Чем отличается детский сад от детского дома

Обновлено: 02.07.2024

У меня трое детей. Моей младшей дочери 3 года, и я задумываюсь о том, чтобы не отдавать ее в обычный детский сад, а организовать свой — домашний.

В статье расскажу, что это такое, чем домашний детский сад отличается от государственного и частного, как организовать все это самому и можно ли получить помощь от государства.

Что такое домашний детский сад

Семейные дошкольные группы могут организовывать только многодетные родители с детьми-дошкольниками. Называть их можно по-разному — семейными детскими садами как в Москве, группами дошкольного воспитания как в Красноярском крае, домашними детскими садами или иначе.

Частные детские учреждения могут вести образовательную деятельность — в этом случае им нужно иметь лицензию. А могут не заниматься образованием и выполнять другие функции, например присматривать за детьми, кормить их, играть, гулять. В этом случае лицензия не нужна.

Расскажу обо всех этих вариантах подробнее.

Как победить выгорание

Разновидности детских дошкольных заведений

Все дошкольные учреждения в России можно разделить на государственные и частные. Среди государственных выделяются семейные дошкольные группы, а у частных множество разновидностей в зависимости от концепции бизнеса.

Семейная дошкольная группа, или семейный детский сад, — это небольшая группа, в которой воспитатель — это родитель одного или нескольких дошкольников. В такой группе, как правило, должно быть не меньше трех детей — точные требования зависят от региона. Организовать семейную группу могут только многодетные семьи, где есть хотя бы один дошкольник. Дети занимаются у себя дома, но официально прикреплены к муниципальному детскому саду.

В каждом регионе действуют свои правила по организации таких садов. Например, в Москве открыть семейный детский сад может многодетная семья по месту своего проживания. В семье при этом должно быть от трех детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В случае если в многодетной семье имеется только один или двое дошкольников, организовать семейный детсад можно, пригласив в него дошкольников из других семей.

Частный детский сад — это любая форма присмотра за детьми, организованная юрлицом, ИП или самозанятым, то есть не государством. В таком саду за ребенком могут просто присматривать и ухаживать, а могут чему-то обучать по программе, если у сада есть на это лицензия.

Группа по присмотру и уходу — это один из вариантов частного детского сада, который не требует лицензии. В такой группе за детьми присматривают, кормят, гуляют, играют, но не имеют права заниматься их обучением и подготовкой к школе.

Центр развития детей или детский клуб — это тоже варианты частного детского сада, которые могут работать как по лицензии, так и без нее. Такие центры могут создавать самозанятые — при условии, что они не занимаются образовательной деятельностью, ИП, некоммерческие (НКО) и коммерческие организации. Для последних образовательная деятельность, если центр ею занимается, всегда будет не основной, а дополнительной.

В детских клубах и подобных заведениях дети не остаются на весь день, не едят, не спят. Соответственно, к ним не применяются некоторые нормы санпина, например не нужно организовывать спальные места. Но открывать детский сад полного дня под видом центра развития незаконно, даже если у него есть лицензия.

Негосударственная образовательная организация — это детский сад или детский центр, оформленный как некоммерческое юрлицо. Для такого юрлица образовательная деятельность всегда основная. До 2013 года только с такой формой собственности вообще можно было получить лицензию. Сейчас некоммерческие организации, как правило, оформляют те, кто рассчитывают на субсидии от государства и гранты от фондов.

Различия детских дошкольных заведений

Название В какой форме создается Нужна ли лицензия Что могут делать для детей Что получают от государства
Семейная дошкольная группа Группа при муниципальном садике Нет. Но создать может только многодетная семья, где есть хотя бы один дошкольник Присмотр, уход и обучение Зарплата воспитателю, оплата питания, учебные пособия, возможность приходить на занятия в муниципальный детский сад
Частный детский сад ИП, самозанятость, юрлицо Да, но доступна только для ИП и юрлиц, если они занимаются образовательной деятельностью Присмотр, уход, обучение Субсидии
Группа по присмотру и уходу ИП, самозанятость, юрлицо Нет Присмотр и уход
Центр развития детей, детский клуб ИП, самозанятость, юрлицо Да, но доступна только для ИП и юрлиц, если они занимаются образовательной деятельностью Обучение, присмотр
Негосударственная образовательная организация Некоммерческое юрлицо Да Присмотр, уход, обучение Субсидии

Зарплата воспитателю, оплата питания, учебные пособия, возможность приходить на занятия в муниципальный детский сад

Как домашние сады регулируются государством

Кроме того, любые организации, которые работают с дошкольниками, обязаны соблюдать требования:

Например, по требованиям санпинов если дети проводят в частном садике меньше четырех часов, то не нужны кровати и место для приема пищи, а если больше — придется оборудовать кухню и спальню. Если садик занимается только присмотром и уходом, то не должно быть обучающих занятий. Если обучение проводится и есть лицензия, то должна быть образовательная программа, а воспитатели должны иметь педагогическое образование.

С 2013 года санпины смягчились, например частные детские сады разрешили открывать в жилых помещениях, а комплектность групп стали определять не по количеству детей, а по количеству квадратных метров на ребенка.

А с января 2021 года в силу вступили новые санитарные правила, которые, напротив, усложнили жизнь детским учреждениям. Например, по новым требованиям любая дошкольная организация теперь обязана иметь собственную территорию для прогулок детей. Исключение — группы по присмотру и уходу, которые не занимаются образованием, — они могут использовать детские игровые площадки во дворах жилых домов.

Плюсы и минусы бизнеса

Если вы не подходите под условия создания семейной дошкольной группы, то свой детский сад становится своим бизнесом, в котором есть плюсы и минусы.

  • ваши дети находятся под вашим же присмотром и вы уверены, что их хорошо кормят и не обижают;
  • это дополнительный доход для родителей.
  • если детский сад организован в вашей квартире, придется часть ее выделить для работы — ваше личное пространство уменьшится;
  • детский сад поблизости может не понравиться соседям — они начнут мучить вас жалобами и проверками.

Не стоит также забывать, что для организации детского сада, даже маленького и без лицензии, нужно официально регистрироваться, платить налоги, вкладываться в качественное оборудование. Покупать подходящие по санпинам стройматериалы для ремонта и игрушки. То есть соответствовать всем требованиям законов.

Риски и проблемы при открытии домашнего детского сада. Главная проблема при организации детского учреждения — это помещение. Детский сад может располагаться и в жилом, и в нежилом фонде, но в любом случае помещение должно соответствовать всем нормативам — подробно о них ниже.

Прекрасно, если для детского сада у вас есть просторная квартира, желательно на нижнем этаже. При этом запрещено размещать любые детские учреждения в цокольном этаже. Еще лучше, если вы владеете коттеджем или частным домом. От размера и обустроенности помещения зависит то, сколько детей вы сможете принимать, а также сможете ли вы получить лицензию. Если подходящей недвижимости нет, то помещение придется арендовать.

Например, у меня частный дом, и я могу выделить 30 м² под игровую комнату. По санитарным правилам с такой площадью я смогу принять до 12 детей до 3 лет — по 2,5 м² на ребенка, или 15 детей старше 3 лет — по 2 м² на ребенка.

Если ваш детский сад располагается в квартире, нужно учесть интересы других жильцов многоквартирного дома. Соседей могут не устроить шум и крики, незнакомые люди — родители детей, которые по утрам и вечерам заходят в подъезд, игры детей на придомовой территории, которая входит в общую собственность жильцов и т. д. Особенно внимательно нужно относиться к соседям, если вы арендуете помещение. В этом случае лучше заранее договориться с собственником о том, что в арендуемой недвижимости будет детский сад.

Решение Набережночелнинского городского суда № 2-4129/2018 от 03.05.2018 по иску о запрете размещения дошкольной группы по присмотру и уходу за детьми в квартире

Чтобы оформить лицензию, нужно набрать персонал, подготовить помещение и получить разрешения Роспотребнадзора о соответствии помещения нормативам и Рособрнадзора о соответствии образовательной программы. О порядке лицензирования расскажу дальше.

Открытие полноценного детского сада требует вложений, которые могут не окупиться. Особенно если вы арендуете помещение, а не работаете в своей квартире или доме. В больших городах бизнесу будет мешать высокая конкуренция, в маленьких — низкий доход потенциальных клиентов.

Кроме того, все, что связано с детьми, — заведомо опасный бизнес. Дети могут заболеть, упасть, отравиться, подраться, испортить вещи — за все эти неприятности ответственность несет детский сад.

Главное, чтобы были довольны ваши клиенты — дети и их родители

Начинающий предприниматель, который хочет открыть детский сад, может столкнуться с несколькими трудностями. Чаще всего не удается открыться в установленный срок, вложения превышают запланированные — хотел вложить два миллиона, а вложил уже три, или расходы превышают доходы — время идет, предприниматель платит аренду, а детей все еще недостаточно.

Главное в такой ситуации — как следует взвесить все с самого начала, продолжать работать и оказывать качественную услугу, даже если в первые месяцы нет полного набора и ожидаемых доходов.

Не нужно усложнять себе жизнь и сразу брать на себя слишком много. Вместо садика в 500 м² проще открыть небольшой частный сад на первом этаже жилого дома, не устанавливать космическую цену за свои услуги, а узнать, какая цена адекватна для этого района. Вместо того чтобы тратить усилия и деньги на лицензирование, начните с группы по присмотру и уходу.

Например, у нас 30 садиков в Москве и нет образовательной лицензии. Потому что мы не предлагаем образовательные услуги и все занятия проводим только в игровой форме. Наша цель, чтобы ребенку было интересно и комфортно ходить в наши сады, а родители могли спокойно его оставить. С таким форматом гораздо легче работать и легче открыться.

Начинающие предприниматели часто боятся проблем с разными службами, с соседями в домах, где они арендуют помещение. И за этими страхами забывают о главном — о детях. И тут совет один — делайте все по закону, и никакие соседи и проверки вам будут не страшны.

Кто может открыть семейный детский сад

Если речь о семейной дошкольной группе, то организовать ее может только многодетный родитель — неважно, мама или папа. Требования к таким группам зависят от региона. Например, в Москве наполняемость групп должна быть от 3 до 5 детей, а в Тульской области — от 5 до 8 детей. При этом в группе может быть как несколько собственных детей многодетного родителя-воспитателя, так и один.

Частный детский сад может открыть любой человек — достаточно зарегистрировать ИП, ООО или некоммерческую организацию.

При этом важно учитывать, что в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних не могут работать люди с судимостями, в том числе погашенными, осужденные за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, за подрыв конституционного строя и некоторые другие. Эту информацию об ИП налоговая обязательно запросит при регистрации.

Открывать юрлицо учредителю с судимостью закон не запрещает. Но такой учредитель все равно не сможет заниматься педагогической деятельностью в своей организации.

Когда нужна лицензия. Для открытия частного детского сада лицензия понадобится во всех случаях, когда в саду оказывают образовательные услуги и есть нанятые преподаватели, обучающая программа, расписание занятий и методические пособия. Также всегда придется лицензировать деятельность некоммерческим образовательным организациям.

Без лицензии работать с детьми можно, только если:

  1. Частный сад занимается только уходом и присмотром за детьми, в его рекламе и расписании нет занятий, в работе не используются методические пособия, а в штате нет преподавателей.
  2. Владелец детского сада — ИП, который имеет педагогическое образование и лично оказывает образовательные услуги.
  3. Это семейная дошкольная группа при государственном детском садике.

Как открыть садик при поддержке государства

Проще всего сотрудничать с государством многодетным мамам, которые решили оформить семейную группу. Приведу пример, как они работают.

Наталья много лет работает воспитателем детского сада на дому. Сначала она занималась со своими детьми, а когда кто-то вырастал, брала в группу приходящих малышей. Все это время она оформлена воспитателем в государственном образовательном комплексе в Москве. Она получает зарплату воспитателя и деньги на питание из расчета 133,05 Р в день на дошкольника.

Чтобы оформить такую группу, нужно обратиться в любой государственный детский сад в своем регионе, который уже работает или готов работать по этой программе. Дольше и успешнее всего программа работает в Москве — с 2008 года количество семейных групп увеличилось с 200 до почти 1000.

1) Болезни

Но, во время этих болезней у ребенка формируется иммунитет и организм становится крепче, меньше подвержен инфекциям. А малыш, который учился на дому, все равно пойдет в школу и столкнется с различными заболеваниями.

Некоторые считают, что чем старше человек, тем проще ему бороться с заболеваниями. Отчасти это так. Но, есть болезни, с которыми лучше столкнуться в раннем возрасте, например, ветрянка. Тут уже сами решайте, что лучше для вашего ребенка.

Не стоит забывать, что еще очень много зависит от организма ребенка. Это все очень индивидуально.

2) Дисциплина

Если вы считаете, что у вас дома отменная дисциплина, то вспомните, были ли случаи, когда вы разрешали ребенку поесть на 30 минут позже или раньше? А брал ли он отсрочку по уборке игрушек? Пропускал ли дневной сон?

Скорее всего, да. Ребенок, который воспитывается дома, знает, что может рассчитывать на некоторые поблажки.

В садике такой роскоши нет. Все делается вовремя и никаких исключений. Благодаря тому, что день расписан до минуты, у детей появляется первое понимание расписания. Это положительно скажется на умении планировать собственное время.

3) Развитие

Будем честны, если у мамы есть желание и время заниматься с ребенком дома, то к своему первому классу он будет на порядок более развит, чем его одноклассники. В садике в группе от 15 детей и проследить, чтобы каждый все усвоил в нужной степени практически не возможно.

Исключения составляют малочисленные специализированные группы, вроде логопедических. Там обычно менее 10 человек и воспитательница может с каждым хорошо позаниматься. Кроме того, знания у детей из детского садика более систематизированные.

4) Эмоциональный возраст

Ребенок, который учился на дому, в школу приходит не подготовленным. Вряд ли он сможет ответить, если его начнут задирать. Дети очень хорошо чувствуют слабых и чрезвычайно жестоко с ними поступают.

В садике они учатся всем этим навыкам, иногда не по своей воле. Но, приходят в школу уже более подготовленными. Никакие кружки и секции этого не заменят.

5) Внимание

Домашние дети привыкли быть в центре внимания, исключение – многодетные семьи. Их ждет большое разочарование в школе, когда они резко перестанут быть самыми популярными в помещении.

Это может привести к истерикам и прочим психологическим последствиям. Но, психологи уверяют, что дети, которые смогут преодолеть это, смогут многого добиться в жизни.

6) Самостоятельность

Из-за того, что воспитательнице нужно заниматься сразу всеми детьми, она не может уделить каждому много времени. Она скорее направляет и подсказывает. Дети быстро учатся самостоятельности во всем, от надевания одежды, до питания и досуга.

А дома родители и родственники (особенно бабушки) не могут или не хотят ждать и смотреть на мучения малыша, и обязательно вмешиваются. Когда знаешь, что тебе в любую минут помогут или сделают за тебя, о какой самостоятельности можно говорить.

Как вы считаете, стоит ли отдавать ребенка в садик или обучение на дому лучше? Напишите в комментариях.

Водить ребенка в детский сад или же сидеть с ним дома — вопрос, который волнует многих мам.

Мы опросили учителей, воспитателей и родителей, чтобы составить полный список отличий домашнего образа жизни от коллективного. Что из этого плюсы, а что минусы, каждый решит сам. От себя добавим: наш идеал — когда одно дополняет другое.

1. Домашний ребенок реже болеет

Логично: если сидеть дома и общаться с другими детьми по минимуму, то и простуду негде подхватить. Тогда как ребенок, который ходит в детский сад, не пропустит ни одной инфекции. При этом не вылезать из соплей он будет весь первый год точно, вне зависимости от того, в каком возрасте пошел в садик.

С другой стороны, домашний малыш ведь все равно потом пойдет в школу. И все равно будет болеть, потому что организм должен каким-то образом сформировать адекватный иммунный ответ. И лучше уж пропускать по две-три недели в детском саду, чем в школе.

Считается, чем старше ребенок, тем легче он перенесет вирус. Поэтому многие родители, например, отдают детей не в ясли, а сразу в среднюю или старшую группу. Но так работает не со всеми болезнями: той же ветрянкой переболеть чем раньше, тем лучше.

В то же время многое зависит от индивидуальных особенностей организма. Если болезни протекают тяжело и переходят в хронические, педиатр может посоветовать отказаться от садика в пользу дома.

2. После садика больше дисциплины

Дома ведь поблажки в режиме все равно будут. Пообедать на час позже, пропустить дневной сон, проигнорировать прогулку. В саду у воспитателей не забалуешь, там весь день строго расписан по часам. Для школы это полезный навык, который потом перерастет в умение самостоятельно организовать день.

Кроме того, ребенок учится реагировать на требования взрослых: в садике подчиняется воспитательнице, в школе ему уже проще признать авторитетом учительницу.

Усыновление ВИЧ

Готовясь к приему ребенка в семью, все родители думают о том, что изменится в их жизни, продумывают, где ребенок будет спать, играть, как они будут распределять своё время и, если ребенок дошкольник, изучают возможность получить место в детском саду. Нужен ли детский сад приемному ребенку и в каких случаях он противопоказан, рассказывает эксперт в области семейного устройства Алексей Рудов.

Усыновление детский сад

Причины, озвучиваемые родителями, не сильно разнообразны:
− Первая и основная из них – надо зарабатывать на жизнь. Особенно это актуально для одиноких мам и не имеющих поддержки со стороны родных или знакомых.
− Хотелось бы, чтобы его там подучили, подтянули, так быстрее компенсируются задержки, у меня на это не остается ни сил, ни времени.
− Он уже привык жить в коллективе и это ему полезно, формируется важное для дальнейшей жизни умение общаться со сверстниками.

Первая причина понятна и не претендует на выражение заботы о развитии ребенка, а нацелена скорее на то, чтобы прокормить его и маму. Но все последующие аргументы озвучены как важная компонента воспитания. Попробуем разобраться и начнем с конца.

Относительно задержек. Сами дошкольные педагоги хором утверждают, что сад это как раз не место для хорошего развития. Это паллиатив. Место, где как-то кто-то что-то делает с группой детей, далеко не всегда учитывая его потребности и возможности. Если говорить о развитии и компенсации, то куда эффективнее индивидуальные занятия, а для формирования взаимодействия со сверстниками подойдут другие формы: группы развития, студии, кружки и т.д. Есть и ещё один момент, пожалуй, посерьезнее первого. Задержки развития формируются не столько от отсутствия развивающей среды, сколько от отсутствия рядом близкого взрослого. Этот взрослый обеспечивает ребенку чувство безопасности, даёт ему всё, что нужно, и ребенок может спокойно посвящать себя главной цели – развиваться. Когда рядом такого человека нет, то основные силы уходят на самозащиту, выживание, тогда не до развития. Зато когда у брошенного ребенка появляются родитель и чувство защищенности, тяга к познанию и развитию будет такова, что не потребуется её стимулировать. А все задержки значительно лучше компенсируются именно в родительском доме, а не учреждении-аналоге того, откуда ребенка недавно забрали. Для полноты ощущений, чтобы понять, что испытывает ребенок в учреждении, представьте себя сидящим на рельсе железнодорожного пути Москва — Санкт-Петербург и попробуйте сложить хотя бы простейший паззл.

Почему приемные дети протестуют против детсадов


Учтите, большинство домашних детей, безусловно доверяющих родителям, протестует, когда заходит разговор о посещении садика. А уж дети непонаслышке знающие, что такое учреждение, представляют себе детский сад таким же, как свой дом ребенка, и переубедить вам его не удастся, так как, во-первых, до завершения адаптации ребенок ещё не в полной мере доверяет родителям, во-вторых, дети в принципе опираются на свои ощущения, а не на логику родителей. Оказавшись знакомой обстановке ребенок доверяет только своим чувствам.

Почему же так происходит? Дело вот в чем — дома ребенка и приюты часто размещаются в зданиях бывших детских садов или просто в типовых детсадовских зданиях, и, естественно, это только будоражит воспоминания, так как еще и на уровне чувств напоминает ребенку о его нерадостном прошлом. Не говоря уже об общей атмосфере, множества детей, общем туалета, запахе с кухни, одних только качелей-каруселей, домиков и беседок, как их ещё называют, малых архитектурных форм, может с лихвой хватить, чтобы напомнить ребенку о былом.

Конечно, ребенок не всегда воспринимает детский сад как враждебную атмосферу. Вполне вероятно, что среда ему покажется знакомой, а потому привычной и безопасной, но это скорее минус, чем плюс. Это означает, что дом для него не надежное и привычное место, где живут любящие его люди, а место ночевки, куда могут и не забрать, а значит, привыкать к нему и этим людям нет смысла. Особенно чревато это для детей, имеющих хорошую приспособленность к учреждению, и у которых сформирована так называемая неразборчивая привязанность. Кроме того, естественно возникнет разница в требованиях, в стиле общения и методах воспитания. Но даже если ребенок поймет, что этот дом это его дом и там его любят и ждут родители, всё равно процесс адаптации и встраивания в новую семью существенно замедлится и затруднится, так как детский сад будет конкурировать с домом, а воспитатели – с вами.

Некоторые дети просто привыкли подчиняться воле взрослого, боятся потерять любое внимание родителя и готовы терпеть дискомфорт и страх от пребывания в саду. Это постоянное давление создаёт неврозы, способствует развитию психосоматических заболеваний, значительно замедляет выздоровление ребенка и избавления от старых травм, заболеваний и прочих проблем.

Детские психологи считают, что благоприятный возраст для поступления в детский сад – не ранее 3.5 – 4 лет. С этого возраста снижается базальная тревожность, связанная с необходимостью в постоянном присутствии рядом матери, и дети менее болезненно воспринимает изменение ситуации — из дома в учреждение. Однако стоит учесть, что подавляющее большинство приемных детей имеют задержки в развитии и отстают от сверстников иногда на несколько месяцев, а иногда на год-полтора.

Главное, что нужно учесть

1. Обязательно предусмотрите возможность достаточно длительного отпуска одного из родителей на период адаптации, или временно оставьте работу, на худой конец – наймите няню.
2. Если вы нанимаете няню, то её услуги должны быть оказаны у вас на дому, а не у неё, и вы должны общаться с ребенком чаще и дольше няни. Иначе получится, что усыновила ребенка няня, а не вы.
3. Если ребенок младше 4-х лет, от садика лучше отказаться.
4. Помещение в детский сад до окончания адаптации крайне нежелательно. Даже если сад самый лучший в городе, воспитатели милейшие люди и ваши кровные дети ходили туда с восторгом, это не значит, что так же будет с приемным ребенком.

Если помещение ребенка в сад неизбежно, и прошло достаточно времени с момента его появления в семье, то дадим некоторые советы

1. Выбирая учреждение, обязательно выясните – как руководитель, сотрудники относятся к осиротевшим детям, к процессу усыновления, опеки или приемной семье. Если вы услышите от них фразы о плохих генах и дурной наследственности, страшные рассказы о приемных детях, лучше поищите другое учреждение.
2. Ребенка лучше устроить не в старшую группу, а младшую. Если он шестилетка, и даже семилетка, то лучше задержаться на год дома или в детском саду, а не идти в первый класс.
3. Договоритесь с воспитателем о том, что если ребенок сильно тоскует или проявляет агрессию, нужно не пожаловаться маме на ребенка, а дать ребенку возможность поговорить с мамой по телефону.
4. Дайте ребенку с собой его любимую игрушку, а лучше вязаный шарф или перчатки, которые пахнут мамой и успокаивают ребенка.
5. Обязательно точно приходите в договоренное время, задержки крайне тяжко скажутся на привыкании и отразятся на доверии ребенка к Вам.

Читайте также: