Чехов педагогические идеи кратко

Обновлено: 06.07.2024

А. П. Чехов, любивший детей, создавший столько ярких детских образов, поставивший в своих произведениях столько важных педагогических вопросов, не мог не заинтересоваться такой областью воспитательной работы, как детское чтение.

Не случаен тот факт, что с Чеховым были знакомы и дарили ему свои книги видные педагоги и даже составители и издатели учебников, хрестоматий, — X. Д. Алчевская, В. П. Вахтеров, И. И. Горбунов-Посадов, Д. И. Тихомиров и др. Все это характеризует широкие педагогические интересы Чехова.

Чехов вошел в историю детской литературы, как автор замечательных произведений для детей. На наш взгляд, Чехова следует считать и своеобразным критиком детской литературы. Об этом свидетельствуют не только его литературно-критические замечания в письмах к детским писателям. Можно рассматривать шутки-пародии Чехова на детскую литературу как проявление не только юмористического дарования писателя, но и критического отношения к современной детской литературе.

— Ну, теперь едем все со мной разговляться, — заключил Зборов, — Миша твой, Степан Васильевич, получит третью часть найденных денег: так угодно богу, благословившему его за его честность.

Рассмотренные шутки-пародии Чехова своеобразно продолжают критическую традицию русских революционеров-демократов в отношении к детской литературе.

Сопоставляя это высказывание Белинского с идейной направленностью пародий Чехова, легко установить полное сходство взглядов Чехова и Белинского на существо и характер морального воспитания в произведениях для детей.

Эта программа и сейчас поражает нас своим глубоким пониманием детской психологии и воспитательных задач, стоящих перед детской литературой, хотя некоторые суждения Белинского необходимо развить: мы считаем, что нравственный облик ребенка должен формироваться не только путем соответствующего воспитания чувств, но и образования в детях понятий о том, что такое хорошо и что такое плохо, как это умел блестяще делать Маяковский; в воспитательной работе надо учитывать и специфику различных возрастов детей, нельзя говорить о ребенке вообще.

Особенно ополчался Белинский против пошлого морализирования в детских книгах. Эту тенденцию Белинского разделял Чехов, страстный борец с пошлостью во всех ее проявлениях. В пародиях на книги для детей Чехов осмеял навязчивый, пошлый дидактизм, а в своих рассказах для детей следовал толстовскому принципу: не формулировать нравственного или практического вывода из рассказа, а предоставить делать этот вывод самим юным читателям. Лев Толстой правильно подметал, что дети любят мораль, но только умную, а не глупую. Чехов разделял эту точку зрения, и в его детских рассказах есть умная, демократическая мораль, заключенная в системе художественных образов.

Сходство точек зрения Чехова и Белинского на детскую литературу в данном случае поразительное; нельзя, однако, представлять дело таким образом, что и Белинский и Чехов были принципиальными противниками детской литературы. Основное здесь заключается в том, что Чехов, вслед за Белинским и другими представителями революционно-демократической критики, боролся за подлинно-художественные произведения для детей.

Это указание Куприна подтверждается частыми и теплыми высказываниями Чехова о собаках в его письмах к Ленкину, Суворину, Баранцевичу и другим современникам.

Показывая в рассказе дрессировку животных, Чехов объясняет успех клоуна его гуманным, ласковым отношением к животным.

А вот другой персонаж рассказа — столяр Лука Александрия. Это — человек добродушный, труженик, он любит свою профессию, но имеет крупный недостаток — чрезмерную привязанность к спиртным напиткам. Правда, этот недостаток скрашивается положительными свойствами его натуры, и потому Лука Александрыч остается в душе читателя привлекательным образом.

С большой теплотой, интересно показывает Чехов и сложный труд клоуна-дрессировщика.

В рассказе четко обозначены индивидуальные характеры животных; перед читателем проходят: флегматичный кот с его равнодушным отношением к окружающей жизни; непосредственный, разговорчивый гусь; добродушная, веселая свинья; умная, эмоциональная собака.

Характерные для отдельных животных повадки Чехов раскрывает не столько путем описания, сколько в ярких, конкретных фактах, в естественном движении сюжета, в наиболее значительных событиях развивающегося действия.

Психику Каштанки Чехов раскрывает двояким способом: путем размышлений самой собаки и путем авторской интерпретации ее психических состояний.

В изображении характера и приключений Каштанки выдвинута на первый план ее привычка к семье столяра и к условиям жизни у столяра. Попав в непривычную для нее обстановку в квартире клоуна, она время от времени вспоминает другую обстановку, к которой она привыкла, и в конце концов делается понятным, почему Каштанка, пользуясь хорошими условиями жизни у клоуна, все же убежала, как только представилась возможность, к своим прежним хозяевам, — столяру и его сыну, хотя они оказывали ей гораздо меньше внимания. Сила привычки!

Животные показываются в конкретных и занимательных сюжетных ситуациях. Повествование оживляется, например, изображением переполоха в хлеву, когда там поднялась тревога в связи с появлением волчихи на крыше хлева (залаял щенок, завыла его мать Арапка, закудахтали куры).

Чехов затрагивал проблемы детской литературы не только в своих письмах и в юморесках — пародиях на современную детскую литературу; отдельные его произведения о детях и для детей сдоим содержанием и художественными особенностями отвечали на существенные вопросы, которые всегда интересовали детских писателей, — о воспитательной силе произведений для детей, о занимательности, о приключенческом жанре, о языке и пр.

Сейчас можно считать общепризнанным то положение, что главное в решении проблемы занимательности состоит в том, чтобы автор увлекательной книжки помогал детям разбираться в отдельных жизненных явлениях, воспитывал в юных читателях благородные человеческие качества.

Главное качество Чехова как детского писателя заключается в том, что он умел показывать детям правду жизни, порой — трудной жизни, и тем самым расширял их жизненный кругозор.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель.

ВложениеРазмер
obraz_uchitelya.docx 34.44 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Кондратьева Елена Ивановна

Руководитель: Ярина О.В.

Тип проекта – исследовательские

Цель проекта: посмотреть, каким показывает Чехов образ учителя в своих ранних произведениях, какими средствами он этого достигает.

  • методом контекстного и стилистического анализа исследовать некоторые ранние рассказы Чехова;
  • выявить закономерности в изображении личности учителя;
  • исследовать художественное мастерство писателя.

Гипотеза: если рассмотреть ранние произведения Чехова, то можно понять, каким изображает А. П. Чехов учителя.

Проектный продукт – статья

При подготовке были использованы следующие методы :

  • эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме);
  • теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений);
  • исследовательский (исследование художественного мастерства Чехова).

1 этап: подготовительный (ноябрь декабрь 2016 года

  • Выбор темы
  • Разработка проекта (цели, задачи)

2 этап: реализация проекта (январь- апрель 2017 года)

  • Изучение профессии учитель
  • Изучение биографии А.П.Чехова
  • Изучение ранних рассказов А.П.Чехова

3 этап: подведение итогов (май 2017 года)

  • Публикация статьи в Интернет ресурсах
  • Презентация проекта

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель.

Кто же такой учитель? УЧИТЕЛЬ, 1. лицо занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. 2.Глава, автор или распространитель какого-ннибудь учения. 3.Тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-нибудь. Словарь С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова.

Учителя в жизни А.П.Чехова

В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Г.А.Захарьина, Н.В.Склифосовского, А.А.Остроумова, А.Я.Кожевникова. В этом же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенск.

Итак, я убедилась, что образ учителя в произведениях писателя не выдуман. Каждый герой является либо собирательным образом учителей самого Антона Павловича, либо навеян впечатлениями и воспоминаниями его детства и нелегкой юности.

Антон Павлович Чехов – поразительный писатель! Кто (кроме, конечно, литераторов, которые в прошлом работали в школах или гимназиях) так много и страстно писал о проблемах образования! Кто может похвастаться такой галереей героев – учителей? Их – Беликовых и Никитиных, Рыжицких и Сысоевых, Коваленко и Ляпуновых – десятки. Разные это люди – равнодушные и болеющие за своих учеников душой, талантливые и бездарные, старые и еще очень молодые. Каждый из них словно выхвачен писателем из гущи современной ему жизни, наделен своим характером, своей неповторимой индивидуальностью.

И еще, возможно, невольно, попутно этот гениальный человек написал очень много ценного и о культуре обучения слову, поскольку всю свою сознательную творческую жизнь служил ему – великому русскому слову.

2."Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция" Издательство: Славянский Дом Книги, 2014 г.

4. Сборник произведений А.П.Чехова, Автор: Чехов Антон ПавловичЖанр: Классическая проза, Русская классическая проза.

А. П. Чехов, любивший детей, создавший столько ярких детских образов, поставивший в своих произведениях столько важных педагогических вопросов, не мог не заинтересоваться такой областью воспитательной работы, как детское чтение.

Не случаен тот факт, что с Чеховым были знакомы и дарили ему свои книги видные педагоги и даже составители и издатели учебников, хрестоматий, — X. Д. Алчевская, В. П. Вахтеров, И. И. Горбунов-Посадов, Д. И. Тихомиров и др. Все это характеризует широкие педагогические интересы Чехова.

Чехов вошел в историю детской литературы, как автор замечательных произведений для детей. На наш взгляд, Чехова следует считать и своеобразным критиком детской литературы. Об этом свидетельствуют не только его литературно-критические замечания в письмах к детским писателям. Можно рассматривать шутки-пародии Чехова на детскую литературу как проявление не только юмористического дарования писателя, но и критического отношения к современной детской литературе.

— Ну, теперь едем все со мной разговляться, — заключил Зборов, — Миша твой, Степан Васильевич, получит третью часть найденных денег: так угодно богу, благословившему его за его честность.

Рассмотренные шутки-пародии Чехова своеобразно продолжают критическую традицию русских революционеров-демократов в отношении к детской литературе.

Сопоставляя это высказывание Белинского с идейной направленностью пародий Чехова, легко установить полное сходство взглядов Чехова и Белинского на существо и характер морального воспитания в произведениях для детей.

Эта программа и сейчас поражает нас своим глубоким пониманием детской психологии и воспитательных задач, стоящих перед детской литературой, хотя некоторые суждения Белинского необходимо развить: мы считаем, что нравственный облик ребенка должен формироваться не только путем соответствующего воспитания чувств, но и образования в детях понятий о том, что такое хорошо и что такое плохо, как это умел блестяще делать Маяковский; в воспитательной работе надо учитывать и специфику различных возрастов детей, нельзя говорить о ребенке вообще.

Особенно ополчался Белинский против пошлого морализирования в детских книгах. Эту тенденцию Белинского разделял Чехов, страстный борец с пошлостью во всех ее проявлениях. В пародиях на книги для детей Чехов осмеял навязчивый, пошлый дидактизм, а в своих рассказах для детей следовал толстовскому принципу: не формулировать нравственного или практического вывода из рассказа, а предоставить делать этот вывод самим юным читателям. Лев Толстой правильно подметал, что дети любят мораль, но только умную, а не глупую. Чехов разделял эту точку зрения, и в его детских рассказах есть умная, демократическая мораль, заключенная в системе художественных образов.

Сходство точек зрения Чехова и Белинского на детскую литературу в данном случае поразительное; нельзя, однако, представлять дело таким образом, что и Белинский и Чехов были принципиальными противниками детской литературы. Основное здесь заключается в том, что Чехов, вслед за Белинским и другими представителями революционно-демократической критики, боролся за подлинно-художественные произведения для детей.

Это указание Куприна подтверждается частыми и теплыми высказываниями Чехова о собаках в его письмах к Ленкину, Суворину, Баранцевичу и другим современникам.

Показывая в рассказе дрессировку животных, Чехов объясняет успех клоуна его гуманным, ласковым отношением к животным.

А вот другой персонаж рассказа — столяр Лука Александрия. Это — человек добродушный, труженик, он любит свою профессию, но имеет крупный недостаток — чрезмерную привязанность к спиртным напиткам. Правда, этот недостаток скрашивается положительными свойствами его натуры, и потому Лука Александрыч остается в душе читателя привлекательным образом.

С большой теплотой, интересно показывает Чехов и сложный труд клоуна-дрессировщика.

В рассказе четко обозначены индивидуальные характеры животных; перед читателем проходят: флегматичный кот с его равнодушным отношением к окружающей жизни; непосредственный, разговорчивый гусь; добродушная, веселая свинья; умная, эмоциональная собака.

Характерные для отдельных животных повадки Чехов раскрывает не столько путем описания, сколько в ярких, конкретных фактах, в естественном движении сюжета, в наиболее значительных событиях развивающегося действия.

Психику Каштанки Чехов раскрывает двояким способом: путем размышлений самой собаки и путем авторской интерпретации ее психических состояний.

В изображении характера и приключений Каштанки выдвинута на первый план ее привычка к семье столяра и к условиям жизни у столяра. Попав в непривычную для нее обстановку в квартире клоуна, она время от времени вспоминает другую обстановку, к которой она привыкла, и в конце концов делается понятным, почему Каштанка, пользуясь хорошими условиями жизни у клоуна, все же убежала, как только представилась возможность, к своим прежним хозяевам, — столяру и его сыну, хотя они оказывали ей гораздо меньше внимания. Сила привычки!

Животные показываются в конкретных и занимательных сюжетных ситуациях. Повествование оживляется, например, изображением переполоха в хлеву, когда там поднялась тревога в связи с появлением волчихи на крыше хлева (залаял щенок, завыла его мать Арапка, закудахтали куры).

Чехов затрагивал проблемы детской литературы не только в своих письмах и в юморесках — пародиях на современную детскую литературу; отдельные его произведения о детях и для детей сдоим содержанием и художественными особенностями отвечали на существенные вопросы, которые всегда интересовали детских писателей, — о воспитательной силе произведений для детей, о занимательности, о приключенческом жанре, о языке и пр.

Сейчас можно считать общепризнанным то положение, что главное в решении проблемы занимательности состоит в том, чтобы автор увлекательной книжки помогал детям разбираться в отдельных жизненных явлениях, воспитывал в юных читателях благородные человеческие качества.

Главное качество Чехова как детского писателя заключается в том, что он умел показывать детям правду жизни, порой — трудной жизни, и тем самым расширял их жизненный кругозор.

Титульный лист Педагогические взгляды Н.В. Чехова на проблемы российского учительства в контексте общественно-педагогического движения второй половины XIX - начала XX вв.

Содержание
Введение
Глава I. Анализ проблем учительства в России в контексте общественнопедагогического движения второй половины XIX начала XX вв. и их отражение в деятельности Н.В.Чехова
1.1. Феномен общественнопедагогического движения в России
1.2. Н.В. Чехов о положении учительства в России во второй
половине XIX начале XX вв.
1.3. Педагогическая деятельность Н.В.Чехова по решению проблем российского учительства.
Выводы по I главе.
Глава II. Реализация идей Н.В.Чехова в решении проблем учительства на примере Воронежской губернии
2.1. Общественнопедагогическая деятельность Н.В.Чехова в Воронежской губернии.
2.2. Организация Н.В.Чеховым педагогических курсов и
обоснование их значимости в решении проблем учительства
2.3. Значение педагогического наследия Н.В.Чехова в современных условиях.
Выводы по II главе
Заключение
Список использованных источников

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Читайте также: