Чем было вспыхнувшее чувство для лизы и для уже успевшего вкусить светских забав эраста кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока № 20

Дата проведения

ПОНЯТИЕ О СЕНТИМЕНТАЛИЗМЕ.

Урок открытия новых знаний.

Планируемый

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах

Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

Тема, идея, сюжет

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

История, русский язык.

Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах

Учебник, печатные карточки, презентация

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

I . Изучение нового материала.

1. Беседа по содержанию повести.

— Каков жанр произведения?

— От какого лица идет повествование?

— Какой мы видим героиню в родительском доме? Чему смогли научить ее отец с матерью?

— Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?

— Как Карамзин показывает развитие чувств между молодыми людьми?

— Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

— В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста? (Осуждая героя, автор оправдывает его несовершенством человеческой природы, мечтает о примирении Эраста и Лизы за гробом.)

— Как влияет пейзаж на эмоциональное состояние героев? Приведите пример.

Работа по теме урока

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

— Отличается ли прочитанное произведение от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? Попытаемся найти эти отличия.

(на примере повести Н. М. Карамзина)

Культ разума, долга

Сфера интересов: общественная жизнь человека

Частная жизнь, эмоциональная сфера

Строгое соблюдение определенных литературных норм, правил

Нарушение литературных норм и правил в изображении героев, речи персонажей. Велика роль пейзажа. Элементы психологизма

Вывод. Карамзин теоретик нового литературного направления, практически развивший его принципы в своих произведениях.

Автор сочувствует героям, его задача — заставить и читателя переживать, сочувствовать, сострадать, вызвать у него слезы умиления.

Основная тематика : любовь.

Основные жанры: сентиментальная повесть, дневник путешественника; в лирике — идиллия, или пастораль: очень любили сентименталисты жанр письма (эпистолярный).

Идейная основа: протест против испорченности аристократического общества.

Представители сентиментализма:

4. Рассказ учителя.

Проникновение в русскую литературу элементов сентиментализма начинается уже в 60—70-е гг. Х V III в. Особенно заметно оно в творчестве М. М. Хераскова и поэтов его круга. В 70-х гг. Михаил Никитич Муравьев, провозглашая идеал внутренней свободы человека, признает, что в нем самом заключен источник и его бед, и его счастья. Богатой питательной почвой для сентиментализма явилось увлечение масонством. Мистические идеи масонства, с деятелями которого общался Карамзин в это время, остались ему чужды. Но он разделял интерес своих друзей из круга масонов к проблемам этическим, их стремление к внутреннему самопознанию и нравственному самосовершенствованию.

Личность автора — благородного и чувствительного человека, писателя-сентименталиста — неизменно присутствует в произведениях Карамзина.


Вывод. Русская литература X V III в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.


Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII – начала XIX веков, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как универсальному эталону.

Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства – абсолютной монархии.

Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен в классицизме государственному, чувства – долгу.

Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в XVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключённым в гранитные берега.

Амплуа — стереотипы характера, которые переходят из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии — это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник), резонер (герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего), субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет окончательно решена в творчестве А.С.Пушкина.

На первый план выдвигаются задачи воспитания человека-гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.

Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.

Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней как в области литературы (творения Корнеля, Мольера, Фонвизина, Крылова, Ломоносова), так и в других сферах искусства. В Москве в классическом стиле построены целые усадебные ансамбли – Кусково, Останкино, Архангельское, в Петербурге – дворцы и парки Царского Села, Ломоносова, Павловска. Культуре классицизма принадлежит живопись Левицкого, Рокотова.



Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать состра­дание, слёзы умиления у читателя.

В России сентиментализм появился в 60-70гг. 18 века (М.Н.Муравьёв, Н.М.Карамзин, В.В.Капнист, Н.А.Львов, молодой В.А.Жуковский).

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике – идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (т.е. жанр письма).

Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движе­ниях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

  • сильная дидактическая (воспитательная) установка;
  • выраженный просветительский характер;
  • активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.


Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме:

2. Формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать устную речь.

3. Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Тип урока: урок-беседа с применением технологии критического мышления

Оборудование: презентация, эпиграф, видеофильм

1) Организационный момент. (4 мин) Психологический настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас вы просмотрите притчу о любви.

-Какое отношение имеет этот фильм к произведению, о котором мы говорили на прошлом уроке? (в притче говорится о любви, в повести тоже)

- а о каком произведении идет речь?

(Роль природы в повести, любовь между Эрастом и Лизой, разделили повесть на части и дали каждой название)

-Сентиментализм – это литературное течение эпохи Просвещения? (да)

- Главное для сентиментализма разум человека? (нет, душа)

-Чувственность и способность к сопереживанию рассматриваются как главные достоинства человеческой личности? (да)

- Главные герои сентиментализма воины, монархи и мифические персонажи? (нет, это свойственно классицизму, а в сентиментализме люди, чаще всего из низших сословий: крестьян, мещан или незнатных дворян)

- Природа для сентиментализма идеальный мир? (да)

- Центральным сюжетом таких произведений чаще становились войны, сражения? (нет, трагическая история несчастной любви)

Слайд с ответами, дети меняются листами

Как вы понимаете смысл этой фразы?

- Это высказывание Николая Михайлович Карамзина подчеркивает новаторство повести: обычно такое высокое чувство, как любовь, описывалось в отношениях между благородными и знатными по происхождению героями. Тут же автор пишет про чувства обычной, крестьянской девушки.

Исходя из ваших размышлений, попытайтесь сформулировать цели урока.

- как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о любви Лизы к Эрасту)

6) (2мин)Работа над названием произведения.

- Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? ( она главный герой, с ней связана основная мысль повести)

-Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь)

- Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сегодня и попытаемся разобраться.

Слайд -А сейчас, ребята, обратите внимание на экран. Как вы думаете, кто изображен на картине? (Лиза)

- символом чего является этот цветок? (любви,)

. –Цветы у Карамзина превратились в символ непорочности, любви, на которую надеется Лиза. Так же эти цветы в произведении – символ ее весеннего расцвета, чистоты.

(12 мин ) Работа в группах. Творческая работа. Постановка познавательной задачи .

(3 мин) – Давайте посмотрим на взаимоотношения Лизы и Эраста: Как зарождаются и развиваются чувства между молодыми людьми.

- Для этого я предлагаю вам сделать мини-проекты. Вам предлагаю проанализировать образ Лизы, а вам – Эраста. Вам нужно с делать мини- презентацию: возможно, это будут высказывания – цитаты из произведения, рисунки, схемы, символы. (Один рисует, другие пишут, кто-то ищет в книге цитаты). Все отразите на ватмане. На столах есть ватман, фломастеры, журналы, картинки, которые, возможно, пригодятся вам для работы. Время работы 10 минут. Каждая группа получает инструкцию – схему. Не обязательно все ответы на вопросы изображать на своем проекте, что- то можно проговорить устно.

Слайд - Критерии презентации:

Каждой группе дается инструкция-схема .

Инструкция-схема для группы №1. Лиза:(ландыш)
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?

2. Какие чувства переполняют ее душу?

3. Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

4. Какими чертами характера автор наделил Лизу?

6. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

7. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена

8. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста ?

Инструкция-схема для группы №2. Эраст: (деньги)
1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы? .

2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

3. Что привлекло Эраста в Лизе?

4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?

8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?

Рассказать о губительной силе денег

Защита презентаций учащимися. (7 мин)

После защиты презентации группы оценивают друг друга. Розовый стикер – понравилось, желтый – не очень, зеленый – не понравилось.

-Составьте синквейн:

Сентиментальная, захватывающая,

Учит, увлекает, наставляет

В жизни правит любовь

Сентиментализм

Притча:Никто не достоин слёз

Девушка очень сильно полюбила молодого человека. Она словно молилась на него. И могла бы отдать всю свою жизнь ему, если бы он захотел!
Но он не смог ее полюбить! Но вместо того, чтобы уйти навечно из ее жизни, он заставлял ее мучаться. Вечером он приходил к ней и говорил, что безумно ее любит, а на утро исчезал, и не появлялся долгое время. Потом приходил, умолял простить его, и вновь пропадал! И так история продолжалась.
Девушка долго плакала по ночам, пока не поняла одну вещь, "что никто не достоин её слёз, а те, кто этого достоин, просто не заставит её плакать". После чего она переборола себя, и не простила молодого человека, который постоянно её мучал. И пусть ей было больно с ним проститься на всегда. Зато она знала, что в мире есть человек, который "не заставит её плакать".

«Соловьи монастырского ада,

Как и все на земле соловьи,

Говорят, что одна есть отрада

(5 мин) Организация рефлексивного пространства.

Сегодня на уроке мне понравилось…………

На уроке мне не понравилось……..

На уроке мне было сложно…….

(2 мин) Дом задание: разного уровня

5-4: написать свой вариант развязки произведения .

3: Блиц-опрос:

1.В каком году написано произведение?(1792)

3.Где происходят события в повести? (село Коломенское под Москвой)

4.Кто главные герои повести? (Лиза,Эраст и мать Лизы).

5. Каково социальное положение Лизы и Эраста? (крестьянка и дворянин)

6.От чьего лица ведется повествование? (от лица автора).

7.Чем занималась Лиза целыми днями? (ткала холсты, вязала чулки, рвала цветы, собирала ягоды).

8.А почему Лизе пришлось работать?

9.Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста? (ландыши)

10.Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы? (1 рубль)

11.Что случилось с главной героиней?

12.Какие слова из повести стали афоризмом? И крестьянки любить умеют..

Инструкция-схема для группы №1. Лиза:

1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?

2. Какие чувства переполняют ее душу?

3. Помогают ли ей доводы рассудка?

4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

5. Какими чертами характера автор наделил Лизу?

7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена

Читайте также: