Было ли глобальным общество в древности кратко

Обновлено: 02.07.2024

В последнее время в мировом научном сообществе становится все более популярной концепция глобального общества, с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, состоящего из множества локальных обществ отдельных стран мира. Эта концепция значительно упрощает рассмотрение процессов глобализации – они в этом случае превращаются в обычные общественные преобразования в рамках глобального общества, власть в котором время от времени пытаются захватить те или иные правители.

Митио Каку считает, что при средней скорости роста экономики земная цивилизация в течение ближайших 100 лет перейдет в статус планетарной цивилизации, энергопотребление которой сопоставимо с энергией, получаемой планетой от Солнца (около 10 Вт).

Некоторые исследователи (Д. Стиглиц, Н. Хомский) призывают не отождествлять глобализацию как многоплановый и объективный процесс с ее неолиберальным вариантом, навязываемым миру транснациональными корпорациями, ориентированными на достижение максимальной прибыли и увеличение разрыва между развитыми и развивающимися странами. Они предлагают в рамках Всемирного социального форума другую концепцию глобализации (в отличие от антиглобалистов, борющихся против глобализации вообще), направленную на уменьшение власти международного капитала и достижение большей социальной справедливости в мире, – альтерглобализм (англ. Alterglobalization).

Глобальное общество (global society) - общество, которое охватывает весь земной шар (от англ. globe - земной шар, global - мировой, то, что касается земного шара) и гражданами которого являются все жители планеты Земля. Понятие получило распространение во второй половине XX в., когда возникла необходимость в исследовании глобальных общественных процессов, которые влияют на развитие человечества в целом.

Общества отдельных стран мира в противоположность к глобальному общества называются локальными обществами.

Следует обратить внимание, что основой для развития понятия глобального общества есть идеи единобожия (христианство, ислам и иудаизм), а также европейской и китайской безбожной материалистической философии (Гераклит, Платон, Аристотель, Конфуций), в частности идеи равенства и единства всех людей перед Богом, идеи космополии, града земного и града Божьего, идея Поднебесной подобное.

Различные трактовки понятия

Жизнь в современном глобальном обществе

С точки зрения глобального общества нет ничего загадочного в процессах глобализации. Они представляют собой обычные общественные процессы (общественные преобразования) в глобальном обществе и им можно найти определенные аналогии в обществах локальных (отдельных стран).

Локальные общества

В составе глобального общества во все времена существовали общества локальные, общества отдельных стран, государств и регионов мира. Таким образом глобальное общество также имеет региональную структуру, как и общество любой отдельной страны мира (напр. Россия).

Глобальное хозяйство

Глобальное хозяйство (Глобальная экономика) - с точки зрения глобального общества это его сфера хозяйственной деятельности, его хозяйственная система.

История идеи глобального общества

Впервые идеи рассматривать всех жителей нашего мира (нашей планеты) как единое общество появляются еще во времена Древности. В частности древний мыслитель и искатель истины Диоген принимает такое понятие, как космополит, то есть гражданин мира, гражданин космополии (общества мира). В христианстве, в частности в православии, в различных философских учениях на их основе, еще во времена раннего средневековья (в частности Киевской Руси) используются такие понятия как человечество, род человеческий, мир христианский, град Божий и т. д., которые по сути является осмыслением жизни человечества и глобального общества того времени с христианской точки зрения. В других вероучениях того времени, в частности в иудаизме, мусульманстве, китайской философии, буддизме, индуизме и др.. можно найти похожие идеи.

Новые формы описания глобального общества появляются в Европе в эпоху Нового Времени в рамках гуманизма. По сути в те времена разрабатываются такие идеи гуманизма, важные для современного глобального общества, как идеи человечества, человеческого блага и общечеловеческих ценностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия. Продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества. Развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов глобализация и создание информационного общества;

Продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;

Развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов глобализация и создание

Конкретизировать теоретические представления о роли политики в глобальном мире (развитие информационного общества);

Развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять

Использовать возможности ИКТ-технологий в создании интерактивного познавательного

Воспитывать в детях интерес к глобальным процессам, происходящем в современном обществе

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, наглядная презентация

Организационный момент

(ученики подготовились к уроку, учитель и учащиеся

взаимно приветствуют друг друга)

Актуализация

Что такое свобода? К чему может привести неограниченная свобода выбора?

В чем выражается общественная необходимость?

Какое общество можно считать свободным?

(ученики отвечают на вопросы)

Мотивационный этап

Было ли глобальным общество в древности?

Создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития?

(Заслушать ответы нескольких учащихся, но не углубляться в дискуссию)

Изучение нового материала

Особенности глобализации как явления современности

Современное информационное пространство

Глобальная информационная экономика

Социально-политическое измерение информационного общество

Особенности глобализации как явления современности

(учащиеся приводят факты, касающихся самых разных сторон жизни общества. Можно взять какую-нибудь одну характеристику, например, главную черту менталитета.)

Чем можно объяснить такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию.)

Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Зарождение глобализации связывают с временами Римской империи, с Великими географическими открытиями, с развитием рыночных отношений, с НТР в 20 веке, а также развитием постиндустриального общества.

Работа над понятием:

Постиндустриальное общество – современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой ведущую роль играют информационные технологии. И развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.

(ученики записывают определение в тетради)

Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.

Работа над понятием:

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия.

(ученики записывают определение в тетради)

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.

Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может усиливаться действиями различных структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала необходимость борьбы с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае - угроза применить насилие.

Работа с учебником:

В чем выражается асимметричность процессов глобализации?

(ученики работают с текстом учебника и составляют схему)

Противоречия глобализации


Задание: подтвердить примером существование каждого из названных противоречий

Современное информационное пространство

Символом глобализации стала коммуникация – обмен информацией!

(материал обобщает известные ученикам факты и расширяет их представления о сферах общества).

Работа над документом (стр.90). Ответить на вопросы

Составьте кластер со словом СМИ + заполнение таблицы


Свободное СМИ

1. Свобода слова и свобода информации есть величайшее завоевание человечества, на котором зиждется демократия. Нельзя возвращаться к временам тоталитаризма.

2. Контроль за СМИ со стороны кого бы то ни было приводит к нарушению прав человека.

3. Если телевидение будет действительно свободным, то общество получит трибуну для выражения своего мнения. Все общественные организации и представители разных субкультур должны иметь право высказаться.

4. Контроль за СМИ со стороны рекламодателей и коммерческих структур привел к их однообразию и безнравственности.

1. Свобода СМИ привела к разгулу насилия и безнравственности, росту преступности и суицида.

2. Свобода слова и свобода СМИ не тождественны. Свободное телевидение не возможно в принципе, так если это коммерческий канал, то производство телепрограмм подчинено достижению прибыли, если это государственный канал, то государство будет (хочет оно этого или нет) влиять на суть и форму программ (госзаказ).

3. СМИ являются четвертой властью, государство должно контролировать эту власть, чтобы 1) избежать раскола общества, 2) подрыва авторитета государства и закона, 3) оказывать положительное влияние на формирование сознания подрастающего поколения, 4) использовать СМИ для объединения общества, 5) не допустить вреда, наносимого психике людей.

(учащиеся работают, заполняют таблицу)

Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.

Глобальная информационная экономика

Какие новые качества обрела современная глобальная экономика?

субъект глобальной экономики:

- роль государства в глобальной экономике. Модели взаимодействия государства и экономики

- интеллектуальный капитал. Новые требования к работнику в информационном обществе.

Социально-политическое измерение информационного общество

Может ли существовать информационное общество без государства? (важно подвести учащихся к выводу о взаимосвязи экономической, социальной и политической сфер информационного общества и о возможностях, которые открываются на этом этапе общественного развития перед социумом.

В современном мире формирование информационного общества рассматривается как одно из направлений государственной политики.

Закрепление

В чём выражается асимметричность процессов глобализации

Какую роль в современном мире играет Интернет?

Чем отличаются американская, азиатская, европейская модели экономической политики государства?

Что такое социальна сеть?

(ученики отвечают на вопросы)

Подведение итогов

(заключительное слово учителя и выставление оценок)

Итак, теоретические знания о современном этапе развития общества позволят вам лучше ориентироваться в повседневной жизни: вы получаете возможность увидеть главные процессы развития, такие как глобализация и создание информационного общества. Вы можете дать им оценку, но и осознанно выбрать стратегию своей деятельности, например профессию, отражающую реальные потребности общества.

Домашнее задание

Процессы глобализации прослеживаются в мировой истории от древности до наших дней. Они были связаны с различными политическими и экономическими обстоятельствами и при этом реализовали общее свойство социального бытия – самоорганизацию, в свою очередь способствующую формированию социокультурного пространства в его универсализирующей функции. Важную роль в обеспечении стабильности играла не только социокультурная близость, но и возникавшая благодаря ей инфраструктура. Ретроспективный подход дает возможность исследовать возможные пути и направления глобализации, а также пространственно-трансформативные возможности современного мира.

Можно привести немало примеров успешного приспособления к среде в различных климатических условиях, примеров изобретательности, проявления творческих способностей людей. Но не только природа воздействует на развитие общества. Столь же важны социальные условия существования, которые опосредствованно могут быть связаны с природными. в конце концов, природные богатства привлекают людей даже в районы с суровыми условиями жизни, а стремление к безопасности может подвигнуть народ к переселению в места со столь же неблагоприятными условиями. При этом проявляются потрясающие способности человека приспособиться даже к такой среде. То же можно сказать и по поводу форм социальной организации, которые соответствуют потребностям общества и наиболее адекватно их удовлетворяют.

Собственно, природа таких оценок вполне ясна и связана с эпохой интенсивной европейской экспансии – эпохой колониализма.

Древние империи

Его наследник Камбиз II, завоевав Египет, также принес жертвы египетским богам и исполнил соответствующие обряды. Сохраняя привычный образ жизни покоренных народов, не противопоставляя и не навязывая им своих обычаев, эти цари утверждали свою власть, учитывая местные особенности и блюдя их интересы (История Древнего… 1982: 144–145). Это было началом Ахеменидской державы, покоренной впоследствии Александром Македонским.

Еще более показателен пример империи, выстроенной Александром Македонским. Некогда периферийное Македонское царство распространило свое влияние не только на соседствующие греческие полисы, но захватило Малую Азию, Ближний Восток, Египет, Среднюю Азию и дошло до Индии. Таким образом, Александр связал Средиземноморье и обширные территории Азии в единое пространство, которое в культурном смысле представляло собой объединение в основном индоевропейской ойкумены и медитерранианизацию (Morris 2003) всего этого пространства.

Мировые религии

Интересно, что у основной массы германоязычных народов, не подвергавшихся непосредственному римскому влиянию, католичество реформировалось в различные направления протестантизма. Исключения составляют те германоязычные народы (австрийцы, немцы-баварцы), которые были включены в сферу непосредственного римского влияния. Что касается англиканской церкви, то она подверглась некоторому реформированию, но по ряду установлений занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом.

Однако, несмотря на активную обращенческую деятельность в отношении других народов, христианство осталось по преимуществу европейской религией (включая, конечно, континенты с преобладающим европейским населением). Особый интерес представляют сохранение христианства в Ливане и Сирии, а также в Эфиопии и сохранившаяся в Египте коптская церковь. На наш взгляд, последнее обстоятельство может быть объяснено тем, что Египет времен античности был важнейшим центром раннего христианства. Арабские завоевания (и распространение ислама) коснулись прежде всего севера.

Несмотря на разнообразие внутри мировых религиозных систем, все они образуют общее для каждой из них пространство. Христианство – в основном Европа; ислам – Ближний Восток, Средняя Азия (откуда Поволжье и Западная Сибирь), Северная Африка; буддизм – Восточная и Юго-Восточная Азия. Основные исключения – христиане Филиппин, мусульмане Индонезии и Малайзии, буддисты Нижнего Поволжья. Это говорит в том числе и о важности рассмотрения не только территориального распространения, но и пространства влияния.

Колониализм

Социализм и капитализм

Неоглобализм

И все-таки, резюмируя этот экскурс, можно сказать, что пространственно-трансформативные возможности современного мира остаются далеко не исчерпанными, несмотря на многократно усиливающееся универсализирующее воздействие.

Александрия, древнерусский текст и перевод на современный язык. Изборник. 1969. М.: Худ. лит-ра.

Библия. т. 1. Ветхий Завет: от Бытия до Книги премудрого Иисуса, сына Сирахова. 1990. б/м: Духовное просвещение.

Бромлей, Ю. В. 1973. Этнос и этнография. М.: Наука.

Брук, С. И. 1986. Население мира: этнодемографический справочник. М.: Наука.

Володин, А. Г., Широков, Г. К. 2002. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. М.: ИВ РАН.

Гюйонварх, К.-Ж., Леру, Ф. 2001. Кельтская цивилизация. Спб. – М.: Культурная инициатива – Моск. философ. фонд.

История Древнего Востока. Расцвет древних обществ. 1982. М.: Наука.

История Ирландии. 1980. М.: Мысль.

История Коммунистической партии Советского Союза. 1978. М.: Полит. лит-ра.

Ковалев, С. И. 1936. История античного общества. Эллинизм. Рим. Л.: Соцэкгиз.

Коростовцев, М. А. 1976. Религия Древнего Египта. М.: Наука.

Ксенофонт. 1977. Киропедия. М.: Наука.

Культура Древнего Рима: в 2 т. т. II. 1985. М.: Наука.

Левек, П. 1989. Эллинистический мир. М.: Наука; Вост. лит-ра.

Лингвистический энциклопедический словарь. 1990. М.: Советская энциклопедия.

Лунев, С. И., Широков, Г. К. 2001. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Азии. М.: Academia.

Любимов, Ю. В.

2007. Знание как образ и событие. Философские науки 4: 96–113.

Малая Советская энциклопедия: в 10 т. т. 4. 1930. М.: Советская энциклопедия.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. 1988. М.: Советская энциклопедия.

Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: в 2 т. 1957. М.: Госполитиздат.

Русское православие. Вехи истории. 1989. М.: Полит. лит-ра.

Салицкий, А. И. 2004. Глобализация и регионализация: взгляд из Поднебесной. Экономика развивающихся стран: сборник статей памяти В. А. Яшкина (с.162–180). М.: Гуманитарий.

Тураев, Б. А. 1935. История Древнего Востока: в 2 т. Т. II. Л.: Соцэкгиз.

Фукуяма, Ф. 1990. Конец истории? Вопросы философии 3: 134–148.

Хрестоматияпо истории Древнего Востока: в 2 ч. Ч. 2. 1980. М.: Высшая школа.

Черный, Э. 1997. Греческая грамматика. М.: Православная классическая гимназия.

Черчилль, У. 1991. Вторая мировая война: в 3 кн. Кн. 3 (V). М.: Воениздат.

Широков, Г. К. 2004. Регионализация: новые тенденции мирового развития на рубеже XX и XXI веков. Новая и новейшая история 4: 55–66.

Шукуров, Ш. М. 1999. Александр Македонский и метаистория образа. Чужое: опыты преодоления (с. 33–61). М.: Алетейа.

Шукуров, Ш. М., Шукуров, Р. М. 2001. Центральная Азия. Опыт истории духа. М.: Центр стратег. планирования Оренбургской обл.

Poppe, N. 1959. Ein Mongolisches Gedicht aus den Turfan-Funden. Central Asiatic Journal V: 257–294, Hague – Wiesbaden.

Said, E. 1979. Orientalism. N. Y.: Vintage Books.

[1] Вряд ли возможны точные цифры. Считается, что на Земле живут 3–4 тысячи народов (Народы… 1988). Но сколько их на самом деле, установить невозможно. Только в Новой Гвинее около 700 разных народов, некоторые из них не насчитывают даже десятка человек (Брук 1986).

[10] Ср. различные процессы британской колонизации Индии (первая фактория Ост-Индской компании основана в 1612 году в Сурате) и Северной Америки (первый английский поселок Джеймстаун основан в 1607 году в Виргинии), начавшиеся в одно и то же время.

[11] После мощного подъема коммунистическое движение, несмотря на активную поддержку Коминтерна, стало постепенно уменьшаться. К примеру, германская и чешская компартии к III съезду Коминтерна (1921 год) насчитывали соответственно 500 и 400 тысяч членов, а к 1925 численность КП Германии упала до 114,2 тысяч, КП Чехословакии – до 125 тысяч к 1926 году (Малая… 1930).

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Tell your friends about Wikiwand!

  • Введение
  • Исторические предпосылки
  • Различные трактовки понятия
  • Жизнь в современном глобальном обществе
  • Локальные общества
  • Глобальное хозяйство
  • История идеи глобального общества
  • Зарождение и развитие идей глобального общества в рамках основных мировых вероучений
  • Глобальное общество и проблемы глобализации
  • Империи и глобальное общество
  • Войны в мире и глобальное общество
  • Структура глобального общества будущего
  • См. также
  • Ссылки
  • Примечания

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Читайте также: