Чем социальная философия отличается от социологии кратко

Обновлено: 06.07.2024

В отношении многих научных дисциплин — истории, права, политики, философии — можно сказать, что они имеют свою философию (философию истории, философию права, философию политики). Социологические науки не имеют такой философии. Ее теоретический уровень очень близок к социально-философскому.

Социология — одна из ведущих дисциплин социально-гуманитарного знания, основанная философом-позитивистом О. Контом (1799—1857) в качестве позитивной, базирующейся на фактах науке. Создавая социологию, Конт стремился к тому, чтобы новая наука могла разрешать конфликты и предотвращать такие социальные потрясения, как Великая французская революция. Предметной областью социологии стало общество в целом и его структуры, протекающие в нем процессы. При этом под обществом понималось не все человеческое общество, как первоначально предполагал Конт, а отдельные общества, представленные в форме национальных государств. Сегодня, в условиях глобализации и взаимодействия отдельных обществ, социолог обращается также к проблемам человечества (анализ глобальных процессов) и вопросам взаимодействии отдельных обществ (социология международных отношений), но основной сферой его исследования являются отдельные общества.

В структуре наук об обществе философия строит наиболее генерализи­рованные, обобщенные теории, которые играют методологическую роль и взаимодействуете макросоциологическими теориями. Эти взаимодействия осуществляются как на общефилософском уровне, где решаются теоретико-познавательные проблемы, так и на уровне социальной философии — специализированной философской дисциплины, изучающей общество на уровне самых абстрактных теорий — социальных трансформаций, таких, как циклическое развитие, прогресс, модернизация, глобализация, социальная эволюция И революция, а также анализа социального — социальной структуры, теории классов, мировоззрения и пр. Макросоциологические теории тесно связаны с социально-философскими. Они часто имеют фило­софские предпосылки и способствуют развитию философских идей. Так теория формирования западного капитализма на основе протестантской этики М. Вебера послужила основой философской теории развития капи­тализма вообще, а также теорий рациональности.

В условиях быстрых социальных трансформаций многие темы социологии становятся философскими, и наоборот. Сегодня общим предметом дискуссии стало понимание социального как сферы социологи­ческого и социально-философского исследования. Такие традиционно социологические термины как социальная структура, социализация, и многие другие, нуждаются в совместном осмыслении.

Социальная структура — устойчивые формы взаимосвязи между эле­ментами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основа социального порядка. Нет единого представления о содержании этого термина. Однако он имеет и общефилософскую, социально-философскую значимость, представляет интерес для политологов, экономистов и культурологов.

Наибольшее развитие понятие социальной структуры получило в структурном функционализме, структурализме и постструктурализме. Когда структура общества в социальных исследованиях выдвигается на первое место, нередко теряется интерес к социальному действию, так как структуры характеризуют момент устойчивости и стабильности, противостоящий социальному действию, вносящему изменения. В качестве ответа на противоречие структуры и действия Э. Гидденсом предложена теория структурации. В соответствии с ней социальные структуры формируют человеческие практики, но эти практики, в свою очередь, строят и воспроизводят социальные структуры. Наибольшее различие в понимании социальной структуры обнаруживается между теми, кто рассматривает социальные структуры как сложившиеся в определенный образец социальные практики, нормы, роли, статусы (структурные функционалисты), и теми, кто воспринимает социальную структуру в качестве осно­вополагающих принципов, например, используя в качестве таковых от­ношение к средствам производства, которые и формируют практики (например, марксисты-структуралисты).

Аналогичным образом обстоит дело с проблемой социализации, под которой понимают процесс включения личности в общество, усвоения ценностно-нормативных содержаний, знаний, обычаев, традиций, богатства и многообразия культуры, а также обучение выполнению социальных ролей. Имеются разные стадии социализации. Выделяют первичную и вторичную стадии. Первичная характеризует развитие ребенка с самых ранних его ступеней до формирования зрелой личности. На первой фазе преобладает социализация под влиянием воспитания, образования и формирования личности. Вторичная социализация характеризует развитие зрелой личности под воздействием социальных институтов, сопровождает всю жизнь человека, включает непрерывное формирование новых знаний, навыков, отношений. На развитие личности оказывают влияние биологические факторы, в том числе и наследственность, окружающая природная среда. Они оказывают влияние на характер социализации.

Социализация изучается философами, социологами, психологами, историками, антропологами. В отечественной психологии (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др.) разработана теория социальной деятельности как основа социализации.

3. Фрейду принадлежит анализ социализации биологической природы человека и его первичных влечений. Фрейд считает, что агентами со­циализации ребенка выступают родители и семья и заканчивается этот процесс к 5—6 годам.

По мнению Э. Эриксона, который дает наиболее широкую трактовку, социализация осуществляется в течение всей жизни, путем решения некоторых проблем, которые возникают на разных этапах. Жизнь под­разделяется им на восемь фаз, пять из которых относятся к детству, а ос­тальные — к взрослому возрасту. На каждом этапе преодолеваются антиномии, одна из сторон которых направлена на углубление социализации, а другая — на замыкание в себе.

Содержание

1.Введение ……………………………………………………………3
2.Предмет и стуктура социологии………………………………….
3.Социальная философия………………………………………….
4.Социология и социальная философия: взаимодействие и основные различия……………………………………….
5.Заключение……………………………………………………….
6.Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Чеченской Республики.docx

Министерство образования Чеченской Республики

ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Академика М.Д.Миллионщикова

Преподаватель: Динаев А.Р.

Выполнила студентка группы МЕН-11-1

2.Предмет и стуктура социологии………………………………….

4.Социология и социальная философия: взаимодействие и основные различия………………………………………. .

6.Список использованной литературы…………… ………………

1. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности – социума как объекта социологии.

Объектом большинства общественных наук является не всё общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д. Изучаемая социологией социальная жизнь общества – это область социальных отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, национальностями и народностями, коллективами и т.д.) и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей.

В зависимости от своеобразия субъектов социальные отношения подразделяются на:

1) социально-групповые (классы, социальные группы и слои);

2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодёжь, пенсионеры, члены семьи);

3) социально-территориальные (городское и сельское население);

4) социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические группы);

5) социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные объединения);

6) межличностные (личности) и др.

Таким образом социология выступает прежде всего как наука о поведении людей в среде себе подобных.

Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вместе с тем и благодаря этому социология – наука о целостности общественного организма, общественной жизни, общественных отношений.

Объект и предмет науки взаимосвязаны, но не тождественны: объект – это то, на что направлен познавательный процесс (у социологии, психологии, антропологии и др. общий объект – человек); предмет – характерные именно для данной науки элементы и стороны в её объекте, их связи и отношения, и выведенный на их основе соответствующий специфический ряд законов и закономерностей. Таким образом, социология – наука об общих и специфических соц. свойствах и закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.

Различные направления и школы в социологии по-разному определяли и определяют ее суть, выдвигая на первый план те или иные стороны этой науки. Еще не достигнуто единство мнений по вопросу об определении предмета социологии, нельзя не отметить, что особенно за последние десятилетия наметилась общая тенденция к сближению позиций на основе их творческого взаимообогащения. Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения соц. явлений и процессов. Социология, например, исследует эти явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких соц. общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это дает объективное основание для подразделения социологии на след. составные части:

1.общая социология как макросоц. исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

2.социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей соц. системы;

3.микросоциология, изучающая соц. явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия отдельных людей, их поведения.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования делятся на:

-- теоретические (решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области соц. жизни);

-- эмпирические (в центре находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения) .

Эмпирическое и теоретическое – двуединые стороны целостного исследования соц. явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга.

В зависимости от целей и задач, ставящихся перед социологическими исследованиями различают

-- фундаментальную (исследования, направленные на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки) и

-- прикладную (исследования, направленные на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области) социологию.

От социологических исследований следует отличать социальные исследования. Второе шире первого. Социологические исследования составляют ядро более широких соц. исследований как общечеловеческих исследований. Социальные являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в экономической науке, политологии, правоведении и др. На уровне эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных науках обнаруживается тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии.

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.
В принципе, можно сказать, что любое познание является социальным, поскольку оно протекает в обществе. При этом человек, как субъект познания, — существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но в философии, как правило, понятие "социальное познание" употребляется для разграничения знания об обществе и знания о природе, так как социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. Социальное познание — это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей.
Основная задача социального знания — анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений. Так, социологическое знание обобщает, стремится объяснить многообразие общественных законов функционирования и развития общества, чтобы на основании и в пределах полученных данных делать прогнозы.
Традиционно выделяются следующие три типа социального познания:
-гуманитарное знание. Его предметом выступает субъективный мир человека, социальное бытие которого рассматривается субъективно, оценивается через его значимость для человека.
Объектом изучения гуманитарных наук являются духовные и культурные явления, человек, общество. Это, прежде всего, педагогика, психология, эстетическое и нравственное образование, художественное творчество;
-социально-экономическое знание. Оно обращено к описанию процессов, оказывающих значительное воздействие на развитие общества и прежде всего — отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ. Его предмет — экономическая жизнь общества. Этот тип знания тяготеет к естественным наукам, поэтому неслучайно в нем широко используются математические и другие точные методы
познания;
-социально-философское знание. Оно занимает особое место. По мнению философов, социально-философское знание выступает системообразующей основой для всех социальных знаний, поскольку разрабатывается на базе обобщения практики конкретного исторического этапа развития общества и ориентируется на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его развития и отношения к миру (то есть является по сути частью философского мировоззрения). Социально-философское знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и
взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах.

Наука и культура

Единство всех форм и видов социального познания предполагает и определенные внутренние различия между ними, выражающиеся в специфике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание социальных процессов

Следствием натурализма явилось фактическое отождествление социально-гуманитарного познания с естественнонаучным, сведение (редукция) первого ко второму как эталону (образцу) всякого познания

Задачи социальной философии

Если говорить о задачах социальной философии, то первоочередной из них является раскрытие сущности общества, характеристика его как части мира, отличающейся от иных его частей, но связанной с ними в единый мировой универсум

Функции социальной философии

Функции социальной философии: -гносеологическая - исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп;

Сущность социальной философии

Определить сущность социальной философии сложно, по-видимому, потому, что эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом

3.СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ.

Соотношение социологии и социальной философии определяется прежде всего тем, что социология не является философской наукой и изучает поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой является рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Но при всём при этом философия рассматривает общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.

Но философскими законами (ZB., законами соотношения общественного бытия и сознания, законами, характеризующими источник самодвижения общественной жизни), отражающими специфику социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой, не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии.

Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. С другой стороны, социология, давая конкретный анализ общественной жизни во всём её сложном многообразии, способствует обогащению понятийного аппарата и предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации её положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с реальной жизнью, практикой.

Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной философии и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой оказываются ограниченно включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление социологии с социальной философией способно стать серьёзным препятствием на пути развития обеих наук, т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке собственной тематики каждой из них.

Между социологией и социальной философией есть различия, и различия существенные. Социальная философия изучает в обществе всеобщие свойства и предельные основания человека, мира и человекомирных отношений. Социология как гуманитарная наука находит своё выражение в том, что она изучает в обществе не предельные основания, а любые проявления разного уровня: общества, отдельной общественной сферы, конкретных социальных явлений. Иначе сказать, социальная философия, в отличие от социологии исследует общество с точки зрения основного вопроса философии. А основной вопрос философии является категориальным определением отношения человека к миру. Социальная философия выполняет, прежде всего, мировоззренческую функцию и выступает методологической основой социологии. Социология опирается, на социальную философию, но она часто является вульгарной, не обоснованной; в ней по большей части преобладают течения, которые необходимо преодолевать философской мыслью.

Соотношение социологии и социальной фи­лософии определяется прежде всего тем, что социология не является философской нау­кой и изучает поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. И соци­ология, и социальная философия рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интеграль­ного образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Это их общая черта, определяю­щая особенно тесную взаимосвязь этих наук. Но при всем этом социальная философия рассматривает общество в на­иболее широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью пре­дельно общих понятий, категорий, законов. Социальная философия анализирует развитие общества под углом зре­ния специфического проявления в этом процессе общефи­лософских законов, т.е. законов, действующих и в приро­де, и в обществе, и в человеческом мышлении.

Наиболее наглядными примерами законов социальной философии могут служить законы соотношения обще­ственного бытия и общественного сознания, а также зако­ны, характеризующие источник самодвижения обще­ственной жизни. Все это отражает специфику социальной формы движения реальной действительности по сравне­нию с природой.

Но этим далеко не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические со­циальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свой­ства, отражаемые законами, категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению общефи­лософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии. Ясно, что и объект и предмет социологии обладают большей конкретностью, менее абстрактны по сравнению с объектом и предметом социальной филосо­фии, характеризующей общественное развитие в абстрак­циях наивысшего уровня. Если сериальная философия в своем развитии непосредственно опирается на достижения специальных наук об обществе, то социологические иссле­дования, используя результаты других общественных на­ук, непосредственно базируются на сборе и анализе эмпи­рически проверяемых социальных фактов, на обобщении соответствующих эмпирических данных, добытых в рам­ках этой науки.

Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и ка­тегорий менее общего порядка, постольку социальная фи­лософия выступает как общетеоретическая и методологи­ческая основа социологии. Совершенно очевидно, напри­мер, что ни социальная структура общества, ни ее отдель­ные элементы не могут глубоко и успешно изучаться вне понимания сути общества в целом, взаимодействия его различных сфер и т.д., как не могут быть поняты части це­лого вне этого целого. С другой стороны, социология, да­вая конкретный анализ общественной жизни во всем ее сложном многообразии, способствует обогащению поня­тийного аппарата и предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации ее положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с ре­альной жизнью, практикой.

Все сказанное о разграничении социологии и социаль­ной философии не должно приводить ни к их абсолютному разъединению, ни к их отождествлению. Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной фи­лософии и общетеоретической социологии, ибо многие по­ложения и выводы первой оказываются органично вклю­ченными во вторую. Вместе с тем, отождествление соци­ологии с социальной философией ставит под вопрос само существование социологической науки. Как показывает исторический опыт, это способно стать серьезным препят­ствием на пути развития обеих наук, ибо ведет к неправо­мерной подмене проблематики одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке соб­ственной тематики каждой из них.

Социология и история

Между социологией и историей немало об­щего. И та и другая науки изучают все об­щество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процес­са. Каждая из этих наук так или иначе базирует свое зна­ние на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что социологические положения и выво­ды непосредственно опираются на обобщение историче­ских фактов, исторического опыта. Поэтому развитие ис­торических исследований — важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам ус­пешнее преодолевать описательно – фактологический под­ход к отражению исторического процесса, глубже анали­зировать его и подниматься до широких и глубоких исто­рических обобщений. Вместе с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методоло­гическая основа исторической науки. Одним из проявле­ний углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.

Социология и политология

Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определя­ется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вто­рых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее об-щностей, непосредственно влияющую на социальные из­менения в обществе; в-третьих, политика как очень широ­кое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики.

Тем не менее социология и политология — это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая — политическую действительность, политическую жизнь общества. Вполне естественно, что каждая из этих наук, следуя своему предмету и методу, по-своему подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Так, гражданское общество — важнейший объект рассмотрения и социоло­гии и политологии. Но социология подходит к гражданско­му обществу с позиций анализа его социальной структу­ры, социального статуса личности, классов и других соци­альных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.д. В отличие от этого политологию интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура полити­ческой системы и политические отношения как отноше­ния по поводу политической (государственной) власти, место, роль и функции политических институтов и орга­низаций и т.д.

Поскольку закономерности политической жизни обще­ства могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе разви­тия общества как целостной системы, постольку социаль­ная философия и социология играют роль общетеоретиче­ской и методологической основы по отношению к полито­логии. Вместе с тем, политологические исследования обес­печивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широ­ких Социологических обобщений.

Соотношение социологии и социальной фи­лософии определяется прежде всего тем, что социология не является философской нау­кой и изучает поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. И соци­ология, и социальная философия рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интеграль­ного образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Это их общая черта, определяю­щая особенно тесную взаимосвязь этих наук. Но при всем этом социальная философия рассматривает общество в на­иболее широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью пре­дельно общих понятий, категорий, законов. Социальная философия анализирует развитие общества под углом зре­ния специфического проявления в этом процессе общефи­лософских законов, т.е. законов, действующих и в приро­де, и в обществе, и в человеческом мышлении.

Наиболее наглядными примерами законов социальной философии могут служить законы соотношения обще­ственного бытия и общественного сознания, а также зако­ны, характеризующие источник самодвижения обще­ственной жизни. Все это отражает специфику социальной формы движения реальной действительности по сравне­нию с природой.

Но этим далеко не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические со­циальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свой­ства, отражаемые законами, категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению общефи­лософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии. Ясно, что и объект и предмет социологии обладают большей конкретностью, менее абстрактны по сравнению с объектом и предметом социальной филосо­фии, характеризующей общественное развитие в абстрак­циях наивысшего уровня. Если сериальная философия в своем развитии непосредственно опирается на достижения специальных наук об обществе, то социологические иссле­дования, используя результаты других общественных на­ук, непосредственно базируются на сборе и анализе эмпи­рически проверяемых социальных фактов, на обобщении соответствующих эмпирических данных, добытых в рам­ках этой науки.

Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и ка­тегорий менее общего порядка, постольку социальная фи­лософия выступает как общетеоретическая и методологи­ческая основа социологии. Совершенно очевидно, напри­мер, что ни социальная структура общества, ни ее отдель­ные элементы не могут глубоко и успешно изучаться вне понимания сути общества в целом, взаимодействия его различных сфер и т.д., как не могут быть поняты части це­лого вне этого целого. С другой стороны, социология, да­вая конкретный анализ общественной жизни во всем ее сложном многообразии, способствует обогащению поня­тийного аппарата и предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации ее положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с ре­альной жизнью, практикой.

Все сказанное о разграничении социологии и социаль­ной философии не должно приводить ни к их абсолютному разъединению, ни к их отождествлению. Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной фи­лософии и общетеоретической социологии, ибо многие по­ложения и выводы первой оказываются органично вклю­ченными во вторую. Вместе с тем, отождествление соци­ологии с социальной философией ставит под вопрос само существование социологической науки. Как показывает исторический опыт, это способно стать серьезным препят­ствием на пути развития обеих наук, ибо ведет к неправо­мерной подмене проблематики одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке соб­ственной тематики каждой из них.

Социология и история

Между социологией и историей немало об­щего. И та и другая науки изучают все об­щество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процес­са. Каждая из этих наук так или иначе базирует свое зна­ние на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что социологические положения и выво­ды непосредственно опираются на обобщение историче­ских фактов, исторического опыта. Поэтому развитие ис­торических исследований — важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам ус­пешнее преодолевать описательно – фактологический под­ход к отражению исторического процесса, глубже анали­зировать его и подниматься до широких и глубоких исто­рических обобщений. Вместе с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методоло­гическая основа исторической науки. Одним из проявле­ний углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.

Социология и политология

Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определя­ется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вто­рых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее об-щностей, непосредственно влияющую на социальные из­менения в обществе; в-третьих, политика как очень широ­кое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики.

Тем не менее социология и политология — это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая — политическую действительность, политическую жизнь общества. Вполне естественно, что каждая из этих наук, следуя своему предмету и методу, по-своему подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Так, гражданское общество — важнейший объект рассмотрения и социоло­гии и политологии. Но социология подходит к гражданско­му обществу с позиций анализа его социальной структу­ры, социального статуса личности, классов и других соци­альных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.д. В отличие от этого политологию интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура полити­ческой системы и политические отношения как отноше­ния по поводу политической (государственной) власти, место, роль и функции политических институтов и орга­низаций и т.д.

Поскольку закономерности политической жизни обще­ства могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе разви­тия общества как целостной системы, постольку социаль­ная философия и социология играют роль общетеоретиче­ской и методологической основы по отношению к полито­логии. Вместе с тем, политологические исследования обес­печивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широ­ких Социологических обобщений.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Социология является значимой дисциплиной для других наук в связи с тем, что она обосновывает теорию об обществе и его структуру с научной точки зрения. Благодаря социологии стало возможным понимание закономерностей взаимодействия социальных сфер. Объект изучения социологии предполагает переплетение с областями других гуманитарных и общественных наук, в частности, с философией.

Наука, обобщающая представления о развитии общества, мышления, природы, и являющаяся формой общественного сознания, называется философией

Социальная философия опирается на конкретно-исторические реалии, и стремится выявить общие тенденции и закономерности. Социология использует знания этих закономерностей, для осуществления анализа места и роли человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, и исследует специфику общностей разного типа и уровня.

Взаимодействие социологии с философией

Так как социологическая теория включает в себя данные, которые могут послужить методологией и других общественных наук, очевидно, что она не способна развиваться обособленно от них. Общее происхождение подавляющего большинства общественных и гуманитарных наук является еще одной причиной их тесной взаимосвязи.

Общая черта социологии и социальной философией – это общество и его системность, благодаря чему область совпадения их объекта исследования весьма широка. Однако их отличает предмет и методы исследования в предметной области, что побуждает выделять социологию в отдельную науку.

При этом общество в социальной философии рассматривается в более широком ракурсе, в качестве особенной составляющей мироздания. Благодаря чему оперирует понятиями и категориями, являющимися предельно простыми и ясными. Эта наука занимается анализом общественной эволюции как процесса появления общефилософских законов, которые существуют не только в мышлении индивидов, но и в обществе, и в природе. Но, в отличие от социальной философии, социология не использует теоретические размышления, что делает результаты исследования по социологическим методам более практичными.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие социальной философии

Социология тесно переплетена с философией в своей теоретической части. Социология не является философской наукой. Но социальная философия изучает свойства и законы большей степени общности, по сравнению с социологией.

Социальная философия изучает следующие факторы:

  • Происхождение, сущность и структура общества;
  • Закономерности и перспективы общественной эволюции;
  • Функционирование системы общества.

Социальная философия опирается непосредственно на достижения специальных наук об обществе. Социологические исследования базируются на сборе и анализе социальных фактов, используя результаты других общественных наук. Эмпирические данные этой науки обобщаются соответствующим образом.

Социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. С одной стороны, очевидно, что не могут быть поняты части целого вне этого целого. Соответственно, ни социальная структура общества, ни ее отдельные элементы не могут глубоко и успешно изучаться без понимания сути общества и взаимодействия его различных сфер. С другой стороны, социология, анализируя общественную жизнь во всем ее многообразии, способствует обогащению понятийного аппарата и предметного содержания социальной философии.

Опираясь на результаты исследований социальной философии, социология также успешно развивается. Эволюция наук в тех точках, где они сталкиваются и дополняют друг друга, проявляет себя в появлении интересных и плодотворных теорий

Читайте также: