Чем устный счет отличается от математического диктанта в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня я хочу поговорить с вами о том, что такое математический диктант.

Вы, ребята, пишете такие диктанты с 1-ого класса, но сейчас, во 2-ом классе, появилось много вопросов у ваших родителей - что это за зверь такой и почему некоторым ребятам никак его не укротить.

"После прохождения определённого объема учебного материала, перед учителем встает вопрос о проверке качества усвоения материала учениками. Провести опрос всех учеников - задача непосильная и нереальная как по времени, так и физически.
Если же провести выборочный опрос нескольких учеников, то обычно остальные ученики слушают их не внимательно. Поэтому для комплексной проверки качества усвоения материала применяются контрольные работы, тесты, самостоятельные работы или математические диктанты. В большинстве случаев, математические диктанты выполняются устно. И в этом - их особенность и достоинство. При выполнении арифметических операций в устном виде, ученики закрепляют ранее полученные навыки и выполняют математические действия более осмысленно, а не механически. При регулярном выполнении устных вычислений тренируются внимание, сосредоточенность, смекалка".

Итак, как проходит такой диктант в классе.
Во-первых, всегда в начале урока. Во-вторых, такой диктант мы проводим 1-2 раза в неделю (а в неделю 4 урока математики) фронтально, т.е. я задаю вопрос, спрашиваю ответ и все ребята его записывают. Или после моего озвучивания сначала записывают, а потом проговаривают правильный ответ для проверки. Или пишем весь диктант (обычно 10 примеров-заданий), а потом проверяем, зачитывая ответы.

Диктую задание я только один раз! Дети уже привыкли, знают, что нельзя переспрашивать, надо поставить прочерк. Почему так? Потому что переспрашивание отвлекает других детей и заставляет их ошибаться.
Через какой интервал диктую, не могу сказать. Я смотрю на детей. У нас есть специальный знак (рука на локоток), который означает, что ответ записан. Могу сказать точно одно - такой вид деятельности не занимает у нас больше 7-10 минут.

Как выглядят задания?

Чему равна сумма чисел 12 и 17?
Чему равна разность чисел 19 и 4?
Первое слагаемое - 11, второе слагаемое - 4. Чему равна сумма этих двух слагаемых?
Уменьши число 17 на 5.
Увеличь число 8 на 7.
Какое число надо увеличить на 7, чтобы получить число 18?
Увеличь число 9 на 9.
Найди сумму чисел 3 и 4 и прибавь к полученной сумме 5.
Сколько получится, если к 8 прибавить 5?
От числа 19 отними сумму чисел 3 и 4.
Найди произведение чисел 7 и 3.
На сколько надо умножить 4, чтобы получилось 20?
Первый множитель - 6, второй - 3. Найди произведение.

Чтобы грамотно и без ошибок писать математические диктанты, ребенок должен не только хорошо считать, но и точно знать названия компонентов действий (плакаты висят у нас над доской, так что всегда есть возможность "подглянуть", если забыл)

Напоминаю их здесь:


Ну а если хочется быть во всеоружии при штурме такой крепости, как математический диктант, то приглашаю вас сюда - здесь я буду обновлять задания для тренировки :)

У́стный счёт — , осуществляемые без помощи дополнительных (, , и т. п.) и часто без приспособлений (, , и т. п.).

Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся. Систематическое проведение устных вычислений повышает интерес к математике, их выполнение заставляет учащихся отступать от шаблонов, повторять ранее изученный материал. проведение устных вычислений помогает учителю дисциплинировать учащихся, воспитывать у них навыки самостоятельности, умение ценить и экономить время. Если мы научим учащихся правильно считать и быстро, не обращаясь ни к бумаге, ни к каким бы либо счётным устройствам, то тем самым воспитаем людей, способных быстрее усвоить и лучше выполнять учебные задания.

Устный счёт необходимо проводить так, чтобы ребята начинали с лёгкого, а затем постепенно брались за вычисления более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.

При подготовке к уроку учитель должен четко определить (исходя из целей урока) объем и содержание устных заданий. Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий можно провести устные вычисления по пройденному материалу, также можно организовать работу так, чтобы был плавный переход к новой теме. После изложения новой темы уместно предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и, особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования.
Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики

При подготовке к уроку учитель должен четко определить ( исходя из целей урока) объём и содержание устных заданий.

А для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.
Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:

1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4. Повышение познавательного интереса.

При проведении устного счета каждый учитель должен придерживаться следующих требований:

· Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

· Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.

· К устному счету должны привлекаться все ученики.

· При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Устный счет может быть построен в следующей форме:

· Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.

· Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.

· Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)

· Устные упражнения с использованием дидактических игр.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.
Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8 · (10 + 2) = 8 · 10 + …
Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это, прежде всего простейшие уравнения (х + 2 = 10) и более сложные (15 · х – 9 = 51)

Уравнение можно предлагать в разных формах:

· из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?

· решение уравнения х · 8 = 72;

· найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25

· Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число задумал Николай?

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.

Формы восприятия устного счета

1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

· задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).

· упражнения в форме игры (“Диалог”, “Математический поединок”, “Магические квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”, “Волшебное число”, “Индивидуальное лото”, “Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”, “Фишка”, “Кто быстрее”, “Цветок, солнышко”, “Числовая мельница”, “Числовой фейерверк”, “Математический феномен”, “Молчанка”, “Математическая эстафета”). Пути и формы использования перечисленных игр на уроках математики рассмотрены в работе В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

Ученикам нравится принимать участие в подготовке к уроку, поэтому дополнительно к домашнему заданию по желанию можно дать задание самостоятельно подготовить устный счет к уроку в соответствии с тематикой, и провести самому на следующем уроке (побывать в роли учителя). Также можно дать задание учащимся подготовить реферат, доклад, придумать головоломку, ребус, игру

Однако, как показывает опыт работы многих учителей, применение устных заданий на уроке - не такое уж и простое дело. Особенно трудно в начале. Учащиеся с трудом привыкают к устным упражнениям: проделывать несколько математических действий, несколько математических операций в уме им тяжело. Устный счет на уроке затягивается по времени, учителю кажется, что он не эффективен и он отступает: вообще его не применяет, а если и применяет, то редко, эпизодически. И все же, необходимо выдержать первые временные трудности и тогда применение на уроках устного счета даст ощутимые положительные результаты в обучении учащихся.

Задания для устного счета можно предлагать учащимся для самоподготовки к зачетам, контрольным работам, к экзаменам. Систематическое применение устного счета на уроках со временем выработает у учащихся умение быстро считать в уме. Решая простые задания устно, ученик более глубоко понимает приемы решения тех или иных заданий, усваивает алгоритмы их выполнения. Более сложные задания уже не будут вызывать у него затруднений.

Среди основных методов совершенствования навыков устного счёта всегда выделялось:

Беглый счет. Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют одна другую, но последние задания предлагаются уже не с помощью карточек, а только устно.

Для таких упражнений полезно подобрать такие, в которых особенно заметен эффект прикидки.

Равный счет. Учитель записывает на доске упражнения с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух определять, верно ли составлен пример, на слух воспринимать названные числа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описаны разные виды диктантов на уроках математики: диктант с подвохом, буквенный, цифровой, графический, числовой и просто математический. Для каждого вида диктанта приведены примеры.

Виды диктантов на уроках математики

1. Диктант с подвохом

Идея такого вида диктанта появилась у меня, когда учащиеся 5 класса в 2016-2017 учебном году выполняли домашние творческие задания – сочинение задач в стихах с подвохом. Однажды при подготовке к уроку пришла мысль – сочинить большой стих-задачу с подвохами, чтобы использовать его далее при проведении диктанта. Ребята должны внимательно слушать учителя и для каждого примера записывать только ответ (правильный) на заранее приготовленном листочке. Вот что у меня получилось:

Как задачи сочинять,

Если два в квадрате пять?

Где ответ? Да вот же он,

Три в квадрате – миллион.

Надо просто не лениться,

Десять в кубе будет триста.

Ты смекалку прояви,

Семь в квадрате точно три.

И еще хочу сказать,

Девять в кубе вроде пять.

А двенадцать на двенадцать,

Получаем ровно двадцать.

Трудно думать и считать,

Шесть в квадрате – пятьдесят.

Нелегко же мне учиться,

Ноль в квадрате – единица.

Все, устала сочинять,

Пять в квадрате …

Ответ: 4; 9; 1000; 49; 729; 144; 36; 0; 25.

Можно использовать этот стих и на уроках по другим темам, поменяв примеры.

Буквенный диктант

Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос (можно отвечать и письменно в тетради), а записывают (подчеркивают) лишь первую букву ответа (или другую по счету, которую просит учитель записать). Затем из выделенных букв учащиеся составляют слово.

Цирковая кличка собаки Каштанки (Тетка)

Полевой цветок народный для гадания пригодный (ромашка)

Время года, когда листья становятся разноцветными (осень)

Свет мой … скажи, да всю правду расскажи (зеркальце)

Самая плохая оценка (7 букв) (единица)

И от дедушки ушел, и от бабушки ушел (Колобок)

Металл, из которого сделан стойкий солдатик (олово)

Из первых букв составить слово-анаграмму – ОТРЕЗОК.

Еще один пример буквенного диктанта:

Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)

Инструмент для измерения длины отрезка (линейка)

Как называется число 2 в записи 2 3 ? (основание)

Детёныш собаки (щенок)

Раздел математики, изучающий действия с числами (арифметика)

Единица измерения, равная 10 см (дециметр)

Чем заканчиваются день и ночь? (ь)

Какое слово у вас получилось? – ПЛОЩАДЬ

Прием ценен для развивающего обучения.

Цифровой диктант

1. Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. (1)

2. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое. (0)

3. Решить уравнение – значит найти все его корни или убедиться, что корней нет. (1)

5. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. (1)

6. Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство. (1)

7. 120 больше 60 на 2. (0)

Ответ: 1010110.

Широко применяю этот вид диктанта на уроках геометрии для быстрой проверки формулировок определений, свойств, признаков, теорем, аксиом и т.д.

1. Любые три точки лежат в одной плоскости. (1)

2. Любые четыре точки лежат в одной плоскости. (0)

3. Любые четыре точки не лежат в одной плоскости. (0)

4. Через любые три точки проходит плоскость, и притом только одна. (0)

5. Если 2 точки окружности лежат в плоскости, то и вся окружность лежит в этой плоскости. (0)

6. Если 3 точки окружности лежат в плоскости, то и вся окружность лежит в этой плоскости. (1)

7. Две плоскости могут иметь только одну общую точку. (0)

8. Две плоскости могут иметь только две общие точки. (0)

9. Две плоскости могут иметь только одну общую прямую. (1)

Приведу цифровой диктант для 9 класса. Задания взяты из комплекса материалов для подготовки учащихся к ОГЭ.

1. Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны. (1)

2. Диагонали ромба равны. (0)

3. Тангенс любого острого угла меньше единицы. (0)

4. Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную этой прямой. (1)

5. Если диагонали параллелограмма равны, то он является ромбом. (0)

6. Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно радиусу. (1)

7. Любой прямоугольник можно вписать в окружность. (1)

8. Все углы ромба равны. (0)

9. Треугольник со сторонами 1, 2, 4 существует. (0)

10. В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна сумме катетов. (0)

11. Если в ромбе один из углов равен 90, то такой ромб – квадрат. (1)

12. Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно диаметру. (0)

Ответ: 100101100010.

Графические диктанты

1. Через две точки на плоскости можно провести только одну прямую.

2. Любое натуральное число можно изобразить точкой на координатном луче.

3. При пересечении двух прямых образуется не более трех лучей.

4. Любой отрезок является частью прямой.

5. Через точку можно провести только одну прямую.

6. Если на прямой отметить точку, то она разделит прямую на два луча.

7. Две пересекающиеся прямые делят плоскость на четыре части.

8. На любом луче можно отложить 1000 единичных отрезков.

9. Не всегда через две точки можно провести прямую.

Ответ: _ _  _  _ _ _ 

Числовой диктант

При использовании этого приема учащиеся вспоминают одно или два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают. Прием интересен при проведении устного счета.

Несколько примеров таких вопросов:

Сумму смежных углов разделите на количество сторон квадрата.

Возведите в квадрат количество букв в названии математического предложения, которое принимается без доказательства (7 2 = 49).

К количеству букв в слове, которое обозначает немилость, наказание, прибавьте 2 % от 550 (опала – 5 букв; 5 + 11 = 16).

Количество материков умножьте на количество океанов (6 . 4 = 24).

Из количества букв восьмого месяца в году вычтите количество букв в названии корневой системы у семейства сложноцветных (август – 6 букв; стержневая – 10; 6 – 10 = -4).

Люблю проводить тематические числовые диктанты: музыкальные (например, количество участников квартета уменьшите на 21), географические, геометрические и др.

Математический диктант

При использовании данного приема можно включать в диктант, как теоретические задания, так и практические.

1. Функция f(x) [g(x)] периодическая с периодом 8 [6]. Запишите вытекающее отсюда равенство.

2. Каков наименьший положительный период функции y = tgx [y = cosx]?

3. Является ли число 3,14… периодом синуса [котангенса]?

4. Каков наименьший положительный период функции


?

5. Каков наименьший положительный период функции y=5 + sinx [y=cos4x]?

Вариант 1 Вариант 2


5. 2 5.

Одним из средств обратной связи между учителем и учеником служит математический диктант
Проведение математического диктанта на этапе устного счёта способствует не только развитию навыков вычисления ,но и повышению математической культуры. Польза устных вычислений огромна. Выполняя устно арифметические действия, дети не только повторяют правила арифметики, закрепляют их, но и, что самое главное, усваивают осмысленно. При устных вычислениях развиваются такие ценные качества, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность. Математический диктант можно использовать как форму контроля уровня знаний учащихся , скорости вычислительных навыков.

Оценить 252 0

Автор: Гриднева Марина

учитель начальных классов.

Г. Санкт-Петербург ГБОУ школа №246

Математический диктант как форма контроля.

Одним из средств обратной связи между учителем и учеником служит математический диктант

Проведение математического диктанта на этапе устного счёта способствует не только развитию навыков вычисления ,но и повышению математической культуры. Польза устных вычислений огромна. Выполняя устно арифметические действия, дети не только повторяют правила арифметики, закрепляют их, но и, что самое главное, усваивают осмысленно. При устных вычислениях развиваются такие ценные качества, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность. Математический диктант можно использовать как форму контроля уровня знаний учащихся , скорости вычислительных навыков.

Основное назначение математических диктантов – помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, память, умение сосредоточиваться, проверить вычислительные навыки, знание терминологии.

Проводить математические диктанты можно так:

1. Учитель читает вслух каждое задание диктанта два раза. Учащиеся на листочках или в тетрадях записывают ответы. При проверки следует показать верные ответы, обсудить решения отдельных заданий.

2. Полезно время от времени в классе давать всем ученикам тексты диктантов для самостоятельной работы с ними (записав текст диктанта и на доске). Это важно для запоминания правописания математических терминов.

3. Математические диктанты можно давать и для домашней работы под руководством родителей. Это позволит каждому ученику дополнительно спокойно потренироваться в чтении математических текстов, не спеша разобраться в отдельных задачах, проверить свои знания.

Учителю читать диктант детям можно и один раз. Это заставляет учеников быть предельно внимательными и собранными. Все вычисления и преобразования ученики выполняют только устно.

Обязательное требование проводить математические диктанты систематически, а не от случая к случаю, в этом и состоит результативность.. Задания учатся писать на слух. Ценность такого навыка неоспорима- она приводит к умению слушать. В своё время критик Писарев применительно к значению математических диктантов писал:

Математический диктант (1 класс)

1. Запишите число, которое предшествует числу 11.

2. Увеличьте 10 на 3.

3. Уменьшите 18 на 1.

4. Какое число меньше 14 на 1?

5. На сколько 15 больше 7?

6. Первое слагаемое 8, второе 3. Найдите сумму.

7. Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 14?

8. Чему равна сумма, если первое слагаемое 6, а второе 9?

9. В гараже было 5 машин, приехало еще 3 машины. Сколько машин стало в гараже?

10.Запиши число которое следует за числом 17

Математический диктант. (2 класс)

1. У бабушки в хозяйстве 5 кур и 7 гусей. Сколько всего птиц у Бабушки?

2. У ПЕСТРОЙ КУРОЧКИ 3 ЦЫПЛЕНКА, А У БЕЛОЙ 9. Во сколько раз У пестрой курочки цыплят меньше ?

3. Бабушка принесла 9 яиц , 3 яйца она вбила в тесто, а остальные сварила. Сколько яиц сварила бабушка ?

4. В сарае 4 гнезда , в каждом по 3 яйца. Сколько всего яиц в гнездах ?

5. Бабушка купила 5 уточек и у нее стало 8 уточек . Сколько было у бабушки уточек?

6. Бабушка испекла 12 пирожков каждому из внучат по 3. Сколько внучат у бабушки?

7. Бабушка испекла 6 пирожков с капустой , что на 2 пирожка меньше чем с картошкой. Сколько с картошкой пирожков?

8. Бабушка разложила по 4 яблока на 2 тарелки и у нее осталось еще 2 яблока . Сколько всего было яблок у бабушки ?

9. В хозяйстве 7 гусей и 9 уток . На сколько больше уток чем гусей ?

10. Сколько всего гусей и уток , если гусей 8 и уток столько же ?

Математический диктант. (2 класс - табличное умножение)

Увеличить число 8 в 6 раз

Уменьшить число 28 в 4 раза

Делимое 81, делитель 9. Чему равно частное?

Первый множитель 8, второй множитель 3. Чему равно произведение

Сколько ушей у 9 ежей?

Сколько лап у 7 тигрят?

Сколько хвостов у 10 ослов?

Я задумала число, умножила его на 8 и получила 64. Какое число я задумала?

На сколько 48 больше чем 8?

Во сколько раз 48 больше чем 8?

Математический диктант. (3 класс)

Какое число предшествует числу 307

Какое число является последующим для числа 419

Чему равна сумма чисел320 и 30?

У Веры 90 открыток , это в 3 раза больше чем у Севы. Сколько открыток у Севы?

Когда папа дал Васе 50 рублей, то у Васи стало 90. Сколько рублей было у Васи?

Гена нашел 30 грибов и Сева столько же. Сколько грибов собрали мальчики?

Назовите соседей числа 283

У Саши 80 марок, а у Севы 20. Во сколько раз у Саши марок больше чем у Севы?

Читайте также: