Чем ограничена свобода человека кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свобода для нас стала настолько привычной и обыденной, что мы уже давно перестали задумываться о ней. Хотя совсем недавно понимание свободы было совсем иное, нежели сейчас. Однако постепенно мы пришли к тому, что она стала фундаментальной основой благополучного общества.

Право быть свободным имеет такую же важность, как и право на жизнь, — они фактически стоят в одном ряду. Но при этом в обществе существует огромное множество ограничителей свободы. И их наличие обусловлено конкретными причинами.

Как мы понимаем свободу

Понятие свободы формировалось на протяжении многих веков. Всё началось, как и водится, в Древней Греции. Такие философы, как Платон, Сократ и Аристотель, связывали свободу напрямую с судьбой, которая, в свою очередь, обожествлялась. Так, предполагалось, что у всего есть своё предназначение, а в этом случае в свободе как таковой не было особенного смысла. Она выражалась в том, что ты не мог выбирать, существовать тебе или нет, но мог выбирать, как тебе существовать — по справедливости или же в пороке.

В Средние века свобода отождествлялась с праведным и неправедным образом жизни. Следование Священным Писаниям или нарушение их норм — это и была свобода. Так как именно церковь имела монополию на мораль, то она и решала, что есть плохо, а что — хорошо. То есть у тебя был выбор: жить свободным от грехов или же быть порабощенным своими желаниями.

Общество и свобода

Даже учитывая то, что в современном мире основной концепцией является преобладание блага личности над благом общества, это не означает, что везде правит вседозволенность. Ограничение права каждого человека попросту необходимо, так как все стремятся улучшить свою жизнь, а в этом процессе очень легко могут пострадать права других.

Жить без правил человеческое общество не может, так как именно правила позволяют добиваться наибольшего блага. Ведь в таком обществе даже возникновение личностей, которые не уважают прав других и периодически нарушают их, неспособно сильно замедлить темпы развития человечества.

Но при этом, если твои действия никак не нарушают прав других, ты можешь делать всё что угодно. Это способствует появлению творческих людей, которые своими действиями улучшают мир вокруг себя.

Ограничение свободы обычно проявляется через законодательство. Тут суть свободы выражается в следующем: разрешено то, что не запрещено. Но это далеко не единственный общественный ограничитель. Так так люди постоянно находятся во взаимодействии с обществом, оно воздействует на личность, участвуя в её развитии.

Поэтому если в обществе верховенствует закон, то воспитанный в нём человек не станет лишний раз нарушать правила, так как это будет идти вразрез с его пониманием правильного и неправильного. Но это работает и в обратную сторону: если правовая грамотность людей находится на низком уровне, а закон воспринимается лишь как помеха, то и удивляться возникновению преступности в такой среде было бы глупо.

Человек и свобода

Личное понимание свободы у людей может отличаться в каких-то определённых аспектах. Но при этом понимание безграничной свободы всё равно формируется крайне редко — это связано с особенностью мышления человека.

Кто имеет право ограничивать нашу свободу

Разобравшись во всём, мы поняли, что свобода — вещь важная и даже необходимая, а также то, что ей обязательно нужны ограничения. Но вот вопрос: кто может ограничить свободу? Конечно, речь идёт о законе, а следовательно, и о государстве. К тому же только у него есть право на насилие, без которого ограничить свободу будет невозможно.

Таким образом, на государстве лежит колоссальный груз ответственности, ведь сохранить свободу своих граждан — это его первостепенная задача. Конечно, это не означает, что любое действие государства направлено на защиту этой свободы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема : Свобода человека и её ограничители.

Свобода человека. Ограничители свободы.

Свобода и ответственность.

Свободное общество.

1 . Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества.

Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность

магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время. Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав

других. Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим

внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение ≪ буриданов осел ≫ . Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода.

Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Свобода человека во всех ее проявлениях — основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.

Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия —- оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке. В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.


3. СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО.

Итак, вы увидели, как по-разному, а подчас и диаметрально противоположно трактуется понятие ≪ свобода ≫ . Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Какое же общество может обеспечить такой выбор? Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства

за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где мешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Только таким и может быть действительно свободное общество, считают многие на Западе. В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере — разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.

≪ Все, что может делать общество и государство,— это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой ≫ ,—писал один из американских

Однако далеко не все на Западе принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. С а м о р е а л и з а ц и я человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые дожно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую. Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. В частности, в социальной и экономической сферах оно может заботиться о равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы не должен заслонять идеала равенства.

Читайте также: