Человеческая природа как основа морали кратко

Обновлено: 02.07.2024

По мере развития культуры за разными словами начинают закрепляться разные смыслы.

Мораль (нравственность) – это некоторая общественная реальность, сфера общественной жизни, вид общественных отношений, т.е. нечто реально существующее.

Этика – это философская наука, область знаний, теория, изучающая мораль.

В общекультурной лексике все три слова продолжают применяться как взаимозаменяемые.

Природа моралипроистекает из общественного характера жизни человека. В обществе взаимодействует огромное количество людей, и чтобы общество нормально функционировало, их действия должны быть согласованными, подчинены общественным законам, правилам.

Для этого возникает с начало нерасчленённая форма регуляции, а со временем из неё выделяются отдельные формы такие как право, обычаи, традиции, организационные уставы, инструкции и в том числе мораль.

В морали закреплялись конкретные нормы и добродетели, которые являлись наиболее продуктивными с точки зрения способов функционирования и целей данной сферы. Например, преодоление страха на войне – мужество, неприкосновенность частной собственности – не укради.

Эти формы тесно взаимосвязаны между собой, в тоже время каждая из них имеет свою специфику.

Рассмотрим некоторые наиболее общие характеристики морали, её различные измерения.

Должное или идеальное измерение морали:

· Это совокупность норм, которые выражают отношение людей друг к другу, к обществу в целом, которые оценивают человеческое поведение, общественные явления с точки зрения таких категорий как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.д.

· Это форма общественного сознания, которая создает некий идеальный порядок, выступает в качестве идеальной модели поведения и отношения, оказывающей воздействие на всех людей.

· Это форма самосознания,с помощью которой человек приходит к постижению своего бытия в качестве человека, постижению целей и смысла своей жизни.

Сущее или реальное измерение морали:

· Это отношениямежду людьми, их поведение, поступки, мысли и т.д.

· Это качества и склонности, характеристики самой личности, её души, делающие её способной к нравственной жизни. Иначе говоря – это добродетели человека, такие как правдивость, честность, доброта.

· Это моральное мышление.

Человеческое измерение морали:

· Сознательность, разумность в человеке, способность сдерживать неразумное,

природное, животное, инстинктивное.

Мораль не присуща животным, так как у них нет разумного начала, они неразумные существа. Мораль это чисто человеческое явление, в котором сочетается разумное и неразумное начало. Разум сдерживает животные, неразумные страсти, хотения.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность человека ограничить себя, наложить запрет на свои природные желания, противостоять разнузданной чувственности.

Не случайно с античности она понималась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает. Скажем способность обуздать свой гнев, страх, чревоугодие и т.д.

· Целесообразность,стремление к высшему благу.

Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель. Она есть высшая цель, самоцель, которая выступает для человека как высшее благо. Оно придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает её общую позитивную направленность.




Человек в своей жизни исходит из предположения существования высшего блага. И для него свойственно стремиться к высшему благу, иметь абсолютную точку опоры. Человек - существо незавершенное и в своей незавершенности предоставленное самому себе. Человек не тождественен, не равен самому себе. Он находится постоянно в процессе становления, стремиться подняться над собой, иметь больше, чем он есть.

· Следование доброй воле.

Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле.Все прочие блага без доброй воли могут быть использованы для порочных целей. Лишь она обладает абсолютной ценностью. Она чиста от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия и т.д.

Показатель доброй воли – способность к поступкам, не только не сулящим выгоды, но и сопряженных с потерями. Она есть бескорыстная воля. Она не имеет цены, бесценна.

Добрая воля всегда вплетена в другие, вполне конкретные, эмпирически объяснимые и понятные мотивы. Добрая воля разграничивает то, что делается от чистого сердца и что он совершает с какой-то целью. Она ориентируется не на утилитарную пользу, а на умножение в мире добра, справедливости, благородства

Добрая воля полностью зависит от личности. Это мотив его поведения.

Общественное измерение морали:

· Мораль задает пространство человеческих отношений, создает поле, в котором и может разворачиваться человеческое бытие как человеческое.

Мораль не может оставаться фактом самосознания. Мораль - это сфера поступка, сфера отношения между людьми. Мораль обнаруживаются только в отношении с другими людьми, и описывает качество этого отношения.

Она есть человечность, и характеризует человека с точки зрения его способности жить в обществе.

· Мораль возможна только при допущении свободы воли.

Она существует в форме закона, который устанавливается самой личностью, его свободной волей и не допускает исключений.

Мораль выступает в форме глубоко личностной, субъективной мотивации поведения, заключающейся в свободном и добровольном принятии обязательств следовать требованиям морали, подкрепленном только личной убежденностью в их справедливости и человечности.

· Имеет всеобщую форму, распространяется на всех людей.

Эти положения обозначают разные аспекты нравственности. Они взаимосвязаны так, что каждое из них предполагает остальные.

Т.о. в определении понятия мораль должна найти отражение вся эта совокупность проявлений, плюс многозначность самого термина, плюс её духовная идеальная природа.

Мораль – это форма само регуляции, глубоко личностной мотивации, заключающаяся в сознательном (разумном), свободном (не обремененном следами давления и принуждения), бескорыстном (не обремененной следами расчета и выгоды), следовании высшему благу (нравственным целям и мотивам) во всех ситуациях.

Особенности функционирования морали:

- Она выступает как практическое, деятельное сознание. В нем идеальное и реальное совпадают, образуя целостность. Идеальное здесь выступает как реальное начало сознательной жизни.

- Специфический способ существования морали – долженствование. Она существует не как состояние, а как вектор сознательной жизни. Она предполагает непрерывность усилий по её осуществлению.

- Она охватывает все многообразие человеческого бытия, не замыкаясь на какую-то особую сферу или аспект жизнедеятельности.

- Она не может уместиться в каком-то содержательно конкретном, позитивном требовании. Её требования могут лишь фиксировать несовершенство человека, его удаленность до цели. Поэтому моральные требования, претендующие на абсолютность, могут быть только негативными. Они суть запреты.

- Она исходит из безусловной ценности, святости человека. Личность как нравственное существо имеет само ценное значение и достойное уважение. Ничем не обусловленное уважительное отношение к человеку – исходное и основополагающее отношение, открывающее пространство собственно человеческого существования.

- Мораль имеет конкретно-историческую природу. Разные люди, в разных обществах, в разные времена по разному понимали высшее благо. Мораль приобретает качественно своеобразный вид в зависимости от того, какая идея признается высшей. Конкретные нормы и добродетели формируются в рамках той или иной

- Человек сам задает себе закон поведения, но он одновременно является всеобщим, объективным и общезначимым.

Евангелие от Луки: «И как

Лекция 1. Сущность и основные категории морали.

Для того, чтобы понять проблемы этики деловых отношений, нужно усвоить такие важные понятия как мораль, нравственность, этика.

По мере развития культуры за разными словами начинают закрепляться разные смыслы.

Мораль (нравственность) – это некоторая общественная реальность, сфера общественной жизни, вид общественных отношений, т.е. нечто реально существующее.

Этика – это философская наука, область знаний, теория, изучающая мораль.

В общекультурной лексике все три слова продолжают применяться как взаимозаменяемые.

Природа моралипроистекает из общественного характера жизни человека. В обществе взаимодействует огромное количество людей, и чтобы общество нормально функционировало, их действия должны быть согласованными, подчинены общественным законам, правилам.

Для этого возникает с начало нерасчленённая форма регуляции, а со временем из неё выделяются отдельные формы такие как право, обычаи, традиции, организационные уставы, инструкции и в том числе мораль.

В морали закреплялись конкретные нормы и добродетели, которые являлись наиболее продуктивными с точки зрения способов функционирования и целей данной сферы. Например, преодоление страха на войне – мужество, неприкосновенность частной собственности – не укради.

Эти формы тесно взаимосвязаны между собой, в тоже время каждая из них имеет свою специфику.

Рассмотрим некоторые наиболее общие характеристики морали, её различные измерения.

Должное или идеальное измерение морали:

· Это совокупность норм, которые выражают отношение людей друг к другу, к обществу в целом, которые оценивают человеческое поведение, общественные явления с точки зрения таких категорий как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.д.

· Это форма общественного сознания, которая создает некий идеальный порядок, выступает в качестве идеальной модели поведения и отношения, оказывающей воздействие на всех людей.

· Это форма самосознания,с помощью которой человек приходит к постижению своего бытия в качестве человека, постижению целей и смысла своей жизни.

Сущее или реальное измерение морали:

· Это отношениямежду людьми, их поведение, поступки, мысли и т.д.

· Это качества и склонности, характеристики самой личности, её души, делающие её способной к нравственной жизни. Иначе говоря – это добродетели человека, такие как правдивость, честность, доброта.

· Это моральное мышление.

Человеческое измерение морали:

· Сознательность, разумность в человеке, способность сдерживать неразумное,

природное, животное, инстинктивное.

Мораль не присуща животным, так как у них нет разумного начала, они неразумные существа. Мораль это чисто человеческое явление, в котором сочетается разумное и неразумное начало. Разум сдерживает животные, неразумные страсти, хотения.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность человека ограничить себя, наложить запрет на свои природные желания, противостоять разнузданной чувственности.

Не случайно с античности она понималась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает. Скажем способность обуздать свой гнев, страх, чревоугодие и т.д.

· Целесообразность,стремление к высшему благу.

Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель. Она есть высшая цель, самоцель, которая выступает для человека как высшее благо. Оно придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает её общую позитивную направленность.

Человек в своей жизни исходит из предположения существования высшего блага. И для него свойственно стремиться к высшему благу, иметь абсолютную точку опоры. Человек - существо незавершенное и в своей незавершенности предоставленное самому себе. Человек не тождественен, не равен самому себе. Он находится постоянно в процессе становления, стремиться подняться над собой, иметь больше, чем он есть.

· Следование доброй воле.

Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле.Все прочие блага без доброй воли могут быть использованы для порочных целей. Лишь она обладает абсолютной ценностью. Она чиста от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия и т.д.

Показатель доброй воли – способность к поступкам, не только не сулящим выгоды, но и сопряженных с потерями. Она есть бескорыстная воля. Она не имеет цены, бесценна.

Добрая воля всегда вплетена в другие, вполне конкретные, эмпирически объяснимые и понятные мотивы. Добрая воля разграничивает то, что делается от чистого сердца и что он совершает с какой-то целью. Она ориентируется не на утилитарную пользу, а на умножение в мире добра, справедливости, благородства

Добрая воля полностью зависит от личности. Это мотив его поведения.

Общественное измерение морали:

· Мораль задает пространство человеческих отношений, создает поле, в котором и может разворачиваться человеческое бытие как человеческое.

Мораль не может оставаться фактом самосознания. Мораль - это сфера поступка, сфера отношения между людьми. Мораль обнаруживаются только в отношении с другими людьми, и описывает качество этого отношения.

Она есть человечность, и характеризует человека с точки зрения его способности жить в обществе.

· Мораль возможна только при допущении свободы воли.

Она существует в форме закона, который устанавливается самой личностью, его свободной волей и не допускает исключений.

Мораль выступает в форме глубоко личностной, субъективной мотивации поведения, заключающейся в свободном и добровольном принятии обязательств следовать требованиям морали, подкрепленном только личной убежденностью в их справедливости и человечности.

· Имеет всеобщую форму, распространяется на всех людей.

Эти положения обозначают разные аспекты нравственности. Они взаимосвязаны так, что каждое из них предполагает остальные.

Т.о. в определении понятия мораль должна найти отражение вся эта совокупность проявлений, плюс многозначность самого термина, плюс её духовная идеальная природа.

Мораль – это форма само регуляции, глубоко личностной мотивации, заключающаяся в сознательном (разумном), свободном (не обремененном следами давления и принуждения), бескорыстном (не обремененной следами расчета и выгоды), следовании высшему благу (нравственным целям и мотивам) во всех ситуациях.

Особенности функционирования морали:

- Она выступает как практическое, деятельное сознание. В нем идеальное и реальное совпадают, образуя целостность. Идеальное здесь выступает как реальное начало сознательной жизни.

- Специфический способ существования морали – долженствование. Она существует не как состояние, а как вектор сознательной жизни. Она предполагает непрерывность усилий по её осуществлению.

- Она охватывает все многообразие человеческого бытия, не замыкаясь на какую-то особую сферу или аспект жизнедеятельности.

- Она не может уместиться в каком-то содержательно конкретном, позитивном требовании. Её требования могут лишь фиксировать несовершенство человека, его удаленность до цели. Поэтому моральные требования, претендующие на абсолютность, могут быть только негативными. Они суть запреты.

- Она исходит из безусловной ценности, святости человека. Личность как нравственное существо имеет само ценное значение и достойное уважение. Ничем не обусловленное уважительное отношение к человеку – исходное и основополагающее отношение, открывающее пространство собственно человеческого существования.

- Мораль имеет конкретно-историческую природу. Разные люди, в разных обществах, в разные времена по разному понимали высшее благо. Мораль приобретает качественно своеобразный вид в зависимости от того, какая идея признается высшей. Конкретные нормы и добродетели формируются в рамках той или иной

- Человек сам задает себе закон поведения, но он одновременно является всеобщим, объективным и общезначимым.

Вопрос: Вы утверждаете, что любое положение политического, экономического, социального или даже личного плана обязательно основано на некоторой концепции человеческой природы. Почему это так?

Ноам Хомски: Любое положение, какое не возьми, основывается на определённой концепции, что есть благом для людей. Эта концепция неявно предполагает определённую веру в конституирование человеческой природы и человеческих потребностей, человеческого потенциала. Вы должны обнаружить все это настолько чётко и ясно, насколько это возможно, чтобы затем можно было обсуждать.

Вопрос: В соответствии с вашим взглядом на человеческую природу, все человеческие существа имеют определённые биологические данные, определяющие их общие ментальные способности. Как вы защищаете эту позицию против постмодернистской критики, которая придерживается мнения о том, что не существует таких вещей, как человеческая природа, а все попытки определить её виновны в том, что прочитывают другие культуры в свете западного восприятия и ценностей?

Ноам Хомски: Даже самые радикальные постмодернисты не могут серьёзно утверждать, что нет такой вещи, как человеческая природа. Они могут утверждать, что сложно доказать точные свойства человеческой природы, и это, конечно, верно. Тем не менее, невозможно связно доказать, что внутренне присущей, универсальной человеческой природы не существует. Это равнозначно вере, что человеческая зигота может так же успешно развиться в пресмыкающееся или ракообразное, как и в человеческое существо. В своих суждениях постмодернисты могут ограничиваться отрицанием какого-либо воздействия человеческой природы на психический облик и наши ценности, наши знания, наши желания и так далее. Но это тоже лишено смысла. Постмодернист будет доказывать, что ребёнок, выросший в , разовьёт определённый способ мышления, а если этот же ребёнок вырастет среди членов племени на Амазонке, то у него разовьётся совершенно иной способ мышления. Это правда. Но мы должны затем спросить, как ребёнок мог развить эти различные сознания. Какой бы не была среда, в которой он находится, ребёнок будет интеллектуально конструировать богатую и сложную культуру на основе крайне разрозненных и ограниченных явлений, с которыми он сталкивается. Это рассуждение приводит нас (еще до детализированного знания) к заключению, что тут должен быть необычно направляющий и организующий компонент ума, внутренне ему присущий. Мы можем начать рассматривать человеческую природу в терминах определённых способностей развивать определённые ментальные черты. Я думаю, мы можем пойти дальше и начать открывать универсальные аспекты этих ментальных черт, которые определяются человеческой природой. Думаю, мы можем найти их в области морали. Например, недавно я общался с людьми из амазонских племён и убедился в том, что они имеют то же представление о пороке и добродетели, что и я. И только благодаря совместному разделению этих ценностей мы могли взаимодействовать и говорить о реальных проблемах, о том, как их вытесняют из джунглей государственные власти. Думаю, что я прав вот в чём: у нас не возникло никаких проблем в коммуникации, хотя мы и были настолько различны, насколько только возможно в культурном смысле.

Вопрос: Вы хотите сказать, что все разделяют одно и то же мнение относительно природы добра и зла?

Вопрос: Большинство людей, безусловно, пытаются найти моральные оправдания тому, что они делают. Но здесь есть также громадное различие между тем, что они делают, и тем, что они отстаивают как правильное.

Ноам Хомски: И человеческий размер не имеет единой меры. Прогуляйтесь по музею, где собраны доспехи средневековых рыцарей и просто посмотрите на их размер: вы запросто можете облачить ребёнка в эти доспехи. У нас те же гены, что и у рыцарей той эпохи, но мы сильно отличаемся, потому что произошли радикальные перемены в диете. И это характерно для каждого аспекта органического развития. Так что мы не должны быть ни капли удивлены открытию, что это тоже характеристика нашей социальной природы, наших моральных позиций и так далее. Мы — биологические создания.

Вопрос: Но я думаю, Вы согласитесь, что далеко не все культуры равно жизнеспособны с точки зрения обеспечения человеческой реализации и благополучия? Хотите ли Вы доказать, что Ваше понимание человеческой природы может дать нам что-то наподобие объективного понимания условий человеческого процветания?

Ноам Хомски: А сейчас мы занимаем эссенциалистскую позицию, с которой не согласятся релятивисты. Я не собираюсь забираться в столь далёкие дебри. Мы можем развить более сильную концепцию человеческой природы через описание мысли Просвещения. Её поддерживают некоторые точные науки, но по большому счёту она основана на философских изысках в сфере наших надежд, интуиции и опыта, а также на исследовании истории и культурного разнообразия. Существуют потребности в условиях, позволяющих расцвести человеческим способностям. Прозрения Просвещения показывают нам, что люди имеют потребность жить в свободных ассоциациях с другими людьми, а не в изоляции или в отношениях господства. Существует потребность в замещении социальных оков социальными связями. Следовательно, любая социальная структура, включающая отношения господства, будь то семья, транснациональная корпорация, или гендерные отношения, несёт очень тяжёлый груз — доказать собственную целесообразность. Она должно ещё доказать, что сулимые ей выгоды перевешивают те ограничения, которые она навязывает человеческим способностям. Если она не доказывает этого, её следует упразднить.

Вопрос: Хорошо. Можно ли узнать Ваше мнение относительно возможностей экологического сдерживания реализации человеческих потребностей? Считаете ли Вы, что — даже если бы существовала политическая воля достичь этого — невозможно, по экологическим причинам, обеспечить необходимые условия для продолжительного человеческого процветания?

Ноам Хомски: Человеческие особи вполне могут быть нежизнеспособным организмом.

Вопрос: Вы полагаете, они такие и есть?

Ноам Хомски: Очень похоже на то. С эволюционной точки зрения, более развитый интеллект означает скорее плохо адаптированный, чем адаптированный. Биологически успешные организмы имеют стойкую [rigid] природу и отлично адаптированы к определённой нише в окружающей среде. Если бы более развитый интеллект помогал в этой задаче, следовало бы ожидать его появление повсеместно вновь и вновь. Однако, это не так. Он возникал в единственном, не особенно успешном организме, Homo sapiens. В то время как человеческая популяция распускалась [exploded], человеческие общества развивались путём, который причинил чудовищный вред окружающей среде. В итоге, человеческий род может разрушить себя и множество органической жизни.

Вопрос: Считаете ли Вы, что разные социальные и экономические обстоятельства или же блокируют или укрепляют определённые диспозиции, то, что, например, естественная склонность к эгоистичному и агрессивному поведению усиливается капиталистическим рыночным обществом?

Ноам Хомски: В этом нет сомнения. Возьмём, например, Германию. В начале ХХ века Германия была наиболее развитой площадкой западной культуры — в музыке, искусствах, науке. По прошествию нескольких лет она окунулась в абсолютный мрак человеческой истории. Незначительные изменения в немецком обществе позволили людям вроде Йозефа Менгеля процветать более, чем людям вроде Фрейда или Эйнштейна. Рынок — это радикальный эксперимент, который насилует основные человеческие потребности и способности. Вы можете видеть это в жёстких сражениях, которые призваны навязать рыночные условия людям. В Соединённых Штатах Америки, например, около одной шестой валового национального продукта, более триллиона долларов ежегодно, отводятся на нужды маркетинга. Маркетинг — это манипуляция и обман. Он пытается превратить людей в то, чем они не являются — в индивидов, которые лишь фокусируются на себе, увеличивая потребление, в котором не нуждаются.

Вопрос: Признавая справедливость Ваших слов об отличительно человеческих способностях к свободе и кооперации, как случилось, что мы столь внушаемы и открыты к манипуляциям и обману? Как так вышло, что мы остаёмся захвачены в кандалы угнетения одновременно на глобальном и локальном уровнях?

Ноам Хомски: Это серьёзный вопрос. Почему мы рождаемся свободными, а уходим из жизни порабощёнными?

Вопрос: Что если это как раз тот случай, когда мы можем рассматривать социальные факторы как более детерминирующие, чем факторы биологические?

Ноам Хомски: Нельзя сказать, какой из факторов более решающий. Они взаимодействуют. Возьмём в качестве примера половую зрелость: незначительные изменения в питании могут изменить наступление половой зрелости, как первичный фактор или вторичный, или отменить её как таковую. Или зрительная система: у котенка можно разрушить нервную основу зрения просто лишая его цепочки стимуляции в первые пару недель жизни. Но значит ли это, что среда имеет решающее значение? Нет. Половая зрелость — процесс, которому подвергается человек на особенной стадии развития, поскольку так он устроен. Вы не подвергаетесь половой зрелости в результате давления со стороны своего окружения. Также человеческие конечности не разовьются в крылья, ни ноги, ни руки. Генетическая составляющая накладывает строгие ограничения, в рамках которых возможны вариации. Полагаю, что то же самое верно и относительно нашего социального и ментального развития.

Вопрос: Ваша первичная политическая цель — анархическая, разрушение государственных институтов и любых форм авторитарного контроля. Но Вы также признали необходимость защищать некоторые формы государственной регуляции в качестве защиты от полностью нерегулируемого рынка. Можете сказать больше относительно того, как Вы видите этот двусторонний процесс возможной политической трансформации?

Ноам Хомски: Я не выступаю за то, чтобы посадить человеческие существа в клетки. С другой стороны, я думаю, что люди должны быть в клетках, если саблезубый тигр блуждает вокруг снаружи, ведь если они выйдут из клетки, этот тигр их убьёт. То есть иногда для клеток есть оправдание. Но это не значит, что клетка — хорошая вещь. Государственная власть — хороший пример необходимой клетки. Ведь снаружи ходят саблезубые тигры; они зовутся транснациональными корпорациями, которые являются наиболее тираническими тоталитарными институтами, которые человеческое общество когда-либо изобретало. И есть клетка, называемая государством, которая до определённой меры находится под контролем народа. Клетка защищает людей от хищнической тирании, поэтому существует временная необходимость сохранять клетку, и даже её расширять.

Вопрос: В чём сегодня выражается стремление к свободе?

Ноам Хомски: Текущий период необыкновенно обнадёживает. Сейчас популярен активизм в большем количестве сфер, чем когда-либо раньше на моей памяти. Трудовые сражения, экологические проблемы, права женщин, права детей, уважение к другим культурам. Не могу припомнить ещё такое время, чтобы столько людей были готовы и страстно желали прибегнуть к прямому действию. Их гораздо больше, чем в любые времена в XIX веке, или в годах. Феминистическое движение, движения за сохранение окружающей среды и движения солидарности окончательно оформились в конце годов. Тем не менее, они чрезвычайно разрознены и хаотичны. В Соединённых Штатах Америки люди в одном уголке города не знают о существовании в другом уголке того же города, делающих те же вещи. Но это не отменяет факт того, что есть глубокая связь между этими разными движениями.

Все они сражаются за освобождение человека. Все они прилагают усилия к тому, чтобы сделать людей свободными от препятствий жизнеспособности человеческих существ, как то нехватка пищи или пристойной работы, а также принуждение, навязываемое социальными отношениями господства. Они также сильно мотивированы солидарностью. Недавние движения показали значительное расширение сферы приложения моральной ответственности по отношению к более широким слоям народа. Забота о туземных племенных людях — это нечто новое. Движение защиты окружающей среды демонстрирует солидарность, которая простирается к будущим поколениям, и это тоже ново. Эти моральные изменения сопоставимы с теми, которые сопровождали упразднение рабства.

Вопрос: Как Вы видите соотношение между работой и свободным временем в более освобождённом обществе?

Ноам Хомски: Опросы в США, Германии и других странах показали, что люди ценят свободное время более чем материальные вещи. Поэтому главенствующая пропаганда пытается представить все наоборот. Причина, по которой на нужды маркетинга в США ежегодно расходуется триллион долларов, состоит в том, чтобы попытаться подорвать нашу естественную склонность желать свободное, освобождённое время.

Вопрос: Каким Вы видите развитие радикальных движений в будущем? Нуждаемся ли мы в едином мнении?

Ноам Хомски: Движения должны развивать активисты в соответствии с местными обстоятельствами — возможностями, готовностью пойти на риск, уровнем понимания. Перечень необходимых дел изменяется изо дня в день. Иногда это митинг; иногда — демонстрация; иногда это акции гражданского неповиновения; иногда это всеобщая забастовка; иногда это может быть захват завода. Важно не иметь слишком ограниченный взгляд на будущее общества. Ситуация может изменится и превратить то (представляемое идеальным) общество в невозможное или нежеланное. Видение Маркса было чрезвычайно скелетообразным. Что более важно — это реагировать на местные обстоятельства и трансформировать силы угнетения в силы освобождения. Возьмите, например, автоматизацию продукции. Та же технология, которая использовалась для лишения работников их квалификации и для их порабощения, может быть применена для устранения глупой скучной работы, которую никто не хочет выполнять. Мы уже знаем куда можно направляться отсюда в трансформации капитализма не приходя к централизованному государственному контролю. Есть ряд мнений, начиная от анархо-синдикалистов до левых марксистов и коммунистов рабочих советов, которые имеют децентрализованное видение социальной организации и планирования. Конечная исполнительная власть выполнялась бы на уровне рабочих советов, а затем могла бы переноситься на уровень федеральных организаций. Мы не знаем, будет ли и даже как это будет работать. Это из ряда тех вещей, которые можно открыть только посредством опыта.

Нынешний человек сформировался 100 000 лет назад как биологический вид, рост объема мозга с тех пор прекратился. Неолитическая революция (переход от собирательства к садоводству) произошел 10 000 лет назад, этот момент считается одним из ключевых в формировании культуры. А как за эти 90 000 тысяч лет изменилась человеческая природа? Морфологически мозг остался прежним, даже уменьшился. Функционально он изменился? Исследование изолированных племен существующих в наше время демонстрирует, что члены племени способны к формально-операционному мышлению послужившего основой к развитию государства как социального строя. И все же племена остаются на своём примитивном уровне развития, хотя и имеют такую же, как и мы, человеческую природу, такой же мозг, как и 100 000 лет назад.

Но эволюция продолжалась дальше, садоводческое общество сменилось аграрным, аграрное индустриальным, индустриальное информационным. Всего за 12 тысяч лет человечество сделало огромный скачок, эволюция культуры, и морали нo не биологического тела Homo Sapiens.

При всех этих общественных строях были различные моральные принципы, рабство, угнетение женщин, человеческие жертвоприношения, которые сейчас гуманисты не сочтут гуманными. Значит ли, что в те времена у людей была другая человеческая природа? Ответ биологии - нет. Но как же тогда люди тех времен могли совершать все эти ужасные с точки зрения гуманизма поступки? Этот вопрос я оставлю без ответа.

Из всего выше сказанного вытекает кое- что интересное. Природа человека существует биологически, она является фундаментом, на котором строится наша мораль и культура, лишь в том смысле, что мозг человека разумного является субстратом нашего сознания. Природой заложена только возможность достижения человеком более высоких стадий морали, а будет ли он их достигать или остановится на племенном уровне развития, зависит от него.

Справедливым является утверждение Сартра, Аристотеля, - человек рождается животным, и лишь делая выбор, он может создать из себя человека.

Но откуда гуманизм, таким образом, берет мораль? Очень просто христианство минус бог равно светский гуманизм. Напоминаю всем, мы живем в обществе светского гуманизма.

Мораль – это совокупность общепринятых представлений о правильном и неправильном, хорошем и плохом, добре и зле, а также комплекс норм и правил поведения, вытекающих из этих представлений.

Общие сведения о морали

Этика – это раздел философского знания, который изучает мораль.

Природа феномена морали проистекает из общественного характера жизни человека. В социальном пространстве взаимодействует колоссальное количество людей, поэтому для его нормального развития все их действия необходимо согласовывать, подчиняя при этом правилам, законам.

Мораль закрепляет конкретные нормы и добродетели. Примером, таких добродетелей можно назвать мужество. Каждая форма добродетели тесно взаимосвязана с другими, но и отличается спецификой. С этой целью формируется нерасчлененная форма регуляции жизнедеятельности, а с течением времени из нее выделяются качественные формы, такие как право, обычай, мораль.

Сложность и тонкость внутреннего содержания морали определили тот факт, что в этике нет полноценного определения морали. Ни одна существующая трактовка не может в полной мере раскрыть многозначность, глубину и всесторонность данного понятия.

Мораль можно описывать в различных измерениях:

Должное измерение морали говорит о том, что она представляет собой совокупность норм, которые выражают отношение людей друг к другу, а также к обществу в целом. При этом мораль описывается такими категориями как зло, добро, справедливость и несправедливость.

В идеальном измерении мораль является феноменом общественного сознания, который формирует идеальный порядок и выступает в качестве образцовой поведенческой модели, которая может оказать воздействие на всех людей без исключения.

Также моралью называют форму самосознания личности, которая позволяет человеку постичь собственное бытие и смысл существования. Мораль является важнейшей частью духовной культуры. В связи с этим мораль может быть правильно понята только в конкретном историческом и культурном контекстах. Этика критикует или обосновывает различные функции морали. Этот феномен отражает господствующие в социуме стереотипы восприятия, нравственных отношений и поведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Целесообразно отметить сущее и реальное измерения морали. Мораль формирует отношения между людьми, а также позволяет контролировать поведения и поступки, а также мысли человека. Мораль формирует мышление личности.

Функции морали

Функции морали определяются ее сущностью и структурными компонентами. Основные из них:

  • ценностно-ориентационная функция, которая проявляется в создании нравственных идеалов и системы ценностей;
  • нормативно-регулятивная функция, которая проявляется в соотнесении реальной жизни с нравственными ценностями;
  • познавательно-оценочная функция, которая проявляется в обнаружении нравственного смысла и оценки поступков человека с данной точки зрения.

Мораль позволяет сформировать качества и склонности личности, которые делают ее способной к нравственной жизни. Иначе говоря, добродетели человека формируются на основе морали. К ним относят доброту, честность и правдивость.

Философские основы морали

Мораль можно описать в так называемом человеческом измерении. Она не присуща животным, поскольку они не имеют разумного начала. Мораль становится чисто человеческим явлением, а разум сдерживает животные, неразумные страсти и желания человека.

Мораль всегда выступает в качестве умеренности, а также способности ограничить себя и наложить запрет на собственные природные желания. Мораль с античности воспринималась как мера господства человека на самим собой, показатель того, насколько человек несет ответственность за то, что он делает.

Мораль дает возможность обуздать собственный гнев, страх и другие грехи.

Мораль также позволяет людям обрести целесообразность и стремиться к высшему благу. Мораль является специфическим способом духовно – практического освоения мира, который предполагает выражение к нему ценностно – императивного отношения. Сущность морали при этом состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя поведение людей, упорядочивая их взаимоотношения.

Разумное поведение – это реакция организма не внешнее или внутреннее раздражение, которая является следствием обдуманных решений, принятых с учетом всех причинно-следственных факторов и возможных последствий.

Разумное поведение есть высшая цель, которая придает осмысленность человеческой деятельности в целом. Разумное поведение выражает общую позитивную направленность. В собственной жизни человек исходит из того, что существует высшее благо. Человек становится незавершенным существом и предоставлен сам себе в рамках данной незавершенности.

Мораль задает пространство для всех типов человеческих отношений, в нем разворачивается вся специфика человеческого бытия. Мораль является сферой поступка, отношений между людьми. Она может описать качество коммуникативных контактов.

Люди вступают в отношения с друг другом, так как они совместно реализуют намеченные планы. Но даже при выполнении совместных задач мораль будет доступна только при реализации принципа свободы воли.

Свобода воли – это способность человека без принуждения делать выбор между возможными способами действий. Мораль существует в глубоко личностной форме и является субъективной поведенческой мотивацией.

Мораль распространяется на всех людей. Она обозначает разные аспекты нравственности и выступает как практическое и деятельностное сознание. Часто мораль исходить из ценности и святости человека. В древние времена она именно так и формировалась. При этом личность как нравственное существо достойна уважения и принятия.

Способом существования морали называют долженствование, и она существует как вектор сознательной жизни, предполагает непрерывность усилий по осуществлению практической составляющей морали.

Читайте также: