Чем грозит процесс автоматизации кратко

Обновлено: 04.07.2024

Автоматизация – незаменимая составляющая современного производства. Процесс автоматизации включает создание и применение специальных инструментов, работающих в автоматическом режиме, а также формирование технологических процессов, повышающих производительность труда на постоянной основе

Проблемы и тенденции автоматизации процессов на производстве

Основная проблема автоматизации – необходимость выработки новых решений и подходов для каждого технологического процесса. Важно учесть точные размеры, формы, характерные особенности и свойства составляющих деталей, качество которых должно отвечать всем установленным требованиям для лучшей организации рабочего процесса.

Основные требования

Для перехода к автоматизации технологических процессов и производств, предприятию следует соблюдать ряд условий:

  1. Подготовка персонала, включающая объяснение правил и особенностей управления новой техникой с целью получения инициативного отклика и новых предложений.
  2. Системность и специализация производства. В то же время автоматизация должна охватывать не отдельные элементы, а все производство в целом, т. е. необходим комплексный подход.
  3. Рациональное использование ресурсов. Выполнение этого требования позволит обеспечить эффективную работу предприятия на длительный период.

Что дает автоматизация?

За счет процесса промышленной автоматизации уменьшается численность занятого на производстве персонала, т. к. с помощью применения современных технологий один работник способен обслужить несколько единиц техники. Еще одно преимущество автоматизации – возможность совершенствования не только процесса, но и используемого оборудования. Кроме того, с помощью автоматизации технологических процессов и стандартизации используемых элементов и механизмов снижается себестоимость производства.

Особенности автоматизации

Важнейшая особенность современной автоматизации – необходимость унификации, подразумевающая упрощение процессов и их составляющих для достижения лучшего результата. Унификация деталей должна соответствовать уровню и требованиям производства. Для этого стоит использовать поддающиеся обработке материалы, не забывая о качестве – все части деталей должны крепиться надежно и безопасно. Таким образом, автоматизация технологических процессов облегчает работу предприятия, не требуя применения дополнительного оборудования.

Может показаться, что из-за повсеместного внедрения роботов и систем искусственного интеллекта сотни миллионов людей должны остаться без работы. Однако дело обстоит ровно наоборот: аналитики подсчитали, что в ближайшие пять лет распространение AI-алгоритмов станет причиной появления 2 млн новых рабочих мест. О том, как в мире бизнеса уживаются эти две взаимоисключающие тенденции и как с этим справляются интеллектуальные компьютерные системы, объясняет генеральный директор UiPath в России и СНГ Светлана Анисимова.

История автоматизации

Под автоматизацией часто понимается замена человеческого труда машиной, призванной освободить работника от однообразных, физически тяжелых и опасных работ. Развитие инженерной мысли и совершенствование принципов построения автоматизированных производств сделало возможным первую промышленную революцию, или индустриализацию, — массовое внедрение в производство обрабатывающих машин и вытеснение ручного труда. Вторая и третья промышленные революции принесли с собой непрерывное конвейерное производство, широкое использование научных разработок, переход к цифровым технологиям, роботизацию и новые методы управления бизнесом.

Концепция современного бизнеса требует высокой степени интеграции внутренних и внешних бизнес-процессов на основе анализа больших объемов информации, автоматизации рутинных процессов, сокращения расходов и быстрого принятия решений. Появление инструментов для мониторинга и анализа операций, основанных на системах искусственного интеллекта и машинного обучения, позволило сотрудникам посвятить себя решению более сложных задач.

Автоматизация интеллектуального труда

Автоматизацию бизнес-операций можно сравнить с лакмусовой бумагой. По словам Билла Гейтса, автоматизация хорошего процесса увеличит его эффективность, плохого — усилит неэффективность. Как человек принимает решения, основываясь на своих знаниях и опыте, так же и компьютеры используют постоянно обновляемые базы данных. Но это не панацея от всех проблем, а интеллектуальный инструмент, требующий точной настройки, обучения, контроля, анализа ошибок и постоянной корректировки имеющихся знаний.

Далеко не все могут позволить себе использовать дорогостоящих и дефицитных специалистов машинного обучения для обучения ИИ-систем. Поэтому бизнесу потребовался инструмент, который настраивается на выполнение четких алгоритмов по примеру пользовательского интерфейса, а с интеграцией ИИ даже способен самообучаться.

Технологию создания таких программных роботов (ботов), основанных, в первую очередь, на бизнес-логике и работе со структурированной информацией, назвали RPA — Robotic Process Automation. Несмотря на то, что примитивная версия была уже конце XX века, сам термин появился лишь в начале 2000-х годов. Робот действует как пользователь: как и человек, он оценивает происходящее на экране и совершает действия, чтобы добиться от запущенной на компьютере программы требуемых результатов.

По сути, это подход к автоматизации бизнес-процессов, при котором программа по заданным правилам имитирует действия пользователя для достижения необходимого результата: входит/выходит из систем, вводит данные в формы, кликает кнопки, копирует в буфер обмена и выполняет другие действия, как если бы их выполнял живой человек.

По данным GVR, к 2025 году ожидается, что расходы компаний на технологии RPA составят $3,11 млрд.

Основными преимуществами RPA-систем является более быстрое и эффективное выполнение рутинных задач с максимальной точностью. Сценарии RPA варьируются от простых действий, например, автоматического ответа на электронную почту до многоступенчатой обработки информации, ее сортировки, проверки на достоверность и пересылки соответствующему лицу.

Задачи, которые взял на себя RPA

Роботы лучше людей справляются с трудоемкими задачами по обработке информации. Эффекты проявляются не только в сокращении времени на выполнение процесса, но в других показателях — увеличивается производительность, повышается удовлетворенность сотрудников и клиентов.

Трудности автоматизации интеллектуального труда

Боты пока еще несовершенны. Не все компании, предлагающие соответствующие продукты, могут проанализировать текущее состояние и сопровождать внедрение RPA-систем с учетом требований клиента. По статистике Deloitte, в 2017 году только 3% предприятий, заявившим о внедрении RPA, удалось завершить этот процесс на приемлемом уровне. Но аналитики Deloitte уверены, что этот рынок имеет большие перспективы, и в ближайшие несколько лет не менее 72% компаний начнут использовать роботизированный софт.

Трудности роботизации можно разделить на четыре категории по классификации The Economist Intelligence Unit:

  • вопросы конфиденциальности и безопасности данных;
  • развертывание технологии;
  • недостаток навыков;
  • сопротивление сотрудников.

А информационная безопасность — наиболее актуальная проблема для представителей государственного сектора и здравоохранения.

Человеческий фактор — серьезное препятствие на пути к внедрению ботов. Нехватка скиллов и нежелание цифровых перемен стали самыми главными препятствиями во время внедрения RPA для 29% опрошенных. Решение проблемы кроется не только в прохождении дополнительных курсов, как считают 42% опрошенных, но и в последовательной работе с коллективом для принятия ботов в качестве полезных помощников, а не угрозы.

Как роботы меняют требования на рынке труда

История технологического процесса — прямое этому доказательство. Внедрение персонального компьютера в 1970–1980 годах создало миллионы рабочих мест не только для производителей полупроводников, но и для разработчиков ПО и приложений, представителей службы поддержки клиентов и информационных аналитиков. Всё, что требовалось от человека, — получить новые навыки и знания.

Тем, кто опасается за свое рабочее место, можно сказать только одно: для любого предприятия основной потенциал — это люди. Именно с обученным, доказавшим за долгие годы свою значимость для компании сотрудником руководство расстанется в самую последнюю очередь. Кроме того, роботы — это инструмент, который повышает производительность компании именно в тандеме с человеком: этот эффект отмечает половина представителей компаний, использующих RPA.

Компания J.Lyons, переложив огромный объем работы на компьютер LEO в 1951 году, не уволила ни одного сотрудника. Наоборот, через некоторое время Lyons стали предоставлять услуги по различным расчетам для Ford UK и других фирм, став тем самым пионерами в ИТ-аутсорсинге.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Есть мнение, что такое мнение, что это приведет к высвобождению человека из процесса производства. С этим трудно не согласиться. А что дальше? Что будет делать человек не имеющий возможности работать? Жить на социальные пособия в лучшем случае или умирать с голода?

Сторонники коммунизма утверждают, что тут то и наступит желанный коммунизм.

А Вы как думете?

Всего голосов: 18

Электричество есть, а все - не "тут как тут". И так было с автоматизацией и с НОТ. И так будет с модернизацией, роботизацией и пр.
А люди - останутся людьми! И также будут рассуждать о бедах, грядущих с техническим прогрессом и прочими интересными штучками.
По моему мнению, предложенная для обсуждения тема не стоит выеденного яйца.

При реальном построении ТехНоосферы - безденежного общества рациональной достаточности производства и потребления вещественных и информационных потребительских ценностей, когда рутинные операции по производству рационально необходимых вещественных и информационных потребительских ценностей будут производить технические роботы и автоматы, тогда желающие того биологические роботы и автоматы (люди - работника материального производства и непроизводственных отраслей государственной и общественной жизни) получат свободу для творческого самообразования, самореализации, литературного и иного творчества, научные исследования, изобретательство.
А те биологические роботы и автоматы, которые категорически не пожелают перестать быть биологическими роботами и автоматами, получат вожделенное каждодневное рутинное занятие, согласно их узким биороботным "специальностям".

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, заставил компании осознать одну важную вещь: автоматизация — это уже не только вопрос снижения затрат, но вопрос устойчивости и способности восстанавливаться, уверены аналитики Bain & Company

Фото: Marlene Awaad / Bloomberg

Опрос Bain & Company показал: компании все чаще используют автоматизацию, для того чтобы стать устойчивее, свести риски к минимуму и упростить формирование полезных бизнес-инсайтов. Те компании, которые до пандемии инвестировали в автоматизацию больше конкурентов, выдерживают испытание кризисом лучше остальных: получают более высокую выручку и реже сталкиваются с подрывными изменениями цепочек поставок, снижением производительности сотрудников и спроса.

Как показал опрос Bain, до пандемии почти половина проектов автоматизации не приносила ожидаемой экономии. Несмотря на то что свои инициативы по автоматизации ускоряет большинство компаний — участников опроса, значительным преимуществом обладают те, которые за последние 12 месяцев инвестировали в автоматизацию более 20% ИТ-бюджета. Руководители задумываются о том, как обойтись с сотрудниками, которые становятся не нужны в силу автоматизации.

До коронавируса большинство лидеров вне зависимости от отрасли планировали автоматизировать не менее 30% процессов, выполняющихся вручную. Это в два-пять раз превышает аналогичный показатель для компаний с низким уровнем принятия автоматизации.

Фото:РБК

Приоритеты компаний после COVID-19 по ряду факторов сильно изменились.

Какая цель по автоматизации была наиболее важной для вашей организации до COVID-19 (факторы расположены в порядке убывания значимости)?

Повышение эффективности и качества

Улучшение клиентского опыта

Поддержание непрерывности / повышение устойчивости бизнеса

Упрощение формирования бизнес-инсайтов

Какая цель по автоматизации стала наиболее важной для вашей организации во время COVID-19 (факторы расположены в порядке убывания значимости)?

Поддержание непрерывности / повышение устойчивости бизнеса

Упрощение формирования бизнес-инсайтов

Повышение эффективности и качества

Улучшение клиентского опыта

В 2021 году 38% лидеров собираются значительно увеличить инвестиции в автоматизацию, в то время как среди остальных компаний то же собираются сделать лишь 22%. Отчасти планы по увеличению инвестиций в автоматизацию связаны с массовым переходом на удаленную работу. Для многих компаний удаленка сохранится надолго. Особенно это касается компаний из таких секторов, как финансовые услуги, профессиональные услуги, телекоммуникация, медиа и технологии. Компаниям, не разработавшим смелую программу автоматизации, скорее всего, будет сложнее пережить следующий кризис.

Автоматизация всех бизнес-функций

Автоматизация может изменить работу всей организации. Максимальный потенциальный эффект от нее традиционно ожидается в подразделениях, обеспечивающих деятельность компании (бэк-офис) и работающих с клиентами. Однако автоматизация также может быть полезна в R&D, логистике, операционной деятельности, продажах и маркетинге.

Компании могут автоматизировать многие процессы:

  • тестирование ПО;
  • работу со страховыми требованиями;
  • выявление случаев мошенничества;
  • управление облачной инфраструктурой;
  • скрининг претендентов на вакансии;
  • обработка займов;
  • ввод данных при клинических испытаниях вакцин и т.д.
  • ускорять разработку продуктов;
  • оказывать профессиональные услуги с меньшими затратами;
  • решать проблемы клиентов быстрее, дешевле и эффективнее,
  • а также увеличивать то коммерчески полезное время, которое сотрудники и партнеры тратят непосредственно на продажи. ,>

Вот пример того, как с помощью автоматизации компания смогла улучшить конкурентные позиции в разгар пандемии.

COVID-19 заставил одну крупную технологическую компанию применить автоматизацию в новых для себя областях, таких как продажи и последующий процесс — от оформления заказа до получения оплаты.

С помощью автоматизации компания:

Компания также определила, как автоматизировать поддержку продаж со стороны бэк-офиса. Если все пойдет по плану, компания, годовая выручка которой составляет миллиарды долларов, в ближайшие два года сможет сэкономить сотни миллионов, а также повысить производительность клиентов и лояльность сотрудников.

Компании также используют автоматизацию для решения отдельных специфических задач, например для модерирования контента в социальных сетях и на других цифровых платформах. Когда пандемия нанесла удар, некоторые компании не были готовы к переводу подрядчиков на удаленную работу. Тем временем трафик резко вырос.

Пол Полман

Тогда некоторые компании начали автоматизировать модерацию контента, используя технологии искусственного интеллекта (ИИ) от таких разработчиков, как Hive. С марта, когда во всем мире вступили в силу ограничения, связанные с COVID-19, эта компания из Сан-Франциско смогла привлечь десятки новых клиентов. Сегодня она обрабатывает в месяц более 1 млрд постов, которые сотрудники компаний раньше просматривали вручную или не просматривали вовсе.

Среди секторов, по которым COVID-19 ударил наиболее сильно, оказался офшорный аутсорсинг бизнес-процессов. Индийская компания Tata Consultancy Services справилась с ситуацией лучше большинства остальных и сможет восстановиться быстрее отчасти благодаря автоматизации важнейших процессов до кризиса. Когда пандемия вынудила компанию перевести большинство сотрудников на удаленную работу, она смогла также быстро реагировать на срочные потребности клиентов, как раньше. Руководство компании планирует, что к 2025 году 75% сотрудников будут работать удаленно на постоянной основе.

Фото:Sam Owens / Bloomberg

Устранение барьеров

Какие барьеры препятствовали инвестициям в автоматизацию в вашей организации до пандемии?

Недостаточная централизованная координация

Нехватка компетенций в области автоматизации

Департамент ИТ не был способен оказать поддержку

Недостаток поддержки со стороны высшего руководства

Недостижение ожидаемого положительного эффекта от автоматизации

Несоответствие инструментов автоматизации потребностям

Во время пандемии барьеры остались прежними. Однако их высота снизилась, а пункты 3 и 4 поменялись местами.

Неясно, сохранятся ли эти благоприятные для автоматизации условия, когда компании восстановятся после пандемии. Но ясно следующее: сейчас у компаний есть возможность ускорить программы автоматизации.

Тем не менее многие из них не готовы к этому. Лишь 10% опрошенных считают, что они в высокой степени готовы к преодолению вызовов, связанных с персоналом и управлением изменениями, которые создаст автоматизация; 11% заявляют, что совсем не готовы к решению подобных кадровых вопросов.

Что отличает успешную программу автоматизации

Мы проанализировали успешные программы автоматизации и пришли к выводу, что они опираются на три принципа.

Принцип № 1. Думайте о полной картине

Многие компании рассматривают конкретные сценарии использования преимуществ автоматизации по одному. При этом их руководители требуют, чтобы проекты быстро окупались за счет экономии затрат или новой выручки, часто в течение первого года после внедрения. Тестирование и извлечение уроков все еще важны, но вызванный COVID-19 кризис создал уникальные возможности, чтобы руководители увидели полную картину того, что можно автоматизировать и какую стоимость это может создать. Компании-лидеры критически подходят к своим собственным давним убеждениям о том, почему автоматизация может сработать или не сработать. Они автоматизируют более сложные виды деятельности, чем простые процессы работы бэк-офиса или службы работы с клиентами.

Индийская страховая компания ICICI Lombard использует ботов на основе ИИ для формирования ценовых предложений и регистрации полисов для корпоративных клиентов. Она уже выдает без участия сотрудников около 90% полисов определенных типов и продуктов для малого бизнеса. Недавно компания стала партнером Microsoft по разработке первого в Индии инструмента на основе ИИ для осмотра автомобилей в мобильном приложении. Этот инструмент поможет упростить подачу заявлений о возмещении стоимости ремонта.

В медицинском бизнесе ICICI Lombard отказалась от традиционной системы в пользу более гибкой облачной автоматизации. Она использует автоматизацию на основе ИИ для обработки требований о безналичной оплате от медицинских учреждений. Алгоритм ИИ обрабатывает информацию по полису, диагнозу, поставленному врачом, и рекомендованным действиям. После чего принимает решение о том, стоит ли признавать требования, и определяет оптимальную сумму выплат. Весь процесс первоначального одобрения занимает около 90 секунд, в то время как при ручной обработке он занимал до четырех часов. У врачей компании высвобождается время на разбор более сложных случаев.

Принцип № 2. Вовлекайте в программу автоматизации руководство и сотрудников

В ходе наиболее эффективных программ изменений ключевые стейкхолдеры, в том числе в ИТ, вовлекаются в открытую прямую коммуникацию на самом раннем этапе. Команда старшего руководства должна заранее и в деталях показать, как автоматизация изменит опыт сотрудников и клиентов к лучшему. В противном случае многие сотрудники, естественно, окажут сопротивление изменениям. Хорошая коммуникация, а также программа переподготовки может помочь людям начать движение к реализации новых карьерных возможностей, в том числе и в той же компании.

Экономический спад приведет к ограничению бюджетов, поэтому выбор неверной модели финансирования может помешать внедрению. Бизнес-подразделения могут финансировать инвестиции (без поддержки центра) только тогда, когда в компании развиты процессы автоматизации и есть потребность в них. Большое значение имеет готовность этих подразделений нести ответственность за окупаемость инвестиций. Напротив, модель централизованного финансирования имеет больше смысла тогда, когда у компании нет успешного опыта в этой сфере или достаточного спроса на автоматизацию.

Компания MetLife уделяет особое внимание тому, чтобы сделать преимущества автоматизации очевидными для всех сотрудников. Она:

  • подготовила сотни демонстрационных материалов по роботизированной автоматизации процессов (RPA), доступные широким кругам контрольные панели и метрики;
  • разработала внутренний тренинг по RPA, помогающий обеспечить переподготовку сотрудников, которые оказались затронуты изменениями или просто стремятся к профессиональному развитию;
  • создала центр экспертизы по цифровой автоматизации, который помогает бизнес-единицам определить важные для них сценарии использования автоматизации, а затем внедрить их и управлять цифровой рабочей силой.

Такой подход обеспечил широкое принятие автоматизации во всех регионах, где работает компания, и функциях, таких как новый бизнес и андеррайтинг, администрирование полисов, требования и финансы.

Принцип № 3. Готовьтесь к тому, что последует за автоматизацией

Значение имеют не только разработка, тестирование, внедрение и поддержание технологии, но и достижение ожидаемых бизнес-результатов. В этом отношении ситуация аналогична аутсорсингу. Компании, которая прибегает к аутсорсу, необходимо не только выбрать правильного партнера, продумать условия контракта с ним и грамотно передать ему часть задач, но и сделать так, чтобы оставшегося числа сотрудников было достаточно для выполнения остальных задач. Иначе сэкономить за счет аутсорсинга не удастся.

В случае автоматизации риски даже выше, поскольку большая часть автоматизированной работы занимает лишь небольшую часть рабочего времени каждого сотрудника. Компании должны переработать круг обязанностей сотрудников, затронутых автоматизацией, иначе они не смогут достичь своих целей.

Компания Amazon обязалась потратить $700 млн за шесть лет на переобучение трети своего персонала в США, поскольку автоматизация в корне меняет то, как многие сотрудники делают свою работу. Работники центров выполнения заказов с почасовой оплатой могут пройти переподготовку для работы в ИТ-поддержке, например, чтобы управлять машинами, работающими на объектах. Корпоративные работники, не связанные с техникой, получат возможность в течение нескольких лет пройти переподготовку и стать инженерами по программному обеспечению, и для этого им не понадобится снова идти на учебу в колледж.

Читайте также: