Чем обеспечивается внутреннее единство культуры кратко философия

Обновлено: 05.07.2024

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Каждая из этих наук дает ей свое определение. Для философии в отличие от этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чертах, т.е. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В настоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятельности человека порождает и многообразие проявлений культуры. Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности. В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.

Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль- туры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и области производства- материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная. Культура - это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.

Билет. Проблема метода философии. Диалектика и Метафизика.

Метод- совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико-познавательной и практической деятельности.

Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Поэтому методы познания не столь же разнообразны как сама действительность. Перед философами всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для изучения действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее правильный метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную реальность.




В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и метафизического метода в философии.

Методы подразделяются на 3 группы:

1. Частные(отдельные науки и области практической деятельности. Это методы физики, химии и т.д.)

2. Общие( применяемые во всей науке например дедукция и индукция) 3.Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика).

Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.

Принципы диалектики:

1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие.( изменение не только количественное, но и качественное.

2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутренние противоречия.

Принципы метафизики:

1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклич. Циклически происходящие изменения не изменяют качество.

2. Вещи , явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь - внешняя.

3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.( метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)

Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания.

Познание -это диалектический процесс активного, целенаправленного воспроизведения (отображения) сознаний в системе их идеальных образов сущности вещей, предметов и явлений, включая человека и общество. Объектом познания является и природа. Объект познания формируется практикой и расширяется с развитием практической деятельности. Субъект познания (подлинный) - человечество в целом, а отдельный человек становится субъектом познания как представитель человечества. Субъект познания - исторически конкретен, т.е. в каждую эпоху специфичен круг его познавательных интересов, а главное, конкретный характер носят его познавательные возможности.

Теория познания диалектического материализма - теория отражения.

Эта концепция основывается на 3-х следующих гносеологических выводах.

1. Вещи существуют независимо от нашего сознания, от наших ощущений, вне нас.

3. В теории познания , как и в других областях, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разобраться, каким образом в процессе познания появляются знания, каким образом неполное и неточное знание становится более полным и точным.

Знание и вера.

Познание -это диалектический процесс активного, целенаправленного воспроизведения (отображения) в системе идеальных образов сущности вещей, предметов и явлений, включая человека и общество. Объектом познания является и природа и общество. Более того, объектом познания может являться человек и его сознание. Объект познания исторически конкретен. Объект познания не остается неизменным, он формируется практикой и расширяется с развитием практической деятельности. Субъект познания (подлинный) - человечество в целом, а отдельный человек становится субъектом познания как представитель человечества. Субъект познания - исторически конкретен, т.е. в каждую эпоху специфичен круг его познавательных интересов, а главное, конкретный характер носят его познавательные возможности.

Познавательные возможности также исторически-конкретны, они определяются кругом практических и познавательных интересов познающего субъекта, его средствами и способностями познания.

Знание -продукт общественно- трудовой и мыслительной деятельности , представляющий идеальное воспроизводство в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира.

Вера -Бездоказательное признание истинности того или иного явления.

Человек всегда стремился, иногда, быть может, и не осознавая этого, составить себе обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки. Такая мировоззренческая система может быть создана только на основе признания, пусть неявного, единства мира.

Единство мира предстает, с одной стороны, как внутренняя целостность каждого из образов, каждой из картин мира, которые формируются различными сферами, областями, доминионами культуры: философией, наукой, религией, искусством и т. д., а с другой стороны, как взаимосвязь самих этих сфер, областей, доминионов, а также социоисторических типов культуры. И разнообразные пути и способы освоения мира, по-видимому, только в своей совокупной полноте позволяют отобразить единый мир во всем многообразии его сторон.

1. Изменение представлений о единстве мира с развитием культуры

Первоначально люди пытались обобщить и объяснить мир с помощью мифологии, которая заключала в себе в синкретическом, нерасчлененном виде различные, впоследствии ставшие относительно самостоятельными, составные части духовной культуры, как, например, религию, искусство и т. п. Характерной чертой мифологического мышления является абсолютизация связи всех вещей и явлений, что приводило, в конечном счете, к социоантропоморфизации природы и натурализации человека и общества. И если поверхностному взгляду непосредственно предстает пестрое многообразие мифологических картин мира, то тем удивительнее внутреннее их сходство или даже совпадение, почти сразу же открывающееся каждому исследователю даже в том подавляющем большинстве случаев, когда никакого контакта между соответствующими культурами быть не могло.

Очень характерна для мифологического мышления идея человека как микрокосма, который созвучен макрокосму, всей Вселенной. Согласно Ригведе, весь видимый мир был создан из тела, принесенного в жертву первочеловека по имени Пуруша. Древнеегипетские тексты устанавливают соответствие различных богов с частями человеческого тела. Вариации идеи тождества микрокосма макрокосму можно проследить в истории всей европейской культуры, начиная с античности.

Представления о единстве мира в истории классической философии существенным образом различались. Но все многообразие этих представлений можно, в конечном счете, свести к двум основным концепциям – монизму, исходящему из одного начала, и плюрализму, принимающему в качестве исходных несколько несводимых друг к другу субстанций. Исходное допущение, что разные мыслители описывают один и тот же мир, позволяет каждому философу, создавшему свою собственную оригинальную систему категорий, объяснить исчерпывающим образом весь историко-философский процесс, рассматривая его сквозь призму своей концепции. Особенно показательна в этом отношении философия Гегеля, который воспринимал всю историю философии как становление собственной его системы.

Мистическо-эзотерическая традиция обосновывается специальными процедурами, направленными на достижение непосредственного контакта с Абсолютом. В силу наличия всеобщей и универсальной симпатической связи между движением небесных светил, частями человеческого тела, химическими веществами, металлами, драгоценными камнями, растениями, а также особыми символами магические операции с определенными предметами должны оказывать воздействие на любые другие вещи или явления. Более того, при такого рода манипулировании изменяется и сам человек-оператор. Великое Делание алхимиков, например, является не только рецептом получения философского камня или осуществления трансмутации элементов, но одновременно и путем духовного просветления, познания и откровения.

Если первые философско-метафизические концепции были в основном онтологическими, а в Новое время практически все внимание европейских мыслителей оказывается захваченным гносеологическими проблемами, то в современной философии поворот обратно к онтологии обеспечивается во многом новым пониманием бытия. Уже Кассирер специально отмечал тенденцию перехода, смешения фокуса рассмотрения и исследования от субстанции к функции, от вещи к отношению, от реализма к реляционизму. Системная и структурно-функциональная методология и идеология выявления универсальных, инвариантных взаимосвязей продемонстрировала свои эвристические возможности в самых различных сферах и доминионах культуры. Структурализм стал модным и влиятельным направлением мысли. Работы В. Я. Проппа, К. Леви-Стросса породили целую лавину подобных исследований в разнообразных областях, исследований, обнаруживающих структурно-функциональные аспекты единства мира и культуры.

2. Единство мира и единство культуры

Полагание относительной автономности или даже абсолютной изолированности каждого отдельного социокультурного ареала по любым измерениям, казалось бы, совершенно отрицает общекультурное единство, утверждая, напротив, принципиальную фрагментарность и мозаичность различнейших компонентов. Действительно, об этом свидетельствуют, на первый взгляд, и афористический стиль письма Ницше, переполненный мифологическими символами, странными персонажами, необычными сценическими сюжетами, и как бы случайное эпизодически-ассоциативное построение текста у Пруста, представляющее поток сознания автора, и концепции локальнорегиональных культур – цивилизаций Данилевского, Шпенглера, Тойнби, и гипотеза лингвистической относительности Сепира – Уорфа, и т. д. и т. п. Но одновременно эти же примеры самым парадоксальным образом подтверждают и единство культуры, поскольку неявно предполагают так или иначе возможность непрерывной процедуры – стратегии чтения – восприятия – интерпретации, стягивающей и связывающей все разрозненные элементы. Несопоставимость и несоизмеримость различных образов, картин мира преодолевается путем адаптирующего (и тем самым искажающего) проецирования, переноса оригинального содержания в иную смысловую среду, в чужую категориальную сетку. Своего рода интерференция разных подходов, взглядов порождает новые смыслы, пересечение различных социокультурных эстафет, приносит открытия, неожиданные идеи.

Общие принципы строения, функционирования и развития любых знаковых систем проявляются везде, начиная с естественного языка и символики образов искусства и кончая логико-математическими формализмами. Универсальный характер гармонии, основанной на симметрии, а также числовых, ритмических, пропорциональных инвариантах золотого сечения, обнаруживается и в структуре кристаллов, и в формах живой природы, и в архитектуре, и в живописи, и в музыке, и в математических абстракциях.

В XX веке проблема единства культуры особенно обострилась. Повсеместное распространение средств массовой информации и коммуникации во многом способствовало унификации, типизации массовой культуры в развитых странах. Появление синтетических видов искусства, и прежде всего – кино, оказало большое влияние на все культурные процессы. Как раз в кинематографе, главным образом в фильмах и теоретических работах Л. Кулешова, С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, был детально разработан принцип монтажа, распространившийся впоследствии в иные сферы искусства, а также в литературоведение, культурологию. Именно посредством монтажа, путем определенного сочетания одних и тех же фрагментов можно выстроить различные структуры, непохожие картины, сформировать, запрограммировать желательное впечатление у зрителей, слушателей, читателей.

Одновременно усиливается интерес к экзотическим культурам и цивилизациям традиционных обществ, к менталитету Востока, к истории средневековой Европы, к эзотерической доктрине. Изучение разных идеалов рациональности, образцов и стандартов мышления и действия позволяет более объемно представить себе спектр возможностей и дает большую свободу культурного творчества.

И только если преодолеть собственную ксенофобию, если попытаться не только услышать, но и понять другого человека, иные воззрения, представления, концепции, типы и формы единой культуры, если исходить из того, что все с разных сторон и разными путями направляются к одному и тому же, решают по-своему одни и те же проблемы, идут в одну сторону (другой стороны просто нет), – только тогда возможен действительный синтез различных сфер, областей, доминионов культуры, синтез наук, религий, философий, искусств и т. д. и т. п., только тогда возможно преодоление неизбежной ограниченности собственного мышления и восприятия мира, возможно создание наиболее раскованного, свободного, транстеоретического и транскультурного мировоззрения.

Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно вы­делить материальные и духовные средства жизнедеятельно­сти человека. Иными словами, культура состоит из элемен­тов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры. И те, и другие созданы самим человеком.Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура — это единство духовного и материального, но гармония этого един­ства обеспечивается духовной деятельностью человека.

Материальная культура

Материальная культура (материальные ценности) суще­ствует в предметной форме. Это дома, станки, одежда — все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которо­го обусловлены творческими способностями человека, име­ют целесообразное предназначение.

Материальная культура — это духовность человека, пре­образованная в форму вещи, это, прежде всего, средства ма­териального производства. Это энергетические и сырьевые ре­сурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также раз­личные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-пред­метные отношения человека в сфере обмена, т.е. производ­ственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, — также входят в ма­териальную культуру.

Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним от­носятся также памятники, археологические объекты, архитек­турные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.

Духовная культура

Духовная культура, тесно связанная с материально-тех­ническим развитием общества, включает в себя всю совокуп­ность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Наиболее ранние, сложившиеся виды духовной культуры — это религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно ис­торических социальных условиях. К элементам духовной культуры относят также искусство, религию , мораль, науч­ные знания, политические идеалы и ценности, различные идеи. Это всегда результат интеллектуальной, духовной дея­тельности человека. Духовная культура, как и материальная, также создается человеком для удовлетворения его опреде­ленных потребностей. Конечно, деление культуры на мате­риальную и духовную в определенной мере условно. Ведь культура — это самопорождение человека как вида. С одной стороны, человек порождает культуру, с другой, — сам выс­тупает ее результатом. Но в интересах анализа такого много­мерного понятия, как культура, примем исходные положения: есть материальное производство — производство вещей, и есть духовное производство — производство идей. Отсюда вытекает и структурное деление культуры.

Различие между материальной и духовной культурой мож­но проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морально­го старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в пред­метной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятель­ности. Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.

Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток лич­ности их создателя: поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам по­стичь не только содержательную, но и эмоционально-чув­ственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.

Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у че­ловека безгранична, в отличие от уровня материального бла­госостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духов­ной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.

Обычай представляет собой одно из самых древних явле­ний духовной культуры. В первобытном обществе формиро­вались первые обычаи как регуляторы поведения человека.

Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве тра­диций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережит­ки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор тради­ций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.

В духовной культуре могут действовать нормы. Норма — это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятель­ное существование. Поступки человека во многом определя­ются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы. Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.

Более сложным и развитым продуктом духовной культу­ры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, до­пускает различные, даже противоположные решения и пред­почтения. Ценность включает в себя такие элементы, как ин­терес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических. Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, клас­сиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами.

Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется:

• политическая культура;
• нравственная культура (мораль);
• эстетическая культура (искусство);
• религиозная культура;
• философская культура и т.д.

Но это не единственная попытка классификации элемен­тов духовной культуры. При социальном подходе культуро­логи выделяют две формы существования культуры: массо­вую и элитарную. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс и т.п.). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой обще­ства — элита. Содержанием культуры является вся челове­ческая деятельность.

Большую роль в развитии культуры играют потребнос­ти. Потребность — это необходимость в чем-либо, это оп­ределенное состояние человека, связанное с чувством необ­ходимости, удовлетворения. Потребность заставляет челове­ка действовать. Есть первичные потребности человека — при­родные, и вторичные — социальные или культурные. Куль­турные потребности человек ценит выше, чем природные, хотя жизненная ценность последних часто недооценивается (чистый воздух, чистая вода, естественная природа). Роль по­требностей заключается в том, что у человека с их возникно­вением пробуждается интерес к чему-то. Это ведет к твор­ческой деятельности, к каким-то открытиям, изобретениям, идеям и т.п. В результате создаются определенные ценности, производство которых и представляет собой культуру.

Физическая культура

Физическая культура — это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Анализ состава русского языка показывает, что слова-обозначения врожденных телесных действий составляют не более 0,9% от общего количества глаголов, отражающих действия, усвоенные человеком через обучение.

В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания, пищеварения). Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.

На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные физические навыки и координированные движения вроде балетного танца, движения рук токаря, хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию движений тела применительно к тем или иным профессиональным задачам.

Виды культуры

Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры, как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности.

Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Культура - совокупность религий, традиций, материальной и духовной жизни. Культура это мир человека, только ему свойственный способ деятельности, в процессе которого он одухотворяет созданные им предметы, очеловечивает природу, среду его обитания. Культура зарождается, живёт и умирает.

Сущность культуры раскрывается через ряд противопоставлений. В самом широком смысле культура – это то, что создано деятельностью человека. В этом отношении культура, как искусственная среда, противоположна природекак естественной среде. Однако, не все, что делает человек можно назвать культурой. Культуре противоположно варварство или дикость. Культура – это создание и сохранение позитивных ценностей, накопление достижений, умений человека. Варварство проявляется либо в неумении обращаться с ценностью, либо в разрушении позитивных ценностей, накопленных ранее. Культуру иногда противопоставляют цивилизации. В этом смысле культура охватывает духовные ценности, а цивилизация – материальные.

По формам существованиявыделяется субъективная культура и объективная. Объективная культура– это совокупность тех вещей, которые способствуют развитию личности. В этих вещах воплощены, опредмечены определенные способности и умения человека. Они уже преобразованы человеческой деятельностью. Табурет, автомобиль, картина – все эти вещи не существуют в природе самой по себе. Их нужно было придумать, замыслить, воплотить замысел в материале. Субъективная культура– это достигнутая мера развития человеческой личности, те способности, потребности и умения, которые представлены в человеке. Также и многие качества человека не даны от природы. Они усваиваются и развиваются только в процессе освоения культурного наследия. Даже прямохождение человека генетически не запрограммировано. Ему нужно учиться.

По составукультура делится на материальную, духовную и художественную. Их различие коренится в характере тех потребностей, которые они удовлетворяют.

Техника, экономика, политика обслуживают в большей степени материальные потребности. Религия, философия, искусство и т. д. – духовные потребности. Духовная культура существует прежде всего, в идее системы знаков, символов. Художественная культура воплощается в самых разнообразных видах искусства и творчества человека.

Освальд Шпенглер выделяет восемь основных культур:

Функции культурыв обществе многообразны.

1. Аксиологическаяфункция. Культура – система ценностей, норм и правил поведения, представленных в символической форме.

2. Коммуникативнаяфункция. Культура обеспечивает коммуникацию (общение)между людьми и социальное наследование – передачу опыта от одного поколения к другому.

3. Человекотворческая (гуманистическая)функция культуры выражается в том, что культура выступает как необходимое средство воспитания и образования личности.

4. Инструментальнаяфункция. Культура – это совокупность приемов и способовчеловеческой деятельности.

Культура и цивилизация.

1. Цивилизация как материальная часть культуры.

2. Цивилизация как этап развития общества, наступающий после дикости. Обычно связан с наличием письменности и государства.

3. Иногда цивилизация и культура используются как тождественные, взаимозаменимые понятия.

4. Цивилизация как обозначение типа культуры, сложившегося в определенном регионе или в определенную эпоху. Например, египетская цивилизация, средневековая цивилизация и т. п.

5. Цивилизация как последний этап в развитии культуры, по теории О. Шпенглера.

6. Цивилизация в глобальном смысле. Например, земная цивилизация, инопланетная цивилизация.

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, цивилизация - определенный уровень развития материальной и духовной культуры а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являются следствием прогресса.

Культура Цивилизация
Носит ценностный характер Прагматична (ориентируется на критерий полезности)
Культура органична, функционирует как живое целое. Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)
Культура аристократична (шедевры - творения гения) Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)
Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается) Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно.
Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкукир. с жизнью.) Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни.

Согласно Н. А. Бердяеву между культурой и цивилизацией могут возникать противоречия. Культура, как поиск, создание и сохранение духовных ценностей, нуждается в цивилизации как материальной основе для своей деятельности. Однако бывает так, что цивилизация вместо того, чтобы быть средством для культуры стремиться стать самоцелью. Тогда материальные ценности выдвигаются на первый план, а духовные остаются в тени.

Важным вопросом является вопрос о будущем человеческой цивилизации. Этим занимается дисциплина под названием футурология(наука о будущем). Существует не несколько сценариев развития человечества. Американский мыслитель Самюэль Хантингтонпредсказывал столкновение цивилизаций. Прежде всего, оно может произойти между западной, православной, мусульманской и китайской цивилизациями.

Читайте также: