Чем отличается философия аристотеля от предыдущих философских школ

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: В данной лекции рассмотрены биография, основные произведения, философское учение Аристотеля.

Цель лекции: познакомить студента с философским учением Аристотеля.

(384-322 гг. до н.э.)

Философия Аристотеля - это вершина развития античной философии. Отличительной чертой философии Аристотеля является высокая для своего времени культура мышления, структурированность и систематизация философской концепции, доказательность и аргументация (насколько это возможно для философии).

Аристотель был рожден в г. Стагире в 384 г. до н.э.. Его отец был придворный врач. В возрасте 17 лет Аристотель приехал в Афины, где на протяжении 20 лет посвятил себя знаниям. Он был учеником, а затем преподавателем платоновской Академии. Более того, его ранние философские идеи являются продолжением философии Платона. Однако, со временем Аристотель приобретает все большую свободу мышления и создает философскую концепцию, отличную от учения Платона. После смерти своего учителя Аристотель покинул Афины и много путешествовал по Греции, был в Египте, Италии. Аристотель на протяжении 3-х лет был учителем Александра Македонского, которому преподавал латынь, политические и общественные науки.

В 335 г. до н. э. Аристотель вновь прибыл в Афины, где прожил еще 12 лет. В Афинах Аристотель основал свою философскую школу - Ликей. За год до смерти в 323 г до н.э. Аристотель покинул Афины, так как имел сильные идеологические разногласия с правящей партией. В 322 г до н.э. Аристотель умер в г. Эвбеи.

Основные произведения Аристотеля.У Аристотеля было много трудов. Философская часть трудов Аристотеля называется "Метафизика". Что в переводе с греческого означает " после физики ". Такое название дал историк и систематизатор учения Аристотеля Андронник Родосский, когда работал над рукописями Аристотеля. Сам Аристотель выделял "первую философию" - где сосредоточены философские идеи его произведений, и "вторая физика" - где содержатся физические и натурофилософские идеи.

К трудам Аристотеля относят произведения по формальной логике : " Первая аналитика ", " Вторая аналитика ", " Топика ", " Категории ", " Опровержение софизмов ". Труды по физике: " Физика ", " О небе "; по биологии - " История животных ", " О происхождении животных ", по экономике " Экономика " и политике " Политика ", по этике - " Никомахова этика ", " Эвдемова этика " и " Большая этика ".

Онтология.Главным предметом изучения философии, по мнению Аристотеля, должно быть изучение первоосновы бытия. Философия Аристотеля ближе к идеализму, чем материализму, однако ее уже нельзя назвать воинствующим объективным идеализмом, которой была философия Платона. Более того Аристотель подверг последовательной критике идеализм Платона. "Платон мне друг, но истина дороже" - так, немного перефразируя, можно выразить отношение Аристотеля к философии Платона.

Аристотель считал, что невозможно существование идеального бытия идей, оторванного от материального мира. Аристотель считал, что идеи (эйдосы) не могут предшествовать материальным чувственно воспринимаемым вещам. Идеи, по мнению Аристотеля, не могут существовать отдельно от вещей материального мира.

Основа бытия, по мнению Аристотеля, - это перво-материя. Это материя есть неопределенная субстанция. Эта материя еще не есть бытие, такую перво-материю еще даже нельзя назвать составляющей бытия. Перво-материя - это первая категория бытия. Перво-материя определяется через четыре основных элемента - воду, огонь, воздух, землю. Эти четыре элемента составляют первую ступень между перво-материей, которая чувственно не воспринимаема и реальным воспринимаемым бытием. Эти четыре элемента обладают свойствами, которые воспринимаются чувственно. Каждый из этих стихийных элементов обладают противоположными свойствами. Так, огонь есть сочетание теплого и сухого, воздух представляет собой сочетание теплого и влажного, вода есть сочетание холодного и влажного, а земля - это сочетание холодного и сухого.

Эти элементы, по мнению Аристотеля, представляют основу всех вещей. Но они могут заменять один другой, т.е. модифицироваться. Сами эти стихийные перво-элементы есть модификация перво-материи.

Любая вещь и реальное бытие, воплощенные через стихийные перво-элементы, обладают двумя сущностями:

  1. Первая сущность - это индивидуальное чувственно-познаваемое бытие
  2. Вторая сущность - это относится к родовому определению вещи. Аристотель их также называл видовые определения.

Первая сущность может быть постигнута чувствами и эмпирическим опытом. Таким образом, Аристотель в отличие от Платона признавал чувственное познание.

Вещи материального мира есть комбинация четырех стихийных перво-элементов.

Любая вещь это соединение материи и формы. Материя - это потенция существования вещей, вещество, из которых они создаются. Материя приводится в движение формой. Материя без формы пребывает в состоянии не-бытия, потенции. Действительность материи невозможна без формы. В вещах окружающего нас мира материя и форма соединены. Форма - это идеальное духовное начало в философии Аристотеля. Форма - это активное движущее начало.

Аристотель считал, что движение не существует отдельно от вещей. Движение не отделимо от самих вещей. Движение, присущее самим вещам, есть самодвижение. С другой стороны Аристотель выделял перводвигатель, которым является идеальная категория Бог. Бог служит внешней причиной всякого движения.

Всего Аристотель выделял 6 основных видов движения:

  • Возникновение
  • Гибель
  • Увеличение
  • Уменьшение
  • Перемена
  • Изменение

Внутреннее движение, присущее вещам, связано с изменением. Такое движение осуществляется благодаря наличию противоположностей в самом предмете. За счет движения осуществляется переход потенции в действительность.

Категории времени и пространства Аристотель также считал движением. Время - это движение по отношению к базовому моменту, пространство связано с перемещением тел друг относительно друга. Таким образом, пространство - это субъективная категория в философии Аристотеля.

Аристотель разработал концепцию причинности. Он считал, что существует четыре вида причин движения материи:

  • Материальная причина- связана с наличием самой материи
  • Формальная причина - связана с оформлением материи, перехода перво-материи в действительность
  • Активная причина- связана с движением, переходом возможности в действительность
  • Конечная (целевая) причина - это целенаправленное движение материи. Целевую, или конечную, причину можно понимать двояко. Либо это действие божественного сознания, того самого ума-перводвигателя, либо же это результат сознательной деятельности человека

Эта концепция Аристотеля есть первое в науке целенаправленное исследование причинно-следственных связей. Аристотель считал, что познание природы невозможно, если не известны причины движения, возникновения материи. Аристотель полагал, что для каждого явления или процесса характерен свой вид причинности. Каждая наука, следовательно, занимается определенным видом причинно-следственных связей.

Таким образом, для Аристотеля имеет значение не сама материя или форма (идея), но движение материи, возможное за счет формы. Таким образом, в философии Аристотеля мы видим текуче-сущностоное становление идеи. Идея несет оформляющую силу, за счет формы материя приобретает зрительно-ощутимый и смысловой образ. Основные онтологические принципы учения Аристотеля можно свести к следующим тезисам:

  • Каждая вещь есть материя
  • Каждая вещь есть форма
  • Каждая вещь имеет свое целевое назначение - энтилехию

Следовательно, каждая вещь рассматривается не сама по себе, а как то, что должно быть.

Космогония. Космос материальный, следовательно, также прибывает в движении. Внешней причиной движения космоса является Бог. Бог - это ум-перводвигатель, энергия космоса. Этот ум является самостоятельной категорией и не зависит от космоса. Этот ум охватывает решительно все в космосе. Для него не нужна внешняя причина существования, он сам себя мыслит и сам является причиной самого себя. Этот ум есть идеальное начало в философии Аристотеля, который трактуется как единое духовное целое, которое оформляет и осмысляет все материальное.

Следовательно, чувственно - материальный космос, приводимый в движение божественным умом - вечной идеей, все еще является главной категорией в философии Аристотеля. При этом активная движущая идея космоса есть творческое становящееся идеальное начало в учении Аристотеля.

Учение о душе.Аристотель считал, что душа не существует без материи. Душа, по мнению Аристотеля, есть основа движения для человека. Душа является и причиной существования тела. Аристотель, также как и Платон, осуществлял классификацию душ. Он выделял следующие виды души:

Древнегреческий философ Аристотель

Аристотель – древнегреческий философ (384 — 322 г. до н.э.), которого принято относить к классикам философской древнегреческой мысли наряду с Платоном и Сократом. Все об Аристотеле, что известно нашей истории, возводит его в ранг величайших мыслителей своего времени. Нельзя сказать, что именно Аристотель в полной мере стал родоначальником таких научных дисциплин, как геометрия, математика, физика, метафизика, медицина, логика, биология и так далее, но именно этот философ создал необходимый научный и социально-философский базис, на котором стоит значительное большинство нынешних научных и философских дисциплин. Помимо того, Аристотель славится тем, что был учителем знаменитого полководца Александра Македонского.

Аристотель родился на полуострове Халкидики в Северной Греции в семье придворного врача у царя Македонии Аминта III. Мальчик получил хорошее образование и, будучи юношей решил продолжить учебу в Афинах, где стал слушателем академии Платона. Спустя два года он уже читал лекции по риторике. Способный ученик стал близок Платону и вошел в его окружение философов-платоников. Аристотель относился к своему наставнику с глубоким почтением, но позволял себе критику его учения.

Amicus Plato , sed magis arnica Veritas

Платон мне друг, но истина дороже

В 347 до н.э., после смерти Платона, философ вместе с Ксенократом покинули Афины и отправились к Гермию — еще одному ученику Платона, который являлся правителем города Атарнея в Малой Азии. Аристотель создает там свою первую философскую школу и женится на приемной дочери Гермия. Но через три года, после ее смерти вернулся в Македонию. Аристотель получил приглашение от Филиппа II воспитывать и обучать его сына Александра. Обучение длилось восемь лет, пока не был убит Филипп II и Александру пришлось взять власть в свои руки. Философ вернулся в Афины и основал там свою философскую школу.

Философская школа Аристотеля

  • философия
  • риторика
  • история
  • астрономия
  • география
  • политика
  • социология
  • онтология
  • логика
  • физика.

Аристотель отказался от традиционных методов обучения — чтения лекций, предпочитая им дискуссии во время прогулок. От этого метода обучения произошло еще одно название школы — перипатетическая (по гречески: περιπατέω – прохаживаюсь).

После представителей классической античной философии в лице Сократа, Платона и Аристотеля (особенно, Аристотеля) в философии начался новый этап или новая эра. Аристотель внес величайший вклад в развитие философии, открыв последней множество неизведанных троп, путей, которые полностью переворачивали парадигмы и гипотезы вплоть до позднего средневековья.

Философское учение Аристотеля

Аристотель дает следующую классификацию наук:

Четыре причины:

  1. Материя – эта причина олицетворяет субстрат, то есть, исходный продукт, из которого впоследствии создается что либо. Материя не возникает и не исчезает, она вечна, неизменна, неделима. Примером первичной материи может служить воздух, огонь, вода, эфир, земля.
  2. Форма – цель, причина рождения каких-либо вещей из субстрата (какого либо материала)
  3. Действующая или производящая причина – причина, запечатляющая определенный момент времени, в который рождается вещь.
  4. Цель или конечная причина – целью каждой вещи должно быть благо.

Категории Аристотелем и его последователями, так же и в средние века применялись для соотношения, отношения, для показания разницы между вещами, явлениями или какими бы то ни было теориями. Некоторые современные мыслители, научные деятели, философы сравнивают учение о категориях форм Аристотеля с теорией идей Платона, проводя меж ними параллель и с некоторых ракурсов отождествляя их.

Аристотель классифицировал систему категорий, назвав основной сущность или субстанцию. Остальные выведенные из субстанции категории являлись признаками последней.

Далее идет характеристика иерархии категорий и перечисление их в системе онтологичности знания. Рассмотрение с точки зрения бытия.

Итак, частей изначально было выделено девять:

  1. Количество
  2. Качество
  3. Отношение
  4. Место
  5. Обладание
  6. Положение
  7. Время
  8. Действие
  9. Страдание.

Позже, для простоты Аристотель оставил только три из них.

Первые понятия пространства и времени берут свое начало именно с философских взглядов Аристотеля:

  • Субстанциональная – пространство и время первоначала мира.
  • Реляционная — Согласно этой теории пространство и время не самостоятельные, а созданные из материи сущности.

Греческий философ Аристотель так же первый начал определять философию как систему научных знаний.

Бог как перводвигатель

По заключению Аристотеля движение мира – единый процесс. Но ничто не происходит само по себе. И первопричиной всего земного процесса движения служит Бог. Основной перводвигатель – Бог. Субстрат создающий все остальное и являющийся причиной и принципом всего, что есть на земле, другими словами. Но это вовсе не тот Бог, о котором нам говорит религия (христианство либо ислам, хотя человек недостаточно ознакомленный с данной теорией Аристотеля может понять все в ином свете). Этот принцип, скорее всего напоминающий четкий алгоритм движения всего и соотношения категориальных процессов, завершающихся и начинающихся вновь. Закономерность расписанная по дням и часам. Аналогом такой закономерности, может служить течение фатализма (вера в судьбу в неизбежность того, что должно произойти) с оттенками детерминизма. Бог являет в себе чистую форму и первую сущность. Божество – сверхчувствительная сущность, всеобъемлющая. В теории познания по Аристотелю Божество занимает первые места.

Идея души

Душа, по Аристотелю есть некая тесно связанная с физическим организмом субстанция, являющая и исполняющая регулятивный функционал. Тело и душа, по мнению философа, существуют нераздельно друг от друга. Душа, в свое время, также является источником (вероятно, аккумулирующим в телесной оболочке энергию). Душа похожа на форму, закономерно упорядоченную, гармоничную. Бытует мнение о том, что душу Аристотель соотносит и в некоторой степени отождествляет с сознанием и его деятельностью. Будучи центром всего закономерного человеческого организма, душа носит не только регулятивный характер, но и носит в себе аналитический функционал. Душа, это и центр, и вершина, и причина, и средство, и природный разум, данный человеку.

Теория познания и логика

Аристотель считал, что познание имеет своей целью бытие. В первичности познания чувственность и ощущения имеют значимый характер. Бытие, уподобляется воде замороженной в стакане. Если разбить стакан, вода будет держать форму. Так и бытие способно брать за основу предметы, копируя их в человеческом сознании, таким образом познавая, обращая внимание на все мелочи и нюансы. Чем ближе к реальному предмету либо явлению форма (бытие, копия) тем совершеннее знание и качественней познавательный характер.

Так же Аристотель знаменит как основоположник логики. И он же разрабатывая концепцию теории познания, углубляясь в нее создал так называемую классическую логику. Тут Аристотель вылепил формат мышления. Понятие, суждение, умозаключение – классическая схема созданной Аристотелем основы логического мышления.

Законы логики Аристотеля:

  • Закон тождества
  • Закон противоречия
  • Закон исключенного третьего

На трех законах логики, выведенных Аристотелем, в наше время строятся множество философских, научных и даже теологических концепций и теорий.

Этические взгляды Аристотеля и учение о добродетелях

Аристотель

Аристотель, философия и учение которого используются в науке доныне, — великий мыслитель Древней Греции, учредитель лицея в Афинах. Чем известен ученый, кроме сухой информации о его деятельности? Аристотель — интересная личность.

Аристотель: философия ученика Платона

В юношеском возрасте Аристотель вступил в Академию философа Платона. Два десятилетия он слушал лекции учителя, читал много книг и формировал собственные заключения, которые позднее раскрыл в своих трудах.

Философия Аристотеля значительно отличается от идей Платона. В последние годы пребывания в академии ученик критиковал наставника и выдвигал новые теории. После смерти Платона у Аристотеля появились слушатели, а все мысли воплотились в отдельное учение. Рассмотрим основные теории Аристотеля.

Философ делил науки на три группы:

Аристотель не отрицал Бога — высшей силы, которая создает и движет все сущее. Философ считал, что причины существования — это:

Аристотель как философ выделил категории времени и бытия. Мыслитель утверждал, что знания человек получает исходя из ощущений, умений и опыта, которые подвергаются анализу и умозаключению.

Особа, по мнению философа, по-настоящему обладает знанием, если применяет его на практике, а в остальных случаях она всего лишь располагает мнением. Понятия дедукции и индукции также пришли к нам от Аристотеля.

Аристотель о счастье

Философ размышлял о суждениях и высказываниях. Он учил своих последователей не противоречить самому себе, не менять значение понятия в одном изложении. Говорил о том, что из двух противоречивых фраз одна истинная, другая ошибочная, а третьей не дано.

Душа человека представлялась Аристотелю как неотъемлемая часть тела. Душа — нематериальная движущая сила. Она заставляет жить, чувствовать, мыслить, достигать цели. Философ считал, что память, эмоции, воля — все это селится в душе.

Книги

Политика — инструмент воспитания нравственности в гражданах. Она помогает организовать общество и достигнуть блага. Аристотель считал, что человек не может жить вне общества и вне политики. Режим полития соблюдает середину во всем: это идеальное общественное устройство. А неправильные формы государств не приносят общего блага. К ним относятся:

  • тирания;
  • олигархия;
  • демократия.

Мысли Аристотеля относительно космоса интересны. Он признавал, что Земля и Луна круглые. Ученый выделял два мира:

  • подлунный (между Луной и Землей), где объекты слагаются из земли, воды, воздуха и огня, хаотично движутся;
  • надлунный (между Луной и крайней сферой), который состоит из неподвижных звезд, созданных из эфира.

Аристотель: биография

Аристотель — чистокровный грек по происхождению. Будущий философ родился в Халкидиках в 384 году до н. э. Его отец Никомах служил придворным врачом. Он приобщал сына к науке, к биологии в частности. Когда родители Аристотеля умерли, опеку над мальчиком взяла семья сестры со стороны отца. Воспитаннику дали хорошее образование.

В 367 году в Афинскую академию приехал юный Аристотель, биография которого с этого момента насчитывает много успехов. Изначально он обучался риторике у Исократа, позднее стал учеником Платона.

Афинская школа

До самой смерти учителя Аристотель находился в академии. Аристотель был уже сложившейся личностью, из-за чего во многом отношения с учителем ухудшились. Ученик не всегда вел себя воспитанно. Однажды он посмел прогнать 80-летнего старика Платона с аллеи, где тот обычно проводил лекции, и занял его место. У Аристотеля появились сторонники.

Мыслитель опровергал учение Платона об идеях и основал перипатетическую школу (чтение лекций на прогулке). После смерти Платона Аристотель с учениками перебрался в Малую Азию. Вскоре Филипп II предложил философу воспитывать своего отрока Александра Македонского. Аристотель обучал царского сына до самого коронования. После смерти Александра в Афинах началось восстание, Аристотеля выгнали как сторонника Македонского. После этого философ жил в Халкиде.

Аристотель много читал, размышлял, писал философские сочинения. Чтобы не тратить драгоценное время на сон, ученый брал в руку бронзовый шар, возле ложа ставил таз и ложился отдыхать. Если засыпал — шар падал, гремел и будил мудреца.

В жизни философу встретились две любимые женщины:

  1. Пифиада — официальная жена, племянница друга. Она родила дочь. Аристотель очень любил жену.
  2. Герпеллида — служанка. У них родился сын, мальчика назвали в честь деда — Никомах.

По сведениям древнегреческих источников и описаний, Аристотель был невысокого роста. Мыслитель имел тонкий голос и нечеткое произношение. Но, несмотря на это, любил побеседовать. Философ обожал нарядную разноцветную одежду, носил украшения. Умер Аристотель в 62 года от болезни желудка.

Аристотель оставил большой след в истории. Его работы послужили основой последующим наукам. Великий философ заслуживает внимания, а его труды — глубокого изучения.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Различия между философиями Платона и Аристотеля / психология

PБрасс и Аристотель, вероятно, являются двумя мыслителями, оказавшими наибольшее влияние на западную культуру.. Даже сегодня, хорошая часть нашего мышления, независимо от того, изучали ли мы философию в школах и университетах, есть причина в работах, которые эти два жителя Древней Греции развивали между 5 и 4 веками до нашей эры..

На самом деле они считаются главной ответственной за консолидацию западной философии.

Однако эти два философа не сошлись во всем. Различия в мышлении Платона и его ученика Аристотеля они стали глубокими и очень актуальными, хотя Аристотель находился под сильным влиянием своего афинского учителя. Ниже мы увидим обзор того, что эти точки расхождения были.

Различия в философии Платона и Аристотеля

По многим предметам эти два философа придерживались противоположных интеллектуальных позиций, хотя всякий раз, когда Аристотель уходил с пути своего учителя, он пытался сформулировать свои объяснения, основываясь на платонической мысли.

Эти основные различия в способе понимания мира, который оба защищали, заключаются в следующем.

1. Позиция до эссенциализма

Платон хорошо известен тем, что установил фундаментальное разделение между миром разумных впечатлений и миром идей. Первый состоит из всего, что может быть испытано через чувства, и является ложным и обманчивым, в то время как второй доступен только через интеллект и позволяет достичь абсолютной истины..

Это означает, что для Платона сущность вещей на плоскости реальности, независимой от предметов и тел, и что последние являются просто несовершенным отражением первого. Эта сущность, кроме того, вечна и не может быть изменена тем, что происходит в мире физического: абсолютная идея о том, что такое волк, остается, даже если этот вид полностью исчезает или растворяется в результате гибридизации с домашние собаки.

Для Аристотеля, однако, сущность тел (живых или инертных) сама по себе, не в другой плоскости реальности. Этот философ отверг идею о том, что все истинное было вне того, что состоит из материи.

2. Вера или нет в вечной жизни

Платон защищал идею о том, что жизнь после смерти существует, поскольку тела разлагаются и исчезают, а души, которые составляют истинное ядро ​​идентичности людей, вечны, как и универсально истинные идеи ( математические законы, например).

Аристотель, с другой стороны, имел концепцию смерти, более похожую на концепцию смерти, основанную на мифах Гомера. Он верил, что в людях есть души, но они исчезают, когда физическое тело деградирует, с которой исключается возможность существования после смерти.

3. Различные теории этики

В философии Платона знания и этика являются элементами, которые полностью связаны друг с другом. Для него доброе и нравственное совершенство достигается благодаря прогрессивному подходу к истине, поэтому невежество приравнивается ко злу, а прогресс через мудрость делает нас лучше.

Эта идея на первый взгляд может показаться странной, но в ней есть определенная логика, если учесть, какое значение придавал этот философ существованию абсолютных идей: все те решения, которые мы отделяем от правды, ошибочны и безответственны.

Аристотель, однако, фокусирует этику на цели достижения счастья. В соответствии с этой идеей, для него добром может быть только то, что осуществляется через наши действия и чего не существует за их пределами. Эта идея имеет смысл, поскольку она исключает существование абсолютных и вневременных истин из уравнения, и поэтому мы должны делать добро здесь и сейчас с теми ресурсами, которые у нас есть в нашем распоряжении..

4. Табула раса или иннатизм

Еще одно из огромных различий между Платоном и Аристотелем связано с тем, как они задумывали создание знаний..

Согласно Платону, обучение - это на самом деле запоминание идей, которые всегда существовали (потому что они универсальны), и наша душа, которая является двигателем интеллектуальной деятельности, уже контактировала с ними в мире нематериального. Этот процесс признания истины называется анамнезом, и он идет от абстрактного к конкретному: мы применяем истинные идеи к разумному миру, чтобы увидеть, как они сочетаются друг с другом.

Для Аристотеля знание создается из опыта и из наблюдения конкретного, и оттуда человек продолжает создавать абстрактные идеи, которые объясняют универсальное. В отличие от своего афинского учителя, Я не верил, что идеальные идеи существуют внутри нас и абсолютно верно, но мы создаем образ из нашего взаимодействия с окружающей средой. Мы исследуем окружающую среду, пытаясь отличить ложное от истинного через эмпиризм.

Эта модель была известна как "tabula rasa" несколько веков спустя, и была защищена многими другими философами, такими как Джон Локк.

Читайте также: