Чем отличается деревенская школа от городской

Обновлено: 03.07.2024

Многие родители беспокоятся о том, что в небольших сельских школах их ребенка ждёт скудное образование и узкий выбор дополнительных мероприятий, кружков и секций. Кроме того, родители опасаются, что в числе преподавателей будут только пожилые учителя, которые не повышали квалификацию со времен получения диплома и просто-напросто знания, которые они передают детям, уже устарели.

Однако минусов не так много, как беспокоятся родители. Действительно, школа подчас не может похвастаться подбором молодых специалистов, однако во всем остальном родители выделяют только один явный минус – расстояние до школы. В деревне порой приходится преодолевать по полтора километра до ближайшего учебного учреждения.

Деревенская школа: неожиданные плюсы

Родители, которые набрались смелости и сменили образование в городской школе на школу деревенскую, с удивление отмечают следующие достоинства, которые они оценили только после переезда.

Начать стоит с того, что в сельских школах классы небольшие – от 18 человек до 3-4 ребят. Учитель не просто знает их по именам, но знает индивидуальные особенности каждого, успевает каждого заметить в течении урока, а в некоторых случаях – каждому поставить оценку за один урок. То есть каждый день ребенок приносит по оценке за каждый предмет, стоящий в расписании. Кроме того, в таких школах куда лояльнее относятся к форме, позволяя детям ходить в удобной одежде сдержанного стиля.

По той же причине детям не завышают оценки. Сельской школе не нужно бороться за место в рейтинге, а потому знания оценивают по факту, не пытаясь выпустить каждый год максимальное число отличников и медалистов.

Городская школа: минусы и подводные камни

Минусами школы в городе соответственно оказываются следующие аспекты, присущие крупным городам.

Городская школа борется за спонсорство и покровительство, а потому вынуждена демонстрировать свою высококвалифицированность, завышая оценки более-менее успешным детям и отправляя их на олимпиады, вручая сертификаты и медали направо и налево.

Если же этот путь не слишком удобен для школы, то городская школа прибегает к поборам на новые полы, шторы, парты и компьютеры. Всё это оказываются должными обеспечить родители.

В классе может быть от 25 до 40 человек, что означает то, что учительница просто не успевает опросить всех, а тем более удержать в голове индивидуальные особенности, привычки и интересы каждого подопечного. По той же причине учитель не успевает оценивать и опрашивать каждого ученика каждый урок из-за чего у некоторых детей может возникать дефицит оценок под конец четверти. Чаще всего в этом обвиняют самого ребенка и требуют подготовить дополнительные доклады и сочинения самостоятельно.

Городская школа: плюсы и достоинства

Вместе с тем несмотря на то, что многие родители сталкиваются с проблемами обучения в городской школе, есть неоспоримые достоинства.

Например, оборудование в городской школе гораздо прогрессивнее, чем в школе сельской. Почти в каждом кабинете можно найти компьютер для учителя и интерактивную доску или же доску для демонстрации презентаций.

Вторым достоинством является более молодой педагогический состав, то есть специалисты, чьи знания еще свежи, а личность не подверглась профессиональному выгоранию.

Помимо этого, городская школа расположена недалеко от дома и всегда можно найти школу ближе или дальше от дома, в отличии от поселка, где, чаще всего, одна школа на 2-3 села. В таких сельских школах нет специальных классов с лингвистическим или экономическим уклоном, что пригодится детям в старших классах обучения.

И, напоследок, в городской школе можно найти огромное количество кружком и секций, клубов и занятий, на любой вкус и увлечение ребенка. В таком кружке ребенок сможет не только больше узнать о своем увлечении и интересе, но и найти друзей, с которыми сможет делать совместные проекты и проводить досуг.

Топ-5 различий городской и сельской школы

Качественное обучение в школе дает ребенку старт в будущее. При условии достаточного образования по интересующим предметам, выпускник поступает в выбранное среднее профессиональное или высшее учебное заведение. Вопрос о том, одинаково ли школы города и села преподают положенный объем знаний, остается открытым.

Уровень профессиональной квалификации учителей

Согласно Закону об образовании, педагогические работники каждые три года проходят курсы повышения квалификации и по истечении пяти лет подтверждают категорию. Отслеживание самообразования и развития учителей регулируется администрацией муниципального отдела образования.

В городских школах учитель ведет преимущественно один предмет и специализируется в своей области. Сельские школы не могут похвастаться полным составом педагогов по образовательным областям, и смежные предметы преподаются одним учителем. Физик, параллельно ведущий химию, астрономию, биологию и географию, может дать основные знания по одному предмету, а по остальным лишь познакомить с базовыми образовательными областями.

Материально-техническая база

Школы города оснащены кабинетами в соответствии с преподаваемыми предметами. Лаборатории для уроков физики и химии в них априори. Дети используют выданные учителем реагенты, чтобы самостоятельно, опытным путем изучать предмет. Сельские образовательные учреждения часто совмещают актовый и спортивный залы, специально оборудованных лабораторий в них нет. Сложности состоят и с комплектованием кабинета информатики. При наличии компьютеров, проблемы с сетью Интернет не позволяют вести преподавание предмета на требуемом уровне. Смарт-досок в сельских школах также нет.

Комплектование классов

Школы города представлены полными класс-комплектами. В каждом кабинете размещается от 20 до 25-30 учеников. Школы села малокомплектные. Детей на уроки в центральное образовательное учреждение доставляют на автобусах. Классы по параллелям наполняются 5-9 учениками, при вариантах в 1-2 ученика в случае удаленности школы от других населенных пунктов. В таком случае 2-3 класса объединяют. За одной партой, при таком варианте, может быть пятиклассник и восьмиклассник. Задания они получают разные, но качество обучения страдает.

Внеурочная деятельность

Изменения в системе образования гарантируют ребенку получение дополнительных знаний через внеурочные занятия. Под ними подразумевается посещение художественной, музыкальной или спортивной школы, кружки, факультативы, дополнительные занятия. Городским жителям не составит труда предоставить своим детям спектр услуг, так как есть центры детского творчества и т.п. Сельскому учителю труднее распределить учеников по направлениям внеурочной деятельности. Педагог может предложить занятия, проводимые на базе образовательного учреждения. Варианты варьируются от спортивных секций, музыкальных занятий до факультативов по учебным предметам. При условии, что детям желательно отдохнуть от учебного материала и внеурочно получить параллельную подготовку по предмету, школы села не предоставляют ученикам подобной вариативности.

Командный дух и отношения в классе

Жизнь в одном селе способствует формированию привязанности и взаимовыручки между детьми. Ученики и педагоги пребывают в одной жизненной ситуации. Городские школы формируются за счет детей разного социального положения, что отражается на отношениях в классе. В данной ситуации школа села превалирует, показывая пример истинных дружественных контактов.

Выбирая между городской и сельской школой, необходимо заранее изучить информацию об учебном заведении, ведь базовые знания, которые получит ребенок, отразятся на жизненном пути.


Нередко родители в своём желании дать ребёнку хорошее образование переезжают в более крупный населённый пункт. Деревенские едут в райцентры, из райцентра — в областной город, из областных городов — в столицы. Людей, которые переезжают в мегаполисы ради хороших школ и кружков, чтобы больше работать и меньше спать, очень много. Но так ли много выигрывают их дети? Анастасия Миронова предлагает не спешить с переездом и оценить все плюсы и минусы школы в глуши.

1. В маленькой школе маленькие классы

Чем меньше населённый пункт, тем меньше школьные классы. В сёлах и маленьких городках встречаются старшие классы, в которых учатся от трёх до пяти человек, а то и один. С этими классами учителя работают, как с любыми другими.

Для сравнения: в мегаполисах, вопреки существующим СанПиНам, в классах может быть 35-38 человек

Да, в провинции, а тем более в деревне учителя не всегда современные, эрудированные и открытые новому. Чаще это полные женщины в блузке с пионами, с перманентной завивкой на голове и с разбитыми огородом руками. Но не факт, что такая учительница хуже научит математике своих двоих учеников, чем современная и прогрессивная молодая городская её коллега, у которой нагрузка — две параллели по шесть классов с 35 учениками в каждом.

2. На селе более гибкое обучение

Другой плюс такой школы — отдалённость от контролирующих органов. Звучит странно, ведь в XXI веке бюрократия стала электронной. Однако в России удалённость от центра всегда становится поводом расслабиться. Для школы в деревне или маленьком городке это означает, что учитель может больше экспериментировать. И что, в конце концов, он меньше загружен бумажной работой. Я живу в деревне и знаю, что в школах в округе дети смотрят кино, в том числе артхаус, сдают экзамены в форме спектакля, а на уроках биологии ходят в лес.


3. Дети много занимаются вне школы

В деревне или маленьком городе классы более мобильные. Если в Москве в парк нужно порой вывозить детей на автобусе, а на пикник ехать за 50 километров, то в деревне освоение окружающего пространства проходит проще. Я вижу, что в нашей школе в соседнем посёлке дети часто занимаются в парке, на лыжах катаются не только на пятачке возле школы, но и на окраине посёлка, где можно оборудовать хорошую лыжню. А на берегу реки устраивают школьные пленэры.

4. Деревенский школьник больше спит

Если дети городские и те, кто живёт на селе и ходит в местную школу, спят примерно одинаково, то те же деревенские школьники или дети из райцентров, которых возят на занятия в крупные населённые пункты, недосыпают. В нашей деревне есть такие примеры: ученики местной школы просыпаются в 7.45, из дома выходят в 8.15-8.20. Дети, которых возят в школу в райцентр за 40 километров, выезжают из дома в 7.20. То есть они спят на час меньше. И на час меньше играют (читают, рисуют, занимаются) — это время у них съедает обратная дорога.

5. На селе или в райцентре дорога до школы безопасней

Это вопрос важный. Ребёнок сельский по пути в школу порой не переходит вообще ни одной автомобильной дороги. Или идёт по грунтовке, где медленно ездят. То же самое в райцентрах — там нет широкополосных дорог. Шанс быть задавленным минимальный. Даже если ваш ребёнок живёт в деревне и пользуется развозкой до поселковой школы, едет автобус по просёлочным дорогам, а там совсем низкие скорости. А вот дети, которых возят в школы в райцентр, или городские школьники, чьи родители выбрали лучшую гимназию в центре, каждый день рискуют попасть в аварию. Безопасно на селе и с точки зрения криминала. Деревенский ребёнок ходит в школу, как правило, недалеко и среди знакомых ему соседей.

В деревнях и маленьких городах, где все друг друга знают, детям сложно стать жертвой случайного уличного преступления — структура преступности там другая

Кроме того, даже если с вашим ребёнком по дороге что-то случится (подвернёт ногу, например), вам тут же сообщат об этом соседи, а ребёнка заберут в первый же дом, где окажут помощь.

Самая большая опасность для сельского школьника — собаки. Но в деревнях и сёлах такого понятия, как бездомные псы, почти нет. Там есть собаки двух видов: цепные и сорвавшиеся с цепей. И эти собаки местных жителей более или менее хорошо знают. Стайных собак можно встретить только в крупных посёлках, а в деревнях, особенно малонаселённых, люди прекрасно с бродячими животными борются. А вот в городах за пределами Москвы и Петербурга настоящих бродящих собак очень много. Чем дольше идти ребёнку до школы, тем выше шанс быть покусанным.

6. В провинции учитель больше знает о проблемах учеников (в том числе семейных)

Преимущество, на первый взгляд, сомнительное. Зато в сельской школе невозможны ситуации, когда ребёнок возвращается с похорон, а учитель отчитывает за прогул. Когда мать сильно заболела, дети заняты работой по дому, а в школе их вызывают на ковёр и ставят двойку за не вовремя сданный гербарий. Бывает, что деревенские нрав и любопытство становятся даже у учителей бестактными, но поле для обидных и неуместных ситуаций узкое.

Учитель всегда знает, что происходит в семье ученика. Знает, когда чьи-то родители сидят без работы, знает, что дети не могут купить тетради и даже оплатить обеды

Учителя всегда в курсе, если кто-то из детей дома столкнулся с семейным насилием. Классные руководители гораздо чаще бывают у своих учеников в домах и знают условия жизни и возможности каждой семьи. Вероятно, для тех, кто читает сейчас этот текст и тщательно выбирает ребёнку лучший из вариантов, эти проблемы и не страшны. Но в любой школе, даже очень престижной московской, есть дети с проблемными семьями. И порой эти проблемы влияют на весь класс. Например, застрессированный и ставший неуправляемым ребёнок без своевременного вмешательства учителя и психолога способен расстроить работу класса. А вмешаться вовремя и вообще заметить проблему в большой школе сложно.


7. В сельской школе меньше травли

Когда все друг друга знают, обижать безнаказанно не получается. Чем меньше населённый пункт и меньше школа, тем меньше в школе травли. Потому что каждый в такой школе друг другу сосед, родственник или друг соседа. К тому же в деревнях детей мало, все они — партнёры по играм, поэтому до старших классов дети в каком-то смысле ценят приятелей, ведь выбор для общения у них не так велик.

Если в городе учитель может годами вообще не знать о конфликте в классе (ведь дети часто дерутся вне школы, вероятность встретиться там с учителем небольшая), то в деревне учитель всегда обо всем знает, потому что дети гуляют на виду. Даже если не увидел драку учитель — увидели соседи. В любом случае о каждом инциденте на следующее утро будет знать вся школа. И, конечно, родители — их учитель обязательно встретит у магазина или не поленится сходить домой, ведь идти два шага.

8. Переезд в мегаполис часто приводит к ухудшению жилищных условий ребёнка

Жил себе ребёнок в селе, в собственном, пусть даже и неказистом доме. А может, он жил в двухэтажном благоустроенном доме в райцентре или на окраине посёлка. У него, возможно, даже была своя комната, своё рабочее место. И вот семья переезжает в большой город или даже в Москву. Родители в первые годы много работают, с большой вероятностью — на не самых привлекательных позициях. Снимают 1-комнатную квартиру, а то и комнату. У ребёнка после переезда в город нет не только своей комнаты, но и своего стола. Уроки он делает на кухне, читает — в перерывах между телепередачами. Просыпается вместе с родителями, которые выходя из дома гораздо раньше, чтобы через полгорода добраться на работу. Даже если ребёнок пристроен в гимназию, его успехи может съесть одно лишь ухудшение жилищных условий.

9. В провинции у родителей больше свободного времени

Это хоть и последний, но, возможно, самый важный плюс для семьи, которая решает не переезжать в большой город из-за учёбы ребёнка. В селе или в райцентрах люди много не работают, там нет супержёсткой конкуренции за высококвалифицированные места, там нет многочасовых изматывающих дорог до работы и обратно. Сельский родитель дольше времени находится дома. И если у него действительно есть желание дать ребёнку хорошее образование и воспитание, он может это сделать.

Самым неожиданным открытием для семей, которые ради школы уезжают из глубинки в большой город, становится нехватка свободного времени. Например, попадая в чужую среду, да ещё, как правило, без собственного жилья, люди вынуждены много работать. Они рано встают, а с работы возвращаются поздно.

В итоге ребёнок, которого планировали готовить к поступлению в московский вуз, предоставлен сам себе. Каждый ли школьник сможет организовать своё время с пользой для учёбы? Вряд ли

Через 2 года моя подруга Аня отправляет дочку в первый класс, но о школе думает уже сейчас. Более того, Анюта хочет отдать ребенка в сельскую школу. Когда я узнала об этом, признаюсь, очень удивилась. Я решила поговорить с подругой о том, где лучше учиться: в селе или в городе?

где лучше учиться

© Depositphotos

Учеба в сельской местности имеет свои преимущества и недостатки. Неудивительно, что эта тема вызывает множество противоречий и споров. Давай посмотрим, на какие аспекты родителям обязательно стоит обратить внимание.

Где лучше учиться

Между деревенской и городской школами обычно выбирают те родители, чьи семьи живут в пригороде. Например, в коттеджном поселке, который находится рядом с селом. Конечно, до города можно добираться на машине или автобусе. Но такой вариант по душе далеко не всем. Поэтому и приходится взвешивать все остальные за и против.

Преимущества сельской школы

    В селе количество учеников в классах значительно меньше, чем в городских школах. Это означает, что учитель сможет уделить достаточно внимания каждому ученику. Чего не скажешь о 45 минутах урока в обычной школе, где некоторые дети попросту не успевают ответить. В таком случае трудно говорить об объективности оценивания. Да и сами учителя страдают от огромной рабочей нагрузки.

маленький класс

© Depositphotos

школьный автобус

травля в классе

© Depositphotos

Недостатки сельской школы

    Некоторые родители наотрез отказываются отдавать ребенка в сельскую школу. Они убеждены, что местный контингент деревень не станет примером для их детей. К сожалению, этот стереотип уже давно живет в обществе. Но то и дело он подтверждается на практике. При этом нельзя отрицать то, что и в городе живет несчетное количество неблагополучных семей.

дети в школе

учительница

© Depositphotos

Комментарий от читательницы

Одна из наших читательниц выбрала для своего ребенка сельскую школу. Но не успел начаться учебный год, как в родительском чате началась ругань и ссоры. Причем некоторые родители позволяли себе высказываться грубо и оскорбительно в адрес других людей.

дети и родители

© Depositphotos

Эта ситуация заставила женщину задуматься, правильный ли выбор она сделала. Можно ли рассчитывать на воспитанность и адекватность детей, чьи родители ведут себя таким образом? Едва ли. Однако стоит отметить, что буквально в каждом классе найдется пара-тройка таких родителей, будь то село или город. С этим просто придется смириться.

Совет от редакции

Выбирая школу, прежде всего стоит ориентироваться не на местность, а на педагогический состав. Потому что качество образования, которое получают дети, в первую очередь зависит от работы учителей. Перед тем как отдать ребенка в школу, изучи статистику успеваемости ее учеников. Например, какое количество выпускников получило золотые медали и поступило в высшее учебное заведение. Эти данные помогут тебе составить первое впечатление о месте, где будет учиться твой ребенок.

дети в классе

© Depositphotos

Как видишь, тема действительно довольно противоречива. И нам будет очень интересно узнать твою точку зрения по этому поводу. Скажи, где лучше учиться по-твоему: в сельской школе или всё-таки в городской? Оставляй свои комментарии внизу, а мы с удовольствием подключимся к дискуссии.


Алфавит в девятом классе

Анастасия Марьина — учитель английского языка в селе Сабуро-Покровское Тамбовской области. В местной школе она преподает второй год, а до этого была преподавателем на курсах английского языка в Москве. В столице на занятия приходили дети, которые много путешествовали и потому точно знали, зачем им нужен английский. В селе многие ученики Анастасии не знают названия столиц европейских стран.

12% неграмотных

Отставание сельских школьников от городских подтверждают исследования. Самое авторитетное из них — исследование PISA . Это исследование проводится с 2000 года, последние данные были получены в 2018 году. Россия участвует в исследовании с самого начала.

PISA определяет грамотность 15-летних подростков по трем направлениям: это чтение, математика и естественные науки. В 2018 году к ним добавилась еще и финансовая грамотность. Задания исследования творческие, школьники должны не просто ответить на вопросы теста, но и применить знания в жизненных ситуациях.

В 2018 году показания российских школьников по всем направлениям немного упали . В целом Россия показывает средние значения, но почти треть всех учащихся не показала минимальные знания хотя бы по одному из трех видов грамотности: читательской, математической или естественно-научной. Неграмотных по всем трем предметным областям — 12%, на 4% больше, чем в 2015 году.

Наименьшие результаты показывают подростки в небольших городах и селах и из неблагополучных семей. Сельские школьники отстают от учащихся из городов-миллионников на 72 балла по чтению, на 64 — по математике и на 63 — по естествознанию. К примеру, жители российских городов-миллионников набрали по чтению 520 баллов — столько же, сколько канадцы, занявшие второе место среди всех стран. Подростки из российских деревень набрали только 448 баллов, как Мальта, занявшая 15-е место.

Ценность образования

PISA показывает, что самые низкие результаты по уровню читательской грамотности у тех детей, у родителей которых нет высшего образования. Высшего образования нет у многих сельских жителей, говорит Анастасия. Большинство родителей нынешних сельских школьников сами заканчивали девять классов и потом шли в колледжи и техникумы.

Нераспакованные принтеры

Ирина Белоусова работала учителем в городе Белоусово Калужской области. В городе 10 тысяч населения, школы оснащены компьютерами, проведен интернет, но техника работает медленно и с перебоями. В городе нет дополнительного образования, дети не участвуют в конкурсах и олимпиадах.

Уставшие учителя

Статус учителя — главная проблема российских школ, уверена Алена Маркович. В школах не хватает молодых, мотивированных, подготовленных учителей и среды, в которой они могли бы развиваться и работать с удовольствием.

Четыре стены

Неуспешные взрослые

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Читайте также: