Чем отличается фгос от профстандарта кратко

Обновлено: 06.07.2024

Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях.

Молодые специалисты приходят на предприятия с заведомо непригодными для эффективной работы навыками, и для ускорения адаптации их приходится доучивать непосредственно на рабочем месте.

К тому же на рынок труда пришли зарубежные компании, экономика изменилась структурно и технологически.

В этих условиях дисбаланс между разработанными в совсем другое время квалификационными характеристиками профессий и требованиями, предъявляемыми к работникам в реальном времени, стал заметен на всех уровнях, в том числе и в Правительстве России

После1997 года в течении 10 лет задача в разных видах и вариантах вновь и вновь ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято.

Согласно Постановлению, федеральные министерства и ведомства, в ведении которых находилась регулирование отдельных отрослей российской экономики, также включили в свои программы разработку профессиональных стандартов, но по разным причинам , задача ни в одной из отраслей выполнена не была.

В2007 году был разработан первый макет профессионального стандарта.

Несмотря на то, что на разработку стандартов были выделены немалые бюджетные средства ( стоимость каждого лота на разработку профессионального стандарта составляет 600 тысяч рублей), первые стандарты были приняты приказами министерства и направлены в Минюст России только 30 октября 2013 год

Разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;16 апреля Президент страны подписал Указ о создании Национального совета профессиональных квалификаций при Президенте РФ.

Таким образом, был дан старт новому подходу к решению проблемы, о которой говорят на самом высшем уровне в течении 17 лет.

ФГОС СПО по профессии 19727 Штукатур (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от

Профессиональный стандарт по профессии Штукатур. ПС находится на утверждении

Рассмотрим структуру ПС и ФГОС:

Вид, цели профессиональной деятельности

Обобщенная трудовая функция

Требования к умениям.

Требования к знаниям.

Область профессиональной деятельности

Виды профессиональной деятельности

Профессиональные компетенции ( практический опыт)

Сравнить образовательный и профессиональный стандарты

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минобрнауки России от 22.08.2014 N 1039,

от 17.03.2015 N 247)

ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ.

ПК 1.2. Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.

ПК 1.3. Выполнять отделку оштукатуренных поверхностей.

ПК 1.4. Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей.

  • Подготовка поверхностей под оштукатуривание
  • Приготовление растворов
  • Оштукатуривание поверхностей вручную
  • Выполнение тяг
  • Оштукатуривание поверхностей механизированным способом
  • Оштукатуривание фасадов
  • Отделка поверхностей обшивочными листами (сухой штукатуркой)
  • Ремонт штукатурки

организовывать рабочее место;

 просчитывать объёмы работ и потребности в материалах;

 определять пригодность применяемых материалов;

 изготавливать вручную драночные щиты;

 прибивать изоляционные материалы и металлические сетки;

 выполнять требования охраны труда и техники безопасности;

 натягивать металлические сетки по готовому каркасу;

 набивать гвозди и оплетать их проволокой;

 выполнять насечку поверхностей вручную и механизированным способом;

 пробивать гнёзда вручную с постановкой пробок;

 оконопачивать коробки и места примыкания крупнопанельных перегородок ;

 промаячивать поверхности с защитой их полимерами;

 приготавливать вручную и механизированным способом сухие смеси обычных растворов по заданному составу;

 приготавливать растворы из сухих растворных смесей;

 приготавливать декоративные и специальные растворы;

 выполнять простую штукатурку;

 выполнять сплошное выравнивание поверхностей;

 обмазывать раствором проволочные сетки;

 подмазывать места примыкания к стенам наличников и плинтусов;

 выполнять улучшенное оштукатуривание вручную поверхностей различной сложности ;

 отделывать откосы, заглушины и отливы сборными элеменами;

 железнить поверхности штукатурки;

 выполнять механизированное оштукатуривание поверхностей ;

 разделывать швы между плитами сборных железобетонных перекрытий , стеновых панелей;

 выполнять высококачественное оштукатуривание поверхностей различной сложности;

 наносить на поверхности декоративные растворы и обрабатывать их вручную и механизированным инструментом;

 отделывать фасады декоративной штукатуркой;

 торкретировать поверхности с защитой их полимерами;

 покрывать поверхности гидроизоляционными, газоизоляционными, звукопоглощающими, термостостойкими, рентгенонепроницаемыми растворами;

 вытягивать тяги с разделкой углов;

 вытягивать тяги, падуги постоянного сечения всеми видами растворов на прямолинейных поверхностях с разделкой углов ;

 облицовывать гипсокартонными листами на клей;

 облицовывать гипсокартонными листами стен каркасным способом;

 отделывать швы между гипсокартонными листами;

 контролировать качество штукатурок;

 выполнять беспесчаную накрывку;

 выполнять однослойную штукатурку из готовых гипсовых смесей;

 наносить гипсовые шпатлёвки;

 наносить декоративные штукатурки на гипсовой и цементной основе;

 выполнять ремонт обычных оштукатуренных поверхностей;

Изготовление вручную и прибивка драночных щитов и штучной драни.

Набивка гвоздей и оплетение их проволокой.

Прибивка изоляционных материалов и металлических сеток.

Насечка поверхностей вручную.

Пробивка гнезд вручную с постановкой пробок.

Подмазка мест примыкания к стенам наличников и плинтусов.

Оконопачивание коробок и мест примыканий крупнопанельных перегородок.

Приклейка листов сухой штукатурки по готовым маякам

Прибивка листов сухой штукатурки к деревянным поверхностям.

Обмазка раствором проволочной сетки.

Натягивание металлической сетки по готовому каркасу.

Сплошное выравнивание поверхностей.

Вытягивание падуг с разделкой углов.

Устройство беспесчаной накрывки под высококачественную окраску.

Разделка швов между плитами сборных железобетонных перекрытий, стеновыми панелями.

Отделка лузг и усенков. Торкретирование поверхностей.

Отделка откосов сборными элементами.

Оштукатуривание камер коробов и каналов по стальной сетке.

Железнение поверхности штукатурки.

Отделка поверхностей набрызгом.

Приготовление вручную сухих смесей по заданному составу.

Процеживание и перемешивание растворов.

Приготовление растворов из готовых сухих растворных смесей.

Обмазка раствором проволочной сетки.

Оштукатуривание поверхностей вручную

Простое оштукатуривание поверхностей

Подмазка мест примыкания к стенам наличников и плинтусов.

Оконопачивание коробок и мест примыканий крупнопанельных перегородок.

Приклейка листов сухой штукатурки по готовым маякам

Прибивка листов сухой штукатурки к деревянным поверхностям.

Обмазка раствором проволочной сетки.

Натягивание металлической сетки по готовому каркасу.

Сплошное выравнивание поверхностей.

Улучшенное оштукатуривание вручную прямолинейных поверхностей и ремонт улучшенной штукатурки.

Оштукатуривание откосов, заглушин и отливов .

Вытягивание падуг с разделкой углов.

Устройство беспесчаной накрывки под высококачественную окраску.

Разделка швов между плитами сборных железобетонных перекрытий, стеновыми панелями.

Отделка лузг и усенков. Торкретирование поверхностей.

Отделка откосов сборными элементами.

Оштукатуривание камер коробов и каналов по стальной сетке.

Железнение поверхности штукатурки.

Ручное нанесение раствора на криволинейные поверхности.

Отделка поверхностей набрызгом.

Высококачественная штукатурка стен, потолков, столбов, пилястр и колонн постоянного сечения гладких и с каннелюрами .

Оштукатуривание плоских потолков с кессонами любого очертания.

Нанесение на поверхность декоративных растворов и их обработка вручную.

Вытягивание тяг постоянного очертания всеми видами растворов на прямолинейных поверхностях с разделкой углов.

Разметка и прорезка рустов на оштукатуренных поверхностях .

Отделка фасадов декоративной штукатуркой.

Ремонт декоративной штукатурки фасадов отдельными местами и высококачественной штукатурки внутренних поверхностей зданий.

Оштукатуривание поверхностей растворами специального назначения.(торкрет. )

  • Подготовка поверхностей под оштукатуривание
  • Приготовление растворов
  • Оштукатуривание поверхностей вручную
  • Выполнение тяг
  • Оштукатуривание поверхностей механизированным способом
  • Оштукатуривание фасадов
  • Отделка поверхностей обшивочными листами (сухой штукатуркой)
  • Ремонт штукатурки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа повышения квалификации методические особенности реализации программ СПО в условиях интеграционного процесса внедрения профессиональных стандартов

Программа предназначена для педагогических работников в сфере среднего профессионального образования (СПО).Цель образовательной программы .


Законодательно обязательность использования данного профессионального стандарта установлена в части определения требований к квалификации педагогических работников (статью 195.3 Трудового кодекса Росс.


Для получения специалистов, соответствующих всем современным требованиям необходимо обучаться, повышать квалификацию, стажироваться с учетом этих требований. Для улучшения взаимодействия между работод.

Разработка программ профессионального обучения на сонове профессиональных стандартов

Рассматривается алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессиоанльного образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиоанльных про.

Учет особенностей требования профессионального стандарта при разработке содержательной части при подготовке ОПОП по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

1. Требования ФГОС СПО (требования к структуре, результатам освоения и условиям реализации образовательной программы).p2. Содержание ПООП.p3. Требование работодателей и региональногорынка.


Модернизация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО, ФГОС СОО, ФГОС ТОП 50 профессиональных стандартов, работодателей как условие подготовки конкурентно способного специалиста


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В статье говорится о роли педагога-организатора в современном учебном заведении. Значение работы педагога-организатора сегодня неоценимо, поскольку насыщенная событиями жизнь образовательной организац.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Сравнительный анализ ФГОС и Профстандарта

Сегодня на территории России, как и во всех других странах, основным элементом образовательного процесса выступает учредительная программа. Образовательный норматив (ФГОС) необходим для того, чтобы систематизировать содержание и структуру ключевых концепций в сфере образования. Стандарт указывает, каким образом лучше сформировать образовательную программу с точки зрение общества, определяет ее принципы, наличие в ней определенных элементов и какое количество полномочий она должна создавать.

На данный момент продолжают внедряться учредительные документы 3-го поколения. В конце прошлого столетия переход на рыночную экономику в государстве стал причиной развития негосударственного образования. В итоге возник вопрос: “Возможно ли регулировать такую сферу обучения в условиях демократии?” Так и появилась идея образовательных нормативов, которые реформируют данную сферу.

Что такое профессиональный и образовательный стандарт

Образовательный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Образовательный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Образовательный стандарт – норматив, который устанавливает совокупность норм и требований к итогам освоения центральной образовательной программы, ее условиям реализации, принципам и структуре.

Создание, принятие и применение указанного вида федеральных и государственных стандартов (ФГОС) контролируется и регулируется страной и происходит согласно таким нормативными актам:

Действующее правовое регулирование подготовки учащихся подразумевает применение профессиональных нормативов (осуществление учета требований и правил работодателей) при разработке государственных образовательных документов, учредительных программ профессионального обучения всех уровней.

Профессиональный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Профессиональный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Профессиональный норматив – стандарт, который раскрывает содержание и значение профессиональной деятельности с позиций труда (объединений сообществ и работодателей). Все его содержание касается требований к квалификации сотрудников.

Профессиональные документы являются стандартами нового типа и представляют собой наиболее актуальную и объективную информацию о нормах к квалификациях, которые необходимы для выполнения определенных видов трудовой и интеллектуальной деятельности. Эти нормативы начали разрабатываться в Российской Федерации в середине 90-х годов прошлого столетия. С 1 июля 2016 г. разделы профессиональной документации используются на всех предприятиях, подпадающих под требования технического комитета РФ, федерального законодательства и правовых актов РФ.

Такие стандарты нужно учитывать работодателями при организации кадровой политики и в регулировании человеческими ресурсами, при создании условий для обучения и аттестации работников, формировании должностных обязательств, тарификации выполненных работ и определении концепции оплаты труда с учетом специфики производства.

Различие профессиональных и образовательных стандартов

Образовательные и профессиональные стандарты различны по многим параметрам, но в основном они отличаются следующим:

  1. Сферой регулирования (что регулируется?). Профессиональные нормативы – требования к компетенциям и квалификации. Образовательные – формируют устройство и структуру учебного процесса.
  2. Субъектами контролирования и регулирования (кто создает?). Профессиональные проекты – сообщество высококвалифицированных специалистов в конкретном виде деятельности. Образовательные стандарты –Учебно-методические группы, Минобрнауки. Важно: итоги образования должны непременно ориентироваться на требования и нормы профессиональных нормативов.
  3. Внутренней структурой – в профессиональных документах зафиксированы работы, функции, продукты, методики и технологии, устанавливается, какими умениями, знаниями и компетенциями должен обладать профессионал. Образовательная документация фиксирует особенности сформированной компетенции у выпускника, какими образовательными методами будут создаваться те или иные полномочия, доля вариативной и свободной части.

На базе указанных стандартов возникают различные институты – на основе Профессиональных нормативов – стандартизация квалификаций. С помощью образовательных документов формируется кредитно-зачетная программа, аккредитация учредительных систем.

Проблема взаимосвязи профессионального и образовательного стандартов

Профессиональные нормативы очень важны для общей системы образования, так как позволяют определить, какие нормы и требования к знаниям выпускника могут предъявлять потенциальные работодатели.

Образовательные проекты нового поколения, прежде всего, отражают не сам процесс обучения, а то, что он обязан дать при завершении учебы. Востребованность выпускников высших вузов на мировом рынке труда выступает основным показателем эффективности образовательной сферы в государстве, чему и способствует правильная гармонизация указанных стандартов.

Таким образом, сегодня решается возникшая в последние годы проблема, когда выпускники ВУЗов могут предоставить одни профессиональные навыки, а работодателю необходимы совсем другие. В контексте взаимодействия образовательных и профессиональных нормативов следует четко установить требования к полномочиям будущих сотрудников, то есть и данные виды документов должны ориентироваться на применение компетентного подхода к результатам внедрения новых учредительных программ.

При согласовании рассмотренных стандартов необходимо также учитывать, что рынок развивается стремительными темпами и ставит сложные задачи перед образовательной системой: не просто качественное обучение в пределах будущей профессии, а подготовка специалиста к целому спектру профессиональных навыков и умений, позволяющих максимально эффективно и быстро приступить к выполнению собственных обязанностей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Черных Л.В.- преподаватель спец. дисциплин ГБОУ РХ СПО ЧМТТ

Чем отличается профессиональный стандарт от образовательного стандарта?

На данный момент в России единицей образовательного процесса является образовательная программа (ФГОС)., который разъясняет, как должна быть с точки зрения Государства устроена образовательная программа, а также описывает ее структуру, наличие в ней тех или иных элементов и какими определенными компетенциям она должна быть сформирована.

В последнее время все чаще в профессиональной сфере обсуждается тема профессиональных стандартов, которая вызывает очень большой интерес, как образовательного сообщества, так и социальных партнеров (работодателей).

Что же такое профессиональный стандарт? Еще в конце 80-х годов на Западе был осознан кризис университетского и профессионального образования. Суть его заключалась в том, что образование отставало от потребностей работодателей и выпускники не были готовы к быстрому включению в трудовую деятельность. То же самое мы наблюдаем сейчас и у нас.

Сегодня уровень профессиональной мотивации выпускников снижается с каждым годом. Поэтому создается ощущение, что большинство выпускников все меньше и меньше готовы приступить к работе, т.к. у них недостаточно профильных знаний и у большинства выпускников нет желания работать по выбранной специальности. Основная часть студентов, хотят быть чиновниками или работать в Газпроме, и часто это является пределом их жизненных устремлений. Но есть и те, кто хочет работать, создавать что-то новое и продолжать учиться. Сегодня в России 70% выпускников имеют высшее образование, 30% – среднее специальное. А спрос на рынке труда в обратной пропорции. Так специалистов с высшим образованием требуется всего 20%, а со средним специальным – 80%. Поэтому, необходимо создать условия для того, чтобы высококвалифицированные рабочие составляли у нас 65%.

Поэтому, сейчас необходимо сформулировать требования работодателей к работникам , а тем, кто хочет начать свою трудовую деятельность по специальности – показать, что они должны освоить и сдать квалификационный экзамен, т.е. получить допуск в профессию.

Одним из элементов Единой Национальной системы квалификаций являются профессиональные и образовательные стандарты, т.е. комплекс взаимосвязанных документов, которые обеспечивают взаимодействие сфер профессионального образования и труда для повышения качества подготовки работников и их конкурентноспособности на рынке труда России

Чем же отличаются Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) от профессиональных стандартов?

Образовательный стандарт (ФГОС) нужен, чтобы регулировать содержание и структуру основных образовательных программ, т.е. он предписывает, как должна быть с точки зрения государства устроена образовательная программа, наличие в ней каких-то элементов, описывает ее структуру и набором каких компетенций она должна быть сформирована.

Профессиональный стандарт – это стандарт определяющий в какой-то конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда.

Отличие профессиональных стандартов от образовательных в следующем:

Профессиональные стандарты – требования к квалификациям, компетенциям.

Образовательные стандарты – определяют структуру и устройство образовательного процесса.

2. Кто разрабатывает?

Профессиональные стандарты разрабатывает сообщество профессионалов ( в своей отрасли)

Образовательные стандарты – Министерство Образования и Науки и Учебно-методические объединения.

В профессиональных стандартах внутренними устройствами зафиксированы работы, функции, технологии, а также знания, компетенции и умения, какими должен обладать профессионал.

В образовательных стандартах указываются компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника, доля вариативной и свободной части, а также какими образовательными средствами должна быть сформулирована та или иная компетенция.

В профессиональных стандартах сформулированы требования работодателей, которые определяют взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда. Но при всем многообразии подходов их объединяет только одно , а именно, что профессиональные стандарты описывают требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты описывают требования, как к общим компетенциям, так и к профессиональным. В итоге уровень квалификации определяется характером знаний и умений, а также уровнем самостоятельности, сложности выполняемой работы и самостоятельности.

Профессиональные стандарты состоят из единиц, причем каждая из которых связана с конкретной трудовой деятельностью. Причем каждая единица описывается по параметрам, к которым добавляется немаловажный параметр – это требования к содержанию трудовой функции, сформулированные как необходимые действия, или трудовые роли, формулирующие идентичность этой трудовой функции.

Эти действия позволяют четко определить требования к знаниям и умениям, необходимым для ее выполнения, а значить определить необходимый объем содержания обучения, что принципиально важно для формирования образовательных программ.

Именно такой структуре входящих в него единиц профессиональный стандарт может быть непротиворечиво и прозрачно спроецирован в требования образовательных стандартов и программ профессионального обучения.

Главным вопросом при разработке профессиональных стандартов является классификация сферы труда. Например, в зарубежных классификаторах профессиональных стандартов область профессиональной деятельности описывается с точки зрения требований к выполнению функций, установленных работодателями. Затем функции, относящиеся к одному разделу или виду трудовой деятельности и одному уровню квалификации, группируются для формирования требований к квалификациям и программам обучения в определенной области профессиональной деятельности.

Не маловажным фактором является и то, что разработка профессиональных стандартов не является зоной деятельности учебных заведений, сами работодатели должны сформулировать свои требования. За аварию на Саяно-Шушенской ГЭС отвечает компания, в которой работают люди, а не учебные заведения, которые их готовили. Компетенция учебного заведения заключается в том, чтобы способствовать выпускнику быстрее адаптироваться в деятельности и сформировать компетенции, позволяющие обучаться в течении всей жизни.(3)

Поэтому, исходя из выше изложенного, становится очевидным, что в нашей стране для эффективной разработки профессиональных стандартов необходимо сформировать новый справочник /классификатор профессий и квалификаций, в котором будут указаны требования к работникам с укрупненными направлениями образовательных программ и уровнями квалификации.

Профессиональные стандарты: 1997-2014

Потемкин Н.А. Чем отличается профессиональный стандарт от образовательного стандарта?

Краткое описание документа:

На данный момент в России единицей образовательного процесса является образовательная программа (ФГОС)., который разъясняет, как должна быть с точки зрения Государства устроена образовательная программа, а также описывает ее структуру, наличие в ней тех или иных элементов и какими определенными компетенциям она должна быть сформирована.

В последнее время все чаще в профессиональной сфере обсуждается тема профессиональных стандартов, которая вызывает очень большой интерес, как образовательного сообщества, так и социальных партнеров (работодателей).

Что же такое профессиональный стандарт? Еще в конце 80-х годов на Западе был осознан кризис университетского и профессионального образования. Суть его заключалась в том, что образование отставало от потребностей работодателей и выпускники не были готовы к быстрому включению в трудовую деятельность. То же самое мы наблюдаем сейчас и у нас.

Сегодня уровень профессиональной моти­вации выпускников снижается с каждым годом. Поэтому создается ощущение, что большинство выпускников все меньше и меньше готовы приступить к рабо­те, т.к. у них недостаточно профильных знаний и у большинства выпускни­ков нет желания работать по выбранной специально­сти. Основная часть студентов, хотят быть чиновниками или работать в Газпроме, и часто это является пределом их жизнен­ных устремлений. Но есть и те, кто хочет работать, создавать что-то новое и продолжать учиться. Сегодня в России 70% выпускников имеют высшее образование, 30% – среднее специальное. А спрос на рынке труда в обратной пропорции. Так специалис­тов с высшим образованием требует­ся всего 20%, а со средним специ­альным – 80%. Поэтому, необходимо создать условия для того, чтобы высококвалифицированные ра­бочие составляли у нас 65%.

Поэтому, сейчас необходимо сформулировать требования работодателей к работникам , а тем, кто хочет начать свою трудовую деятельность по специальности – показать, что они должны освоить и сдать квалификационный экзамен, т.е. получить допуск в профессию.

Одним из элементов Единой Национальной системы квалификаций являются профессиональные и образовательные стандарты, т.е. комплекс взаимосвязанных документов, которые обеспечивают взаимодействие сфер профессионального образования и труда для повышения качества подготовки работников и их конкурентноспособности на рынке труда России

Чем же отличаются Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) от профессиональных стандартов?

Образовательный стандарт (ФГОС) нужен, чтобы регулировать содержание и структуру основных образовательных программ, т.е. он предписывает, как должна быть с точки зрения государства устроена образовательная программа, наличие в ней каких-то элементов, описывает ее структуру и набором каких компетенций она должна быть сформирована.

Профессиональный стандарт – это стандарт определяющий в какой-то конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда.

Отличие профессиональных стандартов от образовательных в следующем:

· Профессиональные стандарты – требования к квалификациям, компетенциям.

· Образовательные стандарты – определяют структуру и устройство образовательного процесса.

2. Кто разрабатывает?

· Профессиональные стандарты разрабатывает сообщество профессионалов ( в своей отрасли)

· Образовательные стандарты – Министерство Образования и Науки и Учебно-методические объединения.

· В профессиональных стандартах внутренними устройствами зафиксированы работы, функции, технологии, а также знания, компетенции и умения, какими должен обладать профессионал.

· В образовательных стандартах указываются компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника, доля вариативной и свободной части, а также какими образовательными средствами должна быть сформулирована та или иная компетенция.

В профессиональных стандартах сформулированы требования работодателей, которые определяют взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда. Но при всем многообразии подходов их объединяет только одно , а именно, что профессиональные стандарты описывают требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты описывают требования, как к общим компетенциям, так и к профессиональным. В итоге уровень квалификации определяется характером знаний и умений, а также уровнем самостоятельности, сложности выполняемой работы и самостоятельности.

Профессиональные стандарты состоят из единиц, причем каждая из которых связана с конкретной трудовой деятельностью. Причем каждая единица описывается по параметрам, к которым добавляется немаловажный параметр – это требования к содержанию трудовой функции, сформулированные как необходимые действия, или трудовые роли, формулирующие идентичность этой трудовой функции.

Эти действия позволяют четко определить требования к знаниям и умениям, необходимым для ее выполнения, а значить определить необходимый объем содержания обучения, что принципиально важно для формирования образовательных программ.

Именно такой структуре входящих в него единиц профессиональный стандарт может быть непротиворечиво и прозрачно спроецирован в требования образовательных стандартов и программ профессионального обучения.

Главным вопросом при разработке профессиональных стандартов является классификация сферы труда. Например, в зарубежных классификаторах профессиональных стандартов область профессиональной деятельности описывается с точки зрения требований к выполнению функций, установленных работодателями. Затем функции, относящиеся к одному разделу или виду трудовой деятельности и одному уровню квалификации, группируются для формирования требований к квалификациям и программам обучения в определенной области профессиональной деятельности.

Не маловажным фактором является и то, что разработка профессиональных стандартов не является зоной деятельности учебных заведений, сами работодатели должны сформулировать свои требования. За аварию на Саяно-Шушенской ГЭС отвечает компания, в которой работают люди, а не учебные заведения, которые их готовили. Компетенция учебного заведения заключается в том, чтобы способствовать выпускнику быстрее адаптироваться в деятельности и сформировать компетенции, позволяющие обучаться в течении всей жизни.(3)

Поэтому, исходя из выше изложенного, становится очевидным, что в нашей стране для эффективной разработки профессиональных стандартов необходимо сформировать новый справочник /классификатор профессий и квалификаций, в котором будут указаны требования к работникам с укрупненными направлениями образовательных программ и уровнями квалификации.

2. Профессиональные стандарты: 1997-2014

3. Потемкин Н.А. Чем отличается профессиональный стандарт от образовательного стандарта?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально -техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной.

Профессиональный стандарт

Он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Сходства

Требует от учителя особого профессионализма, т.е. который выполняет функции организатора

Служит для реализации педагогического процесса

Обеспечивает целостное развитие ребенка

Предъявлены требования, которые обязательны при реализации образовательного процесса

Установление конкретных требований при выполнении трудовой и профессиональной функции.

Обеспечивает уровень качества образования

Предъявляет к педагогу требования во взаимодействии с родителями, педагогическими работниками и психологами

Различия

Образовательный стандарт служит для образовательного процесса, а проф. Стандарт служит для профессиональной деятельности

Образовательный стандарт определяет структуру и функции образовательной программы, а проф. Стандарт предъявляет требования к компетенции педагога.

Образовательный стандарт описывает содержание обучения, а проф. Стандарт описывает профессиональную деятельность педагога.

Читайте также: