Булгаков как драматург кратко

Обновлено: 02.07.2024

Михаил Булгаков – любимый писатель Владислава Дворжецкого.


Булгаков был художником своеобразным, с присущей только ему оригинальной формой письма, с пронзительно зорким взглядом на мир.
Булгаков, несомненно, был реалистом, реалистом до конца. Но в самом восприятии реализма он являлся большим продолжателем пушкинской и гоголевской линии, нежели, скажем, тургеневской. Спокойствие чуждо его произведениям, мир он видел в образах отчётливых, очищенных от мелких деталей.
В созданных им образах необходимые, существенные черты проявляются как бы в преувеличении, чтобы через магическое зеркало искусства стать для читателя и зрителя покоряюще убедительными. Ритм его произведений тревожен, он часто ломается, внезапно взрываясь бурей неожиданных, но вполне оправданных ситуаций. Оттого всё его творчество производит впечатление некоего внутреннего клокотания горячих подземных струй, которые неотвратимо и порой беспощадно вырываются наружу, никогда не оставляя читателя равнодушным и спокойным.

Это вИдение мира Булгаковым ясно сказывалось и в его романах, и в его сатирических произведениях, и в коротких новеллах. Но благодаря такому восприятию действительности именно драматургия стала ему особенно близкой – само существо художника всегда было полно внутреннего стремительного движения.
В области драматургии Булгаков не канонизировал ни одной формы. Ему были одинаково доступны историческая хроника и весёлый водевиль, психологическая драма и остросатирический фарс. Он пользовался приёмами, единственно необходимыми для передачи сжигавшей его мысли.
Великолепный писатель, он владел особенной остротой характеристики, умением легко бросить афоризм, построить сверкающий диалог, повернуть внимание зрителя от только что громко раздавшегося смеха к потрясению. Слово Булгакова – прозрачно, сжато, легко.

Пьесы его являлись как бы сгустком жизни, и за этим куском мы узнавали прошлое и предчувствовали будущее.
Работа с ним была полна творческих споров и волнений. Для того, чтобы побудить Булгакова изменить какое-либо место в пьесе, мало было авторитета режиссёров или желания актёров. Для этого нужно было – даже если речь шла о внешне незначительном куске – прожить, подобно Булгакову, всю линию роли и почувствовать вместе с ним атмосферу сцены или характер переживания героев. Булгаков нелегко сдавался. Каждое слово было им написано потому, что так было внутренне необходимо созданному им образу. И изменить отдельные детали он мог, только окончательно поверив в необходимость этого изменения.
Эта его принципиальность, страстность, как художника, сливалась с горячей заинтересованностью темой пьесы, судьбой театра, воплощением на сцене замышленных им образов. Поэтому-то Булгаков всегда оказывал огромную помощь и актёру, и режиссёру.

на фото - иллюстрация к пьесе "Бег" из этой книги.

Мне нравится Булгаков. Маслобойников может обьяснить это моей ограниченностью. Не думаю, что я один такой, со времени написания его рассказов и романов прошло много лет, а их читают.
Желаю Павлу такого же интереса к его произведениям, как к булгаковским, через лет хотя бы тридцать.

Владимир, Виктор, вы не правы в том, что говорите в рецензии к моей публикации о том, о ком здесь не идёт речи. )))
Булгаков - безусловный Гений в своём искусстве, а Маслобойников выразил свою субъективную точку зрения, которая поклонникам Булгакова совсем не интересна. Так что не надо акцентировать внимание на людях, которые по каким-то причинам не понимают Булгакова. Такие были и всегда будут. )))
Лучше бы вы рассказали о том, что вам больше всего понравилось в творчестве Михаила Афанасьевича и почему.

Светлана, "Мастера и Маргариту" знаю почти наизусть.
Впервые прочитал в начале восьмидесятых, правдами и неправдами купив только что вышедшую книгу.
Чем мне это интересно в "Мастере", "Беге" или в других произведениях - это жизнь человека, его взгляды в сложнейших условиях войны и противостояния с силами мощными и беспощадными.

"Мастер и Маргарита" и "Бег" - это сатирические произведения, но написанные в мистическом стиле, что является новаторством в искусстве, в частности в творчестве Булгакова.

"Бег" послужил основой для фильма Алова и Наумова и стал третьим киношедевром (о трагедии людей, попавшем в водоворот истории) после фильмов "Унесённые ветром" (1939) и "Доктор Живаго" (1965). Так что вы правы! - судьба героев всех этих фильмов интересна и поучительна.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: