Чем небожители одарили сослана кратко

Обновлено: 07.07.2024

0 Спам

одно из посланий:рождение и взросление Саусерыкьо,здесь иносказательно выражена технология выплавки и изготовления железных орудий.это было самое начало освоения железа на западном кавказе.

0

Да, эпос чрезвычайно интересный. И наверняка содержит немало зашифрованных посланий из прошлого, которые еще предстоит раскрыть

0 Спам

большое спасибо за внимание к эпосу.очень интересный памятник.тюркоязычные и ираноязычные пришельцы кавказа естественно с большой охотой переняли,видоизменили его.при этом забыв все что было в их предыдущей истории

Взгляд кинем мы в небес обитель,
Не просто так, не наугад.
СафА* - дзуар и покровитель
надчажной цепи, очагА.
Решил устроить пир однажды
И небожителей позвал.
Все для него здесь были важны,
Призыв достоин всех похвал.

Здесь УАстырджи**, что покровитель
Мужчин, всех воинов – бойцов.
И путников, в беде спаситель,
Бог – благородный, без торгов.
Вторым был зван Бог – громовержец,
Звать УАцилла*** сквозь жерло тьмы.
Враждует с нартами, привержец
Грозы он, грома и войны.
АсфАти**** - Божик одноглазый,
Средь прочих был здесь в том числе.
Все птицы, звери без приказа
Ему подвластны на земле.
А также ФАлвар***** – Бог проказник,
Весь мелкий скот давно его,
Он любит пиршества и праздник,
Так сяк он был, как божество.
И Бог-кузнец, Бог вечной дружбы,
Достойный Бог КурдалагОн******.
Всё снаряженье и оружье
Дал, несомненно, нартам он.
А рядом, люди, Бог с азартом
Пришёл ГалАгон******* - Бог ветров.
Не зря в честь режут в праздник нарты
Строптивых вредных петухов.
Ну, а последним без боязни
Сам Донбеттыр******** пришёл на сход.
Ведь праздник без него не праздник,
Он - грозный повелитель вод.

Там в небесах в чертогах диво.
Льёт разговор среди богов.
И чёрное, как ночка пиво
Пьют только с турьих все рогов.

А кто такой с большим азартом
Им разливает на ура.
Сослан – батыр младой из нартов
Им справно служит у стола.

С ним выпив рог большой тот турий,
Доволен божество Афсати.

Сослан к нему в душе с азартом:
«Тебя мы помним, Боже, тщись.
Ведь ты могуч, и роду нартов,
Дай дар, Бог вод, не поскупись!

Подвёл итог наш мудрый Сафа,
Благодарив всех за дары…
И по домам развёл их с маху,
Тем пир, что был, на год закрыв.

Сослан (Сосруко) - богатырь, герой нартского эпоса.

Вступительная статья. Героический эпос осетинского народа

В богатом и разнообразном устном творчестве осетинского народа центральное, самое почетное место занимают нартские сказания. В них яркое выражение получили лучшие думы и чувства, мечты и чаяния осетинского народа в прошлом. Нартский эпос, зародившись в глубокой древности, формировался на протяжении жизни многих поколений. В осетинском народе никогда не угасали искры народного творчества. Он, бережно храня свои драгоценные сказания о нартах, передавал их из поколения в поколение и пронес их через века.

Народные певцы, как Бибо Дзугутов, Дзарах Саулаев и многие другие, пели на память десятки и сотни песен и сказаний из героического нартского эпоса. Эти чудесные песни звучали в горных ущельях и в широких долинах, в бедных саклях и на шумных нихасах, призывая народ к борьбе с угнетателями.

В условиях, когда у осетин еще не было письменности, народные певцы-сказители оказывали могущественное влияние на слушателей. Такие певцы проживали в каждом осетинском селении. Наиболее выдающиеся из них были известны не только в своем селении, но и по всей Осетин, а часто и за ее пределами. Так, например, знаменитого Бибо Дзугутова знали не только в Осетии, но и в Кабарде.

Устная поэзия осетинского трудового народа явилась родоначальницей осетинской книжной литературы. Мотивами народного творчества вдохновлялся великий осетинский народный поэт Коста Хетагуров, который первый обратил серьезное внимание на осетинский фольклор и ввел его в осетинскую художественную литературу.

Образ осетинского народного сказителя-певца с замечательным мастерством обрисован поэтом в его знаменитом произведении "Кубады":

В жару; в бураны Он в шубе рваной Свой путь свершает. Дрожат колени. Но кто в селеньи Певца не знает?

(Перевод с осетинского Панченко)

Высоко ценя нартский эпос, Коста Хетагуров в одном из стихотворений пишет:

Если б, как нарты, я пел вдохновенно, Если б фандыр мой и в небе звучал - Все бы созвал я народы вселенной И о страданьях своих рассказал.

(Перевод с осетинского Олендера)

Коста в лучших своих произведениях отразил всю прелесть народного творчества, украсил блеском своего таланта замечательные народные сказания и песни.

Многовековая история, быт и психология осетинского народа получили яркое и глубокое отражение в нартском эпосе. Сказания о нартах - это своего рода энциклопедия жизни осетинского народа.

"Подлинную историю трудового народа, - говорит М. Горький, - нельзя знать, не зная устного народного творчества, которое непрерывно и определенно влияло на создание таких крупнейших произведений книжной литературы, как, например, "Фауст", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Пантагрюэль и Гаргантюа", "Тиль Уленшпигель" де-Костера, "Освобожденный Прометей" Шелли и многие другие. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории". (М. Горький. Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей.)

Нартские сказания, несомненно, зародились в условиях родового строя. Нартское общество состоит из нескольких родов. Среди них особо выделяются три главных рода: Ахсартаггата, Бората и Алагата.

Основные сказания о нартах рисуют черты весьма древних общественных отношений, свойственных раннему патриархату с яркими пережитками матриархата. Эти пережитки наиболее ярко сохранились в первых двух циклах: "Уархаг и его сыновья" и "Шатана и Урызмаг". В сказаниях о Шатане наиболее заметное отражение получили древние формы брачных отношений, свойственных материнско-родовой организации. Шатана жила в своем роде, была замужем за своим братом Урызмагом, в общественной жизни нартов она играла выдающуюся роль.

Все эти черты, несомненно, являясь пережитками матриархата, свидетельствуют о том, что формирование нартского эпоса началось еще в глубокой древности - в эпоху материнско-родовой организации.

Однако, эпос, создававшийся в течение тысячелетий, не мог не отразить черт последующих общественно-экономических формаций. Сказания, не теряя своей жизненности, на протяжении многих веков развивались, обогащались новым содержанием. Поэтому вполне понятно, что ряд сказаний отражает черты зарождавшегося у осетин феодализма, борьбу нартов с алдарами, князьями.

В соответствии с этим, если в первых наиболее древних сказаниях речь идет преимущественно об охоте, как основном занятии нартов, то в последующих сказаниях все чаще упоминается о довольно развитом скотоводстве, земледелии, садоводстве, кузнечном ремесле и о появлении водяной мельницы.

В сказаниях о Сослане и Батрадзе нарты выступают не только как охотники, но и как скотоводы и земледельцы.

В сказании "Чем небожители одарили Сослана" рассказывается о том, как нартский народ в лице Сослана получил от покровителя мужчин Уастырджи булатный меч; от покровителя зверей Афсати - обещание удачи в охоте; от покровителя домашнего скота Фалвара - обещание оберегать стада нартов от хищных зверей; от небесного кузнеца Курдалагона - железную соху; от покровителя урожаев Уацилла нарты получили хлебные зерна и обещание богатых урожаев; от повелителя ветров Галагона - обещание ветра в осеннюю пору, когда нарты веют хлеб, и от повелителя вод Донбеттыра - разрешение строить мельницы на быстротекущих реках. Но описание материальных условий жизни нартов было бы неполным, если бы мы не упомянули о том, какое высокое развитие у них получило садоводство, домашнее хозяйство - рукоделие, приготовление пива и других напитков, изготовление металлического оружия и его закалка, строительство чудных оригинальных башен-домов, изготовление музыкального инструмента.

Яркими красками описывается в одном из сказаний нартский сад: "Яблоня росла в саду нартов, небесной лазурью сияли цветы ее, но за день только одно яблоко созревало на ней. Золотое было то яблоко и подобно огню сверкало оно. Живительной силой обладало то яблоко, исцеляло оно людей от всякой болезни и любые раны залечивало, но только от смерти не спасало". Не менее красочно описывается дом Донбеттыров: "Стены дома из перламутра, полы из голубого хрусталя, и утренняя звезда светит с потолка".

Нартские сказания в прошлом для осетин играли огромную воспитательную и организующую роль. Они в глазах осетин являются носителем чего-то героического, сильного, красивого, благородного и необыкновенного. Поэтому выдающиеся и благородные действия и поступки отдельных людей осетины до сих пор нередко называют нартскими.

Нартский эпос дошел до нас в виде отдельных сказаний, которые группируются вокруг нескольких героев, связанных между собою родственными отношениями и представляющих родовые группы. Это дает возможность свести сказания к семи главным циклам: Уархаг и его сыновья; Шатана и Урызмаг; Сослан; Сырдон; Хамыц и Батрадз; Ацамаз; Гибель нартов. Кроме этих основных циклов имеется еще значительное количество малых циклов с самостоятельными героями. При этом следует заметить, что в нартском эпосе каждое отдельное сказание представляет собою самостоятельное художественное произведение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Брейн – ринг

Цель: 1) Привитие любознательности к устному народному

2) Выявление знаний учащихся в освоении нартских сказаний.

3) Развитие духа здорового соперничества.

Нарты, это – образ чудесного легендарного мира, воссозданный с такой могучей простотой и пластической силой, что он становится нам близок и понятен, и мы отдаем невольную дань поэтическому гению создавшего его народа.

Однако более всего известен, Сослан как победитель всех нартских состязаний и боев с врагами нартов.

В борьбе с более сильным врагом охотно прибегает к приемам хитрости и коварства, тогда как со слабым и побежденными он жесток и безжалостен. Некоторые исследователи осетинского нартского эпоса усматривают в образе Сослана черты солнечного божества: он, единственный из нартов, женат на одной из дочерей солнца – красавице Ацырухс, с помощью солнца и солнечных лучей сокрушает своих врагов; обидев одну из дочерей солнца, погибает в борьбе с солнечным - колесом Балсага . О популярности Сослана свидетельствуют не только нартские сказания, где ему посвящен целый цикл, но и множество преданий, связанных с его именем, особенно в Дигории. Сослан – единственный герой нартского эпоса, в честь которого жители Дигорского ущелья устраивали праздник Сослани куывд с жертвоприношением и молитвами; имя Сослан закреплено в дигорском названии радуги – Сослани андура(лук Сослана).

Нарты делились на три рода: Ахсартаггата, Бората, Алагата. К одному из этих родов относился и герой, о котором мы будем сегодня говорить – Сослан.

Вопрос: Что означает это имя, к которому из родов Нартов относился, Сослан, его семейное положение.

Сослан: Той едой, что вы кормите меня, лучше кормите собаку, она хоть порог вам будет стеречь.

Шатана: Что ты такое говоришь?

Сослан: Если вы хотите, чтоб стал я настоящим человеком, то отдайте меня Курдалагону, пусть закалит он меня в молоке волчицы.

И стал, Курдалагон долбить из ствола большого дерева колоду, в которой мог бы поместиться Сослан.

Вопрос: Какого размера оказалась колода, и что в результате было?

Захотел небесный Сафа, покровитель домашнего очага, устроить пир небожителям. В святых чертогах Сафа накрыты столы, небожители сидят за столами пьют из турьих рогов сладкое черное пиво, а молодой нарт Сослан прислуживает им.

И одарили небожители подарками людей:

Уастырджи – меч фаринк

Афсати – разрешил охотиться в лесах

Уацилла – хлебные зерна

Вопрос : Что подарил Курдалагон, повелитель небесной кузницы?

Ответ: В кузнице своей я изготовлю соху для нартов, и каждой весной они ею будут вспахивать свои пашни.

Вопрос: Кто в сказании оказался сильнее всех, и какое нравоучение мы получаем?

Ответ: Самым сильным оказался пастух, который гнал козла, но и на него нашлась бы сила.

Тогда бросили они в разные стороны свое оружие, подали руки и крепко обнялись. Подарил ему гумский человек свой лук и, в придачу, чудесную шкуру оленя.

Вопрос: Какими волшебными качествами обладала шкура убитого оленя?

Ответ: А шкура была эта такая, что каждый волос ее звенел колокольчиком, а каждая щетинка смеялась бубенчиком. И стоило только тронуть эту шкуру, как начинала она петь чудесными голосами.

Читайте также: