Чем социализация отличается от адаптации кратко

Обновлено: 06.07.2024

Социальная адаптация – процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности, путем активного его усвоения.

Социальная дезадаптация – затруднение, осложненное какими либо факторами приспосабливания к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.

Социализацияэто длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Функции социальной адаптации

-биосоциальная (связанная с изменениями в окружающей среде)

1)эта функция выражается в адекватном восприятии окружающей действительности и собственного организма

2)адекватная система отношений и общения с окружающими

3)адаптивность или гибкость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других

Условия согласованности самооценок притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды.

Что бы состоялась согласованность :

1) знать состояния этой среды на данный момент времени

2) знать состояние субъекта в данный момент

3) знать возможности, тенденции, закономерности как социальной среды, так и социального субъекта.

Из этого следует, что процесс социальной адаптации взаимонаправленный процесс , то есть предполагающий взаимодействие социальной среды и социального субьекта друг на друга.

Чем социальная адаптация отличается от социализации?

Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации. В ходе социальной адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социальной адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Виды социальной адаптации

1) Физиологическая (болезнь,еда,вода)

Воздействие социальных институтов на личность, а так же на самоуправление.

3)Экономическая (усвоение норм, принципов экономических отношений индивидов)

4)Педагогическая (приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которое формирует систему ценностейиндивида)

5)Психологическая (идет непрерывно, поскольку постоянное изменение условий требуют адаптации)

6)Профессиональная (приспособление индивида к новым условиям профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда, к особенностям конкретной специальности.

Виды дезадаптации

В учреждениях образования

-школьная дезадаптация ( это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями, навыками становится затруднительным, а в крайнем случае невозможным.

-социальная дезадаптация ( это особый вид поведения несовершеннолетних которое не соответствует основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательными для детей и подростков. Соц.дезадаптация проявляется в следующем: нарушение норм морали и права, асоциальное поведение, деформация системы ценностей и социальных установок:

-отчуждение от институтов социализации

-резкое ухудшение нервно-психического здоровья

-увлечение подростков алкоголем, наркотиками, склонность к суециду и т.д.

Социальная дезадаптация относительно школьной более глубокая, ей свойственны асоциальное поведение, сквернословие, курение, алкоголь, совершение проступков, отчуждение от семьи, сниженная мотивация к учению, появляются трудности в проф. Определении, снижается способность к адекватной самооценке и т.д.




Социальная адаптация – процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности, путем активного его усвоения.

Социальная дезадаптация – затруднение, осложненное какими либо факторами приспосабливания к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.

Социализацияэто длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.




Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния индивида, отображающий его способность и возможность осуществлять социальные функции, которым относятся:

  • соответствующее восприятие окружающего мира и своего организма;
  • адекватная система взаимоотношений с окружающими, способность к обучению, труду, организации отдыха;
  • адаптивность поведения соответственно ролевым ожиданиям других людей.

Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления личности к условиям новой социальной среды.

Содержание социальной адаптации: максимально возможное сближение ценностных ориентаций и целей группы и индивида, входящего в эту группу. Усвоение индивидом традиций, норм, культуры группы, внедрение в ролевую структуру группы.

Социально-психологическая адаптация сопровождается приспособлением личности к новым условиям, реализация его интересов, стремлений, потребностей. Войдя в новое социальное окружение личность становится его полноправным членом, развивает индивидуальность и самоутверждается.

Социально-психологическая адаптация сопровождается развитием социальных качеств поведения, общения, деятельности, принятых в социуме, благодаря которым индивид реализует свои потребности, стремления, интересы.

Взаимообусловленность социализации и социальной адаптации

Процессы социализации и социальной адаптации взаимосвязаны, они отображают единый процесс взаимодействия индивида и общества.

Социализация – это процесс активного воспроизведения личностью социального опыта, реализуемого в деятельности и общении, развитие личности под воздействием социума, социальных институтов и агентов социализации. Процесс социализации способствует развитию психологических механизмов взаимодействия индивида с окружающей средой, формирующихся в процессе адаптации.

В ходе социализации:

  • индивид является объектом, который воспринимает, усваивает, нормы, традиции, роли, характерные данному обществу;
  • происходит формирование, развитие и становление личности;
  • обеспечивается нормальное функционирование личности в обществе;
  • происходит адаптация индивида в обществе.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная адаптация – важный механизм социализации. Социальная трансформация - это изменение как внешних социальных отношений, так и внутреннего мира человека.

Необходимо учитывать неоднозначную, сложную природу адаптации, социально-политические средства, которые обеспечивают ее успешное протекание.

Важным условием массовой адаптации выступает создание материально-экономических, социальных, организационных условий, предоставляющих возможность адаптироваться к переменам, использовать их положительные возможности, смягчить возникающие трудности. Макросоциальные и макроэкономические преобразования должны быть понятны населению. Часто для адаптации людей достаточно создать условия, способствующие извлечению выгоды из новой ситуации. Ощущение неприспособленности, неудовлетворенности к новым ситуациям может возникнуть вследствие недоступности социальных, материальных благ, из-за психологического дискомфорта, инерции сознания, непривычности новых форм жизни.

Социальная адаптация является устойчивой, если между мировоззренческими основами и частными адаптивными стратегиями разных социальных групп отсутствуют серьезные рассогласования.

Устойчивая адаптация к новым условиям на основе старых средств и целей маловероятна. При стихийном развитии приспособительных процессов в обществе возможно формирование только неустойчивой адаптации.

Социальная адаптация во многом зависит от характера взаимодействия общества и личности, что объясняется несовпадением природы психологических и социальных перемен. Основная причина запаздывания приспособительных реакций на возникающие ситуации – временные барьеры, препятствующие осуществлению адаптивных процессов.

Приспособительные процессы касаются мировоззренческих основ, изменение которых предполагает длительный период и сопровождается изменениями в ценностной базе личности.

Если в процессе жизнедеятельности личность с легкостью вырабатывает адаптивные стратегии, позволяющие эффективно взаимодействовать с разными социальными институтами и общностями, не вступая в конфликт с нормами, законами и традициями общества, сохраняя эмоциональную удовлетворенность и психологическую стабильность, можно говорить об адаптации, как о свершившемся факте.

Факторы социальной адаптации

Факторы социальной адаптации – объективно или субъективно существующая реальность, способствующая или препятствующая адаптации. Факторы адаптации – это условия, определяющие сроки, течение, темпы, результаты адаптации, воздействующие на значение показателей социальной адаптации.

К основным факторам социальной адаптации относятся:

  • ведущие – менталитет, отражающий ценностное, рациональное, подсознательное и чувственное отношение личности к элементам социальной реальности;
  • личные – социальные и психологические особенности индивида;
  • объективные - различные экономические показатели (прожиточный минимум, уровень жизни и т.д.);
  • субъективные – уровень самооценки индивида;
  • региональные – экономический и демографический потенциалы, уровень образования населения, степень урбанизированности, социальная структура населения территории;
  • институциональные – социально-обеспечивающие, организационно-экономические, организационно-политические;
  • глобальные – политическое и социально-экономическое устройство общества.

Основные факторы, оказывающие влияние на социализацию и успешность адаптационных процессов: группы средств, адаптационные ресурсы, обеспечивающие адаптацию к новым условиям; барьер, препятствующие адаптации.

Адаптивные барьеры включают внешние и внутренние, объективные и субъективные факторы, препятствующие и тормозящие процесс адаптации к различным адаптивным ситуациям. Адаптивные барьеры: эмоционально-психологический, возрастной, мировоззренческий, тезаурусный, знаковый, контрасуггестивный, национально-культурный, ситуативный, режимный, временной.

Преодоление адаптивный барьеров подразумевает использование различных средств. В процессе адаптации на индивида обычно воздействует несколько адаптивных барьеров.

Адаптация индивида к социальной среде будет принципиально невозможной, если он осознанно будет отказываться от попыток приспособления. Важно применять стратегии, основанные на щадящем, косвенном, опосредованном влиянии структур гражданского общества.

На современном этапе развития технократического мира в педагогической науке с внедрением и реализацией ФГОС ДО, в котором все комплексно и взаимодополняемо, взаимовлияемо возрос интерес к вопросам социализации и адаптации личности в прогрессивном современном социуме. Одно содержание подменяется другим, понятия с легкостью варьируются и видоизменяются, привнося с собой уже новое содержание. Поэтому возникла необходимость уточнить такие основополагающие понятия, как: социализация, адаптация, воспитание и развитие.

Большим количеством теоретических направлений представлена проблема социализации и адаптации, как наиболее общезначимые области научных знаний. А феномен адаптации изучается повсеместно, т. к. по характеру лабилен. При этом теоретические и методологические проблемы адаптации в полной мере до сих пор не решены.

Нам необходимо рассмотреть фундаментальные понятия педагогики, отражающих данные явления - воспитание, развитие, обучение, образование, личность. С развитием педагогической науки содержание данных понятий постоянно уточняется, детализируются и обобщаются. В отечественной педагогике активно входят понятия, как индивидуальность, социализация (ею выражается общественная сущность человека)[2,С. 9].

На наш взгляд суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того макро- и микросоциума, к которому он принадлежит. Ведь социализация это двухсторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и, с другой стороны, это процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Так, сегодня актуальным вопросом является взаимообусловленность понятий адаптации и социализации. Эти понятия тесно взаимосвязаны, т. к. отражают процесс взаимодействия личности и общества. Адаптация в общем виде означает приспособляемость, способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды [3,С. 26]. Следовательно, в процессе адаптации происходит активное взаимодействие личности с меняющимися условиями на разных уровнях: физиологическом, психическом и социальном. Ведь смысл и сущность адаптации составляет активное личностно-средовое взаимодействие. А сутью приспособительного процесса с данных позиций является создание спектра потенциальных адаптивных путей развития.

Поэтому любое рассмотрение феномена адаптации взаимообусловлено рассмотрением личности как адаптирующейся системы и окружающей среды как источника факторов и условий, запускающих и определяющих адаптационные изменения, а так же рассмотрение личности как адаптирующей системы по отношению к среде, что определяет их интеграцию (Персонс Т. И Мертон Р.).

Мы видим, что в работах Котовой И. Б., Шиянова Е. Н. адаптация рассматривается как составляющая социализации. А Харчева В. Г. выделяет две формы социализации : адаптацию или пассивное приспособление человека к среде и ее требованиям и интеграцию или активное взаимодействие человека со средой, где за ним остается право выбора и оказания воздействия на среду. Таким образом, адаптация является не только формой, но и механизмом или составляющей процесса социализации [5,С. 34].

Рассмотрев спектр понятий социализация и адаптация, мы выявили общие моменты: процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух систем (адаптанта и среды); взаимодействие разворачивается в особых условиях дисбаланса, несогласованности между системами; основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах; под достижениями цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.

Таким образом, социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.

Ведь воспитание это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. В педагогике основной категорией считают воспитание, которое обозначают разные понятия в широком смысле : оно предполагало влияние на человека общества в целом, т. е. отождествлялось с социализацией; в узком смысле – понимали целенаправленную деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество [4,С. 42].

В понимании сущности социализации в педагогике существует два подхода различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития : характер человека как объект социализации (Дж. Баллан-тайн, Т. Парсонс и др.); человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации (Дж. Мид, М. И. Рожков и др).

Следовательно, первое направление предполагает изменение сфер в соответствии с идеалами общества, а второе предполагает достижение целей социализации путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.). Первое – решает задачи воспитания личности, а второе – развитие личности.

В прошлом, отечественная педагогика сосредотачивала все усилия на воспитании личности и не уделяла должного внимания развитию индивидуальности, сузив при этом понимание социализации до воспитания. Выдвинутая на современном этапе цель образования развитие личности не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением.

По нашему мнению, педагогическая деятельность выполняет те же функции, что и социализация : внешнюю, направленную на адаптацию человека к среде и внутреннюю, направленную на саморазвитие и самореализацию человека в том обществе, в котором он живет.

Таким образом, источником и внутренним содержанием социализации, воспитания, адаптации и развития является наличие противоречий между старым и новым, существующим и необходимым. Эти понятия тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Воспитание или социализация отличаются по признаку стихийности, т. е. воздействие на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования личности (воспитание, формирование индивидуальности (развитие).

В процессе социализации решаются две группы задач: социальная адаптация и социальная автономизации. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Социализация и адаптация различаются по объему и длительности протекания, но главное отличие - содержание. Социализация человека идет постоянно путем накопления опыта, расширения знаний, приобретения новых навыков, постепенно формируется личность с присущими только ей индивидуальными взглядами, установками. А механизм адаптации иной : процесс устранения негативных качеств личности и усвоения новых, позитивных может носить взрывной, периодический характер. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Воспитание, в свою очередь, специально организованный процесс, направленный на социализацию и адаптацию личности [3,С. 28].

1. Сафронова Е. М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность. - Волгоград: Перемена, 2015, с. 142.

2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. – М. : Просвещение, 1996, с. 268.

3. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме : теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука, 2014, с. 164.

4. Социальная психология в вопросах и ответах. /Под ред. В. А. Лабунской. – М. : Гардарики, 2015, с. 228.

5. Харчева В. Г. Основы социологии. – М. : Логос, с. 121.

Адаптация и социализация ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении Целью нашей работы является адаптация и социализация ребенка с овз в дошкольном учреждении. Первоначально ребенок поступил в детский сад.

Полоролевая социализация и воспитание детей в дошкольном возрасте с учетом их гендерных особенностей Полоролевая социализация и воспитание детей в дошкольном возрасте с учетом их гендерных особенностей. Пол - комплекс репродуктивных, телесных,.

Социальная адаптация и физическое развитие ребенка с синдромом Дауна через ОД в разновозрастной группе В нашем саду созданы комфортные условия пребывания ребят. Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру. Весной дети.

Воспитание и развитие детей раннего возраста Воспитание и развитие детей раннего возраста Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических.

Этическое воспитание и развитие дошкольников Понятие нравственного воспитания Одной из важных проблем современного общества в осуществлении нравственного воспитания является ответ на.

Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.

Адаптация — процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.

Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.

Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.

В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.

Социально-психологическая адаптация — это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию — с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.

Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.

Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.

По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.

Стадии процесса социально-психологической адаптации:

б) ролевая ориентация;

В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

Читайте еще:

Правда, с Арамисом у меня всегда были сложные отношения. Вот уж кого я всегда терпеть не могла: только и знает пощипывать мочки ушей, чтобы они выглядели прозрачными и розовыми, только и потряхивает поднятыми вверх руками, пытаясь придать им белоснежность Не мужчина — кокетка, чьи карманы.

Она опускает за окно свои прекрасные золотые волосы, которые достигают земли, а принц свивает из них лестницу и, поднявшись в башню, освобождает Рапунцель. Тюрьмой Рапунцель была вовсе не башня, а страх перед собственным безобразием, о котором так часто и так успешно твердила ей старая колдунья.

- а Ордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оных есть постыдное малодушие“. (Собрание сочинений, изданное ГЖО „Воскресенье“, Т.11, с. 291)

Точно так же, как молодые люди нередко избегают брака по причинам, происходящим от семьи, они бросаются иногда в преждевременный брак, пытаясь избавиться от злополучной семейной обстановки. Часто задача клинициста — удержать молодого человека от слишком быстрого вступления в следующий.

Поэтому совершенно очевидно, что древние эсхатологические писания являются картами внутренних территорий, так как они видятся в глубоких холотропных состояниях, включая состояния, связанные с биологическим умиранием. Можно провести всю жизнь, не пережив этих состояний и даже не зная о.

Но на Бога надейся, а сам не плошай. Сядь, ложись или стой, но закрой глаза и постарайся увидеть в воображении себя в будущем. Все цвета, звуки, образы, запахи счастливого будущего переживите в ощущениях. Нужно увидеть все атрибуты своего желаемого богатства: дом, машину, кредитную карточку и.

Но конечно, для того, чтобы научиться ей пользоваться, вам было бы полезно сначала опробовать этот метод на самом себе. Потому что когда вы поймете, как это действует, вы можете использовать это очень эффективно.

Современному человеку недостает задушевного общения, поэтому я попытался написать эту книгу в жанре беседы. Побеседуйте со мной начистоту. Но для того чтобы справляться со своими проблемами, нам нужны и конкретные рекомендации, так что после каждой беседы вы найдете точные рецепты. По.

Jindfich Vacula, Emil Doctal, Vaclav Vomdacka, Abeceda atletickéno tréninku, Olympia, 1983, Praha, 274 s.

Читайте также: