Целевые ориентиры организации внеурочной деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.

 внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию;

 она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

 происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Принципы организации внеурочной деятельности:

 соответствие возрастным особенностям обучающихся;

 преемственность с технологиями учебной деятельности;

 опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

 опора на ценности воспитательной системы школы;

 свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов . Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Выбор ОУ модели организации внеурочной деятельности младших школьников в конкретных условиях реализации образовательного процесса целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

I этап- определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в основной образовательной программе начального общего образования;

II этап – анализ предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением;

III этап – анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности;

IV этап – выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями её реализации.

Следование алгоритму позволит ОУ наиболее эффективно реализовать ту часть основной образовательной программы, которая в общей степени определяется социальным заказом школе и обеспечивает оптимальное использование внутренних и внешних ресурсов ОУ для создания необходимых условий успешного введения ФГОС.

Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением.

Модели внеурочной деятельности, основание выбора которых соответствует условиям организации образовательного процесса в ОУ:

Внутришкольная модель реализуется в ОУ самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.

Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров. Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие ОУ, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.

- модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования). Связующим звеном являются такие формы её реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Преимущества этой модели заключается в привлечении специалистов дополнительного образования, а также в организации образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию.

Данную модель характеризует:

создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;

содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая дополнительное образование, здоровьесберегающие условия.

- оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

- инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации.

При выборе моделей организации внеурочной деятельности младших школьников в различных условиях реализации образовательного процесса инвариантными являются следующие позиции:

ООП НОО реализуется в ОУ через учебный план и внеурочную деятельность;

Внеурочная деятельность является одним из основных организационных механизмов реализации программы ОУ, это обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Она определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём для каждого обучающегося или группы обучающихся.

Модель ВД нашей школы предполагает организацию ВД по нескольким направлениям:

 Коллективно-творческие дела, являющиеся частью воспитательной системы.

 Программы учреждений дополнительного образования.

 Общешкольные дела по программе воспитательной системы, которые включены в общую годовую циклограмму.

Фиксация участия ребенка осуществляется классным руководителем и воспитателем в карте занятости учащегося, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Вначале учебного года нами была проведена большая подготовительная работа. В конце учебного года и вначале сентября учителями классов внедряющих ФГОС было проведено анкетирование родителей с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе.

По итогам анкетирования были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, а педагогами были составлены рабочие программы по своему направлению. Было составлено расписание занятий. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе или в учреждениях дополнительного образования мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы были сформированы из детей разных классов с целью обеспечения их индивидуальных потребностей и интересов в объёме не менее 10 часов в неделю.

Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, клубы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики, краткосрочные курсы.

В этом учебном году в нашем ОУ направления развития личности реализуются следующими курсами и клубами.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения основная образовательная программа должна реализовываться образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности, участия в содержательном досуге, достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС.

Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программой воспитания и социализации образовательного учреждения и реализует основные ценностные ориентиры , к которым относятся: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе человеческая жизнь, семейные ценности, трудовая этика и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.

Внеурочная деятельность реализуется в формах, отличных от классно-урочной. Она позволяет обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Образовательное учреждение должно предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Родители (законные представители) обучающегося имеют право выбрать перечень занятий внеурочной деятельностью для своего ребенка. Принуждение к посещению внеурочных занятий недопустимо. Отказ от внеурочной деятельности может быть по состоянию здоровья ребёнка (например: высокие нагрузки, особый режим питания и др.). Отказ оформляется письменно (в заявлении родителя (законного представителя)) и мотивируется.

Внеурочная деятельность не подменяет дополнительное образование. Главное отличие дополнительного образования от внеурочной деятельности заключается в требованиях, предъявляемых к их образовательным и воспитательным целям и результатам. Внеурочная деятельность школьников направлена на достижение школьниками результатов основной образовательной программы. А дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественного и технического творчества, спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и других видов деятельности, раскрывающих профориентационные возможности подрастающего поколения. Таким образом, сохранение самостоятельности дополнительного образования способствует гармоничному соединению трех разных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования ребенка. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы образования школьников.

Цели и задачи внеурочной деятельности

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности :

  • расширение общекультурного кругозора;
  • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
  • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • участие в общественно значимых делах;
  • помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
  • создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Направления, формы и виды внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность может быть организована:

- по направлениям : духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное;

- по видам : игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

- в формах : экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями

( Уроки этики, посещение художественных выставок, экскурсии, путешествия.

  • Литературно-музыкальные постановки, композиции.
  • Встречи со служителями церкви. Участие в православных праздниках и фестивалях.
  • Изучение правил поведения в школе и на улице, о взаимоотношениях в семье.
  • Составление презентаций и проектов. Участие в проектах и акциях.
  • Экскурсии и знакомства с представителями разных профессий, кл.часы о роли труда и полезной деятельности, участие в мероприятиях, посвященных традициям и трудовому опыту семьи, промышленный туризм.
  • Посещение памятников природы и природных объектов, нуждающихся в охране; экологические игры, тренинги, праздники, субботники, акции, выпуск плакатов и стенгазет; викторины .
  • Встречи с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам зодчества; беседы и классные часы о правилах поведения, о поступках.)

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Ответственность за организацию внеурочной деятельности несут:

Администрация образовательного учреждения организует:

  • процесс разработки и утверждения плана внеурочной деятельности;
  • процесс разработки, рецензирования, утверждения программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;
  • контроль выполнения программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;
  • контроль ведения журналов внеурочной деятельности.
  • в своей работе руководствуются должностной инструкцией классного руководителя;
  • ведут разъяснительную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся о значении и важности внеурочной деятельности для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
  • осуществляют контроль посещаемости обучающимися занятий внеурочной деятельности.

Работники, привлекаемые к организации внеурочной деятельности обучающихся:

  • деятельность работников образования регламентируется Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, должностными инструкциями.
  • деятельность работников учреждений (организаций)-партнеров в реализации внеурочной деятельности регламентируется договором/соглашением о сотрудничестве, должностными инструкциями работников.

Родители (законные представители) обучающихся:

  • несут ответственность за посещение учащимися занятий внеурочной деятельности.

Контроль выполнения плана и проведения занятий внеурочной деятельности может осуществлять заместитель директора по учебно-воспитательной работе/ заместитель директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе. Направления контроля: оценка содержания и качества программ, реализуемых во внеурочной деятельности; выполнение плана внеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности; мониторинг качества проведения внеурочных занятий в целях предупреждения перегрузки и утомляемости обучающихся, повышения их мотивации к посещению занятий; мониторинг достижения обучающимися результатов внеурочной деятельности. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур.

Программное обеспечение внеурочной деятельности обучающихся

Программы организационных форм объединения обучающихся (кружков, студий, секций и т.д.), факультативных, индивидуально-групповых занятий составляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательным программам, не требуют лицензирования и могут быть рассчитаны на более короткий период времени (четверть/цикл, полугодие).

Программы, реализуемые во внеурочной деятельности школьников, могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей учащихся, его дифференциации и индивидуализации.

Программы, реализуемые во внеурочной деятельности, должны соответствовать нормативно-правовым требованиям, в том числе утвержденным СанПиН. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня. При разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.

Программы необходимо согласовать на школьных методических объединениях, рассмотреть на методическом совете образовательного учреждения, обеспечить их внутреннее рецензирование. Программа утверждается директором школы, проходит внешнее рецензирование, если она авторская.

Модели организации внеурочной деятельности.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлено положение о внеурочной деятельности.

Изучение Положения о внеурочной деятельности.

Блок 1. Целевые ориентиры внеурочной деятельности в МАОУ СОШ

1. Что является целью организации внеурочной деятельности в МАОУ СОШ?

Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации внеурочной деятельности школы является формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве.

Блок 2. Документы, определяющие содержание образования внеурочной деятельности

2. Какие типы программ определяют содержание образования внеурочной деятельности?

Виды программ, используемые в школе:

 типовые, рекомендованные Министерством образования;

 типовые, в которые внесены изменения в соответствии с особенностями работы школы;

 собственные (авторские), разработанные руководителями

3. Какие программы должны быть обязательно у педагога, ведущего внеурочную работу?

В документацию руководителя кружка, секции, клуба, факультатива и др. входят:

 журнал учета работы установленного образца;

 программа работы с календарно-тематическим планированием. Без программы, тематического (календарного) планирования руководитель группы к работе не допускается, его работа не оплачивается.

Блок 3. Организация внеурочной деятельности

4. Кто является руководителем внеурочной деятельности в школе?

Организация внеурочной деятельности может осуществляться как учителями школы, так и привлекаемыми по совместительству специалистами других учреждений дополнительного образования.

5. Нужно ли документально закреплять выбор образовательной области и образовательных программ внеурочной деятельности обучающимися?

6. Какие требования предъявляются к составлению расписания?

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха учащихся. При работе с детьми осуществляться
дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Расписание
утверждается директором школы образовательного учреждения.

7. На какой срок происходит зачисление обучающихся в объединения внеурочной деятельности?

Учебный год в кружках, секциях, факультативах, курсах, клубах и др. начинается с 1-15 сентября и заканчивается к 25 мая. Объём внеурочной деятельности не более 10 часов в неделю до 1350 часов на уровне НОО; до 1750 часов на уровне ООО; до 700 часов на уровне СОО.

8. Кто ведет учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью?

Контроль за работой внеурочной деятельности осуществляют заместители директора по УВР и по ВР.

Заместитель директора по УВР и ВР проверяют проведение занятий согласно расписанию, состояние журнала учета работы руководителя группы, учёт посещаемости согласно плану ВШК.

9. С какой целью используется отдельный журнал по внеурочной деятельности?

Основная цель ведения журнала –учет проведенных занятий внеурочной деятельности, учет посещаемости занятий обучающимися.

10. Чем определяется списочный состав детских объединений внеурочной деятельности в школе?

Количество учащихся в группах – от 12 до 25. Продолжительность занятий по внеурочной деятельности устанавливается исходя из психологической и социально-экономической целесообразности, допускаемой нагрузки учащихся, а также возможностей бюджета школы:

 для учащихся 7 лет – не более 45 минут (1 академический час);

– до 1, 5 часов с 15-минутным перерывом;

 для учащихся 11-13 лет – до 1,5 часов без перерыва.

11. Какие требования необходимо учитывать при использовании педагогом разных форм внеурочной деятельности?

Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих документов, к организации внеурочной деятельности в школе предъявляются следующие требования, которые взяты за основу её организации в школе. Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная деятельность организуется по 5 и более направлениям развития личности:

Блок 4. Права обучающихся при посещении внеурочной деятельности

12. Имеет ли право обучающийся заниматься в объединениях разной направленности?

Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях и имеет право заниматься в объединениях разной направленности.

13. Имеет ли право обучающийся изменять направление обучения, связанного с внеурочной деятельностью?

Каждый обучающийся имеет право изменять направление обучения.

Блок 5. Права педагогов при организации внеурочной деятельности

14. Может ли педагог сам определять содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения?

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д. Группы, кружки, секции и клубы формируются согласно пожеланиям учащихся и могут быть одновозрастными или разновозрастными.

15. Может ли педагог в своей работе использовать примерные программы, рекомендованные Минобрнауки РФ?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Внеурочная деятельность

в образовательных организациях

1. Направления внеурочной деятельности;

2. Виды внеурочной деятельности;

3. Формы работы с обучающимися по направлениям внеурочной деятельности;

4. Реализация внеурочной деятельности через систему дополнительного образования ;

5. Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности, планируемые личностные результаты.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям:

Данные направления являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имеет свои целевые установки

Направление

Целевые установки

Спортивно-оздоровительное

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, воспитание ценностного отношения к здоровью; формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, в том числе через занятия спортом

Духовно-нравственное

Воспитание нравственных чувств и этического сознания; гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции и правового самосознания младших школьников, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Общеинтеллектуальное

Воспитание творческого и ценностного отношения к учению, труду; развитие интеллектуально-творческого потенциала

Общекультурное

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, воспитание нравственных чувств, формирование основ культуры общения и поведения; коммуникативной и общекультурной компетенций

Воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и компетенций социального взаимодействия

Виды внеурочной деятельности:

-Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

-Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

-Трудовая (производственная) деятельность

Час общения, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, сюжетно-ролевые игры нравственного и патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, туристско-краеведческие экспедиции, социально-значимые проекты, акции, национально-культурные праздники, встречи с интересными людьми, ветеранами ВОВ; КТД; творческие и исследовательские проекты; кружки и т.п.

Час общения, познавательные беседы, диспуты, библиотечные уроки, интеллектуальные клубы, акции познавательной направленности, интеллектуальные и творческие марафоны, олимпиады, факультативы, интеллектуальный клуб, турниры, интеллектуально-творческие проекты и научно-исследовательские; кружки, проектная деятельность и т.п.

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Час общения, беседы, экскурсии, встречи с представителями творческих профессий, знакомство с лучшими произведениями искусства, творческие программы, праздники, формирующие художественную культуру школьников, посещение конкурсов и фестивалей фольклорного и современного творчества, тематических выставок; творческие конкурсы, кружки; библиотечные уроки; творческие проекты; дополнительное образование и т.п.

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Беседы, социально-значимые акции, туристско-краеведческие экспедиции, экологические акции, десанты, экологические патрули, социальные и экологические проекты; КТД, дополнительное образование и т.п.

Реализация внеурочной деятельности через систему дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации общеобразовательных дополнительных программ (Программ внеурочной деятельности), оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Плюсы дополнительного образования заключаются в том, что оно предоставляет широкий выбор для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности самоопределения и самореализации ребенка.

Планируемые результаты

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего

образования ориентированы на достижение определенных воспитательных

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное

духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или

ином виде деятельности.

Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности:

Преимущественные формы достижения планируемых результатов

Беседы, факультативы, олимпиады, игры, культпоходы, экскурсии, социальная проб (участие в социальном деле, организованном взрослым), игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию, рисованию, техническому творчеству и т.д., занятия спортом, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, поездки и т.д.

Игры с деловым акцентом, интеллектуальный или творческий клуб, агитбригады, смотры-конкурсы, театральные постановки, дебаты, диспуты, дискуссии, инсценировки, концерты, художественные выставки, фестивали, спектакли, КТД (коллективно-творческое дело), трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, трудовой отряд, оздоровительные акции, социально-значимые акции, туристические походы и т.д.

Социально моделирующие игры, детские исследовательские проекты, внешкольные акции, конференции, интеллектуальные марафоны; проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов; социально-значимые, трудовые, творческие, художественные акции в социуме ( вне школы), выступление творческих групп самодеятельного творчества; социально-образовательные проекты, спортивные и оздоровительные акции в социуме, поисково-краеведческие экспедиции, ярмарки и т.п.

Планируемые личностные результаты:

Спортивно-оздоровительное направление:

-Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;

-Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;

-Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;

-Способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;

-Сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;

-Сформированные представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

-Приобщение к разумной физической активности, сформированная потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.

Духовно-нравственное направление:

-Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция;

-Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

-Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам; сформированная коммуникативная компетенция;

-Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

-Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

-Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Общеинтеллектуальное направление:

-Осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству;

-Потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;

-Сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно- практической деятельности;

-Сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);

-Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения

-Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;

-Освоение механизмов самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром;

-Формирование внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка.

Общекультурное направление:

-Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

-Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

-Способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-Сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;

-Сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;

-Способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах;

-Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Социальное направление:

-Овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни;

-Сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом;

-Достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия;

-Сформированные компетенции социального взаимодействияс обществом, общностью: сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;

-Умение коммуникативно взамодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

-Ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности.

Читайте также: