Целеполагание как основа моделирования содержания образования кратко

Обновлено: 02.07.2024

Профессиональная педагогическая деятельность, как и любой другой вид человеческой деятельности, предваряется осознанием цели ее реализации. В современном глобальном социуме умение осуществлять целеполагание, прогнозировать результаты, намечать шаги по достижению поставленных целей, решению актуальных задач выступает одной из приоритетных, фундаментальных, универсальных компетенций личности.

Категории цели и целеполагания в педагогике

В современной педагогической науке под дидактическими целями понимают концентрированное выражение интересов общества и личности; системообразующий фактор педагогической системы; часть прогнозирования, проектирования, реализации и управления педагогического процесса.

Соответственно, педагогическое целеполагание представляет собой процесс и результат выдвижения, формулировки, постановки целей и задач обучения, который инициируется педагогом и принимается обучающимися; сердцевину образовательного процесса; эффективный методический, дидактический инструмент организации образовательно-воспитательного процесса, определяющий выбор форм, методов и приемов педагогического воздействия.

Структура процесса целеполагания

В структуре системы целеполагания выделяют пять ключевых моментов:

  1. Выдвижение, формулировка целей учебной деятельности;
  2. Планирование деятельности, направленной на достижение целей;
  3. Прогнозирование ожидаемых результатов;
  4. Оценивания полученных результатов;
  5. Коррекция выявленных ошибок, недочетов.

В процессе целеполагания представлены объективная и субъективная стороны. Объективная сторона связана с объективно существующими вызовами личности и государству в интенсивно меняющемся обществе; объективными требованиями к содержанию образования и уровню профессиональной подготовки специалистов, отвечающей новому уровню развития социума.

Готовые работы на аналогичную тему

Субъективная сторона целеполагания как системообразующего фактора современной педагогики обусловлена деятельностью специалистов по выдвижению и формулировке целей как субъектов образовательно-воспитательного процесса, наделенных сознанием, обладающих личностными качествами и компетенциями, накладывающими определенный отпечаток на характер сформулированных целей.

Уровни реализации целеполагания

Целеполагание в сфере образования носит разноуровневый характер, процесс реализуется на следующих уровнях:

  • на уровне современного социума и государства – федеральные законы, нормативные акты, регулирующие сферу педагогической деятельности;
  • на уровне субъектов РФ – Программы и Концепции регионального развития;
  • на уровне образовательной организации;
  • на уровне индивидуальной профессиональной деятельности отдельного педагога.

Подходы к классификации целей в педагогике

На сегодняшний день согласно требованиям ФГОС, дидактические цели как прогнозируемые результаты педагогического воздействия представлены тремя группами задач:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.

Достаточно распространённой выступает классификация, согласно которой выделяют следующие виды целей:

  • личностные;
  • предметные;
  • метапредметные.

Все указанные цели фиксируются в образовательных стандартах.

Конкретизация цели находит свое отражение в постановке отдельных задач - своего рода ступенек, этапов на пути достижения целей. В структуре задачи выделяют требования, направленность на реализацию общей цели; дидактические условия и средства, которые используются в процессе решения задач. Совокупность цели и задач формирует целевой компонент педагогической системы, который наряду с содержательным, процессуально-деятельностным (технологическим), результативно-оценочным (рефлексивным) формирует единство педагогической системы.

Как и любой вид человеческой деятельности, профессиональная педагогическая деятельность предопределена осознанием реализуемой цели. Приоритетной, фундаментальной и универсальной компетенцией личности современного глобального социума является умение выполнять целеполагание, давать прогнозы на будущее, наметить план действий по достижению поставленных целей.

Категории цели и целеполагания в педагогике

Дидактические цели в педагогической науке – это концентрированное выражение интересов общества и личности; базовый фактор педагогической системы; элемент прогнозирования, проектирования, осуществления и управления педагогического процесса.

Педагогическое целеполагание – это процесс и результат определения, формулировки, постановки целей и задач обучения, инициированный педагогом и принимающийся учениками; сердцевина образовательного процесса; эффективный методический и дидактический инструмент формирования образовательно-воспитательного процесса, который определяет выбор форм, методов и способов педагогического воздействия.

Структура процесса целеполагания

Структура системы целеполагания содержит 5 главных элементов:

  1. Постановка, формулировка целей учебной деятельности;
  2. Составление плана деятельности, направленного на достижение целей;
  3. Прогноз ожидаемых результатов;
  4. Оценка полученных результатов;
  5. Корректировка выявленных ошибок и неточностей.

Целеполагание в педагогике – это отражение его объективной и субъективной сторон. Объективная сторона характеризуется объективно существующими вызовами личности и государству в постоянно изменяющемся обществе; объективными требованиями к сущности образования и степени профессиональной подготовки специалистов, соответствующей новому уровню социального развития.

Субъективная сторона целеполагания, как системообразующий фактор современной педагогики, определяется деятельностью специалистов по постановке и формулировке целей. Субъекты воспитательного процесса наделены сознанием, обладают личностными качествами и компетенциями, что накладывает определенный отпечаток на характер поставленных целей.

Уровни реализации целеполагания

В образовательной системе целеполагание реализуется на следующих уровнях:

  • Современный социум и государство (федеральные законы, нормативно-правовые акты, регулирующие педагогическую деятельность);
  • Субъекты РФ (программы и концепции регионального развития);
  • Образовательная организация;
  • Индивидуальная профессиональная деятельность отдельного педагога.

Подходы к классификации целей в педагогике

В соответствии с требованиями ФГОС, дидактические цели в качестве прогнозируемых результатов педагогического воздействия заключены в 3 группы задач:

  1. Образовательные;
  2. Воспитательные;
  3. Развивающие.

Согласно распространенной классификации выделяют следующие типы целей:

  • Предметные;
  • Личностные;
  • Метапредметные.

Все перечисленные цели зафиксированы в образовательных стандартах.

Уточнение цели отражается в постановке отдельных задач – так называемых, ступеней, этапов на пути к достижению целей. В структуре задачи заложены требования, направленность на выполнение единой цели; дидактические условия и средства, используемые в процессе решения задач. Цели и задачи в совокупности формируют целевой компонент педагогической системы, который вместо с содержательным, процессуально-деятельностным (технологическим), оценочным направлен на формирование единства педагогической системы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технология целеполагания как основа конструирования современного урока в условиях ФГОС.

Для человека, который не знает,
к какой гавани он направляется,
ни один ветер не будет попутным.

Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако, представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности. Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения школьников целеполаганию.

Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможны без овладения механизмами чёткого и осмысленного построения системы целей. В модели современного урока само качество его проведения не имеет большого значения и не рассматривается как цель, поскольку стратегической целью является организация познавательной деятельности, ориентированной на достижение чётких, ясных для каждого ученика результатов. Каждый участник образовательного процесса принимает участие в постановке замысла и цели: сама деятельность и её результат становятся затем предметом совместной рефлексии.

Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование.

Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъективным и соответствовать планируемому результату.

Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Нужно ли ставить цели в педагогике? Риторический вопрос. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Педагог управляет образовательным процессом, управляет обучающимися, их деятельностью, следовательно, должен совершенно точно знать, куда, к каким целям он ведет свой корабль и свою команду. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности управления и качественных образовательных результатов. Причем, ясное представление о целях образовательного процесса должно быть и у обучающихся. Осознание целей своего обучения, понимание значимости этих целей обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность, вносит серьезный вклад в формирование индивидуальной траектории обучения. О бразовательные цели прописаны в государственных образовательных стандартах. Они определяют результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Цели каждого конкретного образовательного мероприятия должен определять педагог, соотнося эти цели с целями стандартов. Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог. Значит, планируя образовательное мероприятие необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями. В этом случае каждое образовательное мероприятие будет содействовать продвижению обучающихся к качественной подготовке к современной жизни.

Что же такое цель в обучении?

- наличие познавательного стремления ученика;
- определение учеником предмета своей цели;
-умение ученика определить свою связь с предметом цели;
-представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели,
-вербальное (словесное) формулирование цели;
- предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
- наличие средств для достижения цели;
-соотношение получаемых результатов с целью;
- корректирование поставленной цели.

Для чего педагог определяет цели?

- В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса.

- Цели определяют направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс.

- Цели помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения, воспитания, развития и социализации.

- Цели являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий педагога и обучающихся.

- Цель является мотиватором познавательной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя.

Наиболее часто встречающиеся ошибки постановки цели:

1.Недиагностично поставленные цели.

2. Глобализация цели.

3.Сужение спектра целей или занижение уровня цели.

4.Неинтересные для обучающихся цели.

5.Нечетко поставленные, непонятные для обучающихся, размытые, недостаточно конкретные цели.

6.Неточно поставленные цели.

7.Декларативность в постановке цели.

8.Подмена цели задачей или темой.

Как избежать всех перечисленных ошибок и сформулировать корректную цель? Как грамотно выстроить процесс целеполагания, чтобы по его завершении мы могли получить законченную формулировку цели, отвечающей всем необходимым требованиям. Это можно сделать, используя технику целеполагания. Сегодня наиболее известна техника или метод SMART (smart – с английского – умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную) цель. Суть метода заключается в формулировании цели на основании определенных критериев, использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся формулировки.

Критерии SMART:
S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

М – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

А – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда.

R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

Т – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы. Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяёмкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.

В чем состоит отличие цели от задачи?

Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как

Навыки целеполагания у учащихся формируются постепенно: вначале ученикам предлагается определить цель части урока – выполнения конкретного задания, затем – поставить цель урока и в конце – осознать ее достижение и сделать выводы. Если такие задания многократно повторяются, то индивидуальные цели учеников постепенно занимают все больше места в системе их образования. Любая образовательная ситуация выступает поводом для первичного целеполагания ученика, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате у детей формируются навыки соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания. Постепенно выстраивается отлаженная система педагогического общения, в которой ведущая роль принадлежит не только учителю.Если обращение к цели как к прогнозируемому результату является постоянным элементом технологии педагогического взаимодействия, то для учащихся умение ставить цель становится совершенно необходимым элементом учебной (как, вероятно, и любой другой) деятельности. Создание условий для определения учащимися собственных целей способствует реализации процессов саморазвития, самообразования, самоактуализации. Что и предусмотрено главной целью современного российского образования

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью следующих приемов целеполагания:

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Овладеть технологией целеполагания урока- значит ясно видеть перед собой предмет своей деятельности, тех кого обучает учитель , взять на себя ответственность за получение прогнозируемых результатов.

Осознание важности целеполагания урока может привести к совершенно другим подходам к конструированию и планированию урока. Планирование каждого урока учитель должен начинать с постановки целей, с описания ожидаемых результатов.


Рассмотрим сначала, что же такое цель? Цель — это то, к чему надо стремиться. Цель обязательно должна быть осознана тем, кто её ставит. Чтобы цель стала понятна всем остальным, а, главное, чтобы она была принята ими, её необходимо сформулировать, то есть описать тот результат, к которому надо стремиться. Процесс выбора одной или нескольких целей называется целеполагание. Фактически, целеполагание – это практическое осмысление человеком своей деятельности с точки зрения постановки и реализации целей.

Нужны ли в педагогике цели? Для большинства из нас, вопрос носит риторический характер: без целей педагогика просто теряет свой смысл. Педагогический процесс всегда целенаправленный. К какому результату приведёт своих учеников учитель, если он не знает, к чему надо стремиться и какова конечная цель его профессиональной деятельности?! Однако недостаточно того, чтобы только учитель ясно представлял цели педагогического взаимодействия, необходимо, чтобы эти цели были правильно, чётко и понятно сформулированы для окружающих и, прежде всего, для учеников. Без этого обучение теряет всякий смысл и не может быть осуществляемо в условиях современной школы.

Образовательные цели прописаны в государственных стандартах образования и направлены, прежде всего, на развитие личности обучающегося. Задача учителя — ставить конкретные цели в соответствии со стандартами, выходя за рамки предметной области.

Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо решить ряд педагогических задач. Задача, в данном случае, — это путь достижения цели. Иными словами, цель — это конечный результат, а задачи — это действия, которые позволят достигнуть этой цели. Возвращаясь к приведённому выше примеру, можно сказать, что понимание закона — это цель, для достижения которой требуется решить ряд задач:

- педагог должен подобрать примеры или задачи, раскрывающие этот закон,

- объяснить их решение с опорой на этот закон,

- ученики должны научиться решать эти примеры и задачи, объясняя закон, необходимый для их решения.

Подведём предварительный итог: педагогическая цель обязана соответствовать нескольким требованиям:

- она должна иметь смысл и личную ценностную ориентацию, быть привлекательной, как для учителя, так и для его учеников и их родителей, быть понятной, интересной и желаемой;

- она должна быть реальной и измеримой, то есть быть достижимой, соответствовать возможностям учеников и самого учителя, а также содержать в своей формулировке конкретное указание на то, как определить, достигнута цель или нет;

- она должна иметь конкретные временные рамки, чтобы не превратиться в бесконечный бессмысленный процесс, когда теряется всякий интерес к достигаемому результату, а иногда и вообще цель оказывается забытой и потерявшей всякий смысл в связи с изменившимися потребностями и условиями.

- S (specific) — цель должна быть точной и без двойных трактовок, она должна содержать чёткую информацию о том, чего вы хотите достигнуть (например, подготовить ученика к победе на олимпиаде, пройти аттестацию на высшую категорию, выступить на научном семинаре в осенние каникулы и так далее);

- M (measurable) — цель должна содержать в себе количественные и качественные критерии своего достижения (например, в этой четверти повышу качество знаний по своему предмету на 10 %, подготовлю к участию в конкурсе рефератов трёх своих учеников),

- A (achievable) — цель должна быть достижимой, реальной (например, мы можем поставить цель: подготовить к сдаче ЕГЭ Иванова Васю на 80 баллов, если Вася успешно осваивает курс, но если у Васи серьёзные пробелы в знаниях, цель будет нереальной, а, значит, лишённой смысла),

- R (relevant) — цель должна быть уместной, то есть соответствовать потребностям всех участников взаимодействия (например, цель, сформулированная в предыдущем критерии, будет уместна в том случае, если Иванов Вася вообще собирается сдавать ЕГЭ по вашему предмету, да и для вас это важно, если вы претендуете на высшую категорию),

На первый взгляд, может показаться, что это очень сложно: всякий раз анализировать все свои цели по этим критериям и выстраивать систему задач для их достижения. Однако, это совершенно не так. Цель — неотъемлемая часть педагогической работы. От выбранной цели зависит достигнутый результат. Обучение перестало быть репродуктивным, когда и учитель, и ученик могли довольствоваться качественно сделанным пересказом параграфа или написанным конспектом статьи. Современное образование нацелено на достижение метапредметных результатов, поэтому педагог должен ясно представлять цели своей работы в каждый момент своей деятельности. Неправильно выбранная или неправильно сформулированная цель приведёт к отсутствию положительного результата, к невыполнению требований ФГОС, а это абсолютно недопустимо. Следовательно, постановка умных целей — обязательный этап в работе педагога.

Психологи доказали, что условием успешности в жизни является сосредоточение на правильно сформулированных целях. Но это ещё не всё. Педагог должен уметь делегировать свои цели ученикам. Сначала дети просто принимают предложенные им цели (конечно, если эти цели умные и релевантные), а затем обучаются ставить их самостоятельно. Учитель может считать свою миссию выполненной (и это — тоже цель!), если он научит своих учеников формулировать умные цели.

Государственные стандарты определяют цель современной педагогики как формирование целостной всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и сознательному самостоятельному получению знаний. Эта глобальная цель может быть достигнута только через систему умных целей, которые ставят и решают все участники педагогического процесса на каждом этапе взаимодействия с учётом своих возможностей, потребностей и запросов общества.

1. Жемчугов М. К. Цель и целеполагание в теории социальной организации // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012 — № 4.

2. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, учитель, педагог, педагогическое взаимодействие, поставленная цель, высшая категория, педагогическая деятельность, педагогический процесс, проблемная ситуация, самый педагог.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие. Стиль общения педагога с учащимися.

Цели и задачи деятельности учителя в новых условиях развития.

– цели и задачи, определяющие деятельность педагогов; – содержание процесса обучения и воспитания учеников; – уровень подготовки педагогов; – эффективные основы и методы обучения и воспитания

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении.

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию.

Условия успешного взаимодействия педагогических работников.

профессиональное обучение, ученик, умение, педагог, общение, педагогическое общение, педагогическое взаимодействие, образовательное учреждение, педагогическая деятельность.

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов.

образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, будущий педагог, профессиональная подготовка будущих учителей, будущий учитель, личностный аспект, педагогический вуз.

Мастерство педагога в решении.

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство.

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач

Любая педагогическая ситуация проблемная. «Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Если целью педагогического процесса является только воспитание.  организаторские.

Психологические основы педагогического такта учителя

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства. Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися.

Читайте также: