Чем характеризовалось развитие градостроительства и архитектуры во 2 половине 18 века кратко
Обновлено: 05.07.2024
18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.
Первая треть 18 века. Барокко
В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.
Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.
Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.
В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.
Середина 18 века. Барокко и рококо
Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.
Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.
Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.
Конец 18 века. Классицизм
В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.
На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.
Мраморный дворец Антонио Ринальди
Классицизм в России не был однородным ни во времени, ни в пределах страны. Этот стиль охватил период с 1760 до 1840 г. В эволюции классицизма можно выделить три основных периода: ранний (1760-1780), строгий (1780-1800) и высокий (1800-1840).
В период раннего классицизма еще сохранялись некоторые черты барокко; в строгом использовались формы классической архитектуры древности при минимализме внешних декоративных средств; высокий классицизм — наивысший период в развитии стиля, характеризующийся синтезом искусств и формированием градостроительных ансамблей.
В России обращение к классическим ордерам, формам, композициям носило творческий характер. Русскому классицизму не была свойственна канонизация приемов, что выразилось в объемно-пространственной организации зданий, их пластичности, силуэтности и полихромии.
Наиболее выразительно классицизм проявился в архитектуре Петербурга и его окрестностей, и это отражало репрезентативность столицы.
В Московском регионе на архитектуру сильнее влияли народные традиции, а строительство не так строго регламентировалось государственными органами. Своеобразный классицизм был представлен в русской провинции, что создавало региональное разнообразие стиля.
Большие возможности строительства в России привлекли многих талантливых архитекторов из европейских стран (Ч. Камерон, Д. Кваренги, В. Деламот, А. Ринальди и др.). Формирование русской классической школы и ее расцвет связаны с творческой деятельностью великих русских зодчих (В. И. Баженов, И. Е. Старов и М. Ф. Казаков). Особенно характерны для этого периода большие градостроительные работы, вызванные новыми общественными, административными потребностями и ростом городского населения. Строятся новые общественные здания: почтамт, воспитательный дом, присутственные места, больницы, здания дворянских собраний, театры и т. д. Наиболее активно застраиваются Санкт-Петербург и Москва.
На набережной Невы (1764-1772) в Петербурге по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламот построено здание Академии художеств. Монументальное дворцовое здание с внутренним замкнутым двором. Ордерная система выявляет основную архитектоническую основу фасадов и наиболее ответственные места в композиции. Нижний этаж рустован. Два верхних объединены колоннами и пилястрами дорического ордера. Три портика главного фасада состоят из четырех колонн. Центральная ось главного фасада подчеркнута фронтонным завершением портика и античными скульптурами. План здания симметричен. В центре — большой круглый парадный двор (диаметр — около 50 м). Криволинейность выступов центрального ризалита — дань вкусам прошлого. Господство строгих прямых линий, симметрия, строгость пропорций, крупный масштаб свидетельствуют о сложении нового стиля и нового понимания красоты.
Малый Эрмитаж (В. Деламот) (1764-1775) развивает застройку Зимнего дворца, его горизонтальные членения совпадают с дворцом. Нижний ярус для подсобных помещений — цоколь; верхний — два парадных этажа, объединенных сложным ордером.
Ограду Летнего сада (1773-1784) спроектировали русские архитекторы Ю. Фельтен и П. Егоров. Сочетание гранитных столбов и металлической решетки строгого рисунка.
Спуски и набережные Невы, мост через Зимнюю канавку, Александровский институт (1765-1775), церкви, здание Старого Эрмитажа (1775-1784) — это произведения Ю. М. Фельтена.
В Москве в период с 1760 по 1790 г. основным видом строительства была жилая застройка, особенно городские дворянские усадьбы с главным домом в глубине парадного двора. Рядовые жилые дома стали строиться главным фасадом по красной линии улиц.
Значение градостроительства и архитектуры во второй половине XVIII века
Перестройка управления России, задуманная Екатерина II, напрямую была связана с градостроительством и архитектурой. В результате реформ основой государственного управления должна была стать сеть городов с созданными в них органами дворянского и городского самоуправления. Страна была поделена на 50 губерний, объединявших в себе 8–12 уездов; соответственно учреждалось 50 губернских городов, 493 уездных и 86 заштатных. Часть из них необходимо было создать заново, а все уже существовавшие – перестроить по принципам регулярной планировки.
Новый строй провинциальных городов, по мысли императрицы, должен был воплотиться в их новейшем облике – в пространственном и архитектурном порядке, выраженном в геометрической гармонии и регулярности международного стиля классицизма (1), в отличие от живописной структуры средневековых городов, которая тогда воспринималась как беспорядок.
План Тамбова до екатерининской реформы. Реконструкция
План города Кирсанова. 1780-е годы
План Кирсанова. 1780-е годы
В жизни Тамбова, ставшим наместническим центром, как во всех других населённых местах империи, начались изменения. Военный город-крепость приобретал характер гражданского административного центра. В его истории наступала новая эпоха, когда главное внимание стало уделяться строительству и ремонту публичных строений (2) – государственных, представительских, общественных. Как и по всей стране, здесь принялись возводить присутственные места, дом губернатора, почтовый двор, казармы; дворяне – здания Дворянского собрания, гимназии, института. Купеческое сословие, оформившееся в петровское время, стало строить гостиные дворы, конторы, банки, приюты; промышленники – фабрики и заводы.
Титульные листы книг 18 в. об архитектуре.
Декор окон из книги И. Лема "Опыт городовым и сельским строениям. " (СПб., 1785)
1 В основе классицизма лежало признание внеисторической ценности античных правил и форм архитектуры. Однако каждый народ, использовавший данную систему, выражал в ней свой характер, создавая собственный вариант стиля. Такой возможностью воспользовалась и Россия, которая в результате реконструкции всех населённых мест, получившей небывалый размах, выработала в рамках классицизма свой индивидуальный язык.
Дом Пашкова, Баженов В.И., Москва, 1784-1786, классицизм. Ныне – Российская государственная библиотека.
Москва, дворцовый ансамбль в Царицыно, Баженов В.И., ( совместно с М.Казаковым),1775.
Фигурный мост, Баженов В.И., Царицыно.
Хлебный дом, Баженов В.И., Царицыно.
Оперный дом, Баженов В.И., Царицыно.
Виноградная гроздь в арочных воротах, Баженов В.И., Царицыно
Старое здание МГУ, Казаков М.Ф., 1782 – 1793
Дом-усадьба Демидова, Казаков М.Ф., Москва, 1757 – начало строительства
Голицынская (Градская)больница.К азаков м.Ф., 1796-1801
Здание Сената в Москве, Казаков М.Ф., Москва, Казаков М.Ф, 1776-1787
Генерал-губернаторский дом( сегодня- мэрия Москвы). Казаков М.Ф., 1782
Здание Благородного собрания, Казаков м.Ф., сейчас - Дом союзов, Москва, 1775
Кваренги Джакомо (1744-1817)
Концертный зал в Царском Селе. Кваренги Д., 1782-1788
Александровский дворец в Царском Селе, Кваренги Д., 1792-1796
Эрмитажный театр, Кваренги Д., Санкт-Петербург, 783-1787
Смольный институт в Петербурге, Кваренги Д.,1764
Конногвардейский манеж, Санкт-Петербург, Кваренги Д., 1804-1807
Старый гостиный двор, Кваренги Д., Москва, 1790
Растреллли Б.Ф.(1700-1771)
Зимний дворец в Петербурге, Растрелли Б.Ф., 1754-1762
Екатерининский дворец в Царском Селе, Растрелли Б.Ф.
Фельтен Ю.М.(1730-1801)
Малый Эрмитаж, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М., 1764-1766
Большой Эрмитаж, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М.,71-1787
Лютеранская церковь Святой Анны, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М. 1775-1779
Чесменская церковь, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М. 1777-1780
Чесменский дворец, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М. 1774-1777
Церковь Иоанна Предтечи на Каменском острове. Фельтен Ю.М. Санкт-Петербург, 1776-1778
Во второй половине XVIII в. наряду со стилем барокко в архитектуре начинают использовать классицизм, которые постепенно полностью замещает пышный барочный стиль. Классицизм тяготеет к античным формам, строгим линиям и колоннаде.
Большой Екатеринский дворец в Царском селе
Архитектор: Ф.Б. Растрелли (1700-1771 гг.)
Место нахождения: Петергоф, около Санкт-Петербурга
Год строительства: 1757
Правитель: Елизавета Петровна (1741-1761 гг.)
Зимний дворец
Архитектор: Ф.Б. Растрелли (1700-1771 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1762
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Никольский Морской собор
Архитектор: С.И. Чевакинский (1709-1783 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1762
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Ансамбль Смольного монастыря
Архитектор: Ф.Б. Растрелли (1700-1771 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1764
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Колокольня Троице-Сергиевой лавры
Архитектор: Д.В. Ухтомский (1719-1774 гг.)
Место нахождения: Сергиев Посад, Московская область
Год строительства: 1769
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Усадьба Царицыно (2 ракурса)
Архитектор: В.И. Баженов (1737-1799 гг.)
Место нахождения: Москва
Год строительства: 1776
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Эрмитажный театр
Архитектор: Д. Кваренги (1744-1817 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1783-1785
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Здание Благородного собрания (Дом Союзов)
Место нахождения: Москва
Год строительства: 1784
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Дома Пашкова (2 ракурса)
Архитектор: В.И. Баженов (1737-1799 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1784-1786
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Мраморный дворец
Архитектор: А. Ринальди (1709-1794 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1785
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Троицкий собор Александро-Невской лавры (2 ракурса)
Архитектор: И.Е. Старов (1745-1808 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1786
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Здание Московского университета (Здание МГУ на Моховой, Казаковский корпус)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1786-1793
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Здание Сената (Сенатский дворец) в Кремле
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1787
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Академия художеств
Архитектор: А.Ф. Кокоринов (1726-1772 гг.), Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729-1800 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1788
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Здание Академии наук
Архитектор: Д. Кваренги (1744-1817 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1789
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Таврический дворец
Архитектор: И.Е. Старов (1745-1808 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1789
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Михайловский (Инженерный) замок (2 ракурса)
Архитектор: В. Бренна (1747-1820 гг.), В.И. Баженов (1737-1799 гг.)
Читайте также: