Чем угрожает политический экстремизм национальной безопасности российской федерации кратко

Обновлено: 06.07.2024

Под экстремизмом понимается приверженность крайним взглядам и мерам реализации своих целей. Одной из разновидностей радикальных идейных течений и наиболее распространенной их формой является политический экстремизм. Его приверженцы часто прибегают к крайним мерам для реализации своих целей: организации общественных беспорядков и стачек, акций гражданского неповиновения, терактам, забастовкам и пр. Они отрицают возможности компромиссных решений, переговорного и согласительного пути. Именно поэтому политические экстремисты потенциально создают высокую опасность для общественного порядка и национальной безопасности.

Понятие и отличительные черты политического экстремизма

Политический экстремизм – это тип политической активности, которая выражается в стремлении граждан воплотить в жизнь свои политические взгляды и цели любыми доступными средствами, включая насильственные формы воздействия на государственные институты, общественных и политических деятелей и отдельных индивидов.

Росту экстремистских настроений обычно способствует сложная социально-экономическая ситуация в стране, падение уровня жизни граждан, тоталитарный или авторитарный режим, жесткое подавление властями оппозиции и пр. Именно в этом состоят причины распространения и роста популярности экстремистских течений. В подобных условиях для многих политических организаций и их представителей единственной возможностью добиться своих целей и изменить действительность становятся радикальные методы политической борьбы.

Экстремистские акты опираются на два ключевых критерия:

  • они используются как способ достижения социально-политических, идеологических и прочих целей, но также служат для устрашения и воздействия на общественное мнение (например, имеют своей задачей подорвать авторитет государства как гаранта безопасности);
  • направлены на причинение вреда другим людям.

В последние годы экстремизм и его крайняя форма – терроризм (в том числе международный), получили широкое распространение в мире. Его сторонники выступают против нормальных межнациональных отношений, провоцируют конфликты на политической или религиозной почве и пр.

Виды политического экстремизма

Политическая наука выделяет множество разновидностей экстремизма на основе различных критериев. Так, экстремальные политические течения могут ставить во главу угла те или иные стороны общественной жизни. Исходя из этого различают экономический экстремизм, националистический, экологический, культурный.

Экономический экстремизм имеет целью установление единой формы ведения хозяйства и уничтожение форм собственности кроме одной.

Националистический экстремизм проявляется в разжигании ненависти между нациями и народностями.

Культурный экстремизм ориентирован на отвержение культурного опыта других государств, ориентирован на пропаганду насилия и жестокости.

Экологический экстремизм ориентирован на ликвидацию неблагоприятных в экологическом отношении производств для улучшения состояния окружающей среды.

В основе политического экстремизма может лежать то или иное идеологическое течение. Исходя из этого различают правый и левый экстремизм.

Левые экстремисты обычно обращаются к идеям марксизма-ленинизма и прочих течений (например, анархизма, социализма, социал-демократизма). Они выступают за воплощение идеи социального равенства, подвергают критике капиталистическое общество за бюрократизацию и пр. Себя левые экстремисты провозглашают борцами за дело пролетариата и за интересы трудящихся масс. Сторонники леворадикальных течений выступают за формирование новых общественных отношений и институтов революционным или эволюционным путем.

Крайней формой леворадикальных течений является анархизм, который отрицает всякую государственную власть, авторитет и общественный порядок в принципе.

Правые экстремисты, напротив, клеймят капиталистическое общество за падение морали, бум потребления, засилье массовой культуры и пр. Правый радикализм представляет собой форму резкого неприятия, отрицания государственных норм и общественных правил. Наиболее типичным примером правоэкстремистского течения являются фашизм и неофашизм. Он предполагает весьма жесткие методы утверждения нового порядка, включая терроризм, шовинизм, геноцид и пр.

Другие разновидности правого экстремизма: расизм и революционизм. Под расизмом понимается совокупность взглядов о психологической и физической неполноценности и превосходстве отдельных рас. Революционаризм- это радикальное движение, основанное на терроре в качестве базового средства борьбы за достижение поставленных целей.

Практика показывает, что правый и левый экстремизм на деле несет серьезные общественные разрушения и делает его сторонников и общество заложниками эгалитарных интересов элит.

Законодательное регулирование политического экстремизма

В России в целях недопущения деструктивного влияния экстремистских течений на общественную жизнь принят комплекс мер и законодательных актов, которые призваны контролировать деятельность радикально настроенных организаций и лиц. Современные тенденции неутешительны и указывают на рост преступлений экстремистского толка.

В 2002 году в Уголовный кодекс была введена норма, предусматривающая ответственность за призывы к экстремистской деятельности. До этого уголовное преследование за политический экстремизм наступало только в случае призыва к изменению конституционного строя. Объектом преступления, против которого направлена деятельность политических экстремистов, выступает политическая система, нормальное функционирование органов власти и ее законных представителей.

  • захват власти;
  • изменение конституционного строя;
  • нарушение территориальной целостности;
  • подрыв национальной безопасности;
  • создание незаконных формирований; ;
  • возбуждение расовой, религиозной, национальной, социальной розни;
  • унижение национального достоинства;
  • осуществление беспорядков, хулиганства, актов вандализма по идеологическим и политическим мотивам;
  • пропаганда исключительности или превосходства определенной группы/расы.

Также экстремистская деятельность включает в себя:

  • демонстрацию нацистской атрибутики;
  • публичные призывы к осуществлению экстремистских действий;
  • финансирование указанной экстремистской деятельности или предоставление для ее осуществления материально-технических средств и базы (например, связи, полиграфической базы и пр.).

Отличительными чертами экстремистских преступлений является их публичность и наличие прямого умысла. Они имеют целью объединение граждан и их побуждение к радикальным действиям.

Наличие прямого умысла указывает на то, что виновный осознает общественно опасный характер его деятельности. При этом в действительности им могут двигать различные мотивы: например, корысть, месть, идейные соображения и пр.

Ответственность за политический экстремизм

Под преступлениями экстремистской направленности понимаются те, которые были совершены по политическим мотивам (в том числе расовым, идеологическим, национальным и пр.). К преступлениям экстремистского толка можно отнести хулиганство, вандализм, убийство, терроризм и пр. За них предусмотрена уголовная или административная ответственность в зависимости от тяжести общественных последствий.

Наиболее суровым видом ответственности является уголовная. Она может заключаться в виде штрафа, обязательных работ и лишения свободы. За наиболее тяжкие преступления может грозить смертная казнь, но на практике она не применяется.

За менее тяжкие преступления преступнику грозит административная ответственность. Например, штраф, административный арест или предупреждение и пр.

Перечень административных и уголовных правонарушений и наказаний за них содержатся в КоАП и УК РФ. Ответственность могут нести граждане в возрасте от 16 лет.

Административная ответственность за различные формы проявления политического экстремизма включает:

  1. Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) – если преступление будет квалифицировано подобным образом, то преступнику грозит административный штраф 500-1000 р., 2500 р. – если хулиганство сопровождалось неповиновением, административный арест до 15 суток.
  2. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики(ст. 20.3 КоАП РФ).Это могут быть значки, приветственные жесты и пр. За это деяние правонарушителю грозит штраф 500-1000 р., арест до 15 суток и обязательная конфискация атрибутики. За изготовление и сбыт такой продукции штраф составляет уже 1000-2500 р.
  3. Производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ). Это, например, труды классиков фашизма, публикаций, оправдывающих расовое превосходство и пр. По этой статье правонарушителю грозит штраф 1000-3000 р., арест до 15 суток и обязательная конфискация.

Круг экстремистских преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, достаточно широк. Он включает в себя преступления против личности, конституционных прав и свобод, против общественной безопасности и нравственности.

Для того чтобы преступление можно было считать экстремистским, главное, учитывать мотив в виде политической, национальной, религиозной ненависти. Его наличие может стать отягчающим фактором при вынесении приговора. Так, если мотивом убийства стала ревность, то преступнику грозит до 15 лет лишения свободы; если оно совершено по мотивам национальной нетерпимости, то такая экстремистская направленность может стать основанием для пожизненного заключения.

К преступлениям, которые могут быть оценены как экстремистские, относится умышленное убийство (ч. 2 ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст.111 УК РФ), побои (ч. 2 ст. 116 УК РФ), истязание (ч. 2 ст. 117 УК), угроза убийством или причинением тяжкого вреда (п. 2 ст. 119 УК РФ), дискриминация по расовым, религиозным и пр. мотивам (ст. 136 УК РФ); воспрепятствование публичного мероприятия (ст. 149 УК РФ), хулиганство (ч. 1 ст. 213 УК РФ), вандализм (ч. 2 ст. 214 УК РФ), надругательство (п. “б” ч. 2 ст. 244 УК РФ), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ), организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ).

Рассмотрим ответственность по некоторым экстремистским преступлениям:

  1. Хулиганство (ст. 213 УК РФ) по экстремистским соображениям с применением оружия: грозит обязательными работами на срок 180-240 часов, исправительными работами на срок 1-2 года, лишением свободы до 5 лет. Если хулиганство совершено группой лиц, то срок лишения свободы может возрасти до 7 лет.
  2. Вандализм (ст. 214 УК РФ) подразумевает осквернение зданий, порчу общественного имущества: грозит ограничением свободы на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет.
  3. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ): грозит штрафом до 200 тыс. р. (в размере зарплаты осужденного за период до 18 месяцев); обязательными работами на срок от 120 до 180 часов; лишением свободы на срок до 2 лет.
  4. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ч. 2 ст. 244 УК РФ) наказывается ограничением свободы до 3 лет, арестом на 3-6 мес., лишением свободы на срок до 5 лет.
  5. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) устанавливает ответственность в виде штрафа до 300 тыс. р. или в размере зарплаты осужденного за период до 2 лет, ареста на срок 4-6 месяцев, лишения свободы на срок до 3 лет.
  6. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ) предусматривает штраф в размере от 100 до 300 тыс. р. или в размере зарплаты осужденного за период 1-2 года; лишение права занимать определенные должности до 3 лет; обязательные работы на срок до 180 часов; исправительные работы на срок до 1 года; лишение свободы до 2 лет.
  7. Организация и участие в экстремистском сообществе (ст. 282.1 УК РФ), созданного для совершения преступлений экстремистской направленности: так, за организацию штраф доходит до 200 тыс. р., за участие – до 40 тыс. р. При этом гражданин, который добровольно прекратил участие в деятельности экстремистской организации, освобождается от уголовной ответственности.

Если экстремистская деятельность ведется по заказу иностранных государств, то содеянное квалифицируется по совокупности преступлений с государственной изменой (ст. 275 УК РФ).

Таким образом, политический экстремизм несет высокую угрозу по дестабилизации конституционного и общественного строя. Политические экстремисты нередко прибегают к радикальным методам борьбы, которые могут привести к человеческим потерям: терроризму или убийствам. Поэтому за экстремистскую деятельность нарушителям грозит жесткая ответственность, как административная, так и уголовная.

– нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Обобщая это определение, можно сказать, что экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами.

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма: политический, национальный и религиозный.

Примерами экстремизма могут служить провокации беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В большинстве случаев экстремизму подвержены молодые люди до 30 лет, так как они более эмоциональны, легковерны и психологически неустойчивы. Все эти качества умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма.

Национальный экстремизм подразделяется на несколько течений.

Левый экстремизм. Классическими формами левого экстремизма является российский терроризм во второй половине XIX — начале XX в. (народники, эсэры, анархисты). Система левого экстремизма делает акцент на идею непримиримой классовой борьбы.

Анархизм — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Правый экстремизм. Правый экстремизм в отличие от левого эксплуатирует не столько просветительскую идеологию классовой борьбы, сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди форм правового экстремизма называют правый популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундаментализм, а также фашизм.

Главным и определяющим в существовании экстремистских организаций является идеология. В этой центральной идее, как правило, отвергаются правительства своей страны, что приводит к различного рода столкновениям. Многое экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии классического нацизма.

Проблема экстремизма со стороны выходцев из кавказских республик на сегодняшний день в России остается актуальной. Кавказские регионы самые сложные Российской Федерации с точки зрения социально-экономического развития, осуществления государственного управления, а также обеспечения национальной безопасности. Несмотря на укрепление федеральной власти там продолжают действовать различные конфликтогенные факторы.

Идеология здесь является только инструментом политики. Сами же экстремистские действия в массе своей совершают именно фанатики. Они являются главным орудием экстремизма, самым страшным, потому что эффективного противодействия ему до сих пор не придумали. Фанатик не боится никого и ничего, он не боится смерти, а убивает исключительно ради высшей цели. Корни фанатизма именно в религиозном мировоззрении, так как в религии верующему нет места сомнению. Оно по определению невозможно. Любая религия опирается на догматы – положения, которые не оспариваются. Это является самым страшным фактором в религиозном экстремизме – неоспаримость веры. Наиболее опасным остается течение ваххабистов и джихадистов, вступили в категорическое противоречие с традиционным исламом, уводя своих сторонников в военизированные секты.

Традиционные исламские институты (муфтияты, медресе, ассоциации исламского толка) готовы активизировать свои усилия по противодействию экстремизму и предотвращению его расползания по миру.

Таким образом на сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Специалисты выделяют в качестве основных принципов борьбы с экстремизмом следующие:

– признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

– приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

– приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

– сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

– неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

Главным идеологическим компонентом противодействия экстремизму, должна стать толерантность как стиль взаимоотношений между северокавказскими народами, между национальными образованиями и федеральным центром, а также взаимоотношений внутри общества. Именно нехватка толерантности и взаимоуважения привела как к многочисленным межнациональным конфликтам, так и к конфронтации с федеральным центром и серьезным противоречиям внутри общества. Недовольство и неравенство, вызванные этими процессами и конфликтами, привели к тому, что экстремизм оказался востребованным и с легкостью распространяется по планете превращаясь в раковую опухоль, которая сегодня репродуцирует все новые и новые террористические угрозы России и всему европейскому континенту.

Одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельной националистических, радикальных. Религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и специальной обстановки в стране. Что же такое экстремизм.

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремизм – крайне опасное явление в жизни любого общества. Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.

За последние годы увеличилось число внешних и внутренних экстремистских угроз.

К внешним угрозам относятся поддержка иностранными государственными органами и организациями экстремистских проявлений в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации, также деятельность международных экстремистских и террористических организаций, приверженных идеологии экстремизма.

К внутренним угрозам – экстремистская деятельность радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц.

В то же время нельзя не замечать, что экстремизм вышел за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества.

Серьезную угрозу представляют участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождение идей нацизма и фашизма.

В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии.

Распространение экстремистских идей, в частности мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности Российской Федерации ввиду усиления агрессивности идеологии экстремизма и увеличения масштабов ее пропаганды в обществе.

Основным способом дестабилизации социально-политической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в протестных акциях, в том числе несогласованных, которые впоследствии умышленно трансформируются в массовые беспорядки.

Особую тревогу вызывает проникновение из других государств радикальных течений ислама, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения. Идеологами радикальных течений ислама в России являются прежде всего члены международных экстремистских и террористических организаций и выпускники зарубежных технологических центров, где преподаются основы этих религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России центров обучения и тренировочных лагерей, запрещенных международных экстремистских и террористических организаций.

Серьезную опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличаются религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников.

Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, организациям футбольных болельщиков, активно вовлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности, в том числе в ходе проведения спортивных и культурных мероприятий.

Дополнительную угрозу стабильности российского общества представляет деятельность отдельных иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ряда общественных и религиозных объединений и их структурных подразделений, связанная с распространением экстремисткой идеологии.

Прямые и косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни6 политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях, а также по минимизации его последствий.

Далее рассмотрим основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

Принципы противодействия экстремистской деятельности представляют собой основы, на которых базируются идеология, политика Российской Федерации, нормативно-правовая база в сфере борьбы с проявлениями экстремизма.

Основными принципами противодействия экстремистской деятельности являются:

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

приоритет мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности;

сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности;

Рассмотрим подробнее вышеуказанные принципы.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций гарантируются Конституцией Российской Федерации.

Статья 2 Конституции Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью. В свою очередь, в обязанность государства включается призвание, соблюдение и защита прав человека и гражданина.

Основные права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции Российской Федерации и гарантируются согласно общепринятым принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Закон требует также признания, соблюдения и защиты законных интересов организаций. В частности, например, при противодействии экстремистской деятельности соответствующие органы не могут произвольно прекращать деятельность организаций, изымать у них имущество, иным образом нарушать их интересы и устанавливать препятствия законной деятельности.

Принцип законности является общеправовым, в соответствии с ним деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц должна соответствовать закону и иным нормативным актам

Принцип законности обеспечивает недопущение нарушения нормативных актов при реализации программ по противодействию экстремистской деятельности. То есть органы, принимающие участие в противодействии экстремистской деятельности, должны строить свою работу в соответствии с законом и подчиняться закону.

Принцип гласности требует от органов, осуществляющих противодействие экстремистской деятельности, информационной открытости, обязанности информировать общество о своих действиях, решениях, реализуемой антиэкстремистской политике.

Результаты деятельности органов, осуществляющих противодействие экстремизму, могут быть обнародованы через средства массовой информации.

При этом следует во внимание, что оперативно-разыскные меры противодействия экстремистской деятельности, осуществляются путем сочетания гласных и негласных методов. В отношении тайны следствия, государственной тайны и некоторых иных видов информации ограниченного доступа также необходимо соблюдение режима конфиденциальности. Следовательно, не любая информация о деятельности органов, противодействующих экстремистской деятельности, подлежат раскрытию.

Принцип приоритета обеспечения безопасности Российской Федерации выражается в том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принцип приоритета мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности означает, что борьба с экстремизмом должна вестись еще до ее первых проявлений. То есть принятие превентивных мер является залогом успеха в противодействии экстремизму

Профилактические меры являются важнейшим направлением противодействия экстремизму. В этих целях осуществляется профилактика экстремистской деятельности, которая включает в себя, в том числе. Воспитание патриотизма у населения, пропаганду толерантности, стремление к мирному урегулированию конфликтов.

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.

Кроме того, Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и социальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Принцип неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности выражается в том, что виновные за осуществление указанной деятельности лица должны быть наказаны, а именно привлечены к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Без мер государственного принуждения, адекватного наказания за совершение деяний, отнесенных к экстремистским, было бы невозможно достичь целей противодействия экстремизму. Установление ответственности является необходимым условием эффективности всех прочих мер, направленных на противодействие экстремизму.

Противодействие экстремистской деятельности осуществление по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществления экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Кратко рассмотрим эти основные направления.

Профилактика представляет собой комплекс мер по недопущению экстремизма.

Профилактика может показаться наиболее мягким методом борьбы с экстремистскими проявлениями, поскольку в его рамках осуществляется борьба с причинами и условиями возникновения экстремизма. Однако не стоит недооценивать данный метод по причине того, что принимаемые в рамках профилактики экстремистской деятельности меры имеют своей целью воздействие на сознание людей.

Осуществление профилактики экстремистской деятельности является полномочием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Мерой профилактического воздействия является объявление предостережения.

Объявление предостережения возможно при совокупности нескольких условий:

б) противоправные деяния должны содержать признаки экстремистской деятельности;

в) не должно иметься оснований для привлечения к уголовной ответственности. Готовящееся деяние не должно вообще содержать в себе признаков преступления, либо это преступление не должно быть тяжким или особо тяжким.

Следовательно, предостережение может быть вынесено только при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности.

Объявить предостережение могут только Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему прокурор или его заместитель.

Предостережение объявляется только в письменной форме. В предостережении указываются конкретные основания его вынесения и. если возможно, дается срок на устранение нарушений. При этом срок не может быть меньше 10 дней.

Предостережение объявляется руководителям религиозных, общественных и иных организаций, непосредственно в прокуратуре и под расписку. Однако в целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта.

Другой мерой противодействия экстремистской деятельности является предупреждение.

В отличие от предостережения предупреждение как мера реагирования выносится при наличии фактов уже совершенной экстремистской деятельности.

При этом следует учитывать, что предупреждение организации может быть может быть вынесено не только за экстремистскую деятельность самой организации, но и за подобную деятельность ее филиалов, региональных и иных структурных подразделений.

В отличие от предостережения предупреждение может быть вынесено не только Генеральным прокурор или подчиненным ему соответствующим прокурором.

Общественным и религиозным объединениям вынести предупреждение может и регистрирующий орган – Министерство юстиции или его территориальные подразделения.

По сути, предупреждение носит характер оповещения о том, что совершение определенных деяний, которые подтверждаются фактами, недопустимо.

Еще одной мерой противодействия экстремистской деятельности является приостановление деятельности общественного или религиозного объединения. По сути, эта мера применяется только в качестве обеспечительной, когда Генеральным прокурором, подчиненными ему прокурорами или регистрирующим органом либо его территориальными органами направлено в суд заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, но судом решение еще не принято. Указанные должностные лица и органы вправе в административном порядке, то есть без обращения в суд, приостановить деятельность объединения для обеспечения дальнейшего исполнения решения суда.

Приостановление деятельности используется как мера воздействия на организации, некоммерческие организации, филиалы и представительства международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций при несоответствии деятельности некоммерческих организаций уставным и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачах, а также несоблюдении ими российского законодательства.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации нарушение, послужившее основанием для приостановления деятельности, устранено, общественное объединение или религиозная организация возобновляет свою деятельность на основании соответствующего распоряжения Минюста России или его территориального органа.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Поэтому крайней мерой противодействия экстремистской деятельности может быть ликвидация соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора.


В научных работах встречается широкий спектр методологических подходов к определению политического экстремизма. Целесообразно выделить два наиболее распространенных определения: первое — трактует политический экстремизм как действие политических организаций, партий, групп граждан с целью изменения существующего политического строя, реализации собственной модели политического развития при помощи насилия по отношению к несогласным оппонентам. Второе — описывает его как многофакторное явление воздействия политических структур на государство и общество, международные организации с целью исполнения своих требований, которые не могут быть реализованы в существующем правовом поле. Однако следует отметить, что политический экстремизм включает в себя и иные формы проявления, которые, с одной стороны, нельзя отнести к прямой форме насилия с целью захвата власти, с другой — имеют ярко выраженный политический подтекст. Дискуссионным остается определение терроризма — как самостоятельного феномена или формы проявления экстремистской деятельности. [4,с.5]

В качестве примера можно привести информационный экстремизм — противоправные действия в кибернетической среде с использованием информационных технологий (взломы сайтов государственных органов, экономический шпионаж с целью нанесения урона финансово-экономическим отношениям государства, кража данных, представляющих государственную тайну). В последнее время широкое распространение получил и религиозный экстремизм в самых различных формах. Спектр данных организаций весьма разнообразен: от организаций, выступающих в качестве носителей истинного ислама, имеющих свои представительства в парламенте, до группировок, настроенных на уничтожение светского государства как модели устройства как таковой. Взамен этой формы ими предлагается установление политического режима, в основе которого будут лежать законы шариата. При этом отвергаются любые формы диалога со своими оппонентами, а в качестве оружия используются методы террора и насилия (теракты с использованием смертников, нападения на города, посольства других государств, партизанская война с регулярными армейскими подразделениями).

Поэтому необходимо рассмотреть основные виды конфликтов, порождающие политический экстремизм и их корреляцию. Выделяют три основных вида конфликтов: конфликт на основе вопроса о легитимности власти, конфликт религиозный и конфликт социально-политический.

Поскольку политический экстремизм определяется в лозунгах как борьба за власть, справедливо будет начать с вопроса легитимности власти. Конфликт возникает при ответе на вопрос: “является ли данная власть легитимной?”, то есть актуален вопрос о возможности выбора из существующих вариантов. Из этого сразу вытекает логичный вопрос о наличии данных вариантов, т. е. о плюрализме политических сил, из которых народ выбирает себе лидера. Отмечается, что чаще всего политический экстремизм проявляется в авторитарных государствах, где существует несменяемая на протяжении длительного периода власть, одна доминирующая идеология, где отсутствует реальный выбор либо существует его видимость. Поэтому для отстаивания своей позиции организациям приходится прибегать к насильственным методам. В демократических государствах подобного не происходит, так как там созданы специальные процедуры для высказывания своей точки зрения и механизмы для ее защиты, хотя эта градация не является универсальным правилом.

Второй тип конфликтов — религиозный. Здесь можно говорить о различных его видах: конфликт на почве роли религии в государстве (светским или религиозным должно быть государство), конфликт на почве трактовки различных временных отрезков и событий в истории различных народов и т. д. [5, с. 67] В истории России — многонационального государства — данный конфликт хоть и не ставится во главу угла, но периодически сопряжен с возникновением споров на религиозной основе. Необходимо отметить, что эти виды конфликта не являются единственными. Сохраняется сложная ситуация по вопросам расселения этносов на территории России, представительства отдельных этнических групп в региональных и местных органах власти. Не стоит забывать и о внешнем влиянии различных религиозных групп на различные этносы на территории страны. Они способны, вступая в контакт с представителями определенных религиозных течений, вырабатывать новые формы ценностей, давать им иное понимание своей роли в государстве. Негативным итогом данной деятельности может стать этносепаратизм как прямая угроза интересам национальной безопасности страны.

Наличие множественных нерешенных противоречий в современном российском обществе, ситуаций латентных конфликтов, которые могут перейти в активную фазу, сокращение реальных доходов населения и расслоение его в совокупности с внешним влиянием может привести в дальнейшем к дестабилизации ситуации, росту числа экстремистских правонарушений различного толка, созданию групп, ведущих противоправную деятельность.

Новыми внешними событиями, актуализирующими проблему политического экстремизма для России, явились волны переворотов в ведущих странах арабского мира и переворот в Украине начала 2014 года. Оба события интересны исследователям как модель свержения легитимных режимов в странах с упором на внешнюю поддержку внутригосударственных организаций экстремистского толка. Рассмотрим каждую ситуацию более детально и отметим их ключевые особенности.

В самой модели свержения власти можно выделить следующие важные компоненты:

1. На первый план выходит новая модель информационной войны — массовое информирование жителей о планируемых демонстрациях, акциях протеста, создание образа антинародной власти.

2. В странах, где власть сопротивлялась требованиям протестующих и начинала подавлять выступления, началось привлечение внутренних радикальных организаций к столкновениям с властями, так называемой оппозиции (в Египте — “Братья мусульмане”, в Ливии — местные племена, находящиеся в оппозиции к действующей власти).

3. Применение боевиков из религиозных организаций, признанных террористическими и запрещенными во многих государствах, в качестве наемников, сражающихся на стороне оппозиции.

4. Внутренняя дестабилизация, гибель местного населения и другие факторы явились обоснованием внешней поддержки “борьбы за свободу”.

5. После побед мятежников исламистские партии выставили свои кандидатуры в органы власти.

“Арабская весна” показала рост радикализации на религиозной основе различных групп населения и неспособность светских государств на данном этапе противостоять этому вызову. Сейчас сложно говорить о полном подсчете итогов данных революций. Но неоспоримым является факт дестабилизации обстановки в стране, разрушение экономики, гибель граждан. Все эти факторы подрывают основы государственности.

В Украине ситуация имеет аналогичные признаки:

1. В действиях по АТО (антитеррористическая операция — система мер военного принуждения, применяемая центральными украинскими властями в отношении неподконтрольных им регионов) принимают участие иностранные наемники.

2. Националистические силы правоэкстремистского толка, организуясь в партийную структуру, принимают участие в столкновениях с ополченцами.

3. Информационная пропаганда фактически способствовала расколу государства.

4. Немаловажным фактором является участие больших масс безработной молодежи в беспорядках.

Система государственной безопасности Украины оказалась не готова к противодействию новым технологиям организации массовых беспорядков и свержения законной власти, используемых мятежниками, деятельность силовых структур Украины по противодействию правоэкстремистской угрозе 2012–2013 годах носила во многом формализованный характер. [7,c.120–121]

В свете вышеперечисленного, предполагается реализация действий, способствующих снижению числа фактов проявления экстремизма:

1. Доработка действующего законодательства (сейчас многие противоправные деяния молодежи характеризуются как хулиганство без указания на присутствие в них экстремистского состава преступления).

2. Недопущение деятельности на территории РФ лиц, напрямую, либо опосредованно, связанных с экстремистскими и террористическими организациями.

3. Построение диалога между властью и ее политическими оппонентами.

4. Привлечение молодежи к взаимодействию с властью. Также немаловажным является ее трудоустройство, так как очень часто незанятая молодежь может быть привлечена к беспорядкам и вовлечена в противоправную деятельность.

5. Опора на средний и малый бизнес, использование патриотического потенциала российского предпринимателя. [8,с.48] Последнее актуально именно для российских регионов, находящихся в депрессивном социально-экономическом состоянии, порождающим рост радикальных настроений у части населения. [9,с.10–11]

На данном этапе в России нет предпосылок для ускоренного развития политического экстремизма. Но, как показывает практика, ни одно государство не может быть полностью застраховано от подобных проявлений влияния дестабилизирующих факторов.

2. Морозов И. Л. Политический экстремизм в современной России — новые тенденции // PolitBook. 2012. № 3. С. 97–107.

3. Васильчук Е. О., Морозов И. Л., Матвиенко Е. А. Радикальные политическое движения современности: особенности субкультурного стиля // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 2 (21). — С. 9–15.

5. Федоров В. Ф., Шишова М. И. Стратегии примирения в этно-религиозных конфликтах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 1. С. 65–69.

6. Морозов И. Л. Построение эмпирической модели структуры власти в экстремистской группировке (на основе адаптированной методики Эрика Берна) // Полис (Политические исследования). 2009. № 5. С. 32–40.

7. Матвиенко Е. А., Васильчук Е. О., Морозов И. Л. Особенности институционально-правового обеспечения противодействия экстремизма в Украине // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3. С. 117–122.

8. Бельских И. Е. Стратегия развития потребительского патриотизма в России на основе деловой этики предпринимателей // Социальная сфера. 2013. № 19 (208). С. 46–51.

9. Колпаков И. И. Социально-экономическая модель развития депрессивного региона (на примере Волгоградской области) // Наука Красноярья. 2014. № 3 (14). С. 7–22.

Основные термины (генерируются автоматически): политический экстремизм, государство, власть, конфликт, противоправная деятельность, Россия, внешнее влияние, религиозная основа, экстремистская деятельность, экстремистский толк.

Похожие статьи

Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской.

религиозный экстремизм, религия, экстремизм, экстремистская деятельность, традиционное общество, противоправная деятельность.

Социально-экономические и политические причины.

Религиозно-политический экстремизм — это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства.

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной.

экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация, религиозный экстремизм, том, постсоветское пространство, духовная безопасность, внутриправославное сектантство, Русская Православная Церковь.

К вопросу об использовании компьютерных технологий.

При этом в данной Стратегии подчёркивается, что одним из основных источников угроз национальной безопасности выступает «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур.

Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика

Фридинский С. Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Дис. доктора юрид. наук. — м., 2011. — с. 366.

Историко-правовые аспекты феномена экстремизма в России

При этом, «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных

Проблема экстремизма и ее влияние на национальные интересы России.

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной.

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности. Квалификация пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека как экстремистской деятельности. Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской деятельности.

Понятие и сущность экстремизма: анализ проблемы

По верному замечанию А. Г. Залужного, экстремистская деятельность «является олицетворением определенного рода негативных

На это обращает внимание А. М. Семенцов: «Экстремизм известен человечеству с древних времен, с той поры, когда власть над другими.

Современный религиозно-политический экстремизм

Современный религиозно-политический экстремизм. Автор: Далдаева Тоита Ибрагимовна. Рубрика: Государство и право.

2. Ханбабаев К. М., Якубов М. Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия.

Читайте также: