Чего боятся учителя в школе

Обновлено: 03.07.2024

Не менее распространённый страх педагога — крест на личной жизни. Сколько ни вспоминаю учителей/преподавателей, — лишь единицы по-настоящему счастливы в браке. Мне не совсем понятно, какие факторы мешают представителям учительской профессии иметь нормальную семью, теплоту и домашний уют. Возможно, это страх быть осужденным коллегами, а быть может, даже учениками. Или боязнь получения очередного неудачного опыта… К сожалению, мы об этом никогда не узнаем.

Хотелось бы остановиться и на компьютерном страхе. Ни для кого не секрет, что немало таких педагогов, которые не только не умеют пользоваться компьютером, но и включать его не умеют. А самое странное, что некоторые даже и не хотят этому научиться. Понятно, освоить технологии, быстро идущие вперед, непросто. Но базовые программы-то можно изучить, тем более что сейчас для учителей проводится миллион обучающих курсов и семинаров. В крайнем случае, сами ученики могут помочь в освоении некоторых программ. Но тут мы упираемся в ещё один страх – боязнь потери авторитета. Как же – яйца курицу учат! Некоторые учителя почему-то считают, что авторитет заключается в ношении короны на собственной голове. И не дай Бог ей, этой короне, пошатнуться.


Мы знаем, что сегодня учитель должен вдохновлять, заинтересовывать, видеть в детях индивидуальность, следить за своим психологическим состоянием. И сами учителя об этом тоже знают. Но не всегда им удаётся ежедневно соответствовать этому идеальному образу педагога. Наш блогер, учительница русского языка и литературы Алия Кадырова, рассказывает, что им мешает.

Чтобы ответить на этот вопрос, я решила заглянуть в себя. Я в школьном образовании уже четвёртый год, до этого работала в медиа. Считаю себя прогрессивным, критически-мыслящим человеком и таким же и учителем. Но и мне порой приходится преодолевать свои страхи и ограничения! Давайте разберёмся какие.

1. Дуэль с гуглом

Я задумалась: почему я боюсь также широко и откровенно впустить гугл в свои уроки? Конечно, потому что где-то внутри мне страшно показаться некомпетентной. Конечно, можно и нужно объяснять детям, почему для нас важен навык серфинга в интернете. Но иррациональных страх, что кто-то из старшеклассников посмотрит, прищурившись, и решит, что я не знаю всех фактов о всей литературе всех времён, заставляет вот так глупо самоцензурироваться.

2. Уравнивание облегчает жизнь

Знаю ли я, что все дети — индивидуальности? Безусловно. Понимаю ли, что кто-то может быть меньше заинтересован моим предметом, чем другие? Естественно. Однако картинка идеального класса в моём подсознании — это класс, где все примерно равны. Здорово было бы, не правда ли? Сразу видно, как классно я делаю свою работу. Сейчас я больше времени трачу на переживания об отстающих, чем на мотивацию преуспевающих. А ведь второе тоже важно.

3. Нет ничего хуже неизвестности


Валюта вместо двоек: почему оценки больше не работают и чем их заменить

4. Большой брат следит за тобой

5. Теряю контроль

Проектная деятельность связана с передачей контроля. А вдруг они сделают что-то не так? Или спросят о алкоголе, сексе, наркотиках или, что совсем страшно, поинтересуются, когда же страна станет демократичнее? Провести действительно интересный проект — это всегда значит лишиться огромной части своего контроля над ситуацией. На финальной презентации, приходя на мероприятие, коллеги и родители будут думать, что всё ими увиденное — моя работа. Поэтому, конечно, лучше никакой свободы не давать, и просто выдрессировать мероприятие, назвав его проектом, не правда ли?

Я рада, что большую часть времени мне удаётся осознавать свои страхи, которые мешают быть действительно хорошим современным учителем и не позволять им влиять на мою работу. Помогает в том числе вот такая рефлексия.

Что мы можем сделать с теми учителями, которым в силу разных причин это сложно даётся? Скажу честно — не знаю. Но попытаться их понять, не осуждая, хорошее начало.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сам Менделеев говорил: "Вся гордость учителя — в учениках, в росте посеянных им семян".

К профессии учителя с уважением относились во все времена. Наверное, потому, что учитель - это не просто высокообразованный человек, а прежде всего тот, кто умеет передать свои знания другим, объяснить непонятное, найти ключ к способностям каждого ученика.

Для того чтобы кого-то научить чему-то, надо самому в совершенстве разбираться в этом, быть готовым ответить на любой вопрос. К тому же, учителю часто приходится отвечать и на вопросы, не касающиеся его предмета, поэтому его кругозор должен быть широким. А еще учителю необходимы такие качества, как выдержка, терпение, дружелюбие. Учитель должен быть хорошим психологом и любить детей.

Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, с которым можно поделиться всем.

В то время я настойчиво пыталась определить – почему на уроках Викуловой (Волгушовой)Любовь Геннадьевны мне гораздо легче, интереснее, чем на других? Наверное, уже тогда, где-то на уровне подсознания, хотелось быть похожей на любимого учителя. Меня всегда поражал ее оптимизм. А как приятно смотреть на нее: скромную, со вкусом одетую, спокойную, с доброй улыбкой на лице. Правда-правда, она никогда не бывала унылой или неприветливой. По натуре непосредственная, она, например, не умея сдержать себя, первая смеялась над своей же удачной шуткой, и этот мелодичный смех ее еще долго звучал в классе. Мне всегда очень хотелось быть похожей на любимую учительницу. Сейчас понимаю: доброе семя нашло плодородную почву. И раздумий при выборе профессии не было – буду учителем.

Еще лет 20 назад учитель был авторитетным человеком, которого предпочитали уважать и даже бояться не только ученики, но и родители (особенно вызванные записью в дневнике на серьезный разговор) . Еще мои родители рассказывали, что ни на учителей, ни тем более на директора жаловаться дома было нельзя, даже если учитель позволял себя рукоприкладство. Родители после таких рассказов еще больше наказывали детей, потому что считали, что учитель за зря не обидит. Но времена и нравы меняются, и сегодня уже учитель может быть вызван на разговор: родителями, администрацией и, не исключено, учениками. Какие еще неприятные моменты в работе есть и чего современные учителя боятся?

1. Крушение собственного авторитета

2.Ошибиться во время урока.

Я боюсь ошибиться во время урока, неправильно поставить ударение в слове, не ответить на вопросы учеников, перепутать постфикс и суффикс. К слову, это не потому что я безграмотная, а потому что сейчас дети очень умные, у них под рукой гугл. А молодого учителя не грех проверить на прочность. Пока со всеми испытаниями я справляюсь, но каждый урок проходит в ожидании того самого вопроса, на который я не знаю ответ. Хотя такой страх мотивирует качественно готовиться к урокам, читать больше положенного, в целом развиваться.

Есть неприятное ощущение при мысли о разных проверках, которые будут трясти шкафы с тетрадями, планами, документами. Изучать оформление документации, качество проверки контрольных работ, смотреть на обстановку в кабинете… В общем, интересоваться не тем, что я сделала, а как я написала отчет об этом. В моменты проверок чувствуешь себя блохой под тапком, потому что тебе могут сделать замечание. И кому что докажешь, если все эти делегации, как правило, состоят из людей, которые не знают, для чего указка нужна? Далекими от преподавания, другими словами.

4. Неадекватных родителей

5. Новых реформ

6. Сорваться на рукоприкладство

Я считаю, что современные дети все чаще стали провоцировать учителей на агрессию. Сегодня ученик может безнаказанно издеваться над учителем и не получить за это никакого наказания. Какие у меня есть способы воздействия? Поставить двойку, отвести к директору, позвонить родителям, погрозить пальцем? Это все уже не пугает, родители еще в школу прибегут и защищать ребенка от злого учителя будут. Не так давно прочла историю в интернете, где был описан случай, когда учительница попыталась забрать у ребенка, слушавшего на уроке музыку, телефон. Перед этим парня просили выключить звук, убрать телефон, напоминали об уважении к одноклассникам. Но он просто сделал немного тише и продолжал невозмутимо срывать урок. И тогда учительница подошла и попробовала забрать телефон, чтобы положить на стол и отдать уже после уроков. В итоге ситуация перевернулась так, что учительница стала тираном, а ученик - невинной жертвой! Ребенок рассказывал всем, что ему крутили пальцы, они до сих пор болят, что телефон хотели украсть, что он не слушал музыку, а читал чуть ли не по теме урока. Бедную учительницу заставляли писать бестолковые объяснительные, начали контролировать. Один наглый малец создал столько проблем! Вот по отношению к таким детям мне иногда очень хочется применить старый добрый метод – затрещину. В последние годы сдерживаться стало сложнее.

7. Что ученик попадет в плохую ситуацию

Еще один страх, который многим учителям не дает покоя. Ученик может набедокурить ранним воскресным утром, а учитель обязан будет объяснить, почему не был в курсе, как ученик проводит досуг. Почему не предупредил беду? Во время каникул я обзваниваю родителей, где и с кем ученики проводят свободное каникулярное время. Я понимаю, что часто родители называют информацию лишь бы какую, только бы я отвязалась быстрее. Но если во время каникул с учеником что-то случится, он совершит какое-то преступление, то меня замучают допросами, проверками и объяснительными.

8.Попасть в интернет

Еще один страх назвал один учитель, которую однажды ученики сфотографировали, под фото сделали негативную надпись и начали распространять в соцсетях. Никому не понравится быть высмеянным. А дети очень жестоки: они высмеивают внешность, одежду, манеру общения и даже тембр голоса. Я не хочу, чтобы мое лицо с какими-нибудь гадкими рисунками и надписями увидели мои собственные дети, моя семья. Не хочу, чтобы родные знали, что моя работа дарит мне много шансов быть униженной.

9.Учеников, которым все неинтересно

Одним из страхов можно назвать тот страх, где многим ученикам ничего неинтересно. Вот представьте: в классе из 20 человек готовы учиться максимум 5 человек, остальным ничего не нужно, кроме каких-то развлечений. Они живут в зоне комфорта и выходить из нее не собираются. А школу воспринимают как муку и напрасную трату времени. И вот в такой атмосфере важно не забыть о тех пяти, готовых учиться. Но как бы учитель ни старался, какие бы классные уроки ни придумывал, трудно учить в атмосфере безразличия. Но все равно мы будем виноваты в том, что в мире существуют дети, не желающие учиться. Это учитель их плохо заинтересовал.

10.Если ты учитель, то забудь о личной жизни. Очень сомнительный стереотип, даже не знаю, откуда он взялся, но раз он есть, то надо его опровергнуть. В корне не согласна, потому что у самой есть семья и понимающий муж. У нас, у учителей, есть свободное время: уроки заканчиваются аж в 2 часа, а летний отпуск два месяца. Так что есть время, посвятить себя семье, не во вред работе.

11.Знаете, какой самый умилительный страх, о котором я узнала от педагогов?
Проспать на урок! Думаю, такое случается крайне редко и именно потому, что страх этот настолько силен, что учителя перестраховываются всеми способами (вроде будильников).

У каждого человека есть свое предназначение, данное ему природой, Богом или обществом, в котором он рожден.

Какие чувства вы испытываете, отправляясь, каждое утро на работу?

могу ли я пойти в школу и посидеть на всех уроках у своего ребенка? сейчас звонила директору школы, она сказала, что переговорит со всеми педагогами которые будет в тот день преподавать и если они согласятся то меня допустят,
почему в этом такая проблема? чего бояться учителя?

Отвечаю как учитель. Дело не в боязни - а в нескольких позициях - 1) Ваше присутствие на уроке заметно не только учителю, но и всем ученикам класса, что неизбежно ведет к повышенному вниманию к "наблюдателю". 2) в соответствии с нормативными документами на урок ко мне (учителю) может прийти родитель, человек его заменяющий, администрация школы и контролирующие органы ПРЕДВАРИТЕЛЬНО поставив меня в известность.
Теперь к вопросу ПОЧЕМУ. Для наших среднестатистических училок - это жуткий стресс, необходимость подготовки, продумывания слов и т.д. ИБО в обычной практике этого нет. Для Учителя, именно с бальшой буквы, для профессионала - Ваше присутствие на уроке - только плюс, т.к. даёт возможность совместной работы и указывает на Ваше желание сотрудничать. Я всегда "за№ посещение уроков родителями, т.к. при качественной работе - это оч и оч положительно сказывается и на деятельности учителей и на деятельности семьи по воспитанию ребёнка.

если " Для наших среднестатистических училок - это жуткий стресс, необходимость подготовки, продумывания слов и т.д." то как же они ведут уроки на едине с классом? что говорят? и после этого приходит мысль. а ведь наверно ребенок прав, когда говорит что учитель себя ведет как. ну как бы сказать мягко. не адекватно порой..
что позволяют учителя и оскорблять и унижать. и при этом мы твердим детям что "учитель всегда прав!"

Элина Эйтенеер Мыслитель (8196) У Вас похоже идеализированное представление об учителе в обычной средней школе. Я вообще не знаю как своих -то в школу отдавать - именно портому, что действительно ЗНАЮ, что и как говорят такие вот училки. это трагендий социальная, а Вам, как активной мамочке - респект, и удачи. Не бойтесь - пусть они боятся, раз работать не умеют.

Читайте также: