Часы и музыка план урока

Обновлено: 12.06.2024

Подготовила материал и провела конкурс преподаватель Макарова Г.П.

г. Хабаровск -2018г.

Дать понятие об основных музыкальных терминах

Вызвать интерес к изучению музыкальных терминов Познакомить детей с элементами музыкальной грамоты. Развивать творческие способности, расширять кругозор детей

Формы проведения Совместная деятельность Творческая деятельность

Добрый день, дорогие наши гости!

И начинаем мы его интеллектуальной разминкой:

Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального прои зведения?

Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? /аккордеон/

Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? /баян /

Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижёром? /оркестр /

Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы? /марш/

Графические знаки для обозначения музыкальных звуков? /ноты/

Как называется соловьиная песня? /трель/

Каким музыкальным инструментом владел Садко? /гусли /

Самый большой духовой музыкальный инструмент? /орган/

Как называется дирижёр , который руководит хором? /хормейстер /

Какой европейский город считают родиной вальса? /Вена/

С именем какого эстрадного певца связана жизнь популярной песни Д. Тухманова

Как называют музыканта-исполнителя, в совершенстве владеющего техникой своего инструмента? /виртуоз/

И раздвинутся вдруг стены - Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки пенной, Чутко дремлют лес и луг.

В даль бегут степные тропки Тают в дымке голубой .

Это музыка торопит И ведёт нас за собой.

Что заставляет душу поэта танцевать? Музыка. Что заставляет художника рисовать прекрасные картины, музыканта петь прекрасные песни? Вдохновение, которое даёт красота. Подобно тому что мы зовём музыкой в повседневной жизни, для многих архитектура - это музыка, садоводство - это музыка, фермерство - это музыка, рисование

это музыка, поэзия - это музыка . Во всех занятиях жизни· , где красота является вдохновением, существует музыка.

Но среди различных искусств музыкальное искусство считается особо божественным, потому что оно является в миниатюре точной копией закона , действующего во всей вселенной. Например, если мы будем изучать себя, то обнаружим, что удары пульса и сердца, вдохи выдохи дыхания, - всё это работает в ритме. Жизнь зависит от ритмической работы всего тела. Дыхание проявляется как голос, как слово, как звук; и этот звук постоянно слышим, звук вовне и звук внутри нас самих. Это музыка. Музыка вдохновляет не только душу великого музыканта, но и каждое дитя, которое как только приходит в мир, начинает двигать своими маленькими ручками в ритме музыки. Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка есть язык красоты.

Что тоньше слов с душою говорит?

Что так ласкает и тревожит сердце? Конечно, музыка - её эфирный мир Вдруг приоткроет двери .

Найти гармонию в трущобах наших душ Ни дьяволу, ни Богу неизвес тных,

Дано лишь музыке - её живой мотив Растопит льды, разбудит в душах нежность.

И тот, кто музыку, как логарифм Слагает, как завистливый Сальери , Увы, не сможет полной жизни дать, Его мелодия не станет вечной .

Она рождается, как утренний туман У рек глубоких, полных жизни, Она живёт, как бог, и тут, и там,

Её запишет тот, кто сердцем слышит!

Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать звуки из различных предметов. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты.

Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку.

А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада. . .

Чуткая музыка всюду живёт - В шелесте трав,

В шуме дубрав Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода - Это мелодией вечной своей Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои Ива роняет у брода.

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, Песней дождей

Мир наполняет природа. Птицы встречают восход, Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт, - Только прислушаться надо.

Чтобы понять и полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться её слушать. Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, человеческой речи. А интонацией голоса мы передаём состояние своей души, свои чувства и пережи вания. Даже не понимая слов, по одной только интонации речи, а также по её громкости и темпу мы можем определить, с чем к нам обращаются: с радостью или печалью, приказом или просьбой и т.д.

Из пут пространства узкого

Обыденных невзгод Людей уносит музыка В дерзающий полёт .

И звёзд немых сияние, И грозный гром войны , И с морем рек сияние, И смутный шум весны - Всё, всё она торопиться

В себе сроднить с людьми - То бурей в сердце бросится, То паузой томит,

То молниями вспенится , Греметь заставит медь ,

То арф и скрипок пленница Ручьём начнёт звенеть.

Ища в мгновеньях вечности, Из звуков строит свод

И самым человеческим Нам голосом поёт.

А вы знаете, что загадки на уроках музыки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. В некоторых из них музыкальное начало (признаки, особенности, характер музыки) скрыто в самом загадываемом слове. Такие загадки - ещё и источник новых знаний.

Кто в оркестре всем поможет? Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой из разных стран!

Сидит петух на воротах: Косы до полу, голос до неба


Низким голосом медведь может громко зареветь.

Слышно льва, хоть он не близ ко. Его голос тоже низкий.

Назовите мне сейчас Самый низкий голос.

По сигналу дирижёра.

В самый сказочный момент Вступит этот инструмент. Но совсем не каждый знае, т Что в оркестре он играет!

Тихо, нежно зазвенит , Будто всё посеребрит. А затем умолкнет скоро


Знает ли то каждый школьник, Что такое.

Знайте, они с барабаном соседи. Сделаны они из меди.


Вовремя нужно руками взмахнуть, Звонко ударить , потом отдохнуть. Партия их не пустяк, не безделк, а

В музыке тоже бывают.


Это что за инструмент

Высотою в целый дом? В трубы, в дерево одет, украшения на нём.

Голосов имеет много Этот звучный великан.

Он то ласковый, то строгий, А зовут его.


Как будто девушка запела, И в зале словно посве тлело. Скользит мелодия так гибко. Затихло всё: играет.

Форте - громко, Пиано - тихо.

Кто наигрывает мне? Без ошибки, без изъяна Ну, конечно .



Звучит сигнал, на бой зовёт! Вставай, солдат, она поёт.

Научиться слушать и понимать серьёзную музыку сложно. Это процесс творческий, требующий от

человека напряжения всех душевных сил.

Я никог да не понимал Искусства музыки священной

А нынче слух мой различал

В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту И те души моей волненья, Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья. Под звуки прошлое встаёт, И близким кажется, и ясным

То для меня мечта поёт,

И веет таинством прекрасным.

Вот музыка та, под которую Мне хочется плакать и петь Возьмите себе оратории

И дробь барабанов , и медь. Возьмите себе их в союзники Легко, до скончания дней, Меня же оставьте с музыкой, Мы будем беседовать с ней.

Кто сочиняет музыку?

Каких композиторов вы знаете?

Как музыка приходит к нам?

Кто исполняет музыку?

Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Ты откуда, русская, Появилась музыка?

Зародилась в поле чистом? То ли в лесе мглистом? В радости ли, в боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась

С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки.

Уронили дудки. Пролетели гуси. Уронили гусли. Их порою вешнею

Нашли - не удивились.

С песней на Руси родились.

/звучит Концерт для фортепиано с оркестром №1 ПИ Чайковского /

А сейчас вспомним величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. Пожалуй нет ни одного композитора, который бы работал в стольких музыкальных жанрах, как он. Чайковский писал симфонии, оперы, балеты, симфонические поэмы, инструментальную музыку, вокальные произведения и др. он оставил огромное музыкальное наследие.

И плывут , и растут эти чудны е звуки Захватила меня их волна.

Поднялась , подняла, и неведомой муки и блаженства полна .. .

Их божественный лик на мгновенье Неуловимой сверкнув красотой Всплыл, как живое виденье,

Над этой воздушной, кристальной волной.

И отразился, И покачну лся, Не то улыбнулся

Не то прослезился . . .

Имя этого русого композитора знакомо прежде всего по замечательным произведениям для фортепиано.

Сергей Васильевич Рахманинов очень любил свою Родину, русскую природу.

/Звучит Прелюдия до-диез минор С.В. Рахлю нuнова/

Мелодия возникла и проп ала.

И вновь возникла, И опять пропала,

Как будто из далёкого далёка Её волнами доносили ветры.

Можно было бы заметить Как ясный звук

Легко рождался в сердце Потом бежал по нервам К чутким пальцам ,

А пальцы плавно клавишей касались, Послушным струнам звук передавали.

И вот она, мелодия живая Восстала страстно из небытия.

Как самые большие реки начинаются с истока, так западноевропейская музыка начиналась с Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену. Поэтому имя его близко и дорого истинным любителям музыки.

/Звучит Прелюдия и фуга ре ма:жор И С. Баха/

Я знаю - ты музыкой стала Когда мне бывает невмочь Лишь музыки острое жало

Пусть больно - но может помочь . Приникнет , пронзит дерзновенно Тоски застаревший комок,

И рану омоет мгновенно Мелодии светлый поток.

Я знаю - ты музыкой стала Невидимой, властной волной, Она от земного причала

Меня увлекает с собой. И чёрная немочь не душит, И снова как в прежние дни


Врачует подбитую душу Поющие руки твои.

Музыкальных инструментов существует великое множество. Это и духовые - медные и деревянные, и смычковые - скрипки, виолончели, и клавишные, и ударные и др.

Королём музыкальных инструментов называют орган. Когда играет орган, у слушатешr возникает ощущение, что мощь его звучания раздвигает стены просторных залов и музыка звучит откуда-то издалека, извне.

Из вечности музыка вдруг раздалась, И в бесконечность она полилась, И хаос она на пути захватила, -

И в бездне, как вихрь, закружились светила: Певучей струной каждый луч их дрожит,

И жизнь, пробуждённая этою дрожью, Лишь только тому и не кажется ложью Кто слышит порой эту музыку Божью Кто разумом светел, в ком сердце горит.

Инструменты могут звучать и отдельно, и в дуэте, и в квартете, и наконец, все вместе в оркестре.

Существуют оркестры духовые, симфонические, оркестры народной музыки.

Растаяли в тишине последние звуки прекрасной мелодии .

Какая музыка была! Какая музыка звучала . Она совсем не поучала, А лишь тихонечко звала.

Подошло к концу наше свидание с музыкой. Сегодня я хотела показать вам, светлую тропинку в мир прекрасного. Этот мир безбрежен как океан.

Конспект урока 2 класс музыка

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Развитие музыкально-образного восприятия на уроке музыки. Познакомить с куплетной формой ; запевом , припевом. Соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Воспитать любовь к музыкальному искусству.Волшебница Музыка достает из волшебного сундучка ( часы ) дети должны сами отгадать, что слышат ( бой курантов) Музыка дружит со временем Ведь все имеет звучание-звук, мелодия и целое музыкальное произведение Музыкальные часы могут меняться. То идут быстро, то медленно. Переносить в разное время суток. Можно услышать утренний и вечерний закат. Ночную тишину или шумный день.

Цель: способствовать формированию основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста, развивать исполнительские способности детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах.

• создать позитивный фон к восприятию музыки, улучшить эмоциональный климат на занятии;

• совершенствовать умение выразительно, ритмично двигаться;

• продолжать учить детей различным приемам звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах;

• развивать чувство ансамбля;

• учить выразительно, исполнять песню и выполнять игровые движения, соответствующие тексту;

• продолжать развивать тембровый слух, определять по тембру знакомые музыкальные инструменты;

• продолжать развивать ритмический слух.

Ход занятия.

Дети входят в зал под спокойную музыку.

МР. Сегодня утром мне принесли необычную посылку и вот это письмо. В посылке оказались волшебные часы, а вот письмо мы сейчас прочитаем все вместе.

«Дорогие ребята! Приглашаю вас в гости в страну музыкальных звуков. Но чтобы сюда попасть, вы должны выполнить мои задания, а помогут вам в этом волшебные музыкальные часы. Эти часы с секретом, в них ноты все живут.

Они вам остановят миг чудесный,

Вы их откройте, загляните

И с ними в путь скорей идите.

А ключ скрипичный вам укажет,

Дорогу к музыке покажет.

Возле первого окошка,

Задержитесь вы немножко.

Нота в танец вас зовет.

В этом окошке на заре,

Послушать музыку зовет.

Задание. Прослушать отрывок из музыкального произведения и подобрать к нему соответствующую иллюстрацию.

(мольберт с 3 — 5 иллюстрациями.

(Дети слушают, называют).

Дружит со взрослыми,

Дружит с детьми.

В оркестр друзей своих зовет.

Задание. Украсить музыкальную пьесу.

Дети. С помощью музыкальных инструментов.

К ней заглянем на немножко.

Нота спеть нас приглашает,

Сама же громко подпевает.

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Носиком вдыхаю. (4 раза)

Всех в игру я приглашаю,

Инструменты узнать предлагаю.

Свои загадки предлагает.

Шагать помогает. (Барабан)

2. У нее есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под нее плясать

И по-русски приседать. (Балалайка)

3. Палочка тонкая,

А песня в ней звонкая. (Дудочка)

4. У него пластинки,

Звонкие, как льдинки.

Из металла сделан он,

Звать его. (металлофон).

5. Деревянная подружка

Без нее мы, как без рук,

На досуге веселушка.

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот.

И обжечься не дает. (Деревянные ложки).

МР. Ну вот мы с вами и выполнили почти все задания Королевы Гармонии.

Осталась последняя нота.

Из последнего окна,

Тоже музыка слышна.

Я спрошу, и ты спроси:

Звучит музыка, входит Королева Гармония.

Королева Гармонии (после игры) Я не прощаюсь с вами, а говорю - до свидания! До новых встреч в стране музыкальных звуков.

— Способствовать развитию чувства ритма, тембрового слуха

— Способствовать формированию навыка озвучивания поэтического произведения

— Закреплять навык выразительного пения знакомой песни, меняя силу звука

— Воспитывать чувство ансамбля: вместе начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения, выдерживать паузы.

Ход занятия

Музыкальный руководитель:(поет) Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, как еще можно поздороваться?

Дети: Носиками, спинками, руками.

Музыкальный руководитель: У вас прекрасные получились приветствия.

Музыкальный руководитель и дети подходят к ноутбуку, открывают его и читают:

«Дорогие ребята! Я фея времени попала в беду. Во всем сказочном королевстве остановились часы.

И тот часы лишь заведет,

Кто песню звонкую споет,

Кто озвучит ход часов.

Тот часы лишь заведет,

Кто сказку о часах поведает и напоет,

Кто в треугольнике звучание найдет.

Музыкальный руководитель: Мы можем помочь фее Времени? Как вы думаете? (Ответ детей) Вы уверены? (Ответ детей) Вы знаете песню о часах? (Ответ детей) Споем ее? (Ответ детей) Присаживайтесь на стульчики. (Дети садятся на стулья) Но прежде нам надо распеться. Послушайте попевку. (Музыкальный руководитель поет попевку) А теперь – все вместе. (Дети поют с музыкальным руководителем) Сейчас споем еще раз, следите за дыханием, исполнять попевку надо отрывистым звуком, острым язычком и твердыми губами. (Дети поют попевку)

Дети поют песню стоя возле стульчиков.

узыкальный руководитель: У вас хорошо получилось. Сейчас пропоем еще раз эмоциональнее и с динамическими оттенками. В начале песня звучит тихо, в конце звучание усиливается и становится громким и звонким.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, когда исполнение песни у нас получилось лучше? (ответ детей) Правильно, второй раз вы исполнили песню выразительнее, следили за дикцией и дыханием. Следующее задание феи Времени – озвучить ход часов. Давайте вспомним, какие бывают часы. Посмотрите на экран.

Видеоролик о часах.

Музыкальный руководитель: Какие вы видели часы?

Музыкальный руководитель: Предлагаю вам изобразить часы. Встаньте, пожалуйста, в круг. Вы — часы. Я вас завожу, вы начинаете тихонько ритмично тикать.

Музыкальный руководитель: Какие ритмичные часы. Теперь наши волшебные музыкальные часы зазвенят звучащими жестами. С начала по моему показу, потом кто как хочет. Следите за ритмом.

Звучит музыка, дети исполняют звучащие жесты.

Музыкальный руководитель: Вы справились с заданием, правильно и ритмично изобразили музыкальные часы. Какое следующее задание феи Времени, вы помните?

Давным-давно жили-были часы с кукушкой. Они висели на кухне и всегда показывали точное время. Но вот в доме появились мыши. Им очень не понравилось пение кукушки и тиканье часов. Они решили их сломать. И вот:

На стене часы висели

Тараканы стрелки съели

Мыши гири оторвали

И часы ходить не стали

Вставайте возле ковриков.

1​ Проговорим потешку вместе со звучащими жестами. Не забывайте о ритме.

3​ Декламируем потешку под музыку. Следите за ритмом.

Музыкальный руководитель: Кто услышал четкий ритм изображающий работу часов?

Музыкальный руководитель: Предлагаю взять треугольники и обогатить звучание музыкального произведения звонким тембром треугольников. Напоминаю, игра должна быть не громкой и ритмичной.

Дети играют на треугольниках.

Музыкальный руководитель: Делимся на 2 партии. 1я – исполняет только сильную долю, 2я – каждую долю. Играем по партиям, потом все вместе.

Исполнение на треугольниках.

Музыкальный руководитель: Вы постарались правильно выполнить и это задание. Положите треугольники и подойдите ко мне.

Звучит фонограмма часов с кукушкой.

Музыкальный руководитель: Слышите? Это завелись часы в сказочном королевстве. Мы справились со всеми заданиями феи времени. Смотрите, фея Времени прислала нам посылку. Интересно, что в ней?

Музыкальный руководитель открывает посылку, в ней игрушки. Дети разглядывают игрушки.

Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось с вами заниматься: вы звонко пели, ритмично исполняли звучащие жесты, красиво обогатили тембрами треугольников музыкальное произведение. Оцените свою работу на занятии. Поющие нотки, возьмут те дети, которые считают, что они хорошо пели. Танцующие нотки возьмут ребята, считающие, что они правильно изобразили игрушку. А нотки с треугольником – ребята, считающие, что они ритмично играли на треугольниках. Я согласна с вашей оценкой. На память о нашем занятии оставьте у себя игрушки феи Времени. До свидания, ребята.

Звучит музыка. Дети выходят из зала.

Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание благоприятных условий для эмоционального восприятия музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания, овладение приемами анализа, обобщения, классификаций различных явлений музыкального искусства.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию эмоционально и осознанно воспринимать музыку, размышлять о музыке, давать собственную личностную оценку музыкальному произведению, прививать любовь к высокохудожественной музыке, формировать потребность в общении с ней, формировать представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и мысли, настроения человека.

Развивающие: способствовать развитию основных музыкальных способностей: слуха, памяти, воображения и эмоциональной отзывчивости на содержание музыкальных произведений.

Воспитательные: воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности, воспитывать музыкальные интересы и вкусы, развивать способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание стремления реализации творческих способностей обучающегося, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Обучающиеся формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: способность к формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; обучающиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы.

Предметные: развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности; развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека; общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства; представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко - культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов; использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов.

I. Организация начала урока.

1.Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Елена Анатольевна.

2. Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Сядьте так как вам удобно лицом ко мне. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнѐм урок, друзья!

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

Вокальная разминка.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика - разминка для подготовки к вокально – исполнительской деятельности

II. Актуализация умений, знаний.

Мудрая черепаха приготовила для вас загадку. Прочитайте и отгадайте её.

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, красный, жёлтый.

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты? (Времена года)

III. Открытие новой темы урока. Целеполагание.

Помните, как в рассказе Константина Дмитриевича Ушинского мальчик Митя радуется каждому из времён года: в каждом из них он находит свою прелесть. Многие поэты, композиторы, живописцы изобразили в своих произведениях времена года. Давайте позовём на помощь королеву Гармонию. Согласны, а вот и она. Учитель вывешивает картину с изображением — королевы Гармонии.

С детства каждый с нею знаком,

Это королева Гармония.

Тихо, неслышно входит в ваш дом,

Похвал и внимания достойная.

Королева принесла нам загадку, отгадав, узнаем с какого времени года начнём путешествие.

Легко земли касается.

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

IV. Открытие новых умений и знаний.

Прочитайте, стихотворение А.Майкова о весне.

Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья.
Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты.

Да найдут и по оврагам!
Вон - уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

- Как поэтично стихотвоение А.Майкова!

- Природа весной обновляется, одевается в роскошный наряд. Рады весне и люди, и животные.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая берёзы,

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

V. Физминутка (видио).

VI. Закрепление открытых умений и знаний.

Прослушивание музыкального произведения.

Обучающиеся слушают отрывок.

- Сколько частей в прослушанном произведении вы выделили?

- Выделяется ли главная тема?

- Как звучит главная тема?

- Есть ли эпизоды другого характера?

- Кто может определить форму этого произведения?

- Какое настроение передаёт музыка?

- Какой характер у этого произведения?

- Какие инструменты исполняют данное произведение?

- Какие инструменты солируют?

- Какой приём игры у струнных инструментов передаёт напряженность и тревогу?

- А меняется ли лад (окраска) звучания?

- Как заканчивается произведение?

- Какое по характеру окончание произведения?

- В прослушанном произведении 4(несколько) части.

- Да, выделяется главная тема.

- Главная тема звучит контрастно — громко потом тихо.

- Да, есть эпизоды другого характера.

- Яркое, праздничное, весёлое, радостное приподнятое настроение передаёт музыка.

- Характер этого произведения: яркий, игривый, живой.

- Исполняют струнные смычковые инструменты. - - Исполняет группа симфонического оркестра.

- Солируют скрипка и струнные.

- Тремола струнных передаёт напряженость и тревогу.

- Окраска меняется, из мажора уходит в минор.

- Заканчивается торжеством весны.

Окончание праздничное, яркое, радостное.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Повторное прослушивание музыкального произведения.

- Четыре своих знаменитых концерта для скрипки, струнных и баса, Вивальди написал, вдохновившись четырьмя сонетами неизвестного поэта, названным по временам года. Сейчас вы услышите музыкальное произведение. Вслушайтесь в интонацию.

- Было ли у вас когда-нибудь такое настроение?

-Прослушав повторно, какую картину вы нарисовали в своём воображении?

VII. Физминутка:

Я на скрипочке играю

Тили-тили-тили, (Обучающиеся имитируют игру на скрипочке.)

Скачут зайки на лужайке,

Тили-тили-тили. (Прыжки на месте.)

А теперь на барабане:

В страхе зауки разбежались

По кустам. (Бег на месте.)

Обучающиеся слушают повторно.

- Было такое весеннее настроение.

- Когда ярко зазеленела трава, везде распространялись запахи тополиной листвы и солнце совсем по-иному освещало мир.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Мне надо поработать!

- Я ничего не понял! Помогите!

Запустив музыкальное произведение еще раз, попросить ребят подойти к нотным станам (на интерактивной доске) и определить свое впечатление от урока размещением смайликов на нотных строчках.

Читайте также: