Чем отличалась жизнь кочевников от жизни их оседлых соседей 6 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

1.осёдлые - значит земледельцы. поле нужно вспахать, полить, вырастить и собрать урожай. для этого нужно много знать о природе, изготавливать орудия труда, изучать природу, развивать науку о том как растить и сохранить урожай и пр. развивается наука и культура.
2.кочевник - пригнал стадо. стадо сожрало всё в округе, он погнал стадо на другое место. ага. пока там всё ни сожрут. большого ума не надо. а по пути и земледельцев можно пограбить, поразбойничать. быдло и бандиты, одним словом.

Кочевники жили в степных регионах. Они постоянно переходили с места на место в поисках свежих пастбищ. Скот для них играл самую важную роль. От него они получали мясо, молоко, кожу. В то же самое время жители оседлых районов никуда не уходили со своих насиженных мест. Они занимались сельским хозяйством или ремеслом. Для них самым важным была земля, а также их родной дом.

Китай и Византия поддерживали мирные отношения с некоторыми кочевниками. В основном целью таких отношений была торговля.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Чем отличалась жизнь кочевников от жизни их оседлых соседей?

Приведите пример мирных отношений кочевых народов с Китаем и Византией.


Кочевники сыграли важную роль в истории человечества.

Они способствовали освоению Ойкумены, распространению различного рода инноваций, внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, в этническую историю народов Старого Света.

Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады оказали также существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации.

Наиболее яркий след в истории оставили так называемые “кочевые империи” - самые крупные политические образования номадов, объединявшие на непродолжительное время гигантские территории и приводившие в ужас более высокоразвитых соседей - земледельцев.

Чем объяснить их стремительное возникновение, превращение в мировые державы, перед которыми трепетали королевские дворы государств Запада и Востока, и столь же стремительное их исчезновение с политической арены доиндустриальной эпохи?

Что такое “кочевая империя”?

Само слово “империя” обозначает такую форму государственности, которой присущи два главных признака : 1) большие территории и 2) наличие зависимых или колониальных владений.

Р. Тапар со ссылкой на труды С.

Айзенштадта было предложено определять империю как общество, состоящее из “метрополии” (ядра империи) - высокоразвитого экспансионистского государства и территории, на которую распространяется ее влияние (“периферии”).

Периферией могли являться совершенно различные по уровню сложности типы социальных орга -.

Тюрки кочевники

Наши древнейшие предки, тюрки, вели подвижный, т.е. кочевой, образ жизни, переселяясь из одного места жительства на другое. Поэтому их назвали кочевниками. Сохранились древние письменные источники, исторические произведения, описывающие образ жизни кочевников. В одних сочинениях их называют смелыми, отважными, сплочёнными кочевыми скотоводами, храбрыми воинами, а в других, наоборот, представляют дикарями, варварами, захватчиками других народов.

Почему же тюрки вели кочевой образ жизни? Как уже было сказано выше, основу их хозяйства составляло скотоводство. Главным образом они разводили лошадей, держали крупный и мелкий рогатый скот, а также верблюдов. Животные круглый год находились на подножном корме. Люди были вынуждены переезжать на новое место, когда старые пастбища истощались. Таким образом, два-три раза в год менялись места стоянок — кочевья.

Чтобы вести такой образ жизни, требовались большие просторы. Поэтому тюрки осваивали всё новые и новые земли. Кочевой образ жизни являлся своеобразным способом охраны природы. Если бы скот всё время находился на одном и том же месте, то степные луга вскоре были бы полностью уничтожены. По той же причине в степи было сложно заниматься земледелием, тонкий плодородный слой быстро разрушался. В результате же перекочёвок почва не успевала истощаться, а наоборот, к новому возвращению луга вновь покрывала густая трава.

Юрта кочевников

Мы все хорошо знаем, что люди не всегда жили, как мы сейчас, в больших каменных многоквартирных домах со всеми удобствами. Тюрки, ведущие кочевой образ жизни, жили в юртах. В степи было мало дерева, зато в избытке скота, дававшего шерсть. Не удивительно, что стены юрты были сделаны из войлока (спрессованной шерсти), одетого на деревянный решётчатый каркас. Два-три человека могли очень быстро, всего за час, собрать или разобрать юрту. Разобранная юрта легко перевозилась на лошадях или верблюдах.

кочевники и юрта

Способ расположения и внутреннее устройство юрты были строго определены традициями. Юрту всегда устанавливали на ровном открытом солнечном месте. Она служила тюркам не только жилищем, но и своеобразными солнечными часами. Для этого жилища древних тюрков ориентировались дверью на восток. При таком расположении двери служили и дополнительным источником света. Дело в том, что в юртах не было окон и в тёплые дни двери жилища стояли открытыми.

Внутренние убранство юрты кочевников

Внутреннее пространство юрты условно делилось на две части. Обычно левая от входа сторона считалась мужской. Тут хранились вещи хозяина, его оружие и инструменты, конская упряжь. Противоположная сторона считалась женской, там хранились посуда и прочая домашняя утварь, женские и детские вещи. Такое деление соблюдалось и во время застолий. В некоторых юртах, чтобы отделить женскую часть от мужской, использовали специальные занавески.

юрта внутри

Часть юрты напротив входа считалась самой почётной. Там выставлялись семейные реликвии; стариков и особо почётных гостей приглашали в эту часть. Хозяева обычно садились, поджав ноги, а гостям предлагали маленькие табуретки или усаживали их прямо на пол, на постеленные шкуры или войлочные подстилки. В юртах также могли быть и низкие столики.

Правила поведения в юрте

У древних тюрков были свои обычаи и традиции, связанные с правилами поведения в юрте, и каждый в семье старался их соблюдать. Их нарушение считалось дурным тоном, признаком невоспитанности, а иногда даже могло оскорбить хозяев. Например, при входе нельзя было наступать на порог, садиться на него. Гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим хозяину о своих злых намерениях. Тюрки старались воспитывать в своих детях уважительное отношение к огню домашнего очага. Запрещалось лить воду, а тем более плевать в огонь, нельзя было вонзать нож в очаг, касаться огня ножом или острым предметом, бросать в него мусор, тряпки. Считалось, что это оскорбляет духа домашнего очага. Запрещалось передавать огонь очага в другую юрту. Считалось, что тогда счастье может покинуть дом.

Переход к оседлой жизни

Со временем, когда древние тюрки кроме скотоводства стали заниматься и другими видами хозяйственной деятельности, изменяются и условия их жизни. Многие из них начинают вести оседлый образ жизни. Теперь уже одних только юрт им было недостаточно. Появляются и другие виды жилища, более соответствующие оседлому образу жизни. Используя камыш или дерево, они начинают строить землянки, углублявшиеся в землю на один метр.

В дом вели ступеньки из камня или дерева. Если дверной проём был небольшой, то его закрывали деревянной дверью. Широкие проёмы завешивали шкурами животных или войлочным покрывалом. В избе делались нары и полати, традиционно расположенные вдоль передней части избы. Полы были земляные. На них стелили сплетённую из лыка рогожу. Поверх рогожи клали войлочные подстилки. Для хранения посуды и другой домашней утвари служили полки. Землянки освещались жировыми и масляными лампами, сделанными из глины. Как правило, в землянках не было отопления, очень редко в них находят следы очага. Возможно, их обитатели зимой согревались теплом жаровен.

землянки тюрков

Такое жилище требовало постоянной уборки и проветривания, чтобы защитить его от сырости, пыли и копоти. Наши предки стремились держать в чистоте не только свои жилища, но и окружающую дом территорию. В Булгаре археологи нашли небольшие улочки, покрытые деревянным настилом.

Первые деревянные дома кочевников

Постепенно дома начинают строить из дубовых или сосновых брёвен в виде сруба. Как правило, люди одной профессии селились по соседству, мастера жили вблизи своих мастерских. Так возникали слободы гончаров, кожевников, кузнецов и т. д. У занимавшихся земледелием булгар почти в каждом хозяйстве были погреба (обшитые досками зерновые ямы) и ручные мельницы. Хлеб и другие мучные изделия они пекли сами. Археологи находят на раскопках булгарских селений следы полукруглых печей, в которых готовили еду, которыми обогревали жилище.

булгарский дом

одеяла и сундуки

Посуда. Древние тюрки пользовались в основном деревянной или глиняной посудой, а в более зажиточных семьях — и металлической. Глиняную и деревянную посуду большинство семей делали своими руками. Но постепенно, с развитием ремёсел, появились мастера, занимающиеся изготовлением посуды на продажу. Они встречались как в крупных городах, так и в деревнях. Глиняную посуду первоначально лепили вручную, но затем начали использовать гончарный круг. Мастера использовали местное сырьё — чистую, хорошо промешанную глину. Из глины изготавливали кувшины, кумганы, копилки, посуду и даже водопроводные трубы. Обожжённую в специальных печах посуду украшали выдавленными орнаментами, раскрашивали яркими красками.

Дворцы ханов

Когда тюрки вели полукочевой образ жизни, у хана было два жилища. Зимний дворец из камня и летняя юрта. Конечно, ханский дворец отличался своими большими размерами и внутренним убранством. В нём было много комнат и тронный зал.

дворец хана трон

В переднем углу тронного зала находился роскошный царский трон, покрытый дорогими заморскими тканями. Левая сторона царского трона считалась почётной, поэтому во время церемоний жена хана и самые дорогие гости усаживались по левую руку от хана. По правую руку от хана располагались предводители племён. Гости, заходя в тронный зал, в знак уважения, должны были снимать головные уборы и вставать на колени, приветствуя таким образом правителя.
Во время застолий первым попробовать блюда должен был сам правитель, а затем по очереди угостить своих гостей. Он собственноручно раздавал по кусочку мяса каждому из гостей, по старшинству.

дворец хана

Только после этого можно было приступать к застолью. Праздничные застолья у булгарской знати продолжались долго. Здесь они читали стихотворения, соревновались в красноречии, пели,танцевали и играли на разных музыкальных инструментах. Таким образом, тюрки умели приспосабливаться к самым разным условиям жизни. С изменением среды обитания менялись и образ жизни, и даже виды жилища. Неизменным оставалась любовь к труду и верность обычаям и традициям предков.

Читайте также: