без излишних притязаний.

Источник: Глава 5 аркадий

Как будущий дипломированный доктор, Евгений изучает естественные науки, проводит опыты.

Базаров — умный молодой человек.

Одно из качеств Базарова — способность вызывать доверие у людей из низших сословий.

Несмотря на кажущуюся близость и понимание, Базаров презирает простых людей, а те, в свою очередь, втайне потешаются над ним.

Источник: Глава 27 крест

Базаров — человек деятельный, который не может жить без работы.

Базаров производит впечатление странного человека.

По своим жизненным убеждениям Евгений Базаров является нигилистом, то есть человеком, отрицающим принятые в обществе нормы, устои, ценности.

Для Базарова превыше всего стоит сам факт отрицания. Он не готов к созиданию, строительству чего-то нового и полезного для человечества.

Базаров — на редкость циничный человек.

Базаров признаёт только факты, научные данные.

Базаров напрочь отрицает искусство, в котором не видит никакого практического смысла.

Для Базарова природа является лишь инструментом, но не источником вдохновения.

Базаров считает, что все люди, по большому счету, схожи между собой, и не видит смысла в том, чтобы заниматься изучением человеческой души.

Евгений Базаров считает лишними и неуместными чувства между мужчиной и женщиной. Брак, семья для него не представляют никакой ценности.

Евгений пренебрежительно отзывается о женщинах и имеет весьма нелестное представление об их умственных способностях.

Базаров считает ниже своего достоинства находиться в зависимости от женщины.

Одинцова становится первой и единственной женщиной, которой удалось вывести Базарова из душевного равновесия.

Одинцова смогла заинтересовать Базарова благодаря сочетанию ума и природной красоты, которую он так ценил в женщинах.

В итоге Базаров, со своим категорическим отрицанием любви, вынужден признать, что влюблён в Одинцову.

Базаров любит, но совершенно не ценит своих старичков-родителей, которые видят в единственном сыне смысл всей своей жизни.

Для Базарова характерно большое самолюбие, гордость.

Поведение Базарова отличается некоторой развязностью и пренебрежительным отношением к окружающим.

Базаров не признаёт ничьи авторитеты, принципы.

Базаров с большим презрением относится к аристократам с их изысканными манерами и привычкой к роскоши.

Базаров превыше всего ценит свою свободу, в том числе и финансовую. Он беден, но никогда не просит денежной поддержки у родителей.

Евгений — честный и бескорыстный человек, который в своих действиях не руководствуется выгодой.

Единственный человек, с которым Базаров способен быть добрым и внимательным, — это Фенечка.

Во время вскрытия трупа тифозного больного Базаров заражается смертельной болезнью. Столь неожиданная скорая кончина пугает героя, который, несмотря на весь свой нигилизм, отчаянно хочет жить.

Базарову сложно так рано уходить из жизни, но он до последнего пытается держаться, сохранить чувство собственного достоинства.

Перед смертью Базаров осознает всю тщетность своей деятельности, всей своей философии. Он раскаивается, что был слишком холоден с родителями — единственными людьми, которые его искренне любили.

Воспитание

Аркадий вырос в атмосфере любви и полной свободы. Родители ни в чём не притесняли единственного сына.

Источник: отец Базарова, Глава 21

Евгений получает высшее образование в университете в Петербурге. Его специальность — медицина.

Характеристика Базарова другими героями

Аркадий

Аркадий, несмотря на непродолжительное знакомство с Базаровым, считает его своим лучшим другом.

Аркадий считает Базарова простым человеком, не любящим церемонии.

Аркадий восхищается глубоким умом и образованностью своего друга.

От Аркадия все узнают, что Евгений Базаров является нигилистом.

Спустя некоторое время восторженный Аркадий начинает понимать, что Базаров является невероятно самовлюблённым человеком с большими амбициями.

Несмотря на все недостатки Базарова, Аркадий искренне восхищается им и предрекает ему великое будущее.

Аркадий видит, что Базаров является глубоко несчастным человеком.

Павел Петрович Кирсанов

Павел Кирсанов недоумевает, как Базаров может не верить в принципы, но при этом верить в науку.

Павел Петрович, будучи утончённым аристократом, плохо переносит развязное поведение Базарова, его неучтивость по отношению к другим людям.

Павел Кирсанов считает Базарова наглым гордецом, себялюбцем.

Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович недоволен тем, как Базаров влияет на его сына Аркадия. Будучи слабым, робким человеком, он побаивается самоуверенного и дерзкого Базарова.

Николай Кирсанов признаёт ум Базарова, а также его чрезмерное самолюбие, но пытается оправдать этот недостаток.

Одинцова

Базарову удается заочно заинтересовать Одинцову своими жизненными принципами.

Одинцова отмечает противоречие натуры Базарова — при всей его природной скромности он обладает непомерным самолюбием.

Поближе узнав Базарова, Одинцова отмечает их большое внутреннее сходство.

Одинцовой нравится общество Базарова, способного держать её в некотором напряжении.

Родители Базарова

Родители Базарова искренне восхищаются своим единственным сыном, которого они любят больше жизни.

Мать побаивается своего сына, обладающего строгим и резким нравом, но вместе с тем буквально боготворит его. Однако родители не смеют открыто изливать на сына свои чувства, так как знают, что он не любит проявления нежности.

Базаров-старший гордится тем, что сын его вырос честным, принципиальным, порядочным человеком.

Когда Евгений покидает наскучивших ему родителей после кратковременного отдыха у них, они глубоко страдают, но всячески пытаются оправдать жестокий поступок сына.

Василий Иванович очень гордится своим сыном, его умом, знаниями, способностями и считает его необыкновенным человеком.

Кукшина

Кукшина опасается Базарова, его острых и метких комментариев, безжалостной критики.

Катя сравнивает жёсткого и бескомпромиссного Базарова с хищником.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Базарова вместе!

Биография

Евгений Васильевич Базаров — молодой человек примерно 27–30 лет, студент медицинского факультета Петербургского университета, будущий уездный лекарь, то есть врач, который лечит население в деревнях и небольших городках.

Отцом Евгения был полковой лекарь Василий Иванович Базаров, человек простой, не аристократ, а мать, Арина Власьевна, была дворянкой. Долгое время семья скиталась по гарнизонам, но затем обосновалась в небольшом имении, принадлежавшем матери героя. Евгений, несмотря на благородное происхождение матери, не принадлежал к дворянскому сословию, поскольку оно передавалось лишь по мужской линии. Таким образом, Базаров принадлежал к разночинцам — межсословной категории населения Российской империи, интеллигентной прослойке без личного дворянства.

Будучи единственным, горячо любимым сыном, Евгений никогда и ни в чём не знал отказа. Его воспитывали без притеснения, давая много личной свободы. Получив домашнее образование, Евгений поступил в Петербургский университет на медицинский факультет. После его окончания он должен был работать уездным врачом.

Во время учёбы в университете Евгений познакомился с юным Аркадием Кирсановым и на время каникул отправился вместе с ним погостить в имении Кирсановых. Будучи убеждённым нигилистом, Евгений вызвал раздоры в аристократическом семействе и даже участвовал в дуэли с Павлом Петровичем Кирсановым.

Евгений, убеждённый противник романтических чувств, страстно влюбился в умницу и красавицу Одинцову, однако был ею отвергнут. Он вернулся к старикам-родителям, и, пытаясь залечить душевную рану, занялся врачебной практикой. Порезавшись во время вскрытия трупа тифозного больного, он заразился смертельной болезнью и скоропостижно скончался.

Образ Базарова

Евгений Базаров — уникальная личность в системе мужских образов в русской литературе. Это сложный, многогранный, противоречивый характер, который постепенно раскрывается на пути всего произведения.

Базаров, согласно авторской оценке, обладает чертами нового человека. Он является воплощением молодого поколения, смелого и бескомпромиссного, способного без оглядки идти вперед. Преисполненный чувством юношеского максимализма и обладая твёрдой волей, он готов всё сокрушить на своем пути, совершенно не задумываясь о созидании.

Базаров — сторонник нигилизма, который очень точно передаёт его образ мыслей. Он отрицает все ценности и нормы поведения, принятые в обществе, потому что считает их бесполезными. Искусство, природа, романтические чувства, душевные переживания — всё это чуждо Базарову.

Но именно в этом категорическом отрицании и кроется внутренний и внешний конфликт героя. Презирая любовь и душевную близость, он отчаянно влюбляется в красавицу-аристократку Одинцову. Однако его чувство, серьёзное и глубокое, не находит отклика в сердце героини. Она восхищается умом и смелостью Базарова и готова быть ему другом, но не спутницей жизни.

Базаров намеренно подчёркивает свое простое происхождение и близость к народу. Он высмеивает аристократизм, дворянство, но сам при этом отличается непомерным самолюбием и гордыней. Евгений уверен, что создан для какой-то высшей цели, однако все его честолюбивые помыслы разбиваются на пороге смерти. Он с ужасом осознаёт, что все его слова, мысли и поступки ничего не стоят перед вечностью и ему ничего не удалось оставить после себя.

В чем трагизм образа Базарова

Евгений Базаров предстаёт сильным, решительным человеком, незаурядной личностью, способной противостоять общественным устоям. Несмотря на критику и непонимание со стороны окружающих, он уверенно продвигает собственные идеи мироустройства, в котором нет места искусству, любви, философии.

Настоящим испытанием для героя становится его любовь к Одинцовой. Он, так сильно презиравший и высмеивавший любовь, становится заложником этого чувства. Как и каждый человек, Базаров в глубине душе отчаянно хочет любить и быть любимым, однако это столь естественное стремление не входит в перечень его жизненных ценностей, и в итоге герой чувствует себя глубоко несчастным, раздавленным.

Но самым большим разочарованием Базарова становится осознание того, что он совершенно бесполезен для России, общества и его уход из жизни останется никем не замеченным. Герой умирает с горьким чувством, понимая, что неправильно прожил свою жизнь и ничего изменить уже нельзя…

Речевая характеристика Базарова

При первом знакомстве с Базаровым автор отмечает ленивый и вместе с тем мужественный голос героя, в котором чувствуются небрежные, равнодушные интонации.

Лишь в общении с Одинцовой Базаров меняется и говорит живо, увлечённо. Пытаясь ей понравиться, он на глазах меняется, становится культурным, приятным собеседником, способным занять интересным разговором.


Базаров не отрицает самой необходимости принципиальных убеждений. Он только не хочет слепо подчиняться общим правилам, безрассудно следовать за авторитетом. “Мне скажут дело, я соглашаюсь – вот и все”, – это замечание героя говорит о том, что он выступает не против принципиальности во взглядах и поведении вообще, а против рабского преклонения перед отжившими принципами, условностями, традициями.

Не стремясь к абстрактному идеалу, Базаров всегда остается самим собой при любом повороте событий, что также дано далеко не каждому и свидетельствует о внутренней силе и незаурядности мышления этого человека. Он естественен во всех своих проявлениях, не лицемерит, не кривит душой, не прячет “из вежливости” резкое, но справедливое слово.

Эти качества тургеневского персонажа, по-моему, не могут не импонировать читателю, потому что поклоняться общепринятым, но далеко не всегда истинно достойным авторитетам, слиться с безликой массой может каждый человек, но далеко не каждый способен сохранить свою духовную цельность, выделиться из толпы, не быть “как все”. На это способен отважиться только человек твердого характера, несгибаемой воли, критического ума. Только по-настоящему сильной личности дано жить по собственным убеждениям и нравственным законам.

Подобно всем нигилистам любой эпохи, Евгений Базаров очень одинок, не находит искренней и надежной поддержки со стороны общества. Он одинок во всем: в любви, во взглядах на жизнь, даже в своем нигилизме. Именно одиночество, прежде всего, сформировало его как сильную личность, способную выдержать любые удары судьбы.

Базаров – умный и сильный человек, он не способен притворяться и лицемерить, готов в жарком споре отстаивать свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость в обществе, он понимает, что крепостничество в России себя изжило, и необходимо что-то менять. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением говорит об аристократическом лоске Павла Петровича, и легко общается с крепостными, лечит их. Себя он считает выходцем из народа, несмотря на то, что его родители – небогатые дворяне. Евгений с гордостью заявляет: “Мой дед землю копал”, и не стесняется этого. Но в богатом аристократическом доме Кирсаоновых существуют свои “принципы”. И старикам, воспитанным на них, сложно понять молодого бунтовщика-“нигилиста” Базарова. Павел Петрович считает его “гордецом, нахалом, циником, плебеем”, Николай Петрович “побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия”, сам же Аркадий не всегда разделяет убеждения своего друга, потому что сам – романтик, любит природу, музыку. И Базаров подшучивает и иронизирует над всеми обитателями марьинской усадьбы. Однако в своих убеждениях герой не всегда последователен.

Отрицая возвышенные чувства, он сам оказывается в их сетях. Любовь к Анне Сергеевна Одинцовой заставила Базарова страдать и мучиться. Но героиня отвергла молодого “нигилиста”, хотя у них и было много общего. И после пережитого герой начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Базаров ни с одним героем в романе не находит общего языка, никто не поддерживает его убеждений. Герой остается один, для него наступает переоценка ценностей. Размышляя о краткости человеческой жизни, он теряет веру в свои силы, свое будущее.

Героя мучает вопрос: прав ли он в своих убеждениях, не ошибка ли его “нигилизм”. Я считаю, что в идейных взглядах Базарова есть положительные и отрицательные стороны. Прогрессивным является то, что герой стремится к переустройству общества. В отличие от пустых речей Павла Петровича, Базаров не просто говорит, но и действует …

Можно говорить об ошибках во взглядах Базарова, не соглашаться с некоторыми его убеждениями, но нельзя в целом не уважать этого мужественного человека, не преклоняться перед его умом, целеустремленностью, волей.

В романе Базаров постоянно помогает людям, он старается жить для других. В то же время он сильный, волевой, умеет отстаивать свои убеждения, замечательно владеет искусством спора. Я считаю, что такие люди, как Базаров, “нужны России”.


Пример сочинения 2

Евгений Базаров в произведении является представителем революционного строя. Именно данный персонаж вступает в конфликт с минувшим поколением – с дворянством, которое медленно погибало.

Базаров – это представитель нового в обществе, это воплощение социальных изменений, которые происходили во времена И. С. Тургенева.
Внутренние качества

Образ Евгения Базарова описывается автором романа двусторонне: в его образе есть и достоинства, и недостатки.

Однако следует учитывать, что в финальных главах произведения теория Базарова потерпела крах, автор показал всю ее несостоятельность. Поэтому теоретические взгляды Евгения не всегда совпадали с реальным ходом его жизни. Связано это развенчивание нигилистических пониманий с испытаниями в его жизни, главным из которых стала его любовь к Анне Одинцовой. Базаров с ужасом понимает, что, отрицая любовь, он влюбился как герой романтических произведений, которые он также не признавал.


Пример сочинения 3

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” вышел в свет в 1862 году. В этот период русской истории, когда крепостное право было уже отменено, особенно ярко обострились социальные противоречия, борьба между теряющей свои передовые позиции дворянской аристократией и новым, прогрессивным поколением разночинцев.

В “Отцах и детях” изображаются две социально различные среды, два типа мировоззрения, два поколения с противоположными представлениями и интересами. Однако не случайно ведет действие главный герой романа – демократ Евгений Базаров.
Именно он, по справедливому замечанию Д. И. Писарева, “человек сильный по уму и по характеру составляет центр всего романа”.
И. А. Гончаров пишет о том, что “во всякое время жили на свете люди, недовольные жизнью… Это всегда умные люди, и они не уживаются с теми явлениями, к которым привыкает масса”. Таким был и герой Тургенева.

Чем же примечателен для читателя и дорог автору Евгений Базаров? Попытаемся проследить направление мировоззрения героя и понять, в чем заключается сила личности этого незаурядного человека, почему его имя стоит в ряду с такими выдающимися персонажами русской литературы
XIX века, как Чацкий, Онегин, Печорин.

Тургенев вводит своего героя в “полуобломовскую” обстановку жизни “лучших представителей дворянства”, уже тем самым противопоставляя его остальным действующим лицам романа. Базаров как человек, прошедший “школу труда и лишений”, – воплощение отрицания праздной жизни. Он не мыслит своего существования без постоянной и упорной работы, которая дает ему самостоятельность, независимость, самоуважение и право осуждать сибаритствующих демагогов в лице Павла Петровича Кирсанова.

Базаров справедливо и точно называет себя “самоломанным”. Действительно, из романа мы узнаем о том, то сыну лекаря пришлось самостоятельно учиться, самому “тащить себя по жизни”. Отсюда – его отрицание бездеятельности, рутины, размеренной праздной жизни.
Даже нас, современных читателей, поражают целеустремленность и неутомимость в труде тургеневского персонажа, который “даже прогулок без цели терпеть не мог”. Базаров не признавал понятия “отдых”, считая его уделом бездельников. Уже этот жизненный принцип героя свидетельствует о силе его личности и внушает невольное уважение.

Если нелегкие условия и жизненные испытания сформировали характер Базарова, то острый, пытливый ум, бескомпромиссность взглядов, холодная практичность определили его мировоззрение. Тургенев изображает тип нигилиста – то есть человека, все отрицающего, “не принимающего ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Это натура независимая, все подвергающая суду мысли, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, особенно если они выдвинуты людьми недалекого ума.

Привыкший учиться на собственных ошибках, Базаров предпочитает все постигать самостоятельно, отвергая исторический опыт предшествующих поколений. Он убежденный материалист, признающий только то, что “можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”.

Герой чужд романтизма, малейшего проявления сентиментальности, используя эти слова чуть ли не в качестве ругательств. Полагая, что время восторженных романтиков ушло в далекое прошлое, Базаров провозглашает свой век веком холодной прозаичности, свое время – эпохой расчетливых практиков, признающих лишь прикладную науку и отрицающих ценность теоретических знаний.

Казалось бы, все сказанное свидетельствует явно не в пользу тургеневского героя, изображая его как бездушного ограниченного циника, чуждого естественных человеческих проявлений. Однако следует более глубоко вникнуть в сущность этого образа, посмотреть на его нигилизм под другим углом зрения, чтобы понять, то отнюдь не все утверждения Базарова соответствуют истинному положению вещей и раскрывают настоящую сущность его характера.

Так, Базаров не отрицает самой необходимости принципиальных убеждений. Он только не хочет слепо подчиняться общим правилам, безрассудно следовать за авторитетом. “Мне скажут дело, я соглашаюсь – вот и все”, – это замечание героя говорит о том, что он выступает не против принципиальности во взглядах и поведении вообще, а против рабского преклонения перед отжившими принципами, условностями, традициями.
Не стремясь к абстрактному идеалу, Базаров всегда остается самим собой при любом повороте событий, что также дано далеко не каждому и свидетельствует о внутренней силе и незаурядности мышления этого человека. Он естественен во всех своих проявлениях, не лицемерит, не кривит душой, не прячет “из вежливости” резкое, но справедливое слово.

Эти качества тургеневского персонажа, по-моему, не могут не импонировать читателю, потому что поклоняться общепринятым, но далеко не всегда истинно достойным авторитетам, слиться с безликой массой может каждый человек, но далеко не каждый способен сохранить свою духовную цельность, выделиться из толпы, не быть “как все”. На это способен отважиться только человек твердого характера, несгибаемой воли, критического ума. Только по-настоящему сильной личности дано жить по собственным убеждениям и нравственным законам.

Подобно всем нигилистам любой эпохи, Евгений Базаров очень одинок, не находит искренней и надежной поддержки со стороны общества. Он одинок во всем: в любви, во взглядах на жизнь, даже в своем нигилизме. Именно одиночество, прежде всего, сформировало его как сильную личность, способную выдержать любые удары судьбы.

Автор романа утверждает, что если его герой “назвался нигилистом, то надо читать – революционером”. Действительно, базаров не был чужд идей революционной демократии, и, в определенном отношении, его можно отнести к разночинцам.

Однако революционность тургеневского героя, очевидно, следует рассматривать не столько в политическом, социальном, сколько в философском, моральном аспектах. Ведь революция по своей сути – уже преклонение перед авторитетами, а Базаров отрицает подчинение любым догмам. Он не признает деления общества на классы, так как далек от социальных предрассудков и условностей.

Поэтому в основе базаровской позиции прослеживается стремление произвести “революцию в умах” – в сознании людей, разрушить косность представлений о мире и человеческих отношениях и тем самым изменить общество к лучшему.

Таким образом, Базаров – это человек, опередивший свою эпоху и потому не понятый эпохой; герой, превратившийся в бунтаря-одиночку, не найдя поддержки современников. Подобно Чацкому и Печорину, Базаров – герой будущего.

Можно говорить об ошибках во взглядах Базарова, не соглашать с некоторыми его убеждениями, но нельзя в целом не уважать этого мужественного человека, не преклоняться перед его умом, целеустремленностью, волей.

Читайте также: