Чего нельзя хранить в школьном музее

Обновлено: 05.07.2024

Люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем-то им дорогие и памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей. Давайте вспомним. Что мы уже знаем о музеях.

Слово ''музей'' происходит от греческого museion и латинского museum – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музеи возникли в 15-16 вв.

· Что такое музей?

Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитиеприроды и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность.

· Для чего нужны музеи?(ответ).

· Какие бывают музеи? (художественные, исторические, естественнонаучные, технические, литературные, краеведческие)

Что такое краеведение?

· Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем………..

Самые крупные музеи мира и нашей страны.

Лувр (Франция), Эрмитаж (Россия), Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия), Русский музей (Россия), Третьяковская галерея (Россия)

Об этих музеях мы будем говорить на следующих встречах. Подробно о каждом. Мы совершим виртуальные походы в эти музеи и узнаем об их истории и узнаем, какие великие предметы искусства и исторические памятники и секреты хранятся в них.

Школьные музеи.

Второй вопрос, который мы рассмотрим сегодня – это школьные музеи. Они выделяются в отдельную группу.

· Как выдумаете, чем отличается школьный музей от других музеев?

Школьные музеиявляются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные.

Музейные экспонаты - это предметы, выставленные на показ.Ноэто не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.- Кто знает как называются предметы, которые выставлены на полках музея? (Экспонаты)

ВЫСТАВЛЯЕМ ТАБЛИЧКУ ЭКСПОНАТ.

СЕГОДНЯ МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ

-Как появляются экспонаты в музее?

(археологические раскопки, дар музею)

-Все ли предметы могут стать экспонатами музея?

( нет, если только предмет интересен ученым, коллекционерам и необходим для коллекции музея).

Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь. Его заносят в специальную книгу поступлений и присваивают очередной номер. (Демонстрация книги учета экспонатов в школьном музее).
- Может ли этим заниматься кассир или экскурсовод?

А теперь посмотрим видео о музейных профессиях, о тех людях, которые занимаются музейным делом в больших, известных музеях (ВИДЕОРОЛИК). ВОТ КАК СЛОЖНА И КРОПОТЛИВА РАБОТА СОТРУДНИКОВ БОЛЬШОГО МУЗЕЯ.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. Сохранением прошлого и занимаются музеи, в том числе и наш школьный

Подводя итог нашему заседанию, скажу…

Хорошо, что в школах есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришел не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Прикоснись к чужой судьбе и жизни,

Подвигам отцов ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.

Этими строками мы заканчиваем наше занятие. Спасибо всем за участие в работе.

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ЭКСПОНАТОВ В МУЗЕЕ

· Верно ли, что каждому музейному предмету
присваивается шифр? Да

· Верно ли, что все музейные предметы должны предохраняться от пыли и прямых солнечных лучей? Да

· Верно ли, что изделия из ткани хранят в картонных коробках? Нет

· Верно ли, что музейные предметы из стекла
нужно хранить на полках деревянных шкафов? Да

· Верно ли, что документы при составлении экспозиции приклеиваются клеем? Нет

· Верно ли, что температура воздуха в музее должна составлять +25° С? Нет

· Верно ли, что книги, брошюры, грамоты можно помещать в застекленных витринах или шкафах? Да

· Верно ли, что музейная комната должна располагаться на солнечной стороне здания? Нет

· Верно ли, что рукописные документы при хранении нужно перекладывать листами чистой мягкой бумаги? Да

Вы проделали большую работу, и нашли новый интересный экспонат в ваш музей. Чтобы об этом событии узнали во всем городе необходимо дать информацию в местные газеты. И сейчас вам необходимо написать статью о вашей находке.

Казалось бы, правила поведения в музее простые - не шуметь, не бегать, громко топая ногами. Вот вроде бы и все? Нет! Это еще далеко не все.

Начнем с того, что сумки, куртки необходимо оставить в гардеробе. Во-первых, чтобы они вам самим не мешали, а во-вторых - чтобы служители музея не нервничали, что вы неудачно повернетесь и заденете тяжелым рюкзаком какую-нибудь статуэтку?

По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов. Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не беспокоить стоящих рядом людей.

Нельзя трогать экспонаты руками, как бы любопытно не было; не прикасайтесь и к стеклам витрин. Незачем успокаивать себя: "От одного раза с картиной ничего не случится!" Откуда вы знаете, сколько еще человек пришли к тому же "неоспоримому выводу"?

Хвататься за стеклянные витрины, оставляя на них отпечатки пальцев тоже совершенно ни к чему! Если хотите сфотографировать понравившееся произведение, сначала уточните, разрешено ли это. Во многих музеях фотографировать запрещено!

При передвижении по залу, старайтесь не мешать окружающим. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны.

Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.

Но вот вы устали от экскурсии и решили немножко передохнуть. Для посетителей обычно ставят диванчики в центре зала, а уж если их нет, то придется смириться с этим.

Главное, чтобы вы смогли от посещения получить настоящее эстетическое удовольствие, захотели бы дома найти дополнительную информацию по теме выставки музея, рассказать об увиденном, осмыслить с родными, друзьями.

Вы здесь: Главная Воспитательная работа Памятка по комплектованию фондов и хранению некоторых музейных предметов в музеях

Главное меню

Направления деятельности

Информация

Авторизация

Warning: file_exists(): open_basedir restriction in effect. File(/home/www-edu/www-doc/attachments/ . htaccess) is not within the allowed path(s): (/home:/usr/local/apache2/htdocs:/tmp/php) in /home/www-edu/www-doc/plugins/attachments/attachments_plugin_framework/attachments_plugin.php on line 882

Памятка по комплектованию фондов и хранению некоторых музейных предметов в музеях

Департамент общего образования Брянской области публикует Памятку по комплектованию фондов некоторых музейных предметов музейных комнатах, уголках Славы образовательных учреждений для обязательного использования

Памятка
руководителям муниципальных органов управления образованием, директорам учреждений начального профессионального образования, педагогам, занимающимся туристско-краеведческой, музейной работой

Комплектование фондов некоторых музейных предметов музейных комнатах, уголках Славы образовательных учреждений

Комплектование фондов школьного музея – начальная стадия создания музея. целям комплектования относятся: изучение событий местной истории, выявление памятников истории информации, наиболее полно отражающей взаимосвязь этих памятников исторических процессов создание пополнение музейного собрания, соответствующего профилю школьного музея источниковой базой для его научной, исследовательской, учебной, экспозиционно-выставочной деятельности.

В свою очередь каждый краевед должен помнить выявленных памятников истории Важно сохранить сам памятник, но информацию истории, связях событиями, лицами памятниками.

Педагоги, занимающиеся туристско-краеведческой работой должны знать соблюдать специальные законодательные нормы , связанные сохранности памятников истории школьных музеев могут встречаться ордена разной степени сохранности огнестрельное оружие, изделия камней Современное законодательство запрещает хранить многие предметов школьных музеев.

Руководителям школьных музеев важно знать содержание этих законов нормативных актов, но объективную целесообразность столь строгой регламентации порядка сбора огнестрельного, холодного, метательного видов оружия, боеприпасов, изделий металлов государственных наград, радиоактивных веществ

Вместе включение школьных музеев, особенно посвященных боевым эпизодам или конкретным участникам войны, бывает оправдано необходимым. Оружие усиливает аттрактивные свойства экспозиции, придает характер. Как, например, рассказать оружие, или оружия? Однако подлинное оружие музее хранить нельзя! Можнопредставить фотографию или рисунок такого оружия, случаях можно использовать типовые пластиковые модели, имеющиеся наконец, можно самим изготовить деревянную модель такого оружия, лучше 1:1. удастся нанести модель особые приметы индивидуального оружия снайпера (номер оружия, зарубки то исторически достоверную модель оружия, имеющую важное музейно-мемориальное значение.

В экспозиции школьного музея предметы металлов можно заменить цветными фотографиями, рисунками, есть возможность, то голографическими изображениями или муляжами.

Передать государственные награды могут только наследники. Государственный музей может принять награды только получив разрешение Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации.

В тех случаях, когда юным краеведам предлагают принять награды музей, необходимо составить список наград его, вместе наследников государственный музей, специалисты которого возьмут дальнейшее решение этого вопроса.

Если юным краеведам посчастливилось случайно найти орден или медаль строении то необходимо зафиксировать место находки, по возможности сфотографировать найденную награду, нарисовать план местности саму находку документы главе администрации той территории, где обнаружена награда, либо все это передать отделение милиции, получив, взамен, экземпляр акта находки.

В экспозиции школьного музея подлинные награды можно заменить время муляжи многих наград можно приобрести магазинах, Муляжи некоторых наград, монет, ювелирных изделий можно попытаться сделать самим владельца предмета.

Многие кавалеры орденов имеют специальные орденские планки, символизирующие Такие планки юные краеведы вполне могут получить подлинные музейные предметы.

При обнаружении условиях взрывоопасных предметов (мин, гранат, неразорвавшихся артиллерийских снарядов, авиабомб необходимо немедленно сообщить отделение милиции или местное подразделение МЧС. правило относится предметам.

Если экспедиции обнаружены фрагменты оружия, боеприпасов, то целесообразно предъявить органам внутренних дел или МЧС. если специалисты заключают, что найденные предметы опасности, быть использованными компонентов для изготовления оружия то такие предметы можно будет поместить школьного музея.

Юным краеведам расстраиваться что им запрещается хранить музеях оружие взрывоопасные, радиоактивные предметы государственные награды изделия правила направлены, прежде всего, жизни самих краеведов, общественной безопасности, предупреждения преступности.


В канун 9 мая 17 директоров школ Ломоносовского района Ленобласти заподозрены прокуратурой в хранении боеприпасов в музеях боевой славы. Надзорное ведомство намекает на региональную проверку, взрывотехники уверяют о ее длительности, а руководители общеобразовательных учреждений возмущены.

Прокуратура Ленинградской области к понедельнику, 5 апреля, вынесла предостережение 17-ти директорам средних общеобразовательных школ Ломоносовского района. Смысл надзорного окрика в том, что хранить в школах огнестрельное оружие и боеприпасы нельзя. За очевидным утверждением кроются методы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Речь идет о музеях и красных уголках при школах, в которых хранятся экспонаты времен Великой Отечественной войны. Например, гильзы от артиллерийских снарядов.

В своем предостережении прокуроры ссылаются на Конвенцию о правах ребенка Генассамблеи ООН 1989 года, подписанную СССР. Согласно ей государства участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. Надзорный орган особо подчеркивает, что согласно этому документу ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и здоровое развитие. Далее упоминается федеральный закон РФ №35 "О противодействии терроризму", который основывается на приоритете мер предупреждения, выявления и последующего устранения причин, способствующих совершению террористических актов. В заключении прокуроры ссылаются на "Закон об оружии" и постановление правительства России "О мерах по регулированию оборота гражданского оружия и патронов к нему".

Столь грозная история свалилась на руководителей учебных учреждений накануне майских праздников.

Началось она 25 апреля нынешнего года с директора Ропшинской школы Светланы Разносчиковой. На данный момент ей инкриминируют административное правонарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия в школе.

ПОЖАРНЫЙ ВИЗИТ

В Ропшинскую школу заместитель прокурора Ломоносовского района Руфат Исхаков приехал в момент отсутствия директора. Та была на районном родительском собрании. Сопровождал надзор инспектор пожарной охраны. Цель визита была проста — проверить накануне праздников, все ли в порядке в школе с безопасностью. В процессе инспекции прокурор зашел в школьный музей.

Помещение представляет из себя три тематические комнаты, наполнение которых понятно из их названий: "Русская изба", "Советский период" и "Зал боевой славы". В последнем Исхаков увидел около двадцати гильз от пулеметных и артиллерийских зарядов. Придирчиво осмотрев каждый, прокурор выбрал четыре особо подозрительных. Немедленно были вызваны директор школы, местный участковый, дежурная бригада МВД, сотрудники МЧС, ФСБ и взрывотехники ОМОН.

Здесь необходимо отметить, что гильзы находятся в музее с 1946 года.

Очевидцы рассказывают, что добиравшиеся два часа по пробкам взрывотехники, после составления акта осмотра "боеприпасов" были особо красноречивы. В акте, который оказался в распоряжении редакции, специалисты отмечают, что гильзы, мягко говоря, безопасны.

АКТ - снаряды, музей.JPG

БОРЬБА ЗА ГИЛЬЗЫ

В разговоре с 47news Светлана Разносчикова была эмоциональна: "Каждые полгода, перед первым сентября и перед выпускным нас проверяют. Даже кинолог с собакой приходит. В музее есть инвентарная книга, в которой перечислены все экспонаты. Каждый пронумерован и подписан. Военкомат проверяет, поскольку районный союз ветеранов шествует над музеем". Разносчикова также утверждает: "В советское время никто и помыслить не мог, что возникнут такие проблемы, снаряды на грядках находили и несли к нам. Тем не менее, мы уже достаточно давно не принимаем подобные экспонаты, а те, что есть, проверены и перепроверены десятки раз". В заключении директор рассказала 47news, что 30 апреля ей звонил тот самый заместитель прокурора и посоветовал просто выбросить проблемное наследие войны. "Но мы этого делать не собираемся. Будем отстаивать".

Директор средней образовательной школы в Низино Ломоносовского района Ирина Мулоджанова, которая получила пока просто предупреждение, поддерживает коллегу: "Ситуация совершенно непонятная. У нас тоже есть небольшой музей Великой Отечественной — гильзы разные. Прокуратура утверждает, что все это необходимо изучать на предмет боеспособности и взрывоопасности, но как это делать, мы пока смутно представляем".

В прокуратуре Ленинградской области 47news объяснили, что предостережение совершенно обосновано. "В Ропшинской школе хранится огнестрельное оружие и боеприпасы, которые не прошли исследование в экспертно-криминалистическом центре ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на боеспособность. Остальным школам вынесено предупреждение". На вопрос корреспондента, означает ли этот прецедент начало тотальной проверки всех школ Ленобласти на предмет хранения в красных уголках боеприпасов, в пресс-службе прокуратуры ответили уклончиво: "Возможно, так и будет. Делайте выводы сами".

По информации 47news, в директорской среде уже распространяются панические настроения: "Может действительно все выбросить, чем в биографии "дело" иметь", - делится впечатлением пожелавший остаться неназванным директор одной из областных школ.

ВАРИАНТ ЭКСПЕРТОВ

Собеседники в экспертно-криминалистическом центре Главка прокомментировали нам возможный процесс изучения всех боеприпасов из школьных музеев: "Никакие гражданские лица не могут перевозить боеприпасы. Полиция, без однозначного понимания безопасности предмета, также не может этого делать. Следовательно, необходим выезд на место эксперта. Далее существуют варианты: либо на месте становится ясно, что это "пустышка", либо необходима транспортировка снаряда или оружия на специально оборудованном транспорте к нам в центр". Полицейские отмечают, что пока о такой проблеме не слышали, в случае же массовой проверки сотрудники предполагают, что каждая школа должна обратиться в территориальный отдел полиции. "По идее, в таком случае это должно быть увязано в какую-то централизованную адресную программу. На данный же момент получается, что предостережение вынесено, а сами предметы не локализованы". Один из экспертов экспертно-криминалистического центра, когда узнал суть вопроса, поделился мнением: "Если зайти в известный Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ в Санкт-Петербурге можно обнаружить массу экспонатов, в которые внесены лишь малые конструктивные изменения. Оружейник средней руки вполне может их устранить. По идее надо прокурорам заняться этим вопросом". На прощание собеседник бодро пошутил: "Если к нам обратятся все школы области, то управимся не быстро".

Школьный музей - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений РФ независимо от их формы собственности, действующих на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), а в части учета и хранения фондов - на основании Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Об особенностях организации и ведения деятельности школьных музеев, комплектования и учета музейного фонда расскажем в данной статье.

Общие положения о деятельности школьных музеев

Пунктом 2 ст. 27 Закона об образовании установлено право образовательных учреждений иметь в своей структуре различные подразделения, в том числе музеи.

Вместе с тем каких-либо нормативных актов, регламентирующих правовые основы создания и осуществления деятельности школьных музеев, в настоящее время не существует.

Согласно п. п. 1.2, 1.3 Положения школьный музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

Профиль музея. Под профилем музея понимается специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

Проанализировав деятельность созданных и развивающихся школьных музеев, можно выделить следующие профили таких музеев:

  • историко-краеведческий - изучает историю возникновения и развития отдельно взятой местности или объекта (обычно это музеи истории школы, края, города);
  • военно-исторический - экспозиция рассказывает историю военных событий, происходивших на территории родного края (обычно это музеи боевой славы);
  • литературный - изучает и ведет сбор материалов по творчеству и жизнеописанию деятелей литературы, имевших (не имевших) тесной связи с краем;
  • этнографический - изучает самобытность населения той или иной местности, проводит сбор материалов об обычаях, обрядах и прочее;
  • естественно-научный - изучает и ведет сбор материалов природы в целом и родного края в частности;
  • мемориально-биографический - рассказывает о жизни и деятельности отдельно взятой личности (известном писателе, ученом, герое военных событий и т.п.), связанной с родным краем.

Иногда встречаются музеи, экспозиция которых всесторонне рассказывает о всех сферах деятельности родного края (истории, природе, экономике, культуре и пр.). Такие музеи называются комплексными краеведческими музеями или залами.

В то же время музей может иметь монографический характер, то есть быть посвященным какому-то одному предмету, явлению или событию (например: музей хлеба, музей игрушки, музей самовара, музей N-й армии и т.п.).

Создание музея. Организация музея в образовательном учреждении, как правило, представляет собой результат краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создание школьного музея осуществляется по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности. Обязательными условиями для создания школьного музея являются (п. 3.4 Положения):

Учредителем музея выступает образовательное учреждение, в котором организуется такой музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей (п. 3.2 Положения).

Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

Функции музея. Согласно п. 4.1 Положения основными функциями музея признаются:

  • документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
  • осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
  • организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
  • развитие детского самоуправления.

Руководство музея. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения, а непосредственное руководство практической деятельностью музея - руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению (п. п. 6.1, 6.2 Положения).

Текущую работу музея ведет совет музея (п. 6.3 Положения). К функциям совета музея относятся:

  • разработка и утверждение перспективных и календарных планов работы, тематико-экспозиционных планов;
  • решение вопросов включения в фонды музея памятников истории, природы и культуры, которые поступают в процессе комплектования фондов музея;
  • слушание и изучение отчетов руководителей поисковых групп;
  • обсуждение основных вопросов деятельности музея;
  • организация встречи учащихся с ветеранами войны, деятелями науки, культуры и искусства и другими интересными людьми;
  • руководство подготовкой лекторов и экскурсоводов.

Кроме того, в целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет (п. п. 6.3, 6.4 Положения).

Паспортизация школьных музеев

Паспортизация школьного музея - официальная регистрация музеев образовательных учреждений. Проводится с 1974 г. после выхода первого Положения о школьном музее.

Если музей осуществляет деятельность в образовательном учреждении в соответствии с Положением не менее года, он подлежит паспортизации.

Цели и задачи паспортизации заключаются в следующем:

  1. регистрация школьных музеев и присвоение им звания "Школьный музей" или "Музей образовательного учреждения";
  2. совершенствование деятельности школьных музеев в деле воспитания и образования;
  3. укрепление контактов школьных музеев с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими организациями и учреждениями.

Паспортизация проводится комиссией по паспортизации, создаваемой органами исполнительной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления), осуществляющими управление в сфере образования.

В состав такой комиссии, как правило, входят представители государственных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений, а также по согласованию сотрудники государственных музеев и учреждений культуры, ветераны и представители общественности.

Основными критериями для получения свидетельства о паспортизации являются:

а) коллекция подлинных предметов, зафиксированных в книге поступлений (инвентарной книге);

б) экспозиция, размещенная в приспособленном помещении;

в) актив из числа обучающихся и педагогов, ведущих работу в музее;

г) устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

Для паспортизации необходимо оформить на бланке органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления), осуществляющего управление в сфере образования, заявку на паспортизацию школьных музеев. К ней прилагаются по каждому школьному музею: учетная карточка музея, акт обследования музея и четыре фотографии экспозиций музея. Формы указанных документов размещены на официальном сайте Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения (далее - ФЦДЮТиК) (www.turcentrrf.ru) в разделе "Паспортизация школьных музеев".

Стоит отметить, что паспортизация музеев образовательных учреждений проходит в постоянном режиме по мере поступления заявок.

Результатом паспортизации отдельно взятого музея является составление его паспорта и выдача свидетельства о присвоении ему звания "Школьный музей" или "Музей образовательного учреждения".

Каждые пять лет все паспортизированные музеи подтверждают свое звание (перепаспортизуются).

Фонд школьного музея: учет и хранение музейных предметов

Деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов называется комплектованием музейного фонда (п. 2.4 Положения).

Фонд школьного музея делится на основной и научно-вспомогательный.

В основной фонд входят подлинные памятники истории, культуры и природы. Памятники, выявленные в процессе комплектования, представляющие интерес для музея, но находящиеся в среде своего бытования, называются музейными объектами. Памятник, изъятый из среды бытования и включенный в состав музейного собрания, называется музейным предметом. Выставленный для обозрения музейный предмет является экспонатом. Среди музейных предметов выделяют раритеты (редкие, уникальные предметы) и реликвии (особо чтимые предметы как память о человеке или событии).

К научно-вспомогательному фонду относятся наглядные материалы: карты, схемы, таблицы, планы, графики, диаграммы, фотокопии, макеты, муляжи (копии), новоделы и пр., которые дополняют музейные предметы и помогают раскрыть их идейное содержание, но сами не являются музейными предметами. Макеты, муляжи и новоделы изготавливаются в тех случаях, когда музейный предмет не может быть выставлен по соображениям его сохранности, из-за крупных габаритов, по причине его утраты. Научно-вспомогательные материалы используются для повышения познавательного значения экспозиции, облегчают ее понимание. Но нельзя забывать о том, что эти материалы не должны перегружать экспозицию и подменять собою музейные предметы. Их количество должно быть строго ограничено.

К сведению. Музейные предметы (экспонаты), выставленные на обозрение в определенной системе, формируют экспозицию.

Музейные предметы и музейные собрания, включенные в состав фонда, подлежат учету и хранению. Учет таких объектов осуществляется с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и иную информацию.

В школьном музее для учета и научного описания музейных предметов достаточно иметь инвентарную книгу, в которую записывается номер поступившего предмета, дата и способ поступления и в которой дается его краткое описание и приводятся прочие сведения о музейном предмете. Инвентарная книга представляет собой общую тетрадь в прочном переплете. Ее графят по особому образцу, прошивают, нумеруют страницы, затем указывая их количество. Эта запись и прошивка скрепляются печатью учреждения. На титульном листе отражается название музея, принадлежность к учреждению, дата начала внесения записей. Все записи делаются четко, аккуратно. Музейные предметы фиксируются в инвентарной книге в день поступления в фонды музея или несколькими днями позже.

В соответствии с п. 5.1 Положения учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

  • учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) ведется в инвентарной книге музея;
  • учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) ведется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

Помимо инвентарных книг существует и другая учетная документация на поступившие и выбывшие музейные предметы: акты приема музейных предметов на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов во временное пользование, акты списания музейных предметов (в случае исключения их из состава фонда). Необходимость использования таких документов устанавливается советом музея и утверждается его руководителем.

Посредством отражения информации о музейных предметах в учетной документации достигается юридическая сохранность таких предметов.

Обратите внимание! В соответствии с п. 13 Положения о Музейном фонде РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 N 179, отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается. Поскольку школьные музеи в части учета музейного фонда обязаны руководствоваться нормативными актами о Музейном фонде РФ, с учетом вышеназванной нормы музейные предметы, включенные в состав фонда музея образовательного учреждения, не отражаются на балансе данного учреждения.

Обеспечение физической сохранности музейных предметов достигается с помощью создания оптимальных условий хранения и использования, своевременной консервации и реставрации памятников истории и культуры. В связи с этим руководителям учреждений, в которых находится школьный музей, необходимо обеспечить отдельное помещение, отвечающее условиям хранения музейных предметов: безопасность, температурный режим, искусственное освещение.

Самым простым типом оборудования для хранилищ школьных музеев являются стеллажи, которые применяются для хранения предметов, не боящихся света и пыли. Отдельные предметы целесообразнее хранить в закрытых шкафах. Приведем наиболее важные правила, которые следует соблюдать при хранении музейных предметов:

  1. Для хранения мелких объемных предметов, нумизматических коллекций, многих биологических и зоологических экспонатов, геологических и минералогических образцов, негативов диапозитивов необходимо использовать коробки соответствующих размеров.
  2. Фотоотпечатки и негативы помещаются в конверты из черной бумаги и хранятся вертикально.
  3. Монеты и медали хранятся в бумажных пакетах, а для хранения марок, открыток, этикеток требуются специальные альбомы (кляссеры) и папки. Там же хранятся документы, листовки, фотографии, литографии, другие виды письменных и графических материалов, а также гербарии.
  4. При экспонировании запрещается подлинные документы, произведения графики, акварельной и гуашевой живописи, а также фотографии прикалывать кнопками или прибивать гвоздями. Нельзя приклеивать их сплошь на картон, монтировать на незастекленных стендах или витринах. Документ или фотографию помещают в специально изготовленную рамку, или паспарту, затем прижимают стеклом.
  5. Предметы одежды в экспозиции и в хранилище подвешиваются на специально подогнанных плечиках, концы которых обматываются чистой ватой и обшиваются холстом. Запрещается укрепление предметов, сделанных из тканей, гвоздями, булавками, кнопками.
  6. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
  7. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
  8. Для защиты экспонатов от воздействия света используются помещения, выходящие на теневую сторону. Окна должны быть хорошо затемнены. Возможно затемнение витрин и застекленных шкафов тканью в нерабочее для музея время.
  9. Музейные предметы требуют определенной температуры (от +10 до +25 градусов Цельсия) и влажности воздуха (не более 50 - 60%).
  10. Экспонаты необходимо защищать от пыли, насекомых, грызунов.
  11. Проводить реставрационные работы поврежденных музейных предметов без участия или консультации специалиста воспрещается.

Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив (п. 5.5 Положения).

В соответствии с п. 5.2 Положения ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

Заключение

Музеи, создаваемые в образовательных учреждениях, являются их структурными подразделениями. Многие из таких музеев образуются на общественных началах, как правило, благодаря активной работе школьных поисковых отрядов по сбору и выявлению музейных объектов, а также поступлению материалов и информации от населения. При накоплении определенного количества таких объектов возникает вопрос о формировании музейного фонда и учреждении музея при образовательной организации. Решение о создании музея как структурного подразделения принимается руководителем образовательного учреждения, в котором такой музей создается. Школьные музеи могут быть различной профильной направленности: краеведческие, военно-исторические, литературные и т.д.

Действующие музеи, созданные в образовательных учреждениях, подлежат паспортизации.

Руководитель учреждения обязан обеспечивать сохранность музейного фонда, которая достигается:

  • путем отражения информации о музейных предметах в учетной документации;
  • путем создания оптимальных условий для хранения и использования, своевременной консервации и реставрации музейного фонда.

Музейные предметы, включенные в состав музейного фонда, на балансе образовательного учреждения не отражаются.

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: