Чем занимается служба экспедиции в доу

Обновлено: 28.06.2024

1. Секретариат — структурное подразделение, создаваемое для обслуживания руководства организации. Секретариатом в некоторых организациях называют всю службу делопроизводства. Секретариат выполняет следующие типовые функции:

• предварительное рассмотрение и подготовка к докладу руководителю поступающих на его имя документов;

• подготовка по указанию руководителя проектов отдельных
документов и их согласование с функциональными структурными подразделениями организации;

• организация и документационное обслуживание совещаний, проводимых руководителем.

• бездокументное обслуживание руководителей (организационно-техническое обеспечение, подготовка командировок, телефонное обслуживание, прием посетителей, oрганизация работы приемной и т.п.).

2. Протокольная группа создается в органах местного самоуправления в составе учреждений, имеющих в своей структура постоянно действующий коллегиальный орган. Выполняет следующие функции:

• подготовка проектов нормативно-распорядительных документов (редактирование, оформление и выпуск) руководства органа местного управления, писем, справок, их согла­сование со структурными подразделениями;

• анализ справок и докладов структурных подразделений,
подготовка заключений по ним;

• организация и проведение заседаний органа управления,
документирование их деятельности;

• прием, регистрация, организация хранения и справочно-информационной работы, рассылка принятых документов
и их доведение до управляемых объектов.

3. Отдел рационализации делопроизводства может носить названия: центр совершенствования документации (ДОУ), бюро (центр, сектор) НОТ или НОУТ, методический сектор и др. Его функции:

• разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию технологии делопроизводства;

• разработка нормативно-методического обеспечения делопроизводства

• разработка сборников типовых (трафаретных) текстов;

• разработка классификационных справочников (номенклатура дел, классификаторы, перечни документов со срока­ми хранения и др.);

• организация и проведение мероприятий по совершенствованию квалификации работников службы делопроизводства и специалистов аппарата управления.

4. Экспедиция — специализированный участок, осуществляющий прием и отправку поступающих по почте и курьерской связи док-нтации и корреспонденции.

* прием поступающих документов, их сортировку и распределение по стр-рным подразделениям;

• доставку документов в структурные подразделения;

• обработку, упаковку и отправку отправляемых документов;

• количественный учет поступающих и отправляемых документов.

5. Подразделение по учету и регистрации документов выполняет:

• регистрацию входящих, исходящих и внутренних документов;

• формирование и ведение справочно-информационного массива;

• контроль за оформлением и составлением исходящих и внутренних документов 6. Группа контроля (может называться бюро, отдел, инспекция) выполняет:

• контроль за сроками исполнения документов;

контроль за сроками исполнения устных распоряжений руководителя;

• анализ исполнительской дисциплины;

• информирование руководства о ходе выполнения документов и поручений.

7. Группа писем (бюро жалоб, отдел обращений населения и т.п.) ведет:

• прием и учет предложений, заявлений и жалоб граждан;

• подготовку обращений к рассмотрению руководством;

• контроль за сроками подготовки ответных док-нтов в стр-рных подразделениях учр-ния или сторонних орг-циях;

• извещение заявителей о результатах рассмотрения их обращений;

• формирование и хранение дел с документами по обращениям;

• анализ и обобщение рез-тов рассмотрения док-нтов в орг-ции и причин обращения;

• организацию приема граждан по личным вопросам руководством организации.

8. Машинописное бюро (Центр подготовки документов) выполняет:

• перепечатку документов с черновиков;

• считку и правку текстов документов;

• учет выполняемой работы.

9. Копировально-множительное бюро выполняет:

• тиражирование текстов документов;

• подготовку рекламной продукции, буклетов, брошюр и т.д.

10. Архив осуществляет:

• прием от структурных подразделений обработанных и подготовленных к хранению дел, оказание им методической помощи;

• учет, систематизацию, хранение и организацию использования документов;

• контроль за соблюдением правил формирования, хранения и использования дел в структурных подразделениях;

При централизованной форме организации делопроизводства все технические операции по обработке документов сосредоточены в одном структурном подразделении (службе ДОУ), а творческая работа с документами осуществляется в других структурных подразделениях. К преимуществам централизованной формы организации делопроизводства относится возможность формирования единой базы данных по всем поступающим в организацию и создаваемым в ней документам, что позволяет повысить оперативность поиска документов и, следовательно, оптимизировать справочную работу по документам. Централизованную форму организации делопроизводства целесообразно использовать в том случае, если организация имеет линейно-функциональную организационную структуру.

Децентрализованная форма организации делопроизводства предполагает создание самостоятельной службы делопроизводства в каждом структурном подразделении. Ее целесообразно использовать при дивизиональном типе организационной структуры или в условиях территориальной разобщенности структурных подразделений организации.

Смешанная форма организации делопроизводства предполагает выполнение одних делопроизводственных операций (прием, регистрация, контроль, размножение документов) в службе ДОУ, других (создание и оформление документов, их систематизация, формирование дел и хранение) в структурных подразделениях. Следует отметить, что при смешанной форме организации делопроизводства одна и та же технологическая операция, например регистрация поступающих и отправляемых документов, может осуществляться как в службе ДОУ, так и в структурных подразделениях, в зависимости от категории документов.

Выбор наименования службы ДОУ

В настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные документы или документы методического характера, которыми следовало бы руководствоваться при выборе наименования службы ДОУ и определении ее структуры, поэтому организации вправе самостоятельно принимать решения по этим вопросам. Тем не менее, при этом следует учитывать несколько факторов:

- характер деятельности организации, ее структуру (количество подразделений, численность аппарата управления и общую численность работающих);

- объем документооборота организации;

- наличие подведомственной системы (подведомственных организаций, филиалов, отделений, представительств) и характер взаимоотношений между ними и центральным органом управления.

На практике используются различные названия делопроизводственного подразделения: управление делами, канцелярия, общий отдел, отдел делопроизводства, отдел корреспонденции, служба делопроизводства, служба документационного обеспечения управления, управление по работе с документами, отдел документации и др.

Управление делами – это, как правило, подразделение, имеющее внутреннюю структуру. В составе управления делами выделяются группы, сектора, отделы и другие структурные части, обеспечивающие учет и регистрацию документов, контроль за исполнением документов, работу с документами коллегиальных органов, изготовление документов, копирование и тиражирование документов, а также такие подразделения, как секретариат, архив, отдел совершенствования делопроизводства и др. Управления делами создаются в крупных организациях, имеющих подведомственную структуру: органах федеральной исполнительной власти (министерства, службы, агентства), крупных акционерных компаниях и др. Управление делами наряду с сугубо делопроизводственными функциями осуществляет организационно-методическое обеспечение делопроизводства подведомственных организаций.

Организационная структура службы ДОУ

На крупных предприятиях в составе службы ДОУ выделяются функциональные группы и за каждым сотрудником закрепляются определенные обязанности. В состав службы ДОУ могут входить секретариат, экспедиция, группа (бюро, отдел) контроля, группа писем (бюро жалоб, отдел обращений населения), машинописное бюро, копировально-множительное бюро, архив.

На средних предприятиях функции службы ДОУ выполняют отдельные специалисты по участкам работы.

На небольших предприятиях служба ДОУ состоит из 2-3 человек.

Во многих организациях служба ДОУ не является самостоятельным подразделением, а входит в состав административно-хозяйственной службы, службы управления персоналом или бухгалтерии. Однако организация работы с документами – это вполне самостоятельный вид деятельности, ничего общего не имеющий с хозяйственным обеспечением или бухгалтерским учетом. Поскольку служба ДОУ фактически управляет документацией и документационными потоками всей организации, она должна быть самостоятельным подразделением, пусть и с небольшой штатной численностью (это может быть 2–3 чел.), с подчинением непосредственно руководителю организации или одному из заместителей руководителя, курирующему вопросы информации и документации. Это принципиально важно еще и потому, что служба ДОУ непосредственно работает с руководством, решает вопросы рассмотрения документов, контролирует их исполнение, ведет справочную работу по документам по заданию руководства, выполняет другие поручения руководства.

Определение должностного состава и штатной численности службы ДОУ

При определении должностного состава работников следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37).

Для определения численности персонала службы ДОУ используются нормативные документы по труду и организации труда. Нормирование труда работников делопроизводства, в том числе расчет их штатной численности осуществляются на основании следующих документов:

1. Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы по документационному обеспечению управления. М., 1995.

2. Нормативы времени на работы по совершенствованию документационного обеспечения управления министерств, ведомств, предприятий и организаций. М, 1992.

3. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления. М., 1993.

4. Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти. М., 2002.

Как правило, определение численности подразделения не входит в обязанности самой службы ДОУ – эта работа проводится отделами труда и заработной платы или экономическими подразделениями, но при необходимости такие расчеты могут провести и работники службы ДОУ. Названные выше нормативные документы по труду содержат методические указания, касающиеся применения этих документов на практике.

Разработка положения о службе ДОУ и должностных инструкций работников

Важная задача в организации службы ДОУ – это разработка положения о службе ДОУ и должностных инструкций работников. Эта задача решается руководителем самой службы ДОУ самостоятельно или с привлечением квалифицированных специалистов. Положение о службе ДОУ и должностные инструкции ее работников составляют комплект организационно-правовой документации, разработка которого завершает организационный этап создания этой службы.

Положение о подразделении – документ, определяющий организационно-правовое положение подразделения в структуре учреждения.

Государственная система документационного обеспечения управления содержит примерное положение о службе ДОУ, но применять его на практике в настоящее время можно только с учетом тех изменений, которые произошли в системе управления и которые отражены в современном законодательстве.

Текст положения о службе ДОУ, в соответствии с ГСДОУ, должен содержать следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Цели и задачи службы ДОУ.

3. Функции службы ДОУ.

4. Права и ответственность службы ДОУ.

5. Взаимоотношения службы ДОУ с другими структурными подразделениями.

Организационный этап создания службы ДОУ завершается разработкой должностных инструкций. Журнал не раз публиковал статьи, посвященные разработке должностных инструкций, поэтому в этой статье мы ограничимся лишь общими замечаниями. Следует иметь в виду, что должностная инструкция разрабатывается для определенной должности, и если в подразделении несколько одинаковых должностей, но работники, занимающие их, выполняют различные обязанности, для каждого комплекса должностных обязанностей следует разработать отдельную должностную инструкцию. Закрепление за должностью определенного комплекса должностных обязанностей должно отразиться в заголовке документа, например: должностная инструкция специалиста по учету и регистрации документов, должностная инструкция специалиста по контролю исполнения документов, должностная инструкция специалиста по работе с обращениями граждан и т.п.

Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений. Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, формы, методическим оснащением? Как превратить его в событие? Данный сценарий поможет старшему воспитателю ДОУ провести педагогический совет не только эффективно, но и интересно.

Содержимое публикации

августовского педагогического совета

(данный сценарий будет полезен педагогическим коллективам ДОУ)

Действующие лица: Вице – президент (заведующий),главный топограф, главный картограф, провидец – Нострадамус.

Материал и оборудование: Зал оформлен географическими картами, глобус, песочные часы (для выполнения заданий), картинки: лупа, книга, глобус, ключ, (для тренинга с педагогами), шляпа - цилиндр (для голосования), цветные человечки из бумаги синего, красного и зелёного цвета (для рефлексии), затонированный ватман, оформленный под карту – навигатор, фломастеры, маркеры, карандаши, клей или двусторонний скотч, чёрный ящик с разнообразными предметами (творческое задание), шаблоны материков (для оформления карты – навигатора), стеклянные ёмкости, яйцо, кофе, морковь (для притчи), мольберт (магнитная доска), разноцветная бумага (для записей), золотая статуэтка или кубок (для награждения), положительные пожелания, написанные на цветных листах бумаги, сосуд для пожеланий).

Главный топограф: Для того чтобы предстоящий год стал для вас интересным, плодотворным, успешным и незабываемым, сегодня мы с вами разработаем интересный маршрут, и составим программу для навигатора.

Главным элементом любого навигатора является, конечно же, навигационная карта, которую вам предстоит разработать. Я предлагаю всем педагогам взять на себя роль экспедиторов (педагоги, одевают очки) и принять участие в разработке навигационной карты, определяющей план деятельности ДОУ на новый учебный год.

Главный картограф: Перед началом педсовета предлагает педагогам взять с собой в экспедицию один из предложенных предметов (лупа, книга, глобус, ключ).

Вы знаете самую точную примету: если встретились два педагога, то обязательно начнется педсовет? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов – экспедиторов. Отправляясь в экспедицию, каждый из вас взял с собой по одному полезному предмету. Предлагаю узнать, что же обозначает тот или иной предмет.

Глобус – символ стремления к знаниям и творчеству. Глобус активизирует колоссальную удачу!

Лупа – символ познания, люди отдающие предпочтение данному предмету всегда доводят начатое дело до конца, они стремятся докопаться до истины и заглянуть в самую глубь. Педантичность и скрупулёзность идут бок о бок с этими людьми.

Ключ– символ открытия, отражает открытие нового и тягу к знаниям, ключ к вашему познанию. Обладатели ключей откроют все двери на пути к заветной цели. Таким образом, ключ в руках владельца означает его умственную силу и великую душевную доброту.

Книга – символ высокой культуры и начитанности, источник знаний и образования. Обладатели книги – это мудрые и начитанные люди, из них получаются превосходные мастера и наставники.

Главный картограф: Как вы думаете, что необходимо картографу, для того, чтобы нарисовать навигационную карту? (ответы педагогов) Самое главное исходная точка, то, что уже хорошо известно, освоено и имело место быть. Главный топограф исследовал и промониторил, все наши взлёты и падения, достижения и неудачи и готов их огласить нам.

Главный топограф: Анализ выполнения годового плана за 2020 – 2021 учебный год.

Главный картограф: С такими результатами мы смело можем переходить к первому этапу создания навигационной карты. И определит точку Вашей дислокации на карте, помогут нам в этом разноцветные человечки.

Красный – самый высокий уровень активности и положительных достижений у вас и ваших воспитанников.

Зелёный– золотая середина, размерено, уверено весь год на плаву. (Педагоги выбирают человечков по цвету, подписывают имя и фамилию, размещают их на мольберте, небольшая рефлексия).

Главный топограф: Анализ работы за летний – оздоровительный период.

Главный картограф: проводит голосование (шляпа - цилиндр, педагоги на разноцветных свитках пишут имя и фамилию самого активного педагога, он получает золотую статуэтку), Вице – президент (заведующий), картографии озвучивает победителя и вручает награду.

Главный картограф: Любой маршрут, включает в себя: цели, задачи и план действий. Все эти векторы составляют некий план, для образовательной организации. Предлагаю всем экспедиторам ознакомиться с основные задачи на этот учебный год.

Главный топограф: Утверждение годового плана.

Нострадамус:Мне тоже есть, что сказать нашим экспедиторам, я предлагаю им самим определить свою судьбу и заглянуть в будущее (педагоги достают предсказания).

Позитивное начало каждого рабочего дня!

Успешно взаимодействовать с родителями!

Получать удовольствие от работы с детьми!

Находить время для отдыха и здоровья!

С воодушевлением планировать свой рабочий день!

На работу – с отличным настроем!

Сохранять душевный комфорт весь учебный год!

Радовать окружающих своим творчеством!

Узнать что-то новое и очень интересное!

Нет предела совершенству! Профессионального роста!

Ставить цели и добивать их с успехом!

Блистать в лучах софитов! Интересных ролей в утренниках!

Пополнить педагогическую копилку побед!

Получать поддержку семьи в процессе профессионального самосовершенствования!

Радоваться каждому дню!

Главный картограф: Последний штрих в конструировании педагогического навигатора – это разместить ваши материки и все составляющие на карте (творческий процесс, совместное создание карты – навигатора 21 – 22)

Остаётся цветовое решение карты, которое придаст нашему маршруту не только четкость, лаконичность и выразительность, но и безупречное продвижение вперед к цели. Цветовым решением будут цветные штрих –пунктиры (Красный – активно вперёд, Синий – тише едешь, дальше будешь, Зелёный – весь год на плаву).

Итак, конструирование навигатора завершено, он поможет нам пройти по маршруту к намеченной цели.

Притча о кофе

Пришёл однажды к мудрецу уставший человек и сказал:

— У меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я всё время плыву против течения, но у меня нет больше сил сопротивляться. Что мне делать?

Вместо ответа мудрец поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой. В одну бросил морковь, в другую положил яйцо, в третью насыпал размолотые зёрна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе.

— Что изменилось? — спросил он.

— Морковь и яйцо сварились, а зёрна кофе растворились в воде, — ответил уставший человек.

— Нет, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри, твёрдая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились. Они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и сдаться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

Систематизировать знания детей о природе родного края: растениях, животных, полезных ископаемых, реках.

Познакомить детей с полезным ископаемым - мелом (внешним видом, свойствами, применением).

Углубить знания о символике Белгородской области, о значении слова Белгород.

Закрепить умение узнавать животных по следам; деревья по веткам, семенам, листьям, плодам; сравнивать их по внешнему виду, используя сложноподчиненные предложения.

Развивать навык исследовательской деятельности.

Развивать зрительную ориентировку на листе бумаги.

Развивать мышление, внимание, память, воображение.

Совершенствовать мелкую и общую моторику.

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, вызвать желание у детей создать книгу "Моя Белгородчина", используя разнообразные приемы рисования восковыми мелками.

Учить детей осуществлять взаимопомощь и взаимовыручку в совместной деятельности.

Предварительная работа: цикл мероприятий на тему "Родной край"; знакомство с научными исследованиями ботаников, зоологов, географов, экологов; дидактические игры "Чьи следы?", "С какой ветки детки?".

Словарная работа: Мел, песок, железная руда, гранит, бокситы, экспедиция, лаборатория, эксперимент, маршрут, лиственничная ветка, тополевая ветка.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, нам пришло необычное звуковое письмо. Давайте послушаем его. (Прослушивание звукового письма.)

Здесь родился, живешь, уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

В.: Дети, о чём говорится в звуковом письме?

Д.: О Родине. Родном крае.

В.: Дети, как называется край, в котором мы живем?

Почему наш город назван Белгородом?

Д.: В нашем городе распространены меловые горы.

Чем знаменита и богата наша Белгородчина?

II. Основная часть.

2. Активизация знаний детей.

1. Игровое упражнение "Что возьмем с собой в экспедицию?"

- Нам нужны такие специалисты: ботаники, зоологи, географы, экологи. Кто кем хочет быть? Разделитесь на четыре группы, самостоятельно выберите опознавательные значки и необходимые для экспедиции вещи.

(Вопросы к детям о том, кем они будут и что возьмут с собой).

2. Определение маршрута экспедиции.

- Давайте определим маршрут экспедиции. Это план - карта нашего пути. Начинаем двигаться от домика.

Что сначала встретится на нашем пути? (Лес). Дальше? (гора). Потом будет привал. А затем куда лежит наш путь? (К реке). Мы переправимся через реку, попадем на полянку и вернемся в город.

Под текст речёвки дети идут за воспитателем.

Раз, два - в поход идем,

Три, четыре - и поем!

В Белгородском нашем крае

3. Дидактическое упражнение "Лесные находки".

- Куда же мы пришли, вы узнаете из загадки:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Летом-то зеленый дом,

А зимой бело кругом.

- Правильно. Мы в лесу. Будем определять, какие растения растут в нем. Это можно узнать по веткам, листьям, семенам, шишкам, плодам. Найдите две разные находки и сравните их. Обратите внимание на цвет, форму своих находок.

("Краеведы" ищут находки под звукозапись "Пение птиц").

Итак, ботаники, расскажите о своих находках.

(Дети сравнивают березовую и тополевую ветки, кедровую и лиственничную шишки, еловую и сосновую хвоинки, липовый и березовый листья, другие находки).

4. Игра " Чьи следы?".

Ребята, я вижу на земле следы каких-то животных. Зоологи, принимайтесь за работу! Определите, чьи это следы. Они разделены на части. Соберите целое из частей.

Найдите игрушку - животное, которому принадлежат эти следы.

До свиданья, добрый лес

Полный сказок и чудес.

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем!

III. Основная часть.

1. Рассматривание полезных ископаемых.

А вот и гора! Посмотрите, здесь очень много разных камней, рассмотрите их.

Может, какие-то камни вам знакомы? Назовите. (Мел, песок, железная руда, гранит, бокситы).

Что это такое? (Полезные ископаемые).

Ребята, посмотрите на всем нам знакомый кусок мела .Мел - полезное ископаемое. Мел натурального происхождения часто имеет серовато-желтый оттенок. Бывает и совершенно серый мел. Лучшие сорта мела (наиболее чистые) имеют почти снежно-белый цвет, так как состоят почти из чистого углекислого кальция.

Как вы думаете, зачем человеку нужен мел? (ответы детей).

В.: Возьмите мел в руки и внимательно его рассмотрите.

Дети берут мел из приготовленных на столах тарелочек.

В.: Что мы можем сказать о его внешнем виде? Какого он цвета?

Мел белого цвета. (Дети отвечают индивидуально и полным предложением)

В.:А какой он: твердый или мягкий?

В.: А еще давайте попробуем провести черту мелом на картоне.

Д.: Мел оставляет след.

В.: Значит мел, какой?

В.: Тяжелый или легкий?

В.: А как мы можем это проверить? Посмотрите, у вас на столах есть стаканы с водой, опустите мел в воду. Что произошло?

Д.: Мел опустился на дно стакана. Он тяжелый.

В.: Ребята, а теперь возьмите ложечки и размешайте воду в стакане. Что произошло с водой, она помутнела?

В.: Мел растворяется в воде?

Д.: Мел не растворяется в воде.

В.: А знаете ли вы, ребята, что мел, не сразу стал таким белым и красивым. Возьмите со своих подносов камешек желтого цвета. Давайте рассмотрим его под лупой, что вы видите?

В.: Мел – это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, кораллов (воспитатель по ходу своего рассказа демонстрирует детям ракушки, морскую звезду и т.п.)

В.: Дети, как вы думаете. В чем польза мела?

В.: Правильно. Мел необходим нам для формирования наших костей. (Иллюстрация скелета человека) Знаете, как он попадает в наш организм? Ответы детей.

В.: Да, вы правы: с помощью продуктов питания. А давайте вспомним, какие продукты содержат кальций. (Иллюстрация продуктов питания, содержащих кальций)

Д.: Творог, молоко, рыба и т.п.

В.: Молодцы, ребята. Еще мел используется в медицине. Из него изготавливаются таблетки, витамины, зубные пасты. (Иллюстрация таблетки, витамины, зубные пасты)

Еще мел используется в строительстве. Как вы думаете, что из него делают? (Иллюстрации Кирпич, цемент, побелка и т.п.)

Д.: Кирпич, цемент, побелка и т.п.

В.: Молодцы, а еще мел используется в сельском хозяйстве. Может кто-нибудь скажет для чего? (Иллюстрации Корм для животных, удобрение для растений)

Д.: Корм для животных, удобрение для растений и т.п.

В.: И в косметической промышленности, для изготовления косметики: пудры, теней. (Иллюстрации)

Вот сколько пользы приносит мел!

3. Воспитатель демонстрирует флаг Белгородской области.

В.: Ребята напомните мне, пожалуйста. Что это за флаг.

Д.: Флаг белгородской области.

В.: Правильно, ребята, на флаге Белгородской области, белый прямоугольник обозначает меловые залежи.

Динамическая пауза "Отдых у костра".

IV. Систематизация материала.

1. В.: На нашем пути глубокая река. Географы, определите, как она называется? (Северский Донец).

Воспитатель демонстрирует фотографию реки Северский Донец.

Название река получила из-за того, что текла из Северского княжества, Как и многие другие реки, Северский Донец играл важнейшую роль в жизни древнего человека. Река не только служила источником воды и пропитания, но позднее средством передвижения, защитным рубежом и торговым путём.

Северский Донец берёт начало на Среднерусской возвышенности, около с. Подольхи в Прохоровском районе Белгородской области. Далее река течёт через Украину и впадает в реку Дон.

Какие реки Белгородской области Вам ещё известны?

Д. Оскол, Тихая Сосна, Ворскла, Везёлка

3. Творческое рисование.

- Сегодня мы на славу потрудились! Вспомнили растения, животных, полезные ископаемые нашего края. Предлагаю вам создать книгу. Все, что есть ценное в Белгородской области, зарисуйте на страничках будущей книги. А потом мы покажем её детям нашего детского сада. (Дети рисуют под музыку).

Читайте также: