Чем отличается талант от гениальности кратко

Обновлено: 05.07.2024

1) Шопенгауэр очень точно определил, чем отличается гений от таланта, он сказал: талант - это тот, кто попадает в цели, в которые другие попасть не могут, а гений - это тот, кто попадает в цели, которые никто не видит. Лучшей формулировки пояснения разницы между гением и талантом нет. Таким образом, талант может просчитывать, а гений - у него это из воздуха, это само собой разумеющееся. Разница принципиальна! (из интервью Михаил Казиника)
2) Гений — это экстраодаренность. Талант — способность. Различие в степени. Разница между талантливым человеком и гением в том, что последний перерастает свою эпоху как минимум на столетия. Гений совершает то, что недоступно таланту. (Виктория Сорокопуд статья "Одаренность – дар плюс труд. ")

Гений, это человек - одиночка, думающий за всех сразу. и выдает сенсации, которые поражают всех своей простотой мысли. Талант данный от природы или талант приобретенный, нужно совершенствовать, иначе он затухнет как свеча.

А я думаю что гений производит "бомбу" а талант маленькие "бомбочки"

Т е гений имеет совершенно новый "свой" взгляд на природу вещей возможно появившийся в результате Просветления, а талант это врожденная способность к успешной деятельности в различных отраслях человеческих занятий.

Хотя точного определения думаю быть не может ибо нет ясной и четкой границы между талантом и гением

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества". Источник: Ридецкая О.Г., Психология одаренности

По долгу службы мне не раз приходилось иметь дело с талантливыми людьми. Талант, наверное, определить несложно. Это то, что у вас получается лучше всего. Так же. как и способности. Вас просто тянет к какому-то определенному виду деятельности, и у вас - "О, удача!", - получается! Ура - это ваше! Осчастливленные найденным благом, мы стараемся развить и укрепить еще слабый зеленый росток способностей упорным трудом и тренировкой. И усилия дают плоды. Именно талантливые и способные люди, как правило, добиваются успеха в жизни.

Талант, это то, что поддается учету и обработке. Последствия чего можно рассчитать и прогнозировать. Талант, это то, что обладает врожденной мерой того, что можно, и того, что должно. Талантливые люди намного легче приспосабливаются к житейским обстоятельствам, чем гении или люди, не знающие, в чем они могут себя проявить.

Но не всякую реку можно одеть в гранитные берега.

Вот 5 различий таланта и гения, как это понимали величайшие умы человечества:

  • "Талант с лёгкостью делает то, что трудно для других; гений делает то, что невозможно для таланта." - Анри Амьель

Считается, что Александр Македонский знал в лицо каждого из солдат своего войска - более 35000 человек, а великий шахматист Алехин мог играть на 40 шахматный досках одновременно. Моцарт в 3 года выступал с концертами, а в 4 года написал клавирный концерт, хотя и каракулями, очень сложно, но с соблюдением всех музыкальных закономерностей жанра. Пикассо научился рисовать раньше, чем говорить. Лев Ландау стал доктором физико-математических наук в 26 лет.

  • " Многие великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы", - Оноре де Бальзак

Леонардо да Винчи опередил время на 400 лет: изобрел автомобиль, водолазный костюм, ласты, спасательный круг. Но и танк и множество необычных военных машин. Также вертолет, дельтаплан, воздушный шар.

Никола Тесла изобрел на рубеже 19-20 веков все то, чем мы пользуемся сейчас: переменный ток - разработки ученого использовались в строительстве первой в мире Ниагарской ГЭС, электродвигатель, радио и дистанционное управление. Без него не было бы и эры компьютеров. Но главные внедрения его изучения мирового эфира, что считается сейчас "ненаучным", еще впереди.

Иоганн-Себастьян Бах разделил октаву клавишных инструментов на 12 равных полутонов. ("хорошо темперированный строй"). Чем и пользуется вся классическая музыка, которой мы пользуемся до сих пор.

  • Гений учится у природы; талант — у книг (Genius learns from nature; talent from books)—Джош Биллингс

К ним относят И.-С.Баха, Жана-Жака Руссо, Авраама Линкольна, Мэри Эннинг , Билла Трейлора . Бах в детстве тайком, при луне, так как свечи, как и ноты, брать запрещалось, переписывал ноты итальянских струнных концертов. За что и поплатился зрением в старости.

Йоги считают, что когда ты уже близок к Просветлению - весь мир становится твоим Учителем.

  • Талант должен иметь память, гению этого не требуется.

Великий греческий философ Платон (5-4 вв до н.э.) считал, что одаренность определяется предыдущим перевоплощением человека. Все, что мы знаем о природе вундеркиндов, не объясняет этого явления. Только наличие прошлого опыта , наработки из прошлых жизней могла бы объяснить этот феномен. Однако это считается сегодня ненаучным и отрицается частью мировых религий.

  • Способнымзавидуют, талантливым вредят, гениальным мстят.—Никколо Паганини

Гений, несомненно, это концентрация таланта. И многие из тех, кто так сильно отличался от окружающих, при сравнении с ними вызывали враждебные чувства. Отсюда и поговорка о "белой вороне". Можно вспомнить истории о Моцарте, Сократе, Тесле. О Пушкине и Бахе, Цветаевой, Ахматовой, Гумилеве, Мандельштаме, Есенине, Маяковском, Блоке - да весь "Серебряный век" здесь. Так же, как и Ломоносов. Им несть числа! Как говорят: "Любовь смотрит через телескоп, зависть через микроскоп".

  • Талант — это то, чем вы обладаете; гений — то, что владеет вами.

Античные греки считали гениальность своего рода одержимостью. Сократ называл своего "гения" внутренним голосом , который предупреждал его в случае опасности и предостерегал от ошибок. Такой же " внутренний голос " вел П. Чайковского, А. Шнитке и А. Вознесенского, по их собственным признаниям. Виктор Гюго, французский поэт-романтик, говорил:"Бог диктовал мне, а я писал". Пушкин, Ахматова и Бродский признавались, что писали "как бы под диктовку" . Все они говорят о некоей иррациональной мудрости, владеющей ими.

Обобщаем все сказанное: Талант - измерим. Гений - неизмерим. Мы не можем понять гениальность в полном объеме, но можем изучать и стремиться к реализации своего внутреннего потенциала. В глубине души мы убеждены в неизмеримости своего внутреннего мира. Именно на этом чувстве основывается непоколебимое убеждение верующих в существовании Бога, Истины и Совершенства.

Талант - способность делать хорошо, не зная правил, но интуитивно следуя им. Гениальность - способность, нарушив правила, сделать ещё ЛУЧШЕ.

Талантливый художник, например, не имея образования, сможет написать прекрасную картину, которая будет составлена по всем правилам композиции, золотого сечения и т.д., даже если он таких слов отроду не слышал.

Гениальный же художник напишет картину, которая будет настолько хороша, что потрясет весь мир, несмотря на то, что в ней парадоксально будут нарушены какие-то ( или даже все!!) правила соотношения цветов, построения рисунка и прочих (парадоксально - потому что, в теории, картина при этом должна была бы выглядеть вырвиглазно).

вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

цифровой (характерен для математиков, программистов);

слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). 2

О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности .

Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике.

Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.

Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.

О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”.

Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.

Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно.

Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно. Он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.

Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры .

Если мы обратимся теперь к решению вопроса - в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности гения.

По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Это является одной из важнейших предпосылок создания гениями чего-либо принципиально нового, именно поэтому они способны в мелочах увидеть то, что другим не заметно и сделать из этих мелочей величайшее открытие [19, с. 113]. Многие гениальные ученые падали в обморок от восторга при чтении сочинений Гомера. Живописец Франчиа умер от восхищения, после того как увидел картину Рафаэля. одаренность способности гениальность маттоид

Но именно эта слишком сильная впечатлительность гениальных или только даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с древнейших времен.

Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря в собрании поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения. Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить по счетам, если его фамилия была написана через два “n”.

Все, кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того, что, являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью отталкивают от себя большинство людей.

Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно: например Гёте подробно описал Италию, не видев ее. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, - гениальные натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении [8, с. 34].

Если некоторые из этих последних и обнаруживают недюжинные умственные способности, то это лишь в сравнительно редких случаях, и притом ум их всегда односторонен: гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - главных качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера.

Резюмируя эти положения, можно прийти к следующим выводам: в физиологическом отношении между нормальным состоянием гениального человека и патологическим - помешанного существует немало точек соприкосновения. Среди гениальных людей встречаются помешанные и среди сумасшедших - гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности [14, с. 106].

Установив такое близкое соответствие между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - сумасшествию и в то же время предостеречь нас, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.

Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.

Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.

Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков — наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.

Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры таланта имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия одарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются. Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости. Отсюда следует необходимость в приведении точных понятий для дальнейшего раскрытия проблемы.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.

Список использованных источников

Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. – 398 с.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Лениздат, 1999. – 215 с.

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 592с.

Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. – 1989 - №6. – С. 29-33.

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2006. – 592с.

Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. – М.: Учпедгиз, 1988. – 614с.

Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С. 134-139.

Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. -1999. №3. – С. 41-55.

1 Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с.

Читайте также: