Чем отличается формационная и цивилизационная концепции общественного развития философии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Наличие определенных этапов в развитии истории отмечалось мыслителями издавна:

Платон: естественное(дообщественное)состояние, общественное состояние(не соотв-ет природе челк-ка), разумное(идеальное общество будущего).

Гегель: 3типа об-ва: восточный мир, античность, германский мир.

Фергюссон: 3эпохи об-ва: дикость(охотничье хоз-во, отсутствие ч/с), варварство(скотоводство, ч/с не закреплена законом), цивилизация(земледелие, ч/с).

В современной теории 2 подхода к изучению исторического процесса:

Формационная теория - создана марксистской школой. В процессе производства люди (производительные силы) вступают между собой в определенные отношения (производственные отношении), которые возникают между людьми в ходе производства материальных благ (отношения между рабом и рабовладельцем, рабочим и предпринимателем). Базис – совокупность отношений в процессе производства, к-рый определялся формами собственности на средства производства. История общества представляет собой последовательную смену способов производства. Совокупность производительных сил, производственных отношений, социально-культурных, политических процессов образуют определенную историческую ступень развития – формацию. К. Маркс выделяет пять общественно экономических формаций: первобытно общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую(социалистическую). Высшей формацией должен стать коммунизм. Основой движения от одной формации к другой является конфликт между производительными силами и производственными отношениями или революция. Решающая роль принадлежит рабочему классу. Переход к коммунизму должен произойти через революционную классовую борьбу.

Для формац. подхода характерны:

Убеждение в существовании объективных законов развития об-ва, к-рые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь

Экономика является базисом формации, материальному производству принадлежит решающая роль в развитии об-ва

Об-во развивается прогрессивно, критерием прогресса является развитие производительных сил, совершенствование производственных отношения

Неизбежность смены одной формации на другую

Критика формационного подхода:

1)Разработанная на материале истории западной Европы она без достаточных оснований была перенесена на всемирную историю. Реальные тенденции и формы развития обществ во многих регионах и странах мира в частности на востоке не подходят под схему пяти формаций.

2)История в рамках формационной теории приобретает однолинейный теологический характер. Теория предписывает истории строгую последовательность стадий развития, определенную заданность. Цель и смысл этого развития коммунизм-как идеальное состояние общественной жизни.

3) При формационном рассмотрении общества картина его социальной структуры суживается, что все социальные слои за пределами основных классов выступают как маргинальные элементы.

4) Формационный анализ государства акцентирует внимание на его роли инструмента политического господства эксплуататорского класса , что далеко не исчерпывает его сути. При формационном подходе функционально обедненной является роль духовной сферы общества, так как она ставится в жесткую зависимость от материальной сферы.

Цивилизационный подход.

Цивилизации – крупные социокультурные системы со своими закономерностями. Каждая цивилизация самобытна, имеет историческую судьбу, свои институты и ценности. Признаки: единые (пространство, система ценностей, нормы морали, экономическая система), специфический образ жизни, развития.

Концепции цивилизационного развития:

Некоторые исследователи( Фергюссон,Тюрго,Гирзо, Гегель)на первом этапе понятие цивилизация употребляется обозначая человечество в целом и носит ярко выраженный оценочный характер(дикость,варварство,цивилизация). Национально-культурные различия рассматривались как второстепенные, связанные с особенностями среды обитания, расы, культуры.

И. Кант разграничил понятия культуры и цивилизации ("технический тип культуры"), а в процессе развития общества их взаимодействие осуществляется противоречиво, ибо духовная культура, особенно в ее нравственной форме, отстает от цивилизации..

Данилевский – под цивилизацией понимал определенный "культурно-исторический тип общества", существующий в рамках обособленных локальных образований. Каждая локальная цивилизация в своем развитии проходит четыре этапа: становления самобытности, юности (формирование политических институтов), зрелости и упадка. Каждая новая цивилизация богаче в своих проявлениях предшествующих, но при этом каждый культурно – исторический тип реализует собственную модель развития. Локальные цивилизации делятся на 4 типа:

Первичные(без ведущего начала, определяющего их смысл ) – египетская, китайская, иранская

Одноосновные(выраженное начало, определяющее развитие цивилизации) – еврейская(религия), древняя греция(культура). Древний рим(политика)

Двухосновные(развитие 2-х начал)- европейская(политика и культура)

Объединительная (в гармонии развиваются начала политические, религиозные)- славянская(как возможность)

А. Тойнби в своей концепции исторического круговорота рассматривал развитие общества как круговорот локальных цивилизаций, которых он насчитал сначала 21, а затем сократил их численность до 13 ,их типы:

Первичные – неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, легко возникающие и легко погибающие

Вторичные – возникающие в ответ на вызов, изменяющий условия их первоначального существования

Третичные – возникают на основе формирования единых религий и церквей из вторичных цивилизаций.

Основой цивилизационного процесса являются мировые религии, а его законом - способность общества давать адекватный "ответ на вызов" истории: среда обитания бросает вызов чел-ку, к-рый вынужден приспосабливаться к ней, создавая искусственную среду обитания. Сильный вызов – культура останавливается в развитии, слабый- цивилизация не возникает. Ответы на вызов ищет творческое меньшинство – элита. Если утрачивает способность находить ответы – лишается авторитета и пытается сохранить свое лидерство с помощью силы. Общество утрачивает единство, цивилизация погибает.

П.Сорокин утверждал, что цивилизации представляют собой большие культурные суперсистемы, в сильной степени определяющие жизнь, организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических процессов и тенденций. Характеризуемая бесконечным многообразием проявлений, социокультурная реальность обладает системным единством и динамикой перехода из одного состояния в другое.

В современности сосуществуют индийская, китайская, исламская, русская и западная цивилизации. Каждая цивилизация представляет собой целостную систему, все элементы которой связаны между собой. Цивилизация проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, а затем сменяется другой.

Для цивилизационного подхода характерно:

Чел-к является единственным творцом истории, изучение истории- познание чел-ка через формы его деятельности

Ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества играют важную роль

Каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс(относителен, т.к. может охватывать разные стороны жизни об-ва)

Современный мир состоит из множества локальных цивилизаций, относящихся к двум общим типам обществ: индустиральному(западному) и традиционному(восточному).

Общественно-экономическая формация — это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.

Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам.

В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы.

В структуру формации включаются также и социальные явления:

а) некоторые исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация, а также касты, сословия, классы);

б) тип и форма семьи;

в) бытовая сфера жизнедеятельности людей.

Таким образом, нет оснований считать формационную концепцию ложной, хотя, она не может претендовать на абсолютную истинность всех своих положений.

Все большее внимание уделяется цивилизационной концепции общественного развития, и не в последнюю очередь это связано с критикой формационного подхода. В рамках этой концепции всемирная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных цивилизаций.

В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни. Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация.

Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме.

В качестве основания цивилизации определяется материальная сфера. В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем и выделяются три ступени в развитии цивилизации: земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная.

Целостная характеристика цивилизации обязательно включает такие моменты, как природные (включая демографические) условия жизни общества, этнические и исторические особенности жизни данного общества, его духовные характеристики, так как без их учета невозможно объяснить специфику разных цивилизаций в рамках одинаковых ступеней развития.

Обе концепции — и формационная, и цивилизационная — отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.

Общественно-экономическая формация — это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.

Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам.




В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы.

В структуру формации включаются также и социальные явления:

а) некоторые исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация, а также касты, сословия, классы);

б) тип и форма семьи;

в) бытовая сфера жизнедеятельности людей.

Таким образом, нет оснований считать формационную концепцию ложной, хотя, она не может претендовать на абсолютную истинность всех своих положений.

Все большее внимание уделяется цивилизационной концепции общественного развития, и не в последнюю очередь это связано с критикой формационного подхода. В рамках этой концепции всемирная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных цивилизаций.

В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни. Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация.

Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме.

В качестве основания цивилизации определяется материальная сфера. В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем и выделяются три ступени в развитии цивилизации: земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная.

Целостная характеристика цивилизации обязательно включает такие моменты, как природные (включая демографические) условия жизни общества, этнические и исторические особенности жизни данного общества, его духовные характеристики, так как без их учета невозможно объяснить специфику разных цивилизаций в рамках одинаковых ступеней развития.

Обе концепции — и формационная, и цивилизационная — отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.

В социальной философии разработаны две концепции общественного развития - формационная и цивилизационная.

Формационная концепция основана на понятии общественно-экономической формации - типе общества, который характеризуется специфическим экономическим базисом (экономическим способом производства) и соответствующими ему идеологической надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

Понятие общественно-экономической формации позволяет представить историю в виде ряда последовательных ступеней, образующих линию прогресса. К. Маркс выделял пять таких ступеней: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации.

Цивилизационная концепция основана на понятии цивилизации. Единого определения цивилизации до сих пор не выработано. В самом общем виде, цивилизация - это общество, которое характеризуется специфической социальной организацией, а также всей совокупностью материальных и духовных достижений. Согласно циви- лизационной концепции, ход истории приводит к образованию многих цивилизаций, которые так или иначе взаимодействуют друг с другом.

Формационная и цивилизационная концепции - это два среза единого исторического процесса, которые взаимно дополняют друг друга.


Гражданским обществом является совокупность неполитических отношений, к которым относятся экономические, социальные, национальные, религиозные, нравственные и прочие общественные отношения.
Гражданское общество наделено развитыми отношениями между людьми в различных сферах, не зависящими от государства, но находящимися с ним в постоянном взаимодействии. Имеются ввиду свободные проявления отдельных граждан и добровольно созданных организаций, которые способны оградиться от влияния государства на свою деятельность.

Данная концепция сформировалась на рубеже XVIII – XIX веков. Философы эпохи Просвещения и немецкой классической философии проводили границу между гражданским обществом и государством, охватывающим огромную совокупность взаимосвязей государства и гражданина.

К гражданскому обществу относятся:

  • добровольные или стихийные объединения людей. Например, семья, организация людей, ассоциация, объединение и прочее;
  • совокупность различных негосударственных общественных отношений, таких как социальные, экономические, религиозные и прочие;
  • личная и общественная жизнь людей с ее характерными чертами;
  • область самоуправления свободных граждан и их объединений, которые защищены законом от влияния политики и государства.

Цивилизационная и формационная концепции развития общества

Различают две концепции общественного развития: цивилизационную (плюралистическую) и формационную (монистическую).

Согласно этим концепциям существует марксистская и постиндустриальная теории общественного развития.
Марксистская концепция основана на том, что основой развития общества является производство. На основании этого выделяют отдельные стадии или формации. Постиндустриальная концепция считает за основу – технический фактор, согласно этому существует три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное).

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Цивилизационная концепция подразумевает наличие большого количества концепций, имеющих основой различные принципы, потому то она и называется плюралистической. Первая концепция гласит о том, что основой человеческого развития есть единство и прогресс. Вторая концепция отрицает это единство. Согласно ей подразумевается наличие огромного количества исторических образований, не связанных либо мало связанных между собой. И каждая из этих цивилизаций уникальна со своей уникальной историей.

Цивилизация и культура

Наряду с этим существовали экономическая теория, теория физиократов. Адам Смит тесно связывал понятие цивилизации с богатством. Большинство мыслителей идеализировали понятие цивилизации. Конец XVI века характеризуется отсутствием критического отношения к данному термину, так как мыслители не стремились конкретизировать это понятие, тем самым ограничивая возможность его универсального использования.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Гизо полагал, что человечество обладает общей судьбой, а переданный многовековой опыт рисует общую историческую картину человечества. Из этого вытекает необходимость изучения и анализа существовавших цивилизаций. Ф. Гизо полагал, что цивилизация состоит из социального и интеллектуального развития.

Читайте также: