Букварь 1 класс план урока

Обновлено: 04.07.2024

Урок литературного чтения в 1 классе

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: общеучебные – осуществлять поиск необходимой информации в тексте и иллюстрации;

логические – осуществлять сравнение названий русских букв и старинных.

Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

- Ребята, мы сегодня с вами окунемся в историю и узнаем много нового и интересного.

- Вы когда-нибудь слышали о таких людях как Кирилл и Мефодий? (Рисунок 1)


- А что вы о них знаете?

(Кирилл и Мефодий были братьями. И чтобы общаться на расстоянии они создали славянскую азбуку, т.е. славянский алфавит).

- А как вы думаете, почему Кирилл и Мефодий назвали свою азбуку славянской?

(Потому что раньше был славянский народ).

- Итак, мы с вами будем говорить о Кирилле и Мефодии, узнаем, что же они сделали для народа.

II. Работа по теме урока.

- А теперь давайте посмотрим на наш учебник, вы видите, что у него название "Русская азбука". Как вы думаете, почему азбуку назвали именно русской?

( "Русская азбука" создавалась в наше время, т.е. русским народом)

- А вы знаете, кто создал ваш учебник?

Чтобы узнать это нам нужно открыть 4-ую страницу, и там мы можем прочитать авторов учебника. (В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова).

Итак, чтобы нам более подробно узнать все о Кирилле и Мефодии, об их словенской азбуке, необходимо открыть учебник на стр.214.

- Я сейчас прочитаю вам текст "Первоучители славенские", а вы внимательно послушайте, потом скажите мне, о чем вы узнали из этого текста.

(Учитель читает текст из учебника, в это время звучит музыка "Былинный наигрыш" Н.Римский-Корсаков).

- В тексте встретится такое слово, как РАВНОАПОСТАЛЬНЫЕ

(Выносится слово на доску)

- Знаете ли вы кого называли равноапостальные?

Равноапостальные - это люди, которые равны перед апостолом.

АПОСТОЛ - это ученик Иисуса Христа, несущий людям его учение (определение взято из словаря С.И. Ожегова).

- Ребята, а кто такой Иисус Христос?

ИИСУС ХРИСТОС - это сын божий, который пришел на землю в облике человека, который создал землю и небо.

(Чтение текста учителем).

- Что нового вы узнали из этого текста?

(Кирилл и Мефодий были учениками Господа и Иисуса Христа. Написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры).

- Теперь прочитайте этот текст шепотом и постарайтесь найти такие предложения, которые можно отнести вот к этой иллюстрации. (Рисунок 2)


III. Физкультминутка (зрительная гимнастика).

IV. Продолжение работы по теме.

- Скажите, кто написал первую учебную книгу?

Чтобы узнать это, нам нужно открыть учебник на стр.216.

- Сейчас я вам прочитаю текст "Первый букварь", а вы послушайте его внимательно.

(Слова выносятся на доску).

- Кто такой первопечатник?

(Это человек, который впервые ввел книгопечатание).

- Что такое молитва?

(Это определенный текст, который читают при обращении к богу и к святым верующие).

(Чтение учителем текста "Первый букварь").

- Что нового вы узнали из этого текста? Кто написал? Когда написал?

- Чем заканчивался первый букварь?

(Молитвами и поучениями).

- Сейчас еще раз прочитаю поучение, а вы скажите, чему оно учит?

(Это поучение учит тому, чтобы "дети слушались своих родителей и тогда будут долго жить на земле").

- Ребята, а как вы думаете, наша азбука отличается от старой, от древней азбуки?

- Конечно, на протяжении многих лет азбука менялась. Например, Лев Николаевич Толстой создал свою азбуку, которая состояла из 35 букв. Если рассмотреть их, то можно увидеть, что некоторые буквы отличаются от наших современных букв.

(На доске выставка книг разного года издания).

- Давайте посмотрим на доску. Здесь стоят книги. Они расположены по возрасту от самых старинных книг до нашего современного учебника. Как вы видите это буквари и азбуки.

(Учитель демонстрирует ученикам книги, листает, показывает иллюстрации).

- Какую информацию они содержат?

- Чем похожи азбука и букварь?

(Они похожи содержанием).

- Правильно, они похожи содержанием, т.е. служат для изучения букв.

V. Физкультминутка.

- Кто из вас знает современный алфавит?

Давайте с вами поиграем в такую игру: сейчас я буду показывать буквы - если покажу букву, обозначающую гласный звук - вы хлопайте в ладоши, если согласный звук - попрыгайте.

VI. Продолжение работы по теме.

- Давным-давно Кирилл и Мефодий писали на свертках бумаги, и теперь нам необходимо эти свертки прочитать, но они написаны славянскими буквами, нужно соотнести их с нашими русскими буквами. Для этого нам необходимо разделиться на шесть групп.

VII. Работа в группах.

(Дети работают по заданию учителя: соотносят буквы славянского алфавита с современным. Их ответы учитель вывешивает на доску.) (Рисунок 3-8).







VIII. Подведение итогов урока.

- Давайте вспомним, что мы изучали сегодня на уроке.

(На доске записаны слова)

- Что вы о нем узнали?

Кирилл и Мефодий

- Что нового вы узнали о них?

- О чем вам "говорит" это число?

- А теперь немного поиграем.

IX. Физкультминутка.

Игра называется "Японская машинка". Вы, наверное, все знаете, что японские вещи очень хорошие и удобные, но если вещи ломаются, то их уже не наладить. Итак, чтобы играть в эту игру необходимо знать движения и алфавит. Что бы не запутаться в алфавите у вас на столах лежат листочки с правильным произношением букв (Приложение 1). А движения вот такие (хлопок в ладоши, хлопок по коленкам, щелчок пальцами). Повторяйте за мной. Машина заведется тогда, когда все будут выполнять правильно эти движения. Теперь на каждый хлопок в ладоши мы по очереди будем называть буквы, в алфавитном порядке. Я начинаю.

X. Рефлексия

- Наш урок завершился. Чему он вас научил? Кто из вас захотел еще больше узнать о нашем алфавите? Спасибо большое за работу на уроке. Вы сегодня молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Приветствует учащихся, настраивает на работу.

- С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
А проснуться и вставать!

Дети: Приветствуют учителя, самостоятельно организуют свое рабочее место.

Мотивация познавательной деятельности, разминка

Учитель: Настраивает на познавательную деятельность.

- О каких двух братьях-мудрецах мы говорили на предыдущем уроке?

- Что мы о них знаем?

Ученики: Отвечают на вопросы учителя.

- Кирилл и Мефодий

Актуализация необходимых знаний и выход на тему

Учитель организует фронтальную работу по систематизации знаний детей.

- Какой вклад они внесли в развитие славянской культуры?

- Сколько было букв в первой славянской азбуке?

На доске кириллица. Читает стихи:

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.

Учитель: Предлагает упражнения на развитие речевого аппарата.

А) Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

Б) Набрать в рот воздух и перемещать его вверх и вниз.

Закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую.

Работа над пословицей.

– Прочитайте предложение (с побудительной интонацией, с вопросительной интонацией).

Азбука – к мудрости ступенька.

– Как называется это предложение?

– Кто знает, что такое пословица?

Издавна пословицы способствовали обогащению языка.

– Запишите пословицу в тетрадь.

- А теперь, кто скажет, как называется учебник, по которому мы учимся читать?

Раньше ваши родители, наши предки учились читать по учебнику.

- Как назывался этот учебник, кто знает?

- Правильно. Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?

– Кто из вас слышал о том, когда и кто написал первый русский букварь?

Деятельность учеников: - ответы детей. Дети слушают учителя. Выполняют упражнения. Отвечают, что пословица – это краткое произведение народного творчества, которое используется для яркой характеристики разных сторон жизни.

Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Федоровым….

Работа по теме урока

Учитель проводит выборочное чтение текста на стр. 88.

Задает вопросы. - Сколько было букв в кириллице?

- А сколько букв в русской азбуке?

- Сколько из них гласных? Согласных?

- На какие две группы можно разделить все гласные буквы?

- Какие буквы и в каких случаях обозначают два звука?

- На какие группы можно разделить согласные буквы?

– Что интересное и новое узнали из данного текста?

– Когда был напечатан первый букварь для русских людей?

– Кого называют первопечатником?

– А где сейчас печатают книги?

– У кого дома есть компьютер?

Можно ли напечатать книгу на нем?

– Как строятся все буквари и азбуки. Найдите ответ в тексте и прочитайте.

– Как мы с вами называем буквы алфавита?

Как раньше их называли?

– Чем заканчивался русский букварь?

– Как вы думаете, каково было назначение букваря.

Я – букварь, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.

Предлагает оценить свою работу.

Деятельность учащихся: Слушают текст в чтении учителя. Отвечают на вопросы. Читают текст. Повторное чтение текста. Читают текст по цепочке. Самооценка.

Физкультминутка

Учитель: Проговаривает текст и показывает движения

Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья,
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь.

Учащиеся: Повторяют текст и выполняют движения за учителем.

Продолжение работы по теме урока

Учитель: – А вы знаете, сколько букварю лет?

Читает стихи, рассказывает про букварь.

Учились все по мне и встарь,
Я – книга школьная – букварь.
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки

Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про реки, звуки и моря –
Не обойтись без букваря.

– Из года в год, из века в век учились читать по букварю русские люди. Но не все люди могли научиться читать, не все дети имели возможность учиться. Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать, просто не обойтись.

Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы учителя. Слушают текст в чтении учителя.

Итоги урока. Рефлексия деятельности

Учитель: Предлагает учащимся вспомнить, какая задача ставилась в начале урока, предлагает оценить свою работу на уроке. Организует беседу, почему допущены ошибки, какой материал усвоен недостаточно хорошо, какие умения необходимо отработать.

Учащиеся: Сами оценивают свою работу, анализируют степень усвоения материала (поднимают зеленые или красные карточки настроения), подводят общий итог урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты. Личностные: Проявляют интерес к культуре своего народа. Метапредметные: Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте и иллюстрации; логические – осуществляют анализ содержания текста. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Предметные: Осознанно и выразительно читают познавательный текст; объясняют смысл непонятных слов с помощью словаря, обращаясь к помощи учителя, этимологии слова (кого мы называем первоучителем).

Оборудование: азбука, лента букв, презентация.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Фронтальная беседа. Слайд1

– Как называется государство,
в котором мы живем?

– Какой город является столицей нашей Родины?

– Сегодня на уроке мы узнаем для себя много нового из рассказа и иллюстрации, будем учиться работать с энциклопедией.слайд2

4.Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Рассказ о славянских просветителях с опорой на иллюстрацию.Слайд3

– Кого называют первоучителями словенскими?

– За что Кирилла и Мефодия называют апостолами?

– Какой праздник отмечается 24 мая?

– Составьте рассказ о Кирилле и Мефодии по материалу энциклопедии.

5.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

- Как назвал свой букварь Иван Фёдоров?
Рассмотрите буквы древнерусского алфавита. Слайд 7
Поработайте в парах: обсудите и сравните современную азбуку и буквы древнерусского алфавита, красным карандашом обведите исчезнувшие буквы.

Читайте также: