Чем обычно занимается орган школьного самоуправления выбери несколько вариантов ответа

Обновлено: 04.07.2024

Для чего в школе создаются органы самоуправления? Ответ на этот вопрос может быть таким: выборные органы в школе нужны для того, чтобы все участники образовательного процесса могли повлиять на жизнь и процесс обучения детей, условия работы в школе, особенности взаимодействия школы и родителей и т. д.

Органы самоуправления в школе — это обязательный элемент школьной жизни, система, которая позволяет всем участникам образовательных отношений принимать участие в управлении учебным заведением. Главной задачей самоуправления является учет потребностей и обучающихся, и родителей, и педагогов при принятии решений в школе, защите гражданских прав и интересов. Пределы, в которых действуют органы самоуправления, определяются Уставом образовательного учреждения и локальными актами. Решения, которые принимают органы самоуправления могут быть разнообразны: более благоприятный режим обучения, выбор профилей для обучающихся, распределение денег школы на определенные нужды. Как будут выглядеть органы самоуправления, определяет сама образовательная организация. Это может и ученический совет, и совет родителей, то есть внутришкольное самоуправление, которое представляет интересы отдельных групп участников образовательного процесса.

«В целях учета мнения обучающихся, родителей/законных представителейнесовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников) (ст. 26 Закона).

Школьная администрация должна всячески поддерживать и создавать все условия для реализации прав обучающихся выступать со своими инициативами в рамках работы органов самоуправления. Управляющий совет школы — это такой орган управления школой, который может принимать общешкольные решения.

Обратимся к Закону, который закрепляет за обучающимися право на участие в управлении образовательной организацией (ст.34 Закона). Таким образом, ученическое самоуправление дает право учащимся совместно с педагогами школы и родителями решать особенности организации школьной жизни.

Статья 26 Закона устанавливает особенности управления образовательной организацией. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является директор, который может осуществлять управление школой на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие означает, что функции управления и руководство в образовательном учреждении концентрируются в руках одного лица — руководителя.

На какой срок формируется выборный орган, компетенция работы органов школьного самоуправления, порядок принятия решений устанавливаются Уставом школы. Основные вопросы, касающиеся порядка работы органов самоуправления и организации их деятельности, регулируются уставом школы, положением об управляющем совете и другими локальными актами школы.

Школьные органы самоуправления должны обеспечить эффективное решение текущих задач.

Итак, какие вопросы и задачи могут решать органы самоуправления в школе?

Органы самоуправления могут влиять на решения о продолжительности учебной недели, принимать решения о введении школьной формы, осуществлять контроль при использовании труда несовершеннолетних в школе, определять время начала и окончания занятий. Часто управляющие советы и советы обучающихся принимают решение о выборе профилей в школе, выборе учебников. Управленческие советы решают множество финансово-хозяйственных вопросов, утверждают программу развития школы. Коллегиальные органы самоуправления также нередко могут быть представлены попечительским советом, наблюдательным советом. Принимаемые решения не должны противоречить законодательству РФ.

Примерный регламент работы органов самоуправления.

Примерный регламент работы можно рассмотреть на примере регламента работы управляющего совета.

Заседания управляющего совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два-три месяца; по плану работы управляющего совета; по инициативе председателя совета; по требованию: руководителя общеобразовательного учреждения; представителя учредителя общеобразовательного учреждения.

Инициатору созыва внеочередного заседания следует сформулировать вопрос, подлежащий внесению в повестку дня. Он же может предложить формулировку решения вопроса, а также форму проведения заседания и перечень информации (материалов), предоставляемых членам управляющего совета по своему вопросу.

Предложения о созыве управляющего совета оформляются в письменном виде и предаются Председателю совета.

На заседании управляющего совета не могут рассматриваться вопросы, не указанные в повестке дня.

В случае, если предложение о включении того или иного вопроса в повестку дня заседания поступило непосредственно на заседании, решение о включении его в повестку дня принимается в порядке, установленном управляющим советом.

Информацию о заседании совета до сведения членов управляющего совета следует доводить не позднее чем за неделю до его заседания.

Уведомления о заседаниях управляющего совета направляются персонально каждому члену совета в письменной форме, где указывается:

  • дата, время и место проведения заседания управляющего совета;
  • повестка дня;
  • перечень информационных материалов, подготовленных для обсуждения вопросов;
  • проекты решений по вопросам повестки дня, выносимым на голосование.

К уведомлению прилагаются все материалы, необходимые для принятия решений на заседании совета.

Заседания управляющего совета и его решения считаются правомочными, если на заседании при​сутствует не менее половины его членов.

Передача права голоса членом управляющего совета иному лицу, в том числе другому члену управляющего совета, не допускается.

В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

К участию в заседаниях совета допускаются лица, не являющихся его членами, в случае их пригласили одни или несколько членов управляющего совета и против этого не возражает более половины членов управляющего совета, присутствующих на заседании. Приглашенным участникам предоставляется на заседании управляющего совета право совещательного голоса.

Принятию решения управляющим советом предшествует стадия его подготовки.

В целях подготовки заседаний управляющего совета и выработки проектов постановлений, председатель вправе запрашивать у руководителя общеобразовательного учреждения необходимые документы, данные и иные материалы. В этих же целях управляющий совет может создавать постоянные и временные комиссии совета, утверждать ее персональный состав.

Подготовленные к обсуждению предложения комиссии носят рекомендательный характер.

Какие права возникают у обучающихся, которые избираются в органы самоуправления?

Обучающимся опыт работы в таких выборных и демократических органах дает возможность обучиться навыкам сотрудничества, управления, проектирования, принятия ответственных решений.

Вопросы, которые решают школьники, как управляющие:

  • Введение в школе правил поведения, контроль за исполнением этих правил;
  • Особенности режима дня школьника;
  • Организация праздников и общешкольных мероприятий;
  • Защита учеников, как участников образовательного процесса. Правозащитное направление деятельности ученического самоуправления интересно тем, что, в отличие от других направлений, оно подкреплено минимально необходимой законодательной базой;
  • Организация досуговой деятельности в школе;
  • Разрешение конфликтов: посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности (работа школьных служб примирения);
  • Шефское направление: организация шефства старших над младшими.

Приведенный список не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения, подобные секторам или штабам. Возможно, ученическое самоуправление в конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой — как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

Интересным является опыт введения должности президента в школе. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования. Формы организации школьного самоуправления могут быть разнообразны.

Педагогический совет является одной из самых традиционных форм самоуправления. Педагогический совет решает вопросы управления непосредственно в сфере педагогической и воспитательной деятельности.

Участвуя в работе органов самоуправления — родители, старшеклассники, работники школы совместно создают школьные законы, нормы, правила по которым работает вся школа, включая ее директора.

Что такое самоуправление в школе

Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.

Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.

Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.

Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.


Цели и задачи

Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.

Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.

Как устроено

Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.

Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.

Но общие принципы одни и те же:

  • выборность органов самоуправления: в каждой отдельной школе, как и во всей большой России, источник власти — народ;
  • гласность и открытость деятельности;
  • гуманизм, приоритет личности;
  • сменяемость выборных членов самоуправления;
  • педагогическое руководство: степень вовлеченности педагогов в ученическое самоуправление возможна разная (зависит от того, насколько давно и успешно работает эта система), но пускать процесс на самотек нельзя.

Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.

  • самоуправление в классе: классное собрание выбирает актив, совет и т. п.;
  • ученическое самоуправление: совет активов, школьный ученический совет и т. п. Если школа небольшая, то такой орган один, если в ней параллели по 15 классов и 7 зданий, целесообразны промежуточные звенья (совет старшеклассников и т. п.) и общий, единый орган;
  • школьное самоуправление: совет школы, который состоит из представителей родительского комитета, ученического самоуправления и педагогов.
  • организационная: общие вопросы, организация работы самоуправления;
  • досуговая, культурно-массовая;
  • спортивно-оздоровительная;
  • художественно-эстетическая;
  • гражданско-патриотическая и т. п.

Как организовать ученическое самоуправление

Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?

Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.

Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.

Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.

Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.

Шаг 5. Реализация плана деятельности.

Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Состав, порядок формирования, полномочия управляющего совета устанавливаются:

1) Решением учредителя

2) Уставом образовательной организации

3) Приказом Директора

4) Порядком Управляющего Совета

2. Состав лиц для кооптации в управляющий совет определяется:

Решением представителя учредителя

Работники образовательной организации

Согласование образовательной программы школы

Согласование индивидуального плана профессионального развития учителя

Согласование профилей обучения

Вопросы текущего руководства

5. Досрочно распустить УС имеет право

Избранные в УС родители

6. Заседания Управляющего совета рекомендуется проводить

по инициативе председателя

2) по требованию представителя учредителя в совете

3) по требованию представителя родителей

4) по установленному в указе обязательному количеству заседаний в году или по мере необходимости.

7. Что собой представляют такие органы управления, как Управляющий совет и Педагогический совет?

1) Управляющий совет и Педагогический совет – это органы самоуправления образовательной организацией;

2) Управляющий совет и Педагогический совет – это коллегиальные органы управления образовательной организацией;

3) Управляющий совет – это орган самоуправления, а Педагогический совет – коллегиальный орган управления образовательной организацией;

4) Управляющий совет – это коллегиальный орган управления, а Педагогический совет – это орган самоуправления образовательной организацией.

8.Представители какой категории составляют большинство в составе управляющего

совета образовательной организации?

1) Работники учреждения

2) Родители (законные представители) воспитанников

3) Представители учредителя

4) социальные и частные партнеры образовательной организации

9.Кто из указанных лиц может быть избран председателем управляющего совета

1) Родители обучающихся либо из кооптированных членов управляющего совета

2) Руководитель ОУ

3) Представитель учредителя в Совете

4) Работники образовательной организации

10.Возможно ли наличие в автономном ОУ, кроме обязательного наблюдательного

совета, также Управляющий совет?

1) Нет, в автономном учреждении может быть только наблюдательный совет

2) Да, учреждение имеет право по своему усмотрению разграничить в уставе полномочия

между этими советами

3) Да, при этом нельзя предусмотреть уставом передачу всех полномочий

обеспечивает открытость и доступность следующих сведений путем размещения на

официальном сайте (указать лишнее):

1) О поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам

2) О персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и

3) О результатах участия ОУ в конкурсах

4) Устав образовательной организации, в которой ,в том числе, указан порядок образования и функционирования управляющего совета.

13. Что не относится к коллегиальным органам управления в образовательной организации

1) Совет родителей, профсоюз

2) Управленческий совет Общее собрание работников и обучающихся; попечительский совет;

3) Наблюдательный совет

4) Педагогический совет

14. С помощью каких процедур формируют Управляющий совет образовательной организации?

3) Выборов, назначения, кооптации

1. Развития образовательной организации;

2. Утверждение отчетов руководителя о деятельности учреждения

3. Материально-технического обеспечения;

4. Финансово-хозяйственной деятельности

16. В состав Наблюдательного совета входят:

1) Представители работников учреждения,

2) Родители обучающихся, воспитанников

3) Обучающиеся старших классов

4) Все три вида представителей

17. Какими полномочиями не наделен Наблюдательный совет:

1) Утверждение отчетов руководителя о деятельности учреждения

2) Контроль за деятельностью руководителя учреждения по распоряжению финансами и имуществом

3) Разработка образовательной политики, стратегии и программы

4) Материально-техническое обеспечение

1) В Уставе образовательной организации

19. К полномочиям педагогического совета не относятся:

1) Выбор учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания

2) Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

3) Аттестация, повышение квалификации педагогических работников

4) Вопросы финансово-хозяйственной деятельности

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2950 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 571 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.08.2017 8751
  • DOCX 17.8 кбайт
  • 63 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Карапетян Инга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сегодня ученикам предоставляют гораздо больше свободы в принятии решений, но и ответственность на них лежит серьезная. В этой ситуации задача взрослых – не выпускать ситуацию из-под контроля, не подавляя креативности и инициативы ребят. Если найти удачный баланс между этими составляющими, самоуправление пойдет школе только на пользу.

Что такое школьное самоуправление и кому оно нужно

Зачем же нужен ученический совет как орган школьного ученического самоуправления?

Одним из органов школьного самоуправления может стать ученический совет, который формируется из наиболее активных представителей каждого класса, и занимается решением школьных вопросов, исходя из традиций конкретного учебного заведения и интересов школьников. Ученический совет участвует в организации школьных и внешкольных мероприятий (дежурства, соревнования, конкурсы, выставки), сотрудничает с клубами и общественными организациями, способствует развитию информационного пространства школы. В зоне ответственности ученического совета – соблюдение правил поведения в школе, помощь в контроле за внешним видом учеников, состоянием учебников и школьного имущества, поддержание в чистоте территории, закрепленной за каждым классом.

Наличие ученического совета позволяет привлекать школьников к решению насущных вопросов. Ученики могут вносить свои предложения по усовершенствованию работы столовой, обновлению инвентаря в спортзале, обустройству прилегающей к школе территории. Дети и педагоги совместно решают, на что тратить деньги, которые вносят родители в фонд помощи школе. Школьникам ученический совет дает возможность выдвигать свои идеи и предложения, отстаивать свои права – словом, формирует основы понимания демократического общества. Ученики приобретают опыт управленческой работы, развивают в себе лидерские качества и способность общаться и взаимодействовать друг с другом в пределах единой команды.

Важно удерживать баланс

Помимо очевидных плюсов от существования ученических советов, есть также мнение о возможных сложностях. Некоторые учителя считают, что если самоуправление выйдет из-под контроля педагогов, ученики почувствуют вседозволенность, из-за чего пострадает дисциплина. Чтобы избежать неожиданных последствий, стоит помнить о некоторых важных моментах.

Каждый сегодняшний школьник в будущем непременно столкнется с реалиями взрослой жизни: будет работать в коллективе, подчиняться или руководить. Школьное самоуправление и ученические советы – отличная возможность научиться самостоятельности, осознанию своего пути в жизни, и великолепная подготовка к тому, чтобы успешно реализовать себя.

Читайте также: