Чем отличается архитектура современного театра кратко

Обновлено: 25.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока : Современный музыкальный театр

Художественное название урока : Современный музыкальный театр

Тип урока : Урок введения в тему.

Познакомить учащихся с жанрами современного музыкального театра :

Опера- симфония, джаз- балет, балет – плакат.

Образовательная через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку современного музыкального театра.

Развивающая : развивать музыкальное восприятие образцов музыки современного театра.

Воспитательная : духовное восприятие музыки современного стиля через произведения классической музыки.

Планируемые результаты УУД :

Предметные :

Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.

Метапредметные:

Осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.

Синтез музыки, изобразительного искусства и архитектуры.

Оборудование:

Мультимедийный проэктор,видеофрагменты , магнитофон,фортепиано,учебник.

1.Организационный момент. Приветствие учащихся .

2.Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята,посмотрите на две картины. Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

hello_html_33484576.jpg
hello_html_m743314ff.jpg

Ученики: На картинных современный музыкальный театр.

3.Изучение нового материала.

Учитель: Что можно называть современным музыкальным театром и как вообще очертить границы понятия "современное искусство"?

Посмотрите на архитектуру современного музыкального театра. Это уникальное здание сразу после открытия стало визитной карточкой не только Сиднея, но и всего австралийского континента. И не удивительно – найти столь же узнаваемое, необычное и запоминающееся сооружение очень тяжело. Строительство Сиднейского оперного театра длилось целых 14 лет, воплощение задумки архитектора было связано со значительными трудностями, которые сделали проект довольно дорогостоящим. В итоге возведение театра обошлось Австралии в 102 миллиона долларов.

Строительство было завершено в 1973 году и на торжественном открытии Сиднейской оперы присутствовала королева Англии Елизавета Вторая.

hello_html_m3a521f72.jpg

hello_html_m20865680.jpg

Опера на воде в г. Брегенц.

Театральные выступления под открытым небом на берегу Боденского озера начались в 1911 году . Официальное открытие первой фестивальной недели в Брегенце состоялось в 1946 году, через год после окончания Второй мировой войны. На озере было создано две сцены из барж: на одной играл Венский симфонический оркестр , на другой располагались театральные декорации. Первая постоянная сцена на воде появилась в 1950 году, в 1955 открылось здание первого современного театра.

Плавучая сцена ( нем. Seebühne ) —площадка под открытым небом на Боденском озере с расположенным на берегу амфитеатром на 7000 мест. На этой площадке проходят масштабные представления музыкальных спектаклей, в том числе опер и балетов.

Единственный раз, в 1972 года, на озере было поставлено два музыкальных спектакля на двух сценах, все остальные годы центральным оставалось только одно выступление. В 1979 году была построена новая сцена на озере. С 1985 года центральный спектакль фестиваля стал повторяться два года подряд .

Балет Бориса Эйфмана на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне.

Бори́с Я́ковлевич (Я́нкелевич) Э́йфман (род. 22 июля 1946, Рубцовск Алтайского края) — советский и российский балетмейстер, художественный руководитель Театра балета .

История их страсти трагична. 15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. Однако произошедший между художниками разрыв нанес роковой удар по душевному здоровью Камиллы, стал началом ее гибели. Полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, Клодель сходит с ума. Болезненная идея о направленном против нее заговоре, главной фигурой в котором Камилле видится Роден, непрестанно терзает ослабленный психическим расстройством рассудок женщины. Целых 30 лет суждено было провести ей в клинике для умалишенных, где Камилла Клодель умерла в 1943 году, забытая и покинутая всеми.

4.Физкультминутка.Музыкально-ритмические упражнения.

5.Вокально-хоровая работа.

6.Обобщение темы

Учитель: С какими жанрами современного музыкального театра мы сегодня познакомились?

Ученики : Опера- симфония, джаз- балет, балет – плакат.

Учитель: Чем отличается архитектура современного музыкального театра?

Учитель: Какие современные музыкальные инструменты сопровождают пластическую композицию в современном музыкальном театре ?

Ученики: Синтезатор,ударные инструменты .

8.Оценивание учащихся.

9.Домашнее задание . Найдите в Интернете и посмотрите фрагменты современных мюзиклов. Написать мини- эссэ .



Современный театр представляет собой экспериментальные формы. Формальные эксперименты начались еще в двадцатые годы 20 века. Первым театром, который носил экспериментальный характер был театр Мейерхольда. Он удивлял, завораживал и шокировал зрителя. Русский зритель, который привык к классическим постановкам с трудом принимал сценические нововведения. Экспериментирование над содержанием гораздо более сложный процесс, связан прежде всего с работой драматургов. Сегодня современный театр имеет ряд особенностей в отличии от театра прошлого


2. Perfomance, склонность к постановкам и ярким шоу, эпатаж. Кроме того, это нестандартность места: спектакли могут проходить не только на сцене, но и практически везде: в подвале, на улице, на бывшем заводе или фабрике. Сегодня театр находится в поисках новых форм и жанров. Новым взглядам на жизнь и действительность должны соответствовать и новые приемы режиссуры.

3. Многоформатность театра. Чего только не увидишь на сцене? Не только спектакли, но и яркие шоу, перфомансы, мюзиклы и стенд апы для зрителей на любой вкус.

4. Сегодня театр потакает зрителям, становится объектом потребления. И сегодня главная задача современного театра — воспитывать зрителя, развивать его внутренний мир, научить видеть то, что скрывается от нашего взгляда.


5. Если сравнивать современный театр с античным, то здесь появляются новые профессии — одной из самых ярких стала профессия режиссера. Сегодня она выходит на первый план.

6. Еще одной чертой современного театра является процесс смены поколений. Если раньше он проходил очень болезненно, то сейчас обновление, омоложение всех театральных цехов — начиная от творческого и заканчивая менеджерским происходят более естественно. Сегодня театр носит название режиссерский, а не театр актерский.


7. Новый театр породил и нового зрителя. Прежде всего зрителя разбирающегося, который в первую очередь выбрал для своего театрального досуга другой театр.

8. Негативной чертой, пожалуй, является коммерциализация театра. Сегодня все больше и больше появляется театральных постановок экономически выгодных, но довольно низкосортных. Привлекает такой театр известными актерами и веселыми постановками.

9. Современный театр призван шокировать. "Потрясение - это норма ", - вот лозунг современной драмы. Для театра боль - это норма, катастрофа - это норма, ужасы - это норма.

Современный театр сложился под влиянием многих факторов. Время, мода, экономика и даже политика влияет на репертуары театров и формы постановок. Не зря существует высказывание "Театр - зеркало жизни". Современный театр не только отражает жизнь, но и уделяет пристальное внимание внутреннему миру современного человека.

Сценические площадки в пределах зрительного зала создают условия для непосредственного общения артистов и зрителей. В отличие от сценической коробки, отделенной игровым порталом от зала, место действия в данном случае переносится в зрительный зал. Эта система театральных представлений требует радикального изменения механизации и оборудования сцены. Артисты играют в центре зрительного зала (рис. 2, 4, а, 5) без занавеса и с использованием минимума декораций. Зрительный зал может быть круглым (рис 4, а, б), квадратным или прямоугольным (рис. 5). Устраиваются вращающиеся площадки с местами для зрителей (рис. 2, 3), а также подъёмные и опускные сценические площадки (рис. 4, в).

Комбинированные сценические площадки. В театрах с открытой сценической площадкой предусматриваются раздвижные, поднимающиеся, скатываемые или откатные стенки, примыкающие к круговому горизонту сцены и образующие сценическую коробку. В театрах комбинированного типа в месте перехода от зрительного зала к сцене установлен портал.

1. Сцена в пределах зрительного зала. План основного этажа (по Крейзлингеру и Розенбауму). М 1 : 600.

2. Театр массового действия с поворачивающейся центральной частью зрительного зала. Планы двух вариантов расположения вращающейся сцены, находящейся в пределах зрительного зала (по Вальтеру Гропиусу).

3. Комбинированная сцена с вращающимся зрительным залом и опоясывающей его кольцеобразной сценой. Функциональное отделение зрителей от артистов отсутствует. M 1 :2000. Архитекторы Перротэ и Штеклин.

Театралы могут часами говорить о любимых сценах в просмотренных постановках, но ко внешнему виду театра обычно равнодушны, за исключением особо вопиющих случаев. А между тем, в театре же интересно не только содержание.

Главный научный сотрудник отдела современных проблем средоформирования и градорегулирования, доктор архитектуры, почетный строитель Москвы Александр Анисимов выглядит словно ученый из старого советского фильма: пиджак широковатый, поступь степенная, бородка седая и клинышком, ботинки блестят.

Армейская эстетика

— Хочется начать с общего, так что вот вам для затравки вопрос хоть и глупый, но волнующий: в чем специфика именно театральной архитектуры?

Да чего ж это глупый. То есть, для меня он, конечно, глуп, но многие ведь действительно не понимают, что создание театра — одна из самых сложных задач для проектировщика. Например, когда проектируешь завод, эстетика отступает на второй план, уступая место практичности. Когда проектируешь музей, наоборот, не думаешь о том, как использовать сложные технологии. В театре же всегда сочетаются две сложнейшие вещи — технологии и интересное эстетическое решение. А это сложно.

— Эстетика — вообще дело непростое.

Да, но технология — штука куда более серьезная, потому что современный театр, особенно, оперный — это, по сути, крупнейший завод по своему оборудованию. Зрители-то видят что? Только зал, а ведь есть еще коробка над ним, машинерия сцены и все прочее, что создает существенные трудности и при проектировании, и при эксплуатации здания.

— Эта сложность и есть та причина, по которой, начиная с революции, столичные архитекторы проектировали новые театральные здания довольно редко, предпочитая приспосабливать под них уже готовые помещения?

Кстати, при строительстве оно довольно сильно упростилось, например, утратило существующую в проекте огромную скульптуру на крыше. С другой стороны, в этом театре до сих пор существует заложенная Симбирцевым и Алабяном сложная механизация, которая и по сей день используется максимум процентов на тридцать. Армия была имиджевым явлением, на ней не экономили, это понятно.

Вахтангов под давлением

— Какое, на ваш взгляд, самое известное из восстановленных или частично восстановленных театральных зданий Москвы?

Театр Вахтангова. Было же как? Когда-то на Старом Арбате стоял особняк Берга архитектора Амбросимова, в котором проводил репетиции со своими учениками Евгений Вахтангов. Чуть позже в нем стали еще и показывать спектакли. И если сначала зрительский зал здесь был человек на 150, со временем его расширили так, что здесь могло поместиться около 600 зрителей.

Но этот особняк снесли, и на его месте построили новое здание — уже в стиле конструктивизма. В нем было порядка девятисот мест. Увы, в одну из первых военных бомбежек в 1941 году в здание театра попала бомба. Среди погибших оказался актер Василий Куза. Здание было сильно разрушено, уничтожены многие декорации.

Жители Арбата еще долго вспоминали, что по всей улице были раскиданы элементы декораций и реквизита. Но! Уже тогда, во время войны, было дано задание спроектировать новое здание театра, которое и построили в 1948 году.

Если смотреть на то, что там получилось внутри, то придраться мне совершенно не к чему.

— А если посмотреть снаружи?

Ммм… Здесь пытались использовать классические архитектурные формы, которые совершенно не вписываются в Арбат. Кроме того, при строительстве этого здания совершенно не учитывался масштаб, что для любого архитектора является самым большим грехом. Огромные колонны театра Вахтангова, возвышающиеся на высоту двух с половиной этажей, ни с чем не перекликаются, само здание давит. В общем, вы меня поняли. Давайте лучше поговорим о прекрасном – например, о как бы новых театральных зданиях на Триумфальной площади.

Цирк, да и только

— Нынешняя Триумфальная площадь – это ведь традиционно театральное место?

— То есть пришедшие в Театр Сатиры зрители сидят там же, откуда их предшественники любовались на слонов и медведей?

Да, это амфитеатр и балконы. Плюс, под зрительские места была отведена часть арены — там сейчас находится партер…

— Я слышал, что не менее интересная история произошла и с расположенным рядом театром Омона, выстроенным в 1902 году архитектором Модестом Дурновым.

Не то слово! Теперь, правда, там все не так весело, потому что на этом месте находится Концертный зал имени Чайковского. Однако, тут еще одна важная деталь: после революции здание цирка Омона было передано Всеволоду Мейерхольду, который и начал его перестраивать в 1937 году, снеся практически все внутренние стены.

Зачем? Он хотел объединить сцену и зрительный зал, чтобы стереть границу между публикой и артистами. Разделять пространство должны были только декорации. Вот только в связи с арестом Всеволода Эмильевича перестройка была остановлена, затем вновь возобновлена по проекту Чечулина и Орлова, которые и построили зал Чайковского в 1940 году, использовав в нем капительные несущие стены театра Омона.

Где Пушкин танцевал

— Вы пока ни словом не обмолвились о здании МХАТа имени Горького на Тверском бульваре. Тоже ведь необычное здание.

И с ним тоже произошла невероятно интересная история! В начале XIX веке на месте театра (точнее, на бульваре перед ним) располагался особняк Кологривовых - один из самых интересных образцов нарядного московского ампира. Большой дом был построен генералом от кавалерии Андреем Семеновичем Кологривовым. Здесь устраивал балы знаменитый учитель танцев Иогель. Этот дом называли одним из предполагаемых мест встречи Пушкина и Гончаровой.

А в 1937 году на его месте началось строительство Театра имени Немировича-Данченко. Более того, его практически построили – со всеми перекрытиями и колоннами. Не хватало только крыши. Но тут началась война.

В 1940-е в недостроенном здании расположился Прифронтовой театр режиссера Дикого, затем стройку просто заморозили. Вот оно и стояло – бесхозное, протекающее, под дождем и снегом отсыревающее и приходящее в негодность.

Можно было бы его отреставрировать? Наверное. Но как-то не сложилось. Была идея сделать тут филиал МХАТа, а то и вовсе перевезти сюда театр, но артисты отказались от такого подарка, предпочтя остаться в Камергерском переулке.


— И тогда здание было решено снести?

Нет, в нем долгое время располагались разные конторы, в том числе, и архитектурные. А одной из них, возглавляемой архитектором Владимира Кубасовым, и родилась идея снести самые пострадавшую – переднюю – часть недостроенного театра, а на ее месте выстроить совершенно новое сооружение. Так и возник современный МХАТ имени Горького – здание суровое и тоже, на мой взгляд, слегка нарушающее общую картину старой застройки Тверского бульвара.

— Вы ведь знали Кубасова лично?

Знал. И помню, как он говорил мне, что вся эта монументальность создана им для того, чтобы создать у прохожих ощущение огромного каменного занавеса, закрывающего внутренности театра. А, чтобы хоть немного убрать эту визуальную суровость, было принято решение украсить фасад большими фонарями. Помогло ли это? На мой взгляд, не очень.

Универсальность или вкусовщина?

— Есть в Москве и еще один заметный театральный новострой – основанная режиссером Анатолием Васильевым Школа Драматического искусства на Сретенке, которой, к слову, в этом году исполняется 30 лет.

Про этот театр необходимо сказать отдельно. Дело в том, что архитекторы вместе с Васильевым придумали очень интересную концепцию: они трактовали внутренности здания как городские улицы, прогуливаясь по которым, можно заходить в зрительные залы и в зал репетиционный. Эту задумку воплотить удалось.

Мне кажется, что восстанавливать позапрошлую архитектуру – глупость, но… В общем, первоначальный фасад был восстановлен. И тоже, на мой взгляд, не соответствует теперь окружающей его архитектуре.


— Вы говорили о том, что свои проекты театра создавал Мейерхольд, Васильев. Так на что архитектор должен ориентироваться – на собственные представления о прекрасном, или на то, что от него хотят получить главный режиссер и художник-постановщик?

Сегодня я считаю, что театральные здания должны быть универсальными, ведь у нас в стране они строятся долго, лет по восемь, за которые в театре режиссер может смениться несколько раз, а у каждого человека, как известно, свои вкусы и потребности. И, слава богу, что таких универсальных театров в Москве сегодня большинство.

Читайте также: