Чем отличается этноним от топонима кратко

Обновлено: 08.07.2024

Кажется, всплеск историографии тюрок начался после публикации работ Гумилёва, в которых он разделил и противопоставил Русь и Степь!

И тут казахи сразу сообразили, очень обрадовались и сообщили всем, что Степь, которая не Русь - это Дешт-и-Кыпчак, и следовательно все кто в степи, те - кыпчаки!
А посему все народы, кочевавшие в древности по степи на этапе отгонно-пастбищного животноводства своего общественно-исторического развития были - степняки, кочевники, а значит - кыпчаки и тюрки.
Те же скифы - скиты - скитальцы - кочевники по степи скитались, кочевали, а значит кто? - правильно тюрки и кыпчак.
И они конечно же правы! по своему! в своём понимании своих слов!

Вот тут и давайте разберёмся с названиями: что есть название народа по признаку его места и образа жизни - топоним, а что есть этноним, то есть название народа и группы народов по языку то есть этнос, и договоримся о терминах!

Итак, термины, названия:
I. Топо́ним (от др.-греч. τόπος — место + ὄνυμα [1] — имя, название) — разряд онимов , имя собственное , обозначающее собственное название природного объекта на Земле или объекта, созданного человеком на Земле [2] .
Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А. В. Суперанская. — М. : Наука, 1988. — 192 с. с. — ISBN 5-256-00317-8 .

Тишков В. А. От этноса к этничности и после // Этнографическое обозрение. 2016, № 5.

А теперь приводим свидетельства и подтверждения из исторических источников, что слова кыпчак, тюрки и турки - топонимы, названия географические

III. Начнём с Дешт-и-Кыпчак

Наси́р Хосро́в [1] ( перс. ناصر خسرو ‎; Кабодиён , 1004 — Ямган , 1088), — персидский [2] поэт, философ, религиозный деятель и путешественник.

( перс. دشت قپچاق ‎ [dašt-i qipčāq], тадж. Дашти Қипчоқкыпчакская степь ’, крымскотат. Deşt-i Qıpçaq , кирг. Дашт-и-Кыпчак , каз. Дешті Қыпшақ даласы ; башк. Дәште Ҡыпсаҡ ; тат. Дәште Кыпчак, Däşte Qıpçaq ; узб. Dashti Qipchoq, Дашти Қипчоқ ; кум. Дешт Къыпчакъ

Как видим первое название пошло от ариев-иранцев из языка персидского,
Кипчак – (кипчак – колесо, колесница) – люди колесниц

- то есть смысл идёт о кочевниках, которые передвигаются по степи на телегах, арбах, колесницах.

Тюркское значение названия вряд ли есть первичное, но скорее уже более позднее, так сказать пан-тюркское, поскольку толкует слово кыпчак - как "целое дерево"; ибо в природе дерево и степь понятия мало совместимые! Ясно, что речь идёт скорее о новых политических идеях и целях объединения всех тюркских народов в "единое дерево", к тому же и дерево на прото-тюркском "игач" отличается сильно кыпчак! :

The Kipchaks themselves derived their name as meaning "hollow tree" ( Karakhanid kuv ‎ ağaç ‎, from Proto-Turkic *ïgač ( “ tree ” ) ). [1

^ Clauson, Gerard (1972). An Etymological Dictionary of Pre-13th Century Turkish. Oxford University Press. p. 581.

При этом арабские авторы и источники называют степь не Дешт-и-кыпчак, но Дешт-Берке:

предок, от которого кыпчаки-татары ведут ханский род, - это Берке! иногда их род называет Берковичи!

И всё было бы хорошо, если бы автор не перевёл "имя" Берке с арабского "береке", что значит "благодатный"!
И получается, что это не имя собственное, но титул!
И сама степь Дэшт-кыпчак иногда называется Дэшт-Берке, то есть "Степь благодатная"!

Авторы: Тизенгаузен В.

Год издания: 1881

Итак, пункт 1 слово, название кыпчак - не этноним, но топоним!

IV. Тюрки, сразу скажем очевидное, но невероятное: все ссылки на древних арабских авторов и арабские источники, которые якобы упоминали тЮрок - безосновательные и бессмысленны, поскольку в арабском алфавите не было и нет букв гласных: Ю ю, У у, О о.
Посему максимум, что у них могло быть так это ТРК!

Персы, в частности Рашид-ад-Дин употребляли слово тюрки на персидском языке в следующем значении:

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ
ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ ЛЕТОПИСЬ
ПЕРЕВОД С ПЕРСИДСКОГО л. а. Хетагурова РЕДАКЦИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ ПРОФ. А.А. СЕМЕНОВА ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР МОСКВА • 1952 • ЛЕНИНГРАД

1 Тюрками Рашид-ад-дин называет кочевые племена Центральной Азии самого различного происхождения, говорившие не только на тюркских языках, но и на языках монгольском, тангутском и тунгусо-манчжурских.

Таким образом, "тюрки" у нашего историка - не этнический и лингвистический, а социально-бытовой термин - "кочевники". Следовательно, терминология Рашид-ад-дина не может служить основанием для установления происхождения тех или иных племен

Многочисленные ссылки на Орхонские памятники, как самый древний первоисточник, где употребляется слово тюрки, опять же на поверку - не содержит такого слова, не смотря на все фантазии В.Томсена и иже с ним:
Смотрим издания Радлова и
В.П. Васильева Китайские надписи в орхонских памятниках в Кошоцайдаме и Карабалгасуне.

// Сборник трудов Орхонской Экспедиции. СПб., 1897. Т. III. С. 1-36 + табл.

Тот же Елюй Чжу предполагает, что это слово тэ-цзинь есть искажение китайского тай-цзы (), как называются все дети богдохана.

Танская история неоднократно говорит, что дети Тукюесских ханов назывались Тэцзинь,

Так как мы знаем, что Могилянь, старший брат Тэгиня, возведённый им на Ханский престол, был прежде только Ша, то ясно, что, уже по восшествии на престол, Тэгинь получил этот титул. Но Тэгинь было и прежде общее имя для всех ханских братьев и сыновей, — нужно было отличать их. И вот, Могилянь даёт ему ещё титул Kюе, как какое-то пышное величание: сильный, великий или что-нибудь подобное: — Тэгинь великий (?). Было ли это тоже искажение китайского или чисто (турецкое т.е.) туюеское слово? По крайней меpе здесь кюе не есть простая прибавочная буква к или рк , как в слове турк: если предполагать, что название турк было первоначальное искони, а китайцы в названии этого народа употребили кюе для передачи только этих букв, то в названии Кюе-Тэгиня уже никак нельзя предполагать этого слова без всякого значения. Да, хотя в виде предположения, скажем, что нам кажется, самоё слово Турк явилось в турецком языке уже, как coкpaщение двух слогов. Может быть наименование живших после в главной родине Турок Торгоутов — Тургуты есть только изменение династического имени, данного народу опять китайцами же, потому что сами среднеазиатцы не имели никакого понятия об общеплеменных именах; — доказательством служат названия: Монгол, Маньчжур, Тунгус, как и Хунну (Сюн-ну). Слово Торгоут — они же и элюты и калмыки (от глаголов: монгольского улэку и татарского калмак — оставаться) — не имеет значения (тэригун голова?) Притом, припомним, что китайская история прямо говорит, что Тукюесцы получили это название от того, что выработывали для Жужаней шлемы.

Однакож, когда ныне открыто чтение рунических письмен, то оказалось, что должно читать не Кюе, а Куль или Кюль-Тэгинь. В турецком яз. есть слово кюль, но оно значит озеро.

Тан-ли — несомненно есть нынешнее монгольское Тэнгри — небо. И я все-таки напоминаю о моём давно высказанном предположении, что и здесь тан есть китайское - тянь — небо.

Итак, в китайской части Орхонских надписей нет слова тюрки для названия турок, но есть Тюкуэсцы, Тургуты и китайское Танли вместо Тенгри!

V. Турки, а точнее ТРК - это название арабских авторов и источников всех народов, которые жили от арабов на север, то есть просто "северные народы" - нордлюди, нортманы, и значит также - топоним, а не этноним, не этнос!
Посему для арабов сельджуки, жившие в Иране и Малой Азии, - турки; османы, жившие в Малой Азии и в Европе - тоже турки, и русь - русские и славяне - также турки, то есть живущие на севере, северные люди! И башкиры, и чуваши и чудь . все - турки!

Правда и тут следует уточнить, что арабские авторы употребляли название страны традиционно и обычно Туран, в которой в современных изданиях жили тюрки - турки:
смотрим Тизенгаузена
Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды. Т.I. Извлечения из сочинений арабских

ПУТИ ВЗОРОВ ПО ГОСУДАРСТВАМ РАЗНЫХ СТРАН
МАСАЛИК АЛ-АБСАР ФИ МАМАЛИК АЛ-АМСАР

|стр. 208| Часть 1-ая, вид 2-ой, глава 3-я, отдел 3-й: о Туранцах; их два разряда:
первый разряд в Мавераннехре,
второй в Харезме и Кипчаке.
В числе тех, которые пришли под защиту этого султана, (находится и) тюркский народ, на Крайнем севере, у пределов его;

Тюрки этих стран, говорю я, (один) из лучших родов Тюркских по своей добросовестности, храбрости, избеганию обмана, совершенству своих станов, красоте своих фигур и благородству своих характеров. Из них (состоит) большая часть войска Египетского, ибо от них (происходят) султаны и эмиры его (Египта),

потому что эта рать (т. е. мамлюки египетские) и есть очевидно та победоносная рать, которую имел в виду и разумел пророк в своем изречении, потому что над Татарами никто, кроме нее, не одерживал верха. Благодаря этой победе, победа над Татарами стада постоянной, а одержана она была именно ими (мамлюками), не кем-нибудь другим, хотя и было тогда много царей мусульманских и велико их рвение к священной войне.

Номан, упоминая о властителе царства Кипчацкого, говорит, «что большая часть подданных этого царя обитатели западной части Севера. Их несметное множество народов; самый многочисленный из них Русские; потом, за ними, Тюрки Дешт-Кипчака. Это большие племена, между которыми есть и мусульмане и неверные.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ЧАСТИ ВЫСОКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
В.
|стр. 225| О великих царях в Иране и Туране да в прилегающих к ним восточных странах от течения Евфрата до места восхода солнечного.

Знай, что Иран — царство Хосроев (простирающееся) от Евфрата до реки Джейхуна, где Балх, да от моря Персидского и прилегающей к нему части моря Индийского до моря, называемого Кульзумским, и до Табаристанскаго.

Туран же — царство Хаканов, находившееся в руках Афрасиаба, царя Тюркского. Он (простирается) от реки Балхской до места восхода солнца на средине пояса (земли); с Юга его охватывают земли (сперва) Синда, потом Инда, с Севера земля Хифджахов, т. е. народа Кипчакского, земли Саклабов (= Славян), Черкесов, Русских, Маджаров и живущих по соседству с ними разноплеменных народов, населяющих Север.

Свод седьмой —
относительно известий о владыках этого государства

Выше говорилось, что оно — часть государства Туран, а государство Туран в древности было в руках Афрасийаба, царя тюрок. После него цари тюрок следовали один за другим до исламских завоеваний. Часть этих царей приняла ислам.

А того затем одолел Тогрылбек ибн Мика’ил ибн Сельджук. Так оказался Хорезм в руках сельджукидов, о которых говорилось выше государства Иран. Наконец им овладел Баркйарук ибн Малик-шах ибн Арслан ибн Дауд ибн Мика’ил ибн Сельджук, который назначил в нем своим наместником ‘Ала’ ад-дина Мухаммада Ануш-тегина. в дни сельджукида Баркйарука ибн Малик-шаха ибн Мика’ила ибн Сельджука получил он в 490 году хиджры титул хорезмшаха.

стр 20.
"Земли на восток от Гихона называются Тураном, к западу - Ираном. Когда Сикаус и Афрасиаб разделили страну, Афрасиаб получил Туран, а Сикаус, сын Сикебада, - Иран. Герак - страна на западе Ирана."

стр. 129-130
..когда Менухехр был побежден Фирасаибом Турком, то он бежал в горы Табаристана; затем вернулся с большой армией и напал на Ферасаиба, который к тому времени завоевал Ирак, и прогнал его в страну турок.

стр. 131. Когда предок Кейхосрова - т.е. Фирасаиб, . был убит в Serwerran, в Азербайджане, (этот Турок был предком-патриархом всех турок. ).

стр. 120-121. Предком Кейхосрова на отеческом троне был Кейкаус.
Цари этой династии жили в Балхе, столице их империи, река Балх (Оксус) называлась ими Калеф. Балх потерял свой стольный статус при Хумайехе, сыне Исфендиара, сыне Бостасфа, когда царство обосновалось в Ираке, в стране Медаин.

121. После Кейхосрова, сыне Сиавукха, сыне Кейкауса, царём стал Бохрасф (Лохрасп), сын Кеуджи, сын Кеймаса, сын Кейнасина, сын царя Кобада. Два года спустя после его воцарения "благословенный Израиль" (Beni-Israel) был им преследуем и рассеян по земле.

Некоторые хроники персидские рассказывают, что он был убит турками.

И в заключение, можно добавить добавить, что этимология, смысл, значения корнеслова Тур, Турция, Туран и в турецком и в русском языке одинаковые:

Этимология

1. во всех случаях основу и смысл этих слов составляет санскритское turá — 1) усердный, 2) быстрый, 3) сильный, крепкий, 4) богатый

2. что для каждого из разбираемых слов есть своя приставка:

— для богатырь (богатур) bahú — 1) многий, 2) достаточный, 3) изобилующий чем-то. Тогда bahú turá (bahu-tura) – это многосильный, изобилующий силой, крепостью, быстротой, что вполне подходит к определению героя или человека , обладающий физической силой и ловкостью. В этом ряду санскритские bahu-māna – высокое мнение, bahu-pāda – многоногий, bahu-putra – многодетный, bahu-çruta – очень ученый.


Этноним - это наименование какого - либо племени, народа.

Топоним - это наименование географического объекта.


Чем карта отличается от глобуса?

Чем карта отличается от глобуса?


Чем планета отличается от звезды?

Чем планета отличается от звезды?


Чем село отличается от деревни?

Чем село отличается от деревни.


Чем отличается засуха от суховея?

Чем отличается засуха от суховея.


Чем экскурсия отличается отличается от экспедиции?

Чем экскурсия отличается отличается от экспедиции?


Озеро отличается от моря тем что не является частью?

Озеро отличается от моря тем что не является частью.

Озеро отличается от реки тем что оно не.


Чем отличается река от озера?

Чем отличается река от озера?

Чем отличается река от моря?

Чем отличается море от озера?

Объясните простыми словами.


Чем отличается равнинная река от Горной Чем отличается пророг от водопада?

Чем отличается равнинная река от Горной Чем отличается пророг от водопада.


Составить словарь микро топонимов города Енакиево или Горловки?

Составить словарь микро топонимов города Енакиево или Горловки.


Для некоторых жителей этой страны?

Для некоторых жителей этой страны.

Название данное им европейцами звучит как оскорбление.

Хотя ничего оскорбительного в нем нет.

Это исковерканное испанское слово , которое ошибочно считают производным топонима одной азиатской страны.

На какое название оскорбляются местные жители ?


Рельеф - это поверхность земли, эту поверхность изучает география. Высота показывается сбоку градусы внизу.


США - саудовская Аравия - ислам китай - конфуцианство Турция (как я поняла) - ислам италия - индия - буддизм израиль - иудаизм япония - буддизм иран - ислам великобритания -.



В Иркутске больше на 4 часа, чем в Перми Значит, в момент вылета в Иркутске будет 14 часов (10 + 4 часа разницы во времени), а в момент прилета - 18 часов (14 + 4 часа полета = 18).


Из Карибского моря глубинная вода проникает в Мексиканский залив через желоб в Юкатанском проливе, глубина которого немного более 2000 м. В котловинах Карибского моря до глубин порядка 3000 м сохраняется температура 4, 1— 4, 2°. Наличие хотя и небо..


Разница во времени между Екатеринбургом и Красноярском 2 часа. Разница во времени между Москвой и Екатеринбургом 1 час. Разница во времени между Москвой и Красноярском 3часа. В Екатеринбурге 14 часов (точное время), 13 часов (местное время) В Крас..


Рассуждаем : А - верно. Б - является НЕ верным ответом, т. К. один оборот Земли вокруг своей оси равен 1 дню, а один оборот Земли вокруг солнца равен 1 году (365 дням). Получается, что верно только А.


А) верно только А. ИБО СОВЕРШАЕТ ОДИН ОБОРОТ ВОКРУГ СОЛНЦА ЗА 365 ДНЕЙ.


Хозяйственное значение Тихого океана это во - первых получается так то что в Тихом океане много очень рыбы а которое требуется для человека а второе это то что там много нефти для Ну и природного газа которые Ну добывают в океане тихом.


1) 780 - 760 = 20 мм рт ст (100х20) / 10 = 200 метров 2) а) Евразия (Байкал) б) Евразия (Эверест) в) Евразия (Мертвое море) г) Южная Америка (Анды) д) Южная Америка (Амазонка) 3) (3150х10) / 100 = 315 мм 740 - 315 = 425 мм 4) (5642х10) / 100 = 564, 2..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Среди разнообразных групп топонимов особое место принадлежит этнонимическим географическим названиям, или этнотопонимам. Они – живые свидетели, сохранившие до наших дней названия древних племен, народов и иных этнических единиц. Часто только по свидетельствам в топонимии можно найти факты существования забытых и исчезнувших народов. Изучая данные географические названия, исследователь неизбежно входит в сферы этнографии и этнической истории.

Распространение этнического названия на определенную территорию, занимаемую представителями определенного этноса, осуществлялось уже в самой глубокой древности. Поэтому этнотопонимы справедливо можно считать одним из древнейших типов географических названий. Начиная с ранних этапов цивилизации, этнические названия использовались в качестве территориальных обозначений. Это было связано с племенным землевладением, когда и народ, и местность назвались одним словом. Вспомним такие античные названия, как Галлия, Лузитания, Каледония, Иберия, Скифия и многие другие – все они несут в себе этнические названия.

Этнотопонимия – исторически активная категория. Территориальная приуроченность топонимов данной категории связана с историко-географическими причинами, где ключевыми являются расселение этноса, специфика этноконтактов, особенности хозяйственной деятельности.

Не всегда с точностью можно утверждать, что топоним берет начало от этнонима. Возможна и противоположная последовательность. Поэтому каждый топоним следует тщательно изучать. Так, было ли названо древнее финно-угорское племя ижора по одноименной реке или наоборот, этноним послужил источником названий?

Не менее сложно использовать этнотопонимические данные для реконструкции и восстановления былого расселения народов, известных по только по наименованию. Из летописей и иных исторических источников известны многие несуществующие ныне народы: чудь, весь, сумь, ямь, меря, ижора и другие, проживавшие на севере европейской части современной России. Данные летописи об этих народах очень скупы. Известно лишь, что они были финно-уграми. В этих условиях особую ценность приобретают топонимические данные: Чудское озеро, Череповец (в прошлом Череповесь), Большая Ижора, Мерский Стан и т.д.

Богатством и разнообразием отличается этнотопонимия Беларуси. Ее исследовал профессор А. Ф. Рогалев. По его подсчетам, на территории республики встречается около 70 этнических имен и их форм. Среди них такие, как болгары, дулебы, жемайты, литвины, москали, ляхи, пруссы, татары, ятвяги и многие другие. Большинство этнотопонимов связаны с широко известными и распространенными в письменных документах, исторических памятниках. Отдельные из них фиксируются на ограниченной территории или их функционирование ограничено хронологическими рамками (москали, ятвяги, кривичи, дреговичи и т.д.)




Как отмечает А. Ф. Рогалев, топонимическая продуктивность этнонимов Беларуси разнообразна. Есть основы, которые образуют целые ареалы и топонимические зоны (латыши, ляхи, татары). Другие встречаются единично (чехи, кашубы, немцы). Например, этнотопонимы Дулебы ведут свои истоки с начала VII века. Шедшие с юга и юго-запада переселенцы несли с собой наименование крупного восточнославянского объединения, занимавшего территорию в верховьях Западного и Южного Буга до нашествия авар. Под ударами кочевников часть дулебов переместилась в южную часть нынешней чешской территории, еще одна часть направлялась на юг, где в дальнейшем стала известной среди племен балканских славян, но часть дулебов продвинулась к северу и северо-востоку. Эта часть дулебского этноса и послужила основой для формирования таких территориальных групп восточных славян, как волыняне, древляне, поляне и дреговичи.

Этнотопонимы Дайнова встречаются в западных районах Беларуси. Этноним дайнова тесно связан с именем балтийских племен – ятвяги, которые были активными участниками восточнославянской истории в течение трех столетий – с конца Х века до конца ХIII века. Территория ятвягов располагалась в междуречье Нарева и Немана. Название Дайнова появляется в документах Литовского князя Миндовга в середине ХIII века. Географические описания XIX века упоминают Дейновское княжество, существовавшее в юго-восточной части Лидского уезда до XIV века. В современном Лидском районе населенный пункт под названием Дайнова, считается центром древнего Дейновского княжества. Жителей княжества причисляли к славянскому населению, и даже специально оговаривали, что дейновцы ничем не отличаются от белорусов. В этом утверждении нашел отражение реальный факт – славянизация потомков древнего народа ятвягов.

Великие литовские князья способствовали переселению в пределы своего государства татар. Первые крупные переселения татар в Великое Княжество Литовское произошли в 1391 и 1397 гг. Татары были размещены на р. Вилии, в Лидском, Новогрудском, Брестском, Минском уездах. В основном это были добровольные переселенцы из Золотой Орды, волнуемой несогласиями и войнами. Многие семейства татар искали в Литве защиты под властью великих князей. Татарские поселения концентрировались на территории будущих Виленской и Минской губерний. Именно здесь находится ареал наиболее старых этнотопонимов, производных от этнонима татары: Татарка, Татаровщина, Татарские, Татарщина и Татары.

Распределение этнотопонимов Беларуси на географической карте связано с основными контурами транспортной сети региона и зонами стабильных этнических контактов в прошлом. Это течение Западной Двины, являвшейся на протяжении многих веков связующим звеном балтийского побережья с внутренними областями Восточной Европы. Скопления этнотопонимов характерны также для междуречья Днепра и Западной Двины (древний кривичский центр), окрестностей Минска и Слуцка, Верхнего Понеманья. Все это – наиболее значимые в этнической истории Беларуси регионы.

Среди разнообразных групп топонимов особое место принадлежит этнонимическим географическим названиям, или этнотопонимам. Они – живые свидетели, сохранившие до наших дней названия древних племен, народов и иных этнических единиц. Часто только по свидетельствам в топонимии можно найти факты существования забытых и исчезнувших народов. Изучая данные географические названия, исследователь неизбежно входит в сферы этнографии и этнической истории.

Распространение этнического названия на определенную территорию, занимаемую представителями определенного этноса, осуществлялось уже в самой глубокой древности. Поэтому этнотопонимы справедливо можно считать одним из древнейших типов географических названий. Начиная с ранних этапов цивилизации, этнические названия использовались в качестве территориальных обозначений. Это было связано с племенным землевладением, когда и народ, и местность назвались одним словом. Вспомним такие античные названия, как Галлия, Лузитания, Каледония, Иберия, Скифия и многие другие – все они несут в себе этнические названия.

Этнотопонимия – исторически активная категория. Территориальная приуроченность топонимов данной категории связана с историко-географическими причинами, где ключевыми являются расселение этноса, специфика этноконтактов, особенности хозяйственной деятельности.

Не всегда с точностью можно утверждать, что топоним берет начало от этнонима. Возможна и противоположная последовательность. Поэтому каждый топоним следует тщательно изучать. Так, было ли названо древнее финно-угорское племя ижора по одноименной реке или наоборот, этноним послужил источником названий?

Не менее сложно использовать этнотопонимические данные для реконструкции и восстановления былого расселения народов, известных по только по наименованию. Из летописей и иных исторических источников известны многие несуществующие ныне народы: чудь, весь, сумь, ямь, меря, ижора и другие, проживавшие на севере европейской части современной России. Данные летописи об этих народах очень скупы. Известно лишь, что они были финно-уграми. В этих условиях особую ценность приобретают топонимические данные: Чудское озеро, Череповец (в прошлом Череповесь), Большая Ижора, Мерский Стан и т.д.

Богатством и разнообразием отличается этнотопонимия Беларуси. Ее исследовал профессор А. Ф. Рогалев. По его подсчетам, на территории республики встречается около 70 этнических имен и их форм. Среди них такие, как болгары, дулебы, жемайты, литвины, москали, ляхи, пруссы, татары, ятвяги и многие другие. Большинство этнотопонимов связаны с широко известными и распространенными в письменных документах, исторических памятниках. Отдельные из них фиксируются на ограниченной территории или их функционирование ограничено хронологическими рамками (москали, ятвяги, кривичи, дреговичи и т.д.)

Как отмечает А. Ф. Рогалев, топонимическая продуктивность этнонимов Беларуси разнообразна. Есть основы, которые образуют целые ареалы и топонимические зоны (латыши, ляхи, татары). Другие встречаются единично (чехи, кашубы, немцы). Например, этнотопонимы Дулебы ведут свои истоки с начала VII века. Шедшие с юга и юго-запада переселенцы несли с собой наименование крупного восточнославянского объединения, занимавшего территорию в верховьях Западного и Южного Буга до нашествия авар. Под ударами кочевников часть дулебов переместилась в южную часть нынешней чешской территории, еще одна часть направлялась на юг, где в дальнейшем стала известной среди племен балканских славян, но часть дулебов продвинулась к северу и северо-востоку. Эта часть дулебского этноса и послужила основой для формирования таких территориальных групп восточных славян, как волыняне, древляне, поляне и дреговичи.

Этнотопонимы Дайнова встречаются в западных районах Беларуси. Этноним дайнова тесно связан с именем балтийских племен – ятвяги, которые были активными участниками восточнославянской истории в течение трех столетий – с конца Х века до конца ХIII века. Территория ятвягов располагалась в междуречье Нарева и Немана. Название Дайнова появляется в документах Литовского князя Миндовга в середине ХIII века. Географические описания XIX века упоминают Дейновское княжество, существовавшее в юго-восточной части Лидского уезда до XIV века. В современном Лидском районе населенный пункт под названием Дайнова, считается центром древнего Дейновского княжества. Жителей княжества причисляли к славянскому населению, и даже специально оговаривали, что дейновцы ничем не отличаются от белорусов. В этом утверждении нашел отражение реальный факт – славянизация потомков древнего народа ятвягов.

Великие литовские князья способствовали переселению в пределы своего государства татар. Первые крупные переселения татар в Великое Княжество Литовское произошли в 1391 и 1397 гг. Татары были размещены на р. Вилии, в Лидском, Новогрудском, Брестском, Минском уездах. В основном это были добровольные переселенцы из Золотой Орды, волнуемой несогласиями и войнами. Многие семейства татар искали в Литве защиты под властью великих князей. Татарские поселения концентрировались на территории будущих Виленской и Минской губерний. Именно здесь находится ареал наиболее старых этнотопонимов, производных от этнонима татары: Татарка, Татаровщина, Татарские, Татарщина и Татары.

Распределение этнотопонимов Беларуси на географической карте связано с основными контурами транспортной сети региона и зонами стабильных этнических контактов в прошлом. Это течение Западной Двины, являвшейся на протяжении многих веков связующим звеном балтийского побережья с внутренними областями Восточной Европы. Скопления этнотопонимов характерны также для междуречья Днепра и Западной Двины (древний кривичский центр), окрестностей Минска и Слуцка, Верхнего Понеманья. Все это – наиболее значимые в этнической истории Беларуси регионы.

Расположите перечисленные ниже гор в порядке увеличения абсолютной высоты их высочайших 2) большой водораздельный хребет 3) гималаи вершин начиная с гор наименьшей высоты 1) кордильеры

В школе "Олимпис" Илья выполнял тест. Мальчику нужно установить соответствие между материком и рекой, протекающей по нему.

Посчитайте, какой будет длина шоссе между двумя городами на карте с масштабом 1:20 000 000, если на карте с масштабом 1:5 000 000 она составляет 9 см: А-22,5 см Б-45 см В-4,5 см Г-2,25 см

Читайте также: