Цель проекта школьная филармония

Обновлено: 02.07.2024

Формирование основ музыкальной культуры и творческое воспитание детей – неотъемлемая часть процесса воспитания в общем. Речь идёт не только о развитии музыкального слуха. Музыка влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка, развивает целостное художественно-эстетическое восприятие мира, его духовность, помогает привить ему хороший вкус. Приобщение к искусству, вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. Музыка в живом исполнении благотворно влияет на эмоциональное состояние, вызывает неподдельный интерес, желание самому заниматься творчеством, если не играть на инструменте, то хотя бы понимать красоту классической музыки.

Оценить 313 0

Творческий проект


Курск 2019 год

Обоснование проекта, актуальность

Основное содержание проекта

Скрои и план реализации проекта

Список используемой литературы

Аннотация проекта:

305026, г. Курск, ул. Широкая, д. 2 (тел./факс: 32-84-85)

Голубова Инна Викторовна

Тип и наименование проекта

Голубова Инна Викторовна, Радвогина М.Е.

Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию, а также создание у детей мотивации заниматься музыкой.

•становление музыкально-эстетического сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста через приобщение подрастающего поколения к лучшим образцам музыкального искусства;

•формирование начал музыкальной и художественной культуры;

•развитие музыкального кругозора, художественного мышления;

•создание мотивации к занятиям классическим искусством;

•выявление и поддержка музыкально одарённых детей, развитие исполнительского мастерства обучающихся, содействие профессиональному росту преподавателей;

•развитие у детей художественного вкуса;

•организация мероприятий, способствующих приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру музыкальной культуры.

ДШИ № 9 г. Курска;

МБОУ СОШ № 28, 30, 48, 50, 53;

МБДОУ № 50, 72, 92, 93, 121

Обоснование и актуальность проекта:

Формирование основ музыкальной культуры и творческое воспитание детей – неотъемлемая часть процесса воспитания в общем. Речь идёт не только о развитии музыкального слуха. Музыка влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка, развивает целостное художественно-эстетическое восприятие мира, его духовность, помогает привить ему хороший вкус. Приобщение к искусству, вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. Музыка в живом исполнении благотворно влияет на эмоциональное состояние, вызывает неподдельный интерес, желание самому заниматься творчеством, если не играть на инструменте, то хотя бы понимать красоту классической музыки.

В настоящее время многие современные дети не получают достаточно богатого музыкального воспитания и образования. Обходятся занятиями в детском саду или школе, не посещают кружки, которые обеспечивают более профессиональную подачу знакомства с музыкой. Это создаёт обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

В проекте принимают участие обучающиеся всех возрастных групп и отделений ДШИ № 9. Педагоги поддерживают важность и необходимость такой работы в музыкальном образовании детей и сами с удовольствием участвуют и слушают лекции - концерты. Проводимые мероприятия способствуют духовно-нравственному обогащению детей, воспитывают культуру поведения, развивают интеллектуально, вызывают эмоциональную отзывчивость у слушателей.

Идея проекта:

Главной целью проекта является приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию, а также создание у детей мотивации заниматься музыкой.

Задачи проекта:

становление музыкально-эстетического сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста через приобщение подрастающего поколения к лучшим образцам музыкального искусства;

формирование начал музыкальной и художественной культуры;

развитие музыкального кругозора, художественного мышления;

создание мотивации к занятиям классическим искусством;

выявление и поддержка музыкально одарённых детей, развитие исполнительского мастерства обучающихся, содействие профессиональному росту преподавателей;

развитие у детей художественного вкуса;

организация мероприятий, способствующих приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру музыкальной культуры.

Целевая аудитория - слушателями лекций-концертов являются обучающиеся общеобразовательных школ и воспитанники детских садов, их родители и преподаватели.

Содержание проекта

1-й этап - Организационный

Определение ответственных лиц.

Организация мероприятий в СОШ и ДОУ города Курска.

2-й этап - Основной

2-й этап основной:

Составление плана реализации проекта

Разработка сценариев и тематических планов лекций - концертов.

Просмотр и отбор номеров для концертной программы.

Распределение обязанностей между участниками проекта.

Подготовка материально – технического оснащения и декоративно-художественного оформления мероприятий (оформление сцены, подготовка мест для зрителей, технического оснащения).

Подготовка дидактического или вспомогательного материала (презентации, иллюстрации, рисунки, шумовые инструменты и т.п.).

3-й этап - итоговый

Проведение творческих мероприятий.

Осуществление фото и видео-съемки.

Анализ проведенных мероприятий.

Срок реализации проекта: долгострочный.

План реализации проекта

Для достижения цели и воплощения поставленных задач необходимо познакомить обучающихся общеобразовательных школ и воспитанников детских садов - с чудесным миром музыки посредством концертов обучающихся Детской музыкальной школы № 9. Такие концерты должны состоять из мирового классического и народного музыкального репертуара, ведь именно такие произведения способствуют эстетическому развитию детей, формированию их личности, чувств и мыслей в условиях современного общества.

Должна быть проведена большая работа по налаживанию взаимодействия с Администрациями СОШ и детских садов, разработаны сценарии и программы мероприятий в рамках данного проекта и запланированы даты и время проведения мероприятий.

Тема и наименование мероприятия

Описание мероприятия.

Форма, методы или приемы проведения мероприятия

Срок реализации

Исполнение обучающимися песенного репертуара русских, зарубежных и современных композиторов не только под фортепиано, но и под фонограмму.

Весь музыкальный материал сопровождался тематическими иллюстрациями.

Для полного погружение в атмосферу музыки и песен, обучающиеся фольклорного отделения выступают с инсценированными, игровыми песенными номерами и вовлекают зрителей к участию.

Ознакомительная беседа, в течение которой дети не только закрепили свои знания о знакомых им трех основных жанрах – песня, танец и марш, но и узнали о существовании этюдов и программных пьес.

Весь музыкальный материал сопровождался иллюстрациями.

Исполнение учащимися произведений русских, зарубежных, современных композиторов.

Беседа с детьми о жанрах исполняемых произведений, образах, заключенных в них, чувствах и эмоциях, вызываемых этими образами.

Исполнение учащимися произведений русских, зарубежных, современных композиторов.

Динамичному и интерактивному общению очень способствовали заготовленные цветные картинки, соответствующие исполняемым произведениям. Перед началом концерта эти картинки раздали всем слушателям, чтобы они могли сопоставить собственные эмоции и переживания от услышанных произведений с образами, запечатленными на рисунках.

Исполнение учащимися народного и фортепианного отделений произведений русских, зарубежных и современных композиторов, а также песни из мультфильмов.

Весь музыкальный материал сопровождался презентацией слайдов с тематическими картинками.

Отгадывание загадок о музыкальных инструментах, определение по слуху в аудиозаписи какой инструмент играет.

Ознакомительная беседа о жизни и творчестве М.И. Глинки. Театрализованная миниатюра – стихи и проза о музыкальном творчестве.

Исполнение обучающимися произведений композитора – юбиляра и его современников.

Все мероприятие сопровождается иллюстративным материалом.

Беседа о возникновении и разнообразии музыкальных инструментов. Это путешествие в страну русских музыкальных инструментов, где дети становятся участниками процесса. С помощь. шумовых музыкальных инструментов дети создают оркестр и под фонограмму исполняют музыкальное произведение.

Весь музыкальный материал сопровождался презентацией слайдов с тематическими картинками.

Отгадывание загадок о музыкальных инструментах, определение по слуху в аудиозаписи какой инструмент играет.

Исполнение учащимися ДШИ произведений русских, зарубежных, современных композиторов.

Отгадывание сказочных персонажей по музыкальным ассоциациям.

Для концерта подбирается программа, учитывающая особенности восприятия детей маленького возраста – это пьесы с ярким характером, доступной и рельефной выразительностью. Каждая пьеса предваряется небольшим сюжетным описанием сказки, чтобы дети могли настроиться на вдумчивое и внимательное прослушивание музыкального номера.

В есь музыкальный материал сопровождался презентацией слайд-шоу.

Ознакомительная беседа, в течение которой дети не только закрепили свои знания о знакомых им трех основных жанрах – песня, танец и марш, но и узнали о существовании этюдов и программных пьес.

Весь музыкальный материал сопровождался иллюстрациями.

Исполнение обучающимися не только инструментальных, но и хореографических номеров.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта его слушатели и участники проекта п олучают:

обеспечение доступности для детей и взрослых слушания классической музыки в живом высокохудожественном исполнении;

расширенные и систематизированные знания о великих композиторах-классиках, музыкальном репертуаре, формирование начал музыкальной и художественной культуры;

развитие у детей художественного вкуса;

развитие у детей интереса к музыке как виду искусства;

повышается мотивации к занятиям различными видами искусства;

развиваются интеллектуальные и творческие способности, воображение, способность выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных форм и методик;

формируется уверенность в себе, в своих способностях, в результате чего - возрастает их интерес к классической музыке и повышается их интерес к обучению в детской школе искусств;

повышается эффективность воспитательно-образовательного процесса работы с детьми;

происходи реализация творческого потенциала преподавателей ДШИ;

появляется возможность публичного представления своих музыкальных способностей, развиваются творчески и профессионально, отрабатывают навыки исполнительской деятельности.

Перспективы развития проекта

Воплощение целей и задач данного проекта способствуют формированию эстетических вкусов и потребностей человека, восстанавливает гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению психического равновесия личности, доставляет удовольствие, анализирует состояние окружающего мира, оказывает идейно-эстетическое воздействие, формирует личность, чувства и мысли ребенка и повышает мотивацию к занятиям музыкой в дальнейшем.

Список литературы:

3. Бетехтин, А. В. Современная концертная организация: Формы деятельности и пути развития: [Текст] / Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2003 г.

4. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально- культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е.И. Григорьева. – Тамбов, 2002 г.

5. Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. училищ сред. проф. образования / В. П. Голованов. – М.: Владос, 2004 г.

6. Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О.Н. Хахлова. –– Уфа: Изд-во БГПУ, 2007 г.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 2002 г..

8. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1991 г.

Для достижения цели и воплощения поставленных задач было решено познакомить обучающихся общеобразовательных школ и воспитанников детских садов - с чудесным миром музыки посредством концертов и лекций – концертов, организованных преподавателями и обучающимися Детской музыкальной школы № 9.

Была проведена большая работа по налаживанию взаимодействия с Администрациями СОШ № 28, 30, 48, 50, 53 и детских садов № 50, 72, 92, 93, 121, разработаны сценарии и программы мероприятий в рамках данного проекта, запланированы даты и время проведения мероприятий. Эти концерты состояли из мирового классического и народного музыкального репертуара, ведь именно такие произведения способствуют эстетическому развитию детей, формированию их личности, чувств и мыслей в условиях современного общества.

Отличительной особенностью этих лекций-концертов является погружение ребенка в музыку с помощью игрового процесса (загадки, викторины, дискуссии и т.п.). Во время концерта дети становятся полноправными участниками импровизированного действия (дирижируют оркестром, играют на музыкальных инструментах с инструментальным ансамблем или поют вместе с хором).

Обучающиеся ДШИ № 9 с удовольствием откликались на предложения участвовать в концерте, с большим интересом проходили через отбор концертных номеров, во время выступлений учились справляться со сценическим волнением, правильно вести себя на концертных мероприятиях, налаживать контакт с аудиторией. Некоторые из них впервые выступали на концертах такого уровня перед довольно большим количеством зрителей.

Многие инициативные преподаватели с удовольствием предлагали разнообразный исполнительский репертуар к запланированным мероприятиям, неординарный сценарный подход, помощь в оформлении, что вывело эти мероприятия на более высокий профессиональный уровень, позволило участникам проекта видеть пути развития своего творческого потенциала.

Результативность нашей деятельности:

1999 год - посещаемость проекта – 20% от общего числа обучающихся младших классов МБОУ СОШ № 28 г. Курска;

2000 год - 30% от общего числа обучающихся младших классов МБОУ СОШ № 28 г. Курска;

2010 год - 50% от общего числа обучающихся младших классов МБОУ СОШ № 28 г. Курска;

2015 год - 80% от общего числа обучающихся младших классов МБОУ СОШ № 28 г. Курска;

2019 год - 100% от общего числа обучающихся младших классов МБОУ СОШ № 28 г. Курска.

Наша работа востребована, мы видим результаты нашего труда. Мы создали нужный и актуальный проект, он расширяет кругозор, дает возможность узнать много нового и интересного, воспитывает чувство прекрасного, развивает воображение и учит детей слушать и любить музыку.


2 000-2005 гг.






2006-2010 гг.








2011-2015 гг.






2 016-2017 гг.







2 018 год

Актуальность и значимость проекта:

Новизна и оригинальность нашего проекта заключается в том, что это творческая инициатива учащихся, их желание реализовать и проявить себя.

Аудитория проекта:

Все учащиеся школы №5, жители микрорайона, ветераны микроучастка центрального района, учащиеся Школы милиции, студенты педагогического колледжа г. Кемерово, учащиеся Детской школы искусств №19, активисты ДЮЦ им. В.Волошиной, Центр по работе с населением (пр. Ленина, 90).
Возраст слушателей не ограничен. Ветераны и пенсионеры микрорайона – это самые активные слушатели наших концертных программ. Актовый зал в школе вмещает около 200 слушателей за 1 концертное выступление, в проекте запланированы выездные концерты на предоставляемых площадках (Школа милиции, Детская школа искусств №19, ДЮЦ им. В.Волошиной и т.д.)

Участники проекта через реализацию своего творческого потенциала воплощают в жизнь приоритетные идеи, реализующиеся в России, такие как воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотическое воспитание, формирование безграничной любви к Родине и гордость за её славное героическое прошлое.

Степень реализации проекта:

Рабочий план реализации проекта:

Конкретные результаты:

На мероприятии присутствовали Сычев Александр Терентьевич, депутат городского совета, ветеран Великой Отечественной войны Григорьев И.А., Ливенцев П.Г., председатель микрорайона округа №4, Мещерягина Анна Георгиевна, ветеран педагогического труда. В числе приглашенных гостей были студенты педагогического колледжа г. Кемерово, а также учащиеся школы №5. Всего на мероприятии присутствовало 185 человек.

Почетными гостями на мероприятии были ветеран Великой Отечественной войны Григорьев Иван Александрович, Ливенцев Павел Григорьевич, председатель микрорайона округа №4, ветераны Совета ветеранов, представители Центра по работе с населением. Учащиеся школы №5 и активисты ДЮЦ им. В. Волошиной. Итого на мероприятии присутствовало 197 человек.

Почетными гостями на мероприятии были ветеран Великой Отечественной войны Григорьев Иван Александрович, Ливенцев Павел Григорьевич, председатель микрорайона округа №4, ветераны Совета ветеранов, активисты ДЮЦ им. В. Волошиной. Итого на мероприятии присутствовало 125 человек.

Механизмы оценки результатов:

Мы завели книгу отзывов и пожеланий, где любой из слушателей концерта может оставить своё мнение, впечатление, пожелание от увиденного и услышанного.
Ведём фотолетопись наших концертов.
Мы работаем в тесном контакте в МОУ СОШ №5, в Центре по работе с населением (пр. Ленина, 90), с Советом ветеранов, Школой милиции, педагогическим колледжем г. Кемерово, ДШИ №19, ДЮЦ им. В.Волошиной.
Слушатели оценивают результат нашей работы как очень плодотворные и на высоком профессиональном уровне, о чём свидетельствуют благодарственные письма и грамоты.

Заключение

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Уникальным для музыкальной школы является наличие Детской филармонии. Детская филармония музыкальной школы – проект, обеспечивающий реализацию государственной политики в области культуры и искусства в городе, содействующий созданию условий для сохранения и приумножения культуры. Данный творческий проект в нашей ДМШ стартовал в 2003-2004 учебном году. В настоящее время Детская филармония играет важную роль в популяризации классической, народной и джазовой музыки, мировых шедевров и русского народного творчества.

Цель Детской филармонии - реализация творческих музыкальных способностей детей и ранней профессиональной ориентации, мотивация к продолжению музыкального творчества в любительских формах (создание ансамблей и игра в них, работа над новыми аранжировками и т. д.).

Создание творческого объединения Детская школьная филармония даёт возможность решения целого комплекса задач - воспитательных, обучающих, творческих, позволяет решить проблему создания творческой атмосферы в детском коллективе музыкальной школы.

Детская филармония успешно сочетает две важные функции. Во-первых, дает возможность совсем еще юным музыкантам проявить себя, выступая на концертных площадках города и в концертном зале собственной музыкальной школы. А во-вторых, зарождает у своей публики интерес к классической музыке, подготавливая ее к большому искусству с детских лет, а затем и духовную потребность в классической музыке.

Сегодняшняя структура и различные направления деятельности школьной филармонии :

Школьная филармония сотрудничает с такими учреждениями города, как:

ЦРБ и др. мед. учреждения,

Дошкольные учреждения №7, 14, 214,27

Школа-сад №1и №2, школа №32, №3, №8 и др.

В составе школьной филармонии следующие коллективы:

Дуэт гитаристов, рук. Санников В.В.

hello_html_6c1ef452.jpg

Самые активные участники концертов Детской филармонии:

Макаров Даниил,Ершукова Аня, Григорян Слава - преп. Санников В.В.

Морозова Даша, Священков Егор, Симонов Максим - преп. Фёдорова Р.Ю.

Соколов Роман - преп. Тарбеева И.В.

Аксёнов Алексей, Попов Коля, Поздняков Вениамин, Крушин Антон - преп. Гора Н.А.

Авагян Лианна и Асатур - преп. Изгагина Т.В.

Васильева Валерия, Петрова Лилия, Соловьёва Аня - преп. Романова А.В.

Коваленко Соня и Самарина Настя - преп. Ерёмина З.М.

Позднякова Оксана, Прокопьева Кристина - преп. Скобина Т.Е.

Попова Вика - преп. Ходаковская М.М.

Хочется отметить преподавателей, ответственных за проведение отдельных мероприятий:

Щиблицкая Т.Г. – Выпускной вечер и др.,

Коростелёва Т.И. – Музыкальные сказки, Международный день Музыки,

Изгагина Т.В. – Праздник 1-классника и др.,

А также преподавателей, оказывающих другую различную помощь в проведении мероприятий:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена абонементу "Филармония школьника" в рамках которого уже 15 лет проходят концерты для обучающихся ГБОУ СОШ "Центр образования п. Варламово". Актуальным является приобщение детей к классической музыке, проектной деятельности с ипользованием компьютерных технологий, расширения творческих контактов между учебными заведениями.

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ СЫЗРАНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ п.ВАРЛАМОВО

446073 Самарская область, Сызранский район, п. Варламово,

ул. Советская, 23. тел: 99-80-22, факс: 8 (8464) 99-49-59.

"Филармония школьника", как одно из направлений культурно-просветительской деятельности ДШИ

Методическая разработка для ДМШ, ДШИ

Т.В. Дорофеева

преподаватель теоретических дисциплин

Пояснительная записка 3

Методическая разработка 6

Список использованной литературы 22

Материалы из Интернета 25

Данная методическая разработка создана в соответствии с "Концепцией дополнительного образования детей", утверждённой распоряжением Правительства России от 4 сентября 2014 года №1726-р.

Наша школа искусств, на протяжении своей 33-летней истории, стала культурным центром Сызранского района. Одним из направлений работы является культурно-просветительская деятельность ДШИ - организация и проведение концертов. мероприятий в рамках следующих абонементов:

"Филармония школьника" - тематические концерты для обучающихся школ п.Варламово, г.Сызрани;

"Истоки" - концерты для воспитанников детских садов "Радуга", "Берёзка";

"В мире музыки" - концерты, посвящённые праздничным, знаменательным датам в истории нашей страны для обучающихся, родителей, жителей п.Варламово;

"Музыкальный калейдоскоп" - выездные концерты для учреждений, организаций г.Сызрани, области.

Данная работа посвящена абонементу "Филармония школьника", в рамках которого уже 15 лет проходят концерты для обучающихся ГБОУ СОШ "Центр образования"п.Варламово, школ г.Сызрани. Актуальным является приобщение детей к классической музыке. широкий охват детской и юношеской аудитории (от 7 до 18 лет), проектная деятельность учащихся за счёт использования компьютерных технологий, расширение творческих контактов между учебными заведениями. Автор предлагает преподавателям ДМШ и ДШИ некоторые методические материалы по организации концертов, проектной деятельности из опыта своей работы.

Цель - всестороннее приобщение детей к музыке через организацию и проведение концертных мероприятий, использование. компьютерных технологий в сфере культурно-просветительской деятельности ДШИ.

повышение интереса к классической музыке у детской и юношеской аудитории;

расширение музыкально-эстетического кругозора в процессе знакомства с региональной художественной культурой;

участие юных музыковедов в концертных мероприятиях .проектной деятельности с использованием современных компьютерных технологий (создание презентаций, видеопроектов и др.); .

создание вектора общих интересов учащихся и родителей. осуществление идеи педагогики сотрудничества.

В ходе работы изучена литература выдающихся музыковедов 20 века, ведущих педагогов России. Виднейшие музыкальные деятели: Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский считали, что главное в музыкальном воспитании является умение привить детям потребность слушать и воспринимать музыку. Огромную роль в процессе музыкального воспитания детей сыграли Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, разработавшие разнообразные методы и формы музыкального просвещения. Работа Л.Л. Мельниковой посвящена музыкальному просветительству в России и за рубежом. В работе Т.А. Лихенко раскрывается роль художественно-просветительской деятельности в ДШИ.

Система абонементных концертов, обладающая целенаправленностью, стройностью, плановостью, существует во многих ДМШ и ДШИ. Продолжая традиции детской филармонии 20 века, мы расширили круг тем, применили инновационные методы коммуникативного, творческого сотрудничества с детьми, родителями, использовали современные компьютерные технологии в проектной деятельности учащихся.

В работе впервые обобщён опыт, проанализирована результативность культурно-просветительской деятельности ДШИ в рамках абонемента "Филармония школьника", представлены авторские проекты учащихся.

Данная методическая разработка апробирована в ДШИ п. Варламово. Решаются задачи приобщения детей различного возраста к классической музыке, воспитания грамотных слушателей, расширения творческих контактов между учебными заведениями.

Достигнуты положительные результаты в проектной деятельности учащихся ДШИ.

Тематическое и жанровое многообразие концертов "Филармонии школьника":

литературно-музыкальные композиции, посвящённые праздничным, знаменательным датам в истории нашей страны;

концерты-монографии. посвящённые творчеству выдающихся композиторов,

концерты - беседы, творческие встречи с местными авторами;

Методические материалы, рекомендации по проведению мероприятий:

1. Основные методы работы.

Согласно классификации Н.С. Кочергиной рекомендуем следующие методы работы:

1. Коммуникативный метод совместного творчества преподавателя и ученика:

подготовка и проведение концерта, Задачи для ведущего: знание и эмоциональное произношение текста, чёткая артикуляция, свободное общение с аудиторией.

2. Синектический метод.

активное участие зрителей. Для них предлагаются чайнворды, кроссворды, музыкальные викторины на эрудицию. созданные ведущим:

Чайнворд для зрителей из литературно-музыкальной композиции, посвященный 220-летию А.С. Пушкина.

Принцип чайнворда – последняя буква предыдущего слова, является буквой последующего слова.

1. И промеж высоких гор видит шёлковый…(шатёр).

2. Месяц, месяц, мой дружок позолочённый…(рожок).

3. Воротился старик ко старухе, у старухи новое…(корыто).


4. В море…(остров) был крутой, не привольный, не жилой.

5. Не посмел я взять с неё…(выкуп), так пустил её в синее море.

6. Ей навстречу…(пёс), залая, прибежал и смолк играя.

7. И садятся все за…(стол) и весёлый пир пошёл.

8. Бедный поп подставил…(лоб).

9. Старый…(бес) стал тут думать думу. А Балда наделал такого шуму.

10. Впредь тебе невежа, наука: не садися не в свои…(сани).

11. Все скорлупки золотые, ядра чистый…(изумруд).

12. Жил-был славный царь… (Додон). Смолоду был грозен он.

13. Пришёл. (невод) с одною рыбкой, непростою – золотою.

14. И за ними во…(дворец) полетел наш удалец.

15. Коршун в море кровь пролил, лук…(царевич) опустил

участие родителей в создании костюмов ("Песни из мультфильмов"- костюмы Гены, Чебурашки, Волка).


3. Метод анализа пройденных мероприятий. Видеозапись концертов даёт возможность учащимся проанализировать, оценить свою работу, сделать выводы.

4. Мониторинг мероприятий Устные опросы после концерта, анкетирование учащихся на классных часах и Интернет-ресурсах помогают определить интересы, музыкальные предпочтения, эстетические запросы аудитории Иногда зрители в анкетах предлагают темы для следующих концертов, Так появились литературно-музыкальная композиция "Карнавал цветов", концерт "Песни из мультфильмов" и др.

Анкета о концертной деятельности ДШИ

Соколовы Александра и Елена

Каждый из перечисленных концертов, проводимых в ДШИ, имеет свои индивидуальные особенности. Поэтому, мне понравились все ниже перечисленные концерты:

концерт, посвящённый творчеству В,А. Моцарта;

концерт, посвящённый Международному дню музыки;

песни В.Н. Юдиной;

концерт, посвящённый Международному дню 8 Марта.

Особо хочу отметить концерт В.Н.Юдиной. На нем мы пообщались с замечательным, интересным человеком. Познакомились с ее творчеством. Было очень интересно.

"Песни о родном крае"

"Песни военных лет"



5. Размещение в видеохостинге "YouTube" концертов, творческих проектов как результат деятельности учащихся и преподавателей школы.

2. Взаимосвязь концертной и конкурсной деятельности.


И ногда работа над сценарием, презентацией становится предпосылкой для исследовательской работы и участия в конкурсах, Так, Ксения Бамбурова, учащаяся 8 класса, стала лауреатом и заняла 1 место в региональной олимпиаде исследовательских работ "Содружество, Евразийские art-диалоги". Участие Ксении в районной акции "Дмитриевские чтения"с презентацией "Земли родной талант и вдохновенье" способствовало созданию исследовательской работы о творчестве нашего земляка - поэта, баснописца И.И. Дмитриева.


Дмитриевские чтения

3. Виды проектной деятельности, использование компьютерных технологий для творческого развития учащихся.

1. Технология мультимедиа - при создании презентаций к концертам, Подбор и использование различных способов иллюстрации текста (аудио-, видеофрагменты, графика). Презентация выполняется в программе Power Point (количество слайдов определяет учащийся). Содержание включает словесный, нотный тексты, фото-, аудиоматериалы, видео (по желанию).

Большой популярностью пользуются концерты .посвящённые региональной художественной культуре, творческие встречи с местными авторами.

Презентация и творческая встреча поэта В.В. Харитонова с учащимися 3 класса ГБОУ СОШ №2 г. Сызрани в 2017 году (автор - И. Дорофеев).



2. Разновидности видеопроектов:

Монопроект. Видеофильм. Создаётся на основе видеозаписи пройденных концертов, Так, литературно-музыкальная композиция, посвящённая 220-летию А.С. Пушкина (2019г.) для учащихся 7-8 классов ГБОУ СОШ п. Варламово (автор - О. Быцина), стала основой видеофильма "Певец земли родной".


Смешанный видеопроект. Содержит признаки исследовательского, творческого, информационного проектов. Выполняется в формате mp4 и основан на синтезе текста, звука, графики, аудио-, видеосредств.


Эта работа - совместный проект Александры и её мамы - Елены Михайловны, выпускницы нашей школы.

Видеолекторий - новая форма видеопроекта, которая появилась в ДШИ в этом году, в период дистанционного обучения.

Большую помощь в подготовке видеолектория оказали родители. Вместе с детьми они собирали информацию, помогали в оформлении рефератов, проводили видеосъёмки. Такое совместное творчество детей и родителей играет важную роль в осуществлении идеи педагогики сотрудничества.



Александра и Елена Владимировна Соколовы

Елена и Галина Владимировна Карпенко

Привлечение юных музыковедов к проектной деятельности с использованием компьютерных технологий способствует творческому развитию, формированию культуры познавательной деятельности учащихся. Представленные в работе проекты учащихся получили призовые места в различных конкурсах.



Концерты абонемента "Филармония школьника" играют важную роль в культурно-просветительской деятельности ДШИ. Количественным показателем их эффективности является охват 90% детей Варламовского сельского поселения в возрасте 7-18 лет, ежегодное увеличение контингента за счёт учащихся ГБОУ СОШ. Решаются задачи приобщения детей различного возраста к классической музыке, воспитания грамотных слушателей, расширения творческих контактов между учебными заведениями.

Использование инновационных методов работы при подготовке и проведению концертов помогают учащимся проявить себя в различных видах творческой деятельности. В результате у детей вырабатывается умение планировать варианты развития сценария, чётко излагать свои мысли, рассуждать, общаться с публикой.

Яркий пример - Денис Русин - выпускник нашей школы 2006 года. Он является автором 7-ми концертных сценариев для "Филармонии школьника", посвящённых Международному дню музыки, творчеству П.И. Чайковского, А.П. Петрова и др. По словам Дениса, выступления на школьных концертах помогли ему подготовиться к работе с аудиторией на более высоком уровне, в научно-практических конференциях, во время стажировки в Англии.

В период дистанционного обучения в ДШИ появилась новая форма видеопроекта - видеолекторий, направленная на выявление творчески одарённых детей, активное сотрудничество с родителями.

Привлечение юных музыковедов к проектной деятельности с использованием компьютерных технологий. также способствует творческому развитию детей. Представленные в работе проекты учащихся получили призовые места в различных конкурсах.

Много положительных отзывов от учащихся, коллег, родителей.

Елена Лазарева: "Дети с удовольствием участвуют в мероприятиях, получают положительный опыт, культурно обогащаются, творчески развиваются. Интересна совместная работа учащихся, родителей и преподавателей. Это готовый проект, который можно использовать в детских музыкальных школах."








Апраксина О. Современный ребенок и музыка // Музыкальное воспитание в школе.- М., 1992,- Вып.1. с.39-52.

Арсалиев Ш. М.-Х. Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции. / Ш. М.-Х. Арсалиев.- Новосибирск: "ИЦРОН", 2015.- 157с.

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л.: Музыка, 1985. - 180с.

Березовский Б., Хотунцов Н. Новая форма музыкального воспитания школьников // Музыка - детям: Сборник статей /Сост. Л.В.Михеева.- Л., 1995.- Вып.5.- с.90-95.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание ребенка.- М.: Музыка, 1998.­110с.

Виноградова С. Первина Л. Коллективная деятельность и воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1990.- 150с.

Вопросы методики начального музыкального образования: Сб. статей / Ред.- сост. В.И. Руденко, В.А. Натансон. - М.: Музыка, 1991.­ - 230с.

Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе.- М.: Музыка, 1982.- 75с.

Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку.- М.: Музыка, 1979.­ -60с.

Дмитриева Л.Л., Червоиваненко Д.И. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Музыка; 1989.- 155с.

Землянский Б.В. О музыкальной педагогике.- М.: Музыка, 1988.- 144с.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке.- М.: Музыка, 1977.- 191с.

Кадобнова И., Усачева В., Школяр Л. Шестилетние дети и музыка // Воспитание музыкой: Сборник статей / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева.- М., 1991.- с. 20 - 27.

Князева Л.Ю. Музыкально - творческие задания для начинающих; Методические рекомендации для преподавателей и школ искусств.- Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры: М.: 1979.- 35с.

Королева В. Слушание музыки в подготовительных группах ДШИ // Музыка - детям: сборник статей/ Сост. Л.В. Михеева.-Л., 1981.- Вып.4. с 115 - 125.

Корыхалова Н, 0 музыкальном воспитании юного слушателя // Музыка детям: Сборник статей / Сост. Л.В. Михеева.-Л.: 1975.- Вып.2.-с. 23-30.

Методические записки по вопросам музыкального образования: Сборник статей / Ред.- сост. Н.Л. Фишман.- М.: Музыка, 1979.- Вып.2.- 222с.

Музыка детям. Вопросы музыкально- эстетического воспитания: Сборник статей / Сост. Л.В. Михеева.- Л.: Музыка, 1978.- 150с.

Назайкинскйй Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1982.- 380с.

Нестьев И.А. Учитесь слушать музыку.- М.: Музыка, 1987.- 63с.

Программа по музыке для общеобразовательных школ: 1-3 классы / Науч. рук. Д.Б. Кабалевский, -М.: Просвещение, 1983.- 158с.

Саямов М. О некоторых проблемах музыкального воспитания детей // Вопросы методики начального образования: Сборник статей /Ред.- сост. В. И. Руденко, В.А. Натансон.- М., 1981.- с.5-12.

Система детского музыкального воспитания Карла Орфа /Под ред. Л.А. Баренбойма.- Л.: Музыка, 1990.-180с.

Развитие художественного вкуса младших школьников средствами музыкального искусства в процессе внеклассных занятий: Методические рекомендации для студентов - практикантов учителей музыки, учителей начальных классов. / Сост.И.Г. Кочкина, Т.К. Михальченко.- Самара, 1991, - 38 с.

Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка / Ред.-сост. И.С. Рабинович.- т.1-М.: Сов. композитор, 1972.- 364 с.

Читайте также: