Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего кратко

Обновлено: 02.07.2024

Министерство просвещения подготовило программу воспитания в школах. Она начнет работать с 1 сентября 2021 года.

Сейчас очень много говорят о том, что современная школа не воспитывает детей. Давайте разберёмся и сравним воспитание школьников в СССР и в современной школе. В чём общие подходы и в чем разница.

В СССР была единая система воспитания школьников, а сейчас в школах просто воспитание. В советское время в воспитании человека преследовалась цель - воспитание человека, воспитание строителя коммунизма. Единая цель, единая система воспитания не только в школе, но и в общем в стране.

С 1 класса октябрята, октябрятская группа, состоящая из октябрятских звёздочек. Воспитание в коллективе. Основные направления деятельности октябрят были изложены в пяти правилах, которые дети не только знали, но и выполняли их. Вся работа октябрятских звездочек и октябрятской группы шла через правила октябрят с помощью пионеров-вожатых. У каждой звездочки и группы свой командир и помощник от пионеров. Октябрятские утренники по направлениям октябрятских правил.

Потом пионеры, торжественное обещание, законы пионеров, которые дети знали наизусть и работа шла по ним в пионерском отряде, который был поделен на пионерские звенья. Общие дела в маленьких коллективах и общие дела в пионерском отряде. Вожатые звеньев и пионерских отрядов - комсомольцы. Сборы звена, сборы пионерского отряда, сборы пионерской дружины по содержанию законов пионеров и тексту торжественного обещания.

Далее комсомольские группы для старшеклассников. Наставники из числа учителей-комсомольцев. Деятельность по направлениям, за основу брали "Моральный кодекс строителя коммунизма". Комсомольские бюро, комсомольские собрания, комсомольские вечера.

Во всех трех возрастных категориях своё планирование и свои дела в соответствии с возрастом школьников. Руководящие органы - совет октябрятской звездочки, совет отряда, совет дружины, совет комсомола. Воспитание коллективом и воспитание в коллективе, взаимопомощь.

СЕЙЧАС. С введением последнего ФГОС было указано на индивидуализацию. Каждый учится для себя. Если раньше много говорилось, что должен помогать другим в учебе, то сейчас это у нас уже не приветствуется. Получается, каждый сам за себя.

В стране во взрослых коллективах тоже шло воспитание и продолжение идей, которым воспитывали в школе через детские организации. Плохо это или хорошо? Не знаю. Но система воспитания была чёткая. Общие интересы и общие задачи. Телевидение и радио освещало жизнь страны по этим направлениям. Через них тоже шло воспитание. Больше говорили о достижениях и успехах, про плохое или о нарушающих закон всем не рассказывали. Равнялись на подвиги пионеров-героев, комсомольцев, коммунистов, передовиков производства.

СЕЙЧАС. Что представляет собой телевидение? Все прекрасно знают. Много негатива и много разных шоу, которые больше вреда несут, чем пользы. В моде разбор "чужого грязного белья". Все люди, в том числе и дети, привыкли получать этот мусор. Сейчас воспитывать на чьих-то подвигах не принято. Да и негативных примеров в окружающей жизни всё больше и больше.

Раньше всё воспитание шло через единую партию КПСС. Все люди нормально к этому относились. Не было повода быть недовольными. Всё спокойно стабильно развивалось.

СЕЙЧАС. Многопартийность, у людей разных партий разные взгляды на развитие страны и общества. Если сильные противоречия, даже непримиримость к чуждым идеям. Из-за этого не может быть единой системы воспитания детей и людей в общем.

В современной школе продолжаем воспитывать общечеловеческим ценностям по детским произведениям, по событиям, происходящим в жизни. Очень часто школьное воспитание и семейное воспитание не имеют общих взглядов на жизнь. Это опять же из-за многопартийности в стране и разногласиях в мнениях.

Что будет в новой программе воспитания от министерства просвещения увидим со следующего учебного года.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Воспитательные системы: прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Воспитательные системы: прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах)

Воспитательные системы: прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах)

Воспитательная система как “зеркало” цивилизации История развития и становлен.

Воспитательная система как “зеркало” цивилизации История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. Термин “система” (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединенное) обозначает, в частности, множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т.п.), представляющих собой определенное единство.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Ант.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVII–XIX веков и современного периода развития человечества – XX и начала XXI века. Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, то есть имеет конкретно-исторический характер. Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных смыслов, целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза или государства в целом).

Воспитание в Древней Греции

Воспитание в Древней Греции

Спартанская система воспитания Цель воспитания в Спарте – подготовка воина -.

Спартанская система воспитания Цель воспитания в Спарте – подготовка воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение спартиатов. Этот процесс включал 3 этапа: 1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение последующего года их проверяли на стойкость в военных отрядах.

3 этап. В 20-30 лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общ.

3 этап. В 20-30 лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. 2 этап – 15-20 лет – включал дополнительное обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались: подростков держали в голоде, приучали к самих добывать пищу или спасаться от невзгод природы. К 20 годам юные воины получали полное вооружение.

Задача воспитания в Афинах сводилась к гармоничному развитию личности. Главн.

Афинская система воспитания ориентировала человека на овладение “cовокупност.

Афинская система воспитания ориентировала человека на овладение “cовокупностью добродетелей”, в дальнейшем получившей известность как программа “семи свободных искусств” ( грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

Религиозное воспитание

В разных странах и у разных народов религиозные идеи воплотились в конкретны.

В разных странах и у разных народов религиозные идеи воплотились в конкретные формы воспитания, многообразие которых наблюдается и сегодня. В VI –XI вв. большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания, в особенности христианская. Основная задача воспитательной системы – приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (христианской, исламской, буддистской).

В отличие от большинства государств Средневековья, в Византии сложилась собс.

В отличие от большинства государств Средневековья, в Византии сложилась собственная система воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции. Однако достаточно яркие очертания трехступенчатой системы образования в истории отмечается намного раньше – в Китае в период династии Хань (Iв. до н.э. – Iв. н.э.). Именно в этот период на Западе определились три основные стадии образования человека – элементарное, среднее и высшее.

Сословное воспитание

Сословное воспитание на Руси Практическим пособием о том, что делать и как жи.

Сословное воспитание на Руси Практическим пособием о том, что делать и как жить, в средневековой Руси являлся Домосторой – свод учений для зажиточного горожанина, заботливого хозяина и главы дома, имеющего домочадцев и слуг. Домашнее обучение и воспитание, описанное в Домострое, обязывает родителей учить детей “вежеству” (знаниям) и рукоделию, уважению к старшим, страху перед Богом и отцом с матерью. Об этом свидетельствуют три отдельные главы Домостроя, посвященные проблемам воспитания, - “Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии”, “Како чад воспитати, с наделком замуж выдати” и “Како дети учити и страхом спасати”.

Истории известны разные примеры сословного воспитания. В наиболее организован.

Истории известны разные примеры сословного воспитания. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Дж. Локк). Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной грамотности и соблюдение “кодекса чести”. В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа “семи рыцарских добродетелей”: Рыцарское воспитание владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальных инструментах.

Система рыцарского воспитания включал следующие этапы. До 7 лет – домашнее в.

Система рыцарского воспитания включал следующие этапы. До 7 лет – домашнее воспитание. 7-14 лет – получение “придворного” опыта при супруге сюзерена (феодала) С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях сюзерена. В этот период осваивались “начала любви, войны и религии”. В 21 год проходил обряд посвящения в рыцари, предварявшийся испытаниями на физическую, воинскую и моральную зрелость на турнирах, в поединках и пирах.

Идеалы рыцарского воспитания сохранились и поныне. Соблюдение юношами “кодек.

Идеалы рыцарского воспитания сохранились и поныне. Соблюдение юношами “кодекса чести” - это отражение единства их этического, эстетического и физического развития и, прежде всего, сохранение чувства собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.

Воспитание джентльмена

Идеал воспитания по Дж.Локку – джентльмен – высокообразованный и деловой чел.

Идеал воспитания по Дж.Локку – джентльмен – высокообразованный и деловой человек. Как правило, это выходец из высшего общества, получивший воспитание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен – человек, отличающийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVII-XX веков. В качестве основных воспитательных средств использовались труд и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личностных качеств как делового человека.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и компонентами.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и компонентами его выступали: Физическое воспитание, выработка характера и развитие воли; Нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; Трудовое воспитание; развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

Система коллективного воспитания

Система коллективного воспитания

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко бы.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко была реализована в России в период 1930-1980 гг. Главная задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами становления коллектива. 1 этап характеризуется низким уровнем развития коллектива. Ведущая роль в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю. На 2 этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива.

На третьем, высшем уровне развития коллектива развитие самоуправление станов.

На третьем, высшем уровне развития коллектива развитие самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен руководствоваться “законами движения коллектива”, сформулированными А.С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных линий. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чувство гордости.

Современные системы воспитания

Современные системы воспитания

В современной теории и практике получают развитие гуманистические воспитатель.

В современной теории и практике получают развитие гуманистические воспитательные системы (Е.В. Бондаревская, В.В. Караковский, Л.И. Новикова и др.). Система воспитания становится средой жизнедеятельности и творческого развития ребенка. Личностно-ориентированный подход предполагает, что в воспитательной системе управление не распространяется непосредственно на личность; предметом управления становится создание условий, среды воспитанника, отбор личностно-развивающего содержания, разработка технологий, осуществление мониторинга воспитанности.

Цель воспитания с позиции личностно-ориентированного подхода – человек культ.

Цель воспитания с позиции личностно-ориентированного подхода – человек культуры, как свободная, духовная, гуманная личность, способная к творческой самореализации, культурной идентификации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Принципы личностно-ориентированного воспитания: Природосообразность Культуросообразность Индивидуально-творческий подход Функции личностно-ориентированного воспитания: Гуманитарная Культуросозидательная Социализация

Личностно-ориентированный тип воспитания нашел воплощение и развитие в образ.

Личностно-ориентированный тип воспитания нашел воплощение и развитие в образовательных учреждениях г.Ростова-на-Дону и далеко за его пределами. Каждая школа, выстраивая неповторимую воспитательную систему, реализующую идеи гуманизации и творчества, но с учетом особенностей социума и собственных возможностей. Например, Школа адаптации (№№ 1, 58) Школа русской культуры (№№ 26, 78, 100) Школа психологической культуры (№№ 39) Школа гражданской культуры (№№ 67, 103) Школа с художественно-эстетической направленностью (№№ 35, 50, 102) Школа – центр гуманитарной культуры (№№ 46, 83) Школа социализации и творческого саморазвития личности (№ 30) Школа открытого типа (№№ 4, 110) Школа духовно-нравственно развития личности (№ 96) и др.

Вопросы для обсуждения и/или самоконтроля Что включает понятие “воспитательна.

Вопросы для обсуждения и/или самоконтроля Что включает понятие “воспитательная система”? Докажите, что системы воспитания развиваются в связи с общественно-историческим процессом. Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего? В чем состоит гуманистический смысл новых концепций воспитания? Какие основные направления обновления воспитания на современном этапе лично Вы относите к приоритетным? Расскажите об интересном опыте воспитания в Вашей школе.

Общие выводы По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного.

Общие выводы По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа “плохая” или “хорошая”. Примеры конкретных систем воспитания показывают, что они выстраивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. Таким образом, в течении многих веков в мире по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни. В воспитательных системах, как и в общественном сознании, преимущественно отражаются представления о Человеке и его Жизни, Семье, Отечестве, Культуре, Мире, Природе, Добре и Красоте.

Темы самостоятельных исследований Ценности и цели воспитания при рабовладельч.

Темы самостоятельных исследований Ценности и цели воспитания при рабовладельческом строе. Рыцарь: две стороны одной медали. Воспитание джентльмена как стратегия буржуазного образования. Коллективная система воспитания: “за” и “против”. Гуманистические концепции воспитания. Идеалы воспитания человека в информационном обществе.

Список рекомендуемой литературы Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориен.

Список рекомендуемой литературы Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Учеб. Пособие.- Ростов-на-Дону, 2000. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования.- Ростов-на-Дону, 2000. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания.- М.,1996. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики.- М., 1998. Каптерев П.Ф. История русской педагогики.- СПб., 1999. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М., 2002. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М., 2000. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учеб. Пособие.- Красноярск, 2002.

Презентация на тему: " Воспитательные системы: прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах) Презентация по курсу Теория и методика воспитания Автор-составитель доцент." — Транскрипт:

2 Воспитательные системы: прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах) Презентация по курсу Теория и методика воспитания Автор-составитель доцент кафедры педагогики РГПУ, канд.пед.наук Гладченкова Наталья Николаевна

3 Воспитательная система как зеркало цивилизации История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. система Термин система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединенное) обозначает, в частности, множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т.п.), представляющих собой определенное единство.

4 Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVII–XIX веков и современного периода развития человечества – XX и начала XXI века. Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVII–XIX веков и современного периода развития человечества – XX и начала XXI века. Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, то есть имеет конкретно-исторический характер. Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных смыслов, целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза или государства в целом). Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных смыслов, целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза или государства в целом).

5 Воспитание в Древней Греции

6 Спартанская система воспитания Цель воспитания в Спарте – подготовка воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками- кормилицами. С 7 лет полис (город- государство) брал на себя воспитание и обучение спартиатов. Этот процесс включал 3 этапа: 1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение последующего года их проверяли на стойкость в военных отрядах. 1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение последующего года их проверяли на стойкость в военных отрядах.

7 3 этап. В лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. 3 этап. В лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. 2 этап – лет – включал дополнительное обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались: подростков держали в голоде, приучали к самих добывать пищу или спасаться от невзгод природы. К 20 годам юные воины получали полное вооружение.

8 Задача воспитания в Афинах сводилась к гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно. До 7 лет мальчиков воспитывали дома. Затем они одновременно посещали мусическую и гимпастическую (палестра) школы, где получали преимущественно литературное, музыкальное и военно- спортивное образование и воспитание. В возрасте лет юноши совершенствовали свое образование в гимнасиях. Вершиной достижения молодого человека ( лет) считалось пребывание в эфебии – общественном учреждении по совершествованию военного искусства. Афинская система воспитания

9 семи свободных искусств Афинская система воспитания ориентировала человека на овладение cовокупностью добродетелей, в дальнейшем получившей известность как программа семи свободных искусств ( грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

11 В разных странах и у разных народов религиозные идеи воплотились в конкретные формы воспитания, многообразие которых наблюдается и сегодня. В VI –XI вв. большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания, в особенности христианская. Основная задача воспитательной системы – приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (христианской, исламской, буддистской).

12 В отличие от большинства государств Средневековья, в Византии сложилась собственная система воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции. В отличие от большинства государств Средневековья, в Византии сложилась собственная система воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции. Однако достаточно яркие очертания трехступенчатой системы образования в истории отмечается намного раньше – в Китае в период династии Хань (Iв. до н.э. – Iв. н.э.). Именно в этот период на Западе определились три основные стадии образования человека – элементарное, среднее и высшее.

14 Сословное воспитание на Руси Практическим пособием о том, что делать и как жить, в средневековой Руси являлся Домосторой – свод учений для зажиточного горожанина, заботливого хозяина и главы дома, имеющего домочадцев и слуг. Домашнее обучение и воспитание, описанное в Домострое, обязывает родителей учить детей вежеству (знаниям) и рукоделию, уважению к старшим, страху перед Богом и отцом с матерью. Практическим пособием о том, что делать и как жить, в средневековой Руси являлся Домосторой – свод учений для зажиточного горожанина, заботливого хозяина и главы дома, имеющего домочадцев и слуг. Домашнее обучение и воспитание, описанное в Домострое, обязывает родителей учить детей вежеству (знаниям) и рукоделию, уважению к старшим, страху перед Богом и отцом с матерью. Об этом свидетельствуют три отдельные главы Домостроя, посвященные проблемам воспитания, - Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии, Како чад воспитати, с наделком замуж выдати и Како дети учити и страхом спасати.

15 Истории известны разные примеры сословного воспитания. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Дж. Локк). Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной грамотности и соблюдение кодекса чести. В основе содержания рыцарского воспитания лежала программасеми рыцарских добродетелей: Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной грамотности и соблюдение кодекса чести. В основе содержания рыцарского воспитания лежала программасеми рыцарских добродетелей: Рыцарское воспитание владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальных инструментах.

16 Система рыцарского воспитания включал следующие этапы. До 7 лет – домашнее воспитание лет – получение придворного опыта при супруге сюзерена (феодала) С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях сюзерена. В этот период осваивались начала любви, войны и религии. В 21 год проходил обряд посвящения в рыцари, предварявшийся испытаниями на физическую, воинскую и моральную зрелость на турнирах, в поединках и пирах. В 21 год проходил обряд посвящения в рыцари, предварявшийся испытаниями на физическую, воинскую и моральную зрелость на турнирах, в поединках и пирах.

17 Идеалы рыцарского воспитания сохранились и поныне. кодекса чести Соблюдение юношами кодекса чести - это отражение единства их этического, эстетического и физического развития и, прежде всего, сохранение чувства собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.

19 джентльмен Идеал воспитания по Дж.Локку – джентльмен – высокообразованный и деловой человек. Как правило, это выходец из высшего общества, получивший воспитание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен – человек, отличающийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательно- образовательной традиции XVII-XX веков. В качестве основных воспитательных средств использовались труд и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личностных качеств как делового человека.

20 Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и компонентами его выступали: Физическое воспитание, выработка характера и развитие воли; Нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; Трудовое воспитание; развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

21 Система коллективного воспитания

22 Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко была реализована в России в период гг. Главная задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами становления коллектива. Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко была реализована в России в период гг. Главная задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами становления коллектива. 1 этап характеризуется низким уровнем развития коллектива. Ведущая роль в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю. На 2 этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива. На 2 этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива.

23 На третьем, высшем уровне развития коллектива развитие самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен руководствоваться законами движения коллектива, сформулированными А.С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных линий. На третьем, высшем уровне развития коллектива развитие самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен руководствоваться законами движения коллектива, сформулированными А.С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных линий. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чувство гордости.

24 Современные системы воспитания

25 В современной теории и практике получают развитие гуманистические воспитательные системы (Е.В. Бондаревская, В.В. Караковский, Л.И. Новикова и др.). Система воспитания становится средой жизнедеятельности и творческого развития ребенка. Личностно-ориентированный подход предполагает, что в воспитательной системе управление не распространяется непосредственно на личность; предметом управления становится создание условий, среды воспитанника, отбор личностно-развивающего содержания, разработка технологий, осуществление мониторинга воспитанности.

26 Цель воспитания с позиции личностно-ориентированного подхода – человек культуры, как свободная, духовная, гуманная личность, способная к творческой самореализации, культурной идентификации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Цель воспитания с позиции личностно-ориентированного подхода – человек культуры, как свободная, духовная, гуманная личность, способная к творческой самореализации, культурной идентификации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Принципы личностно- ориентированного воспитания: Природосообразность Культуросообразность Индивидуально-творческий подход Принципы личностно- ориентированного воспитания: Природосообразность Культуросообразность Индивидуально-творческий подход Функции личностно- ориентированного воспитания: Гуманитарная Культуросозидательная Социализация Функции личностно- ориентированного воспитания: Гуманитарная Культуросозидательная Социализация

27 Личностно-ориентированный тип воспитания нашел воплощение и развитие в образовательных учреждениях г.Ростова-на-Дону и далеко за его пределами. Каждая школа, выстраивая неповторимую воспитательную систему, реализующую идеи гуманизации и творчества, но с учетом особенностей социума и собственных возможностей. Личностно-ориентированный тип воспитания нашел воплощение и развитие в образовательных учреждениях г.Ростова-на-Дону и далеко за его пределами. Каждая школа, выстраивая неповторимую воспитательную систему, реализующую идеи гуманизации и творчества, но с учетом особенностей социума и собственных возможностей. Например, Школа адаптации ( 1, 58) Школа русской культуры ( 26, 78, 100) Школа русской культуры ( 26, 78, 100) Школа психологической культуры ( 39) Школа психологической культуры ( 39) Школа гражданской культуры ( 67, 103) Школа гражданской культуры ( 67, 103) Школа с художественно-эстетической Школа с художественно-эстетической направленностью ( 35, 50, 102) Школа – центр гуманитарной культуры ( 46, 83) Школа – центр гуманитарной культуры ( 46, 83) Школа социализации и творческого саморазвития личности ( 30) Школа социализации и творческого саморазвития личности ( 30) Школа открытого типа ( 4, 110) Школа открытого типа ( 4, 110) Школа духовно-нравственно развития личности ( 96) и др. Школа духовно-нравственно развития личности ( 96) и др.

28 Вопросы для обсуждения и/или самоконтроля Что включает понятие воспитательная система? Что включает понятие воспитательная система? Докажите, что системы воспитания развиваются в связи с общественно-историческим процессом. Докажите, что системы воспитания развиваются в связи с общественно-историческим процессом. Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего? Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего? В чем состоит гуманистический смысл новых концепций воспитания? В чем состоит гуманистический смысл новых концепций воспитания? Какие основные направления обновления воспитания на современном этапе лично Вы относите к приоритетным? Какие основные направления обновления воспитания на современном этапе лично Вы относите к приоритетным? Расскажите об интересном опыте воспитания в Вашей школе. Расскажите об интересном опыте воспитания в Вашей школе.

29 Общие выводы По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа плохая или хорошая. Примеры конкретных систем воспитания показывают, что они выстраивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа плохая или хорошая. Примеры конкретных систем воспитания показывают, что они выстраивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. Таким образом, в течении многих веков в мире по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни. Таким образом, в течении многих веков в мире по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни. В воспитательных системах, как и в общественном сознании, преимущественно отражаются представления о Человеке и его Жизни, Семье, Отечестве, Культуре, Мире, Природе, Добре и Красоте. В воспитательных системах, как и в общественном сознании, преимущественно отражаются представления о Человеке и его Жизни, Семье, Отечестве, Культуре, Мире, Природе, Добре и Красоте.

30 Темы самостоятельных исследований Ценности и цели воспитания при рабовладельческом строе. Ценности и цели воспитания при рабовладельческом строе. Рыцарь: две стороны одной медали. Рыцарь: две стороны одной медали. Воспитание джентльмена как стратегия буржуазного образования. Воспитание джентльмена как стратегия буржуазного образования. Коллективная система воспитания: за и против. Коллективная система воспитания: за и против. Гуманистические концепции воспитания. Гуманистические концепции воспитания. Идеалы воспитания человека в информационном обществе. Идеалы воспитания человека в информационном обществе.

31 Список рекомендуемой литературы 1. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Учеб. Пособие.- Ростов-на-Дону, Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования.- Ростов-на-Дону, Битинас Б.П. Введение в философию воспитания.- М., Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики.- М., Каптерев П.Ф. История русской педагогики.- СПб., Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М., Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М., Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учеб. Пособие.- Красноярск, 2002.

В наше время мамам и папам предоставляется множество вариантов для обучения своего ребёнка. Это и садики, детские группы, школы, специализированные заведения, гимназии, лицеи, интернаты… Кружки… Сейчас можно отдать ребёнка в частное заведение, можно – в государственное. Имеютсят системы бесплатного и платного обучения.

В медицине так же. Всё начинается с того, что будущая мамочка выбирает роддом сама. Женщина может выбрать способ, как она хочет рожать – традиционный, или современный (например, в бассейне или в ванной). Потом она решает, какой врач будет его наблюдать – участковый, либо же оплачиваемый специалист, например, тот же семейный доктор.

Это многообразие услуг и возможностей должно только радовать. Но очень часто эффект получается противоположный – родители оказываются в растерянности, в нерешительности, не могут определиться. И очень часто не доверяют тому, что им пытаются активно предложить.

На этом настораживающие обстоятельства современного века не заканчиваются. Как правило, современные молодые мамочки сейчас стремятся, как можно раньше вновь обрести свободу от домашних забот и хлопот, переложить воспитание своего ребёнка на кого-нибудь другого, будь-то педагог, нянечка, домработница, воспитатель в садике. Насколько это хорошо?

Если рассматривать ситуацию с точки зрения мамы, то это хорошо. Женщина может больше времени уделять себе, своей жизни, своей карьере, своему образованию. Это, конечно, преимущество. Но для самого ребёнка… это очень плохо, даже более того – пагубно. В этом плане наши предки поступали намного осмотрительнее. Они руководствовались, в первую очередь, интересами своего ребёнка и не ставили свои интересы во главу угла. При всей наивности, возможно, даже примитивности, наши предки поступали правильно и осмотрительно. Мать и её дитя всегда считались одним единым целым. Если искусственно это целое разорвать, то можно и матери, и ребёнку нанести огромный вред. Чего наши предки старались не допускать.

Новое видео:

Новое видео:

История развития и становления воспитательных традиций ложившимися в процессе развития общества.

ВложениеРазмер
sistema_vospitaniya.ppt 1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Воспитательные системы : прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах) Презентация.

Воспитательная система как “ зеркало ” цивилизации История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. Термин “ система ” (от греч. systema – целое, составленное из частей ; соединенное) обозначает, в частности, множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т.п.), представляющих собой определенное единство.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVII–XIX веков и современного периода развития человечества – XX и начала XXI века. Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, то есть имеет конкретно-исторический характер. Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных смыслов, целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза или государства в целом).

Воспитание в Древней Греции

Спартанская система воспитания Цель воспитания в Спарте – подготовка воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение спартиатов. Этот процесс включал 3 этапа : 1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение последующего года их проверяли на стойкость в военных отрядах.

3 этап . В 20-30 лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. 2 этап – 15-20 лет – включал дополнительное обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались : подростков держали в голоде, приучали к самих добывать пищу или спасаться от невзгод природы. К 20 годам юные воины получали полное вооружение.

Афинская система воспитания ориентировала человека на овладение “c овокупностью добродетелей ” , в дальнейшем получившей известность как программа “ семи свободных искусств ” ( грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка ) . Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

В разных странах и у разных народов религиозные идеи воплотились в конкретные формы воспитания, многообразие которых наблюдается и сегодня. В VI – XI вв. большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания, в особенности христианская. Основная задача воспитательной системы – приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (христианской, исламской, буддистской).

В отличие от большинства государств Средневековья, в Византии сложилась собственная система воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции. Однако достаточно яркие очертания трехступенчатой системы образования в истории отмечается намного раньше – в Китае в период династии Хань ( I в. до н.э. – I в. н.э.). Именно в этот период на Западе определились три основные стадии образования человека – элементарное, среднее и высшее.

Сословное воспитание на Руси Практическим пособием о том, что делать и как жить, в средневековой Руси являлся Домосторой – свод учений для зажиточного горожанина, заботливого хозяина и главы дома, имеющего домочадцев и слуг. Домашнее обучение и воспитание, описанное в Домострое, обязывает родителей учить детей “ вежеству ” (знаниям) и рукоделию, уважению к старшим, страху перед Богом и отцом с матерью. Об этом свидетельствуют три отдельные главы Домостроя, посвященные проблемам воспитания, - “ Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии ” , “ Како чад воспитати, с наделком замуж выдати ” и “ Како дети учити и страхом спасати ” .

Истории известны разные примеры сословного воспитания. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Дж. Локк). Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной грамотности и соблюдение “ кодекса чести ” . В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа “ семи рыцарских добродетелей ”: Рыцарское воспитание владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальных инструментах.

Система рыцарского воспитания включал следующие этапы. До 7 лет – домашнее воспитание. 7-14 лет – получение “ придворного ” опыта при супруге сюзерена (феодала) С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях сюзерена. В этот период осваивались “ начала любви, войны и религии ” . В 21 год проходил обряд посвящения в рыцари, предварявшийся испытаниями на физическую, воинскую и моральную зрелость на турнирах, в поединках и пирах.

Идеалы рыцарского воспитания сохранились и поныне. Соблюдение юношами “ кодекса чести ” - это отражение единства их этического, эстетического и физического развития и, прежде всего, сохранение чувства собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.

Идеал воспитания по Дж.Локку – джентльмен – высокообразованный и деловой человек. Как правило, это выходец из высшего общества, получивший воспитание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен – человек, отличающийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVII-XX веков. В качестве основных воспитательных средств использовались труд и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личностных качеств как делового человека.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и компонентами его выступали : Физическое воспитание, выработка характера и развитие воли ; Нравственное воспитание и обучение хорошим манерам ; Трудовое воспитание ; развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

Система коллективного воспитания

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко была реализована в России в период 1930-1980 гг. Главная задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами становления коллектива. 1 этап характеризуется низким уровнем развития коллектива. Ведущая роль в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю. На 2 этапе , в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива.

На третьем , высшем уровне развития коллектива развитие самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен руководствоваться “ законами движения коллектива ” , сформулированными А.С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных линий. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чувство гордости.

Современные системы воспитания

В современной теории и практике получают развитие гуманистические воспитательные системы (Е.В. Бондаревская, В.В. Караковский, Л.И. Новикова и др.). Система воспитания становится средой жизнедеятельности и творческого развития ребенка. Личностно-ориентированный подход предполагает, что в воспитательной системе управление не распространяется непосредственно на личность ; предметом управления становится создание условий, среды воспитанника, отбор личностно-развивающего содержания, разработка технологий, осуществление мониторинга воспитанности.

Цель воспитания с позиции личностно-ориентированного подхода – человек культуры, как свободная, духовная, гуманная личность, способная к творческой самореализации, культурной идентификации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Принципы личностно-ориентированного воспитания : Природосообразность Культуросообразность Индивидуально-творческий подход Функции личностно-ориентированного воспитания : Гуманитарная Культуросозидательная Социализация

Личностно-ориентированный тип воспитания нашел воплощение и развитие в образовательных учреждениях г.Москвы и далеко за его пределами. Каждая школа, выстраивая неповторимую воспитательную систему, реализующую идеи гуманизации и творчества, но с учетом особенностей социума и собственных возможностей. Например, Школа адаптации Школа русской культуры Школа психологической культуры Школа гражданской культуры Школа с художественно-эстетической направленностью Школа – центр гуманитарной культуры Школа социализации и творческого саморазвития личности Школа открытого типа Школа духовно-нравственно развития личности и др.

Вопросы для обсуждения и / или самоконтроля Что включает понятие “ воспитательная система ” ? Докажите, что системы воспитания развиваются в связи с общественно-историческим процессом. Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего ? В чем состоит гуманистический смысл новых концепций воспитания? Какие основные направления обновления воспитания на современном этапе лично Вы относите к приоритетным ? Расскажите об интересном опыте воспитания в Вашей школе.

Общие выводы По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа “ плохая ” или “ хорошая ” . Примеры конкретных систем воспитания показывают, что они выстраивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. Таким образом, в течении многих веков в мире по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни. В воспитательных системах, как и в общественном сознании, преимущественно отражаются представления о Человеке и его Жизни, Семье, Отечестве, Культуре, Мире, Природе, Добре и Красоте.

Темы самостоятельных исследований Ценности и цели воспитания при рабовладельческом строе. Рыцарь : две стороны одной медали. Воспитание джентльмена как стратегия буржуазного образования. Коллективная система воспитания : “ за ” и “ против ” . Гуманистические концепции воспитания. Идеалы воспитания человека в информационном обществе.

Список рекомендуемой литературы Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Учеб. Пособие.- Ростов-на-Дону, 2000. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования.- Ростов-на-Дону, 2000. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания.- М.,1996. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики.- М., 1998. Каптерев П.Ф. История русской педагогики.- СПб., 1999. Педагогика : Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М., 2002. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М., 2000. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе : Учеб. Пособие.- Красноярск, 2002.

Читайте также: