Почему в школе нет молодых учителей

Обновлено: 05.07.2024

До 1 сентября осталось чуть больше месяца, и специалисты уже бьют тревогу. В наших школах не хватает учителей. Уже сегодня кадровый дефицит в сфере школьного образования составляет 250 тысяч человек. По данным РАНХиГС, в регионах лишь порядка 10%, максимум 20%, выпускников педвузов остаются в профессии. Нежелание идти работать по профилю объясняют просто - маленькие зарплаты, отсутствие творчества, на детей просто не остается времени из-за необходимости заполнять кучу разных бумажек, а еще проблемы в школьных коллективах, избалованные хамящие дети и излишне требовательные родители. Проблема действительно, серьезная. И далеко не только с точки зрения финансирования.

Каждый советский школьник знал из песни, что учителям некогда стареть. Сейчас ситуация изменилась. Стареть становится некому. Все меньше молодых специалистов идут в профессию. Потому что знают, с чем могут столкнуться.

"Довольно низкие заработные платы молодых учителей, поэтому они не спешат после выпусков из педвузов идти в школы. И это нехватка просто выпускников, которые из педвузов выпускаются. Потому что, как мы считали, даже если все у нас пойдут в школы, это все равно не покроет потребность в учителях. Ну и, кроме того, многие даже пришедшие в школы, через некоторое время уходят", - сказала Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

Сами учителя, если и жалуются, невысокие зарплаты вспоминают, но далеко не в первую очередь. Чаще говорят про бюрократию - приходится писать столько разных отчетов, что на уроки сил просто не остается. А если накануне было родительское собрание, с современными мамами и папами, которые считают, что им все должны, особенно в деле воспитания ребенка, то звонка на перемену учителя начинают ждать сильнее учеников, с которыми тоже не все гладко.

"Дети сейчас, как правило, сложные. Работать с ними нелегко. Поэтому многие молодые учителя довольно быстро уходят. 24% учителей, которые сейчас работают в школах, говорили нам, что молодежь ничего не должно привлекать в школе, по их мнению. То есть они сами работают в школе, но считают, что молодые педагоги не должны идти в школу, потому что это тяжелый, изматывающий труд", - сообщила Клячко.

Если учитель, особенно в сельской местности, будет работать ровно на одну ставку - а это 18 часов в неделю, то денег он получит мало. Олег Орлов вспоминает, что когда уехал преподавать в деревенскую школу в Тамбовской области по программе "Учитель России", то быстро освоил несколько новых предметов, чтобы жить относительно комфортно. И это при том, что, помимо зарплаты, он получал еще и стипендию за участие в программе.

"Часто бывает так, что в сельской местности это учитель по совместительству. Вот до меня был географ, который вел историю и обществознание. Я стал историком, который ведет обществознание и географию. Еще вел кружки. То есть получается, что это такой и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Из-за некомплекта сельских школ такое происходит. Что учителей не хватает, и один учитель выполняет разные функции. Сами можете посудить, насколько это тяжело. Конечно, тяжело", - рассказал учитель истории Олег Орлов.

Согласившись на работу в сельской школе, Олег Орлов вызвал у многих знакомых удивление и даже восхищение своим поступком. Хотя сам он себя героем-альтруистом не считает. Говорит, просто поехал набраться опыта. Зато о коллегах, которые встретили его в 2016 году в поселке Демьян Бедный, отзывается с исключительной теплотой.

"Учителя, которые всю жизнь работают в сельской местности, я считаю, что это действительно великие люди. И я с большой теплотой и благодарностью отношусь к коллегам, которые там работают. Вы спросили, насколько им тяжело. Я по собственному опыту знаю, что в сельской местности работают, в основном, возрастные учителя, со стажем 30 и более лет. И понятно, что за это время происходит просто педагогическое выгорание", - сообщил Орлов.

И даже если учителю удается успешно балансировать между дополнительной и основной работой, зарплаты достаточно, а бумажная нагрузка не напрягает, то такие санаторные условия могут неожиданно прерваться.

"Хорошо, если ты попал в крупный населенный пункт, где достаточно большое население и школа не закроется. А если ты попадешь в маленький населенный пункт и там тебе дадут жилье, представьте ситуацию такую. И через два года школа закроется - что ты там будешь делать. Вот я закончил школу в 2002 году - там было 100 учеников. Когда я закончил институт - там было 40. А через 3 года ее закрыли совсем", - рассказал учитель, член Совета межрегионального профсоюза работников образования "Учитель" Дмитрий Казаков.

Впрочем, специалисты говорят, что тенденция эта общемировая. "Во многих странах, развитых странах, практически нет сельских школ. Детей возят в городские школы, и там они учатся. Но при наших, конечно, огромных расстояниях - это не выход. Но вот Германия - она уже живет без сельских школ, например", - говорит Клячко.

Ответ на вопрос, что делать, чтобы в России школы не оставались без учителей, власти ищут. И в последние годы вполне успешно. Зарплаты регулярно растут, отчетная нагрузка снижается. Особое внимание стараются уделять поддержке сельских школ. Отсюда и программы вроде "Учитель России" или "Земский учитель". По ней специалист, который решается на переезд в регионы получает, кроме зарплаты, еще миллион рублей подъемных, а на Дальнем Востоке сумма увеличивается вдвое. Только в прошлом году в программе захотели поучаствовать 30 тысяч человек. Сами учителя предлагают поддерживать их не только рублем.

"Должно быть какое-то сопровождение, методическая поддержка. Может быть, это будет тьюторская, кураторская поддержка, которая будет помогать человеку сразу не обломать крылья", - предлагает Орлов.

Тем более что от крыльев учителя напрямую зависит высота, на которую потом смогут подняться его ученики. И дальше по логической цепочке зависит благополучие страны. Учитывая такие высокие ставки, сил и средств на ставки учительские жалеть никто не будет.

Денис Большаков, Елена Мекертычева и Антон Нагорный, "В Центре Событий". "ТВ Центр".

Сегодня педагоги практически бесправны в стенах школы, да и за ее пределами. Не дай Боже, учитель будет загорать в купальнике на местном пляже, и его увидит кто-то из детей или родителей. Он не может отдыхать с друзьями и близкими в ресторане, покупать алкоголь в супермаркете, выставлять в социальных сетях провокационные фотографии.

Сами понимаете, друзья, это печально. И если людям старшего поколения проще перенести ограничения, т.к. они привыкли жить, сдерживая некоторые свои желания, привыкли к более строгой морали и с легкостью держат образ, то молодежи трудно адаптироваться к таким требованиям. Да и в самой системе образования сможет работать не каждый.

Учитывая, что профессия накладывает определенный отпечаток на жизнь человека, можно выделить несколько причин, почему молодые люди неохотно идут работать в школу.

Педагог — облико морале! Ферштейн?

Отсутствие престижа

Сегодня большая половина общества, наверно, смотрит на педагогов, как на сознательно закабаливших себя рабов, которые всем и всё должны. Нынче школа у нас должна ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ по обучению и воспитанию детей, а учитель обязательно должен уметь ТАК заинтересовать детей, чтобы они непременно любили и уроки, и задания, и учителя самого. Только вот сделать это крайне трудно, ибо хоть танцы с бубнами пляши перед некоторыми экземплярами, которых негативно настроенные родители-нигилисты УЖЕ по-своему воспитали. При этом подавляющее большинство искренне полагает, что воспитанием как раз ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬСЯ ШКОЛА …ну и педагог, соответственно.

Вечная занятость

…и, разумеется, отсутствие личной жизни. А ведь в молодом возрасте преимущественно люди женятся и выходят замуж, рожают детей…Где и когда найти спутника жизни, если ты постоянно в работе? Если не в школе, то на каком-нибудь мероприятии, на конференции, курсах, собрании. Либо вообще сидишь дома за компьютером и третий час составляешь какой-нибудь отчет, проверяешь самостоятельные работы или заполняешь электронный журнал. В общем, если повезет устроить личную жизнь в институтские годы, супер. Нет…увы. Потом это будет проблема.

Низкая оплата труда

Резюмирую . Это тот минимум причин, по которым молодые учителя не стремятся работать по специальности. И даже приходя с энтузиазмом и вдохновением первый год после института в школу, адаптируются и выдерживают загруженность, психологическое давление, нехватку средств единицы. Поэтому до сих пор работает так много педагогов-пенсионеров. Не только из-за небольшой пенсии, но и, главным образом, из-за того, что на них все держится.

А вы согласны с тем, что молодые педагоги неохотно идут в школу? Пишите комментарии. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.


Сейчас будет очень грустно. Не так давно в твиттере (да, там есть жизнь) молодая учительница жаловалась, что выпускнику педагогического вуза найти работу практически невозможно.


Если вы хотите выгулять белое пальто, не спешите. Давайте честно: наши школы не могут похвастаться обилием молодых педагогов. Особенно тех, которые преподают больше года. Причин несколько.

1. В университетах не думают о трудоустройстве выпускников

Напомню, мы говорим не о программистах, юристах или менеджерах. Мы говорим о педагогах, то есть людях, которые при выпуске из вуза могут метить исключительно в государственные учебные заведения. В частные школы их никто не возьмёт. Все школы хотят учителей с квалификационной категорией или хотя бы с опытом работы. Студент университета может набить опыт несколькими способами.

Первый — репетиторство. Студент, который занимается репетиторством, сталкивается с рядом проблем. Среднестатистический репетитор-студент практически не имеет шансов развиваться как педагог. Почти наверняка ему придется заниматься низовой работой, например, решать домашние задания. И если он, так и быть, перейдет на работу в школу, то ему придётся перестраиваться с индивидуальной работы на групповую.

Второй вариант — устроиться в школу, которую сам студент и окончил. Такой сценарий развития карьеры достаточно дискуссионен. С одной стороны, педагогу меньше нужно адаптироваться к особенностям школы. С другой — многие коллеги не смогут перестроиться и молодой педагог будет всё тем же учеником.

Ну, и третий вариант — это вытянуть счастливый билет на педагогической практике. То есть суметь убедить администрацию школы своей работой настолько, что при наличии вакансии они предложат студенту это вакантное место занять. Шанс крайне мал, как видите.

Кстати, о системе прохождения педагогической практики. Не могу говорить за все университеты, но в нашем ленинском (самом главном педе) несколько лет назад была попытка её переломать. На смену хорошо работавшей системе с полным несколькомесячным погружением в школьную деятельность и работой по получаемой специальности на четвёртом и пятом курсе, пришла довольно странная система. Концепция её — педагог-предметник не должен знать свой предмет углубленно. Он должен знать всё поверхностно, чтобы мог заменить другого предметника.


Как молодой учитель истории объясняет свой предмет через песни и опросы в соцсетях

Видимо, для этого практика была раз в неделю (во второй половине дня были пары). При этом на первом курсе практика была в детском саду, а далее, видимо, по возрастающей. Зачем учителю, например, физики преподавать в детском саду — отдельный вопрос. Поэтому даже педагогическая практика не является чем-то надежным. Более того, даже попав на педагогическую практику, студента могут банально не подпустить к работе. Дать один урок и всё. То есть на выходе студент не будет не то что методик не знать, он вообще не будет знать как проходит урок.

2. Школьная система сверхконсервативна

Консервативность эта заключается не только в том, что школьный курс и система сама по себе не особо хотят меняться под современные реалии. Она ещё и в том, что системе выгодны педагоги с огромным опытом, не готовые прогибаться под современные требования. А молодой учитель не так выгоден. Он понизит число учителей с категорией, число учителей c научной степенью. Поэтому школе не нужен молодой педагог, если нет необходимости закрывать вакансии (при этом нет свободных опытных преподавателей).

Педагогические коллективы во многих заведениях имеют достаточно высокий средний возраст, который зачастую сохраняется за счет неизменности учительского состава. Педагоги часто надолго не задерживаются и достаточно быстро уходят. Что произойдет с нашей героиней мы увидим позже (видимо, из её твиттера).


Давайте сейчас перейдём от частного к общему. Действительно ли, если молодой педагог переждёт некоторый период, то его ждет светлое завтра? На самом деле, нет. Системе образования в её нынешнем виде не нужны ни дети, ни учителя. Дело в том, что очень многие люди, отвечающие за образование и то, в какую сторону оно будет развиваться, не понимают вообще как работает эта система. Они в этой системе не работали и не будут работать никогда. Однако управлять этой системой им это не мешает.

Педагога система видит как мусорное ведро на кухне. Вроде бы отчетами уже завален, новый некуда запихнуть, но если ногой умять, то еще влезет много

Вернёмся к нашей героине: наша система обязательно поменяется, но только тогда, когда мы все вспомним, кто такие учителя и чем они должны заниматься. А не тем, что вы от них ждете сейчас.

Главные проблемы молодых учителей — низкая зарплата, конфликты с администрацией и куча бесполезной бумажной работы

В России средний возраст учителя составляет — об этом в марте рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. Молодые люди идут в учителя неохотно: смущает маленькая зарплата, отсутствие роста и возможностей, диктатура школьных администраций и элементарное отсутствие благодарности со стороны детей и родителей. А опытные учителя постепенно уходят на пенсию. Отсюда и нехватка учителей.

Согласно данным банка вакансий Агентства труда и занятости, сейчас только в Красноярском крае больше предложений по вакансиям педагогов. Самая большая нехватка приходится на учителей иностранного языка — 246 вакансий, математики — 187 вакансий, русского языка и литературы — 171 вакансия. По официальным данным Росстата, средняя зарплата учителя в регионе составляет 44,6 тысячи рублей. Реальность однако не настолько радужна. Даже опытным учителям, чтобы зарабатывать 40 тысяч, нужно работать очень много, при обычной средней нагрузке зарплата начинается от 16 тысяч рублей.

Валерия

— Я пришла работать в школу еще во время учебы в педагогическом университете, как и многие студенты. Если говорить от чистого сердца, я никогда не хотела быть педагогом и особо не стремилась к этому. Несмотря на слова преподавателей о том, что у меня всё прекрасно получается и мне точно нужно идти работать по специальности, я первые курсы не воспринимала это всерьез. Но праздное любопытство победило, и я устроилась работать в одну из красноярских школ.

У работы в школе много приятного и важного. Мне больше всего нравилась работа с учащимися и сам образовательный процесс. И, конечно, для каждого учителя важно видеть победы своих учеников. И я не про те, что написаны на грамотах и благодарственных письмах, а про их личные победы, когда, пройдя тернистый путь борьбы с собой, они добиваются важного для себя результата. Порой даже выступление с докладом перед классом — победа над собственной робостью, стеснительностью. Для кого-то победа — заветная четверка, а не привычная тройка.

Учителя признаются, что при удобной возможности уйдут из школы

Иллюстрация: Полина Авдошина / Сеть городских порталов

Думаю, о том, что не нравилось, можно рассказать в четырех основных пунктах:

1. Бумаги. Современная школа не о детях и образовании, а о бесконечных бумагах, которые отнимают большую часть времени.

2. Потребительское отношение родителей к учителям, школе. Некоторые родители открыто заявляют, что они родили ребенка, привели в школу, купили ему канцелярию, рабочие тетради, обули и одели, а всё остальное обязаны дать в школе. Но задача школы дать знания и лишь скорректировать воспитание, если это необходимо, а не быть родителями для каждого учащегося. Конечно, для таких родителей всегда был отдельный разговор, где приходилось всё объяснять, тогда отношение менялось, но не у всех.

Зарплата моя составляла 16–18 тысяч рублей, однажды при максимуме нагрузки я выжала зарплату в 25 тысяч рублей.

При этом отношения в нашем коллективе были весьма теплыми, я до сих пор общаюсь с коллегами, с кем-то даже стали друзьями. Старшее поколение делилось на тех, кто радуется молодым педагогам и всячески помогает на первых этапах работать с документацией, подсказывает о том, как лучше поступить в той или иной конфликтной ситуации. Другие же наблюдают с презрением или натягивают улыбку, тут же обсуждая за спиной внешний вид, стоимость новой сумочки и на какой машине ты приезжаешь на работу. Они иногда могли что-то ехидно сказать о том, что я сама недавно окончила школу, или о моей разнице в три года с одиннадцатиклассниками. Но даже такие коллеги в нужный момент могли поддержать. Как и везде, были совсем возрастные коллеги, которые молодых педагогов вытравливали из коллектива, мотивируя это тем, что они ничего не смогут дать учащимся, ведь у них нет опыта.

Если в целом, то типичный женский коллектив, который можно именовать змеиным гнездом. Главное — не ужалить себя. Некоторых молодых учителей это смущало, они чувствовали некоторое напряжение, предпочитали запираться у себя в кабинете и не общаться с коллегами. Меня это не волновало, потому что на работу я прихожу работать, а не для того, чтобы всем нравиться.

Детей в школах могу охарактеризовать одним словом — интересные! Они шире мыслят, им понятны личные границы и многое другое, что стоит понять и их родителям. Самое приятное для меня, что сейчас ребята более эмпатичные. Почти в каждом классе есть задиристый ученик, который кажется оторванным от общества и реальности, но и с ним можно найти точки соприкосновения для плодотворной работы.

Периодически я думаю о возвращении в школу, скучаю по тем временам. Иногда хочется вновь зайти в свой кабинет, написать тему урока на доске, поприветствовать учеников и начать урок, но понимаю, что не готова променять свой уровень жизни, свободу и высокий доход на борьбу с системой. Да, получая удовольствие от этой работы, но за смешные деньги, без возможности уехать среди недели в другой город, открыто высказывать на работе свою позицию без материальных санкций.

Дарить знания, учить новому — это для меня большое счастье, поэтому я продолжаю давать несколько частных уроков в неделю, совмещая с основной работой.

Николай

— Я работаю в школе около семи лет учителем английского языка. Вопрос выбора профессии особо не стоял. Английский язык — это единственный предмет, который я любил и понимал. Еще в восьмом классе я для себя решил, что свяжу свою жизнь с ним. Но, к сожалению, на переводоведение мне не хватило ни имеющихся знаний по другим необходимым дисциплинам, ни амбиций, ни смелости — так что пошел в пед. Чувствовал ли я некое призвание быть учителем? Нет.

Мне нравится ощущение того, что я приношу пользу обществу. Английский язык — это не только об общении с иностранцами, это и о развитии памяти и логики, то есть я помогаю ученикам развивать их умственные способности.

Я очень радуюсь успехам ребят. Для некоторых детей ощущаю себя старшим братом, мне нравится мотивировать их к изучению языка своим примером.

Отношения с коллективом у меня хорошие, старшие коллеги мне помогают, поддерживает по сей день. Они, конечно, позволяют себе порой менторский тон, но я им это прощаю в силу понимания их опыта и возраста. Важно донести до них, что ты не один из их подопечных, а такой же равноправный работник школы, как и они, и в общении с тобой не стоит использовать пренебрежительный тон. В целом если атмосфера и не дружеская, то скорее приятельская и уважительная. Может быть, мне повезло оказаться в школе, которая не похожа на серпентарий. Может, просто конфликты и склоки обходят меня стороной. Но, глядя на свой коллектив, я могу сказать, что он довольно-таки сплоченный. Тому свидетельствуют различные массовые выезды и мероприятия, а также легкое, уважительное общение друг с другом на педсоветах и совместных рабочих собраниях.

В работе учителя самый большой минус — уровень оплаты труда. Чтобы тебе получать 35–40 тысяч, нужно иметь минимум + классное руководство + вести какое-нибудь дополнительное образование или кружок. А какой КПД будет у учителя, когда у него такая нагрузка? Учителя набирают немыслимое количество рабочих часов, обязанностей — только так и выживают. Ты учишься в университете несколько лет, осваиваешь ряд дисциплин, а твоя ставка равна ставке работника другой сферы, где профессиональное образование не нужно. Логично ли это? Нет. И несправедливо. Я зарабатываю 27 тысяч рублей за 36 часов нагрузки, это . Дай бог еще стимулирующих наберется, но это нестабильно, один месяц они есть, в другой их может не быть.

Дети, нахватавшись фразочек от родителей, могут вести себя некорректно по отношению к учителям

Иллюстрация: Полина Авдошина / Сеть городских порталов

Что касается детей, мое мнение — они такие же, какие были всегда. Есть умные, способные, сообразительные, воспитанные, искренние, которыми занимаются родители (это видно сразу, и это здорово!). Есть неуправляемые, капризные, хулиганистые и невоспитанные. Вообще же школьники сейчас вольные и свободные. Могут не иметь никаких рамок и не признавать авторитет учителя. Для нашего поколения учитель был фигурой, требующей по умолчанию уважения и вежливости.

Скажу банальность, но век высоких технологий и интернета отражается на нынешних детях. Они имеют доступ к соцсетям — к фактически открытой нараспашку личной жизни сверстников и педагогов. Смотрят блогеров и пранкеров, не стесняющихся в выражениях и тезисах. В смартфонах собран целый мир отвлекающих игр и развлечений. Стали ли они от этого хуже или лучше — нет, не думаю. Они просто другие в силу изменившейся с течением времени новой реальности. Хотя это и может восприниматься острее в сравнении с тем, как было раньше.

Честно, если мне вдруг завтра подвернется высокооплачиваемая работа, обязанности которой меня устроят, — я уволюсь. Профессия учителя требует стальных нервов и здоровья — а я у себя один.

Максим

— Я работаю в школе недавно, всего чуть больше года. Изначально не хотел работать учителем, но в школу пришел и понял — в принципе, это мое, поэтому пока остаюсь здесь. Пришел, потому что есть поддержка в этой сфере от государства и выгодно работать (доплачивают 30% к зарплате).

Коллектив у нас очень разрозненный, после прихода нового директора поделился на молодых, которые между собой вообще не общаются, и старших сотрудников. Я больше общаюсь с теми, кто работает давно, мы нашли с ними общий язык. Дело в том, что новый директор делает ставку на молодых педагогов, а более взрослым сотрудникам, я думаю, это всё слышать обидно. Атмосфера так себе, но, если не обращать внимания и придерживаться того, что мы приходим к детям, — работается нормально. На работу это не сильно влияет.

Школьники меня любят, мы с ними отлично нашли общий язык и легко общаемся друг с другом. Мне , детям по , у нас много общего. Они понимают, что я в тренде и знаю, что интересно им. Дети уважают и даже побаиваются меня, потому что я строгий учитель. Когда пришел, они не делали домашнюю работу — учителю было всё равно на то, как и что они учат, она им ставила оценки просто так. Я политику поменял, они приходят готовые, и это заметно по тому, что выросли результаты всероссийской проверочной работы. Это то, что нравится в работе.

Не нравится — зарплата, поддержка со стороны государства, которое не стимулирует молодых идти в школы. Если хотя бы была компенсации оплаты съема жилья, это бы уже сильно помогло — наша зарплата не позволяет это делать. Мне, чтобы получать хотя бы среднюю по Красноярскому краю зарплату (около 40 тысяч), приходится работать больше чем на — это по уроков в день, а мне еще тетради проверять нужно. На мой взгляд, из-за этого уровень преподавания и подготовки школьников падает. Также я руковожу одаренными детьми и пойду на ЕГЭ сидеть наблюдателем. При этом у более опытных учителей доход может быть иной раз даже ниже, так как у них зачастую просто нет сил столько работать.

Чаще всего конфликты возникают между молодыми учителями и школьной администрацией

Иллюстрация: Полина Авдошина / Сеть городских порталов

Дети бывают разные. Кто-то наслушается от родителей, что учителя плохие, поэтому начинают провоцировать других учеников или даже учителей. Я как-то вышел по делу к завучу, другой завуч зашел, и школьник сказал ему, что я не дал задание и ушел. А кто-то, наоборот, защищает. Мне кажется, когда я учился, уважения к учителям было больше.

Родители тоже бывают разные. Бывает, что ищут конфликты, но зачем — я не понимаю. Таких меньшинство, на самом деле в основном поддерживают и понимающе относятся. Я учитель строгий, дети рассказывают, что на меня родители в чате катят бочку, но мне всё равно, главное, что дети ко мне хорошо относятся и слушаются.

Раньше я активно занимался творчеством, его можно найти в интернете. Я ничего не убирал, и ни от руководства, ни от родителей претензий не было, хотя я знаю, что были случаи, когда у учительниц были проблемы из-за фото в купальниках. Небольшой страх есть, что на меня могут начать давить из-за моего творчества, но пока всё спокойно.

Пока мне платят надбавку как за молодого специалиста, я остаюсь. Если в плане зарплаты ничего не изменится — нужно что-то менять. Есть идея уехать в Москву и поработать учителем там. Там платят больше 100 тысяч — это раза в больше, чем в Красноярске.

Софья

— Я, как и моя мама, учительница русского языка и литературы. Я много времени проводила с ней на работе, было интересно взаимодействовать с учениками и наблюдать, как она ведет уроки. В детстве мои игры были связаны со школой и организацией урока, выдавала куклам ручки, листочки и что-то пыталась им рассказать.

В педагогике я уже три года, это только начало моего пути. Я чувствую, что нахожусь на своем месте. Мне нравятся дети — это самый благодарный слушатель. Мне приятно видеть практически мгновенный результат моей работы, по крайней мере на уроках литературы. Заставить ребенка прожить, прочувствовать определенную тему, произведение, поймать это мгновение озарения на детском лице — прекрасно! Прекрасно знать, что ты сопутствуешь духовному росту юной личности.

Сейчас я работаю в комфортной для себя обстановке, могу рассчитывать на поддержку коллег и руководства. В начале пути пришлось столкнуться с халатным руководством, даже с психологическим давлением. Часто сталкиваюсь с предвзятым отношением к молодым педагогам. Это задевает, но иногда также является неким вызовом, шансом показать себя. Мой нынешний коллектив и руководитель — предел мечтаний. Задерживаться на работе приятно, выполнение поручений руководства тоже приносит удовольствие. Добавить нечего.

Бывают трудные времена: проверки, экзамены и прочее. Но мы умеем объединяться и мирно проходить все испытания.

— Молодые учителя — более непосредственные и более смелые — чаще всего обращаются к нам ввиду давления, связанного с их активностью или политическими взглядами, так как они еще не сильно погрязли в нашей косной системе. Самая основная проблема, с которой обращаются, — маленькие зарплаты. В России в 60% регионов минимальный оклад учителя, установленный регионом, меньше минимального размера оплаты труда, поэтому учителю для того, чтобы начать зарабатывать больше МРОТа, приходится выполнять большую нагрузку, и много формальных требований, в том числе довольно бессмысленных.

Учителей, которые готовы делиться своими проблемами, не так уж и много — к тому же сейчас наблюдается такая тенденция, что объединить учителей в коллективе сложно. Молодые учителя часто одиночки, особо смелые и деятельные вступают в профсоюз и открыто заявляют о своих проблемах и позиции, еще человека их поддерживают, но стараются сильно не светиться. И всё. Коллективы разрозненные.

Молодой учитель должен максимально подстроиться под систему и стать, как те, кто отработал , — молчащим тогда, когда надо. Иначе он вступает в разногласия с системой.


Кого не хватает?

Если доверять отчётам краевого минобра, сегодня в прикамских школах каждый пятый учитель – не старше 35 лет. Хотя ещё три года назад таковых было всего 13%. За это же время число учительских вакансий сократилось более чем в три раза (с 7% в 2012 г. до 1,21% в этом. – Авт.).

Подвижки есть, но и кадровый педагогический дефицит никуда не делся. Сегодня особенно не хватает преподавателей иностранных языков, учителей начальных классов и педагогов по физике и математике.


Особенно остро проблема нехватки молодых специалистов стоит во многих сельских школах. Так, до прихода Елены Кичигиной, учительницы русского языка и литературы, в Верх-Язьвенскую школу молодых педагогов в этом красновишерском селе не видели лет десять.

Но мало привлечь молодого специалиста в школу. Ещё важнее, чтобы он пришёлся ко двору, а не отбывал номер и не утёк в первый же учебный год.

По словам пермяка Бориса Шешняева, бывшего координатора и преподавателя курсов переподготовки учителей, пока сохраняется ситуация отрицательного отбора, когда в педуниверситеты поступают абитуриенты, которые не смогли попасть в более престижные вузы.


Другая проблема – студентам, которые в будущем становятся учителями, не хватает педагогического опыта.

А ещё его удивляет, что начинающие учителя не всегда готовы шагать в ногу со временем.

Призвание и зарплата

Работать в школе непросто. И это одна из главных причин, почему молодые люди не стремятся выучиться на педагога и идти в преподаватели после вуза. А если и приходят, то надолго не задерживаются. Тут с премьером Дмитрием Медведевым не поспоришь: педагог – это действительно призвание.

По его словам, сегодня зарплаты в сфере образования вполне могут конкурировать с другими отраслями.

Комментарии

«Мы с женой – сельские учителя. И я хорошо помню, как в 90-е и начале нулевых свободной копейки в доме не было. Но в последние годы чувствуем, что полегче стало. Несмотря на инфляцию и непростую экономическую ситуацию, учителя сегодня не жалуются на бедность. Я, сельский педагог, получаю чистыми около 30 тыс. руб. Да, у меня большой стаж (26 лет. – Авт.), высокая категория и я работаю на две полные ставки (36 часов в неделю. – Авт.) в двух школах. И мы сегодня можем содержать нашу семью. Старший сын уже отучился в пермском вузе, двое детей ещё учатся. Надеюсь, что и младшую дочку выучим в университете.

И я горжусь своей профессией. Сейчас многие сетуют, что изменилось отношение учеников и родителей к учителю. Но я убеждён, что многое зависит от личности педагога. Если ты интересен ученикам как личность и преподаватель, то они к тебе потянутся. И необходимость готовить ребят к ЕГЭ, а я сторонник этой системы, этому не помешает. На прошлой неделе мы с ребятами сходили в несколько экспедиций по р. Чусовой. Взяли пробы окаменелостей на наших скалах-бойцах, провели экспедицию в пещеру. Ученики с удовольствием забрались в неё, взяли пробы грунта. Будем с ними составлять план этой пещеры, писать исследования. Если это им и мне интересно, то никакое ЕГЭ не мешает нам этим заниматься.


Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:


Ольга Якимова, выпускница ПГНИУ, бизнес-тренер:

«Открою страшную тайну для старшеклассников и их родителей: учитель сегодня офигенно классная профессия. Идите в педагоги!

Много общаюсь и со школьниками на разных форумах. За последние пять лет мне не встретился ни один школьник, который хотел бы стать учителем. Это самое ужасное. В последние десятилетия мы сделали страшную вещь – настолько депопуляризировали профессию учителя, что в этой сфере появляется множество случайных людей.

Пришла пора собирать камни. Да, в сфере педагогики сегодня есть свои сложности и проблемы, но они вполне решаемые. По моим данным, будут востребованы учителя информатики и физики, химии и математики, иностранных языков – особенно китайского. Сегодня в этой сфере невысокая конкуренция среди специалистов, а это значит, что легче сделать карьеру и стать высококлассным учителем. Поверьте, без работы и зарплаты вы не останетесь. Но идите с искренним желанием преподавать в школе.

Читайте также: