Чем отличается рок опера от мюзикла кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рок-о́пера (англ. rock opera ) — это опера в жанре рок-музыки.

Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.

Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.

Содержание

История

Рок-оперы в России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

а также современными произведениями:

Немного об Авторах

Мюзикл и рок-опера – постоянно развивающиеся жанры, являющиеся выразителями мыслей и чувств человека, его отношения к явлениям действительности. Мюзикл, как и рок-опера, отражает основные тенденции развития общества. Эти сценические жанры мгновенно откликаются на появление новых тенденций в разных видах искусств: музыке, танце, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре. Важнейшими характерными чертами современного мюзикла (а так же рок-оперы) являются жанровое многообразие его номеров, полистилистика и опора на различные явления массовой культуры (элементы шоу, спецэффекты, ориентир на интерактивное взаимодействие с публикой).

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) — развлекательное представление, в котором соединяются различн6ые жанры искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.

Откуда появился мюзикл?

Мюзиклы пришли к нам из Америки в 60-е г.г. ХХ века. И быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных музыкальных пристрастий.

Среди наиболее известных мюзиклов -

Манера пения в мюзикле отличается, например от оперной. Это скорее напевание, восклицания, вскрики, пение-шёпот.

Танцующий хор в мюзикле – обычное явление.

Оркестр аккомпанирует действию, сопровождая и пение, и танцы, используя ритмы и тембры джаза, рок-музыки.

Что такое опера? (Музыкально-драматическое произведение со сложной драматургией и сквозным музыкальным развитием).

Можно ли представить себе оперу без развитой и сложной музыкальной драматургии, без высокого профессионализма исполнителей, без особой манеры пения, поставленного, классического вокала, уходящего своими корнями в итальянское бельканто, без богатого своими тембровыми возможностями звучания симфонического оркестра?

Казалось бы нет. Но тогда причем здесь рок? Ведь он как будто бы вовсе не отвечает этим требованиям.

Что же привело столь далекие виды музыки как опера и рок к взаимному согласию. Что сблизило их?

Уже первое десятилетие развития рок-музыки показало, что она представляет собой крайне неоднородное явление.

Во-первых, одной из линий развития рока стало его сугубо развлекательное, ориентированное на заполнение молодежного досуга, танцевально-прикладное назначение.

Во-вторых, в роке молодежь нашла одну из форм своего обособления, противопоставления себя миру взрослых, вызова против их лицемерия и ханжества.

И, наконец, в роке действовала третья тенденция. Дело в том, что в рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально-одаренных людей. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания, а это требовало расширения и обогащения выразительных средств и приемов, новых творческих идей. Тем более, что рок - музыканты взрослели, повышалось их исполнительское мастерство, совершенствовалась техника, появлялись качества подлинного профессионализма.

Серьезная, классическая музыка все больше привлекала к себе их внимание. Музыканты не только создавали обработки и переложения классических произведений, но и использовали принципы классического музыкального мышления, особенности формы, гармонии, лада, полифонии, характерных для серьезной музыки того или иного периода. Они обращались к сложившимся традиционным жанрам классической музыки, в особенности к тем, что позволяют создать масштабные, образно-контрастные композиции, - симфонии, концерту, оратории.

Особе место среди этих жанров занимает опера. Ведь опера – это театр, действо. А рок-музыка всей своей атрибутикой со всей своей манерой сценического поведения исполнителей, формой общения, различными декоративно-световыми эффектами, атмосферой карнавальности тяготеет к театру.

Таким образом, опера открывала перед роком возможности решать серьезные темы, используя богатый, накопленный за столетия арсенал драматургических приемов и при этом сохранить яркую сценическую индивидуальность.

Опера в сотрудничестве с роком также нашла для себя немало привлекательного. На протяжении всей своей истории она не раз вбирала в себя находки других видов искусства: комедии, балета, кантаты, оратории, симфонии, драматического театра и кино.




Могла ли опера, так склонная к контакту с другими жанрами, пройти в поисках нового музыкального языка мимо совсем юного, но уже завоевавшего огромную популярность жанра, как рок?

Совершенно очевидно, что встреча оперы с роком – массово-бытовой музыкой наших дней, должна была состоятся.

Начало жизни кинематографа в его современном виде началось с показа короткометражных фильмов. Первые кинокадры (примерно полторы минуты демонстрации) были документальными.

Показ фильмов проходил в специальных помещениях и сопровождался игрой пианиста (тапёра).

Тапёр – музыкант второй половины девятнадцатого – начала двадцатого века, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы.

Это была немая, чёрно-белая лента.

Одна из самых запоминающихся сцен – поединок Меркуцио и Тибальда. Перед гибелью Меркуцио улыбается – гобой и флейта передают трагизм сцены.

Мелодии к советским кинокартинам писали виднейшие композиторы своего времени.

Эта мелодия любима до сих пор. И хотя она названа маршем, весёлая и задорная песенка оставляет лёгкое, приятное впечатление.

Фильм начинается симфонической увертюрой.

Увертюра – инструментальное (оркестровое) вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте).

В увертюре звучат фанфары. Вступают фаготы и кларнеты. Достигается кульминация, звучат деревянные и струнные инструменты, создавая новую лирическую мелодию. В финале мелодия повторяет начало.

Всё это – романтические мечты о путешествиях и приключениях. Музыка в кино заставляет зрителя сопереживать героям и придаёт картине неповторимый характер. Сегодня трудно представить себе фильм без музыки, ведь она по праву стала частью кинопроизведения.

Тапёр – музыкант второй половины XIX-начала XX века, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы.

Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.

Лейтмотив – в музыке характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают персонаж, его черты, драматическую ситуацию, и звучат при появлении этого персонажа или при повторении этой ситуации.

Кантата – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

ВОПРОСЫ

Что такое мюзикл?

Откуда появился мюзикл?

Какие особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров отличают мюзикл от оперы?

Что такое опера?

Что такое рок-опера?

Что такое увертюра?

Что такое лейтмотив?

Что такое кантата?

Музыка.

Урок № 32 (6 класс)

Дата 08.05.2020 г.

Тема Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Что такое мюзикл?

Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) — развлекательное представление, в котором соединяются различн6ые жанры искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.

Откуда появился мюзикл?

Мюзиклы пришли к нам из Америки в 60-е г.г. ХХ века. И быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных музыкальных пристрастий.

Среди наиболее известных мюзиклов -

Манера пения в мюзикле отличается, например от оперной. Это скорее напевание, восклицания, вскрики, пение-шёпот.

Танцующий хор в мюзикле – обычное явление.

Оркестр аккомпанирует действию, сопровождая и пение, и танцы, используя ритмы и тембры джаза, рок-музыки.

Что такое опера? (Музыкально-драматическое произведение со сложной драматургией и сквозным музыкальным развитием).

Можно ли представить себе оперу без развитой и сложной музыкальной драматургии, без высокого профессионализма исполнителей, без особой манеры пения, поставленного, классического вокала, уходящего своими корнями в итальянское бельканто, без богатого своими тембровыми возможностями звучания симфонического оркестра?

Казалось бы нет. Но тогда причем здесь рок? Ведь он как будто бы вовсе не отвечает этим требованиям.

Что же привело столь далекие виды музыки как опера и рок к взаимному согласию. Что сблизило их?

Уже первое десятилетие развития рок-музыки показало, что она представляет собой крайне неоднородное явление.

Во-первых, одной из линий развития рока стало его сугубо развлекательное, ориентированное на заполнение молодежного досуга, танцевально-прикладное назначение.

Во-вторых, в роке молодежь нашла одну из форм своего обособления, противопоставления себя миру взрослых, вызова против их лицемерия и ханжества.

И, наконец, в роке действовала третья тенденция. Дело в том, что в рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально-одаренных людей. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания, а это требовало расширения и обогащения выразительных средств и приемов, новых творческих идей. Тем более, что рок - музыканты взрослели, повышалось их исполнительское мастерство, совершенствовалась техника, появлялись качества подлинного профессионализма.

Серьезная, классическая музыка все больше привлекала к себе их внимание. Музыканты не только создавали обработки и переложения классических произведений, но и использовали принципы классического музыкального мышления, особенности формы, гармонии, лада, полифонии, характерных для серьезной музыки того или иного периода. Они обращались к сложившимся традиционным жанрам классической музыки, в особенности к тем, что позволяют создать масштабные, образно-контрастные композиции, - симфонии, концерту, оратории.

Особе место среди этих жанров занимает опера. Ведь опера – это театр, действо. А рок-музыка всей своей атрибутикой со всей своей манерой сценического поведения исполнителей, формой общения, различными декоративно-световыми эффектами, атмосферой карнавальности тяготеет к театру.

Таким образом, опера открывала перед роком возможности решать серьезные темы, используя богатый, накопленный за столетия арсенал драматургических приемов и при этом сохранить яркую сценическую индивидуальность.

Опера в сотрудничестве с роком также нашла для себя немало привлекательного. На протяжении всей своей истории она не раз вбирала в себя находки других видов искусства: комедии, балета, кантаты, оратории, симфонии, драматического театра и кино.

Могла ли опера, так склонная к контакту с другими жанрами, пройти в поисках нового музыкального языка мимо совсем юного, но уже завоевавшего огромную популярность жанра, как рок?

Совершенно очевидно, что встреча оперы с роком – массово-бытовой музыкой наших дней, должна была состоятся.

Начало жизни кинематографа в его современном виде началось с показа короткометражных фильмов. Первые кинокадры (примерно полторы минуты демонстрации) были документальными.

Показ фильмов проходил в специальных помещениях и сопровождался игрой пианиста (тапёра).

Тапёр – музыкант второй половины девятнадцатого – начала двадцатого века, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы.

Это была немая, чёрно-белая лента.

Одна из самых запоминающихся сцен – поединок Меркуцио и Тибальда. Перед гибелью Меркуцио улыбается – гобой и флейта передают трагизм сцены.

Мелодии к советским кинокартинам писали виднейшие композиторы своего времени.

Эта мелодия любима до сих пор. И хотя она названа маршем, весёлая и задорная песенка оставляет лёгкое, приятное впечатление.

Фильм начинается симфонической увертюрой.

Увертюра – инструментальное (оркестровое) вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте).

В увертюре звучат фанфары. Вступают фаготы и кларнеты. Достигается кульминация, звучат деревянные и струнные инструменты, создавая новую лирическую мелодию. В финале мелодия повторяет начало.

Всё это – романтические мечты о путешествиях и приключениях. Музыка в кино заставляет зрителя сопереживать героям и придаёт картине неповторимый характер. Сегодня трудно представить себе фильм без музыки, ведь она по праву стала частью кинопроизведения.

Тапёр – музыкант второй половины XIX-начала XX века, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы.

Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.

Лейтмотив – в музыке характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают персонаж, его черты, драматическую ситуацию, и звучат при появлении этого персонажа или при повторении этой ситуации.

Кантата – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

ВОПРОСЫ

Что такое мюзикл?

Откуда появился мюзикл?

Какие особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров отличают мюзикл от оперы?

Традиции классической оперы свято почитаемы в театральном мире. Но оперное искусство продолжает развиваться и рождает новые жанры, созвучные своему времени и отражающие его эстетику. На современной сцене с успехом идет мюзикл — и зрительный зал взрывается аплодисментами. Не потому ли, что в молодом пока еще жанре продолжаются традиции высокого искусства?

Определение

Опера – театральный жанр, в котором драматическое действие сочетается с вокальным исполнением и инструментальной музыкой. Его разновидностями являются большая опера, романтическая и комическая опера, опера-балет. Каждая из этих оперных форм имеет свои особенности, но принцип сценической драматургии для всех остается общим: действие на сцене выстраивается на основе написанного для оперы либретто, драматическое исполнение сопровождается вокалом, спектакль начинается с увертюры – короткого музыкального вступления.

Мюзикл – музыкальное сценическое произведение, в котором композиционно соединены диалоги, песни, симфонические музыкальные фрагменты и хореография. Основу спектакля составляет драматическое или комедийное произведение, поэтому мюзикл имеет и другое название – музыкальная комедия.

Сравнение

В европейской культуре жанровые особенности оперы сложились к началу XVI столетия. Они унаследовали черты библейских мистерий и пасторалей – публичных представлений, сопровождавшихся музыкой и пением. В 1597 году Якопо Пери представил зрителям из высших слоев сценическую композицию, которую назвал просто opera – сочинение, творение. Это была переложенная на музыку древнегреческая легенда об Орфее и Эвридике.

В опере все драматические коллизии передаются посредством вокала: сценическое действие сочетается не с диалогами и монологами героев, а с дуэтами, ариями и речитативным исполнением небольших текстовых фрагментов.

Оперные произведения отличаются сложностью и требуют высокого исполнительского мастерства. Хоровое пение, балетная хореография, включение других дополнительных элементов сценического действия, как и декорации, костюмы, бутафория служат только фоном живого вокала. Он составляет художественное содержание оперы и ее эстетическую сущность.

Мюзикл возник в 30-е годы прошлого столетия как синтетический жанр, близкий к шоу варьете и водевилю. Вначале так называли легкое развлекательное представление, в котором переплетались остроумные диалоги, популярные вокальные номера, эстрадная музыка и танцы.

Первые мюзиклы появились на американской сцене. Со временем в них стали проявляться черты композиционного сходства с опереттой и музыкальной комедией. Но это сходство никогда не было тождеством. Мюзикл изначально обладал важной отличительной особенностью: в нем, наряду с эстрадным вокалом, первостепенное значение имели зрелищные эффекты и хореографические композиции.

Эту особенность можно считать жанровым признаком современного мюзикла. Сложное либретто, драматизм, художественная интерпретация тем, касающихся общечеловеческих ценностей, давно вывели его из ряда развлекательных шоу.

Но мюзикл не опера. В нем используются иные средства реализации творческой идеи: актерское и вокальное мастерство исполнителей составляет единое целое с хореографической постановкой, симфоническая музыка сочетается с эстрадной, фрагменты классических произведений – с популярными мелодиями и джазовыми темами.

  1. Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором вокальное исполнение является главным жанровым признаком. Мюзикл – сценическая постановка, сочетающая вокал, диалоги, хореографию и зрелищные эффекты.
  2. Оперная музыка звучит в исполнении симфонических оркестров. В мюзикле преобладают эстрадные жанры музыкальных произведений.
  3. Оперное либретто создается преимущественно на основе литературной трагедии, драмы или комедии. Либретто для мюзикла – чаще всего самостоятельная авторская разработка, хотя может быть написано и по мотивам литературных произведений любого жанра.
  4. Оперное действие всецело подчинено вокалу. В мюзикле, как правило, используется не оперный, а эстрадный вокал, который связан только с частью сценического действия.
  5. В опере не используются сложные зрелищные эффекты. В мюзикле они составляют важную композиционную часть.

(13 оценок, среднее: 4,69 из 5)

Читайте также: