Чем можно объяснить быстрое заселение округи городца и рек узола и унжа кратко

Обновлено: 07.07.2024

Братья меньшие 21:53 13.02.2022 Фотографий: 62 About spring. 21:54 03.02.2022 Фотографий: 27 Храмы России 21:50 03.02.2022 Фотографий: 11

-Цитатник

10 шедевров архитектуры Ростова-на-Дону Роскошные частные особняки хорошо с.

Лизочка, спасибо тебе за такое яркое праздничное поздравление :mms_smile: С днем рождения дорогая Н.

Дом Висенс: первый шедевр Гауди наконец открыт для публики! Знаковый архитектор ката.

Хуго ван дер Гус (Hugo van der Goes),1430/1440-1482гг.-один из наиболее важных фламандских живописце.

День рождения Шехтеля Москва, Ермолаевский пер., 28 строение 1. Особняк Ф.О. Шехт.

-Видео

Поздравляю всех с октябрём! 01.10.2015 --> Смотрели: 11 (20) Неправильные английские глаголы в стиле 23.06.2013 --> Смотрели: 363 (3) Ника Нортбёрд: этническая вышивка бисеро 06.05.2013 --> Смотрели: 124 (0) Пособие, как снимать вашу кошку на видео 29.04.2013 --> Смотрели: 53 (0) Смешное видео: кот и пылесос) 22.04.2013 --> Смотрели: 1005 (3)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика


Костромской край. В этом репортаже я расскажу о поселениях, расположившихся по берегам рек Унжи и Неи. Как следует из названия поста, побывав в старинных исчезающих и исчезнувших совсем сёлах, ничего кроме грусти на сердце не остаётся. Разве что, пока ещё живы памятники архитектуры и жива богатая история этих мест.



В начале XIX века в Унже вместо прежних храмов были построены два каменных. На переднем плане один из них — церковь Макария Унженского, построенная в 1822 г. на месте стоявших здесь ранее двух деревянных церквей. В советское время службы в храме не прекращались, продолжаются они и поныне. В середине 1990-х была разобрана колокольня (видимо, из-за аварийного состояния).


На старом городище (внутри крепостного вала) находится Воскресенский собор, построенный в 1810 г., — типичный для приволжских районов области храм в формах раннего классицизма. На переднем плане выступает боковой фасад расширенной в 1881 – 1883 гг. трапезной. Эти пристройки осуществлялись на средства церковного старосты унженского купца второй гильдии И.И. Родионовского. Видимо, в это же время арки второго яруса колокольни были закрыты деревянными щитами с крупными прорезными крестами. Эта церковь была закрыта в 1930-х.


Вид с городища на пойму реки Унжи.


А сейчас несколько примеров городской застройки. На ул. Советской (бывш. Никольская), недалеко от торговой площади, находится здание городской управы, 2-й пол. XIX века. Редкий пример деревянного административного здания в заштатном городе, выстроенного в сдержанных формах эклектики. В советское время здесь располагалась школа. До 1910-х гг. единственное в городе учебное заведение — высшее начальное училище — работало в арендованных частных помещениях. Первые попытки построить для него специальное здание относятся к 1913 г. Однако осуществлению этого проекта помешала Первая мировая война.


На этой же улице под №9 расположен дом М.И. Шабарова, середины XIX века. Наиболее интересный памятник жилой архитектуры Унжи, выдержанный в стиле позднего классицизма.


На ул.Центральной (бывш. Унженская) находится дом П.Н. Родионовского — единственный каменный дом Унжи. Возведён в формах эклектики. Кирпичное и оштукатуренное здание построено в 1860-х или в 1870-х для местного купца. Первоначально за домом стояли два деревянных амбара и небольшой сад. В 1909 г. здание сильно пострадало во время большого городского пожара и было продано помещику Захарину, владельцу усадьбы в соседней деревне. Новый хозяин устроил в нижнем этаже магазин, а второй использовал под жильё для своей семьи. Сразу после революции 1917 г. в двухэтажном доме разместилась ещё одна школа (2-й ступени). В 1926-27 гг. здесь же открылась Школа Крестьянской Молодёжи. Кстати, в 1970-е контингент учащихся Унжи насчитывал 500-600 человек, поэтому школа располагалась аж в пяти зданиях. В этот период открылся интернат для старших учащихся из соседних деревень. Унженская школа неоднократно была участницей и победителем областной и всесоюзной ВДНХ. К слову, на 2002 г. учащихся было всего 82 человека. Сколько сейчас выпускников даже не возьмусь предположить.


По этой же улице стоит лавка, 2-й пол.XIX века, — характерный для этого региона тип торгово-хозяйственного сооружения. По сведениям местных жителей, лавка была выстроена для унженского купца И.П. Шешина, а в нач. XX века принадлежала его вдове К.Н. Шешиной вместе с выстроенным несколько позднее двухэтажным деревянным домом, располагавшимся до недавнего времени слева от лавки (не сохр.).


Пока мы не покинули Унжу, вернусь к истории Старого города. В 1778 г. при образовании Костромского наместничества (с 1796 г. губернии) Унжа стала заштатным городом Макарьевского уезда. К нач. XX века в Унже насчитывалось 460 дворов, но при этом вся застройка, кроме одного дома, оставалась деревянной. Отсутствие промышленных предприятий, прекращение судоходства по реке и расцвет соседнего Макарьева окончательно подорвали экономическую основу города, численность жителей которого постоянно уменьшалась. Практически всё мужское население в зимние месяцы занималось отхожими промыслами в Сибири и на Каме, а единственным доходом горожан стало выращивание лука и продажа его на Макарьевской ярмарке. Показателем бедственного положения Унжи стало высказанное в одной из газетных статей 1912 г. предложение о переведении Унжи в ранг села, что позволило бы уменьшить налоговое бремя горожан. Унжа потеряла городской статус в советское время, но стала одним из центров сельскохозяйственного района, специализирующегося на животноводстве. Сейчас положение Унжи схоже со временем 1912 г. Сельское хозяйство в районе практически отсутствует, сотни деревень исчезли, да и "древний город" с каждым годом чахнет всё сильнее.


В "городскую" черту Унжи в советское время вошло село Вознесенское, лежащее по дороге на Макарьев. В полукилометре от села, на высоком береговом мысу над поймой реки Унжи, на открытом пространстве находится старинный Вознесенский храм.


Выстроенная в 1777 г. церковь Вознесения является ярким памятником провинциальной архитектуры в стиле барокко, сохраняющим отдельные черты допетровского зодчества.


Внутри храма сохранились фрагменты масляной настенной живописи, предположительно, посл.четв. XIX века. На этот раз фотографировать их повторно не стали, т.к. всё это засвидетельствовано у меня в первоначальном отчёте.


Последний взгляд на пойму реки (ниж.фото) и мы отправляемся в Нейский край, на территорию бывшей Верхне-Нейской волости, где объектами нашего исследования стали два исчезнувших села: Никола-Торжок и Покровское (Обелево). Оба селения и ряд прилегающих деревень расположились вдоль берега реки Неи. Заселение этого края славянами началось лишь в IX – Х вв. До этого первыми, кто освоил эти земли, были финно-угорские племена мерян, в память о которых нам достались назания рек: Нея, Нельша, Номжа, Кильня, Ингирь, Монза, Кужбал и др. Эти земли — одни из старейших в районе и находились по пути татарских набегов с Унжи на Галич. Об этом напоминает название соседней деревни — Баскаково. В XIII веке татаро-монгольские завоеватели обложили народы порабощённых земель данью. За её сбором следили баскаки, которые находились в русских княжеских центрах и имели военные отряды.


Тем временем через западный вход колокольни заходим внутрь храма. Оказываемся в опустошённой трапезной с боковыми приделами.


Самое интересное, насколько сие возможно для церкви в таком состоянии, это пятиярусный иконостас, выполненный в классицистических формах с чертами барокко.


Необычно выглядит сильно выступающая центральная часть сооружения. В нижнем ярусе углублена ниша, в которую вписана круглая сень над царскими вратами. Частично на карнизах иконостатса уцелели позолоченные накладные резные орнаментальные детали.



В наше время исчезло и само село и колхоз, оставивший после себя огромные ангары, поломанную технику и пустующие фермы. Хотя здесь ещё можно встретить пару тракторов, вспахивающих землю. Но большинство деревень, раскинувшихся вдоль берега Неи, на участке Нея – Макарьев, за последние двадцать лет приказали долго жить. После осмотра не шибко интересного храма в Никольском, мы отправляемся в бывшее село Покровское на Нее.


Выйдя из лесного массива на открытой местности, не сохранившегося села Покровского, перед нами предстал ещё один старинный храм. Но прежде, чем перейти к истории церкви, начну свой сказ с соседней, вплотную граничащей с Покровским, деревни Обелево.


Фотография времён, когда в округе кипела жизнь. На заднем плане виден храм села Покровского и дома деревни Обелево.


В нач. XVII века в Покровскую волость пришло крепостное право, часть деревень перешла в собственность одного из самых знатных аристократов XVII в. — Фёдора Ивановича Шереметева. В 1619 г. царь Михаил Фёдорович отправился в Макарьево-Унженский монастырь, путь в который лежал через Покровскую волость. Наверное, тогда Шереметев, входивший в состав царской свиты, и видел впервые Нейские берега. Был ли боярин почитателем красот природы — неизвестно. Но вот к чему он действительно был неравнодушен — так это к богатству практически не тронутых земель. Вероятнее всего, во время этой поездки и решилась судьба значительной части Покровской волости. В 1620 г. царь подписал грамоту о даровании земель реки Нея боярину Ф.И. Шереметеву. Центром вотчины стало село Покровское, где на 1628 г. числилось одна деревянная церковь, три поповских двора, келья монаха и усадьба боярина.



Мы тем временем заходим внутрь этого большого дома. Где всё давным-давно разворовали и самое ценное унесли.


И пока мы будем рассматривать скудный интерьер крестьнской избы, я продолжу небезынтересную историю села. Ф.И. Шереметев выдал свою дочь за князя Никиту Ивановича Одоевского, и вотчина перешла к нему. Н.И. Одоевский участвовал в отражении крымских татар под Белгородом, а позже был воеводой в Казани; известен своим богатством и талантами государственного деятеля. В отличие от своего тестя, Никита Иванович вряд ли бывал в Покровском. Значительную часть времени он проживал в имении Архангельское (то самое подмосковное Архангельское, где сейчас размещается музей-усадьба). Но зато, в архиве Древних актов в Москве осталась обширнейшая переписка князя с покровскими крестьянами, которая даёт богатый материал для понимания условий труда, быта и всего образа жизни не только нейских, но и всех крепостных крестьян России. К этому можно добавить любопытное обстоятельство: крестьянские прошения написаны ярко-образным, стилистически выверенным языком, бытовавшим в те стародавние времена. Вполне вероятно, что все послания были написаны каким-то одним талантливым грамотеем, проживавшим в Нейской волости. Это предположение можно обосновать тем, что наибольшее количество писем датировано 1673 г. В дальнейшем, их становится всё меньше и, наконец, в 1680-х поток посланий полностью иссяк.





Дочь Я.Н. Одоевского вышла замуж за князя Д.М. Голицына, и Покровская вотчина перешла к нему. Князья Голицыны, потомки Гедимина — основателя Великого княжества Литовского, были одними из родовитых и знатных в царской России. Дмитрий Михайлович Голицын — член Сената, Киевский губернатор, одно из первых лиц в государстве. Посему у него таких вотчин, подобных Покровской, были сотни и о положении дел в своих владениях он вряд ли задумывался.


Мы же, покинув крестьянскую избу, осматриваем то немногочисленное, что ещё уцелело в деревне.


До 1992 г. в этом бывшем купеческом доме размещался сельский магазин и правление колхоза.


Бывший Дом Культуры, функционировавший в недавнем прошлом.


Ещё целый ДК на фотографии 1970-80-х. Справа, видимо, здание школы; позади — Покровский храм.


После смерти Д.М. Голицына его нейские земли в качестве приданного отошли за внучкой князя к Л.Н.Волкову. Владения семейства Волковых в разное время располагались по всей южной части района. В дальнейшем покровские земли разошлись между нескольким мелкопоместными дворянами. Ближе к XIX в. благосостояние здешних крестьян стало расти, поскольку местные жители не полагаясь на урожаи, стали заниматься животноводством. А в долгие зимние вечера мужики стали овладевать мастерством сукноваляния. Зажиточность села Покровского в XIX столетии определяется развитием жгонки (изготовление валенок) почти в промышленном масштабе, что и позволило в 1800 г. выстроить существующий поныне каменный Покровский храм.


В наш приезд здание церкви ещё не подверглось консервации. Вот уже не первый год храм пытаются восстановить и приспособили под службы.


Ну, а мы заходим в хорошо освещённое бесстолпное высокое простраснтсво храма.


Однако, в интерьере фрагменты масляной живописи в такой сохранности, что их не прочесть.


Как обычно заглянули на колокольню. Но, по-моему, взобраться наврех по внутренней винтовой лестнице так и не удалось.


Собственно на этом осмотр вымерших сёл, вдоль реки Неи, подошёл к концу и мы отправились в другие края — на берега рек Шачи и Куси.


Под конец поста, пожалуй, подойдёт вот эта позитивная фоточка новой жизни.

При создании поста использованы следующие источники:
- Памятники архитектуры Костромской области, вып. V, вып. VII
- А.Г. Пискунов "Край мой Нейский"
- Д.Ф. Белоруков "Деревни, сёла и города костромского края"
- М.А. Лапшина "Гражданская война в Костромской губернии (1918–1919 гг.)"

сципион-это был римский полководец.он учавствовал в пунических войнах.и впервые сципион выйграл знаменитого и неподимого полководца .

норвежское королевство-создано викингами

египет-создано арабским шириатом

иерусалимское королевство-создано папской республикой

княжество антиохия-создано францией

османская империя-создано турками сельджуками

тевтонский орден-создано племенами(западными)

орден меченосцев-создано племенами(восточными)

священная римская империя-создано осколками римской империи

венето-город-государство он же венеция

1)1. усиление феодально-крепостнического гнета; 2. обострение религиозных и национальных противоречий; 3. наступление польских властей на права и вольности причиной казачества.

Изображение Ответ

тому що президент- це на мою думку найголовніша людина в країні.значення для розвитку демократів в сша мала поправка до конституції,що дозволяла громадян володіти зброєю.

Ответ

коллективизация проводилась насильственными , форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения.

в деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы. крайне тяжелыми последствиями обернулось для шаруа раскулачивание. нарушение принципа добровольности и элементарной законности вообще с самого начала приняло повсеместный характер. в директивах, доведенных до местных органов, указывалось, что удельный вес ликвидируемых кулацких дворов по отношению к общей массе хозяйств не должен превышать 3-5%. но во многих районах нередко план выполнялся настолько усердно, что фактически превышал в два, а то и в три раза больше, чем установленной нормы. например, в красноармейском районе петропавловского округа, где раскулачиванию оказались подвергнуты 7% всех хозяйств (496 дворов), что втрое больше, чем насчитывалось индивидуально обложенных налогоплательщиков.

Ответ

Конечно, погода сильно влияет на человека, особенно на детей и подростков, а еще людей, чувствительных к природным процессам и изменениям. головная боль, резкие скачки артериального давления, нарушение ритма сердца, ломота в суставах, снижение работоспособности, сонливость или, наоборот, бессонница, депрессия, немотивированная тревожность - все это может быть вызвано изменениями в природе. к примеру, люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями, как правило, хуже себя чувствуют при повышении влажности и отсутствии ветра, когда содержание кислорода в воздухе снижается. также влияет на людей и сухая безветренная погода , так как воздух в это время сильно загрязнен пыльцой растений, пылью, соединениями.ну, и конечно вредны перепады атмосферного давления, лично у меня болит в это время голова. но у каждого удачи

Относившиеся, по данным XV в., к Городцу земли составляли лишь часть территории Городецкого (несколько позднее – Нижегородского) княжества начала XIV в. Другой частью этой территории были земли, прилегавшие к Нижнему Новгороду. Размеры последних в начале XIV в. были, по-видимому, невелики.

2.2 Заселение округи Городца

Второй тип поселений – мысовой. Селища данного типа расположены в местах впадения ручьёв и речушек в более крупные реки, а также на мысах, образованных крутыми изгибами террас рек. Площадь селищ данного типа в среднем несколько меньше, нежели приречных поселений, что обусловлено геоморфологическими особенностями их расположения. Вышеописанные типы поселений связывают между собой значительная близость к руслам рек.

2.3 Курганы Городецкой округи

В 1962 году А.Ф. Медведев обследовал 43 погребения на территории детинца, связав их с разрушением города монголами в 1238 году. Значительная часть посадского кладбища (около 340 погребений) была раскопана археологической экспедицией Горьковского госуниверситета, как уже упоминалось, в 1983–86 годах. Стратиграфические наблюдения позволяют говорить о том, что верхней датой этого некрополя является начало XV века, скорее всего трагические события 1408 года. Об этом красноречиво говорят незначительная глубина захоронений, совершённых прямо в культурном слое, небрежность в оформлении могил. Все изученные погребения без исключения совершены по христианскому обряду. Покойники, лежат в гробах или просто в могильных ямах на спине, головой на запад (в ряде случаев с небольшим отклонением к югу). Лицевая часть черепа бывает повернута влево или вправо, но наиболее характерно прямое расположение. Положение рук у скелетов самое разнообразное: вдоль туловища, одна или обе руки лежат в области таза, в области живота, на груди. Нередко руки согнуты в локтях так, что кисти находятся в области ключиц. В подавляющем большинстве погребения безинвентарны. Обращает на себя внимание характерная деталь погребального обряда некрополя на посаде: погребения с так называемыми каменными подушками. Они встречены на раскопанной территории некрополя 42 раза. В одних случаях каменные подушки лежали под черепами, в других – под черепом и между ступнями (коленями, тазовыми костями). Неоднократно вместо камней использовались обломки кирпичей. Помимо Городца эта деталь погребального обряда прослеживается по материалам 24 некрополей 13 древнерусских городов. Кладбища с подобными погребениями локализуются обычно возле церквей, что лишний раз говорит в пользу мнения о расположении посадской церкви в Городце рядом с исследованным некрополем. Большая антропологическая серия позволила провести не только палеоантропологические, но и палеодемографические исследования.

Несмотря на успехи в исследовании Городца, проблемы его сущности, становления и развития далеки от разрешения и часто предстают в искаженном свете. Круг поднимаемых тем довольно широк. Время основания Городца, исследование средневековых селищ Нижегородского Заволжья, исследование курганов Городецкой округи, Городецкая волость в Смутное время. На протяжении нескольких веков историю Городца характеризуют большие временные пробелы в имеющихся сведениях, краткость, а, иногда, и запутанность источников. Хотя указанные проблемы в их общем виде были поставлены давно, но научно они еще не решены.

Именно благодаря археологии высветилась целая эпоха в истории нашего края – эпоха становления и утверждения русской культуры в Среднем Поволжье, связанная с Городцом. А ведь ещё совсем недавно русская история края начиналась лишь с основания Нижнего Новгорода, с 1221 года.

В результате раскопок появилась возможность всестороннего изучения средневековой материальной и духовной культуры Городца, его населения, сопоставления материала с находками из других центров Северо-Восточной Руси. Археологическое обследование поселений позволяет выполнить еще одну историко-географическую задачу: точно локализовать пункты, упоминаемые в письменных источниках или в своих названиях повторяющие имена и прозвища лиц, живших ранее. На сегодняшний день известно множество памятников, которые являются важнейшим источником для изучения Городецкой округи. Следует, однако, иметь в виду, что археологические памятники в границах округи Городца к настоящему времени выявлены далеко не полностью, а среди выявленных многие не изучены, так как материалы дореволюционного времени могут быть использованы в качестве учетной документации лишь при условии сопоставления ее с современными данными или разведкой на местности.

Для получения более полной картины развития города, для изучения позднесредневековой материальной культуры представляется крайне интересным дальнейшее изучение Городецкой округи.

В силу природных условий многие археологические памятники утрачиваются под воздействием природных факторов. Изменения в организации хозяйственной деятельности, отводы земельных участков, интенсификация строительства в исторических населенных пунктах, прокладка новых дорог и трубопроводов наносят непоправимый урон, археологическому наследию края, делая его навсегда потерянным для исследователей и потомков.

Остается надеяться, что жизнь древнего Городца в качестве памятника археологии ещё далека от своего завершения и сулит исследователям многочисленные открытия.

Список литературы

Антропологическая выставка Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Заседания Комитета по устройству выставки за 1877 год. – М, 1878, Т. 1

Древности. Труды Императорского Московского археологического общества. – М, 1885, Т. Х

Из протоколов заседаний Комитета по устройству антропологической выставки Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Раскопка нижегородских курганов П.Д. Дружкиным. – М, 1878

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.

Читайте также: