Чем опасны фейковые новости кратко

Обновлено: 08.07.2024

Госдума 4 марта единогласно приняла закон об уголовной ответственности за фейки о действиях Вооруженных сил России.

Информационная сфера, в особенности интернет-коммуникации, социальные медиа, стали полем борьбы за власть над умами и настроениями людей. Это уже не просто распространение слухов, а целая отрасль манипулирования общественными настроениями, вызывающая страх, панику, провоцирующая конфликты и насилие.

Почему люди становятся жертвами информационных манипуляций и фейков? Одна из основных причин — особенности человеческого восприятия, когда потребитель не хочет и не видит смысла проверять информацию. Тем более если представленная информация и доказательства выглядят настолько логичными и убедительными, что соответствуют его картине мира.

Сила воздействия фейка базируется на трех китах: эмоциональной яркости, понятности, повторяемости — именно это и определяет скорость и полноту захвата внимания и памяти потребителя фейк-ньюс.

Как противостоять фейковой экспансии? В Германии, например, действует закон о наложении штрафа на соцсети за нарушение правила своевременного удаления фейковых новостей. За это соцсети могут быть оштрафованы на сумму до €50 млн. Малайзия наказывает распространителей фейков с помощью штрафов (до $128 тыс.) и тюремных сроков — вплоть до лишения свободы на 10 лет.

4 марта депутаты Госдумы единогласно утвердили в третьем чтении поправки о наказании за призывы к антироссийским санкциями и за распространение ложной информации в отношении российских войск. Поддержали коллег и сенаторы. На мой взгляд, принятие этого законопроекта проходило без должного экспертного обсуждения, без широкого привлечения представителей медиа и интернет-сообщества. Между тем, во внимание не приняты некоторые риски, которые могут повлечь злоупотребления в правоприменении.

Конечно, мы — общественники, эксперты, коллеги из Союза журналистов России — будем вести мониторинг применения данного закона, заявлять о проблемах и перекосах, если они возникнут. На мой взгляд, самое действенное — это система тщательной проверки информационных потоков, общественное неприятие лжи, требования к журналистам и блогерам соблюдать нормы закона и этики. Кстати, я знаю несколько общественных инициатив в Москве и регионах, которые успешно разоблачают многочисленные фейки и демонстрируют их анатомию. Просвещение — вещь полезная.

Автор — член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

content/ru-ru/images/repository/isc/2021/how-to-identify-fake-news-1.jpg

  1. Заведомо ложная информация – автор, публикующий материал, знает, что в нем содержатся недостоверные сведения. Целью таких действий может быть манипулирование общественным мнением или увеличение посещаемости определенного веб-сайта.
  2. В целом неточная информация, но содержащая достоверные данные. В этом случае автор мог проверить не все факты или преувеличить некоторые аспекты, чтобы подчеркнуть конкретную точку зрения.

Типы фейковых новостей

Существуют разные типы фейковых новостей. Они зависят от мотивации тех, кто их создает. Например:

В целях пропаганды используется ложная информация или искаженные факты, задача которых – ввести аудиторию в заблуждение и продвигать политическую программу или предвзятую точку зрения.

Журналистика низкого качества

Вводящие в заблуждение заголовки

Иногда сама новость может быть в целом правдивой, но чтобы побудить читателей открыть ее, используется сенсационный или вводящий в заблуждение заголовок. Это может привести к появлению фальшивых новостей, поскольку в социальных сетях – основном месте распространения новостей, обычно отображается только заголовок и небольшой фрагмент статьи.

В этом случае ложные, выдуманные истории выдаются за сведения из подлинных источников новостей, с целью ввести аудиторию в заблуждение.

Сатира и пародия

  • Дезинформация – поддельная или вводящая в заблуждение информация, создаваемая и распространяемая преднамеренно, часто с финансовыми или политическими мотивами.
  • Ложные сведения – это также поддельная или вводящая в заблуждение информация, но в этом случае ее целью не является преднамеренный обман.

Ленты социальных сетей приоритизируют контент по показателям вовлеченности, то есть на основании того, как часто пользователи делятся и лайкают определенный пост, а не того, насколько он точен или основательно подготовлен. Такой подход приводит к широкому распространению новостей с кликбейтными заголовками, преувеличенных данных и дезинформации. Компании, представляющие социальные сети, рассматриваются как платформы, а не как издатели, а значит, не несут такой же юридической ответственности, как традиционные СМИ. Однако по мере развития политических и правовых аспектов ситуация может измениться.

В фейковых новостях иногда используются дипфейки. Это фальшивые видеоролики, созданные с помощью цифрового программного обеспечения, машинного обучения и замены лиц. Изображения объединяются в новые видеоролики, показывающие никогда не происходившие в реальности события или действия. Результаты могут оказаться весьма убедительными, не позволяющими идентифицировать их как ложные.

Fake news examples

Примеры фейковых новостей

Пандемия Covid-19 является благодатной почвой для распространения ложной информации в интернете. На всем протяжении кризиса возникало множество фейковых новостей. Одним из примеров фейковых новостей в социальных сетях стала информация о том, что технология 5G связана с распространением вируса. Якобы потому, что 5G подавляет иммунную систему, в то время как вирус передается через радиоволны. Хотя эти утверждения не соответствуют действительности и неоднократно опровергались официальными источниками, они по-прежнему широко распространены.

Президентские выборы в США в 2016 году

Взрыв на Бостонском марафоне

Ким Чен Ын – самый сексуальный мужчина

Ниже перечислены самые известные сайты:

Статьи по теме:

Поправки в Уголовный кодекс о наказании — до 15 лет тюрьмы — за дискредитацию, фейки о военной операции и призывы к санкциям вступили в силу. Юристы прокомментировали новые нормы и оценили, как они изменят работу журналистов

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Владимир Путин

Что говорят о вступивших в силу поправках и что советуют журналистам юристы — в обзоре РБК.

Следует обратить внимание и на формулировку о заведомой ложности распространяемой информации. Если распространитель осознает, что доводит до всеобщего сведения именно фейк, то в его действиях есть правонарушение. Если он не знает, что это фейк, то в его действиях правонарушения нет. Бремя доказывания заведомой ложности лежит при этом на стороне обвинения.

Фото:Андрей Любимов / РБК

Гарий Напалков , управляющий компании Legalight

— Основная проблема в тексте нового закона — неопределенность формулировки состава. Что считать заведомо ложными сведениями? И кто это будет определять? Если я вижу и снимаю видео, то это ложная информация, если она не соответствует официальной позиции? А если я делаю выводы на основании таких видео — я тоже распространяю заведомо ложную информацию?

Реальная ситуация будет зависеть от того, кто и как будет применять эту норму.

Фото:РБК

Какие СМИ прекратили работу из-за поправок о фейках

Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

— Если у журналиста есть хорошее и правильным образом зафиксированное доказательство (фото, аудио, видео и документы) тогда это не фейковая информация, ответственности за это нет.

Главная рекомендация — максимально все фиксировать. Журналисты будут фактически превращены в следователей. Недостаточно просто на кого-то сослаться. Нужно принимать меры для тщательной фиксации доказательств.

Фото:Lefteris Pitarakis / AP

Федор Кравченко управляющий партнер Коллегии медиаюристов

Иллюстрация с сайта Thisis.media

Иллюстрация с сайта Thisis.media

Американец Эдгар Мэддисон Уэлч – отец двоих детей, и он был обычным, никому неизвестным жителем Северной Каролины. Пока 4 декабря 2016 года не приехал в округ Колумбия, город Вашингтон, зашёл в популярную пиццерию Comet Ping Pong и трижды выстрелил из винтовки в потолок. Никто не пострадал, хотя паника охватила многих.

Эдгар Мэддисон Уэлч во время задержания

Фальшивые публикации могут касаться не только политики, но и вопросов здоровья, безопасности и обучения, ухода за детьми и других тем, и советы из таких публикаций могут навредить. Informburo.kz разбирается, как фейковые публикации затрагивают наши жизни, почему люди верят в них и как не поддаться их влиянию.

Что такое фейковые публикации и в чём их вред

Фейковые публикации вводят в заблуждение: их содержание может основываться на мистификациях, теориях заговора, лженаучных концепциях, а также выставлять какой-то реальный факт или событие с искажением, необъективно, намеренно исключая другие данные о предмете, явлении или феномене действительности. Фейки служат для получения выгоды: влияния на репутацию, достижения политических целей и власти, обогащения, распространения паники.

Поскольку фейки помогают добиваться влияния или зарабатывать деньги, то рекомендации и советы в них могут быть бесполезными или даже навредить. Веря в такие рекомендации, человек может заменить ими остро необходимое лечение, дать данные для доступа к своим финансам в случаях фишинга – мошенничества, при котором сайты и рассылки маскируют под известные, чтобы украсть данные пользователя, или принять необдуманное решение и создать опасность для себя и других. Как Эдгар Мэддисон, стрелявший из винтовки в пиццерии. К сожалению, международный опыт показывает, что у фейков бывают и трагические последствия.

Как распространяются фейки и почему в них верят

Интернет дал возможность любому желающему без ограничений распространить любую информацию: можно быстро создать сайт из шаблона или опубликовать заметку в социальных сетях. В Instagram около 1 млрд пользователей, в Facebook – свыше 2 млрд, при этом алгоритмы социальных сетей продвигают и распространяют публикации с высокой активностью.

Персонализированные ленты, а также индивидуальная выдача поисковых систем вроде Google создают "пузырь фильтров" – это понятие придумал интернет-активист Илай Парайзер. Сайты изучают историю поиска, местоположение, активность, интересы, предполагают, что может заинтересовать пользователя, и выдают информацию, которая согласуется с этими данными, а другая информация может и не показываться. Так человек попадает в "пузырь": кажется, что это единственная правда, о ней говорят и знают все, а других фактов вообще не существует.

И чем больше пользователь кликает и погружается в эту информацию, тем больше видит того, что подтверждает его взгляды. И тут фейки подкрепляются благодаря нашим когнитивным искажениям – ошибкам мышления. Предвзятость подтверждения способствует тому, что человек склонен искать и интерпретировать информацию так, чтобы подтвердить уже существующее у него мнение, селективное восприятие – выбирать из всех фактов только те, которые согласуются с ожиданиями.

Люди зачастую находятся в плену собственных предубеждений.

Исследователи Гордон Пенникук, психолог из университета Реджайны (Канада), и Дэвид Рэнд, психолог и социальный антрополог из Массачусетского технологического института (США), считают, что причина веры в фейки – наша ментальная лень. Мы можем развивать и пользоваться критическим мышлением для оценки информации и так противостоять вере в фальшивки. Но чаще всего, особенно в социальных сетях, люди склонны читать только заголовки или скользить взглядом по содержанию текста по диагонали. К тому же люди обычно жаждут развлечений и веселья: многие публикации пишутся с этими целями, сильно упрощаются и теряют объективность. Иногда авторы публикаций используют непроверенную информацию по незнанию или чтобы привлечь больше внимания, как и громкие заголовки, заставляющие кликнуть на публикацию.

Использовать критическое мышление сложно, на это требуются дополнительные ресурсы мозга. Даниэль Канеман, психолог, исследователь, профессор Принстонского университета (США) и лауреат Нобелевской премии по экономике, изучал, как работает наше мышление. Он выделил две системы мышления: быстрое – система 1 и медленное – система 2. Быстрое мышление действует автоматически и сразу: так мы не тратим время и ресурсы мозга, а действуем исходя из уже сложившихся убеждений, но из-за этого быстрое мышление часто ошибается. Система 1 создаёт для нас иллюзию истины: если что-то кажется знакомым, мы предполагаем, что это правда.

Так многократное повторение фейков заставляет людей всё сильнее верить в них. Различить правду и что-то знакомое и понятное не так просто. Система 2 ошибается реже, поскольку ищет несостыковки, не подгоняет события и факты и не основывается на интуитивных предположениях и эмоциях. Но чтобы задействовать её, требуются усилия. Ментальная лень часто не даёт сделать это, и мы можем даже не осознавать, что принимаем решения необдуманно и не проверяем информацию.

Как бороться с фейками

Важно стать скептиком и во всём сомневаться, чтобы не давать делать выводы своему быстрому мышлению. В этом помогает критическое мышление, и хотя его можно и нужно развивать с детства, работать над собой никогда не поздно.

Исследователи Гордон Пенникук и Дэвид Рэнд отмечают, что множество исследований по когнитивной психологии показывают: немного рассудительности, возведённой в привычку, приводит к формированию точных и адекватных представлений об окружающей действительности. Так, люди со склонностью тренировать свои способности анализа и не верить своему первому впечатлению, менее суеверны и меньше верят в конспирологические теории, даже если они на первый взгляд выглядят довольно правдивыми и глубокими.

Компании тоже осознают вред от фейковых публикаций. Facebook решил снова открыть вкладку и приложение с новостным контентом, в которой будут показывать публикации от авторитетных источников. Так можно будет получать качественный контент, оставаясь в социальных сетях и не думая о том, что это может быть фальшивка. Отбирать материалы будет специальный алгоритм, но Facebook также решил нанять 10 опытных журналистов, которые помогут отбирать материалы для новостной вкладки сайта и приложения.

Так что несмотря на сторонние меры борьбы с фейками, компании не добьются успеха лишь своими инструментами – они решили помочь пользователям повышать собственный уровень медиаобразования.

Повышением медиаграмотности населения также занимаются различные профильные организации. В 2019 году Международный центр журналистики MediaNet выпустил практическое учебное пособие для вузов по медийной и информационной грамотности. Также его составители планируют выпустить учебник для школьников и включить медиаграмотность в школьную программу при содействии Министерства образования.

"Не хотелось бы уходить в конспирологию, но некоторые фейки похожи на АB-тестирование. Допустим, у компании есть продукт, и она запускает две разные версии его рекламы для схожих аудиторий. Также и с фейками. Запускаем и смотрим, как на это отреагирует общество, блоги, соцсети и СМИ. И когда и кем будет опубликовано опровержение. Фейк с картинкой не требует много времени на создание, а вот для фальшивой аудиозаписи нужно чуть побольше таланта и изобретательности. Просто так обычный человек такой фейк запускать не будет. Есть ощущение, что их делают неслучайные люди. Часть местных фейков очень напоминает организованную компанию. Кем это делается, неизвестно. Вариантов может быть масса. От Аблязова до Комитета национальной безопасности, который может тестировать реакцию общества и собирать данные. Кто чаще выдаёт опровержение? Наши госорганы, потому что фейки касаются именно их сфер деятельности", – говорит Павел Банников.

Как распознать фейковую публикацию и что с ней делать

Один из первых признаков фейка – кричащий заголовок, который аппелирует к нашим эмоциям. Таким же будет и содержание: эмоциональным, играющим на распространённых человеческих страхах – например, на безопасности детей. Текст должен рассказывать о разных сторонах явления и ситуации беспристрастно, а не склонять к принятию конкретного решения.

Что ещё проверять в публикации:

    Источник. Если это СМИ, то слышали ли вы о нём ранее? Насколько это СМИ авторитетно, часто ли использует кричащие заголовки? Указывает ли автор своё имя, есть ли контакты, куда можно сообщить о неверной информации? Если публикация ссылается на информацию от другого издания, то стоит пройти по ссылкам и найти первоисточник, чтобы оценить его достоверность. (Доверяй, но проверяй. По данным исследовательской компании Edelman, в США масс-медиа доверяют 48% граждан, в Британии – всего 37%. В России СМИ верят только 26% людей).

Читайте также: