Чем драматург отличается от писателя кратко

Обновлено: 04.05.2024

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Разницы практически нет - многие известные писатели были и замечательными драматургами - Чехов, Горький, Булгаков, Гоголь, Пушкин, Лермонтов. Каждый их них внес посильный вклад в развитие драматургии как искусства.

Писатель от драматурга ничем не отличается - оба человеки. Отличаются их произведения. Писатель пишет художественные произведения - романы, повести, рассказы, пьесы. А драматург пишет только пьесы - худ. произведение, в которой только прямая речь, расписанная по ролям для постановки в театре.

Тем же, чем болезнь (общее название для любой патологии) отличается от гриппа, пневмонии, инфаркта и т. д (конкретные заболевания).
Писатель - человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Это могут быть рассказы, романы, эссе, пьесы и т. д.
Драматург - писатель, пишущий драматические произведения.


– Чем занимается драматург?
– Драматург пишет пьесы, а также участвует в создании театральных проектов вместе с режиссером. Иногда к их тандему подключаются художник, композитор и хореограф.

– Чем драматург отличается от сценариста?
– Сценарист пишет сценарии для видеопродукции — фильмов, телевизионных сериалов. Драматург же сочиняет для театра. Но в целом эти профессии во многом пересекаются, поэтому многие специалисты работают и в театре, и на телевидении.

– Вы посещаете спектакли по вашим пьесам?
– Конечно, я бываю на репетициях и на премьерных показах, но приходить потом каждый раз на представление в зал вместе с другими зрителями мне не хочется. Почему-то я каждый раз начинаю нервничать. Я волнуюсь, словно я сам это все поставил, и сам все играю, не помню текста, и при этом смотрю на это из зрительного зала. С кинематографом проще: ленту один раз отсняли, и это осталось в прошлом.
Впрочем, иногда режиссер может попросить меня посмотреть спектакль, чтобы понять, не нужно ли в нем что-то изменить. Может оказаться, что какая-то часть со временем перестала быть интересной, и ее нужно обновить.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать драматургом или сценаристом?
– У нас не так много школ, которые преподают именно театральную драматургию. Есть Театральная школа Николая Коляды в Екатеринбурге. Хорошие преподаватели также есть в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения, в Creative Writing School, а также в Институте проблем современного искусства в Москве.
Но мне кажется, драматург или сценарист — это не та профессия, на которую стоит идти учиться сразу после школы. Она требует от человека жизненного опыта, многолетнего наблюдения за собой, за изменениями в себе, обдумывания этих наблюдений. Поэтому я бы порекомендовал школьникам выбирать в качестве первого высшего какое-нибудь фундаментальное образование — математику, физику, биологию, медицину. Развитое системное мышление очень полезно в творческой работе.

– Сколько может зарабатывать драматург?
– Зарабатывать драматургией трудно. Скорее всего, понадобится работать параллельно — преподавать, писать сценарии или статьи. Конечно, есть популярные и востребованные драматурги. Но их немного, и нельзя однозначно сказать, какой карьерный путь надо избрать, чтобы стать одним из них.

Драматург – специалист, который пишет сценарии, основу для будущего произведения или телевизионной, кинематографической, театральной постановки. Каковы обязанности представителя этой профессии? Насколько она востребована?

Вы – человек творческий? Умеете писать отличные тексты? Вам нравится создавать что-то новое? Хотите, чтобы о вашей работе говорил весь мир? Если ответ на эти вопросы утвердительный, рассмотрите профессию драматурга. Она очень интересная, но довольно сложная. Чем придется заниматься ее представителю? Драматург – это писатель, который разрабатывает сценарии для телевидения, кинематографа и театра. Расскажем более подробно, что входит в его обязанности.

История

Изначально драматургом называли писателя, который занимался созданием драматических литературных произведений – комедий, трагедий, трагикомедий, мистерий, интермедий, водевилей, драм. Авторами первых пьес этого жанра были древние египтяне. В 6 столетии до нашей эры они готовили постановки к важным мероприятиям – например, похоронам или коронациям фараонов. Интересен факт, что в некоторых случаях такие произведения представляли собой прошения об исцелении от болезней и носили ритуальный характер.

Классиками драматургии считаются древние греки. Наверное, многие слышали имена Эсхила, Софокла, Еврипида и прочих. Они стояли у истоков трагедийного жанра. В основе сюжета их произведений, как правило, были античные мифы.

Жанр драмы присутствует в творчестве многих писателей – начиная от тех, кто жил в эпоху древности, и заканчивая нашими современниками. Среди наиболее талантливых и известных можно назвать Уильяма Шекспира, Мольера, Пьера Корнеля, Жана Расина, Феликса Лопе де Вегу, Николая Гоголя, Льва Толстого, Александра Пушкина, Джорджа Бернарда Шоу, Жана-Поля Сартра, Джона Голсуорси, Максима Горького, Александра Островского. И это лишь малая часть списка знаменитых драматургов.

Описание профессии

Рассмотрим, кто такой драматург сегодня. Как уже упоминалось, он занимается написанием сценариев – полноценных произведений литературы, включающих в себя диалоги, монологи и подробные описания видеоряда. По ним снимают фильмы (художественные, документальные, мультипликационные), а также телевизионные передачи и рекламу. Основой сценария может быть сюжет, написанный драматургом с нуля, или же произведение другого автора, предназначенное для экранизации.

Специалист обычно выбирает для себя какой-то один жанр и концентрируется на нем. Он может работать над мелодрамами, комедиями, масштабными историческими эпопеями, детективами, анимационными фильмами, научно-популярными программами, развлекательными ток-шоу, музыкальными клипами или рекламными роликами. Соответственно, профессия драматурга предполагает трудоустройство в сфере литературы, телевещания и радио, кино, театра, а также СМИ и PR. Остановимся подробнее на тех, кто связал свою деятельность с миром кинематографа, телевидением и театром.

В кино

Первая ступень в создании любого кино – написание сценария. Это своего рода фундамент. На нем впоследствии режиссер выстраивает весь фильм. В задачи драматурга (его также называют сценаристом) входит конструирование событий, выписывание образов персонажей.

Эксперты в области кинематографа утверждают, что существует всего 36 ситуаций драматического характера, которые могут быть основой для сюжета. Любую из них надо показывать посредством интересной истории – с нестандартным взглядом, новыми приемами и неожиданными поворотами событий. Готовые штампы и банальности – главные враги сценариста.

Конечно, не каждый сценарий оригинален. В его основе вполне может лежать литературное произведение или театральная пьеса. Пользуясь уже готовым сюжетом, драматург должен адаптировать его для последующей экранизации. Таким образом, у него появляется достаточно широкое поле для полета творческой мысли и фантазии.

Самое важное и сложное в этой профессии – не допустить банальности. В противном случае фильм обречен на провал. Вторая трудность заключается в передаче драматургом написанного сценария в руки режиссера. Последний редактирует его, тщательно продумывая в отдельности каждую сцену, расписывая ее буквально покадрово. В процессе работы точки зрения этих коллег по цеху могут не совпадать. Сценарист может не соглашаться с режиссерскими коррективами, но его претензии на итоговый результат уже существенно не влияют. В некоторых случаях они работают в творческом тандеме, утверждая все правки вместе. Это идеальный вариант.

На телевидении

Драматурги успешно работают не только в кинематографе, но и на телевидении, ведь сценарий является основой как фильма и сериала, так и телевизионной передачи. Исключением могут быть разве что выпуски новостей – там сюжет диктует сама реальная жизнь.

Итак, работа над любым телепроектом стартует с детального выписывания его сценария. Драматург (зачастую в творческой связке с режиссером и продюсером) создает идею (концепцию). Следующий этап – это разработка сюжета и завязки, а также образов главных героев и второстепенных персонажей. Здесь очень важно максимально подробно, до мелочей, расписать их характеры. Основная задача каждого из них – заставить зрителя сопереживать всему происходящему на экране, подтолкнуть к желанию примерить историю на собственную жизнь. Для ток-шоу сценарист выбирает его тему, намечает, в какой момент и в какой очередности должны появляться в студии герои, подготавливает перечень вопросов и так далее.

В театре

Главной обязанностью театрального драматурга является написание пьес, предназначенных для постановок. Сложности в его работе точно такие же, что и у коллег из мира кино и телевидения. Правда, одно отличие все же есть. Если пьеса написана талантливо, а поставленный по ней спектакль обрел головокружительный успех, его могут ставить многократно, да еще и во множестве театров одновременно.

Театральная постановка, как, впрочем, и театр в целом, – это живой организм. Она никогда не бывает абсолютно одинаковой. Даже будучи представленной на одной сцене одними и теми же актерами. Каждый следующий раз отличается от предыдущего, ведь артисты постоянно привносят что-то новое – взгляд, движение, эмоцию. Кроме того, некоторые акценты может менять режиссер, а в определенных случаях – драматург.

Учеба и ЕГЭ

Институт кино и телевидения

Для того чтобы стать сценаристом, наличие диплома вовсе не обязательное условие. Главное – талант. Правда, высшее образование будет преимуществом и существенно облегчит подъем по карьерной лестнице. Если вы хотите посвятить себя драматургии в театре или кинематографе, вуз должен быть соответствующим (к примеру, ГИТИС или ВГИК).

Получить эту профессию можно в ряде высших учебных заведений России. Приведем несколько в качестве примера:

  1. Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Сценарно-киноведческий факультет.
  2. Институт кино и телевидения (ГИТР). Сценарный факультет.
  3. Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.
  4. Московский госинститут культуры. Факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств.
  5. Российский гуманитарный госуниверситет. Институт филологии и истории.
  6. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Филологический факультет.
  7. Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова. Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации.

Для поступления абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Кроме того, в вузах предусмотрен творческий конкурс.

Основные обязанности

Драматург участвует в создании проектов в сфере кинематографа, телевидения, литературы, театра и PR. Несмотря на такое разнообразие мест трудоустройства, основной перечень его обязанностей выглядит так:

  • Разрабатывать идеи фильмов и театральных представлений, концепции различных мероприятий.
  • Формировать и готовить соответствующий контент (детальные описания и пояснения, подсказки, подводки, задания и так далее).
  • Создавать сценарии для видеороликов.
  • Писать пресс-релизы и статьи рекламного характера.

Непосредственное участие в съемочном процессе и активная работа в ходе создания кинофильма, телесериала или любого другого продукта предполагает целый ряд дополнительных задач, которыми должен заниматься сценарист. О них мы говорили выше.

Знания, навыки и личностные качества

Сценаристу следует твердо знать законы драматургии. Но одной теории мало. Он еще должен уметь ими пользоваться. Кроме того, ему надо хорошо разбираться в особенностях кинематографического и телевизионного производства, а также в психологии.

Работая над сценарием о малознакомой сфере жизни, он обязан собрать о ней максимальное количество информации. Для этого ему потребуются такие личностные качества:

  • креативность;
  • любознательность;
  • ясность мышления;
  • коммуникабельность;
  • ответственность;
  • творческий подход к решению задач;
  • умение работать в команде.

Драматургу нужен широкий кругозор, неподдельный интерес к людям в частности и к миру в целом. Чтобы написание сценария шло быстро и гладко, а конечный продукт всегда получался качественным, он должен обладать писательским талантом, внимательностью к деталям, усидчивостью, а также быть нацеленным на результат.

Оплата труда

Новички, которые делают первые шаги в этой профессии, зарабатывают порядка 25 тысяч – 35 тысяч рублей. Опытные драматурги могут рассчитывать на суммы, превышающие 50 тысяч рублей. На уровень зарплаты влияют наличие опыта, масштаб проекта и знаменитость его автора.

Трудоустройство и карьера

Драматурги чаще всего устраиваются на работу в киностудии, IT-компании, на телевидение, в профильные коммерческие фирмы. Некоторые идут во фриланс и работают на себя.

Продвижение по карьерной лестнице зависит от мощности творческого потенциала сценариста, а также от той сферы деятельности, где он работает. Рост в основном выглядит как переход на более известную студию или фирму. Кроме того, успех постановки приносит драматургу не только хороший гонорар, но и узнаваемость и признание зрителей, а это шанс подняться еще выше.

Востребованность профессии

Драматурги (они же – сценаристы) нужны телеканалам и продакшнам (так называют студии, где производятся творческие проекты для кинематографа и телевидения). Последние оплачивают труд представителя этой профессии немного выше. Зато на каналах работа отличается стабильностью. Даже если шоу или сезон какой-либо программы подходит к концу, хорошего специалиста тут же позовут в новый проект.

Сегодня спрос на сценаристов остается высоким. На телевидении понимают, что талантливых профессионалов – единицы. Новые каналы и продакшны растут как грибы после дождя. А ведь выпускнику творческого вуза надо еще хотя бы 2-3 года поработать, чтобы обзавестись опытом. Конечно, можно нанять специалиста-иностранца. Но это очень дорого. Кроме того, на телеканалы больше не выстраиваются километровые очереди из страстно желающих попасть на экран. У людей есть огромный выбор, где можно применить свой талант. Дальновидный руководитель стремится обеспечить сотруднику максимальный комфорт. Основной мотив: если сценарист уволится, будет крайне сложно отыскать кого-то на замену и обучить его.

Квалифицированных специалистов ценят очень высоко. Они получают не только приличные гонорары, но и известность. И это – отличная мотивация выбора такой профессии.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия драматург подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Читайте также: