Чему должна научить начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Школа постепенно переходит на двенадцатилетку. Произойдут ли в ней принципиальные изменения или только сменятся учебники и программы?
Концепция начальной школы в системе 12-летнего образования принадлежит перу авторского коллектива Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО. Руководит этим коллективом профессор Наталья Виноградова (она же заведующая центром).
Мы попросили Наталью Федоровну рассказать читателям, какие перемены ожидают начальную школу.

– Наталья Федоровна, многие учителя начальной школы считают, что четырехлетка будет представлять собой растянутую трехлетку. Так ли это на самом деле?
– Мы погубим идею четырехлетней начальной школы, если будем воспринимать ее как растянутую трехлетнюю. К сожалению, во многих школах сейчас так и происходит: учителя заканчивают учебный год в конце апреля, а недоумевающим родителям объясняют, что вся программа пройдена. Но пройдена-то именно потому, что искусственно растянута: учителя пользуются учебниками для трехлетней начальной школы. Идея такой растяжки опасна и преступна: следуя ей, мы продолжаем воспринимать первоклассника как уже готового школьника, сразу погружаем его в учебные предметы. А он еще не умеет учиться и часто не понимает, что от него требуют.
Четырехлетняя начальная школа в системе 12-летней – это принципиально другая школа и по содержанию, и по целям обучения, и по учету психологических особенностей детей. Особое место занимает в ней первый класс – его мы рассматриваем как введение в обучение: в течение года ребенок постепенно входит в новую деятельность, овладевает умением учиться, сохраняет и укрепляет положительное отношение к школе.
– Одна из основных идей вашей концепции – провозглашение других целей. Каких?
– Большинство учителей продолжают рассматривать обучение в начальной школе как передачу чисто прикладных предметных знаний, умений и навыков чтения, письма и счета. Практически все дети выполняют эту программу: вроде бы они умеют читать, писать, считать, но приходят в 5 класс, и вот тут-то открывается их беспомощность – они не справляются с учебными задачами. В результате теряется интерес, появляются неудачи, и большинство детей в своем развитии откатываются назад.
Мы придерживаемся жесткой позиции: ЗУНы – это не столько цель, сколько средство и результат обучения. А цель – научить ребенка учиться. Но одно не исключает другого, а логически вытекает из него. На разном материале у ребенка формируются одни и те же мыслительные операции, главное, чтобы и в математике, и в русском языке, и в окружающем мире он научился обобщать, сравнивать, анализировать, видеть множество, выделять из него единицу.
– Что значит уметь учиться?
– Прежде всего понимать учебную задачу, уметь самостоятельно выбирать средства для ее решения и осознавать последовательность действий в любой учебной задаче, уметь контролировать и оценивать свою деятельность.
Второй принцип, на который опирается наша концепция, – интеграция. Ребенок воспринимает мир целостно – звуки, числа, краски, величины, формы; для него не существует отдельных наук, дробление мира на русский язык, математику, чтение воспринимается им с трудом. В наших учебниках этот принцип соблюдается на протяжении всей начальной школы: в первом полугодии первого класса, например, у ребят один учебник “Грамота” – грамота и лингвистическая, и математическая. Во втором полугодии появляются учебники по предметам, но интеграция сохраняется: названия письмо и чтение говорят сами за себя, в математику входят геометрия и арифметика, окружающий мир объединяет естественно-научные и социальные знания. В каждом следующем классе уровень интеграции меняется. Будь наша воля, мы бы вообще в первом классе оставили только один предмет – окружающий мир и в его рамках дали бы все, что содержится в других, но, увы, решаем не мы.
Третий кит нашей концепции – дифференциация обучения. Мы принципиально против любых коррекционных и так называемых развивающих классов: любой здоровый ребенок независимо от особенностей психического развития должен учиться в обычном классе обычной школы. В начальной школе у учителя больше возможностей учесть индивидуальный темп движения ребенка, чем у его коллег в средней. В помощь ему мы разработали детальную методику бережного отношения к темпу обучения каждого ученика. Она сильно меняет структуру урока: на одном и том же занятии учитель работает и с теми, кто вообще ничего не может сделать, и с теми, кто справляется средне или прекрасно.
– Но для этого учитель должен быть хорошо подготовлен. В педвузах и колледжах начинают этому учить?
– В том-то и дело, что нет. Они даже не знают, что в учебном плане уже лет пять нет предмета природоведение, до сих пор его преподают. И, к сожалению, продолжают готовить учителей для трехлетней начальной школы. Мы продумали по возможности все, чтобы не ставить учителя в тупик и помочь ему переориентироваться: все наши учебники расписаны по урокам, в конце каждого – страничка, описывающая, что делается на том или ином уроке. Кроме того, есть отдельная книга, которая называется “Беседы с учителем”. В ней рассказывается, какие особенности присущи ребенку 6, 7, 8, 9 лет, как меняются взаимоотношения ребенка с учителем, как меняется его учебная деятельность. Поначалу многие отнеслись к появлению этой книги скептически, но сейчас учителя считают ее уникальной и признают, что она поднимает их психолого-педагогическую культуру.
В этой же книге описано, как учить всех детей независимо от их темпа обучения. В ней же рассказано, как грамотно проводить педагогическую диагностику, чтобы не наделать ошибок. Мы предлагаем учителю проводить диагностику три раза в год – в начале, середине и конце – и всякий раз напоминаем, что диагностика не для ребенка, а для учителя: она показывает, что у ребенка не получается, заставляет анализировать почему и думать, как работать с ним дальше.
А как только ребенок начинает нуждаться в скорой помощи, мы предлагаем ему так называемые коррекционно-развивающие тетради по математике и письму. В чем их особенность? Обычно учителя исправляют сам факт: ребенок не умеет решать задачи в два действия – его начинают усиленно тренировать, не умеет читать, не разбирается в геометрических фигурах – то же самое. А причина в том, что у него хромает логическое мышление, звуковой анализ или пространственная ориентировка. Достоинство тетрадей в том, что они в игре устраняют именно причину трудностей.
Важно, чтобы работа в тетрадях не стала для детей наказанием. А поэтому сначала работать с тетрадями начинают сильные ученики – те, которые справляются с заданиями легко и без помощи учителя. Тонкий психологический ход срабатывает: для тех, кто слабее, тетради становятся поощрением, они не чувствуют себя хуже других.
Мы ни в коем случае не навязываем свою методику и свои учебники, они могут быть самыми разными, но важно, чтобы отвечали идеям и принципам концепции четырехлетней начальной школы. Школы, которая уважает личность ребенка, вооружает его готовностью к взаимодействию с окружающим миром, к дальнейшему обучению и самообучению. Позволяет ребенку попробовать себя во всем: чем больше ему будет предоставлена такая возможность, тем осознаннее будет его выбор в средних классах.
– Вы согласовывали свои позиции со специалистами, которые разрабатывали концепцию основной школы?
– Обязательно. Четырехлетнюю школу мы рассматриваем в системе непрерывного образования, а непрерывное – значит цепляющееся. Главное – состыковать цели: что мы хотим от каждого возраста, как намеченные цели будут развиваться, какие специфические цели прибавятся на каждом этапе. Не могу сказать, что специалисты средней школы во всем согласны с нами. Но они постепенно привыкают к мысли, что поступательное движение идет снизу вверх, а не наоборот и что средняя школа не должна диктовать свои условия начальной.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Особенности образовательного процесса для учащихся младшего школьного возраста.

Образовательные программы начальной школы

В современной России для начальной школы нет единой системы образования: каждое общеобразовательное учреждение и каждый класс самостоятельно выбирают учебно-методические комплексы, согласно которым будет производиться обучение детей.

На практике применяется несколько программ начальных классов, соответствующих Федеральным государственным образовательным стандартам. Все они делятся на традиционные и развивающие образовательные системы, у каждой из которых есть свои особенности, свой подход к образовательному процессу, но при этом цель они преследуют единую – не только дать знания школьнику, но и научить применять их на практике.

I. Наиболее распространенные образовательные программы.

II. Для обучения могут предложить и развивающие программы Занкова или Эльконина-Давыдова , но они практикуются не так часто.

Каждый учебно-методический комплекс отличается учебной программой, степенью нагрузки на ребенка и вовлечения в образовательный процесс родителей, а также предполагает разный комплект учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов.

Нормы учебной нагрузки

Министерством образования РФ установлены нормы нагрузки для начальной школы, которые не должны превышаться.

Для учеников 1-го класса нормативы учебной нагрузки должны соответствовать следующим требованиям:

  • в первой четверти должно быть не более трех уроков и обязательный динамический час, во второй и других четвертях допускается максимум по 4 урока в день;
  • домашние задания в первом классе задавать не рекомендуется;
  • наиболее трудные предметы должны проводиться на втором уроке;
  • оценки ученикам не выставляются;
  • допускаются 35-минутные уроки;
  • вводятся дополнительные зимние каникулы.

Для учеников со 2-ых по 4-ые классы учебные нагрузки должны соответствовать следующим нормам:

  • при пятидневной учебной неделе в расписании должно стоять не более 22 учебных часов, то есть допустимо проведение ежедневно по 4 урока и только два раза в неделю – по пять;
  • наиболее трудные предметы должны проводиться на втором и третьем уроках;
  • в течение одного дня не должно проводиться более одной контрольной работы;
  • факультативное обучение производится выборочно и на добровольной основе.

Какие предметы изучают ученики начальных классов

В образовательную программу учеников начальной школы включено изучение 8 (для первых классов) или 9 (для 2 - 4 классов) обязательных предметов и строго определено количество часов, выделяемых на их изучение.

Внеурочная деятельность

Максимально допустимый объем нагрузки для внеурочной деятельности составляет не более 10 академических часов в неделю.

В статье освещается роль начальной школы в жизни ребенка, основные линии развития ребенка в начальной школе.

Содержимое публикации

Статья на тему

Подготовила:

Селибова Н.И.

г. Рязань, 2020 г.

В се мы привыкли к тому, что с наступлением 6-7 лет дети начинают посещать школу. Многие родители с приходом поры отдавать своего малыша в школу даже не задумываются о том, зачем это нужно. Разве они не могут воспитать ребёнка самостоятельно? Давайте разберёмся в том, зачем вообще нужна школа и нужно ли родителям вмешиваться в процесс обучения ребёнка в данном заведении?

Ш кола играет важнейшую роль в воспитании ребёнка, так как в отличие от воспитания в семейном кругу, она учит его жить в социуме, общаться, знакомиться и взаимодействовать с другими, чужими детьми и взрослыми, чего он не научится в домашних условиях. Именно поэтому школу можно назвать социально значимым институтом, способствующим формированию социально зрелой личности каждого ребёнка.

Ш кола должна помочь детям определиться со своим местом в этой жизни, а предметы, которым их обучают, выступают в качестве средства для достижения данной цели. Здесь же ребёнок обучается грамоте. Именно в школе квалифицированные учителя способствуют тому, чтобы заинтересовать ребёнка получать новые знания. Родители, если они не знакомы с важнейшими методиками обучения, могут дать своим детям только обширные знания, которые не помогут им в дальнейшем уживаться с людьми и справляться с их будущей работой.

У читель, относящийся к своей работе с большой ответственностью, узнает особенности каждого ученика, подтянет его слабые качества и поможет стать всесторонне развитым человеком. Только в учебном заведении ребёнок обучится находить подход к различным предметам, добиваться своих целей честным трудом, станет патриотичным и общительным с другими людьми.

Е стественно, школа нужна и родителям. Сегодня такое время, что работать должны и мужчины, и женщины. Естественно, из-за работы у родителей не будет достаточно времени для того, чтобы обучить своего ребёнка правильно, подготовив его к взрослой жизни в социуме.

Должны ли родители принимать участие в обучении ребёнка в школе?

О тдавая своих детей в школу, родители зачастую полагают, что их роль в его воспитании отходит на второй план, так как большую часть времени они проводят с педагогами. Но всё происходит вовсе наоборот – роль семьи в таком случае растёт, и она должна плотно взаимодействовать с учителями. Даже знаменитый российский педагог Сухомлинский говорил о том, что и у педагогов, и родителей должны быть единые задачи, одинаковые интересы, заинтересованность в участии в общественных делах для воспитания, образования и развития всесторонне развитой личности.

Если родители не будут подталкивать ребёнка к обучению в школе, наставлять, советовать и подбадривать, то это приведёт к безразличию с его стороны к образованию, отречению от участия в общественной школьной деятельности. Зачастую родители слишком заняты своими материальными заботами, полагая, что их успешно воспитают и обучат педагоги, либо же не слишком доверяют школьным методам. Нередко причиной отсутствия желания ребёнка учиться является низкий уровень образования самих родителей, которые не могут пробудить у него культурные потребности.

Есть очень эмоциональные и застенчивые дети, которые слишком болезненно воспринимают критику учителей, насмешки одноклассников, сильно переживают из-за плохих оценок по некоторым предметам или даже незначительных ошибок. Именно такие ребята требуют поддержки родителей, в противном случае у них пропадёт желание посещать школу.

В таком случае любым заботящимся отцу или матери стоит поговорить с педагогом, узнать об особенностях в характере ребёнка и его способностях, помочь ему построить хорошие отношения со сверстниками. Покажите ребенку своё сопереживание, ненавязчиво заставляйте его делиться о взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми вне семьи.

Если ваш ребёнок до школы общался преимущественно с родственниками и взрослыми, придя в класс, они зачастую заслуживают репутацию необщительных, робких, не любящих быть на виду, при этом они очень добрые и воспитанные. Но детям с такими неинтересно, так как они предпочитают энергичных, самостоятельных и инициативных собеседников. В подобных ситуациях родители могут помочь своему малышу подружиться с одноклассниками, если будут приглашать их в гости и участвовать в общественной деятельности класса, организовывая экскурсии и так далее, при этом ребёнок тоже должен принимать активное участие, что придаст ему уверенности в себе.

Разделяют три главных этапа обучения детей:

Подростковый;

Какова же роль начального этапа обучения, начальной школы в жизни ребенка? Начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательств и аксиом, теорем, правил и определений.

Именно в начальной школе начинается закладка фундамента знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование. А от того, насколько ребенку уютно и комфортно в школе, во многом зависят его учебные успехи и душевное равновесие.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Целью образовательного процесса в начальной школе является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА является первой и основной ступенью системы обучения в школе. Именно в начальной школе закладываются основы знаний и умений, которые ребенок будет преумножать и развивать в дальнейшем.

Атмосфера, царящая в начальной школе, близка к семейной. Ученики всегда с радостью приходят на занятия, зная, что сегодня они откроют для себя что-то новое, интересное. Здесь их поддержат, похвалят и одарят вниманием и заботой любимые учителя.

Основными линиями развития ребенка в начальной школе являются:
- линия формирования учебно-познавательной деятельности ребенка;
- линия овладения учебным материалом, формирования умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности;
- линия социальной и социально-психологической ориентации в действительности;

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, региональной (как жителя Карелии, Лоухского района), гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Отсюда вытекают целевые ориентиры, которые определяют содержание и направленность всего процесса обучения и воспитания:

- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

- работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора.

Этому способствует и внеклассная работа. Учителя проводят большую работу по формированию классного коллектива. В каждом классе формируются свои традиции, кипит своя интересная жизнь: классные часы, культпоходы, экскурсии, выставки, праздники, конкурсы.

Приоритетной задачей начальной школы является сохранение индивидуальности ребенка, создание благоприятных условий для адаптации ребенка в школе, здоровье сберегающие технологии. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп каждого ученика, уровень его обученности, сформированности умений и навыков. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения на уроках, так как они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников между собой и работают без пошагового учительского руководства и контроля. Обновление содержания действующих программ в начальной школе проходит через использование параллельных программ и учебников. Все учителя начальной школы в своей работе используют различные формы и методы познавательной деятельности, что позволяет решать еще одну задачу – снять перегрузку детей в школе, пробудить в них стремление познать мир. Осуществляется взаимодействие учреждений образования: школы и дошкольных образовательных учреждений с целью обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации школьника .

Вывод: Наши ученики – это многогранно развивающаяся личность с особенностями характера, способностями, склонностями и увлечениями, субъекты учебного процесса.

Мы хотим, чтобы наши ученики не были похожи друг на друга, понимали друг друга и адекватно оценивали окружающий мир, умели жить полноценной жизнью в современных условиях. Это возможно при условии, что мы выпустим человека, умеющего думать, анализировать и соответственно делать выбор. Во многом от нас зависит, состоится ли как личность наш ученик, сможет ли он реализовать себя и, наконец, как сложится его судьба. Школьные предметы и помогают решить эти проблемы.
Когда-то в древности Великий Учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал лёгкий меч, надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч, надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки. Мы как Великий Учитель, должны как раз и дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, который станет для него необходимой частью жизни.

Мы, родители, любим своих детей и хотим, чтобы они прожили счастливую жизнь. Может ли безграмотный человек быть счастливым? Наверно, может, если вокруг него такие же безграмотные люди. В век, когда владение информацией и навыки ее получения значительно облегчают жизнь, человек безграмотный — значит, беспомощный.

Какой должна быть начальная школа?

Беспомощный будет вытесняем из активного формирования общественной и промышленной жизни страны, а потому и не сможет быть счастливым. Поэтому мы так переживаем за образование своих детей. Чтобы изменить нынешнее образование к лучшему, нужны не частные изменения: ЕГЭ, увеличение-уменьшение количества предметов и даже не талантливый учитель (хотя, конечно, талантливый лучше, чем зануда или улыбчивый моральный садист).

На мой взгляд, нужно определиться вначале с общечеловеческими ценностями, не зависящими от возраста. Затем — с потребностями государства России в кадрах. И только потом установить образовательный стандарт, методы обучения и оценки знаний.

Исходя из вышесказанного, и следует формировать учебный процесс в школе. Для этого, на мой взгляд, в первую очередь следует коренным образом пересмотреть обучение в младших классах.

1. В младших классах учитель не должен ставить ни оценки, ни другие какие-то значки, приравненные к оценкам, в тетрадь школьнику за выполнение домашних и классных работ. Учитель обязан проверять работы учеников и красной пастой делать исправления. Получив тетрадь с проверенной учителем работой, ученик сам или с участием родителей ставит себе оценку за свою работу. Человек тем и отличается от животных, что может и должен сам оценивать результат своего труда.

2. Какие предметы изучать в младшей школе? В этом возрасте формируются привычки, которые останутся с человеком до конца его жизни. Поэтому надо ввести предметы, которые станут его хобби, чтобы став взрослым, он в часы досуга хотел делать то, что приносит ему радость творчества, а не сидел тупо перед телевизором с банкой пива. Такими предметами должны быть, на мой взгляд: пение, литературные чтения, танцы, спортивные секции и спортивные игры, различные рукоделия, игра на гитаре и народных инструментах, рисование, лепка, моделирование При этом ребенок должен иметь возможность попробовать себя в разных областях такого творчества. И к концу начальной школы иметь представление, что же ему нравится больше: играть на гитаре, делать модели кораблей или заниматься карате. Возможно, этот выбор хобби поможет ребенку и его родителям в дальнейшем определиться и с его будущей профессией.

Предметы для физического развития: все виды физической культуры, способствующие формированию устойчивого хобби.

Предметы для эстетического развития: все виды вышеперечисленных творческих занятий, способствующих формированию устойчивого хобби. Для сельской местности уместно учить детей ухаживать за животными и разбираться в сельхозтехнике.

И этот ребенок, умеющий оценить свои поступки и поступки других людей и знающий, чем интересным можно заняться в свободное время — настоящий человек, хоть еще и маленький.

Читайте также: