Часы и время проект в доу

Обновлено: 04.07.2024

2 Вид проекта - Исследовательско - творческий Продолжительность - среднепродолжительный (февраль 2018) Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Задачи: - Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. - Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека. - Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

4 ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА: Создание различных видов коллекций часов - настенными, наручными, будильники, электронные и т.д. Подготовка и проведение экскурсий. Участие в сборе экспонатов музея. Составление рассказов о часах и календарях. Участие в открытии музея часов и календарей. Произведения детского творчества (коллажи, рисунки, поделки, аппликации часов и календарей). Пополнение информационной базы ДОУ методическими разработками, конспектами занятий, сценариями мероприятий, фото- и видеоматериалами. Публикация информационных материалов по теме проекта на сайте учреждения и в сети Интернет.

6 Вводная беседа. История часов или какие бывают часы? Давайте поговорим о разновидностях часов. Скажите, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток? - Такой прибор называется часами. Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат. Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени. Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.

7 А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы. Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма? Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка. Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень на палец. Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк. Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени. Механические часы изобрел в XVII в. ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам. Во втором десятилетии XX в. появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

8 Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми? Солнечные часы придумали древние египтяне. Послушайте стихотворение: Есть и солнечные часы всех часов предки! Сейчас они редки. Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит! Они бывают на площадях, на лужайке, в саду у солнышка на виду! (Эльмира Котляр) А, у нас в старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз примерно в четыре часа утра. Послушайте об этом стихотворение "Петушок". Кукареку-кукареку! Звонко петушок поет. Озарло солнце реку, В небе облако плывет. Просыпайтесь, звери, птицы! Принимайтесь за дела. На траве роса искрится, Ночь июльская прошла. Как будильник настоящий, Разбудил нас!

9 Слышали ли вы о цветочных часах? Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики. Послушайте стихотворение об одуванчиках. У реки зеленый луг, Одуванчики вокруг Росами умылись, Дружно приоткрылись. Как фонарики горят, Нам с тобою говорят: "На часах ровно пять, Можете еще поспать!" Одуванчики это часы луговые.. А вот кувшинки часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

10 Коллекции часов настенные наручные будильники Детская литература

14 Творческая мастерская Ручной труд Рисование Аппликация Оригами Дизайнеры часов

16 В поисках часов мы отправились на экскурсию в музей ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В поисках часов мы отправились на экскурсию РОССИИ. в музей ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ. В музее мы узнали не только В музее мы узнали не только об истории об истории развития развития железнодорожного транспорта, НО железнодорожного И ТО, КАК НЕОБХОДИМЫ ЧАСЫ ДЛЯ ЧЁТКОЙ транспорта, И СЛАЖЕННОЙ НО И ТО, РАБОТЫ КАК ВСЕЙ СИСТЕМЫ НЕОБХОДИМЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ЧАСЫ ДОРОГ ДЛЯ. ЧЁТКОЙ И СЛАЖЕННОЙ РАБОТЫ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ.

Проект "Часы и время" по формированию элементарных математических понятий.

ВложениеРазмер
Проект "Часы и время" в подготовительной группе. 58.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по формированию элементарных математических понятий

для подготовительной к школе группы

воспитатель Евса Т.А.


Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!


Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были : солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

Этапы работы над проектом.


2 этап - основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.


- Цикл рассказов для детей:


- Чтение художественной литературы:


- Рассматривание иллюстраций часов.


- Подготовка с детьми рассказов о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.


- Экспериментирование. Изготовление макетов песочных, водяных часов.

Беседа: Что такое время?

Итак, подведем итог вышесказанному. Прошу ответить на вопросы:
1. Можем ли мы потрогать время? Почему?
2. Помогает ли нам время? Для чего оно вообще нужно?
3. Когда мы были маленькими, мы ориентировались во времени?
4. Что такое время?
5. Умеет ли время ползти? Когда такое бывает?
6. Что помогает определить время?
7. Почему мы часто говорим, что время дороже золота?
8. Должны ли мы ориентироваться во времени?

Беседа: Что такое часы?

Беседа: Солнечные часы


Цель: знакомство детей с солнечными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• активизировать словарный запас детей и наполнить его новой лексикой;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:

• Вертикальные (эти часы, соответственно, расположены на вертикальной поверхности, а их гномон как бы торчит в строну. Чаще всего их устанавливают на стенах башен, высоких зданий и сооружений).


Если вы скажете, что такие часы нельзя взять с собой. Я отвечу – ребята, можно! Народные умельцы тут же среагировали и придумали уменьшенную копию солнечных часов – наручные миниатюрные модели. У путешественников и монахов были специальные посохи с отметками, и, поставив их под определенным углом к Солнцу, они могли определить время.


Но, стоит отметить, что установка солнечных часов требовало определенных знаний астрономии и географии. Для каждой местности необходимо было правильно рассчитать, куда поставить гномон, и где устроить циферблат. Без этих расчетов солнечные часы перестали бы быть точными. Это сейчас можно проверить по обычным механическим или электронным часам, правильно ли показывают время солнечные часы, а раньше люди не имели такой возможности.
Кроме того, самый большой минус солнечных часов – работать-то они могут лишь в солнечную ясную погоду! Тем не менее, солнечные часы служили людям в течение тысячелетий. И люди ими были очень довольны.
Давайте подведем итоги нашей беседы:
1. Где появились первые солнечные часы?
2. Кто такой бог Ра?
3. Как пришла мысль к созданию солнечных часов?
4. Из чего состоят солнечные часы?
5. Легко ли их самим сделать?
6. Какие бывают солнечные часы?
7. Где устанавливали солнечные часы?
8. Какие недостатки есть у солнечных часов?

Беседа: Песочные часы


Цель: знакомить детей с песочными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Продолжаем знакомиться с видами часов. Сегодня мы узнаем, что такое песочные часы.
Песочные часы, как и всякие любые другие часы, - это, прежде всего, прибор для измерения времени. Состоят они из двух соединенных друг с другом прозрачных стеклянных сосудов. В одном сосуде находится мелкий песок, который пересыпается в другой сосуд через горловину, тем самым отмеряется определенный промежуток времени. Он может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.
Это зависит от размера сосудов: маленькие сосуды – маленький промежуток времени, большие сосуды – большой промежуток времени, так как они могут вмещать много песка. Кроме того, размер горловины (самой узкой части часов) тоже имеет значение: шире горловина - песочек быстрее пробегает из одного сосуда в другой, времени тратиться меньше, Уже горловина – песок медленно просачивается, поэтому время тратится больше.
Считается, что первые песочные часы появились в Индии и Китае. Они быстро распространились по свету, потому что были просты в использовании, надежны, ими можно измерять время в любой момент дня и ночи, так как они не зависят ни от солнечного света, ни от погоды, ни от ветра. Но есть и недостатки – песочные часы измеряют лишь кроткий промежуток времени, ими не измерить сутки. Представляете, какими должны быть сосуды и сколько понадобится песка, чтобы все 24 часа он перетекал из одного сосуда в другой. Кроме того, песочные часы со временем перестают быть точными: песчинки стачиваются, превращаются в пыль, и быстрее пересыпаются.
Изготовлением песка для песочных часов занимались лучшие мастера. Ведь именно от него зависела точность времени. Умельцы брали морской или речной песок, просеивали его с помощью сита, делая его однородным, промывали и сушили на солнце. Другой песочек делали из толченой яичной скорлупы. Такой песок имел красивый кремовый оттенок. Еще песок делали из древесного угля (сгоревшего кусочка дерева), уголёк так же, как и яичную скорлупу, толкли. Какой цвет получился у песка? Правильно, черный.
Сосуды, или колбы, мастера делали из стекла. В те времена уже могли изготавливать стекло. А стекло, как вы знаете, делается так же из песка. Внутри сосуды должны быть идеально гладкими, чтобы песочек не задерживался и не застревал.
В настоящее время песочными часами пользуются редко. В основном их ставят для украшения. Но их можно встретить, например, в санаториях, когда мед.сестра отсчитывает время процедуры. А где вы встречали песочные часы?
Настало время подвести итог тому, что мы сегодня узнали:
1. О каких часах мы сегодня беседовали?
2. Из чего состоят песочные часы?
3. Как делали песочек?
4. Почему сосуды должны быть гладкими?
5. Какие плюсы у песочных часов?
6. Какие недостатки у них?
7. Где сейчас можно встретить песочные часы?

Беседа: Водяные часы



Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с водяными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Ребята, давайте вспомним, какие виды часов мы уже знаем. Молодцы! Мы знаем, что такое солнечные. А помните, мы вскользь говорили, что есть еще водяные, песочные, масляные, механические, электронные и атомные часы. Как вы думаете, о каких из них мы будем беседовать сегодня? О водяных часах.
Название данных часов говорит само за себя. Они исчисляют время благодаря чему? Правильно, воде, жидкости. Мы знаем, что древние люди, как и вы, очень наблюдательны. У них не было всяческих современных приспособлений, какие имеем сейчас мы. Они полагались на собственную интуицию, кое-какие знания о природе и ее силах, на свой опыт и не боялись совершать ошибки.
Итак, кто-то говорит, что в Египте, а кто-то утверждает, что в древнем Вавилоне у одного из служителей храма прохудился глиняный сосуд. Трещинка была очень мала, и из нее капля за каплей стала вытекать вода. Вода капала медленно. И так как служителю нечем было заняться в ту ночь, он стал наблюдать за этим процессом. В итоге, наступило утро, и его позвали завтракать. На следующую ночь служитель взял этот же дырявый сосуд, наполнил его водой, поставил его на табурет, а на пол подставил другой сосуд, чтобы вода из дырявого не вытекала на пол. И знаете что! Этот человек заметил, что вода отмеряет промежуток времени, равный его ночному служению в храме. Так и появились первые водяные часы, прибор для измерения времени.
А потом начались эксперименты: водяные часы представляли собой и два сосуда, описанные выше, и одну большую чашу с дырочкой на дне, которую подвешивали, и из нее капля за каплей вытекала вода, так же измеряя время. А китайцы вообще что придумали – в бассейн, наполненный водой, ставили такую же круглую чашу с дырочкой на дне. Дырявая чаша, плавая в бассейне, наполнялась через дырочку водой и тонула. Не очень практично для измерения времени, правда?!
Но самые интересные и самые полюбившиеся водяные часы были – клепсидра.

Беседа: Огневые и масляные часы


Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с огневыми и масляными часами, их историей, назначением
Задачи:
• Формировать представление об определении времени;
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Ребята, отгадайте загадку:
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)
Правильно, это свеча. А причем тут свеча, когда мы говорим о часах? Сейчас всё узнаете.
На Древнем Востоке, а именно в Китае, три тысячи лет назад появились огневые, или огненные часы. Китайцы же любят всё, что связано с огненной стихией. Они придумали до удивления простую конструкцию: брали длинную плошку с бортиками, клали в нее свечу, на бортиках делали равномерные надрезы, обозначающие промежуток времени, через надрезы натягивали нитки, на краях которых были шарики (обычно металлические или из слоновой кости). Зажигали свечу, свеча потихоньку сгорала, нитка плавилась, разрывалась, шарик падал на металлическую тарелочку под плошкой, издавал бой, тем самым сигнализируя, что прошло какое-то время. И так до тех пор, пока свеча не сгорит. Потом свечу меняли. И до бесконечности.

В эту плошку могли добавить благовония, ароматические масла, могли украшать ее всякими статуэтками и фигурками. Ну, очень красивое и ароматное изобретение. А главное, полезное, ведь по нему древние люди могли четко строить свой распорядок дня и ориентироваться во времени.
Огневые часы были разных конструкций. Вот, например, свечные цилиндрические часы: это подставка (некий подсвечник) с металлическим вертикальным штырьком с одинаковыми делениями по всей его длине. Рядом со штырьком ставили свечу (вертикально), зажигали, она горела и указывала прошедшее время. Как вы думаете, удобная конструкция? Да, удобна, но, по-моему, свеча быстро сгорает. Тогда люди стали выдумывать свечи разного состава, с разными фитилями, чтобы свеча горела как можно дольше, ведь воск очень быстро плавится.

Беседа: Механические часы

Беседа: Электрические и электронные часы


Но в середине прошлого века во Франции придумали такие часы, которыми мы все с вами пользуемся – электронные. Маятник и электромагнит электрических часов заменили элементом электрического питания – аккумулятором или батарейкой. А привычный нам циферблат вытиснился электронным табло, на котором светились электронные цифры. Кроме того, инженеры стали придумывать электронные часы с калькулятором, с будильником (сейчас нас, конечно же, этим не удивить, а раньше это было неслыханное чудо техники), и даже встроенным миникомпьютером. Постепенно электронные часы и электронные будильник стали встраиваться в различные бытовые приборы и устройства, что позволяло управлять ими при наступлении определённого времени. Электронные часы стали обязательным элементом таких устройств как телевизор, видеомагнитофон, компьютер, сотовый телефон и прочее, и прочее. Сегодня мы привыкли к электронным часам и даже не помним, что есть что-то иное для определения времени.
Давайте подведем итог:
1. Электронные и электрические часы – это одно и то же?
2. Что было самым важным в электрических часах?
3. А что важно в электронных?
4. Где мы встречаем электронные часы?
5. Чем же они нас покорили?

Беседа: Атомные часы

Пока ученым из разных стран есть над чем работать. И думаю, что в недалеком будущем мы сможем использовать атомные часы так же, как и любые механические и электронные.
Итак, давайте посмотрим, как легко вы запомнили информацию из нашей беседы:
1. Что дает атом?
2. Какие они – первые атомные часы?
3. Кто изобрел атомные часы?
4. Сложен ли механизм атомных часов?
5. Кто-нибудь следит за Временем в мире?
6. Зачем нужно следить за временем?
7. Почему у нас с вами до сих пор нет атомных часов дома?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ардатовский муниципальный район Нижегородской области

Проект в старшей группе

hello_html_4d5d8652.jpg

Выполнил: воспитатель

р. п. Ардатов, 2019 г.

Пояснительная записка

Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное

Цель проекта: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Задачи проекта:

– формировать представления о музее у дошкольников;

– познакомить с историей часов;

– подвести к пониманию того, что часы нужны для подсчёта времени, и созданы людьми для облегчения своей жизни;

– показать значимость времени в занятиях разной деятельностью;

– совершенствовать умения использовать ранее полученные знания для решения практических и познавательных задач;

– развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться.

– включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;

– привлечь к проблеме развития познавательной сферы ребёнка;

– стимулировать творческую деятельность родителей через участие в конкурсе поделок, при сборе экспонатов музея;

– способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Формы работы с экспозициями мини-музея:

- образовательная деятельность с элементами игры

Вид проекта - исследовательско - творческий, групповой.

Продолжительность – с 21 января 2019 г.- 25 января 2019 г.

Участники – воспитатель, дети, родители.

Проблема, её актуальность:

Главная цель: дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.

Прогнозируемый результат реализации проекта:

- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;

- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;

- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);

- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно было: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы с взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.

- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;

- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

Этапы работы над проектом

1 этап - подготовительный

Цель: определить основные направления работы.

- Систематизация материала по данному вопросу.

- Изучение научной литературы по данному вопросу.

- Подбор художественной, энциклопедической литературы.

- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

- Подбор материалов для проведения исследования.

- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап - основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

Социально-коммуникативное развитие:

Вечер пословиц и чистоговорок о часах и времени.

Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Художественно-эстетическое развитие:

Работа с родителями:

- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.

Основания для разработки проекта.

Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Научить детей определять время на макетах часов с точностью до 1 часа.

Словесные, наглядные, практические.

Тематические занятия, презентации, беседы, ситуации, заучивание стихов, настольные игры, наблюдения, ролевые, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.

Ожидаемые результаты

Дети узнают об истории возникновения и развития часов, их разнообразии и необходимости в жизни человека.

Освоят достаточные знания о временных представлениях.

Появится познавательный интерес к часам, возникнет желание изучать часы и сделать из них коллекцию.

Употреби текущее время так, чтобы в старости,

не корить себя за молодость, прожитую зря.
Джованни Боккаччо

Актуальность

Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов.

Данная тема показалась нам очень занимательной, и мы начали искать интересные факты о часах и времени.

Если привлечь внимание детей к повседневному, хорошо знакомому им предмету — часам, показать историю их появления, то у дошкольников появится познавательный интерес к часам, возникнет желание изучать часы и сделать из них коллекцию.

Прогнозируемый результат реализации проекта

- В практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;

- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;

- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);

- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы - цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время.

-Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы.

-Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.

Этапы работы над проектом

1 этап - подготовительный

Цель: Определить основные направления работы.

- Систематизация материала по данному вопросу.

- Изучение научной литературы по данному вопросу.

- Подбор художественной, энциклопедической литературы.

- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

- Подбор материалов для проведения исследования.

- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап - основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

- Познавательный рассказ воспитателя о часах.

- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

- Рассматривание иллюстраций часов.

- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.

- Изготовление макетов, цветочных, водяных, огненных часов.

3 этап - заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.

- Создание коллекции современных часов, карманных часов.

4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14.

7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43.

8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10.

Познавательный рассказ о часах.

Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели, как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время. Что это за предмет?

Воспитатель: - Сейчас я расскажу вам, как появились часы.

-Первыми часами. Которые придумали люди две - три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит скоро вечер. Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?

(Изготавливаются заранее водяные часы из пластиковой бутылки. Делается отверстие в крышке с помощью шила. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)

(Дети рассматривают песочные часы)

Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24части. Выходит, Время не только течет, но еще и сгорает.

(Демонстрируется горящая свеча.)

Воспитатель: - Сейчас существует много разновидностей часов. Назовите их.

(настенные, напольные, механические, электронные, будильники и др.)

Рассматривание часов на иллюстрациях.

Чтение детьми стихотворений о часах.

Воспитатель: - Замечательные стихи вы прочитали, молодцы. А хотите узнать, какими были первые будильники, и кто их изобрел?

(Рассказ о будильниках, с использованием иллюстраций.)

Воспитатель: - У вас на столах есть цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. Бумага. Нарисуйте, пожалуйста, часы – кто какие захочет.

Воспитатель: - Сегодня вы узнали много нового. Поделились своими знаниями, нарисовали отличные рисунки.

А вам понравилось?

Дети делятся впечатлениями.

Цель: Учить детей определять причинно-следственные связи.

Воспитатель подводит детей к настенным часам и задает вопросы:

-Как вы думаете зачем у нас в группе висят часы?

-Кому они в нашей группе нужны?

-Зачем они нужны людям?

-Для чего их создали?

Вы все говорили правильно, часы измеряют время.

А скажите, часы были всегда или было время, когда не было часов?

Воспитатель: было время, когда не было часов.

-Как же люди определяли, когда нужно вставать, когда ложиться спать?

Они ориентировались на времена года, части суток (день –ночь)

Воспитатель: Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко закатывалось – ложились спать.

- Подумайте и скажите, когда они дольше спали – летом или зимой? – Люди спали дольше зимой, потому, что солнце зимой встает позже, чем летом.

- А знаете ли вы, что по солнцу можно определить время достаточно точно?

Когда солнце свети, от деревьев отходит тень. Тень длиннее, когда солнце только встает или, когда оно скоро зайдет за горизонт. Значит, тень от солнца длиннее, утром и вечером, а днем короче. Вот проснулся человек и увидел тень от солнца.

- Как он определял время суток? - Утром тень в одной стороне, вечером в другой.

Воспитатель: Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал солнечные часы (Показ картинки).

- Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами?

- А что плохого в этих часах?

- Почему мы не пользуемся ими сейчас? – Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду, они не работали.

- Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек?

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов).

- Что в них было хорошо, а что плохо?

Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Час, которые я вам показала, рассчитаны на 1минуту. Нужно через каждые 1 минуту их переворачивать. Поэтому их нельзя брать с собой, когда уходишь из дома.

- Представьте себе, что будет, если вы возьмете такие часы в дет. сад, школу?

- А как вы думаете, 1 минута – это много или мало? Что можно сделать за 1 минуту?

Сейчас мы проверим, много ли это – 1 минута.

Воспитатель: –Почему получилось у каждого разного количества палочек?

- У каждого свой темп.

Продолжаем говорить о часах. Вместо песка в часы наливали масло, но такие часы время показывали не точно.

Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере и по делениям – можно было определить, сколько сейчас время.

- Как вы думаете, что плохого было в этих часах?

Вы сказали правильно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час, эти часы били и люди знали, который час. Но все-таки, эти часы, тоже были неудобны. Почему?

Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час. И люди придумали другие часы, какие? – которые, можно было повесить в каждом доме.

Появились разные часы.

- Как называются часы, которые висят на стене? – настенные часы.

- Которые стоят на полу? – напольные.

- Которые стоят на столе? – настольные.

- Которые человек носит на руке? – наручные.

Но и у них есть недостатки. Их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Если забудешь завести эти часы, они останавливаются. Поэтому человек придумал электронные часы, они работают на батарейках. Это – чудо часы. Их можно поставить на то время, которое нужно, и они подадут вам сигнал.

Читайте также: